23.01(05.02)1965 26.01(08.02)1968 26.01(08.02)1968 14(27)02.1968 14(27)02.1968 28.09(11.10)1972 28.09(11.10)1972 14(27)10.1975 29.10(11.11)1975 02(15)11.1975 03(16)11.1975 03(16)07.1982 Иувеналий Тарасов 03(16)07.1982 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Воронежская, григ. Дата основания неизвестна. Викарная кафедра: Валуйская. Виссарион Зорнин (Зорин) Евлогий Воронежская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1942 г. Викарные кафедры: Бобровская, Острогожская, Борисоглебская, Валуйская, Россошанская, Новохоперская. 1923 07.1923 Тихон Василевский 12(25)03.1923 07(20)11.1923 Петр Сергеев 05.1923 11.1923 04(17)07.1926 10(23)07.1926 09(22)09.1926 08(21)06.1935 Корнилий Попов 27.12.1935(09.01.1936) Тихон II Попов Александр Медведев 09(22)04.1936 05(18)06.1937 06(18)06.1937 21.08(03.09)1937 03.1942 Корнилий Попов, паки 956 Хиротонисан в Москве, в Большом Успенском соборе Святейшим Патриархом Иоакимом и сонмом съехавшихся на собор русских архиереев, в составе которого находился почти весь тогдашний епископат: Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий; Маркелл, митрополит Псковский и Изборский; Никифор, митрополит Астраханский и Терский; Евфимий, митрополит Сарский и Полонский; Павел, митрополит Рязанский и Муромский; Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский; Симон, митрополит Смоленский и Дорогобужский; Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский; Иона, митрополит Ростовский и Ярославский; Симон, митрополит Вологодский и Белозерский; Иона, архиепископ Вятский и Великопермский; Сергий, архиепископ Тверской и Кашинский; Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский; Никита, архиепископ Коломенский и Каширский; Геласий, архиепископ Устюжский и Тотемский; Леонтий, епископ Тамбовский (Житие... святителя Митрофана. Изд. 13-е. M., 1896. С. 11). Вторая дата – дата преставления. Память 7 августа, 4 сентября и 23 ноября, а также в Соборах Владимирских, Ивановских и Костромских святых. 959 По ПБЭ, хиротонисан 28.05.1727. За отказ в присяге императрице Анне Иоанновне 02.10.1730 лишен сана 3.12.1730 и заточен в архангельский Крестный монастырь, восстановлен в сане 22.04.1742, но от управления епархией отказался, поселившись в Московском Знаменском монастыре, где скончался 28.01.1755 и погребен (ААО. Τ. 1. С. 198). По низложении именовался мирским именем – Лаврентий (ACT. Т. 3. С. 143, прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В возрасте 34 лет Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон, через год его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии. При избрании новгородского викария, имя архимандрита Тихона было в числе восьми кандидатов. Трижды бросали жребий, и трижды он падал на Тихона. Но в Новгородской епархии он пробыл недолго и в 1763 году получил назначение на Воронежскую кафедру. В Воронежском крае тогда скрывалось много сектантов и раскольников, процветало язычество, многие приходы были в запустении. Епископ Тихон неустанно трудился, чтобы преодолеть нестроения церковной жизни. Прежде всего он озаботился подготовкой достойных пастырей, устраивал для этого духовные школы, поддерживал из своих средств семинарию. Для священников и иноков епископ написал несколько книг и множество статей. Не понаслышке зная, что такое нужда, святой Тихон оставался близок простому народу. Не раз отдавал он все свои средства нуждающимся, заступался за крестьян перед помещиками. Сам, будучи епископом, жил чрезвычайно скромно. Спал на соломе, накрываясь тулупом. Известно, что святитель обладал даром прозорливости, так, он предсказал наводнение в Петербурге в 1777 году, победу России в войне с Наполеоном и другие важные события. В1767 году из-за слабого здоровья епископ удалился на покой и 15 лет прожил в Задонском монастыре, оставаясь для всех пастырем и учителем, из ближних и дальних мест стекался народ к келье святого. Здесь он закончил свои главные труды— «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве». Из трудов святителя мы выбрали те места, где говорится, как познать Бога, как услышать Его тихий зов. А для этого надо заглянуть в свое сердце, очистить его от страстей и скверны. Умолкнуть, чтобы услышать. Умолкни и услышишь Сам Бог хочет к нам прийти и Себя в познание нам подать! Он у всякого при дверях стоит и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И, так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою, и ты—с Ним. Тогда вкусишь и увидишь,  как Благ Господь (Пс. 33: 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В 1763 году решением Святейшего Синода (по настоянию