16. Стефанова часовня На поклонной горе, верстах в одиннадцати от Троицкой лавры, стоит в древней каменной часовне дубовый осьмиконечный крест, обитый липовыми досками; на одной стороне его изображен распятый Иисус Христос на другой преподобный Сергий. На восточной стене поставлены иконы св. угодников и друзей Радонежского Чудотворца, в числе их Стефан Епископ и просветитель Перми. При этой часовне каменная келья и колодец под навесом. По кресту, находящемуся в этой молитвенной храмине, она слывет Крестом , каким начинается, как мы уже сказали, путь в Сергиеву обитель; но, по заочному благословению и привету Св. Стефана Пермского, обращенному отсюда к Преподобному Сергию, она слывет Стефановой . В 1390 году Святитель поспешал в Москву через это место, покрытое тогда дремучим лесом; в предположении посетить Радонежского друга своего на возвратном пути в свою Епископию; он остановился на поклонной горе поклониться Св. Троице и благословить Троицкого игумена, сидевшего в это время с братиею за трапезой. «Мир тебе, духовный брате», – сказал Св. Стефан. Прозорливый старец, к удивлению братии, встал из-за стола и ответствовал на благословенье и привет Иерарха молитвою, поклоном и следующими словами: «Радуйся, и ты, Христова стада пастырь! Мир Божий да пребывает с тобою»! – «Кому же ты кланяешься, отче?» спросили игумена братья. – «В сей час Епископ Стефан, шествующий во град Москву, против нашего монастыря поклонился Св. Троице и нас смиренных благословил». Сергий указал самое это место, куда посланные из его монастыря застали еще спутников Стефановых. 45 В память столь дивного события водружен был на этом месте крест, а впоследствии часовня, сперва деревянная, потом каменная. В праздник Воздвижения Честного Креста, присылаемые из Троицкой лавры братии из часовни идут крестным ходом, в сопровождении священников из соседних сел, в Воздвиженское и там совершают служение. Кроме того, событие это увековечено в обряде, какой доныне отправляется за праздничной трапезой в лавре. За третьим блюдом братия, по звону колокольчика, встают, и, сотворив молитву, заключают ее печатью слова: аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ильинско-Подомское. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Ильинский приход считается одним из древнейших вилегодских приходов. Как утверждают исследователи, основание ему положил миссионер и просветитель северных народов святитель Стефан Пермский. Получив в Первопрестольной благословение и охранные грамоты, святитель в 1379г. идет на Пырос (современный г. Котлас) и далее идет на Виледь. Проповедуя истину во Христе и крестя язычников, святитель Стефан ставит поклонные кресты в поселениях, где оставались новокрещенные христиане. Традиционная дата основания села и прихода как раз и есть 1379г. Позже на месте установленного креста, была поставлена часовня, а затем и деревянный храм. В день памяти вмч. Феодора Стратиллата - 8 июня 1785г. заложили первый каменный храм на месте сгоревшего деревянного. 29 сентября 1789г. его освятили во имя Св. пророка Илии – небесного покровителя села. Еще через два года достроили и освятили Благовещенский придел. Все работы выполнялись прихожанами и жителями села под руководством подрядчика из Сольвычегодска Афанасием Аксеновым. Купцы Строгановы, имевшие тогда почти 2/3 бюджета всей России, были инициаторами этого строительства. Возведение второго этажа началось через девять лет в 1801г. и было закончено в 1807г. Верхний храм был освящен в честь мучеников Флора и Лавра. Скорее всего это связано было с тем, что на Виледи издавна содержались лучшие строгановские табуны породистых лошадей. В день памяти Святых мучеников (31 августа) после молебна в храме священники окропляли лошадей Святой водой и устраивались конные бега. В 1809г. началось строительство колокольни и через два года на звонницу были подняты колокола. Вес благовестника был более пяти тонн. К 1915г. приход насчитывал 970 дворов с населением 6600 человек. Исполняли свое служение четыре священника и небольшая монашеская община, приписанная к храму. В 1936г. настоятель храма иерей Николай Дмитриевич Попов был арестован и в 1937г. сослан на три года в Воркутинский лагерь, где умер от истощения в 1938г. В 1937г. храм был закрыт, колокола сброшены, колокольня наполовину разрушена. До 1992г. в храме был кинотеатр, спортзал, проходили танцы, размещалась автобусная станция…

