Долго отрекался блаженный от епископского сана, ссылаясь на своё недостоинство, и на смуты, обуревавшие тверскую паству, для которой предлагал он избрать искуснейшего пастыря. Но все причины, выставляемые Арсением, не были признаны достойными митрополитом; он желал исполнить общую просьбу тверитян. Тогда Арсений с великим трудом склонен был к повиновению и то, после того, как митрополит пригрозил отдать его церковному суду за сопротивление власти соборной и княжеской. – 15 августа 1931 года Арсений был рукоположен в епископа Тверского. При хиротонии его принимали участие, кроме митрополита Киприана, два греческих митрополита, судившие Евфимия, Михаил, епископ Смоленский, святой Стефан, епископ Пермский, епископ Даниил Звенигородский и Еремий, епископ Рязанский. – Новый епископ, тотчас же во вступлении на свою кафедру, обратил внимание на благочестие и религиозное развитие народа по всей Тверской области; главным же средством для этого он считал пример собственной жизни. Кротость и смирение, удаление от мирских волнений, строгие труды подвижничества, любовь к нищим и всецелое посвящение себя пастырским обязанностям, – всё это особенно должно было привлекать к новому пастырю тверитян и Тверского князя. Сердечно любя и глубоко сознавая спасительную силу иноческого жития, святитель создал близ Твери деревянную церковь во имя Антония и Феодосия Печерских , устроил братскии келии, собрал монашествующих, поставил над ними игумена и положил таким образом начало Желтикову монастырю. Через 10 лет святой епископ заложил здесь каменную церковь в честь Успения Божьей Матери и освятил оную в 1405 году. Принужденный оставить заветную мечту свою – провести дни свои в любимой обители Киево-Печерской, Святитель желал, конечно, иметь близ себя воспоминание о месте, где протекли первые годы его подвижничества. Часто ходил сюда Святитель Арсений для уединения молитвенного богомыслия. Местное предание говорит, что у святого Арсения была здесь особая пещера, им самим выкопанная, в которую он и удалялся; это предание согласно и с характером Святителя и с характером Киево-Печерского подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впереди – село Голыгино, а за ним село – Воздвиженское — церковь Воздвижения Креста Господня (1845). Храм построен на историческом месте. По традиции сюда являлись троицкие власти с иконами и просфорами встречать приезжающего государя. Здесь была последняя остановка князя Димитрия Донского перед встречей с преподобным Сергием Радонежским. Если отправиться дальше прямо, то вскоре появится село Рязанцы. У самой его границы, справа от дороги, стоит памятный деревянный крест. Надпись на кресте разъясняет, что на этом месте состоялось духовное общение святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского. В 1390 г. во время поездки святителя по церковным делам в Москву он оказался на этом месте, недалеко от Троицкого монастыря. Однако времени заехать в монастырь никак не находилось. Тогда, помолившись, епископ Стефан поклонился в сторону обители и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Преподобному Сергию случилось в это время быть с братией на трапезе. Услышав духом Стефаново приветствие, он встал и с поклоном ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». В память о сближении святых душ место это стали называть Поклонной горой и отметили сначала деревянной, а в XVII в. каменной Крестовской часовней, разрушенной в 30е гг. грешного XX столетия. Если пойти налево, то мы попадаем в  Радонеж . Здесь в юношестве жил с родителями будущий святой, здесь же они и закончили земной путь. Хотьково. Покровский монастырь Дорога к Радонежу одна и далее приведет в Хотьково, а там – в Покровский монастырь . В Покровском соборе монастыря находится рака, где покоятся мощи с вятых Кирилла и Марии , родителей Сергия Радонежского. А затем и Сергиев Посад. Источник: Паломнический отдел Чувашской Митрополии Фотографии из открытых источников Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 1  чел. Всего просмотров 51 тыс. Всего записей 182 поделиться: ©2024 Православный паломник к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/bogomoln...

