По заявлению нашего выдающегося современного литургиста проф. Дмитриевского «без определённого и ясного решения – что такое студийский Синаксарь, или Устав и каковы его отличительные особенности – дальнейшая работа над исторической судьбой нашего типикона невозможна» 1726 . До работ проф. Дмитриевского представителем студийского устава считался Алексеевский Устав; таков взгляд покойных профф. нашей Академии Горского, Мансветова, Голубинского 1727 . Дмитриевский выступил с тезисом, что этот устав вовсе не есть собственно студийский, а ктиторский, составленный, как и все ктиторские типиконы, из разных элементов и лишь между прочим из элементов студийского строя 1728 . Два-три года назад тезис Дмитриевского по- —250— лучил специальное обоснование в исследовании прот. Лисицына «Первоначальный славяно-русский типикон», где утверждается, что Алексеевский Устав имеет столько же близости к уставу Студийскому, сколько и к уставу Великой Церкви и к разным другим 1729 . Таким образом, мы лишаемся единственного памятника, который представлял бы нам полный студийский строй службы. Но против тезиса Дмитриевского и Лисицына решительно восстал проф. Скабалланович, который в рецензии на кн. Лисицына отстаивает старый взгляд на Алексеевский Устав, как на студийский 1730 . Моя книга в этом учёном споре вносит данные, утверждающие старую позицию, занятую теперь Скабаллановичем. Против положений Дмитриевского и Лисицына, Скабалланович высказывает, прежде всего, то априорное соображение, что ктиторы-авторы ктиторских типиконов могли лишь записывать существующий богослужебный строй, но не могли создавать, сочинять свой собственный. Установленный в моей книге тезис даёт фактическое обоснование априорного предположения Скабаллановича: Алексеевский Устав, как и другой ктиторский же типикон – Евергетидский, действительно воспроизводят действующую общемонастырскую константинопольскую практику. Если, продолжает далее проф. Скабалланович, патриарх Алексей записал уже действующий богослужебный строй, то это строй, несомненно, был студийский, так как патриарх Алексей был из экклесиархов студийской обители и в самом Константинополе во второй половине XI века, (как видно из дела получения устава на Руси преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оказалось: 1 . Уставные Чтения в строе богослужения представляют вовсе не второстепенный, несущественный, малозначительный элемент, как это кажется с точки зрения действующей практики, а один из крупнейших, первостепенных элементов, существенно связанный с организмом богослужебного строя и имеющий специально-дидактический характер. 2 . Каждое из основных разветвлений Церковного Устава —244— и богослужебного строя имеет свою определённую по строю и составу систему чтений, фиксирующую лишь нормальный minimum четьего материала, но оставляющую maximum на произволение настоятеля и в зависимость от местных условий 1724 . 3 . Системы чтений всех уставов при всех своих различиях находятся в несомненном сродстве 1725 , имеют общую основу, восходящую к самому началу христианского богослужения. В частности непосредственные главнейшие результаты моих изысканий заключаются в следующем. 1 . Анализ системы чтений двух единственных полных представителей константинопольских ктиторских типиконов – Алексеевского 30-х годов XI столетия и Евергетидского половины XII ст. открыл замечательнейший литературный факт: оказалось, список и расписание четьих произведений Алексеевского Устава почти полностью и в неизменном виде входит в состав такого же списка и расписания Евергетидского Типикона, образуя в нём основное примитивное ядро. 2 . Изучение греческих и славянских списков Иерусалимского Устава показало, что все списки воспроизводят, с небольшими лишь вариантами, один и тот же список чтений, а не каждый свой особый, как предполагали доселе историки древней письменности. Выделив путём сравнительного анализа варианты отдельных греческих и славянских списков Иерусалимского Устава, мне удалось реконструировать первоначальный список чтений первооригинала всех наличных списков Иерусалимского Устава, первооригинала, принадлежащего ко второй половине XII века. 3 . Сравнив этот реконструированный мною список чтений литературного первооригинала Иерусалимского Устава с —245— ранее установленным общим ядром списков чтений Алексеевского и Евергетидского Уставов, я открыл, что список чтений Иерусалимского первооригинала относится к этому общему ядру как ещё более примитивное, но несколько усложнённое основное ядро. Выделив элементы усложнения, я получил возможность приблизительно реконструировать это примитивное ядро трёх уставов, значительно предшествовавшее выросшей из него общей примитивной основе Алексеевского и Евергетидского Уставов, и потому очевидно возникшее не позже второй половины X века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оправившись немного от болезни, Ольга Васильевна не только не изменила своего желания посвятить себя Богу, но тотчас же решилась обратиться за советом к настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины схимонахине Марфе, зная по слухам о богоугодной ее жизни и о строгих правилах устава, соблюдаемого в Алексеевской общине. Письмо, писанное Ольгой Васильевной по этому случаю, не дошло до нас; но из следующего письма настоятельницы схимонахини Марфы видно, какое живое участие приняла в судьбе Ольги Васильевны почтенная настоятельница, которая сама когда-то, презрев всю славу мира и любовь родительскую, также тайно ушла из родительского дома. Письмо схимонахини Марфы в ответ Ольге Васильевне. Письмо твое я получила, чрез которое усматриваю, что совет мой вам приятен, чтоб в девстве жизнь свою провождать. О сем по премногу порадовалась, что есть в вас еще память Божия; да, если бы многие рассмотрели краткость века сего и на какой конец мы созданы, то есть не на временное здешнее пребывание, но на вечное и бесконечное житие, в усыновление и наследие небесного царствия, то, конечно бы не столь стремились к здешним временным мнимым утехам. Подлинно, мой друг, мнимые только радости века сего, а сами по себе никакого добра не имеют; но, если небесного восхощешь поискать, то воистину найдешь и временное спокойствие души и будешь свободна от многих печалей. Когда замуж сама не пожелаешь, и родители тебя к тому принудить не могут. Так, конечно, тебе, мой друг, советую не налагать на себя оковы сии нерешимые, а свободной быть к шествию в путь Божий; а на мирские советы, пожалуй, не полагайся, а имей в памяти Жениха небесного всегда и Святых Божиих, как они старались всегда в угодность Божию пожить, оных в пример себе бери. Мирская речь: дух-де бодр, а плоть немощна; но, если их спросить: к чему сие слово следует Христа Спасителя и на какой конец сказано, то не могут ответствовать. Христос Спаситель во время страдания Своего, когда молился в вертограде и видел Апостолов Своих сном отягченных, понеже естество немощное плоти требовало сна, на сие изволил сказать: дух бодр, а плоть немощна, что побдети с Ним и помолитися не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Подмосковье умер заболевший коронавирусом настоятель Никольского храма 2 ноября, 2020. Новостная служба Протоиерей Вадим Елисеев служил в деревне Алексеевское Солнечногорского района 2 ноября. ПРАВМИР. Клирик Московской (областной) епархии протоиерей Вадим Елисеев умер 1 ноября от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Об этом сообщили в рабочей группе при Патриархе Кирилле. Священник скончался на 63 году жизни. Он был настоятелем Никольского храма деревни Алексеевское Солнечногорского района. Отец Вадим родился в 1958 году в Минске. В 1965 году его семья переехала в Подмосковье, где он окончил среднюю школу, а позже — Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза. По окончании института работал переводчиком с немецкого языка. С 1988 года будущий священник проходил послушания чтеца, певчего, пономаря в храмах Москвы и Подмосковья. В 1996 году был рукоположен в сан диакона и направлен для служения в Троицкий храм города Сходни. В 2001 году отец Вадим окончил Коломенскую духовную семинарию. В разные годы служил в Петро-Павловском храме в Химках, в Спасской и Казанской церквях, а также Никольском храме Солнечногорска. В 2008 году был назначен настоятелем Покровского храма деревни Новая, в 2016 году — настоятелем Никольского храма деревни Алексеевское. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 февраля, 2024 30 января, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 9 февраля, 2024 30 января, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-podmoskove-umer-zabo...

