Большую радость св. Мартину доставляло также поэтическое творчество. В его стихах явно чувствуется влияние Вергилия. Он писал стихи, обращаясь с поучениями ко всем людям. Гекзаметры святого Мартина говорят о влиянии не только Вергилия, но и галлоримского поэта Сидония Аполинария. (+480–490). В трапезной Думийского монастыря была одна надпись, написанная почти словами святого Аполинария. Вергилиевском гекзаметром написана эпитафия святого Мартина самому себе. Она начертана на стене собора в Браге: " Родился в Паннонии, и вдохновляемый Провидением приплыл через буйные моря сюда, в галисийскую землю, которая приняла меня в свое лоно. Я был посвящен во епископы здесь в твоей церкви, о славный исповедник Турский. Восстановил веру и благочиние и, исполнившись решимости следовать твоим стопам, я, твой слуга, который носит твое имя, но недостоин тебя, отдыхаю здесь в мире с Богом " . Так он напомнил о своем почитании святителя Мартина Турского. Святой Мартин Думийский преставился 20 марта 580 года. Он так прославился своими подвигами евангельской проповеди, что святитель Григорий Турский, его современник, не мог дать счета его добродетелям и чудесам и составил похвалу апостолу свевов. На Десятом Толедском Соборе святитель Мартин был причтен к лику святых. Его восхваляет святой Григорий Великий. Друг святителя Григория Турского Венанцио Фортунато, также совершавший паломничества к мощам св. Мартина Турского, сначала монах, а затем епископ Пуатьерский, вдохновенный поэт, был также другом и святого Мартина Думийского и написал в честь его возвышенное стихотворение, в котором есть такие слова: Спасенная Галисия рукоплещи новому Мартину который стал твоим апостолом Он добродетелями подобен Петру, богословием Павлу Он принес тебе защиту от Иакова и Иоанна Он пришел из Паннонии, из части Квириния И излечил свевскую Галисию Пять лет спустя после смерти святителя Мартина пало от рук победоносной армии вестготского короля арианина Леовигильда свевское королевство. Как писал позднее Святитель Исидор Севильский: " Исчезло свевское королевство, которое перешло к готам, и просуществовало, как считается 177 лет " .

http://pravoslavie.ru/1710.html

Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 1882 г. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 1882 г. В 1791 г. К. получил заказ на постройку ц. св. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе в Москве (ныне ул. А. Солженицына), ставшую самой известной его работой. Вкладчиком храма был живший по соседству купец и впосл. городской голова В. Я. Жигарев. Храм строился до 1806 г., и многие детали убранства остались незавершенными из-за смерти К. По преданию, образцом для постройки был собор св. Павла в Лондоне (1675-1708, архит. К. Рен). Сходство с прототипом касается в основном венчающей части: храм св. Мартина Исповедника стал первым в Москве, увенчанным большим куполом на высоком световом барабане по типу собора св. Петра в Риме (1506-1626), в подражание к-рому и был в свою очередь выстроен собор в Лондоне. Крупная 4-столпная 5-главая церковь в основе имеет двухосно-симметричный план. Прямоугольный, слегка вытянутый с востока на запад объем дополнен полукруглыми выступами на востоке и западе и прямоугольными лоджиями на севере и юге. Первоначально предполагалось сделать план квадратным, но по требованию духовенства проект был изменен, и алтарь сделали «круглообразным». Для симметрии на западе появился полукруглый притвор, соединенный узким переходом с 3-ярусной колокольней, увенчанной шпилем и являющейся высотной доминантой композиции. Нижний ярус колокольни крестообразный, 2 верхних - цилиндрические, перекликаются с мощным центральным барабаном, увенчанным высоким куполом с люкарнами и главкой-фонариком. По углам барабан уравновешен 4 малыми купольными главами на цилиндрических тамбурах. Трапезная отсутствует; эта деталь, как и размер храма, его 4-столпная структура, весь облик - довольно необычны для приходских церквей и более характерны для крупных соборов. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2010 г. