Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный текст: «Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр ( Ин.18:10 ). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисуса носили ножи... и когда они… отвечали: “вот, здесь два меча”, тогда Он сказал им: “довольно” ( Лк.22:38 ). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что Он будет предан» 537 . А где возможно предательство, там нужно и оружие. Сказано: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» ( Иер.48:10 ) С другой стороны, словами: « взявшие меч, мечом погибнут » – Господь разрешил и самооборону, и ведение войны с напавшими оккупантами. Ибо этими словами – « взявшие меч » – обрекается Господом на смерть начавший войну агрессор, а словами: « мечом погибнут » – благословляется защита Отечества с оружием в руках. Именно так и понимал их, эти слова, святой благоверный князь Александр Невский. Перефразируя эти слова Христа, он однажды изрек: «Кто на Русь с мечом, пойдет от меча и погибнет» . То есть: не нападай – и останешься жив! В Послании к Римлянам апостол Павел признает право за светской властью иметь армию и надзирающим за порядком органам власти носить (то есть и применять) оружие. При этом они, представители власти, называются Божьими слугами. Сказано: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:3–4 ). И далее мы читаем: Мф.26:53–54 . «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?». Действия апостола Петра осуждаются как несвоевременные, но не как преступные. В связи с чем святитель Иоанн Златоуст и пишет: «Поэтому-то Христос и упрекает Петра, и притом со страшной угрозой, за то, что он употребил меч в отмщение пришедшему рабу, хотя он поступил так горячо в защиту не самого себя, а своего Учителя» 538 . Словами: « или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? » – Христос поясняет, что Бог не нуждается в защите человеческой, но скорее наоборот…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время. Ответ на вопрос современных исследователей: как объяснить тот феномен, что образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти уже свыше семи столетий, несмотря на то, что трактовки данного образа на протяжении этого времени неоднократно и основательно менялись? – заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф. 7: 24–27). Камень же этот – Христос! «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16). И еще: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2: 7–8). «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс. 67: 36). Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас! Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 1// Соловьев. С.М. История России с древнейших времен. Т. 3. Гл. 3// . Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии// http://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf . Кучкин В.А. К биографии Александра Невского//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед. М., 1985.; Насонов А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. статей. М.; Л., 1966.;Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М., 1956.; Шаскольский И П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978.; Андреев А.Р. Князь Довмонт Псковский.

http://pravoslavie.ru/48583.html

На той самой реке Неве, на берегах которой некогда подвизался св. Александр, потому и называемый Невским, красуется теперь Петербург, столица нашего Государя, и там возвышается трон его. Таким образом, где один (Александр Невский) подвизался, там другой, его потомок, царствует. Один положил основание, а другой на этом основании воздвигает высокое здание народного могущества, свободы и величия. б) После поражения шведов на реке Неве святый Александр Невский одержал блистательную победу над немцами. Немцы уже овладели было многими русскими областями на западе, поставили своих наместников в русских городах. Но, вот, является князь Александр Ярославич, сначала нападает на немецкие области, а потом и на главную немецкую рать. Господь и здесь благословил оружие Своего избранника; Невский герой нанес немцам решительное поражение, выгнал их наместников из русских городов и так доставил русскому народу торжество, а у немецкого надолго отбил охоту нападать на русские земли. Эти немцы со всеми своими владениями входят теперь в состав русского государства и находятся под державою нашего Государя. в) Но святый Александр Невский не был только героем на поле брани... В то тяжелое время свирепые татары опустошили и подчинили себе Русь. Что же делает св. Александр, победитель шведов, немцев и литовцев, полный любви к отечеству и юношеских сил! Если бы в нем была только отвага, то он, конечно, бросился бы на татар, как и на немцев. Но в нем было еще и разумение воли Божией и смирение пред карающей десницей Господней. Татарское нашествие и татарское владычество – это были такие бедствия, которых нельзя было отвратить человеческими силами. «Это гнев Божий. С Богом никто не в силах спорить. Если Он восхотел покарать, то кто может избавить, кроме Его Самого? Сохраним в непорочности святую веру, и тогда Он умилосердится и после времен уничижения и стыда пошлет нам дни величия и славы». Так рассуждал святый Александр Невский и после славных побед над шведами, немцами и литовцами отправился на поклон к татарскому хану. Он склонил пред ханом свою славную главу и уничижил себя за свой народ, отрекся от своего геройства, отложил свою доблесть воинскую и явил высочайшие добродетели христианские – самоотречение, смирение, покорность воле Божией. Невозможно сказать, как труден, велик и свят был этот подвиг!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть Президентская библиотека приглашает принять участие в квиз-турнире, посвящённом Александру Невскому 17.04.2024 37 Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки Президентская библиотека выступает соорганизатором проведения Всероссийского открытого квиз-турнира «Жизнь как подвиг. Александр Невский». Мероприятие состоится 20 апреля 2024 года с 10:00 до 18:00 (по московскому времени) в онлайн-формате, сообщает пресс-служба Президентской библиотеки. Александр Невский – великий князь, во время правления которого Русь отстояла свою независимость от Западной Европы и Востока. Его называют одной из ключевых фигур в истории становления российской государственности. Александр Невский жил во времена, когда Русь – некогда могущественное государство, – находилась в состоянии раздробленности. Однако, несмотря на все сложности, князю удалось объединить русские земли в единое централизованное государство. Святой благоверный князь, полководец Александр Ярославич Невский за свою жизнь не проиграл ни одного сражения и смог сохранить Русскую землю в условиях татаро-монгольского нашествия. Он канонизирован русской православной церковью как святой. Жизнь и деятельность великого князя служит прекрасным образцом глубокой государственной мудрости, труда, энергии и самопожертвования. Для подготовки вопросов квиз-турнира Президентская библиотека предоставила документы и материалы, посвящённые князю Александру Невскому. Электронные копии печатных изданий и видеолекции представлены на портале Президентской библиотеки в коллекции Александр Невский (1221–1263) , куда также вошли исследования, очерки, биографии, жития, речи, архивные и изобразительные материалы. Основная цель квиз-турнира – вовлечение участников в активную поисковую деятельность, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы, побуждение к изучению исторической литературы и расширение знаний об отечественной и мировой истории. Мероприятие направлено на повышение уровня знаний учащихся благодаря знакомству с малоизвестными фактами и редкими документами, а также осмыслению найденного материала и поиску правильного ответа на поставленные вопросы. Квиз-турнир позволит выявить и поддержать одарённых и талантливых учащихся.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/17/...