императрицы) святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру вместо почившего Иоанникия Павлуцкого. К этому времени многое в Воронежской епархии нуждалось в реорганизации. Не хватало священнослужителей, оставляло желать лучшего религиозно-нравственное состояние мирян. Епископ Тихон, приступив к новым обязанностям, быстро сориентировался в ситуации и принял необходимые меры. За время служения на кафедре он лично объезжал с проповедью села и деревни, боролся с языческими предрассудками, принимал и выслушивал посетителей, организовывал школы, занимался повышением нравственного и образовательного уровня вверенного ему духовенства. С целью повышения качества образования будущих священнослужителей он воссоздал Воронежскую семинарию, лично присутствовал на занятиях, беседовал со студентами, разрабатывал правила поведения, прилагал усилия к приумножению библиотечного фонда. Увольнение на покой Монашеские подвиги и борьба с многочисленными трудностями подорвали здоровье святителя. Кроме того, он всё больше стремился к уединенной созерцательной жизни. Он трижды направлял руководству прошение об освобождении от управления епархией. Дважды ему отказывали и он вынужден был обратиться к императрице. Наконец, в 1767 году его просьба была удовлетворена. Святитель был уволен на долгожданный покой с назначением пенсионного содержания в размере 500 рублей. Поначалу в качестве места дальнейшего пребывания была выбрана Толшевская Преображенская обитель, однако в связи с несоответствием тамошних условий ухудшившемуся состоянию здоровья святителя, в 1769 году он перебрался в Задонский монастырь. Здесь он раздал свое скудное имущество, оставив лишь самое необходимое, и зажил простой монашеской жизнью: регулярно участвовал в богослужении, регулярно молился келейно, занимался монастырскими хозяйственными делами. Нередко он выходил к людям под видом обыкновенного инока, желая узнать об их трудностях, а потом помогал, в том числе из своей пенсии, тем из них, кому считал нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Воронежская епархия, доставшаяся в удел Святителю в 1763 году, в то время была одной из труднейших для церковного управления. Никогда не мечтавший о высшей иерархической деятельности, епископ Тихон, тем не менее, глубоко осознавал неизмеримую ответственность, которая легла на его плечи. Преодолевая телесные недуги и сомнение в своих силах, он с преданностью воле Божией ступил на стезю архипастырского служения, сторицею возвращая Господу дарованные ему незаурядные способности. Всего четыре года и семь месяцев суждено было преосвященному Тихону возглавлять Воронежскую кафедру, но сколько пользы успел он принести епархии за это короткое время! Сознавая, что духовное и нравственное состояние народа в значительной степени зависит от правильного понимания своих обязанностей духовенством, основное внимание он уделял состоянию и образованию клира. Стремясь поднять духовный уровень священников на подобающую высоту, святитель Тихон возродил Духовную Семинарию в Воронеже, много сил и времени посвятил устроению двух основанных им Духовных училищ; ввел строго уставное богослужение и требоисполнение; им было написано множество книг в помощь преподавателям, семинаристам и служащему духовенству, поучений монашествующим, окружных посланий, направленных на упорядочение церковной жизни и просвещение паствы. Известна ревность Святителя в увещевании раскольников. Наделенный от Бога высоким даром убеждения, он, подобно святителю Иоанну Златоусту, бесстрашными обличительными проповедями сумел искоренить языческие обычаи, дотоле распространенные в народе... – словом, всего себя святитель Тихон отдавал исполнению архипастырских обязанностей, движимый послушанием Церкви и заботой о спасении вверенной ему паствы. Однако всем своим существом он стремился к простой жизни, уединенной молитве, духовным занятиям и тайному благотворению конкретным людям, отчаявшимся найти в этом мире сострадание и помощь. Возрастание духовное он считал основой и главной целью жизни человека, отрекшегося от мира. Постоянный напряженный труд и многообразные административные заботы еще более расстроили слабое от природы здоровье Святителя; его натура не выдерживала и остро переживаемых им противоречий между требованиями идеала епископского служения и порою враждебной добрым начинаниям действительностью. Святитель все более чувствовал, как он сам говорил, «тяжесть епископского омофора». Мысль об уединении, с которой он не расставался с самой юности, еще более утвердилась в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