3) История, под которой понимается описание скверных жизней разных негодяев королей, императоров, диктаторов, военачальников, то есть извращение истины, и 4) венец всего – бессмысленные, глупые предания и догматы, которые дерзко называют законом божиим» (Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. Т. 22. Дневники. 1895–1910. М., 1985. С. 194). С.Ф. Воспоминания о женском Ермоловском училище в Москве//Русская школа. 1892. 5–6 (май-июнь). С. 58–59. Гарусов И.Д. Провинциальные училища в 30-х и 40-х годах [XIX в.] (Воспоминания прежнего гимназиста)//Русская школа. 1910. 4 (апрель). С. 10–11. Лесков Н.С. Владычный суд. Быль (Из недавних воспоминаний)//Лесков Н.С.Собр. соч. в 11 томах. Т. 6. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 125. Нестор (Анисимов Н.А.) [митрополит]. Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. 192 с. Волков С.А. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2000. С. 59–60. Макаров М. Из жизни православной Москвы: Воспоминания православного христианина. М.: Галактика, 1996. С. 45–47. Евдокия, игуменья. Воспоминания об о. Сергии Щукине//Вестник РСХД (Париж). 1977. 122. С.185–194. Петров З.С. Картинки прошлого. Воспоминания ученика быв[шего] Саратовского городского Александровского ремесленного училища, ныне профтехшколы имени А.В. Луначарского. М.- Саратов, 1930. С. 8. Отчёт о состоянии церковных школ Саратовской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1913–1914 учебный год/[Саратовский Епархиальный наблюдатель священник Владимир Знаменский]. Саратов, [Б.г.]. С. 45. Из протоколов педагогических советов Камышинской Алексеевской женской гимназии от 27 октября 1911 г. и 12 сентября 1913 г.//ГАВО. Ф. 304. Оп. 1. Д. 18. Л. 49, 182 об. Из протокола заседания Педагогического Совета Камышинской Алексеевской женской гимназии от 8 января 1913 г//Там же. Л. 131. Из протокола педагогического совета Камышинской Алексеевской женской гимназии от 16 октября 1913 г.//Там же.

