Святитель Тихон родился в 1724 году в семье церковного причетника с. Короцка Валдайского уезда Новгородской Губернии Савелия Кириллова. Преставился 13 августа 1783 года. Земная жизнь его охватывает, таким образом, 59 лет; открытие его нетленных мощей и торжественное прославление совершено 13 августа 1861 года. Прошло ровно сто лет со дня его торжественного прославления. I. Записки о святителе Тихоне его келейника Василия Ивановича Чеботарева Хотя, под названием «Полное», описание жизни в Бозе почившего Тихона, епископа воронежского, в свет и вышло, и жизнеописатель прилагал всевозможное старание, однако, он не мог совершенно в точности написать, поскольку писал по наслышке от людей, я же, убогий, при великом оном муже с начала 1770 года начал жить, и много наслышан от его святительских уст, что он о жизни своей даже с самого младенчества, в свободное время, в разговорах своих, о приключениях, какия с ним случались, сказывал мне. Я же и зрителем был высокой и добродетелями украшенной его жизни. О всем ниже сего покажу. Вот точно и истинно его святительския слова: «Как-де я начал себе помнить, в доме, при матери нашей (отца своего я не помню) было нас четыре брата и две сестры: большой брат дьячкову должность отправлял, средний же брат взят был в военную службу, а мы все еще малы были и в великой жили бедности, так что нуждную дневную имели пищу, и потому мать наша в великом прискорбии была о воспитании нашем. Но нашего-ж прихода ямщик богатый, а бездетный, был; он часто приходил к нам в дом; я полюбился ему. Он неоднократно просил мене у матушки, и так говорил: отдайте мне Тиму своего (ибо до пострижения в монашество именовался он Тимофеем), я его вместо сына воспитаю и все имущество мое – его будет. Мать моя, хотя и отказывала ему, – жаль ей отдать мене, – но крайний недостаток в пище понудил матушку отдать мене ямщику оному, и она, взявши за руку, повела мене к нему, – я-де сие хорошо помню. Большего же брата в сие время не было в доме; но как пришел он, то вопросил у сестры: где матушка? Она сказала ему: повели Тиму к ямщику. Но брат, догнав на дороге матушку, стал перед нею на колени и сказал: куда вы ведете брата? Ведь ямщику отдадите, то ямщиком он и будет; я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику, – постараемся обучать его грамоте, то он может к какой церкви в дьячки или пономари определится. И потому матушка воротилась домой. А как в доме было есть нечего, то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил. Вот в какой нужде воспитывался я». Точно и истинно сии святительския его слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Духовное образование имело решающее значение в борьбе с расколом и сектантством. Святитель обратил особенное внимание на это. Поэтому то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Святитель Тихон также старался ставить на духовные должности лиц достойных, внушал им правильное понятие об обязанностях своего звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах. Чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, епископ Тихон в первый же год своего пребывания в Воронеже написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». В следующем году им написано «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушённого исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной скорби о грехах, доходящей до отчаяния, – утешать милосердием Божиим. Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, святитель Тихон предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в Церкви. Он установил в кафедральном соборе (по воскресным дням) проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской Славяно-греко-латинской академии И.В. Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города была разослана особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором разъяснялись высокие обязанности священника. В решении судебных вопросов святитель Тихон являлся не столько судьёй, карающим проступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых и от светских властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778 г., в год рождения императора Александра I, предсказал Никандру Алексеевичу многие события царствования Александра I. В 1812 г. Бехтеев говорил, со слов святителя, что Россия спасется, а Наполеон погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал один из его келейников. Этого келейника святитель Тихон во время его опасной болезни исцелил со словами: «Иди, и Бог тебя помилует». (Дар чудотворения святителя Тихона проявился и после его кончины, и притом с большой силой.) Однажды он увидел в тонком сне Божию Матерь с апостолами Петром и Павлом и себя молящегося о мире всего мира, причем апостол Павел сказал: «Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них всегубительство». Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. Кроме о. Митрофана, Бехтеева, Судейкина и келейников, он никого не принимал. В это время Задонск стал городом, и в монастыре временно поместили тюрьму. Выходы свои святитель Тихон уже прекратил совсем, только эту тюрьму он посещал по ночам — ради утешения и забот о заключенных. Когда было возможно, он хлопотал за них. Так, он спас двух братьев-причетников, сосланных безвинно, причем должность их была им возвращена. За три года до смерти он услышал тихий голос: «Кончина твоя будет в день недельный». После этого ему было сказано во сне: «Потрудись еще три года». За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. Незадолго до смерти он увидел во сне, что должен подняться на высокую лестницу и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди — это те, кто слушал его и будет его поминать. Последние дни его жизни близкие его стали приходить прощаться. Благословляя их, он шептал: «Вручаю вас Господу». Но за два последних дня до кончины прием он прекратил. Он лежал в полной памяти, с закрытыми глазами, и творил молитву.