В дальнейшем наиболее полными сочинениями о святителе Тихоне явились труды: 1) Н.В.Елагина («Житие свт. Тихона», 1861, в последствие более 10 раз переизданное. Как считает ряд исследователей, Житие это было написано Елагиным совместно с профессором МДА П.С.Казанским, автором акафиста свт. Тихону Задонскому и последующей статьей о нем: «Труды св. Тихона 1-го, Епископа Воронежского, по управлению Воронежскою паствою», 1862); 2) книги протоиереев А.Лебедева (1865) и Н.Сергиевского (1898); 3) брошюра протоиерея В. Михайловского «Св. Тихон, епископ Воронежский и Задонский», составленная для народного и детского чтения; 4) жизнеописание свт. Тихона Задонского, составленное архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) ( В книге «Русские святые», 1863). Однако эти авторитетнейшие издания, к сожалению, не содержат подробных сведений, касающихся семьи святителя Тихона. К примеру, нигде не обозначены в тех книгах точно даже имена всех братьев и сестёр святителя Тихона. Имеются и мелкие разногласия, касающиеся названия того места, где родился святитель (к примеру, оно именуется, то Корецк, то Короцк, то Короцко)... В данной статье я остановлюсь лишь на некоторых, на первый взгляд, б.м., совершенно второстепенных аспектах, касающихся святителя Тихона и его близких, а также мест, освященных его пребыванием или именем. Интересно, что многие из потомков родных братьев (а возможно и сестер) Тихона Задонского ещё в дореволюционное время проживали на территории Воронежской и Орловской губерний. Трудно поверить, что все без исключения потомки свт. Тихона Задонского исчезли с лица земли русской. Скорее всего, некоторые родственники его и поныне здравствуют, вероятно, даже не подозревая о своих родственных связях с одним из любимейших святых Святой Руси. ФАМИЛИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА Прежде чем перейти к дальнейшему повествованию, давайте сначала попытаемся ответить на один предельно простой вопрос: Какую фамилию носил святитель Тихон в миру? В разных исследованиях, посвященных Тихону Задонскому, упоминаются следующие фамилии: Савельев, Кириллов, Соколов, Соколовский. Так какая же из них принадлежала святителю Тихону?

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/25/...

Еще учась на старшем курсе семинарии, Тимофей начал преподавать здесь греческий язык, а по окончании обучения получил место преподавателя риторики и философии. В 1758 году последовал постриг в монахи с именем в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского . Этому предшествовало два события, о которых он потом сам вспоминал и которые могли повлиять на решение принять постриг. Одним из них было ночное видение после молитвы, когда перед ним на время «разверзлись небеса». Второе произошло во время каникул в Александровском монастыре, куда Тимофей приехал погостить. Поднявшись на колокольню, молодой человек оперся на перила, желая лучше рассмотреть прекрасные виды монастыря. В тот же момент перила зашатались и упали на землю, а Тимофея как будто кто-то оттолкнул назад. Так чудом он остался жив. Однако последнее событие стало поводом для размышлений о быстротечности жизни и Промысле Божием . В том же году отец Тихон получил должность префекта духовной семинарии. Вскоре после этого он был рукоположен сперва в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Обе хиротонии были совершены в Петербурге. В 1759 году отца Тихона направили в Тверь, где в сане архимандрита он возглавил Желтиков монастырь. Однако вскоре последовал перевод в Успенский Отроч монастырь, а также назначение ректором Тверской духовной семинарии. На Воронежской кафедре Трижды тянули жребий, и трижды доставали имя архимандрита Тихона Сан епископа архимандрит Тихон получил в возрасте 37 лет. Произошло это 13 мая 1761 года, и также не без Промысла Божия. Когда выбирали епископа в Новгород, решили сделать это с помощью жребия. Кто-то предложил к числу семи других кандидатов добавить имя ректора Тверской семинарии Тихона. Вначале его не рассматривали в качестве претендента из-за слишком молодого возраста, к тому же для архимандрита уже готовилось другое место – в Троице-Сергиевой лавре. Однако решили написать и его. Трижды тянули жребий, и трижды доставали одно и то же имя – архимандрита Тихона. И еще одно немаловажное событие, предсказавшее ему епископство, предшествовало этому. Во время совместного богослужения епископ Афанасий помянул его пред престолом Божьим именно как епископа, а не архимандрита. Это произошло по ошибке, но вскоре ошибка стала действительностью. Архимандрит Тихон был рукоположен во епископа Кексгольма и Ладоги, с назначением викарием Новгорода. Эту должность он занимал около двух лет.

