Ш.) самим многократно беседовал и от него узнал” 76 . Ясно, что подобные многочисленные беседы могли протекать только в Троице-Сергиевой Лавре, где и подвизался Епифаний. В связи с этим любопытно упомянуть, что нам известно два бесспорных примера, когда преподобный Сергий выступал полномочным послом Московской власти: в 1365 году — в Нижнем Новгороде, где вспыхнул конфликт между сыновьями нижегородского князя Андрея Константиновича, и в 1385 году — в Рязани, когда при посредничестве Преподобного был заключен “вечный мир” между Димитрием Донским и великим князем Рязанским Олегом. Кажется, и сами обстоятельства кончины Святителя свидетельствуют о его важной роли в делах московского княжества: “сам великий князь приходил посетить его, и многие бояре многократно навещали его” 77 ; похоронен же он был в придворном Спасском монастыре (Спас на Бору) 78 , где хоронили московских княгинь и умиравших в Москве князей (за исключением самих великих князей, погребавшихся в церкви Михаила Архангела). Обычно умиравшие в Москве архиереи погребались в Чудовом монастыре 79 . Все это говорит об особенном уважении к Пермскому святителю. По свидетельству Троицкой летописи, Стефан Пермский сразу же после смерти был почитаем наряду с другими подвижниками Церкви, чьи имена читались по Синодику в Неделю Православия 80 . Завершая наше повествование, подведем некоторые итоги. Пермский Святитель был причислен к лику святых на Соборе 1549 года. Однако имеются данные, позволяющие говорить о местном почитании святого Стефана задолго до этого Собора 81 . Значение для отечественной истории такой фигуры, как святитель Стефан Пермский, весьма и весьма велико. В узловом для Русского государства XIV веке, когда Московские князья в процессе собирания земель обратили свой взор к Северу, именно святителю Стефану суждено было стать проводником русской культуры и русского влияния на новых территориях. Новгородская феодальная республика недальновидно ограничивалась здесь лишь простым собиранием дани. Только с переходом Малой Перми под скипетр Москвы можно говорить о фактическом распространении русской государственности на инородческий мир.

http://pravmir.ru/stefan-permskiy-aposto...

Поскольку святитель Стефан, будучи человеком дерзновенных замыслов, был и более образованным из них двоих, можно признать за ним лучшую часть общих идей 433 . Святитель Стефан был родом из Устюга Великого, что в Двинской земле, которая как раз в это время (XIV век) из Новгородской колониальной территории переходила в зависимость от Москвы. Русские города представляли собой островки среди инородческого моря. Волны этого моря подходили к самому Устюгу, вокруг которого располагались поселения западных пермяков, или, как их называли, зырян. Несомненно, что как знакомство с пермяками и их языком (принадлежащим к финноугорской группе), так и идея евангельской проповеди среди них относятся к отроческим годам святого. Стефан был сыном устюжского соборного клирошанина Симеона. Епифаний рассказывает о быстрых успехах мальчика в учебе. В течение одного года Стефан изучил всю грамоту и стал чтецом в церкви, научившись «в граде Устюге всей граматической хитрости и книжной силе». Можно сомневаться в обилии образовательных средств в городе Устюге, но слова Епифания не просто агиографический штамп. Последующая жизнь Стефана доказывает его исключительное научное призвание, которое, скорее всего, и привело юношу в монастырь. Биограф бегло отмечает рост аскетических настроений в отроке Стефане и тут же переносит его в древний город Ростов, где тот постригся в монастыре святителя Григория Богослова . Знаменателен выбор монастыря: «яко книги многи бяху ту». Монастырь святителя Григория, называемый Затвором, примыкал к самой «епископии» и, находясь в центре города, был отделен стенами от суеты внешнего мира. По-видимому, епископ Парфений, при котором постригся Стефан, был греком. Этим, наряду с исконными грекофильскими традициями, объясняется наличие в монастырской библиотеке греческих книг, а в монастыре – людей, способных научить греческому языку. Святитель Стефан был одним из немногих людей Древней Руси, которые могли читать и говорить по-гречески. Вместе с русским и пермским это давало ему знание трех языков – явление, может быть не столь редкое в древнем Киеве, но уже исключительное на московском севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Община постепенно росла, и святитель Стефан начал учить новокрещенных грамоте 52 , не оставляя, между прочим, и своих