Но нс так на самом деле. С большим сожалением приходится сознаться, что, не смотря на такое недавнее время, мы имеем очень мало сведений о новоявленном Угоднике Божием. Домашняя жизнь его, келейные подвиги, его пастырская деятельность и отношения к окружающей среде – до сих пор остаются мало известными. Всякие усилия открыть какие-либо особенные памятники, которые могли бы приподнять таинственную завесу, скрывающую от нас обстоятельства жизни св. Феодосия Углицкого, и пролить яркий свет на темную область, пока остаются тщетными. Это отчасти и понятно. С одной стороны, необыкновенная скромность и христианское смирение Святителя могли быть причиною того, что так мало дошло до нашего времени памятников, касающихся жизни и деятельности его. Истинное смирение не любит говорить о себе; жизнь и дела Святителя были более внутренние, которые весьма ценны в очах Божиих, хотя и мало оставляют видимых следов в истории человечества. А с другой стороны, известно, что Киевский Выдубицкий и Черниговский Елецкий монастыри, места наиболее продолжительного служения Феодосия Углицкого, пережили в своей истории не мало невзгод, во время которых могло быть потеряно многое из хранившегося в их архивах. Все это служит причиною того, что не только в других областях и местностях России о жизни св. Феодосия доселе почти ничего не известно, но даже в Киевской и Черниговской губерниях, местах его преимущественного служения и деятельности, до сих пор не найдено более или менее подробных сведений о ней. О происхождении святителя Феодосия, о его первоначальной жизни можно сказать лишь кое-что на основании предположений и косвенных соображений. Ни год его рождения, ни имя, нареченное ему при святом крещении, ни место родины – не могут быть указаны определенно. С достаточною вероятностью время его рождения можно отнести к началу тридцатых годов ΧVΙΙ столетия. Относительно места его родины существует несколько различных предположений. Одни, основываясь на фамилии, думали, что Святитель происходил из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Единоверческий священник Терентий Уколов УДОСТОВЕРЕНИЕ. Дано сие от Прочноокопского станичного правления, Лабинского отдела, Кубанской области, старообрядческому наставнику Иоанну Нефедьевичу Горшенину и казакам старообрядцам Петру Михайловичу Короткову и Мартиану Николаевичу Вихлянцеву в удостоверение того, что они, Горшенин, Коротков и Вихлянцев избраны обществом Прочноокопских старообрядцев в качестве депутатов для присутствования, в городе Чернигове на священном торжестве открытия святых кощей святителя Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского, для убеждения в истинности святых мощей. В том Прочноокопское станичное правление подписом и приложением станичной печати удостоверяет. Сентября 4-го дня 1896 года. Атаман Прочноокопской станицы Е. Лузиков Станичный писарь Ф. Лузиков АКТ. 1899 года апрели 23 дня. Мы, нижеподписавшиеся, казаки Прочноокопокой станицы, Кубанской области, старообрядец, по белокриницкому окружноческому священству, Маркелл (по местному «Мартиан») Николаевич Вихлянцев и бывший старообрядец, потому же окружнеческому священству, а ныне сын Православной Греко-российской церкви, Пётр Михайлович Коротков, – быв сего числа в доме священника Терентия Уколова, по его приглашению, слушали: «Рассказ Мартиана Николаевича Вихлявцева, о теле, Феодосия», напечатанный в старообрядческом заграничном журнале «Слово Правды». Принимая во внимание, что упомянутый рассказ с начала и до конца переполнен лжою на нас и клеветою на св. мощи св. Феодосия и на все совершившиеся в гор. Чернигове чудеса и исцеления от мощей св. Феодосия, – поставили себе в святую обязанность сим актом опровергнуть возведённую на нас Ф. Мельниковым бессовестную неправду следующим истинным, чистосердечным и непринуждённым открытым показанием, – В своём «Рассказе» Ф. Мельников пишет: «по общей просьбе