Виктор Саулкин: «История о том, как святой благоверный князь Александр российского либерала обидел» 20.03.2013 11:20:32 Виктор Саулкин Запись передачи на радио «Радонеж»   Основатель «полицейского государства» Еще в XIX веке было замечено, что российский либерал от либерала европейского отличается, прежде всего, ненавистью к своей стране и редкой глупостью. Если английский, немецкий или французский либерал, несмотря на свои политические пристрастия, любит свою родину, то российский либерал свое Отечество презирает и желает все в нем «перестроить». С молотком, мастерком и циркулем в руках. В ХХ столетии, в феврале 17-го года, российский либерал получил возможность осчастливить Россию. Но тут же подтвердил свою непроходимую глупость и ненависть к родной стране. Доказав, что он при этом еще и невероятно труслив и, как каждый трус, склонен к мелким пакостям. Либералы, получив власть над Россией в феврале 17-го года, так допекли всех, что народ уже в октябре не стал защищать их от большевиков. Многие решили, пусть будет все, что угодно, лишь бы не видеть больше у власти этих проходимцев. С тех пор либералы упорно жалуются на Русский народ, который по своей «темноте и рабской природе» оказался не готов, да и недостоин того счастья, которое свалилось на его голову в лице «просвещенной и европейски образованной» либеральной власти. В конце ХХ века либералы вновь захватили власть над Россией. И выяснилось, что либерал к тому же необыкновенно мстителен и злопамятен. Ненависть и презрение к «темному народу», который вечно мешает либералу перестроить Россию, не становятся меньше, несмотря на тот жестокий и беспощадный погром Российской государственности, который они неутомимо продолжают уже в XXI веке. В передаче Сванидзе «Суд времени» мы имели возможность наблюдать , как историки либеральных взглядов выплескивали свои обиды не только на «рабский народ» и «тысячелетнюю традицию деспотического правления» в «этой стране», но и нашли виновника всех русских бед и несчастий. Либералы, наконец, определили того, кто мешает им осчастливить «этот» народ. Виновником провала всех либеральных проектов в России оказался св. блгв. князь Александр Невский. Именно благоверный князь, по мнению российских либералов, основал «полицейское государство», с которым им, бедным, приходиться бороться и в XXI веке.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