http://sobory.ru/article/?object=22134

Первомайский. Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1997. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Коми, Сысольский район, поселок Первомайский, улица Спортивная, 1 Координаты: 61.120696, 50.270925 Проезд:от автопавильона Сыктывкара автобусами кировского направления: - Сыктывкар-Киров (до с. Визинга или остановки «поворот на Куниб»); - Сыктывкар-Обьячево; - Сыктывкар-Койгородок; - Сыктывкар-Визинга; от с. Визинга до п. Первомайский - местными автобусами по расписанию, ежедневно Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Женский Стефано-Афанасьевский монастырь в селе Вотча, Сыктывкарской епархии. Монастырь в Вотче был основан в XIV веке святителем Стефаном Пермским. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует под 1384 годом что святой Стефан построил храмы " монастырские ж на Вотче и на Еренском горотке " . Обитель была упразднена в XVIII веке. Исторических сведений о монастыре сохранилось очень мало. Синодальным решением от 17 июля 1996 года был возрожден как мужской. После того как в 1999 году наместник Стефан (Бабаев) и братия ушли в раскол, монастырь был воссоздан синодальным решением 6 октября того же года как женский. Каменный Богородице-Рождественский храм в Вотче был передан монастырю в полуразрушенном состоянии. Рядом с прежним храмом был вначале построен деревянный храм новой обители, а потом обитель обосновалась на подворье в соседнем поселке Первомайском, на территории Кунибского сельсовета МО СП " Сысольский " . Обитель жила очень скудно, однако по возможности оказывала материальную помощь нуждающимся. На подворье, кроме домового храма, была устроена гостиница и хозяйственный двор по адресу п. Первомайский, ул. Центральная, 35. В 2000-м году в монастыре - 10 насельниц. Храмы: - Богородице-Рождественский. Деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вотче упомянут в писцовой книге 1586 года. К концу XVIII века эта церковь пришла в ветхое состояние и в 1790 году была построена новая деревянная церковь того же посвящения с приделом во имя святителя Стефана Пермского.

http://sobory.ru/article/?object=16542

Рязанцы. Часовня Стефана Пермского ( " Крест " ) на Поклонной Горе. Часовня Креста Господня, Стефанова часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Стефана Пермского Год постройки:приблизительно 1651 - 1699. Год утраты:1939 (Снесена) Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, деревня Рязанцы. Координаты: 56.225404, 38.095972 Проезд:По Ярославскому шоссе после поворота на Сергиев Посад въезжаем в деревню Рязанцы. Поклонный крест на месте снесенной часовни установлен сразу после остановки по правой стороне дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Недалеко от Хотьково есть место связанное с именем Сергия, это Поклонная гора. Вы знаете из Его Жития о том случае, когда друг Сергия Стефан, епископ Пермский, ехал в Москву и, не имея времени навестить Сергия, остановился на возвышенности и, обратясь в сторону Сергиевой обители, проговорил: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий сидел в это время с братией за трапезой, вдруг он встал из-за стола и, после краткой молитвы, сделал поклон со словами: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!» Братия удивилась такому поведению наставника. Сергий же объяснил: «Епископ Стефан, на пути в Москву, остановился против нашего монастыря, и нас смиренных благословил». В память о том событии был поставлен крест, у которого получало благословение войско Минина и Пожарского, идущее на спасение Москвы. Затем построили часовню. В наше время ни того, ни другого нет. Несколько лет назад появился крест с надписью: «Молитвами Святителя Стефана Великого Пермского и Преподобного отца нашего Сергия Игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй нас грешных». Источник: Часовня в селе Рязанцы (вторая половина XVII в.) отмечала собой почитаемое место на пути паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Это старинное кирпичное небольшое сооружение было снесено в 1939 г. При часовне в конце XIX в. был построен дом училища для мальчиков (архитектор А. Латков). Перед часовней существовал св. колодезь преп. Сергия, а само это место находится в 3-х км от древнего Радонежа, родины святого. Легенда отмечает это место духовным свиданием св. Стефана Пермского и преп. Сергия. Здесь был поставлен поклонный крест, потом он был обстроен деревянной часовней, а в XVII в. часовня была построена в кирпиче и камне. Место стало называться у Креста, часовня Крест, Поклонная гора. Это Лаврское владение было после революции в 1920-е годы передано Московскому Геологоразведочному институту, от которого и поступило предложение воссоздать на старом основании почитаемую часовню. Для выполнения реконструкции были привлечены все изображения часовни до сноса, какие удалось найти, а также аналоги из русской архитектуры. Проект выполнялся под руководством заслуженного реставратора, профессора архитектуры И.Б. Пуришева.

