Явился еси светильник благодатный, отче наш Феодосие, тихим светом смирения и любве сияяй и нас любовию твоею озаряяй. Темже и мы, любовию чтуще память твою, вопием ти: моли о нас, святителю Божий, новоявленный чудотворче. Песнь 4 Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче. Немощию отягчен и старостию претружден быв, архипастырь Лазарь первее убо сослужителя, последи же и наследника себе устрояет тя, святителю Феодосие, и церкви Черниговстей светильника, юже молитвами твоими просвещай во вся веки. Воистину чести и власти святительския достоин явился еси, отче Феодосие, словом премудр быв, житием же добродетелен, в Божественных Писаниих искусен и словесныя овцы наставляти зело доволен. Благочестием украшаяся, и в духовнем жительстве всем людем страны Черниговския известен быв, единодушне теми избран был еси в великое служение Церкви Божией, отче Феодосие, Юже и ныне назирай твоими молитвами. Богородичен: Много может молитва праведнаго поспешествуема, глаголет Иаков, брат Господень. Много может и молитва святителя Феодосиа, споспешествуема Твоею Матернею молитвою, Пресвятая Владычице Богородице: еси бо предстательство и покров и заступление наше, Благодатная. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих, пути моя направи, молюся. Радовахуся людие града Чернигова, зряще тебе светлостию сана святительскаго облечена, и купно со архипастырем Лазарем престолу благодати Божия предстояща, и преподобныя своя руце о пастве воздеюща, и Христа благодаряще, сердцы своими умилишася. Образ был еси всей богоданней пастве твоей, словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою. Сего ради не точию овцы твоя любовию к тебе прилепляхуся, но и инославнии тя яко человека Божия, отче наш Феодосие, почитаху. Пастырь воистину добрый словесному стаду твоему, святителю Феодосие, был еси, душу твою за овцы твоя положити готовый. Темже и явился еси обидимым убо заступник непреоборимый, правды же ревнитель неустрашимый, сильных мира сего с любовию обличая и пасомых своих отечески вразумляя, заблуждшия же на путь правый премудре наставляя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

234 Об этом совещании князей южнорусских и посольстве Григория в Константинополь говорит сам Витовт (Акт. Зап. Рос. т. 1, 25). Фотий говорит, что Патриарх Евфимий даже лишил сана Григория и предал его проклятию (Акт. Ист. т. 1, 19). О поддержке какую Фотий находил в Императоре Греческом (Ист. Р. Ц. Е. Р. Ф. т. 3, стр. 4). 239 Пол. Соб. P. Лет. II, 353; V, 259. Геласий Перемышльский подписался под соборной грамотой 15 Ноября 1415 г. (Акт. Зап. Рос. т. 1, 24). 243 Можно думать, что Феодосий Полоцкий был в неприязненных отношениях к Фотию потому, что последний занял место, которое он сам надеялся получить; а что Исаакий Черниговский был в числе врагов Митрополита Московского, это ясно видно из того, что клеветники Фотиевы из Москвы бежали к нему (Ник. V, 53). 244 Из Епископов Литовских, бывших на Соборе, рукоположены Святителем Фотием Севастиан Смоленский, Евфимий Туровский (Lat. Litw. i kr. Rus. Danil., str. 234) и Герасим Владимирский (Акт. Ист. т. 1, 18). 254 Витовт подущаем Латинники вельми рад бысть сему (клеветам на Фотия); хотя же изпразнити веру благочестивую собрал Епископы... Тако бо советоваху ему Латинские попове, надеющеся удобнее ими обладати и с собою соединити (Тат. кн. 4, стр. 465 и 470). 256 В то время, когда Ягайло волею и неволею крестил Татар, в Литве они и Караимы могли свободно исполнять обряды своей веры, по грамоте Витовта (Акт. Зап. Рос. т. 1, 9). 258 На Соборе Констанском Иеронима обвиняли в том, что он утверждал Греков Русских в их заблуждении и схизме и старался развращать вновь обращенных к католичеству. Nouveau dict. hist. et crit., pour servir suppl. au dict. hist, et crit. Bayle, par Geor. de Chauf. B. 15–16. 262 Об этом свидетельствует Папа Мартин V. Когда в 1422 г. на престол Чешский вступил Корибут, Мартин писал к Королю Польскому, что не только Корибут, но и Витовт благоприятствуют Гусситам. Это засвидетельствовали и сами Гусситы, когда в 1420 г. приглашали Витовта к себе на престол (Zbior Pamietnikow о dawney Polcse Т. I, р. 325, 328.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