Святой благоверный князь Александр Невский был именно таким правителем, и Господь споспешествовал ему. Имея горячую веру, твердую надежду на помощь Божию, он не побоялся, будучи 20 с небольшим лет отроду, возглавить дружину, которая должна была остановить шведские войска, вошедшие в устье реки Невы и угрожавшие всей Новгородской земле. Он не побоялся встретить грозного врага, во много превосходящего по силе, на льду Чудского озера, — ливонских рыцарей, закованных в броню. И на Неве, и на Чудском озере он победил, хотя было мало надежд и никто не верил, что этот совсем молодой человек, неопытный, не владеющий полководческим искусством, не имеющий надежного войска, сумеет победить. Но, отправляясь на рать, святой благоверный князь Александр, выходя из Софийского собора Новгорода, сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, а в правде». Защищая правду своего народа, он победил; и не только управлял войсками, но и сам, взяв в руки меч, шел впереди войска своего, участвовал в единоборствах и одолел грозного предводителя шведского воинства — не только в переносном смысле, как полководец, но и в прямом — в открытом бою. Затем святой благоверный великий князь должен был решить самую главную задачу — не допустить нового вторжения монгольских завоевателей на Русскую землю, особенно на север Руси, который местами оставался свободным от оккупации. Александр, несомненно, понимал всю стратегическую важность этих территорий, куда устремился народ из центральной, южной, юго-западной и западной Руси — из тех мест, которые мы сейчас называем Беларусью, Украиной, югом России. Люди устремлялись на север, зная, что там безопасность. В этих местах созревала мощь нашего народа и нашего государства, и нужно было всеми силами предотвратить преждевременное нашествие врага. И Александр смиренно идет в Орду, склоняется перед ханом, принимает его волю и, возвращаясь, продолжает ему служить, вызывая нарекания и обвинения со стороны своего народа. Многие называли его предателем, многие считали, что настало время дать битву. Но Александр, зная военное и экономическое состояние Северной Руси, понимал, что этого делать нельзя: нужно было время для накопления материальных средств, для создания войска, для воспитания людей, которые были деморализованы поражениями, падением Киева и других великих русских городов.

http://patriarchia.ru/db/text/2635938.ht...

«В современных условиях жесткого прагматизма очень важно сохранить духовную нить, дающую возможность человеку остаться нравственной личностью. Именно сейчас так важно задуматься о том, какое огромное влияние на человечество оказало христианство, — говорится в приветственном слове В. Гусакова. — В Древней Руси оно оказало влияние на различные стороны как государственно-правового, так и социального строя. Перестроило языческую семью на начала христианской нравственности, оказало определяющее влияние на культуру, просвещение и формирование мировоззрения населения. Многие исторические личности того времени оставили выдающийся след в истории христианства и судьбе славянских народов. Одним из них является святой благоверный князь Александр Невский». «Князь Александр Ярославович принадлежит к числу тех великих людей в истории, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход истории на многие столетия вперед», — отметил В. Гусаков. Модератором круглого стола выступила заведующая кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин кандидат исторических наук доцент Валентина Теплова. В круглом столе приняли участие представители Минской духовной семинарии и Минской духовной академии, Института истории НАН РБ, Института социологии НАН РБ, Минского государственного лингвистического университета, Республиканского института высшей школы, Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, Брестского технического государственного университета, Российского государственного социального университета в Минске, Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова, Российской академии наук, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Ростовского государственного медицинского университета, клирики Белорусского экзархата. В ходе заседания прозвучали доклады «Родственные, культурные и политические связи Полоцких и Владимиро-Суздальских князей», «Первый православный храм Минска по данным археологии», «Митрополит Кирилл и его усилия по возрождению церковной жизни на Руси после монголо-татарского нашествия», «Александр Невский: элиты Руси в период кризиса», «Святой благоверный князь Александр Невский и возрождение русской государственности» и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5860779.ht...

Святой благоверный князь Александр умер рано, в сорок с небольшим, но, как я сказал, уже в двадцать он стал блестящим полководцем, причем не только умевшим водить войска, но и не боявшимся обнажать свой меч. Именно так на реке Неве исход битвы был предрешен моральной победой над врагом, ибо юный Александр в единоборстве схватился с предводителем шведов, могучим рыцарем, закованным в латы, и победил его. Вот эта доблесть, вера в Бога, двигавшая им, беспредельная верность Отечеству своему и стала причиной того, что сегодня Александр Невский признан нашими людьми, отделенными от него многими столетиями истории, именем России. И очень важно, чтобы здесь, в Балтийске, на западном порубежье страны нашей, главной базе Балтийского флота, был храм, посвященный этому великому святому и герою земли Русской. Верю, что здесь будут молиться военные моряки-балтийцы — молиться по примеру своих благочестивых предков, впитывая в сознание свое, в сердце свое величайший пример любви к Отечеству, беззаветного служения, жертвенности, мудрости и силы, явленный Александром Невским. Но Александр Невский является также примером для любого человека — не только во власти пребывающего и не только защищающего Родину, ведь его молитвами сохраняется земля Русская. Мы и называем его святым благоверным князем, потому что ныне он предстоит Лицу Божиему и молится за всех нас. Обращаясь сегодня к святому благоверному великому князю Александру Невскому, мы просили его, чтобы он защитил землю Русскую от нашествия иноплеменных, от междоусобной брани, от внутренних конфликтов и разделений, преодолению которых он отдавал всю свою жизнь, понимая, что только в единстве — сила страны, сила народа, сила государства. Пусть святой благоверный князь Александр Невский приклонит и к нашей Калининградской земле свою милость, поможет людям преодолеть взаимное отчуждение, конфронтацию, объединиться, стать сильными, — потому что не может быть слабым народ наш, живущий на этом порубежье. И верю, что его молитвами после освящения сего благолепного святого храма мало-помалу будет изменяться и жизнь Балтийска, который достоин лучшей участи — и не только потому, что это центр и база Военно-морского флота, не только потому, что это самая западная точка на нашей карте, где расположены значительные социальные и промышленные объекты, но в первую очередь потому, что не может быть слабым и неразвитым регион, который является лицом нашего Отечества. А потому я призываю всех вас, дорогие балтийцы, трудиться, созидать свой город, чтобы своей красотой, развитой промышленностью, инфраструктурой, комфортными условиями жизни он являл пример благополучия нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/1646308.ht...

