Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Святые, вошедшие в Собор Пензенских святых (21 человек), расположены в три ряда. Первый ряд (слева направо): Августин (Беляев), архиепископ Калужский, священномученик ; Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский, священномученик ; Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский, святитель ; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский, священномученик ; Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик . Второй ряд (слева направо): Николай Прозоров, пресвитер, священномученик ; Феодор Каллистов, пресвитер, священномученик ; Герасим (Сухов), преподобномученик ; Пахомий (Ионов), преподобномученик ; Иоанн Калинин, пресвитер, священноисповедник ; Василий Смирнов, пресвитер, священномученик ; Гавриил Архангельский, пресвитер, священномученик ; Петр Покровский, пресвитер, священномученик . Третий ряд (слева направо): Иоанн Паташев, Кочетовский, блаженный ; Григорий Самарин, диакон, священномученик ; Арефа Насонов, пресвитер, священномученик ; Филарет Великанов, пресвитер, священномученик ; Ева (Павлова), игумения, преподобномученица ; Елена (Асташкина), преподобномученица ; Гермогена (Кадомцева), преподобномученица ; Агриппина Киселева, мученица. В композиции иконы соблюдена симметричность, а расположение святых является логически выверенным. В первом ряду расположены пять архиереев, по центру — святитель Иннокентий Пензенский, который возглавляет Собор Пензенских святых. Это первый пензенский святой и по времени жизни, и по времени канонизации. День его рождения стал днем празднования Собора Пензенских святых. По бокам от святителя Иннокентия располагаются епископы по старшинству. Рядом с архиепископ Иоанном Рижским двое священномучеников, которых он рукополагал в священный сан, — это Августин (Беляев), архиепископ Калужский (в первом ряду) и пресвитер Николай Прозоров (во втором ряду). Во втором ряду — только святые в священном сане: пять священномучеников, два преподобномученика и один священноисповедник — Иоанн Оленевский. В верхнем ряду — младшее священство, единственный диакон Григорий Самарин, три преподобномученицы, а по краям — двое мирян: слева — блаженный Иоанн Кочетовский, справа — мученица Агриппина Киселева.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820185...

Но как в Новгороде вновь учреждена семинария и потребны были в оную священно-церковно-служительския дети, то и мене повезла матушка в Новгород, и, отдав в семинарию, сама скоро скончалась там. А я начал продолжать учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию себе; и так бывало: когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам: куплю свечу, с нею сяду на печку и читаю книжку; но богатых отцов дети, соученики мои, играют или найдут отопки, то есть, ометки лаптей, и начнут смеяться надо мною и оными махать на мене, говоря: величаем тя . Когда же я посвящен был в викарного епископа и приехал в Новгород, то оныеж и пришли ко мне, по обыкновению, для принятия благословения, но я им сказал: «вы, братцы, смеялись надо мной, когда мы были в семинарии малолетными детьми, и отопками, как выше сказано, на мене махали, теперь же и кадилами будете кадить»: в то время иные из них священниками и диаконами были. А они сказали мне: «прости; владыка святый»! я же сказал им: «я шутя вам говорю, братцы». Теперь объявлю, каким образом во епископа посвящен он, ибо сие действие по особенному провидению происходило, как я от его же святительских уст слышал. Вот истинно точныя его слова: «Я никогда и не мыслил о сем важном сане, чтобы быть мне епископом, а у мене мысли были непременно куда нибудь удалиться в пустынный монастырь, пострищись в монахи и проводить уединенную жизнь; но Всевышнего судьбе так угодно, что есмь недостойный – епископ». «Когда я был в Твери архимандритом, в консистории присутствующим и в семинарии ректором, в день святыя Пасхи служил с архиереем Афанасием в соборе литургию. Что же случилось? – По обыкновению архиерейской службы, во время херувимской песни, когда сам архиерей у жертвенника вынимал частицы о здравии, я, подошед к жертвеннику, сказал: помяни мя, владыка святый! Архиерей же хотел сказать: священно-архимандритство твое, но вместо того сказал: епископство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем; сам улыбнулся и сказал мне: дай Бог вам быть епископом. Я после узнал, что в самый тот день Пасхи в Петербурге первый синодальный член, митрополит Димитрий Сеченов, метал жребий купно с Епифанием, епископом смоленским; седмь жребиев кандидатских было написано, а смоленский архиерей говорит митрополиту; прикажите написать жребий тверского ректора Тихона. Но Сеченов сказал: он еще молод, время не ушло. Однако напиши, сказал келейному. И мой жребий был осьмой. До трех раз жребий метали, а все мой жребий вынимался; почему и сказал митрополит: «ну, знать, Богу так угодно – быть ему епископом: только я не туда мыслил-было его». О чем митрополит после сам мне сказал: я-де намерение имел перевести тебе в Троицкую лавру архимандритом же».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

