На литии стихиры, глас 1: Господа сил, давшаго нам крепость,/днесь, людие, прославим:/Сей бо Бог наш,/и не вменится ин к нему,/Сей подъят нас и не возвеличи укорившия ны./Бог сый мира, Отец щедрот,/благослови достояние Свое миром./Сей Царь царствующих,/Моисеем сохранивый люди израильтеския/и ныне всесильною десницею избавивый от бед Россию,/Тому всегда славу и честь принесем. Таже святому, глас 4: Да веселится днесь новый Израиль о сотворшем его,/и сынове Российстии да возрадуются/о князе своем, благоверном Александре Невском:/се бо царскою диадимою/венча его Царь царствующим. Аще нами и владычествуеши,/благоверный княже Александре,/обаче раба Божия тя именуем,/Егоже, владычествуя, нам Господа своего исповедал еси,/Емуже послужил, от Негоже и услышал еси:/благий рабе, добрый и верный,/вниди в радость Господа твоего. Прельстишася фарисее, глаголюще:/кто от князь верова в Онь?/Се бо благоверный князь Александр Невский/верова во Иисуса распятаго,/и благочестием угоди ему,/и восприят спасение вечное. Воистинну верный и мудрый строитель/был еси, Александре,/егоже постави Господь/над рабы Своими, Российскими народы;/блажен еси, ибо, во время кончины твоея/пришед к тебе, Господь/обрете тя добре творяща/и над всем имением на Небеси постави тя. Слава, глас 1: Возвеселитеся днесь, Российстии народи,/ликовствуйте, Начала и Власти:/се бо плоть от плоти/и власть от власти вашея,/благоверный князь Александр Невский,/ликует со Ангелы на Небеси/и всех своих сродников и властей и под властию сущих/на духовное созывает торжество,/о всех молится ко Господу. И ныне, глас 5: Видехом, Боже, славу Твою,/видехом чудеса Твоя, явившаяся в нас:/ужасается ум воспомянути бедствия,/яже всесильною Твоею десницею отвратил еси./Не точию бо сильнии отвне сопротивнии,/торжествующе многим своим обучением/и пред причастники тогожде искусства/непобедимыя себе вменяюще,/но и внутрь многая злая обыдоша нас,/смятения от всезлобных мятежников,/многое кровопролитие простирающих./Подвижеся всему сопротивное сердце Авессаломле,/не токмо дела отеческая тщащееся опровергати,/но и здравия его ищущее./Но не зде предел обстоящих ны лютых:/возмутиша противник/еще христоненавистный язык исмаильтеский./О, коликих злых избавил еси нас,/непостижимый в делех Твоих Владыко!/Слава убо Тебе да будет,/вся премудре строящему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но не Сванидзе и Млечин, а «свидетели обвинения», профессиональные русские историки Данилевский и Пивоваров поразили в этой передаче своими «научными открытиями». Если для гражданина США Пайпса, Познера, Лунгина и многих из тех, кто сегодня представляет либеральную мысль в российской политике и журналистике, помраченность сознания и неадекватный взгляд на Русскую историю объясним природной, врожденной ненавистью к «проклятому прошлому этой страны», то Пивоваров и Данилевский руководствуются, похоже, лишь своими либеральными убеждениями. Эксперты Млечина еще раз доказали, что для русского либерала ненависть и презрение к родной стране гораздо важнее исторической правды. Было полное впечатление, что Пивоваров и Данилевский или не слышат сами себя, или часто просто не осознают, что сказали несколько минут назад. Ну ладно Млечин и Сванидзе... Но то, что мы услышали из уст «свидетелей обвинения» больше всего напоминает ненаучные фантазии из «альтернативной истории» и «новой хронологии» Фоменко и Носовского. На лицах их оппонентов профессоров Ужанкова и Горского порой возникало настоящее изумление. Действительно, слышать от своих коллег, историков-профессионалов вместо научных аргументов идеологические камлания - по крайней мере, странно. Самое выдающееся открытие сделал профессор Пивоваров. Мы услышали настоящий шедевр либеральной мысли. «Богомерзкий Сталин создал отвратительный культ Александра Невского и лживый миф о нем. До революции этого не было», - торжественно заявил профессиональный историк. «Таких людей, как Александр в то время было - пруд пруди. И никакого особенного влияния этот князь не оказал на развитие событий», - утверждал Пивоваров. Но в то же время, словно не слыша себя, Пивоваров, а вместе с ним и прочие обвинители, дружно заявили: «Именно Невский и заложил основы самодержавия, деспотизма, полицейского государства». И, оказывается, князь Александр Ярославич виноват в том, что либералам не удалось осчастливить народ в феврале 17-го года. «Именно Невский виноват, что к власти в стране пришли большевички», - гневно провозглашали либеральные историки.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