http://pravoslavie.ru/105956.html

«И в Академии, как и в Семинарии студент Беллавин был всеобщим любимцем. Это особенно сказалось, когда ректор Академии епископ Антоний, впоследствии митрополит Петербургский, сменил за неблагонадежность выбранного студентами библиотекаря. Студенты запротестовали и никого не хотели избирать, кроме уволенного начальством. А библиотека была студенческая, содержавшаяся на средства, добываемые студентами, и должность библиотекаря – выборная. Тогда ректор Академии назначил своей властью библиотекарем В.И. Беллавина. Популярность его среди студентов была так велика, что никто не стал протестовать против нарушения студенческих прав». 175 По окончании Академии Беллавин получил назначение в родную ему Псковскую Семинарию, где преподавал сначала французский язык, а затем также догматическое, нравственное и основное Богословие. В 1891 году молодой преподаватель подал Архиерею прошение о принятии монашества и в Ноябре принял постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского , епископа Воронежского. 22 Декабря того же года он был рукоположен во иеромонаха. В Марте 1892 года иеромонаха Тихона назначили инспектором Холмской Духовной Семинарии (Варшавская епархия), а в том же году в Июле он был переведен в Казань на должность ректора Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1894 г. снова последовал перевод в Холм на должность ректора Семинарии. Одновременно его назначили благочинным монастырей Варшавской епархии. 14 Октября 1897 года последовала хиротония Тихона во епископа Люблинского. В 1898 году он был назначен епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900 г. – Алеутский и Североамериканский). На новое служение в далёких краях молодой архиерей уезжал вместе со своим младшим братом, болезненным юношей, прожившим в Америке недолго. Его тело перевезено и захоронено на Родине – в родном Торопце. В Америке преосвященный Тихон нёс миссионерское служение 8 лет. «Новая епархия представляла собой суровый дикий край, ещё недавно бывший частью Российской Империи. На много вёрст друг от друга стояли в этой ледяной пустыне глухие селения, добраться до которых уже было равнозначно подвигу. Но в Кадьяке, Кенае, Уналашке алеуты, креолы, кенарцы, даже не зная русского языка, прекрасно пели воскресные стихиры, песнопения Божественной литургии, содержали в чистоте свои бедные храмы и неизменно спрашивали приезжих, хоть уже три десятилетия числились гражданами США: «Как поживает наша Москва? Не холодно там сейчас?». 176

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1889 г., 10 сентября – хиротонисан во епископа Киренского в Иркутском Вознесенском монастыре.1893–1897 гг. – епископ Тобольский и Сибирский. 1897 г. – епископ Рижский и Митавский. 1904 г. – архиепископ. 1910–1913 гг. – архиепископ Виленский и Литовский. 1913–1928 гг. – архиепископ, затем митрополит Ярославский и Ростовский. 1917 г., 28 ноября (11 декабря) – указом Святейшего Патриарха Тихона возведён в сан митрополита. 1917–1918 гг. – член Предсоборного присутствия, член Собора Российской Православной Церкви. 1917 г. – член Высшего Церковного Управления при Патриархе Тихоне и Св. Синоде. 1922 г., 3(16) мая – Патриарх Тихон передаёт митрополиту Агафангелу грамоту: «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора». 1922 г., 5(18) июня – Послание Патриаршего Заместителя митрополита Ярославского Агафангела о вступлении во временное управление Православной Русской Церковью (практически не осуществилось из-за ареста самого митрополита Агафангела). По завещанию Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.) – второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. 1922–1926 гг. – ссылка в Нарымский край. 1926 г. – сделал попытку воспринять Местоблюстительство, но ради мира церковного отказался от своих прав. 1928 г., 24 января (6 февраля) – отмежевался от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] вместе с группой архиереев («ярославская оппозиция»). 