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Но труды святого Мартина не исчезли. Он успел насадить в сердцах свевов добрые семена христианской веры, а всего несколько лет после покорения свевов вестготами при короле Рекареде Испания полностью стала православной. Святой Исидор называет святителя Мартина насадителем веры в Галисии. Сегодня он именуется апостолом свевов. Его монастырь в Думио, вместе с городом Брага, вскоре после смерти Мартина стал великим духовным центром просвещения свевской и визиготской Испании. Несмотря на то, что святой Мартин занимает такое важное место среди испанских подвижников и церковных писателей и то, что святой Исидор называет его величайшим святителем, его почитание ограничивается только местом его захоронения в Браге и только там он включен в литургические календари. Он был похоронен сначала в церкви святого Мартина Турского в Думийском монастыре, но в 886 году из-за исламского вторжения Сатарих, епископ Думио, перебрался в местечко у Монданьедо, взяв с собой мощи святого Мартина. К 1070 году мощи возвращаются в Думио. В 1591 году святыня переносится в монастырь святого Фруктуозо, и 22 октября 1605 года – в часовню во имя Святой Марфы в Браге, где и почивает ныне, ожидая своего возвращения в Думио, где для святых мощей угодника Божия специально сооружена часовня. Литература: 1. Orlandis J. Cronica del III Concilio de Toledo//ISBN:84-276-0519-6 Centro Propietario: CCE//Fluvium.org 2. Bartolom С.‚ Quijano, O.P. Preaching in Visigothic Spain: St. Leander of Seville and the Triumph of Catholic Orthodoxy//wordofgodinstitute.org 8. Bueno D.R. San Martin de Dumio//www.mercaba.org/SANTORAL/MARZO/20-2.htm 9. Пискорский В.К. История Испании и Португалии//История Испании и Португалии. Сост. С.А.Шумов, А.Р.Андреев, М., 2002 11. Святой Исидор Севильский. История готов. Текст переведен по изданию: Isidor. Geschichte der Goten Vandalen und Sueven. Stuttgart. Phaidon. 1990//www.vostlit.narod.ru 12. Святой Исидор Севильский. История свевов. Текст переведен по изданию: Isidor. Geschichte der Goten Vandalen und Sueven. Stuttgart. Phaidon. 1990//www.vostlit.narod.ru

http://pravoslavie.ru/1710.html

Св. Григорий Двоеслов узнал о житии Преподобного от друга его Елевферия, как это видно из самого сказания. В наших четьих буквальный перевод латинского подлинника. Замечание св. Григория Двоеслова , что сей Исаак, игумен Сполетский, происходит из Сирии, дало повод некоторым думать, что он одно лице с аскетическим писателем тогоже имени. Известны духовные творения сего Исаака Сирина в переводе на греческом языке. Св. Димитрий, как видно из заключения разсматриваемого жития, разделял сие мнение, оспориваемое другими на освовании сирских известий о жизни Пр. Исаака (Asseman. Bibl. Oriental. Т. I. р. 444 ). 12. Житие Преподобныя Афанасии игумении (9 в.). От Метафраста и великия минеи-четьи. – В «Деяниях Святых» латинский перевод того же самого жития 14 августа, стр. 168., без имени автора. Время жизни Преподобной определяется по упоминанию в житии ее Пр. Иоанникия, как современника. Жизнеописатель был очевидцем описываемых событий; след. жил ранее Метафраста. В некоторых списках жизнеописание надписывается так: «Жизнь св. матери нашей Афанасии и чудеса ее, разсказанные некоторым благочестивым мужем, который частию сам их видел, частию слышал об них от приближенных к ней жен.» Это показание подтверждается сказателем в заключении жизнеописания: «Я принял на себя это (описание жизни и чудес Преподобной), передавая не пустые вымыслы, но то, что сам собственными глазами видел, частию же слышал от святых жен.... Все оне хорошо знали деяния блаженной Афанасии, потому я и поверил им.» В четьих-минеях признаки современности сглажены, разсказ несколько короче, хотя есть дополнение из пролога. 14. Страдание иже во святых отца нашего Мартина Исповедника, Папы Римского. Сокращенно. Не сказано, откуда. – У Сурия 12 ноября «жите св. Мартина Папы, за православную веру изгнание пострадавшаго, списанное его спутпиком.» Сведения о жизни св. Мартина заимствуются а) из Анастасиевой книги: Vit Paparum; б) из послания св. Мартина, в котором он изображает свое изгнание из Рима и свои страдания в заточении, и в) из письма спутника Мартинова о страданиях св. Мартина в Византии. Всем этим пользовался отчасти составитель жития св. Мартина у Сурия, а из него св. Димитрий, но сокращенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Инок