После смерти митроп. Стефана главным противником архиеп. Феофана оставался архиеп. Феофилакт (Лопатинский). С воцарением Анны Иоанновны обстоятельства изменились. Значение Феофана возросло вновь. “Камень веры” был запрещен (запрещение снято только имп. Елисаветой). Феофан достиг полного торжества. Московская Академия, где Блонницкий и Лящевский были наставниками, образовала многих толкователей Священного Писания , особенно Нового Завета. Феофилакт (Горский), ректор (1770–1774), написал “Соглашение” Писания. Воспитанник Академии Аполлос (Байбаков) издал читанные им толкования на послания апостола Павла. Другой воспитанник Академии, будущий митроп. Гавриил (Петров), известен как толкователь соборных посланий. По толкованию Священного Писания ценны труды еп. Мефодия (Смирнова) , Иринея (Клементьевского) , одного из просвещеннейших пастырей (†1818), Иннокентия (Смирнова) , еп. Пензенского, еп. Чигиринского Иринея (Фальковского), митроп. Филарета (Дроздова) , архиеп. Японского Сергия (Тихомирова) , проф. Н. Глубоковского (†1937 году в Софии) и Михаила (Лузина) , еп. Курского. Епископ Мефодий, ректор Академии (1791–1795), написал “Священное богословие, основанное преимущественно на Священном Писании ”. Он известен также как историк, педагог и филолог. Особенно плодотворен в толковании Писания был ректор Ярославской семинарии, впоследствии епископ Псковский Ириней (Клементьевский) . Он написал толкования на послания к Римлянам и Евреям, на 12 малых пророков и на пророка Даниила, толкование на псалмы. Он известен также как догматист и филолог, переводчик святоотеческих творений с греческого языка. Преподаватель киевской Академии Ириней (Фальковский) писал толкование на послания апостольские. Святитель Тихон Воронежский считал нужным и решился сам перевести Псалтирь с еврейского и Новый Завет с греческого на русский язык, но “постеснялся” издать свои труды. Префект Московской Академии Стефан (Прибылович) написал род катехизиса в 14 статьях под названием “Путь в царствие Божие”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свою главную задачу Синод в тот момент видел в недопущении конфликтов на политической почве. Было ясно, что выступления в защиту монархии могли лишь ухудшить положение православных христиан. Ярким тому примером стал случай с военным священником Николаем Вешкельским. Находясь в действующей армии, он старался не вести разговоры на политические темы, однако ареста не избежал. Поводом стали листки с молитвой пророку Илии, которые священник раздавал после службы в день его памяти. Через несколько часов о. Николай был арестован за монархическую пропаганду. Таковую усмотрели в том, что в молитве были слова: «И укрепи благоверного Государя Николая Александровича и даждь Ему мирное царство». Объяснения, что листки куплены давно, ни к чему не привели. Пастыря судили и, хотя он избежал заключения, все же был вынужден оставить место своего служения. В течение восьми месяцев деятельности Временного правительства Церковь старалась налаживать отношения с ним, что было непросто. Совершенно бестактно вел себя по отношению к иерархам и новый обер-прокурор. Современники вспоминали о Львове как о грубом, деспотичном человеке, позволявшем себе кричать даже на старца – митрополита Макария (Невского) . Продолжалось и увольнение архиереев. Своих кафедр лишились архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) , архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский), епископ Орловский Макарий (Гневушев). Для некоторых архипастырей смена власти была более трагичной. Так, 8 июня 1917 г. подвергся аресту архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров) (память 9 января). Святитель был обвинен в том, что вел монархическую пропаганду. Таковую усмотрели и в том, что в его покоях и в приемной висели портреты членов Царской семьи. Для некоторых других иерархов смена власти, наоборот, стала благом. Так, например, в марте вернулся к архиерейскому служению епископ и будущий священномученик Гермоген (Долганев), в свое время впавший в немилость за обличения Распутина. Архипастырь получил назначение на Тобольскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В августе 1762 года Святейший Синод выехал в Москву на коронацию 478 и вызвал епископа Тихона для председательствования в Санкт-Петербурге. В это время скончался Воронежский епископ Иоанникий и преосвященный Тихон 3 февраля 1763 года был определен на освободившуюся кафедру. В конце апреля он отправился к своей пастве. Воронежская епархия была весьма непростой из-за дальности, обширности, запущенности и разношерстности полуязыческого населения. Да и время было для Церкви нелегкое. Екатерининское царствование началось с отобрания в казну церковных вотчин 479 . Монастырям и архиерейским домам, правда, было назначено определенное содержание, но