http://sobory.ru/article/?object=34011

Сыктывкар. Кафедральный собор Стефана Пермского. Стефановский собор Карта и ближайшие объекты Историю храма справедливо можно отсчитывать с 1379 года, когда святитель Стефан Пермский положил начало христианизации древних коми (зырян). Позже, с благословления Дмитрия Донского им была создана Пермская Епархия, первым епископом которой он стал. Этот факт по сути предопределил вхождение Коми края в состав русского централизованного государства. Стефан Пермский был канонизирован еще в 1549 г. и почитается как один из крупнейших общерусских святых. С предложением построить в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) церковь им.Стефана Пермского городская дума обратилась к Вологодскому губернатору в апреле 1850 года. Проект строительства церкви был утвержден Николаем I в 1852 г. В 1856 г. был заложен фундамент. Только в 1883 г. освящена нижняя церковь. Еще через 10 лет была открыта собственно Стефановская церковь, но освящена была только 24 апреля 1896 г., в год 500-летию со дня кончины Стефана Пермского. Стефановский храм относился к типу пятиглавых храмов: 47 метров в длину, 26 м. в ширину и 35 м в высоту. Собор стоял в самом центре Усть-Сысольска на Стефановской площади. Но главным соборным храмом в городе оставался Троицкий храм. При советской власти церковь закрывали дважды: в 1923 (в 1924 решение о закрытии церкви было отменено), но в 1929 храм был закрыт вновь, а в 1932 разобран. В ноябре 1993 г был объявлен конкурс на разработку проекта Свято-Стефановского кафедрального собора. В конкурсе приняли участие 15 авторских коллективов. 26 апреля 1994 г. постановлением попечительского совета было утверждено решение жюри конкурса о присуждении первой премии проекту Архитектурной студии " Менам Керка " . В силу сложившейся застройки пришлось изменить местоположение храма. Новый собор был заложен в 1996 году, во время празднования 600-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского. Малое освящение новопостроенного Свято-Стефановского кафедрального собора в Сыктывкаре и первую Божественную Литургию в нем совершил 26 августа 2001 епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.

http://sobory.ru/article/?object=02071

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святители Герасим (+ 1441), Питирим (+ 1456) и Иона (+ 1471), епископы Пермские Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 29 янв., накануне праздника Собора Вселенских учителей и свт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Свт. Герасиму — 24 янв., свт. Ионе — 6 июня, в день преставления, и свт. Питириму — 19 авг., в день преставления Когда скончался (28 апр. 1392) святитель Стефан, просветитель и первый епископ Пермский, то заместил его святитель Герасим. В это время новопросвещенные зыряне много страдали от набегов соседей своих — диких вогуличей. Несчастные скрывались в лесах. Все время епископства своего святитель Герасим провел в разъездах, всячески помогая своим пасомым. Ездил он ради них и в Москву. Под влиянием его проповеди дикие вогуличи как будто смягчались. Но в 40-х гг. XV в. на возвратном пути после одной из своих поездок его задушил его же омофором слуга его, вогулич, которого он крестил и хотел сделать проповедником. Преемником его был назначен архимандрит Московского Чудова монастыря — Питирим. В то время князь вогуличей, Асыка, был только что взят в плен новгородским воеводой Василием Своеземцевым (в иночестве прп. Варлаам; память его 19 июня), но был освобожден с условием прекратить свои набеги. Едва прибыв из Москвы, святитель Пи-тирим проехал в Устъ-Вымь, где собрались все пострадавшие зыряне, нуждавшиеся в помощи и утешении. Следующие 7 лет прошли спокойно, и святитель неустанно проповедовал, объезжая свою епархию. Крестились даже дикие вогуличи, и казалось, что зыряне могут вздохнуть свободно. Но в 1456 г. Асыка нарушил данное им слово: он совершил кровавый набег на Пермь, и среди жертв его был и святитель Питирим, замученный 19 августа по его приказанию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436874/