В Новгород Александр прибыл зимою с полками суздальскими и присоединил к ним дружины новгородские. Ясно было, что, несмотря на суровое время года, князь отправляется в поход, но – куда? Этого никто не знал. «Не ведяху, кде князь идет...» 297 Ходили слухи, может быть, и намеренно распускаемые, что дело идет о войне с чудью, как русские называли финнов, но наверное никто ничего не мог сказать. Александр, видимо, скрывал цель предприятия, на что, разумеется, он имел свои причины. В самом деле, можно было опасаться, что, узнавши о трудностях дальнего похода, новгородцы, несмотря на присутствие представителя высшей духовной власти, выкажут нежелание следовать за князем и подвергаться всем предстоявшим лишениям. Не менее важно было и от врагов скрыть конечные цели похода. Окончив приготовления и по своему всегдашнему обыкновению помолившись у св. Софии, Александр приказал войскам выступать к Копорью. Митрополит также шел с войском... В Копорье князь остановился, чтобы дать необходимый отдых войску ввиду предстоявших ему трудов. Здесь только все узнали, что пойдут в Финляндию, что князь вознамерился покарать шведов в их собственных владениях. Немедленно среди буйных новгородцев начались волнения. Многие из них по торговым делам, конечно, посещали Финляндию и были знакомы с этой страной. Зачем было идти в эту «страну озер» и чародеев, где высятся гранитные скалы, горные цепи, поросшие лесами «дремучими», где завывают ветры «буйные», где в бесчисленном множестве затрудняют путь болота «стоячие» и озера «бурные», где реки «свирепые» шумят водопадами, где царствуют туманы непроглядные? Что делать в этой стране вечного мрака в зимнее время, когда не отличить дня от ночи во время короткого тусклого просвета? Чем воспользоваться в этой стране с ее скудной, однообразной растительностью, с жалкими деревушками, ютящимися в прогалинах лесов по берегам рек, состоящими из изб-землянок, похожих на шалаши? Правда, шведы, покоряя эту страну, постоянно готовы нападать и на новгородские земли, но разве не миновала опасность? Разве одни приготовления Великого Новгорода не устрашили дерзких врагов? Такие толки раздавались по лагерю, смущая и суздальские полки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Русские, по словам немецкого историка, бежали, «отчаянно пришпоривая и прихлестывая своих лошадей, и лес оглашался стонами и проклятиями». По пятам бежавших немцы 133 , не теряя времени, устремились к Пскову. Измученные псковичи, не имея времени перевести дух после поражения, не могли защищаться. С ужасом смотрели они на лагерь неприятелей. Кругом горели неукрепленные местности, селения и храмы Божии. Наконец псковичи, после недельной осады, сдались немцам, которые и вступили в обладание всеми землями, принадлежавшими псковичам 134 . То был громкий успех! Весть о нем быстро распространялась, и новые толпы текли из Западной Европы для продолжения столь успешно начатых завоеваний. В то время как многие из несчастных псковичей бежали из родного города с своими семействами и появились в Новгороде, прося крова и защиты, новгородцы с ужасом узнали, что немцы напали уже на новгородские области. Намерение врагов овладеть Новгородом было очевидно. Забирая новгородские земли, немцы в то же время жестоко опустошали их. Поселяне с жалобами сбегались в город. «Не на чем орать по селам» 135 . Успехи немцев были быстры и решительны. Овладевши новгородскими пригородами, неприятели показались в местности, непосредственно прилегающей к Новгороду, не далее 30 верст, и хватали новгородских и приезжих торговцев 136 . Что же знаменитый невский герой, князь новгородский?! Отчего он допустил врагов причинить так много зла его землям? Увы, его в это время не было в Новгороде. Несмотря на все его высокие и благородные качества, несмотря на укоренившуюся к нему любовь народа, несмотря на славу, покрывшую его после Невской победы, неблагодарные новгородцы не могли ужиться с ним в мире. Даже в виду страшной опасности от врагов, они не могли отстать от своей привычки к мятежам и волнениям. Скоро они заметили, что их молодой князь, начав править самостоятельно, обнаруживает не одни только блестящие качества полководца, но твердую волю и сильный ум правителя: усвоив себе взгляды отца, деда и прадеда, он, очевидно, начал выказывать стремление положить конец внутренним смутам и бестолковому кричанию на вечах, производящему лишь «разньствие в братии».