1928 г., июнь – вернулся в общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским]. 1928 г. 16 октября – скончался в Ярославле. Погребён на городском Леонтьевском кладбище. АЛЕКСИЙ (Буй Алексей Васильевич), епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. 1892 г. – родился в п. Киншевском Томской губ., в семье крестьян. 1923 г., 19 декабря – хиротонисан во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия (Юшкевича; † 1745) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, – говорит он, – половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: Величаем тя, святителю!». Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года – грамматике и по четыре года – риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. В 1754 году, по окончании семинарии, Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие. 10 апреля 1758 года архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским; † 1795; впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии. 18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского; † 1776) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем управлял Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырём. 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Хутынским монастырем. По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов; † 1767) предложил семь кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но слава Задонской обители более возросла с именем святителя Тихона I-ro Соколова, который в 1769 году в Великий пост переселился сюда, оставив кафедру Воронежскую по болезни, а более – по любви к безмятежному житию и безмолвию. Убеждение его о пользе безмолвия свидетельствуется следующими словами: «Нигде лучше человек не кается, – говорит святитель Тихон, – как в уединении. Тут все житие прошедшее собирает человек в уме и, на то смотря, по Христу воздыхает и просит милости от Него» 39 . Вот зрелый плод мыслей разумно изведавшего уединение. До времени переселения сюда святителя Тихона монастырь Задонский занимал невысокое место в ряду русских монастырей и не имел большой известности. И только отрадная устная беседа святителя, деятельное вспомоществование бедным земледельцам и всем нуждающимся, назидательные и утешительные письма к лицам образованным, подвижническая скромная жизнь уже многих привлекли к сей обители. Когда же начались заупокойные моления о Святителе, гроб его сделался живоносным источником для всех, с верой приходящих в обитель Задонскую почтить память сего праведника 40 . Из благоговения к святителю Христову Тихону и для назидания себя взглянем здесь на краткий очерк его благочестивой жизни. Краткая биография святителя Христова Тихона 41 Преосвященный Тихон, бывший епископ Воронежский и Елецкий, был сын бедного дьячка Новгородской губернии, Валдайского уезда, села Короцка, Саввы Кириллова. Родился он в 1724 году и при святом крещении наименован Тимофеем. Тимофей еще в младенчестве лишился своего отца. Старший сын занял место отца, и у него поселилась мать Домникия, имея на своем попечении трех сыновей и двух дочерей. При многочисленности семейства и бедности прихода у сирот часто не доставало дневной пищи, и мать много переиспытала нужды и горя с ними. При такой нищете сирота Тимофей взыскан Божиим Провидением. В начале 1737 года императрица Анна Иоанновна повелела сделать разбор церковно-служительским детям и лишних, особенно не учившихся, отдавать в военную службу. Вследствие сего Тимофей, уже четырнадцатилетний, был отдан матерью своей в бывшую тогда при Новгородском архиерейском доме духовно-славянскую школу. Здесь, за неимением средств к содержанию, он назначен даже был к исключению из духовного звания и к определению в военную арифметическую школу. Но брат его Петр, бывший тогда причетником в Новгороде, жалея брата, просил духовное начальство о принятии его в училище, обещая при всей своей бедности давать ему содержание, и с 11 декабря 1738 года Тимофей записан был в училище, приняв фамилию Соколова 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010