Котлас. Храмовый комплекс. Церкви Стефана Пермского и Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты История Свято-Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян маловместимую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола. Один — во имя святителя Николая Чудотворца, а второй — во имя архидиакона Стефана. Храм именовали Святониколаевским. В середине XVII века рядом со Святониколаевской церковью прихожане обнаружили явленную икону Владимирской Божьей Матери. На месте находки поставили деревянную шатровую церковь во имя явленной иконы Владимирской Божьей Матери, а прирубленный к церкви придел освятили во имя Святого Стефана Великопермского. Образовавшийся приход получил название Котласского Стефановского. 3 августа 1776 года после вечернего богослужения во время грозы церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вынести только часть икон. В первую очередь явленную икону Владимирской Божьей Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и во имя святого первомученика и архидиакона Стефана, а ветхий Стефанониколаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Свято-Николаевского храма прихожане под руководством местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную церковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского. 5 сентября 1920 года Котласский совет заключил с общиной верующих договор, на основании которого общине от государства передавались по описи церковное имущество и утварь. В июне 1928 года были попытки разобрать ограду на кирпич, а в начале 1931 года горисполком обратился к общине верующих с требованием освободить один из действующих храмов и три угловых флигеля в ограде.

http://sobory.ru/article/?object=28766

Котлас. Церковь Стефана Пермского. Карта и ближайшие объекты История Свято-Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян маловместимую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола. Один — во имя святителя Николая Чудотворца, а второй — во имя архидиакона Стефана. Храм именовали Святониколаевским. В середине XVII века рядом со Святониколаевской церковью прихожане обнаружили явленную икону Владимирской Божьей Матери. На месте находки поставили деревянную шатровую церковь во имя явленной иконы Владимирской Божьей Матери, а прирубленный к церкви придел освятили во имя Святого Стефана Великопермского. Образовавшийся приход получил название Котласского Стефановского. 3 августа 1776 года после вечернего богослужения во время грозы церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вынести только часть икон. В первую очередь явленную икону Владимирской Божьей Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и во имя святого первомученика и архидиакона Стефана, а ветхий Стефанониколаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Свято-Николаевского храма прихожане под руководством местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную церковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского. 5 сентября 1920 года Котласский совет заключил с общиной верующих договор, на основании которого общине от государства передавались по описи церковное имущество и утварь. В июне 1928 года были попытки разобрать ограду на кирпич, а в начале 1931 года горисполком обратился к общине верующих с требованием освободить один из действующих храмов и три угловых флигеля в ограде. В период 1932-1937 гг. в храмах разместили мельницу и маслозавод. Священников выслали из Котласа. 6 ноября 1937 диакон Иван Трубачев был расстрелян. После войны в связи многочисленными просьбами передать храм верующим было принято решение о передаче храмов общине. 14 сентября 1947 года на должность настоятеля Котласского Стефановского прихода епископ Архангельский и Холмогорский Леонтий назначил священника Владимира Жохова. Было решено сначала отреставрировать Стефановский храм. В 1948 году из закрытой Вондокурской церкви в Свято-Стефановский храм был привезен иконостас (собственный иконостас был уничтожен еще в 1931 г.). Начались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=28765