переводческих трудов. Грамотных становилось все больше, и наконец зыряне “учили друг друга грамоте и, переписывая из книги в книгу, число книг умножали” 53 . Появилась нужда в новых церквях, и Стефан Пермский ставит два новых храма (во имя Николая Чудотворца и архангела Михаила). Интересна история построения последнего в пересказе предания. Недалеко от разоренной кумирницы находилась огромная береза, почитавшаяся священной. Эту-то “прокудливую” 54 березу святитель Стефан срубил своими руками и поставил церковь так, чтобы пень дерева служил ее престолом. Однако увеличение общины требовало и увеличения священников. И тут Епифаний несколько странно извещает нас о том, что сам Святитель, будучи еще пресвитером, рукополагает новых клириков. О причинах подобной “описки” мы уже сообщали выше; добавим лишь, что пермский миссионер, с другой стороны, мог отсылать готовых к принятию сана на хиротонию в Москву. Кажется, это можно принять в качестве косвенного подтверждения нашей мысли о наличии спутников у Стефана Пермского, ибо как жителя отдаленной провинции можно одного отпустить в далекий митрополичий город, если и сама дорога ему неизвестна? Кульминационный момент проповеди в изображении Епифания Премудрого — прение с волхвом Памом. Любопытно само именование этого зырянского волхва — Пам-сотник. Возможно, что помимо прочего он обладал и определенной светской властью, то есть совмещал в себе как жреческие, так и княжеские полномочия. Вообще, если верить преданию, основные противники святителя Стефана — жрецы и знать, что само по себе в принципе понятно 55 . Очевидно, Пам как наиболее авторитетная личность был последней надеждой язычников. Перипетии длительного спора ни к чему не привели, и тогда оппоненты решились провести испытание веры — пройти через горящее здание и затем по дну Вычегды. Пам рассчитывал, видимо, взять святителя Стефана “нахрапом”, но, видя его решимость, испугался сам и запросил пощады. Таким образом, было преодолено последнее значительное препятствие в деле христианизации Малой Перми.

http://pravmir.ru/stefan-permskiy-aposto...

Стефан. И что же? Они еще застали на этом месте тех людей, которые, также следуя в Москву и отдыхая, дорогой, были очевидцами того, как св. Стефан выходил из своего экипажа и кого-то приветствовал 86 . Как только св. епископ прибыл в Москву и успел видеться с новым вел. князем и митрополитом, должен был следовать в Тверь на церковный суд. Кроме митрополита Киприана собор этот составляли еще двое митрополитов греческих: Матфей адриано-польский и Никандр гайский, которые были в России гостями, а также тот смоленский епископ Михаил, с которым св. Стефан одновременно был рукоположен в епископа. Если теперь мы сопоставим св. Стефана с епископом тверским, для которого составился в Твери церковный собор: то увидим поразительную противоположность. Он был отцом, покровителем и питателем пермяков – своей паствы; его всюду по Перми встречают с радостными восторгами и провожают со слезами: а Евфимий подпал такой нелюбви у тверян, что не только князь тверской, но и бояре и духовенство не хотели его иметь у себя епископом! За нарушение уставов церковных Евфимий и был осужден жить на покое в московском Чудовом монастыре 87 . Затем св. Стефан участвовал в архиерейском рукоположении для Твери нового епископа из архидиаконов митрополичьих, по имени Арсения 88 . Пользуясь своею бытностью в Москве, он исправил здесь необходимейшие дела по своей епархии; наприм., запасся святыней мира, некоторыми церковными вещами и т. п. При отъезде его вел. князь и бояре предложили ему богатые подарки, которыми он воспользовался в Усть-Выми для поддержания и еще большего распространения странно- приемного дома при архангельской церкви. На обратном-то пути святитель и удовлетворил своему желанию видеться с другом своим, препод. Сергием. Это свидание святых друзей было уже последнее: препод. Сергий в следующем году скончался 89 . Новые гражданские подвиги св. Стефана для пермского края Когда св. Стефан отлучился на собор в Москву и еще не было известно, будет ли к нему благоволить новый вел. князь: чиновники пермские (тиуны 90 и даньщики) по-своему стародавнему обычаю начали было допускать в отдаленном краю несправедливости и насилия в отношении к пермякам. Между тем возвратился он в Пермь одаренный вел. князем. Тогда чиновники снова невольно покорились его влиянию и по делам общественным. Но вот еще новые гражданские подвиги его для пермяков!