http://sedmitza.ru/lib/text/437564/

Что же оказалось? Оказалось, что в этот самый день в С.-Петербурге члены Св. Синода по жребию производили избрание многих во архиерея-викария Новгородского. Три раза вынимали жребий, и каждый раз он вынимался с именем Тихона. В тот же день члены Синода сделали словесный доклад Государыне Императрице Елизавете Петровне об избрании Тихона во епископа, на что и получено было Высочайшее соизволение. Так дума и молитва архиерея в Твери совпала с решением членов Синода в С.-Петербурге. Тихона посвятили в С.-Петербурге, в Петропавловском соборе, 13 мая 1761 года. Тогда ему не было еще 37 лет. Святый Тихон епископом в Новгороде 3 февраля 1763 года, императрицей Екатериной Второй, по докладу Св. Синода, Тихон назначен был в Воронеж. Тяжело было святителю расстаться с родными местами. В Новгороде он видел древние святыни, высокочтимые мощи угодников Божиих, благоустроенность и красоту церквей, знал быт духовенства и состояние духовного образования. А в Воронеже в кафедральном соборе были разбиты большие колокола; самый храм быль ветх, невзрачен и снаружи, и внутри; позолота на главах храма почернела; позолота и серебро и внутри храма полиняли; иконы были повреждены, краска на них облупилась, оклады отпали: ризница церковная была крайне ветха. Дом архиерейский был также не в порядке; семинария стояла непокрытою, без окон и дверей; духовенство воронежское священнослужащее – без образования и присмотра. В епархии к тому же было много раскольников. Куда ни устремлял взор свой новый владыка – всюду неустройство, везде тьма и беззаконие. Св. Тихон озаботился прежде всего просвещением священнослужащаго духовенства. Он предписал, чтобы все, начиная с монаха до священника, непременно читали книги Нового Завета, и читали их с благоговением и прилежанием. Святитель следующими словами убеждал к чтению Нового Завета: «когда читаешь Евангелие – Христос Бог с тобою говорит; когда, читая, молишься, – то ты с Ним говоришь». 1 Сам святитель, со своей стороны, не имел свободной минуты. Он был образцом духовенству, – не только постоянно проповедовал, но и писал поучения для духовенства, составлял для него разные руководства, наставления при исполнении священнических обязанностей. Особенно он не любил ссор и раздоров в духовенстве и потому всячески заботился о мире между духовными. Миролюбие он почитал более высокою добродетелью, чем милосердие, и несказанно бывал рад, когда ему удавалось примирить враждующих. Не менее забот было святителю Тихону и с монашеством своей епархии. Так как обеты монашеские высоки и трудны, то св. Тихон был вообще медлителен и осторожен в благословении на пострижение в монахи. Он обыкновенно советовал не торопиться надевать черную рясу: «черная риза», говорил он, «не спасет, а кто и в белой, т.е. мирской ризе (одежде), да послушание и смирение и чистоту имеет, тот (и без монашеских обетов) есть не постриженный монах». Заботы святителя о христианском просвещении народа