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Но среди печали и слез о почившем, без сомнения, не раз возникала в голове Александра мысль о предстоящем ему великом служении, и решение его родителя оставить его в более или менее близком будущем самостоятельным князем в новгородской земле не могло быть для него неожиданностью. «Ежели бесспорно, – говорит историк, – что обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь в молодости, имеют большое влияние на образование нашего характера, то несомненно, что Александр Невский твердостию воли, обдуманным и постоянным преследованием раз принятой цели, уменьем видимо уступать, выждать время и действовать решительно, когда этого требуют обстоятельства, вполне обязан своей постоянной новгородской жизни в молодости. Здесь Александр по необходимости должен был приучить себя к постоянной осторожности, к неусыпному надзору за своими поступками и к уменью достигать своих целей, не раздражая противников и в то же время не поблажая их своеволию. Ибо в Новгороде он жил как бы между двух огней, т. е. завися с одной стороны от непреклонной воли отца, постоянно стремившегося развить княжескую власть в вольнолюбивом краю, и с другой – от свободной воли новгородцев, хорошо понимавших виды Ярослава и старавшихся по возможности отстоять свою самостоятельность и народную независимость. Отец требовал безусловного исполнения своих приказаний, явно противных новгородцам, а Новгород хотел, чтобы его князь был в согласии с интересами и волею народа. Не исполняя отцовских приказаний, Александр лишался его поддержки и не мог жить в Новгороде; исполняя же их, он рисковал не только утратить любовь народа, но даже лишиться свободы или подвергнуться оскорбительному изгнанию, чему примеров так много видел между своими предшественниками. Но Александр умел так хорошо поставить себя и так мудро приноровиться к обстоятельствам, что и отец оставался им доволен, и новгородцы не восставали на его распоряжения. «Нет сомнения, что Александр первые годы своей жизни в Новгороде, будучи еще малолетним, не мог сам управлять народом, и за него правили отцовские бояре, его пестуны, под руководством и при деятельной помощи самого Ярослава; следовательно, все успехи за это время принадлежат собственно Ярославу и его боярам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

А мы, оставшиеся, не порабощены ли горьким рабством от иноплеменников?.. Мы и хлеба не можем есть в сладость. От воздыханий и печали сохнут кости наши. Что же довело нас до этого? – Наши беззакония и наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность». «Господь навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя гнев Бога нашего... Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычею меча; тела преподобных иноков брошены в добычу птицам; кровь отцов и братьев наших, как вода обильная, напоила землю. Исчезла крепость наших князей, военачальников; храбрые наши бежали, исполненные страха, а еще более братьев и чад наших отведено в плен. Поля наши поросли травою, и величие наше смирилось, красота наша погибла, богатство наше досталось в удел других, труды наши достались неверным. Земля наша стала достоянием иноплеменников... Свели мы на себя гнев Господа, как дождь с неба, подвигли на себя ярость Его, отвратили от себя великую Его милость... Отступим от всех злых дел, от разбоя, грабительства, пьянства, скупости, обиды, воровства, лжи, клеветы, резоимания (ростовщичества)» 315 . Так смотрели наши лучшие люди того времени на постигавшие русскую землю бедствия, такими же мыслями руководился, без сомнения, и благоверный князь, стоявший во главе русского народа в то тяжкое время, смиренно признавая в грозных испытаниях проявление Высшей Воли и лишь заботясь о том, чтобы тяжкие удары окончательно не сломили народных сил. В числе земель, подвергшихся исчислению, не упомянуты северные области: Новгород и Псков. Но перепись и там, как увидим ниже, была уже решена и только отложена до поры до времени. Приднепровье оставлено без исчисления, вероятно, по его запустелости, вследствие татарских погромов и непрестанных литовских набегов. «Жителей везде мало, – писал папский посол, проезжая близ Киева, – они истреблены монголами или отведены в плен». Из общего исчисления исключалось православное духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Ах, под этим взглядом нераскаянные грешники должны вопить: «Горы, падите на нас, скалы, скройте нас от лица Правосудного Бога» (ср. Откр. 6, 16 ). Один генерал был посажен в тюрьму по какому-то недоразумению. Сидя в тюрьме, он заметил, что в двери его камеры проделано маленькое отверстие, и через это отверстие постоянно был устремлён на него глаз часового, следящий за каждым его движением. Мысль об этом глазе не давала ему покоя ни днём, ни ночью. Он знал, что на него постоянно смотрят, за каждым его движением следят. Взгляд этот давил его, как кошмар. А между тем, генерал не сделал ничего такого, что могло бы заставить его бояться присутствия свидетеля. Нет! Сила Божия Всемогущая, Всеведущая, а сила человеческая – ничто. Итак, культ силы человеческой и даже силы бесовской должен пасть, разбиться, упраздниться пред Великой силой Божества. Слава долготерпению Твоему, Господи! Слава силе Твоей, Господи! Слава Тебе, Боже, во веки. Аминь. Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте, Едина Ты в скорбех утеха, моя радосте, Рцы души моей: «Твое есмь Аз спасение, Очищение грехов и в рай вселение». Мне же Тебе Богу благо прилеплятися, От Тебе милосердия надеятися, Никто мне в моих грехах грешному поможет, Аде не Ты, о, преблагий Иисусе мой Боже! Хотение мне едино с Тобой быти, Даждь ми Тебе, Христе, в сердце носити, Изволь во мне обитати, благ мне являйся, Мною грешным и недостойным не возгнушайся. Исчезе в болезни живот мой без Тебе, Бога, Ты мне крепость, здравие и слава многа, Радуюся аз о Тебе и веселюся, И Тобою во вся веки, Боже, хвалюся». 41 «Бог не в силе, а в правде», – воскликнул однажды великий русский полководец святой князь Александр Невский. Пред лицом смертельной угрозы, когда немецкие рыцари стальной лавиной двигались на русских, Александр Невский надеялся на то, что правда должна непременно победить. Ведь они начали эту кровавую бойню. Ведь русские совсем им плохого ничего не сделали, так что же они своей немецкой «свиньёй» лезут на святую Русь?! Благоверный князь с небольшим, плохо вооружённым войском, выступил на защиту родной земли. Он знал, что немцы вмиг его «сотрут» в порошок сталью, огнём и железом. И от русских не останется ни одного солдата. Но здесь вот и решила исход битвы не сила оружия и воинства человеческого, а Правда Божия и всесильная Небесная помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Страшные волнения в городе не прекращались. Разгорелась вражда богатых и бедных. Поводом к этой вражде послужило то обстоятельство, что татары при раскладке и сборе дани не принимали во внимание достатка плательщиков, а считали только число душ в каждом семействе. Понятно, что для богатых граждан гораздо удобнее было согласиться платить сравнительно легкую для них дань, чем подвергаться риску при нашествии потерять все. Они старались склонить народ к покорности. – Своим сопротивлением вы наведете гнев ханский на город. Припомните, как вся русская земля, кроме нас, ополчалась на татар. Что ж, разве устояла она? Что сталось с Киевом, Владимиром и другими городами? Вы хотите, чтобы и с Новгородом было то же самое!? Разве хватит наших сил? Ведь вместе с своими полчищами хан пошлет против нас и все русские полки. – Вы боитесь нашествия, потому что у вас много всякого добра, а нам терять нечего! Разве это – правда, что окаянные берут одинаковую дань с богача и бедняка? Что легко богатому, то смерть бедняку! Вы сохраните свои богатства, а мы должны для этого продать свободу новгородскую и принять тяготу на себя и на детей наших! Да не будет этого! Лучше смерть, чем позор! Умрем честно за св. Софию и за домы ангельские! Кто добр, тот по св. Софии и по правой вере! 346 Между тем татарам наскучило вынужденное бездействие, и они объявили новгородцам: «дайте нам число или мы убежим!» 347 Бояре старались отговорить их от бегства и решились было ударить на толпу, но в конце концов и у них недостало единодушия. Многие ужаснулись при мысли пролить кровь граждан в защиту «сыроядцев». Общее горе превозмогло все разногласия, и к концу дня все пришли к единодушной решимости сложить свои головы у св. Софии... Несчастный город сам обрекал себя на погибель. Александр решился поразить воображение народа решительным шагом: из городища, где он находился вместе с ханскими послами, в город пришло известие, что князь внезапно удалился вместе с татарами. Отъезд Александра подействовал на толпу, как неожиданный громовой удар: новгородцы поняли, что доблестный князь, которому интересы Новгорода не менее дороги, в гневе предоставлял их собственной участи и всем последствиям ханского гнева. Они вдруг почувствовали себя осиротелыми. Ужас охватил всех... То обстоятельство, что князь на этот раз даже не счел нужным обратиться к гражданам с увещанием, но молча и грозно удалился, ясно говорило новгородцам, что пора для всякого рода переговоров миновала. Ставши на краю бездны, новгородцы опомнились и поспешили заявить князю, что согласны допустить исчисление. Александр немедленно возвратился с татарами. Мертвая тишина водворилась в недавно еще столь шумном городе, точно траур надел на себя Великий Новгород. Молча, но со злобой в душе, смотрели граждане, как «начаша окааннии ездить по улицам, пишуще домы христианскыя». Спокойно окончив перепись, татары удалились 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

При участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Москве открылась историко-документальная выставка «Герои-казаки на службе Отечества» 24 ноября 2021 г. 15:35 23 ноября 2021 года в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) прошла научная конференция «Герои-казаки на службе Отечества», а также состоялось открытие одноименной историко-документальной выставки. Организаторами выступили РГАСПИ, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством , Федеральное архивное агентство, федеральные и региональные архивы при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы. Целью выставки является экспонирование документов, раскрывающих роль казачества в войнах, которые вела Россия в XIX — первой половине XX вв. Наибольшее внимание уделяется событиям, имевшим переломное значение для истории России: Отечественной войне 1812 года, русско-турецким войнам XIX века, Русско-японской войне 1904-1905 гг., Первой мировой войне 1914-1918 гг., Польско-советской войне 1919-1921 гг., Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Одной из главных задач научных мероприятий стало сохранение и популяризация героического наследия предков-казаков. «Детей необходимо воспитывать на образах героев. Среди наших предков мы можем встретить немало легендарных имен: Дмитрий Донской, Александр Невский, атаман Матвей Иванович Платов. Для казаков издревле героическими примерами становились святые люди — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, благоверный князь Александр Невский и многие другие. Нам важно популяризировать героизм и жертвенность, особенно подрастающему поколению», — отметил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . С приветственными словами и докладами в рамках научной конференции выступили около 30 общественных деятелей, священнослужителей и ученых, предлагая участникам взглянуть на события истории казачества с разных точек зрения. Среди участников: верховный атаман «Союза казаков-воинов России и Зарубежья» Николай Дьяконов, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, представители научного сообщества, казачества, студенты столичных и региональных учебных заведений.

http://patriarchia.ru/db/text/5865872.ht...

— Расскажите, пожалуйста, о лекторах, которые у вас выступят. — Лекторы у нас выступят очень интересные, среди них доктор исторических наук Р.А. Соколов, который является директором Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и специализируется именно на личности Александра Невского, является одним из лучших специалистов по этой теме в исторической науке сегодняшней России. Также выступят два замечательных лектора из Московского государственного университета — кандидаты исторических наук А.В. Лаушкин и А.Е. Тарасов. Все они принимали участие в создании интернет-сайта, посвященного Александру Невскому, презентация которого состоится в мае. — В своем интервью сайту Богослов.ru Вы рассказали о том, что интернет-сайт «Александр Невский» будет интересен молодежи, кроме текстового, фото- и видео-форматов будет много интерактива. Расскажете поподробнее? — Разделы сайта «Александр Невский» будут очень оригинальными и нестандартными. Посетители смогут увидеть географические объекты времен Александра Невского и сопоставить их с нынешними, проследить линию жизни князя, увидеть события мировой истории XIII века. Всю информацию будет дополнять серия инфографики, которую можно будет свободно скачать и использовать даже в учебных целях. Один из блоков — своего рода интерактивный музей с изображениями вещей, сохранившихся с эпохи XIII столетия, которые можно будет приблизить и рассмотреть детально. На сайте будет много интерактивных тестов. Также пользователи смогут принять участие в историческом квесте, им будет предложено одеть русского и других воинов в соответствующую амуницию XIII века. И это далеко не все. Не хочется раскрывать все подробности, пусть что-то останется сюрпризом. — На чем следует молодым людям, студентам делать акцент, знакомясь с жизнью святого Александра Невского? — В Вашем вопросе прозвучало фраза «святого Александра Невского». В этой связи я бы хотел отметить, что наш сайт ориентирован на широкую аудиторию, не только на православных людей. Мы рассматриваем личность благоверного князя Александра Невского с разных сторон, есть конечно и тема святости, но это лишь часть. Личность Александра Невского уникальна и в некотором смысле универсальна, поэтому она — для всех жителей России, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности. Князь был выдающимся государственным деятелем XIII века. В его время было принято решать вопросы силой, огнем и мечом преодолевать государственные проблемы, он же проявлял удивительное миролюбие. Хотя, как мы знаем, ему приходилось сражаться, и он не проиграл не одной битвы, но акцент в своей политике он делал все-таки не на войне, а на мире. Это очень важный опыт для нас сегодня.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010