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Епифаний, не бывший сам на месте подвигов св. Стефана, не определяет, до каких пределов простиралась проповедь св. Стефана в Перми. Но он говорит: «и церкви строил он и монастыри заводил и в чернецы постригал и игуменов ставил». Это показывает, что св. Стефан не только сам распространял и утверждал святую веру, но употреблял в её пользу и деятельность других. Таким образом понятно, что пределы епархии просветителя Пермского не были тесны. По известию Епифания, Стефан начал проповедь от устья Вычегды и простёр сперва до Устьвымя. Идя по той же реке на восток, встречаем в верховьях её пустынь Спасскую Ульяновскую, в 165 верстах от Устьсысольска 336 , а другую – в 60 верстах от этого города, называвшуюся его именем, Стефановской. – В последней обители ещё в прошлом столетии некоторые церковные стихи пели на Зырянском языке 337 . И так вот кроме кафедральной две обители, не поименованные Епифанием. К ним надобно ещё прибавить обители Устьвымскую, Архангельскую и Яренскую Архангельскую, известную по запискам 338 , потом Цылибинскую, в 28 верстах от Яренска, на левом берегу Вычегды; начальник её блаж. Димитрий был усердным насадителем христианства и память его чтится как подвижника Божия 339 . Итак, вот указания на пределы Стефановой епархии на западе, юге и востоке! На север шла она по Выми, но едва ли простиралась до Печоры, где действовали другие проповедники гораздо позже св. Стефана 340 . В начале 1396 г. святитель Стефан ещё раз отправился в Москву, но уже более не возвращался к своим детям. Проведя 18 лет в Апостольских трудах, он скончался 26 апреля. Святое тело его положено было «в монастыре Спаса за стеной», что ныне Спас на бору, на дворе царского дворца 341 . Здесь и по ныне покоятся мощи его под спудом 342 . Ещё блаж. Фотий митрополит называл Стефана человеком Божиим и великим святителем 343 . М. Симон в 1501 году писал в Пермь: «молитвы святых великих чудотворцев Петра, Алексия и Леонтия и Стефана, епископа Пермского, да будут с вами» 344 . Служба святителю Стефану написана была ещё Сербом Пахомием, «по повелению владыки Филофея», Пермского епископа с 1472 г. 345 . Прекрасная хвалитная стихира сей службы: «приидите, ныне новопросвещенные соборы, почтем достойно песнями и хвалами отца и благодетеля, породившего нас пакибытием крещения и выведшего из тмы на свет; воззовем глаголя: Господи! молитвами угодника Твоего Стефана спаси и ущедри всех, от души благочестно воспевающих Тебя» 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Религиозные противоречия, присущие этой позиции, проявились в следующем столетии, когда кенотические и националистические элементы наследия преподобного столкнулись в борьбе, развернувшейся среди его учеников и последователей. VII. Святитель Стефан Пермский – миссионер Святитель Стефан Пермский (1340–1396) занимает совершенно особое место в сонме русских святых как своего времени, так и других эпох 431 . Он стоит несколько в стороне от исторической традиции и являет новые, быть может не вполне раскрытые, возможности в русском Православии. Он был современником и другом преподобного Сергия, игумена Свято-Троицкого монастыря, но он не был его учеником и не обладал, подобно ему, созерцательным и мистическим характером. Святитель Стефан был миссионером, отдавшим всю жизнь на обращение языческого народа. При оценке Православия сторонними наблюдателями обычно обращается внимание на слабость миссионерской деятельности. Даже в самой Православной Церкви можно нередко встретить людей, которые охотно уступают западным исповеданиям миссионерское служение, как «внешнее дело», «дело Марфы», не представляющее большого интереса для «православной Марии». Всей жизнью святитель Стефан опровергает такое понимание православия. Кроме того, его служение обладает и другими достоинствами. С миссионерским призванием он соединил влечение к чистому духовному знанию. А в защите своего дела – создания национальной зырянской Церкви – дал религиозное обоснование национальной идеи, оставшееся непревзойденным в Древней Руси. Правда, не всегда возможно отделить мысли святителя Стефана от мыслей его биографа Епифания Премудрого 432 , который является автором «Жития» преподобного Сергия. Его «Житие» Стефана написано более лично и свободно, поскольку он пишет о друге и сотоварище своей юности. Описывая своего друга, он считает вправе приводить длинные монологи и беседы, которые, как он полагает, тот вел в девственных лесах среди язычников. В свой житийный труд он включил также и богословские