Значительные обновления происходили при Дмитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, причем, были пристроены юго-западный верхний придел, юго-восточный придел Гурия, Самсона и Авива, северо-восточный придел Трех Святителей, притвор к юго-восточному приделу. При обновлении 1863 г. верхние приделы получили наименования: северный – муч. Прокопия, южный – Стефана Пермского; придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. В главном иконостасе находятся храмовые иконы Сретенского собора, разобранного в 1801 г., и церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном дворце и упраздненной в 1809 г. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. В 1328–1330 гг. великий князь московский Иван Данилович Калита возвел в Кремле Спасский храм и вскоре учредил при нем обитель, в которую перевел иноков из Данилова монастыря. Настоятель Спасского монастыря имел сан архимандрита. Западный притвор и северо-западный верхний придел были построены в 1350 г. при Семене Гордом. В XIV в. Спасском соборе были похоронены: первая супруга Ивана Калиты великая княгиня Елена, супруга Ивана II Ивановича великая княгиня Александра, сын Дмитрия Донского Иван (в монашестве Иоасаф), святитель Стефан епископ Пермский. В 1490 г. великий князь Иван III, расширяя свои палаты, перенес монастырь на другой берег Москвы-реки, ниже по течению, где он существует до настоящего времени под именем Новоспасской обители. Кремлевский Спасский храм был превращен в придворный собор. В XVI в. к его южной части пристроили придел мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, а с севера – придел Трех Святителя (упразднен после 1812 г.). С XVII века Спасская церковь стала приходским храмом дворцовых служащих. С переносом столицы в Петербург придворный собор Спаса на Бору пришел в запустение. В конце XVIII века обветшавший храм был в значительной части разобран под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова и вновь сложен из кирпича в формах XVI–XVII века. Тем не менее храм сохранил фрагменты первоначальных стен. В 1812 г. он пострадал от французов, забравших все серебро из храма и устроивших в нем конюшню и склад для фуража. После освобождения Москвы церковь была обновлена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=21398

Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 575-576, 579; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 127-128; Верюжский. Вологодские святые. С. 342-346; Дмитриев А. А. Пермская старина: Сб. ист. статей и мат-лов преимущественно о Пермском крае. Пермь, 1889. Вып. 1. С. 144-145; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 112-113; Красов А. В., свящ. Зыряне и просветитель их св. Стефан, первый еп. Пермский и Устьвымьский. СПб., 1896. С. 39; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 205-207; Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122; Зубарев Л. В. Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона//Изв. Перм. епарх. церк.-археол. об-ва. 1917. Вып. 2. С. 96-108; Грибова Л. К истории Перми Великой: 500 лет христианизации//Наш край: Мат-лы для изучения. Пермь, 1964. Вып. 1. С. 50-59; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 228-229, 231; Оборин В. А. Возникновение и ранняя история г. Чердыни: XV-XVII вв.//Из прошлого Чердынского края. Пермь, 1974. С. 11-15; Соловьев. История. 1989. Кн. 3. С. 71; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 178-179; Вершинин Е. В. И еще раз о князьях вымских и великопермских//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2000. Вып. 3. С. 285-305; Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы. Прил. к ст.: Чагин Г. Н. Северная Русь и Пермские земли в XI-XV вв.//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2000. Вып. 3: Новгородская Русь: Ист. пространство и культурное наследие. С. 282; он же. Христианизация Перми Великой и Чердыни и ее роль в развитии государственности и культуры в XV-XVII вв.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чтений, посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 5-18; Мацук М. А. Святители Великопермские (Усть-Вымские) Герасим, Питирим, Иона//Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001. С. 12-23; Алексеев Ю. Г. Устюжская летопись и поход 1462 г.//Вестн. СПбГУ. Сер. 2. 2002. Вып. 4. 26. С. 19-28; Романова А. А. Чудеса Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 233-235; Преображенский А. С. Урок язычникам: Икона «Чудо в Хонех» из с. Комарицы и христианизация зырян//Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. М., 2005. С. 93-121; Тарасов А. Е. Религиозные аспекты политики моск. князей во 2-й пол. XV - 1-й тр. XVI в.: Дис. М., 2007. С. 225-229; Власов А. Н. Поздние Повесть о Стефане Пермском и Сказание о Пермских епископах: Проблемы лит. преемственности//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 710-731; Мальцев Г. И., Лалаян М. С. Христианизация Перми Великой. Чайковский, 2007. С. 57-58; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 64-65; Абеленцева О. А. Митр. Иона и установление автокефалии Рус. Церкви. М.; СПб., 2009. С. 268-270, 276.