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска. Он устроил около Тулы богадельню, поручив ее одному священнику. Послал городу Ливны о. Митрофана с денежной помощью. Посылал милостыню даже на свою далекую северную родину. Особенно он любил помогать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся сам отпевал и погребал. Когда Задонск превратился в город, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил и где впоследствии возник Тихоновский монастырь. Тем не менее отъездов этих он по возможности избегал. Святитель Тихон не всем желающим монашества давал на это благословение. Он обыкновенно давал этим лицам совет жить в миру по-христиански. Но он очень заботился о тех, в ком видел настоящую склонность к монашеству. Так, две его духовные дочери постриглись с наречением им имен Маргарита и Евпраксия и возобновили погоревший Елецкий монастырь. Другой пример: святитель Тихон часто посещал друзей своих, помещиков Бехтеевых. В одно из этих посещений дети их, получив благословение, ушли и только младший, Никандр, остался слушать наставления святителя. Уезжая, святитель благословил его со словами: «Да будет благословение Божие в сем юноше». Через несколько лет Никандр Алексеевич, по воле родителей, поступил на военную службу, но скоро вернулся и объявил, что хочет поступить в монастырь. Родители испугались и, уезжая куда-то, заперли его и велели стеречь. В ту же ночь Никандр Алексеевич бежал, переплыл на лодке Дон и пристал к Задонскому монастырю, бывшему в 12 верстах от родительского дома. На берегу его ждал святитель Тихон. «Я знал, что вы нынешней ночью оставите ваших родителей, — сказал он, — и зашел за о. Митрофаном, чтобы вас встретить». Он поручил его духовному руководству о. Митрофана, и Никандр Алексеевич остался в монастыре навсегда. Но постриг принимать он его не благословил, и Никандр до своей кончины жил в монастыре послушником. Свою долю наследства он раздал бедным, а для своего пропитания он научился ремеслу. Могила его чтилась среди могил тамошних праведников.

http://sedmitza.ru/lib/text/437564/

Преосвященный Тихон избрал сначала для своего пребывания в Воронежской епархии заштатный Толшевский монастырь. Сия обитель, основанная в XVII веке, находится от города Воронеж в 40 верстах (42,4 км) к северо-востоку. Она расположена вдали от селений, отовсюду окружена лесами, тогда почти непроходимыми, с восточной стороны ее протекает река Усмань. В это уединенное убежище удалился святитель Тихон. Он надеялся здесь, на свободе от дел епархиальных, на чистом воздухе и при телесных трудах, получить облегчение в своих немощах. Наступившие весну и лето он провел по-видимому с пользой, но осенью вредные испарения от окружающих болот, от самой густоты леса и от иловатой реки Усмань стали действовать вредно на его здоровье. К тому же настоятель этой обители заражен был расколом и роптал на водворение у него пастыря, который усердно хотел обратить его на путь истины. Посему святитель Тихон принужден был в следующем 1769 году оставить Толшевский монастырь и перешел в Задонский. Близ этой обители тогда было только небольшое селение под названием слободы Тешевки, уже в 1779 году переименованной в уездный город Задонск. Климат Задонской местности, занимаемой Богородицким монастырем, был несравненно полезнее для здоровья Преосвященного Тихона. В Великий пост перешел он в эту обитель – как выше было сказано – и прожил здесь на покое около тринадцати лет. В сем монастыре благочестивый пастырь особенно прославил себя духовными подвигами, смирением и умственными занятиями. Замечательные духовно-литературные сочинения его (изданные в 15 томах в Москве в 1869 году), свидетельствуя о его неусыпных трудах, изливают божественный свет веры и уясняют путь спасения для всех людей 45 . Такая неусыпность трудов его ускорила его кончину. За год и три месяца до оной почувствовал он онемение левой щеки, левой стороны языка, левой ноги и трясение левой руки, что продолжалось до самой его приснопамятной кончины. Незадолго до кончины свт. Тихона I приезжал навестить его Тихон III, епископ Воронежский, и целые сутки провел в монастыре, утешая болящего своими беседами при его одре.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