трактаты, призванные обосновать Стефаново служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В Устьвыми первая по времени церковь Благовещения обращена была в кафедральный Собор, а при церкви Михаила Архангела устроен был монастырь и тут же богодельня для престарелых и немощных зырян. Стефан объезжал весь Пермский край, входил сам во все дела, защищал слабых от притеснения сильных, во время голода раздавал неимущим всё, что было в его житницах и испросил у великого князя освобождения от уплаты податей на целый год. Когда дикое племя вогуличей напало на Пермскую область, Стефан решил сам выйти к ним. Обойдя город с крестным ходом и молебным пением, он на ладье в блестящем святительском облачении впереди всего народа, направился на нападающих, которые так были устрашены невиданным и величественным зрелищем, что обратились в бегство и никогда более не решались тревожить владений храброго епископа. Новгородская вольница часто притесняла зырян, но и от неё сумел найти защиту мудрый Стефан. Он сам съездил в Новгород и добился от веча запрещения вольнице вторгаться в Устьвымскую епархию. Новгородцы встретили и проводили святителя с большим почётом и наделили богатыми приношениями. В 1396 году Пермский святитель в последний раз навестил Москву. Предчувствуя свой близкий конец он в трогательных выражениях прощался со своею паствою; народ провожал его с глухими рыданиями и горькими слезами. В 1390 году святитель Стефан проезжал в 9 верстах от обители друга своего преподобного Сергия. По краткости времени он не мог заехать в Лавру, а потому сотворил молитву и сказал: «мир тебе духовный брат!» Чудотворец сидел в то время за трапезою, ища и тут более духовного насыщения нежели телесного, а посему услышан был им призыв друга; он встал, поклонился и сказал: «радуйся и ты Христов пастырь; мир Божий да пребывает с тобою!» Братии же угодник Божий пояснил к кому относилось его приветствие. В память этого чудесного духовного общения двух святых мужей, на том месте где останавливался святитель Стефан сооружена часовня с колодцем, а в Лавре во время трапезы по данному колоколом знаку вся братия встаёт и начальствующий произносит краткую молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

За благословением на проповедь святой Стефан отправляется в Москву, к Митрополиту. Престол после смерти святителя Алексия занимал местоблюститель Михаил (Митяй). По его повелению Коломенский епископ Герасим рукополагает Стефана Пермского в пресвитеры: “по преставлении митрополита Алексея, повелением его наместника по имени Михаил, а по прозванию Митяй, поставлен он был в пресвитеры епископом Коломенским Герасимом” 36 . Что касается даты этого события, то оно было возможно в промежутке между 12 февраля 1378 года и двад­цатыми числами 1379 года — время наместничества Михаила в Москве. Это не противоречит данным Коми-Вымской летописи 37 , сообщающей под 1379 годом о начале проповеди Стефана. Заслуживает внимания следующее сообщение жития: “Взяв с собой мощи святых, антиминсы и прочее потребное, что нужно для освящения святой церкви, и святое миро, и освященное масло, и иное такого рода необходимое, он пошел в путь…”. Тот факт, что Стефан Пермский идет на проповедь не с пустыми руками, но, как сказано выше, с разной церковной утварью (очевидно, и с иконами, богослужебными сосудами, одеждами и т. п.), позволяет предположить наличие некоторого количества спутников. За отсутствием прямых указаний на это в имеющихся источниках, разрешить данный вопрос со всей определенностью не представляется возможным. На посохе, на 6-м резном колене (верхняя композиция) изображена процессия под стенами города. Надпись под изображением гласит: “идетъ епискоупъ съьборомъ к невернымъ” 38 . Тем не менее, невозможно понять, какой момент миссии мы здесь видим. Если это период до поставления Стефана в епископы, то посох как будто бы подтверждает нашу версию (напомним, что везде на посохе святой Стефан назван епископом). Имеются некоторые сообщения о каких-то грамотах, данных святым благоверным князем Димитрием Донским пермскому миссионеру 39 . Профессор Е. Е. Голубинский 40 отрицает эту мысль ввиду отсутствия подобных указаний у Епифания. Однако мы считаем это весьма вероятным. Обращены они могли быть, например, к Новгородской республике. Хотя с 1333 года зыряне платили дань Москве, в Новгороде не смирились с потерей этих земель, и новгородские ушкуйники время от времени тревожили московских данников.

http://pravmir.ru/stefan-permskiy-aposto...