крайне скудное. Архиерейские дома беднели, монастыри пустели и стали закрываться. Архиерейский дом в Воронеже окончательно развалился, собор разрушался, разбитые колокола не звонили. Правительство Екатерины относилось с большею веротерпимостью к раскольникам и сектантам. Раскольники были освобождены от двойного подушного оклада, стали возникать единоверческие храмы и образовываться раскольничьи центры в Москве. На Украине расцвели секты духоборов, молокан, хлыстов, скопцов. Немало раскольников было в Воронежской епархии. Немало было там также казаков и беглых. Народ все буйный и распущенный. Среди высших классов были распространены французские вольнодумные идеи Вольтера и энциклопедистов. Русское общество было мало образовано и подхватывало модные идеи без критики и следовало им слепо, иногда до карикатурности. Кощунства и глупые выходки против Церкви считались признаком образованного, передового человека. Кто не проповедовал атеизма, считался закостеневшим фанатиком и ханжой. Еще по дороге в Воронеж святитель почувствовал себя очень плохо; а приехав и увидев разброд и оскудение, просил Святейший Синод уволить его на покой. Синод просьбы этой не уважил, и святитель покорно взял свой крест. Всего 4 года и 7 месяцев пробыл он на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря доброго была велика. Прежде всего он принялся за обучение духовенства, которое было необразовано и нерадиво до крайности. С трудом верится, что священники не только не знали службы, но даже не умели как следует читать, не имели на руках Евангелия! Святитель сейчас же распорядился, чтоб после проверки не знающих службы и чтения присылали к нему. Всем приказал иметь на руках Новый Завет и читать его с благоговением и прилежанием. В феврале 1764 года им разослано наставление священнослужителям об их главных обязанностях с приказанием повесить в каждом алтаре перед глазами. Затем разослано наставление об исповеди, о браках, о седьми Таинствах 480 , образцы увещания больным и подсудимым. В трактате «О седьми Тайнах» в вопросах и ответах излагается сущность каждого таинства, форма его совершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовник – кто это? //Фома. - – С.26. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). Священство и брак . Фото «Семья священника» из фондов села Соколово Алтайского края. Электронная библиотека по истории Алтая//Фома. - – С.27. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). Иерархия духовенства . Ил.: Диакон. Святой диакон Аифраил Персидский; Протоиерей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский; Иеромонах. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни; Епископ. Святитель Митрофан Воронежский; Патриарх. Святитель Тихон, патриарх Московский//Фома. - – С.32-33. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.34-45. (на закладке – фото Льва Чеснова) Ортодоксия: Таинство – это жест любви Бога к человеку . Автор статьи - Алексей Щукин . В оформлении использованы материалы сайта sofrino.ru//Фома. - – 2005. - С.36-39. - (рубрика « Ортодоксия »). Имеются краткие информационные врезки, посвященные Таинствам Православной Церкви: « Крещение …» (С.36), « Миропомазание …» (С.37), « Исповедь …» (С.37), « Причащение …» (С.38), « Брак …» (С.38), « Елеосвящение …» (С.39), « Священство …» (С.39). Мир Библии: Роман Маханьков . Зачем Христу родословная . (Ответ на письмо читателя)//Фома. - – 2005. - С.40-42. – (рубрика « Мир Библии »). Информационные врезки к теме: Откуда взялись колена Израиля. Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Переселение Иакова с семейством в Египет. 1860//Фома. - – 2005. – С.40. – (рубрика « Мир Библии »). О царе Давиде . Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Победа Давида над Галиафом. 1860//Фома. - – 2005. – С.41. – (рубрика « Мир Библии »). Пророчество о семени Авраама . Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Мелхиседек благословляет Авраама//Фома. - – 2005. – С.42. – (рубрика « Мир Библии »). Лики: Священномученик Сильвестр ( Ольшевский ), архиепископ Омский и Павлодарский (1860-1920)//Фома. - – 2005. – С.43. – (рубрика « Лики »). С 1915 года – глава Омской и Павлодарской епархии. Горячо любим паствой. В 1918 году, когда большевики попытались арестовать епископа, по Омску прокатились волнения. С ноября 1918 года, когда власть в городе, перешла в руки белой армии, возглавил Высшее временное церковное управление Сибири, в январе 1919 привел к присяге Александра Колчака как Верховного правителя России. При отступлении белых остался в вверенной ему епархии. Арестован красными. После двух месяцев истязаний, 26 февраля 1920 года, не добившись «покаяния», архиепископа Сильвестра распяли гвоздями на полу и закололи раскаленным шомполом в сердце.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-26-m...