Никодим возмутился употребленным в Розыске выражением: «убо брадобритие несть грех противу Бога», и всю статью свою о брадобритии написал по поводу и в возражение против этого выражения. Но это несомненно правильное выражение, или положение есть вывод из целого, обширного, весьма тщательно и основательно составленного святителем Димитрием, рассуждения о брадобритии. Инок Никодим только тогда мог бы восставать против этого положения, если бы рассмотрел и опроверг доказательства, на которых оно основано. Но этого он не сделал и сделать не мог: а потому, вооружаясь против сего, несомненно правильного положения, он обнаружил только свою собственную неосновательность и излишнюю придирчивость к писателям православной церкви. Пространнее о брадобритии см. в книжице, составленной иеромонахом Филаретом. Показание тридесятое: о соборном деянии на Мартина еретика Содержание этого, довольно пространного показания, составляют заимствованные из Поморских Ответов Денисова доказательства, что собор на Мартина армянина собираем не был и что соборное деяние представляет признаки неподлинности это обстоятельство инок Никодим поставляет в вину церкви, ради которой заподозривает и самое ее православие. Замечание на тридесятое показание Был ли в России и Цареграде собор на Мартина, или не был? соборное на него деяние есть подлинное, или неподлинное? – это составляет вопрос исторический и археологический, а не догматический. Вопрос этот имел бы догматическое значение в том только случае, если бы в изложении оного собора содержалось какое либо повреждение догматов веры и церковь приняла бы такое постановление, повреждающее догматы . Но в соборном Деянии на Мартина никакого повреждения догматов веры не содержится, и не указали его ни Поморские Ответы, ни инок Никодим. Итак, вопрос о соборном деянии на Мартина армянина остается только историческим и археологическим, а потому не может служить к обвинению церкви в неправославии, и напрасно инок Никодим придал ему такую важность, что якобы сим деянием повреждается самое православие церкви российской, равно как напрасно и нынешние старообрядцы тщатся усвоять ему такое же, не принадлежащее ему значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Наиболее часто их относят ко времени до 1319-1322 гг., но не ранее 1317 г., т. к. в них присутствует изображение св. Людовика Тулузского ( Eadem. 1970. Р. 90-91). Э. Карли датировал их 1324-1336 гг. ( Carli. 1956. P. 31). Ф. Болонья, указав, что изображение короля-францисканца выполнено позднее остальных фресок, настаивал на ранней датировке (сер. 10-х гг. XIV в.) и отмечал значительное влияние Джотто, к 1307 г. окончившего росписи в капелле св. Николая здесь же, в Нижней ц. ( Bologna. 1965. P. 6-9). Й. Пёшке, однако, предложил вернуться к приблизительной датировке 1322 г., принимая во внимание развитый характер архитектурной декорации и зрелость стиля художника ( Poeschke. 2003. S. 143). Для итал. искусства история св. Мартина была редкостью, и М., как и в случае с алтарем только что прославленного св. Людовика Тулузского, самостоятельно создал его иконографию. Житийный цикл, основанный на тексте «Золотой легенды» блж. Иакова из Варацце, включает 10 эпизодов: «Св. Мартин и нищий (Разделение плаща)», «Сон св. Мартина», «Посвящение св. Мартина в рыцари», «Отказ св. Мартина от оружия» (в нижнем ярусе), «Чудо с огнем», «Воскрешение ребенка», «Чудо во время мессы», «Сон св. Амвросия», «Смерть св. Мартина», «Погребение св. Мартина» (в верхнем ярусе и на сводах). На откосах входной арки помещены фигуры святых Антония, Франциска Ассизского, Марии Магдалины и Екатерины Александрийской (сев. склон), Людовика Французского, Людовика Тулузского, Клары и Елизаветы Венгерской (юж. склон); в простенках между окнами на юж. стене - изображения св. отшельников, епископов и воинов, в т. ч. вмч. Георгия. М. с увлечением использовал в росписях бытовые детали, особенности национальных костюмов и итал. моды 20-х гг. XIV в., светские и церковные церемонии своего времени, балансируя между монументальностью и полновесностью образов в духе Джотто, влияние к-рого он очевидно преодолевал, и элегантностью и умиротворенностью стиля сиенской школы. Сохранившаяся синопия к сцене со св. Мартином и нищим (сокровищница ц.