http://pravenc.ru/text/578252.html

114. Петр Могила , митр. Православное исповедание. М.: Благовест, 1996. 115. Писания мужей апостольских. СПб: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1895. 116. Письма валаамского старца схиигумена Иоанна. М., 1996. 117. Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви. Перевод М. Сабинина (Сабинашвили). 118. Помазанский Михаил , протопресвитер. Православное догматическое богословие в сжатом изложении. Джорданвилль– Нью-Йорк: Тип. Преп. Иова Почаевского , 1963. 119. Постановления святых апостолов чрез Климента епископа Римского преданные. СПб., 2002. 120. Правила Святых поместных Соборов: с толкованиями//Репринт. Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. 121. Православное осмысление творения мира. XIII Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 1. М.: ОРОиК РПЦ – МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2005. 122. Православное осмысление творения мира. XIV Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 2. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2006. 123. Православное осмысление творения мира. XV Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 3. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2007. 124. Православное осмысление творения мира и современная наука. XVI Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 4. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2008. 125. Православное осмысление творения мира и современная наука. XVII Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 5. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2009. 126. Пригожин И., Стингер И. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1986. 127. Псалтирь с изъяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита , епископа Киррского. М., 1997. 128. Пуанкаре Анри. О науке. М.: Наука, 1983. 129. Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. 130. Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. М.: Изд-во «Православного Свято-Тихоновского Богословского института», 1995. 131. Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. 132. Святые Отцы о Боге и Вере. М.: Воскресная школа, 1991. 133. Серафим (Роуз) , иером. Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Христианское православное ведение. Платина, Калифорния – Москва: «Братство преподобного Германа Аляскинского» – «Валаамское Общество Америки», 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

17 апр. 1811 г. в рапорте архиеп. Михаилу архим. Виктор сообщал, что в Благовещенском соборе «открылись опасные трещины, требующие починки», а также «другая поперечная трещина показалась», и что средства на ремонт были выделены лишь частично. Усердием архим. Виктора в Благовещенском храме был обновлен иконостас, на стенах появилась живопись; построена гостиница для богомольцев и произведен ремонт зданий приписного Рождественского мон-ря, в к-ром перестроена древняя Георгиевская ц., возведена колокольня. В прошении, поданном в Синод, архим. Виктор уточнял, что «выписал из отечества своего значительную сумму денег, которую получил через общего четырех патриархов проповедника, иеромонаха Дорофея, всего 12 000 червонцев... и деньги эти издержал на возобновление обители». В описании мон-ря 1867-1868 гг. сказано: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый - создал, второй - воссоздал эту святую обитель». Одновременно со строительной деятельностью архим. Дорофей заботился о строгости повседневной жизни братии, составил общежительные правила, в т. ч. отметил, что «настоятелю быти во первых образом жизни... и пектися о других жительствующих в обоих монастырях», а также рагламентировал жизнь насельников. «Келейное тайноядение,- в частности писал о. Виктор,- между прочим, и бесчиние бывает, когда держит кто в кельи пьянственные напитки и сластолюбствует; вся бо злая от сих рождаются и бесчиния в монастыре». В 1812 г. Н. Б. м. посетил Иван Чернов, к-рый составил краткую историю обители, напечатал ее вместе с нек-рыми грамотами и письмами митр. Стефана (Яворского), найденными в б-ке мон-ря. В 1850 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Феофан (Александров) , известный церковный композитор. С окт. 1857 г. в обители проживал на покое бывш. еп. Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов) , часто служивший в храмах Нежина (погребен в Сретенском приделе монастырского Благовещенского собора). С янв. 1860 г. в Н. Б. м. настоятельствовал архим. Вассиан (Чудновский) , в 1866 г. хиротонисанный во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, а с 1861 г.- архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870 г. рукоположенный во епископа Брестского, викария Литовской епархии. В 1904-1905 гг. Н. Б. м. возглавлял Иоанникий (Дьячков), в 1907 г. рукоположенный во епископа Кирилловского. С 9 нояб. 1912 г. настоятелем обители был уволенный на покой еп. Владимир (Благоразумов) (в 1914 погребен в обители). В 20-х гг. XX в. Н. Б. м. возглавлял архим. Серафим (Зборовский) .