http://bogoslov.ru/article/1689400

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Подмосковье могут быть закрыты все православные негосударственные приюты и гимназии 07.04.2007 В Московской области разворачивается кампания по закрытию православных образовательных негосударственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявил 6 апреля директор Свято-Алексеевской гимназии в деревне Ольсово Дмитровского района Максим Лесков. Он сообщил, в частности, что областное министерство образования своим письмом от 19 марта в подведомственные учреждения " противозаконно ввело запрет на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в православные общины " . В письме министерства, в частности, отмечается, что участившиеся в 2005-2006 годы случаи устройства таких детей в церковные приюты " нередко приводят к созданию проблемных ситуаций " в вопросе защиты детских прав, " в том числе жилищных, их дальнейшего жизнеустройства, финансового обеспечения " . В письме также называется " недопустимым " факт передачи ребенка под опеку " с фактическим проживанием ребенка вместе с опекуном (попечителем) в учреждениях при храме " . Данное письмо, отметил М.Лесков, " фактически было воспринято на местном уровне как директива, имеющая целью административный запрет деятельности негосударственных православных образовательных учреждений для детей-сирот " . По мнению собеседника агентства, выпущенный подмосковными чиновниками документ может теперь привести к череде " гонений " и принудительных закрытий православных приютов, ставших сегодня, по его выражению, " форпостом грядущей России " . Содержание письма, по словам директора Свято-Алексеевской гимназии, " дискриминирует, порочит честь и достоинство Русской православной церкви " и противоречит Конституции России, гарантирующей " равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии " . Реакция областного профильного министерства на заявление директора Свято-Алексеевской гимназии пока не известна. ИНТЕРФАКС/Седмица.Ru Редакция текста от: 07.04.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2727.html