По житию преподобного Дионисия, блаженный Макарий, рожденный в Ростове, еще двенадцатилетним Матфеем взят был из дома родительского в обитель Дионисия и пострижен был в иночество; он жил в келье игумена и под его надзором обучался иноческой жизни. Авва полюбил его за чистоту души, и по его просьбе Макарий посвящен был в иеромонаха Ростовским архиепископом Дионисием (1396–1416 гг.). Блаженный Макарий до самой кончины преподобного наставника своего жил при его келье. После Амфилохия он был игуменом Глушицкой обители. Мощи его почивают под спудом, осененные ракою. Служба ему отправляется общая с другими глушицкими преподобными по древней рукописной монастырской книге 684 . Блаженный Тарасий был игуменом Пермской обители, но добровольно оставил начальство, чтобы быть в послушании другого. Когда сказали Дионисию о прибытии его в Глушицкую лавру, он вышел навстречу Тарасию. «Издавна желал я видеть лицо твое, честный отче, и много молил о том Господа», – сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог, пославший к нам недостойным мужа опытного и благоговейного», – отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делам твоим, – сказал Тарасий. – Позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю; вот небольшое имение, которое принес я с собою; причисли меня к твоей пастве». «Не ты ли, как подражатель истинного Пастыря Христа, – говорил Дионисий, – был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле пермской»? Тарасий сказал, что чувствует нужду быть учеником другого, опытнейшего. С того времени игумен Тарасий проводил суровую пустынную жизнь наравне с прочими, сохранял строгий пост и приобрел благодатные слезы умиления, текшие часто из очей его. Он прожил при преподобном Дионисии 10 лет и преставился при игумене Амфилохии, вскоре после наставника своего, в 1440 году. Служба ему общая с преподобным Макарием. Мощи его осенены ракою. О блаженном Феодосии известно только то, что он был учеником преподобного Дионисия и мощи его почивают вблизи мощей Тарасия 685 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

209 Святыни Киева, стр. 47. В описании лавры сказано (стр. 109), что «св. Меркурий епископ смоленский убит Батыем в 1247 г. и памят. его 24 ноября». – Но здесь смешан смоленский епископ Меркурий со смоленским муч. воином Меркурием, которого память 24 ноября. – Впрочем не сомневаемся, что св. епископ смоленский Меркурий был тот самый епископ смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его, как считает ист. иер. 1, 324, преемником епископа Симеона, упоминаемого в 1197 г. (собр. л. 1, 150. 151), не дозволяет житие пр. Аврамия смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь. 212 Мощей преп. Сисоя и Алексия еще нет ни у Кальнофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим преп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского; см. пр. 208. Ныне известны два канона преподобным Антониной пещеры: один Мелетия Сирига, нап. в акафистнике К. 1674 г. другой – неизвестного, нап. в службах преподобным печерским, К. 1855 г. Так как преп. Сисоя воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния: то это дает видеть, что этот канон написан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры кик Сиригом, так и неизвестным, составлены без сомнения по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Не многие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне. См. авг. 28. пр 161. 215 Христианские древности. Прохорова тет. 1. 1862 г. Сарахова о русском иконописании, Спб. 1859 г. 218 Канон преподобным, К. 1855 г. Так как ныне нет открытых мощей ни пр. Евстафия, ни Матфея и Ефрема, которых однако воспевает канон: то канон неизвестного, хотя написан после 1675 г. (прим. 212), но сочинение надобно относить к концу 17 в. 219 Об этом говорит и Гербиний. Kiovia Subterranea р. 69. 