Если захотят наказать страну и народ - зашлют такого, как Горбачев. Вот из моих комментариев к другим статьям: Все в марионеточном русле истошных речитативов отечественных телевизионных и масс-медийных голов, произносящих ритуальные заклинания о " соответствии мировому опыту " с последующим битьем головой в качестве доказательства большого ума и эрудиции[...] Да, есть чему полезному учиться. Да, можно сотрудничать со здоровыми силами на благо России. Но зачем же повторять " подвиги " Горбачева и закладывать душу? Пора прекратить пустозвонство " мировой опыт, инвестиции, инновации, модификации, модернизации, партнеры, друзья, коллеги, евро ..., hightech и т.д. " , что есть уже даже не бессмыссленная горбачевская болтовня " перестройка-ускорение " , а некий гипертрофированный бред, далекий от любой предметной области, далекий от политики и наносящий прямой ущерб достоинству страны. Только у нас могут всю дорогу делать такое, взывая при этом к благосклонности иностранного общественного мнения, и лебезить перед иностранными " партнерами " ... Это не есть ум, это НЕ ЕСТЬ ПОЛИТИКА. Это губительно. Такого нигде нет. Пора включить здравый смысл и поставить все с головы на ноги. Ведь у нас пока у столь любимого " мирового опыта " , от которого " никуда не деться " , смогли перенять лишь счета, особняки, мерседесы и всю остальную помойку (вот уж, действительно, " никуда не деться " !), никоим образом не подвигнув себя на главное: в первую очередь в новых условиях учиться и учиться, как это делали все достойные наши предки, начиная с Петра и Ломоносова - вот они-то в истории и остались! И пора защищать свой народ, как это делали Св.благоверный князь Александр Невский, Св.благоверный князь Дмитрий Донской, Александр Суворов и другие русские подвижники и герои. Защищать, а не разрушать. Что, собственно, и делает весь мир - вот тут и надо перенимать " мировой опыт " , равно как вспоминать и свои собственные исторические опыт и корни. Но тогда милости и подачек от Forbes не жди. А Александр Невский ждал?

http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/21/vs...

Помочь «Правмиру» Фонд EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Новости Власти Выборга запрещают исторический фестиваль, усмотрев в нем пропаганду Тевтонского Ордена 17 апреля, 2013. Новостная служба ‘Тевтонский орден’ — исторически сложившаяся враждебная структура для Руси, с которым героически сражался Святой благоверный князь Александр Невский… В этой связи пропаганда Ордена путем проведения его массовых мероприятий представляется непатриотичным’, — говорится в тексте письма. 17 апреля. ПРАВМИР. И.о. главы администрации Выборга Алексей Туркин направил обращение директору Ленинградского областного музейного агентства, в котором заявил, что власти выступают против проведения в городе исторического фестиваля «Рыцарский замок» из-за нарушений со стороны организаторов, сообщает РИА Новости . Фестиваль «Рыцарский замок», посвященный годовщине Невской битвы 1240 года, проводится с 1996 года и является одним из крупнейших в стране. Он согласовывается с музеем «Выборгский замок». За всю историю фестиваля нареканий со стороны районных властей не было. Организатором фестиваля является клуб «Тевтонский орден». «Устроителями мероприятия с 2011 по 2012 годы не было направлено ни одного предусмотренного законом уведомления в адрес администрации МО «Город Выборг», — сказано в обращении. Автор письма указывает, что очередное проведение фестиваля планируется с 26 по 28 июля, о чем власти города не оповещены. Также в письме говорится про отсутствие безопасного размещения гостей мероприятия. По мнению Туркина, также «вызывает озабоченность политическая некорректность проводимых мероприятий». «Тевтонский орден» — исторически сложившаяся враждебная структура для Руси, с которым героически сражался Святой благоверный князь Александр Невский… В этой связи пропаганда Ордена путем проведения его массовых мероприятий представляется непатриотичным», — говорится в тексте письма.

http://pravmir.ru/vlasti-vyborga-zapresh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010