Духовные школы Маньчжоу-го В настоящее время растет интерес к истории и судьбам русской эмиграции на Дальнем Востоке, в частности, в Маньчжурии. Одним из малоизученных и интересных вопросов в этой области является история Духовных школ в Маньчжурии в период существования империи Маньчжоу-Го. Вопрос о необходимости открытия в Харбине Духовной Семинарии неоднократно поднимался в правлении и среди администрации Реального училища при Свято-Алексеевской церкви в Модягоу. Лишь подготовка в 1937 году правительством Маньчжоу-Го реформы русских школ (предполагалось разделить школы на три ступени: народную, повышенную и высшую народную; такая реформа в корне подрывала традиции русской школы и вызвала критику в харбинских русскоязычных периодических изданиях ) предоставила возможность серьезно заявить о необходимости открытия Православной Семинарии. С начала 1938 года в средних учебных заведениях Маньчжурии были закрыты 1-й приготовительный, 2-й и 4-ый классы и вышло распоряжение об окончании учебного года к марту с тем, чтобы установить новый учебный год с 1 января по 31 декабря. Таким образом, прежние средние учебные заведения постепенно закрывались, и русские школы в Маньчжурии вступали в новый период своего существования. Согласно новым правилам Реальное училище при Свято-Алексеевской церкви было поставлено перед необходимостью закрытия. Для сохранения Реального училища как учебного заведения было решено преобразовать его в народную и повышенную школу при Свято-Алексеевской Церкви. Митрополит Мелетий, епархиальный совет и родители воспитанников училища 20 декабря 1937 г. возбудили перед властями соответствующее ходатайство о сохранении училища. Приказом Харбинского городского управления за 536 ходатайство было отклонено. Вскоре после этого собрание администрации училища, правления и представителей духовенства во главе с владыкой Мелетием приняло решение обратиться от имени правящего архиерея Харбинской епархии к министру народного благополучия в столицу Маньчжоу-Го Синьцзин (Чанчунь).

http://pravoslavie.ru/40029.html

Таков характер перевода Евангелия в собственноручном списке святителя Алексея. Тем же характером отличается этот список и в переводе Апостола. Относительно первых пяти посланий св. Апостола Павла это подробно показано в нашем исследовании: «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в. М. 1879. См. и наше издание: Древне-славянский Апостол. Послания св. ап. Павла по основным спискам четырех редакций рукописного славянского апостольского текста с разночтениями из пятидесяти одной рукописи Апостола XII–XVI вв. Вып. 1. Послание к Римлянам. Сергиев Посад, 1892. И в Апостоле Алексеевский список в немногих относительно случаях совпадает с древним переводом юго-славянской редакции, а также второй, древнерусской, отличаясь вместе с ним, и от нынешнего печатного текста; в большинстве же случаев Алексеевский список представляет исправления древнего перевода, принятый в нынешний печатный Апостол. Вместе с тем не мало имеет Алексеевский список и личных, только ему принадлежащих особенностей перевода, не встречающихся в предшествующих ему славянских списках и не принятых в нынешнюю печатную Библию . Дословная верность и близость к греческому тексту и здесь составляют отличительную черту перевода святителя Алексия. Труд святителя Алексия – келейный, и самим трудившимся не предназначался для распространения и церковного употребления Понятно после сего, что на современные и ближайшие славянские списки Евангелия и Апостола он не оказал видимого влияния. В том же XIV веке у нас совершено еще новое исправление евангельского текста (список четвероевангелия Московской Синодальной библиотеки, 1383 г., писанный в Константинополе, – это – четвертая редакция славянского Евангелия), и в широких размерах предпринято и совершено на юге славянства в Болгарии, по почину последнего болгарского патриарха Евоимия, и в Сербии исправление священных и богослужебных книг (т. н. Терновские и Ресавские изводы). Списки Евангелия и Апостола этих изводов пришли к нам, как надобно думать, вместе с митроп. Киприаном, и значительно переработанные под влиянием и по требованиям тогдашнего русского языка, распространились у нас в огромном множестве (русско-болгарские списки, пятая редакция Евангелия и четвертая Апостола), вытеснив предшествовавшие неисправные, хотя по старине и драгоценные списки. Алексеевским же списком Нового Завета воспользовались в XVII в. московские исправители славянской Библии во главе с Епифанием Славинецким, а по всей вероятности обращались к нему и последующие исправители, заимствуя отсюда чтения, которые и остались в нынешней печатной Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Покорило зрителей эффектное появление семьи: иерей вместе с супругой выехали на сцену на мотоцикле 29 ноября. ПРАВМИР. Многодетная семья священнослужителя из Татарстана Ильи Маташова победила в XII Республиканском конкурсе красоты материнства и семьи «Нечкэбил». Всего в финале конкурса соревновались 12 конкурсантов. Они принимали участие в различных мероприятиях, многочисленных интернет-голосованиях, конкурсах рисунков и т. д. В итоге члены жюри единогласно признали семью Маташовых победителями наравне с семьей Галимовых из Богатых Сабов. Фото: tatarstan-mitropolia.ru Как сообщает пресс-служба Татарстанской митрополии, выступление семьи Маташовых называлось «Русь колокольная» — в нем рассказывалось о значении колоколов, как лично для их семьи, так и для России в целом. Для выступления руководитель молодежного отдела Алексеевского благочиния Ирина Маташова пригласила лидеров православной молодежи из Болгара и Казани. Ребята продемонстрировали показательный бой, символизировавший объединящую силу колокольного звона в те минуты, когда Отечество находилось в опасности. С помощью двух звонниц, специально привезенных из алексеевского храма, юные звонари Георгий Курятников и Антон Тарасов познакомили публику с колокольными переливами. Фото: tatarstan-mitropolia.ru Девочки из хореографического коллектива «Виктория», олицетворявшие собой народные традиции, стали танцевальным дополнением выступления семьи. Сотрудники православного молодежного отдела «Свет миру» в образе церквей представляли на сцене духовное начало. Кроме того, на сцене была импровизированная выставка колокольчиков, часть из которых позже была подарена членам жюри. Покорило зрителей эффектное появление семьи: иерей Илья Маташов, являющийся лидером объединения «Мотобратия во Христе», вместе со своей супругой Ириной выехали на сцену на мотоцикле. Вслед за ними вышли их дети в сопровождении православных байкеров. Фото: tatarstan-mitropolia.ru Депутат Государственного Совета Татарстана Рима Ратникова призналась, что впервые в истории конкурса одинаковое количество баллов в самой главной номинации «Алтын Нечкэбил» набрали две участницы — Ирина Маташова из Алексеевского и Гульнара Галимова из Богатых Сабов.