70. По виду пещеры Кальнофойского на западной линии, не вдали от трапезы, почивали очень многие преподобные – Иезуит Алонзий Кулеш в своем сочинении. Wiara prawoslawna, Warsaw 1710 признает ρ. 72–81 печерских подвижников святыми (swietemi), только как иезуит усиливается доказать всеми неправдами, что «святые печерские киевские» были в соединении с римскою церковию, – были униатами. – Сочинение г. Кулеша издано с двумя одобрениями, с одобрением Товия Арента, начальника иезуитов Литвы и виленского бискупа Константина Бржостовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подписася сия книга в с. Кириковке року Божого 1686 , мес. июн. 20 д.». Остановимся на сей подписи. Она говорит нам о прекрасном отличии древнего кириковского храма. При нем существовало братство по тому примеру, как существовали братства за Днепром при знаме­нитых соборных и монастырских церквях. Надпись ясно отличает старшего брата церковного, рядовых членов братства и простых прихожан. Бог да помянет во царствии своем христианскую любовь рабов своих! б) Служебник м. п. 1744 г. с надписью: «С книг преосвященнаго Феодосия архиепископа с.-петербургскаго», другой рукой: «От его преосвященства благо­словлена в Александровском монастыре иеромонаху Варсонофию Скраге, ныне 1761 г. августа 15, посвященному в архимандрита Новоезер-скаго». в) Требник к. п. 1736 г., Октоих к. п. 1739 г., Акафист Вмч. Варваре к. п. 1747 г., Книга благодарного пения м. [п.] 1735 г., постная Триодь м. [п.] 1745 г. II Округ КОТЕЛЬВА Бывший город, ныне слобода, при трех речках и при трех дорогах: из Куземина в Красный Кут, из Опошни в Ахтырку и из Опошни в Куземин, в 30 верстах от Ахтырки и в 50 – от Полтавы, в 2 верстах идут разными направлениями протоки р. Котельвы, которые называются рубижнем, т.е. рубежами полтавских казаков. Население Котельвы принадлежит ко временам гетманщины, если только не последовало оно прежде того. Еще при гетмане Скалозубе в 1584 г. крымцы нападали на Котельву и увели из нее в плен нескольких жителей . В 1610–1630 гг. она является уже с несколькими храмами, как это увидим ниже. До 1710 г. она входила в состав Гадячского полка и в 1665 г. отдана была вместе с Гадячской волостью гетману Брюховецкому. Все это показывает, что Котельва не принадлежала к поселениям выходцев из-за Днепра, а есть древнее казацкое местечко. Котельва была укреплена глубокими рвами и высокими валами, или, как говорят в Котельве, барканами, на которых расставлены были плетенные из лозы кошели, наполненные землей. Эти кошели, соединяясь один с другими, составляли внизу сжатостью своей амбразуры, в которых безопасно можно было отстреливаться от неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вот на игрищах толчется многое множество народа, пихают друг друга, выставляют зрелище дела бесовского, а церкви – стоят пустые, – когда бывает время молитвы, их там мало». Далее говорится, что в церкви надобно стоять благоговейно. «Вот, когда стоим в церкви, как осмеливаемся мы смеяться или шептать? Окаянный диавол внушает нам творить смех и шепот, тогда как стоим мы пред Царем небесным. Не достойны ли мы мук за то? ... Молю вас, други, будем стоять на молитве со страхом и с любовию друг к другу. Будем достойно говорить в молитве: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею». Если руки твои не совершали никакого грабежа: ты хорошо говоришь – «воздеяние руку моею». Осматривай же руки твои, чисты ли они от грабежа и хопания ростов. Если же ты грабил, или брал лихву и корчемный прикуп или чем-либо обидел другого, что запрещено святым писанием: то не говори о воздаянии и не воздевай рук твоих прежде, чем очистишься от зла. Ведайте и то, возлюбленные чада, что св. отцы наши как уставили дни поста по научению Господню и по заповеди апостолов так заповедали праздновать св. праздники, но праздновать не телесно, а духовно, чтобы мы работали не чреву в пьянстве, а молились Богу о своих грехах и кормили нищих... О! Горе и еще скажу – горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела хранителя и призываем на себя беса; пьянством удаляемся от св. Духа и приближаемся к аду... Диавол, радуясь, говорит: никогда я столько не был доволен жертвами языческими, сколько пьянством христиан, – в пьянстве совершаются все дела моей воли... Слыша это, постараемся, братия, работать Господу и исполнять заповеди Его... Ему слава». 