При издании допущены незначительные пунктуационные и грамматические изменения, облегчающие понимание текста современными читателями. Текст " Записок " снабжен подстрочным переводом устаревших и диалектных слов, а также обстоятельными комментариями, поясняющими и дополняющими живые свидетельства искренних учеников и тайновидцев приснопамятного Святителя Божия. Православное обозрение. М., 1861. Кн. 7. Записки о святителе Тихоне Задонском Образ святости и подвижничества святителя Тихона Задонского особенно близок идеалу русского человека, всегда почитавшего в своих архипастырях искреннюю веру, смирение, открытую для мира простоту и сердечное попечение о людях. " Я никогда и не мыслил о важном сане... У меня были мысли непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь, постричься в монахи и проводить уединенную жизнь... " – говорил святитель Тихон своему келейнику Василию Чеботареву. Промысл Божий судил иначе. Через три года по принятии монашества, на 37-м году жизни архимандрит Тихон был облечен саном и властью архиерея: при избрании в Синоде викария Новгородской епархии жребий трижды пал на него. " Трикраты свыше свидетельствован еси " , – повествует об этом акафист. Несмотря на свои молодые для епископского служения годы, святитель Тихон к тому времени прошел уже не только курс семинарских наук, но и жизненную школу с ее жестокими лишениями, трудами и скорбями. С юности стремясь к добродетели, он сам уже прочно стоял на том спасительном пути, по которому должен был вести богодарованную паству.Воронежская епархия, доставшаяся в удел Святителю в 1763 году, в то время была одной из труднейших для церковного управления. Никогда не мечтавший о высшей иерархической деятельности, епископ Тихон, тем не менее, глубоко осознавал неизмеримую ответственность, которая легла на его плечи. Преодолевая телесные недуги и сомнение в своих силах, он с преданностью воле Божией ступил на стезю архипастырского служения, сторицею возвращая Господу дарованные ему незаурядные способности.Всего четыре года и семь месяцев суждено было преосвященному Тихону возглавлять Воронежскую кафедру, но сколько пользы успел он принести епархии за это короткое время! Сознавая, что духовное и нравственное состояние народа в значительной степени зависит от правильного понимания своих обязанностей духовенством, основное внимание он уделял состоянию и образованию клира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1218...

1924 г. – епископ Петропавловский, викарий той же епархии. 1925 г. – епископ Акмолинский. 1925–1926 гг. – епископ Семипалатинский, временно управляющий Свердловской епархией. 1926–1927 гг. – епископ Мичуринский. Архиепископом Угличским Серафимом [Самойловичем] назначен кандидатом на временное исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. 1927 г. – епископ Шацкий. 1927 г., декабрь – епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. 1928 г. – присоединился к «иосифлянам», возглавив в г. Воронеже «правые» непримиримые течения. 1928 г., 27 марта – запрещён в священнослужении и освобождён от управления епархией. 1929 г. – арестован и заключён в Соловецкий лагерь. 1929 г. – вновь арестован вместе с группой духовенства, часть которого находилась в Соловках, часть – в Воронежской епархии. Все они были приговорены к расстрелу и все расстреляны, кроме епископа Алексия. АЛЕКСИЙ (Симанский Сергей Владимирович), Патриарх Московский и всея Руси. 1877 г., 27 ноября – родился в семье московских дворян, сын камергера высочайшего двора. Среднее образование получил в Московском Николаевском лицее. 1899 г. – окончил юридический факультет Московского университета, поступил в Московскую Духовную Академию. 1902 г. – пострижен в мантию, иеродиакон, 1903 г. – иеромонах. 1904 г. – окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, инспектор Псковской духовной семинарии. 1906 г. – ректор Тульской духовной семинарии, архимандрит. 1911 г. – ректор Новгородской духовной семинарии, настоятель Антониева Сийского монастыря. 1913 г., 28 апреля – хиротонисан во епископа Тихвинского викария Новгородской епархии. 1921–1926 гг. – епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии. 1922 г. – временно управляющий Ленинградской епархией. Кратковременно признавал обновленческое ВЦУ. 1922–1925 гг. – ссылка в Усть-Каменогорск. 1926 г. – архиепископ Хутынский, временно управляющий Новгородской епархией. 1927 г. – постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии [Страгородском].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Благоговею пред Создателем, Пастырем и Промыслителем моим и перед вами, святители Божии, ибо взираю на предлежащий подвиг (ср.: Евр. 12, 1) и труды по продолжению соделанного в этом крае ревностно потрудившимся Преосвященным епископом Даниилом. Не могу умолчать ныне и о том, что укрепляет меня, вселяет надежду и упование. Родитель мой, перед тем как оставить земной мир, пострижен был в схиму, восприяв имя преподобного Савватия Соловецкого. Никто и не помышлял из нас, что епископ Даниил отправится для продолжения архипастырских трудов в Архангельск, епархию, славную сонмом подвижников и знаменитой твердыней веры — обителью Соловецкой. Так и в наших судьбах незримыми нитями связуема островная епархия Российской Церкви с землей русских поморов: на их кочах отважные первопроходцы дошли до Сахалина и Курил. Путь же из первопрестольного града Москвы к берегам Белого моря — Архангельский тракт — проходит через город, возникший у стен древней обители Сергиевой. Не могу умножать словеса. Умолкает язык мой в благоговении пред Промыслом Божиим и, припадая к стопам Святейшего владыки, уповаю на молитвы тех, в деяниях коих зримо всеблагое действование Спасителя нашего и Бога. Ваше Святейшество и милостивый отец! Смиренно приемлю жребий сей и нимало вопреки глаголю, вступая на жертвенное, крестное и славное поприще, призываемый к тому чрез Вашу мерность Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом. Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон (Доровских) родился в 1959 г. в Воронеже. В 1978 г. окончил Воронежский монтажный техникум, а в 1983 г. — Воронежский политехнический институт. 10 апреля 2003 г. епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. 13 апреля 2003 г. рукоположен во иеродиакона, 20 апреля 2003 г. — во иеромонаха. В апреле — июле 2003 г. — штатный священник Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска. В июле — декабре 2003 г. — и.о. настоятеля прихода свт. Иннокентия, митрополита Московского, г. Южно-Сахалинска. С 29 декабря 2003 г. — секретарь Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalas_hi...