Скончался преподобный Сергий 8 октября 1392 года. Он не оставил после себя писаний. Потому что его учение во всем его облике, во всей его жизни. Одним он утешение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере. Основанная им обитель была и до сих пор остается одним из важнейших духовных центров Руси. М.В. Первушин Святитель Стефан Пермский Вместе со святителем Алексием и преподобным Сергием в XIV веке просиял еще один святой Русской Церкви – Стефан, епископ Пермский. Однако его труды отличались как от первосвятительского служения митрополита, так и от духовных подвигов Радонежского пустынника. Святитель Стефан был миссионером. Он отдал свою жизнь для просвещения светом Христовой веры языческого народа. В XIV веке еще многие языческие племена, жившие на северо-востоке нашей страны, были лишь формально зависимы от Новгородского княжества. Молодое Московское государство только начинало формироваться, постепенно приводя к присяге малые народности, населявшие эти территории. Одним из приграничных городов великого княжества был Устюг, родина святителя Стефана, вокруг которого начинались поселения западных пермяков – зырян. Язычники по вере, они промышляли охотой на пушного зверя, продавать которого приходили в Устюг. Здесь будущий святитель и познакомился с этим народом, его языком и обычаями. Святитель Стефан еще с юности отличался любознательностью и необыкновенными научными дарованиями. Не достигнув еще двадцатилетнего возраста, он уходит в Ростовский монастырь святителя Григория Богослова . Со слов его биографа Епифания, хорошо знавшего Стефана, выбор монастыря не случаен. Помимо того, что эта обитель отличалась строгостью иноческого устава и была прозываема в народе «затвором», в ней находилась богатейшая библиотека греческих книг и рукописей. Под руководством опытных наставников Стефан овладел греческим языком. Знание это открывало ему путь к великой византийской культуре и греческой мудрости. Однако он избирает для себя иной путь. Отказывается от высокого идеала познания ради любви к тем диким язычникам, встреча с которыми в родном Устюге некогда пронзила жалостью его сердце. Для них он совершает свое исхождение из ученого затвора, не оставляя в то же время ученых трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

73. Стефан , просветитель и епископ Пермский 1378–1396 г. «Еще млад сый» был пострижен «в чернци во граде Ростове у св. Григорья Богослова в монастыри, нарицаемом в затворе, близь епископьи, яко многи книги бяху ту». Богатая епископская библиотека доставляла пишу любви его к просвещению. По житию Петра царевича известно, что при епископе Кирилле в Ростове «в церкви святые Богородицы левый клирос гречески пояху, а правый русскы». Потому то Стефан имел способы хорошо познакомиться с греческим языком и с греческою образованностью. (Степ. кн. I, 524). Биограф его Епифаний с утешением вспоминает, как бывало спорили они между собою «о некоих приключениих», или о каком-нибудь слове, о стихе, о строке. «Бяше умея тремя языки – русски, гречески и пермски». Приготовив себя жизнью и учением к званию проповедника веры, Стефан отправился к грубым зырянам на подвиг апостольский. Много трудов, опасностей, скорбей, перенес он на этом пути; но благодать Божия была с ним и успехи его были блистательны. Для успехов веры «книги русские на пермский язык переведе; научи грамоти пермстей заповедая учити часословец и осьмогласник и песница Давидова... И попове его пермским языком служаху обедню, заутреню же и вечерню и канонархи его по пермским книгам кононархаша, певцы же всяко пение пермски возглашаху». По этим словам современника видим, что св. Стефаном переведены были на пермский язык часослов, Псалтырь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, паремии, стихирарь, октоих, литургия и несколько служб. К сожалению, очень немногое из этих трудов его уцелело для нашего времени. Сохранилась зырянская литургия, но только в тех частях, которые поются клиром. (В III т. Зап. Лепехина, другой спис. в библ. Моск. Общ. ист. 99). Названия зырянских букв у Востокова, в Опис. муз. 459; у Карамз. V, пр. 125. Сказание древнего Пролога, говоря о пребывании Стефана в Ростове, извещает: «сей блаж. отец наш Стефан многи стихи протолковаше... написаже многи книги своими руками, яже и до сего дне свидетельствуют». По описи 1636 г., в Хутынском монастыре показан Соборник, в полдесть, Стефана Пермского». (Опис. книг степ. мон. 1886. М. 1848 г.). В Москвитянине (кн. I, 1847 г., стр. 121–128) издано с именем Стефана Пермского послание к великому князю Димитрию Ивановичу Донскому. Но это послание от слова до слова сходно с посланием, составляющим предисловие к Мерилу праведному, с тем посланием, которое известно по спискам ранее св. Стефана (см. § 50); потому Стефан мог только переписать это сочинение для себя и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010