депутатов, рукавички (с руки св. Феодосия) были сняты, причём оказалось: одна рука сохранилась почти в целости, другая же не имела никакого вида, потому что была, как уголь, черна. После осмотра рук депутация упросила показать ноги. Обнажили левую ногу. Если бы не сказали ранее, что это нога, то нельзя бы эту виденную нами ногу признать ногой человеческой: она была, как уголь, чёрная, причём икра ноги почти совсем истлела. Другую же ногу, не смотря ни на какие просьбы депутатов, – осмотреть не позволили и её не обнажили. Депутаты стали просить показать лицо Феодосия, но в этом им тоже было отказано. И духовенство объяснило, что лицо показать не могут, потому что оно не имеет никакого подобия лица человека, что оно обезображено естественным тлением». –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. Допустим даже на минуту, что раскольнические изветы и справедливы, – что же из этого? Если, как установлено, под мощами святых надо разуметь не непременное нетление всего тела, а часто только сухие кости их, И если святость праведника обусловливается не нетлением его тела, а другим, то должно ли смущать нас то обстоятельство, если бы тела свв. Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского оказались действительно в отдельных частях своих подвергшимися истлению?! Конечно, нет! Они – мощи не постольку, поскольку предохранились от истления, а поскольку – чудодейственны и целебны. Но, что в данном случае особенно важно, изветы раскольнической газеты совершенно ложны; они не содержат и малой доли истины. Оставляя по данному вопросу речь о мощах Феодосия до своего места, скажем предварительно о раскольнической клевете на Димитрия Ростовского . Комиссия, осматривавшая по поручению Св. Синода в январе 1757 г. мощи святителя Димитрия вот что доносила: «Власы на главе вниз от шапки по обе стороны, також и на браде, изруса мало с подседию, целы невредимы суть, глава же от выи в составе значится мало отстала, уповательно от тяжести насыпавшейся земли (на гроб святителя) и щору (щебня); губы исподняя и верхняя и хрящ у носа и лице землею взято, составы же всего того в виду целы и един от другого не отлучены ни мало; отвалились руки, сложенные на персех, правая цела и жилы видны целы, а левая в составе в локте отделилась и жилы, кои суть видны, пресеклись, да у правой же руке у четырех перстов, – у указательного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца по два состава переломились, из коих один и с ногтем имеется: у ног голени и в коленах составы такоже видны, жилы целы, а тела на них не оказуются, а на протчих составах, а потом на бедрах, по части не имеется, у него ножных стоп кости кои отделились, а голени не истлели». 32 Возникает прежде всего недоумение: насколько можно доверяться приведенному донесению? О нем стало известно с 1894 года, когда рукопись, содержащая его, была прислана профессором Ярославской д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однажды она принесла масла из лампады святит. Феодосия; больной помазал им свои раны, – и раны, которые доктора находили неизлечимыми, зажили от св. масла. С тех пор он начал поправляться и теперь может ходить даже без помощи палки. 47) Жена священника В. Самбурского, служившего до 1887 г. при мощах св. Феодосия Углицкого, страдала невыносимою внутреннею болезнию; доктора определили день ее смерти и совершенно оставили лечить. Муж больной приготовил все нужное для похорон, в том числе муку и дрожжи. Изморившись, он лег уснуть в другой комнате своей квартиры. Часа чрез два он услышал голос жены, – до этой поры не говорившей несколько дней, – которая допытывалась у сиделки, кто был в комнате? Вошедши в комнату больной и видя жену сидящею в возбужденном состоянии, муж начал ее успокаивать; но она упрямо твердила, что в ее комнате был кто-то сторонний. После этого больная остановила свой взор на образе святителя Феодосия и тут только радостно заговорила: «был тут святитель в подряснике, велел выпить стакан дрожжей; дайте скорей, а то я умру». Дрожжи были принесены, больная выпила их и к вечеру же чувствовала себя настолько лучше, что могла встать с постели. 