Хотя учение и наставления подвижников относились к подвижникам же, но они имеют большое значение и интерес и для всякого мирянина, ревнующего о своем спасении. У монашествующих и у мирян при различном внешнем устроении  одна и та же цель — быть истинными христианами; требования для этого от тех и других одинаковы, ибо «един Господь, едина вера, едино крещение» ( Еф.4:5 ); средства к тому и пастырство у тех и других посуществу одни и те же. Вопрос о применении высоких истин христианства и жизни разными подвижниками имеет важное значение для всякого христианина. Как ни просты, по-видимому, те или иные истины Евангелия, они нам кажутся недосягаемыми, отвлеченными. Кому не бросалось в глаза, кого не приводило в уныние это несоответствие, недостаточность связи между великими словами религии и обыденной жизнью? Для нас важно видеть именно практическое применение в жизни разных христианских добродетелей, нужно знать, как христианские истины применялись или применяются на деле обыкновенными же людьми среди обычных условий нашей жизни; проще говоря, нам нужны убедительные примеры житейского опыта, образы святого жития человеком испытанные и Богом благословенные. Без приложения на практике истины Евангелия так и остаются отвлеченными. Посему такие подвижники, как, например, святитель Тихон Воронежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский , старцы оптинские и другие нам дороги, и нам важно знать их подвиги, знать, как они поступали среди нашей — русской обыденной жизни. Хотя образ совершенства и на все времена дан нам в лице Иисуса Христа, сами, однако, и упомянутые великие подвижники изучали и подражали в своей жизни кому-нибудь из прежде просиявших святых. Святой Макарий Великий , например, учился и подражал святому Антонию Великому , святой Иоанн Златоуст подражал святому апостолу Павлу, святитель Тихон Воронежский был «ревнитель Златоустого», а епископ Феофан и Иеремия-отшельник следовали стопам святого Тихона. Аскет в душе — русский народ глубоко чтит подвижников, ищет в их жизни примеров для подражания, и любимым чтением для него, кроме Житий Святых, являются патерики и творения подвижников: святого Исаака Сириянина, преподобного Иоанна Лествичника и других.

http://azbyka.ru/starchestvo

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010