http://pravenc.ru/text/2564834.html

Благодаря этим нестроениям, некоторое время на Руси было сразу трое всероссийских митрополитов, и между теми ни один из них не управлял делами митрополии, пока порядок церковный не укрепился с призванием в Москву митрополита Киприана. Целые 3 года прошли так, пока устроились дела церковные; а между тем Евфимий жил в монастыре; паства тверская не имела пастыря; вражда всё кипела между князем и епископом. Первым делом митрополита Киприана, по занятии им митрополии всероссийской, было разобрать эту распрю между князем Тверским и его епископом. Митрополит Киприан поехал в Тверь, захватив двух митрополитов греческих, приехавших в Россию за милостыней, и двух епископов русских из которых один был Стефан Пермский, равноапостольный просветитель зырян и пермяков. Среди собора этих святителей вместе со многими архимандритами и игуменами находился и любимый архидиакон митрополита св. Арсений. Первосвятителю и его спутникам сделана была самая торжественная встреча. На четвёртый день по прибытию митрополита начался суд над Евфимием. После многих тщетных попыток примирить его с князем, митрополит Киприан лишил Евфимия епископского престола, выслав его в московский Чудов монастырь. Предстояло избрать нового архипастыря тверской пастве. Тогда и великий князь Тверской, и собор тверского духовенства, и граждане Твери стали просить митрополита Киприана поставить им епископом архидиакона Арсения. Такое единодушное желание видеть своим пастырем скромного митрополичьего архидиакона можно объяснить только воспоминанием о непорочной и праведной жизни Блаженного ещё в бытность его в Твери. Весьма возможно, что присоединилась к этому и уверенность в приобретении тверской епархией особенного расположения митрополита с назначением на епископскую кафедру его любимца. Митрополит, сам прекрасно зная высоко честные убеждения Арсения и его религиозность, охотно согласился на прошение Тверского князя и тверских граждан, тем более, что тверская паства имела особую нужду в добром пастыре. Но когда Арсению объявили волю митрополита, князя и народа, он ужаснулся и отвечал с кротостью и смирением, что он грешный человек и не считает себя достойным принять столь высокий сан; не в силах он поднять и нести трудное архипастырское бремя; он желал бы только оплакивать собственные грехи, его заветное желание вернуться в Киево-Печерскую обитель и провести остаток дней у гроба преподобных основателей её.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1524 году при великом князе Василии Ивановиче, когда иго татарское было уже свергнуто и окраины Руси успокоились от их набегов, авнежский крестьянин Гавриил вырубил себе в лесу подсеку для посева хлеба на том самом месте, где за 132 года до этого находился монастырь. Однако огонь не брал сухой лес и хворост, а потому пришлось Гавриилу оставить это предприятие и передать подсеку другому крестьянину — Федору, который и поселился тут в оставленной Гавриилом избе. На том месте, которое не мог выжечь Гавриил, Федору каждую ночь стали казаться огни. Полагая, что тут лежит клад, Федор ночью, тайно от своих домашних, отправился добывать клад. Раскопав землю в том месте, где светился огонек, он к удивлению и ужасу своему вместо ожидаемого клада нашел совершенно целые два гроба. Крестясь и творя молитву от страха, Федор поспешил снова закидать их землей. Когда он вернулся домой и лег спать, во сне ему явился старец — среднего роста с русыми волосами, широкой окладистой бородой, одетый в священнические ризы. Старец велел Федору в первые три воскресные дня сходить к трем ближайшим церквам, объявить священникам и народу, чтобы на том месте, где он нашел гробы, построена была церковь святого великомученика Георгия. Такая церковь построена была в 1560 году. В рукописном житии преподобных описано 35 чудес. По возобновлении Авнежский монастырь состоял сперва за Махрицким монастырем и управлялся посылаемыми оттуда игуменами, а в 1612 году был приписан к Троицкой лавре. В 1756 году вместо обветшавшей деревянной церкви над мощами преподобных построена была каменная с престолами — во имя Святой Троицы и великомученика Георгия, где под благолепной ракой почивали мощи преподобных под спудом. В 1764 году Троицкий Авнежский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. Святитель Стефан, епископ Великопермский День преставления: 26 апреля/9 мая Однажды праведный Прокопий Устюжский поклонился в ноги трехлетней девочке Марии и при этом воскликнул: «Вот идет мать великого Стефана, епископа и учителя Пермского». Странными и несбыточными показались тогда слова святого Прокопия устюжанам, но их удивляло не то, как мог знать юродивый, что у девицы младенца будет сын епископом, и уж совсем несбыточным казалось, что зыряне примут веру христианскую.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205259...

Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: " Мир тебе, духовный брат " . В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения. Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства. Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергея испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

http://patriarchia.ru/db/text/913904.htm...

И все же для нашей церкви, изначала в готовом виде воспринявшей Священное писание, богослужебные и святоотеческие тексты в болгарских (церковно-славянских) переводах, более привычны были правка и поновление, замена непонятных слов и речений, нежели парафразирование или перевод. И надо отметить, что такая работа велась церковью всегда. Переводили и святители Алексий Московский (о трудах которого свт. Филарет Московский писал, что они были сохранены промыслом Божиим, чтобы никогда в Русской церкви не было разговоров о том, что перевод церковных книг не согласен с волей Божией), и Стефан Пермский, и преподобные, страдавшие за эти труды, – Максим Грек и Дионисий Радонежский (Троицкий). Ко времени начала книгопечатания Киевская и Московская Русь были разъединены и государственно (первая была под властью Польско-Литовского государства), и церковно-административно (в Киеве и Москве были свои самостоятельные митрополиты), и до некоторой степени культурно. Все это сказалось и на книжности, и на переводческой деятельности, которая началась раньше на Юго-Западной Руси. С XVI в. там появляются переводы Писания, причем некоторые из них сделаны непосредственно с церковно-славянского текста; так, например, Пересопницкое евангелие было переведено в 1556–1561 гг. «из языка болгарского на мову русскую», т.е. с церковно-славянского на «простую мову» – книжный язык, возникший на основе государственно-канцелярского языка Юго-Западной Руси во второй половине XVI в. Тогда же там стали издавать параллельные тексты на церковно-славянском и на «простой мове», а в первой половине XVII в. «простой» язык вытесняет церковно-славянский из книжности и серьезно конкурирует с ним и в богослужении. Вдохновителем дела переводов стал Киевский митрополит Петр Могила , именем которого обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры, со своими сподвижниками. Так, в Киево-Печерской лавре в то время переводя для использования в богослужении некоторые церковные молитвы и определенные части богослужебных книг. В Постной триоди 1627 г. синаксари переведены иг. Тарасием Земкой на «российскую беседу общую» («сотворися се ревностью и желанием рода нашего, Малой России благородных, гражданских и прочиих различного причта людей, не учивших словенского языка»); в Требнике 1646 г. есть целые такие разделы, там даются даже особые указания об использовании простой мовы в некоторых частях богослужения.

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010