48) В 1887 году получил исцеление от угодника Феодосия Углицкого сын Черниговского мещанина Егора Александрова Василий, 11-ти лет. Он сильно заболел глазами. Около 4-х месяцев его лечили доктора без всякого облегчения. Наконец на консилиуме решили, что на выздоровление правого глаза можно надеяться, но нужно сделать операцию, а левый признали безнадежным. После этого больной видел во сне нищего, который советовал ему сходить в пещеру святит. Феодосия и помолиться. Проснувшись, они рассказал сон своим родителям. Мать вскоре отвела его в пещеру, просила отслужить панихиду за упокой святителя Феодосия и молебен о здравии болящего Василия. По возвращении домой больной почувствовал свои глаза лучше, начал различать цвета, отказался от операции, и в скором времени глаза его совершенно поправились. 49) В 1888 году получил исцеление от болезни дворянин Василий Петров Оболонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Заботясь о религиозно-нравственном просвещении взрослых Тифлиссцев, братство обращает внимание на таковое же просвещение в духе православия и детей, не имеющих возможности по каким-либо причинам посещать школу и в тоже время поставленных в неприглядную, с нравственной стороны, домашнюю обстановку. В этих целях при бывшем молитвенном доме св. Феодосия Черниговского, в Колючей балке, в помещении местной церковно-приходской школы, по воскресным и праздничным дням велись занятия, которые посещали каждый раз не менее 40 детей обоего пола, при чем все необходимые учебные принадлежности учащимся выдавались бесплатно на счет самих же обучающих их лиц. Кроме общеобразовательных предметов – Закона Божия, русского языка и арифметики, девочки обучаются и рукоделиям. В настоящее время занятия в этой школе производятся более правильно, чем прежде, и происходят по будним дням от 2–5 часов пополудни, а по воскресным и праздничным от 1 до 3 часов, при чем занятные часы распределяются на три урока. К отрадным явлениям этой школы следует отнести иногда устраивающиеся для колючинских детей на рождественских праздниках елки, на которых обыкновенно бывает масса детей. Кроме веселия и приятного времяпрепровождения, дети получают на таковых праздниках в подарок евангелия, книжечки религиозно-нравственного содержания и тому под. К числу мер, предпринимаемых братством в духовно-просветительных целях, относится, как мы видели раньше, также и устройство им братских библиотек с читальнями при них, складов книг Священного Писания, церковно-богослужебных книг и икон. В этом направлении братство на первых же порах своей деятельности обзавелось двумя духовно-нравственными библиотеками с читальнями: одной при братском доме-зале в ограде Казанского миссионерского храма, а другой при бывшем молитвенном доме, ныне церкви во имя чудотворна Черниговского Феодосия, что в Колючей балке. Библиотека с читальней при церкви святителя Феодосия еще в 1900 году состояла из 500 книг и брошюр религиозно-нравственного содержания; в настоящее же время она расширилась почти втрое, благодаря щедрым приношениям частных жертвователей. Население Колючей балки, а равно и прилегающих к ней местностей, относится к библиотеке с читальней весьма сочувственно, что и доказывается количеством посетителей, ежедневно читающих тут книги, а иногда берущих их к себе и на дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) Крестьянка с. Круглого, Качальницкой волости, Ростовского уезда, Области Войска Донского, Параскева Петрова Остепенко, 17 лет от роду, была одержима беснованием. Она бросалась на людей. Волосы на голове Параскевы Остепенко были вырваны, и так как она постоянно рвала на себе одежду, то ее по необходимости держали нагой и скованной. В таком виде ее привезли и в Чернигов. Здесь, накинувши на нее кое-какую одежду, 7-го сентября привели ее в пещеру и подвели к честным мощам, что удалось сделать только после больших усилий. Когда же ее, связанную, приложили к мощам святителя Феодосия, она усмирилась и вышла из храма исцеленною от недуга. Цепи свои она оставила, на память о чуде, при кафедральном соборе. Свидетелями между другими был и помощник церковного старосты при соборе П.