http://pravenc.ru/text/2562428.html

Что же написано в «Броне» в обвинение православной церкви? 116. О «Соборном деянии» на Мартина еретика Сочинитель «Брони», обвиняя православную церковь в подлогах, в подтверждение своей мысли приводит тот факт, что в книге «Пращица», изданной с благословения Святейшего Синода, напечатано «Соборное деяние» на небывалого еретика Мартина армянина, который до днесь воспоминается в четвёртом кондаке акафиста Димитрию Ростовскому , как победителю небывалого еретика. Вот подлинные слова сего кондака: «Буря ересей отъ преисподнихъ, чрезъ по возродившаяся, а въ последняя лта происками Мартина армянина, чрезъ брынскихъ скитоначальниковъ, возникшая въ нашемъ отечеств, готова была опровергнуть тишину единыя святыя соборныя и церкви. Ты же, пастырь добрый, положивый душу твой за овцы, прогнавъ оныхъ душепагубныхъ волковъ, бурю укротилъ еси, верныя же научилъ еси Богу взывати: (издание Киево-Печерской Лавры 1874 года, лист 83). И в той же Пращице многие ответы основаны на подложном потребнике, приписываемом московскому митрополиту Феогносту, тогда как, по признанию учёных, принадлежащих к вашей же греко-российской церкви, ни соборного Деяния на еретика Мартина не было, ни требника митрополита Феогноста не существует, как свидетельствуют выписки из книжки Мельникова «Письма о расколе», статья «Православного обозрения» (июль 1863 года), выписки из Истории Карамзина, из Истории русской словесности С.Шевырёва (издание 1858 года) и другие. Разбор. Вопросы о «Деянии» на Мартина и Феогностовом требнике выдвигаются раскольниками, разумеется, с той целью, чтобы признанием неподлинности «Деяния» и требника так или иначе оправдать своё незаконное отделение от православной церкви и попутно оклеветать Святейший Синод в том, в чём он не повинен: ни требника, ни Деяния на Мартина Святейший Синод не издавал и никакого постановления о них, как о действительном соборном деянии и о действительном Феогностовом требнике не делал. Книга «Пращица» хотя и напечатана с дозволения Святейшего Синода, но есть творение частного лица, Питирима, епископа Нижегородского, за которого не могут быть ответственны ни Святейший Синод, ни тем паче вся Российская церковь . Да и сам Питирим не выдавал книгу свою за непогрешительную, а напротив, предлагал её на суд церкви, прося исправления недостатков её (см. у нас в статье 102, IV, литера «а», пункт 8 послесловие епископа Питирима).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма - такой европейский - спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалёку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для её охраны взвод солдат под командованием офицера. Однако большой московский пожар 1812 года, нанёсший городу серьёзный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет - до 1823 года - продолжалась реставрация церкви, а особенно - пострадавшей облицовки храма. В 1904 году в летнем храме было установлено отопление. Средства пожертвовал староста храма, московский купец Сергей Андреевич Александров. В 1922 году по Декрету об изъятии церковных ценностей храм был лишён части своего имущества. По описи, с 21 марта по 5 апреля было изъято 14 пудов 4 фунта и 91 золотник серебра. 23 марта 1923 года газета " Известия " писала: " Беспартийные рабочие Рогожско-Симоновского района постановили: просить Моссовет предоставить помещение ц. Мартина Исповедника на Б. Коммунистической улице под общие собрания трудящихся и для других культурно-просветительских целей. Исполком райсовета возбудил об этом ходатайство " . В 1924 году храм Мартина Исповедника был вовсе разграблен. Главный иконостас храма был передан на хранение в Донской монастырь, святые врата - в музей архитектуры, иконостасы боковых приделов просто разобрали. В 1931 году в осиротевшем храме разместили " Востоккино " - киностудию документальных фильмов. Эта организация существовала в