http://pravmir.ru/mnogodetnaya-semya-svy...

Упомянутые Челышевы, строители популярной гостиницы и бань " Челыши " в Театральном проезде, где потом Савва Мамонтов возвел свой " Метрополь " , обитали здесь недолго. Они владели домом по Б.Алексеевской улице, а в 1835 году его купила у них вдова Семена Алексеева - основателя известной промышленной династии, которая дала К.С.Станиславского и его родственника, знаменитого московского городского голову Н.А.Алексеева. Именно с этой фамилией связаны главные вехи истории старинной Алексеевской слободы. Самое удивительное, что поселение здесь Алексеевых никак не связано ни с местной церковью,- она появилась задолго до того - ни с самой слободой. Ученые называют это совпадением, но, изучая историю, трудно с этим согласиться, - таких совпадений не бывает. Алексеевы не были старообрядцами, как их соседи Морозовы и не тяготели к этому району, близкому к Рогожской слободе. Напротив, они почитали соседний православный храм, освященный во имя небесного покровителя их рода, и когда в 1898 году он обновлялся, Алексеевы принимали в этом самое горячее участие. Еще основатель этой династии Алексеевых, прадед Станиславского, начал почин благотворительности и пожертвовал крупную сумму на нужды народного ополчения в 1812 году, а его фамилия была даже выгравирована на мраморной плите благотворителей храма Христа Спасителя. Он обосновался здесь, в тихом купеческом районе на Таганке после пожара Отечественной войны. В огне сгорела его золотоканительная фабрика " волоченого и плащеного золота и серебра " , производившая тончайшую парчовую нить, из которой делали и парчу, и облачения священнослужителей, и придворные мундиры с дорогим золотым шитьем. Спрос на эту продукцию, разумеется, был так велик, что со временем золотоканительная фабрика Алексеева стала крупнейшим предприятием России в этой области, а фамилия Алексеевых - символом крепости, надежности и успеха. А потом именно на их фабрике был впервые применен метод гальванического покрытия проволоки благородными металлами, и с 1909 года здесь стали выпускать провода и кабели. Ныне это - Московский кабельный завод " Электропровод " на М.Алексеевской улице, действующий в том же старинном здании.

http://pravoslavie.ru/96.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010