И. Придаткин. 7) 8-го сентября в пещеру, где почивали мощи святителя, был введен слепой мальчик лет шести. Он ощупью взял восковую свечку, встал на колена пред гробницею святителя Феодосия и горячо молился; слезы капали из его глаз. Молитва его была услышана, – он прозрел. Невозможно описать радость мальчика, увидевшего Божий свет, на радость его родителей; присутствовавшие при этом плакали от умиления.  8) Дионисий Иванин, уроженец Орловской губ., Севского у., с. Княгинь, от роду 32 лет, в продолжение 15 лет был расслаблен; последние десять лет не мог сдвинуться с места, не мог шевелить ногами и двигаться корпусом: руки действовали, но очень слабо. 8-го сентября 1896 года он утром причастился св. Таин, а вечером, после всенощного бдения, принесен был к мощам святителя Феодосия. Приложившись к ним и приняв помазание св. елеем, Иванин встал с своего ложа и возблагодарил Господа за чудесное исцеление. Рассказ о подробностях этого события предоставим свидетелям, засвидетельствовавшим свои сообщения собственноручными подписями: «8-го сентября мы видели крестьянина Иванина больным, лежавшим без движения против собора на сеннике в валенках. Он был укрыт тулупом: голова была обвязана большим платком. 9-го сентября мы видели его уже здоровым. Лицо его дышало радостью, и мы невольно обратились к нему за разъяснением этой перемены; при этом он рассказал следующее: «Я десять лет нс владел ногами и не мог вообще двигаться. Когда я ел хлеб, то крохи засыпались за спину, высыхали там, впивались в тело и образовывали раны. Видел я сон: явился ко мне старик и сказал, чтобы я отправился на поклонение мощам св. Феодосия. Я отправился. Шесть дней я ехал, все время лежа в телеге. Здесь меня внесли в пещеру и вынесли оттуда. Я полежал еще немного, а затем попросил, чтобы меня подняли, так как почувствовал, что могу стоять. Постояв немного, я начал двигаться сначала слабо, затем лучше». Мы видели его уже ходившим довольно свободно» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Погода была очень ветреная и холодная, и меня сильно продуло опять в то же больное правое плечо. По возвращении домой, я стал ощущать такую сильную боль, что еле поворачивал головою и совсем не мог поднимать вверх правой руки для осенения себя крестным знамением. Так продолжалось до 28 декабря. Ночь под 28 декабря проведена была мною очень тревожно, нельзя было ни повернуться, ни заснути», и даже трудно было говорить. Встав с трудом рано утром 28 декабря с помощью постороннею и не имея чем помочь себе, вспомнил я про святителя Феодосия Углицкого, мысленно перенесся к нетленным его мощам и просил его о помощи и ходатайстве за меня пред Господом Богом. Нс имея возможности, – так была сильна боль, – поднять руки, чтобы осенить себя крестным знамением, я стал читать тропарь, составленный в честь сего святителя, – и что же!... неожиданно поднимаю правую руку для креста и чувствую, что боли почти незаметно в плече. Сначала мне показалось это невероятным. Поднимаю руку вторично для креста и – о, чудо! – боли совсем не ощущаю. Поблагодарив мысленно Бога ιι святителя Феодосия, я обратился к жене и рассказал ей, что святителю Феодосию угодно было явить свое предстательство за меня и показать на мне свое милосердие, послав мне быстрое исцеление. После сего прошла и боль головы. В благодарность Богу и святителю Феодосию я порешил, чтобы все члены моего семейства утром и вечером в числе молитв читали тропарь и кондак святителю Феодосию Углицкому, Черниговскому чудотворцу, совершившему чудо на мне грешном». 