В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали. Верующие, работавшие в местных заводах по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву. С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу». С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда – в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели. В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Петр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре Владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре он вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета Высшего церковного управления не подчиняется. В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду. Жил он в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву. 30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.

http://pravicon.com/info-3190

В Рождество-Богородицком мон-ре были проведены обыски и найдены тайники, где братия спрятала часть ценностей, не подвергшихся учету (ГА Воронежской обл. Ф. 18. Оп. 1. Д. 401. Л. 92). За март-июнь 1922 г. из храмов и мон-рей З. в. было изъято: 74 золотника 57 долей золота, 70 пудов 39 фунтов 74 золотника 1 доля серебра, 2 фунта 52 золотника 75 долей драгоценных камней. Общая стоимость изъятых ценностей составила 10 044 585 тыс. р. Почти все драгоценные камни, золото и ок. 57 пудов серебра были конфискованы из Рождество-Богородицкого мон-ря (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 79). 30 июня 1922 г. на заседании президиума Задонского уездного исполкома член подкомиссии по изъятию Белозёров доложил, что работу в Задонском у. можно считать законченной. В результате изъятия церковных ценностей мн. храмы оказались полностью лишены богослужебных сосудов. Сохранились прошения из приходов на имя еп. Иоанна, переданные им в «подкомиссию по изъятию, с просьбой вернуть хотя бы самое необходимое для отправления обрядов» (Там же. Л. 65). В нач. сент. 1922 г. Воронежский архиеп. Тихон (Василевский) предложил своим викариям, включая епископа Задонского, перейти в обновленчество , что и было выполнено. Еп. Иоанн созвал благочиннический съезд духовенства, на к-ром было образовано обновленческое окружное управление. В докладе Секретного отдела ГПУ от 14 сент. 1922 г. говорилось, что «в Задонске образовалась группа «Живая церковь». Во главе ее встал местный епископ Иоанн. Группой выпущены воззвания к верующим. 13 июля 1923 г. состоялось окружное собрание духовенства. Съезд постановил присоединиться к группе «Живая церковь»» (цит. по: Митрофан (Шкурин). 2005. С. 29). К обновленцам, в руках к-рых оказался задонский Рождество-Богородицкий мон-рь, где находились мощи свт. Тихона Задонского, горожане относились настороженно; Свято-Владимирский собор мон-ря задонцы посещали лишь для того, чтобы приложиться к святыне и участвовать в выносе раки с мощами святителя. В 1923 г. при храмах закрытой обители образовалась «тихоновская» (каноническая) община («задонское тихоновское религиозное общество»), но обновленцы не позволили ей занять ни один из 6 числившихся за ними монастырских храмов, притом что, как свидетельствуют документы, раскольники использовали только 1 храм, остальные пустовали (ГАЛО.

http://pravenc.ru/text/182475.html

До 1730г. Елань поменяла свое местожительство. Часовня была перенесена из старого городка на новое место и переоборудована там под церковь Святителя Николая Чудотворца. Впервые эта церковь упоминается в документах в 1730г. Располагалась Еланская церковь на неудобном месте, со временем обветшала, поэтому 26 октября 1757г. уже на более удобном месте еланцы заложили новую, тоже деревянную церковь с тем же названием. Освящена она была через два года, 28 октября 1759г. С 1751г. Еланская церковь подчинялась Усть-Медведицкому духовному правлению, теперь донское духовенство назначал епископ Воронежский и Черкасский. Однако до самой середины XIX в. фактически в отношении церкви сохранялись казачьи порядки. Священников в то время было крайне мало, их обязанности исполняли пожилые и уважаемые казаки, неспособные нести военные тяготы. Священников, дьяконов, дьячков и причетников избирали на собрании приходских общин, все они отвечали за свое дело перед кругом. Не все тогдашние священники обладали достаточной грамотностью в церковных вопросах, допускали отступления от догматики, не соблюдали в церкви должный порядок. Все это выявилось в 1764г., когда Преосвященный Тихон направил своих священников для обзора церквей своей епархии. Церкви Верхнего Дона, в т.ч. Еланскую, обозревал священник Баженов. Удручающее впечатление произвела на него Вешенская церковь, где избранные казаками священники не имели богослужебных книг, в т.ч. и Нового Завета, повсюду следы ветхости, на некоторых иконах пальцы рук святых сложены двоеперстием. В Еланской церкви дела обстояли немного лучше, но не блестяще. Во второй половине XVIII в хлебопашество и животноводство становятся основным занятием казаков. Форма землепользования на Дону была общинной. Пахотные, выгонные и сенокосные земли делились на паи. Согласно положению 1835г. рядовые церковнослужители, как и казаки, получали по одному паю, дьяконы - по полтора, священники - по два. Ранее 1767г. появились первые хутора Еланской станицы: Кочетов, Терновой, Галицын, Захаров, Гаврилов, Мохов. С течением времени число их росло...

http://sobory.ru/article/?object=15591

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010