СССР в 1928-1934 годах. Она была создана на базе двух кинокомпаний: " Немкино " и " Чувашкино " - двух советских кинокомпаний, занимавшихся закупкой, производством кинопродукции, хранением и прокатом как документальных, так и художественных фильмов. Целью " Востоккино " было обслуживание областей РСФСР и национальных республик. Впрочем, кинопродукция этого кинообъединения была не слишком высокого качества, а более ориентировалась на пропагандистские цели. Поэтому в 1934 году " Востоккино " прекратил своё существование. После 1934 года в храме разместилась Всесоюзная книжная палата, которая просуществовала в здании храма до 1996 года. В здании церкви Мартина Исповедника палата зранила книжные фонды. Вероятно, именно то, что владельцем церкви стала книжная палата, спасло храмовые росписи начала XIX века от гибели, хотя в основном объёме были устроены перекрытия, образовывавшие четыре дополнительных этажа. Надпись на фронтоне " Храм святого Мартина Исповедника " также сохранилась. Вокруг церкви была установлена ограда.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Изложим происшедшее со слов архиепископа Иосифа, дополнив его протоколами заседаний приходского совета (Select Vestry) церкви святого Мартина-в-полях. Приходской совет в присутствии епископа Лондонского согласился купить храм за сумму, которую назначат два опытных оценщика, одновременно подав петицию королю о признании за приходом святого Мартина прав на землю, на которой стояла греческая церковь. Оценщики назвали сумму: 626 фунтов стерлингов. Члены приходского совета святого Мартина, посетив в начале декабря 1681 г. греческий храм, решили, что более 7 фунтов за квадратный ярд он не стоит, и предложили архиепископу Иосифу 168 фунтов 22 . Архиепископ нашел других покупателей, предлагавших 230 фунтов. Приходской совет не терял времени зря: уже в январе 1682 г. настоятель Тенисон сообщал приходскому совету об уговоре с герцогом Сент-Олбанским о правах на землю и о согласии короля на передачу земли приходу. Приходской совет решил предложить архиепископу 200 фунтов, тот не согласился. Тогда епископ Комптон потребовал ключи от храма. Когда архиепископ Иосиф отказался, ему было объявлено, что церковь все равно отберут, что и было исполнено. Дверь взломали, и права владения перешли к приходу святого Мартина. Архиепископ пытался вызвать взломщика в суд, но запутался в крючках, расставленных приходским советом, и сдался. В марте 1682 г. приходской совет договорился с французскими гугенотами — протестантами, бежавшими от притеснений на родине и осевшими в Сохо — об аренде греческой церкви, с тех пор известной у них как “Les Grecs”. У гугенотов сохранилось предание о том, что местные жители еще долго называли место это “The Greek Martyrs” (“Греческие мученики”). Первая гугенотская служба в храме сопровождалась потасовкой, и регулярные богослужения начались только в 1684 г. (тогда приход святого Мартина и потребовал арендную плату за 2 3 / 4 года). Через 140 лет гугенотов сменили кальвинисты-нонконформисты, а в середине XIX в. церковь стала англиканской Church of St Mary the Virgin. В конце XIX в. профессор Александренко нашел в храме греческие иконы, возможно, усвоенные англиканами: приход славился высокоцерковностью. Церковь, изрядно к тому времени перестроенная, была наконец снесена в 1933 г.

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-lon...

По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью - частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева. В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника. Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья. В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней. На протяжении всего XIX века главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 году на средства старосты церкви, московского купца, Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010