65) Тот же священник доставил сведение об облегчении болезни – удушья, по молитвам к святителю Феодосию, крестьянина дер. Горок, Чериковского уезда, Могилевской губернии, Ивана Феодорова. 66) Вышеупомянутый священник села Кузнецов, Суражского уезда, о. Георгий Россинский, заявил следующее: «15-го февраля 1891 года, вследствие простуды, заболела четырехлетняя дочь моя Вера; 16 февраля, при освидетельствовании больной фельдшером, жар у нее был 38° по Ц.; пульс – 160 ударов в минуту.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1034 Опис. лавры стр. 107. 108. 229. 293. 289. Пимен прозорливый и постник, скончавшийся в один день с Кукшею, почивает в Антониевой пещере (опис. лавры 107:108), а Пимен постник и игумен покоится в Феодосиевой пещере (опис. лавры 287. 294. 132). Потому напрасно смешивают (христ. чт. 1855 г. 1. 288) последнего с первым, – хотя они были почти современниками. 1036 При сличении вида пещеры Феодосиевой у Кальнофойского с видом Гербиния (Kiowia subterranea, Ienae 1675) открывается что линия пещеры на юго-западе, после 1638 г., несколько изменена и без сомнения вследствие землетрясения, произведшего повреждения особенно в варяжской пещере, которая шла на юг от юго-западного угла нынешней Феодосиевой пещеры. – При исправлении повреждений пещеры, мощи некоторых святых положены в других местах, – надобно прибавить, что у Гербиния на рисунке пещеры указано несколько мощей безыменных. Конечно, имена преподобных отысканы в последствии – по синодикам и другим записям. 1037 Это описание с кондаками и тропарями недавно напечатано в книжке: «краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов дальних пещер», К. 1862 г. Издатель полагает, что «описание» составлено в одно время с кондаками и тропарями, которых сочинителем признает он Мелетия Сирига. С мыслию о его времени «описания» нельзя согласиться, как по числу описываемых святых, так и потому, что у Гербиния нет и намека на это описание. Малорусское описание важно тем, что взято с древних надписей, бывших на досках, закрывавших пещеры с мощами. Шесть из таких досок поныне целы и славянские надписи их говорят о шести пещерниках тоже, что видим в малорусском описании. Канон преподобным дальней пещеры (К. 1855 г.) написан позже тропарей и кондаков, и он менее их важен для истории. 1038 Кальнофойский показывает в Феодосиевой пещере мощи: затворника Исидора, старца Евлогия и старца Даниила, но ныне их не видно. Русский посланник св. мест 1634 г. Василий Гагара игумен «много полестичские земли прошед и грузинскую – и ефионскую – и мутьянскую и сербскую – и нигде столько не нашел святых мощей чудотворец что в Киеве в пещерах мнозии Святии во плоти опочивают нетленными, от Бога почтени, чудотворцев за 200, а инии токмо мощи лежат, и тех сказывают не одна тысяча Святых». – Сказ. русс. народа, изд. Сахарова, 2, 4, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чрез несколько лет сам г. Долинский заболел сильною горячкой и, помня чудесное выздоровление своего сына, распорядился, чтобы везли его в Чернигов к святителю, хотя бы он и умер в дороге. На другой день его повезли и, в продолжение двухдневной дороги, он совершенно выздоровел от измучившей его болезни. О таковых чудесных исцелениях г. Долинский не объявлял никому, кроле близких своих родных, яз коих некоторые были сами тому свидетелями. Между тем, чрез несколько лет, живущий от него в 20 верстах, в с. Райгородке, дворянин Семен Иванович Каменецкий, никогда ничего не слыхавший о вышеописанных чудесных исцелениях, видел во сне святителя Феодосия, который поручил ему сказать Долинскому: «зачем от, Долинский, за исцеление от болезни себя и сына не хочет его прославить?» Вследствие сего г. Долинский приехал в Чернигов помолиться у раки святителя и объявил о всем вышеизложенном. 