57 Для монастырских сел писано пр. Феодосием прекрасное «слово христолюбца», с обличением двуверным христианам 58 тем, которые, исповедуя христианскую веру выполняли и обряды язычества. «Как Илия Фесвитянин ревновал по Господе Вседержителе и заклал жрецов идольских, числом до 300: так и сей христолюбец (пишущий эти строки) не может терпеть христиан живущих во двуверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом, святитель Феофан не встречался в затворе с архиепископом Иркутским Вениамином. Характеристика «добрый и кроткий», данная святителем владыке Вениамину, не соответствует мнению биографов, которые отмечают «крутой нрав архиепископа, его неуживчивость и конфликтность» 840 . Епископ Тамбовский и Шацкий Виталий В миру Иосифов Василий Александрович (1831–1892). Родился в Воронежской губернии, окончил Воронежскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Служил учителем Белгородского духовного училища, священником. После того как овдовел, пострижен в монашество. Продолжал службу в Киевской духовной семинарии на должностях учителя, инспектора, ректора. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 г. был перемещен на Тамбовскую кафедру, а в 1890 г. – на Калужскую. В Тамбовской епархии владыка Виталий остался памятен усилением миссионерской деятельности. Посетил более ста приходов, в которых до него не побывало ни одного архипастыря. О посещении епископом Виталием святителя Феофана в затворе мы узнаем из письма святителя от 5 декабря 1888 года. «Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его! Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую . Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят Митрофана. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке» 841 . Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним В миру Экземплярский Илья Тихонович (1836–1905). Родился во Владимирской епархии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской и Киевской духовной семинариях. У него было трое сыновей, в том числе богослов Василий Ильич Экземплярский . Его супруга скончалась в 1876 г. В 1885 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и в том же году хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Женщина исцелилась от рака по молитвам в Киево-Печерской Лавре Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак»… 21 декабря, 2015 Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак»… Эту статью прислала читательница, которая подписалась псевдонимом. По её словам, у нее собраны и записаны чудеса, произошедшие в Киево-Печерской Лавре за последнее время. В этой истории поражает не только то, что женщина выздоровела после смертельной болезни, но и с каким христианским отношением проходила она своё нелёгкое испытание. Диагноз …Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак шейки матки» и понимаешь, что денег на лечение нет, и родственникам о болезни ты сказать не можешь. С этого момента каждый день, прожитый на земле, становится бесценным. Так произошло с Ниной, которая в 38 лет вышла от гинеколога из больницы на Красном хуторе (Дарницкий район Киева) с назначенной операцией по удалению опухоли. Сообщить о болезни маме, которая с повышенным давлением тяжело переносила недавнюю смерть мужа, Нина не могла, да и сестре, которая была на 8-м месяце беременности, говорить не стала. Лечение. Начало… Работа Нины находилась на территории Киево-Печерской Лавры, и она, не имея особой веры, не причащаясь, просто посещала молебны у мироточивых глав в Дальних пещерах и молебны у преподобного Агапита Печерского. Ей нравилось иногда постоять в церкви. И именно в Лавре на молебне накануне дня операции воцерковленные знакомые подсказали ей взять благословение у священника. После молебна какая-то женщина посоветовала Нине еще раз обследоваться, и та обратилась в областную больницу на Ломоносова, где предложили попробовать безоперационное лечение. Родственникам Нина сказала, что у нее незначительное воспаление, и нужно всего лишь немного подлечиться. Доверить свою беду смогла только куму – священнику. Посоветовалась с ним, что делать, и он принес Нине акафист святителю Феодосию Черниговскому, сказал читать. Она и не знала, что такое акафисты, а этот читала больше года.

http://pravmir.ru/zhenshhina-istselilas-...