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архиереи (в алфавите имен) Алексий, митр. Московский, свт. – см. ИУ. 697. Макарий (Веретенников) , архим. Вехи жизни Всероссийского митрополита Антония//АиО. 1999. 2(20). С. 185–187. Геннадий Новгородский (Гонзов), свт. – см. ИУ. Евфимий Новгородский, свт. – см. 1281. 698. Воробьев М. Н . Митрополит КИРИЛЛ и Владимирский Собор 1274 года//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 29–32. Стефан Пермский, свт. – см. 1301. Святитель Макарий Московский (XVI в.) 699. Воронин Ф. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, и его литературная деятельность//БТ. 1996. Сб. 32. С. 120–222. 700. Журинская М. А. Жизнь святителя: Повествование о митрополите Макарии//АиО. 2000. 4(26). С. 339–341. Рец. на кн.: Бобринский Н. Н. Летопись жития Макария, митрополита Всероссийского: Ист. повествование//Роман-газета, XXI век. 2000. 1. С. 8–69. 701. Макарий (Веретенников) , архим. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (f 1563)/Свящ. П. Веретенников//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 213–246. 702. Макарий (Веретенников) , архим. Новые материалы о Всероссийском митрополите Макарии//ЦиВр. 1992. 3. С. 72–76. 703. Макарий (Веретенников) , архим. Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария//АиО. 1995. 4(7). С. 109–119. 704. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. 1996. 4(11). С. 158–172. 705. Макарий (Веретенников) , архим. Можайский период Всероссийского митрополита Макария//АиО. 1997. 3(14). С. 173–182. 706. Макарий (Веретенников) , архим. Заметки о митрополите Макарии//АиО. 1999. 1(19). С. 193–201. 707. Макарий (Веретенников) , архим. Духовные грамоты, подписанные свт. Макарием//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 93–100. 708. Макарий (Веретенников) , архим. Новый автограф свт. Макария//АиО. 1999. 3(21). С. 243–246. 709. Макарий (Веретенников) , архим. Последние годы архиерейства свт. Макария в Великом Новгороде//АиО. 2000. 2(24). С. 160–171. 710. Макарий (Веретенников) , архим. Важнейшие вехи жизни свт. Макария//АиО. 2000. 4(26). С. 151–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выставка, посвященная святителю Стефану Пермскому, пройдет на Куликовом поле Москва, 14 апреля 2009 г. «Великий современник Куликовской битвы»: выставка с таким названием откроется 24 апреля в музее на Куликовом поле. Основная идея выставки - рассказать о святителе Стефане Пермском как о великом современнике Куликовской битвы, сподвижнике св. Димитрия Донского и преп. Сергия Радонежского, миссионере и поборнике просвещения XIV в, сообщает Седмица.Ru . Экспонаты для выставки предоставил Пермский краевой музей. На днях музейные сотрудники приступят к монтажу экспозиции. Духовный мир Перми Вычегодской, в который пришел Стефан с проповедью Христианства, отражён в подтеме I: «Духовная культура древних коми - зырян». Важным источником по дохристианским верованиям древних коми-зырян является «Житие Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым, в котором подчёркивается, что у пермяков было много богов, которые считались покровителями охоты и рыболовства. О сложном характере верований населения Перми Вычегодской, в котором переплелись и сочетались различные традиции, свидетельствуют и археологические данные. Данная подтема будет представлена комплексом экспонатов, происходящих из раскопок В.И. Канивца в Канинском и Уньинском пещерных святилищах. Это наконечники стрел и копий, украшения, а также предметы культового литья, выполненные в «зверином стиле», датируемые первой половиной XIV в. Отдельным комплексом экспонатов будет показана культура Перми Вычегодской (XI-XIV вв.). Согласно письменным источникам («Повесть временных лет»), уже с X-XI вв. начался процесс русской колонизации пермских земель, которая была открыта сначала ладожскими, а затем и новгородскими купцами-дружинниками. Этот процесс привёл к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности местного населения. В данный комплекс войдут предметы из раскопок Э.А. Савельевой на Вымских могильниках и городищах, значительная часть которых свидетельствует о взаимодействии с русской культурой - это фрагменты славянских сосудов, орудия труда, украшения и т. д.

http://pravoslavie.ru/30061.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010