9) 1844 года, 21 февраля, отставной унтер-офицер Казимиров письменно объявил, что он страдал долгое время падучею болезнию, и только заступничеству святителя Феодосия обязан восстановлением своего здоровья. 10) 1845 г., 3 апреля, в поданной записке, жена коллежского асессора Елисавета Николаевна Молчановская объяснила что она в продолжение многих лет страдала глухотою, и только при употреблении сильных медицинских средств по временам возвращался к ней слух, и то на короткое время, – самая малая простуда опять повергала ее в прежнее состояние. В последнее время, в продолжение двух недель, она сильно страдала колотьем и шумом в голове и ничего не слышала. Не видя помощи от врачей, она прибегла наконец к помощи святителя Феодосия, Когда пред ракою его, по ее просьбе, служили панихиду и она с благоговением возложила венчик, находящийся на его мощах, на свою голову, то начала слышать, и по окончании панихиды уже слышала, а выходя из церкви почувствовала, что голова освободилась от шума и левое ухо от глухоты, правое же ухо, которым она несколько лет почти постоянно не слышала, оставалось в прежнем положении. Чрез несколько дней она, с чувством сердечной признательности, отправилась опять к святителю: молилась пред его мощами, возлагала венчик па голову и потом слушала обедню. Возвратясь домой, она с невыразимою радостию заметила, что совершенно свободно слышит и на правое ухо, и о той поры (с 2 сентября 1841 г.), не смотря на то, что она подвергалась несколько раз простуде, глухота не возобновлялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

25-е † Св. Олилпиады диакониссы, Кандиды и Геласии Дивная Олимпиада 314 происходила из аристократической Константинопольской фамилии и была очень богата. Отец её был сенатор Анисий Секунд, а мать – дочь благочестивого Евлавия, префекта претории при благоверном Константине. Она ещё в детском возрасте лишилась родителей. Потому опека над её имениями поручена была дяде её Прокопию, а воспитанием её занималась Феодосия, тётка св. Амфилохия и св. Григория Назианзского, умная и добродетельная, которой поручена она была ещё отцом. Так как она была богата и учёна, то руки её искали многие и ещё юной обручена она была с Небридием, префектом столицы. Прекрасные стихи присланы были (в 384 г.) дивным святителем Григорием в подарок Олимпиаде, вступающей в брак 315 . Но спустя 20 месяцев после обручения Небридий умер; Олимпиада осталась вдовой и вместе девою 316 . Многие после того искали руки Олимпиады. Сам император Феодосий Великий предлагал ей выйти за Елпидия, молодого аристократа Испанца, родственника царского. Но она отклонила предложение, а «Если бы Господь хотел, чтобы была я супругой, то не взял бы у меня Небридия», отвечала она. Феодосий повторил своё предложение, но также услышал отказ. Император оскорбился и, отправляясь на войну с Максимом (388 г.), приказал префекту столицы взять в опеку имение её до 30-летнего возраста её. Префект, услуживая Елпидию, поступал оскорбительно с Олимпиадой: ей запретили посещать епископов, не пускали её и в храм Божий, лишь бы вынудить её к браку. Олимпиада переносила всё благодушно. Она желала даже более стеснить себя. Она писала к императору: «Государь! ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа; опекой над имениями освобождена я от многих забот. Для большего счастья моего, благоволи повелеть, чтобы роздано было всё церквам и нищим. Издавна боюсь я наклонностей суетности, которые при раздаче имений так легко возникают. Временные блага, пожалуй, могли бы отдалить сердце моё от истинных благ, духовных и вечных». Феодосий жил тогда на западе и, когда после трёхгодичного отсутствия возвратился в столицу, возвратил (в 391 г.) в полное распоряжение её все имения. «Такая добродетельная и умная девушка лучше нас умеет, как употреблять блага времени», сказал государь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010