И то, Великий Господин Преосвященный Феодосий Митрополит, Печенежских Черкас ложное челомбитье на Чугуевцев. Чугуевцы Печенежских Черкас овец не отгоняли. А приходили из Плотавы воры изменники Черкасы и те их овец отогнали и перегнали на сю сторону Северного Донца на Змиёвское городище… И они, Чугуевцы, ходили в поход и догнали изменников Черкас за Змиёвым на Гомольше, меж лесом, и тех овец у них, изменников Черкас, отбили, – а они, Черкасы, разбеглись по лесам. – И Печенежских Черкас с Чугуевцами в походе не было ни одного человека. – А те овцы Чугуевцы пригнали под Чугуев на Малиновой колодезь. – А они, Печенежские Черкасы, приехали к ним, Чугуевцам, на Малиновой колодезь, тех своих овец у них, Чугуевцев , прогнали, и они, Чугуевцы, им овец не отдали. Били челом Великому Государю, а мне в Чугуеве, на Съезжей избе, Печенежские Черкасы словесно, чтоб велеть те овцы отдать им. И я велел собрать смотр и на смотре им, Чугуевцам, говорил при них, Печенежцах. И Чугуевцы сказали Печенежским Черкасам: когда привезут Государев указ из Белгорода от Воеводы Боярина Ромодановского, тогда отдадут». Далее нельзя разобрать сгнившего листа. Заметим при сем, что Белгородский воевода князь Ромодановский был тогда в походе. 5) Печенежские казаки, в своей сказке пред Чугуевским воеводою сказав, что тогда, как жалованною грамотою 177 (1669) года казаки Харьковского полка освобождены от таможенных пошлин, с них, печенежцев, требуется в Чугуеве пошлины с рубля по 10 алтын, пишут: «Мы Чугуевского уезду Печенежской слободы полковые казаки служим Великому Государю службу в Харьковском полку, и в нынешнем 181 (1673) году в разных месяцах и числах приходили воинские люди Татарове под Печенежскую слободу и конные и животинные стада отымали. И на полях озимый и яровой хлеб у нас не родился. И от того разорения, прихода воинских людей и что хлеб у нас не родился, многие наши братья Печенежской слободы в разброд и платить нам Государевых таможенных пошлин не стало возможно. – В том Его государева воля и в том наша сказка.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

часть третья О причтении к лику святых святителя Феодосия Черниговского Поучение в день открытия его мощей Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их (о них) у Вышнего ( Прем. 5:15 ). Говоря о вечной жизни праведников, ветхозаветный мудрец имеет в виду вечную жизнь не в смысле вообще бессмертия, ибо и грешники по душе бессмертны и предназначены к вечной жизни, – но в смысле вечно блаженной жизни, в каковом смысле и Христос Спаситель говорит о праведниках: идут праведнииы в живот вечный ( Мф.25:46 ). В Господе мзда их и попечение о них у Вышнего. Это значит, что праведники не должны унывать, если им нехорошо живется на свете. Господь готовит им награду в вечности, ибо они составляют предмет особенного Его попечения. К числу таковых праведников принадлежит чествуемый нами новопрославленный угодник Божий святитель Феодосий Черниговский. Он наслаждается радостью вечного блаженства на небесах в награду за подвиги угождения Богу во время земной жизни. Но Господу угодно прославить его не только на небесах, но и на земле. Он преставился двести лет пред сим, и со времени его преставления был чествуем людьми благочестивыми, как угодник Божий и молитвенник за людей, хотя до последнего времени еще не был причислен Церковью к лику святых. Причиной сего чествования служило чудесное нетление его мощей. Его не коснулся приговор Божия правосудия, изреченный Адаму за его преступление: земля ecu и в землю отидеши ( Быт. 3:17 ). Тело блаженно почившего святителя на обратилось в землю или прах, не разложилось на составные части, не испытало тления. Это не труп мертвеца, а тело покойно спящего человека. Поистине это величайшее чудо. Одна Всемогущая Сила могла сохранить и до сих пор сохраняет в нетленном виде останки святителя. Но чтобы никто не дерзнул подумать, будто это нетление есть действие естественных сил или игра природы, промысл Божий к чуду нетления присовокупил другое не менее поразительное чудо. Господь прославил святителя не только нетлением, но и даром чудесных исцелений, обильно источаемых на притекающих к нему с верою и даже на тех, которых он сам посещает своею помощью, прежде чем они обращаются к нему. Всем ясно было, что угодник Божий прославлен на небесах. Надлежало воздать подобающую ему честь, как святому, и на земле. И вот после многочисленных, но частных опытов чествования его на земле, в наши дни совершилось торжественное церковное провозглашение его святым, причисление его к сонму святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010