Сербский Епископ Григорий, из города Софии, в грамоте своей к Царю писал: что он желал видеть лицо единого православного на земле Государя и принести молитвы Богу о его вожделенном здравии и победах, и благодарить его за усердную любовь к святым монастырям и милостыню, которую посылает на их обновление. Посему он, Епископ Софии Премудрости, называемый Сардики, пришел с братиею ради милостыни, так как древняя их церковь вся обрушилась, сами же они не могут ее соорудить, ибо труждаются и скитаются, испытуя времена и лета, по Апостольскому гласу, и тяжко их пребывание, так что и стада своего не могут пасти от Измаильтян, чад Агарянских, и по всей земле стыд и поношение терпят, грех ради своих, странствуя по чужим странам и не имея где главу преклонить; но все терпят Господа ради, по Господнему гласу: что претерпевый до конца, тот спасен будет, и не могут оставить монастыря своего, чтобы в нем не погибла память ктиторов Царей, в нем почивших. Он принес в дар Государю руку от мощей святого Григория Декаполита и просил Царя сделаться ктитором монастыря Великомученика Георгия, как были прежде ктиторы Цари; Господь же укрепит и прославить его державу и сподобит его десного стояния в день страшного суда. (Лист 386) В другой грамоте, также из Сербской земли, Аккольского монастыря Игумен Митрофан с братиею просили Царя, молитв ради великого чудотворца Николая и трех Святителей Московских, умилосердиться над ними и показать им теплую любовь, пожаловав милостыню на укрепление обители и на пищу братии, и приносили от себя благословение Царю, образ великомученика Георгия и часть мощей мученика Георгия нового. (Лист 393) Еще одного монастыря Сербского, именуемого Милешева, была грамота к Царю, чрез Игумена Филофея, также о милостыни в пользу храма Вознесения Господня, где почивает первый Архиепископ Сербский Святитель Савва и два Краля Сербские, Владислав и Давид; с обычными благожеланиями старцы приносили в благословение Царю перст великомученика Георгия, образ Спасов и святых Саввы и Симеона, писанных на золоте; они благодарили за милостыню, двести семьдесят рублей, которыми пожаловал их обитель святого Саввы для прокормления братии, ради поминовения его родителей, которых они вписали в помянник, и просили прислать еще милостыни на украшение их обители и богатое облачение, с хрисовуллою царскою, как он это сделал для Хиландарской. (Лист 398)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобный Иоанникий, по воле краля Уроша, желавшего воспользоваться его духовной опытностью, был поставлен игуменом лавры Студеницы, созданной преподобным Симеоном Неманей, где и св. мощи его почивают. Вскоре за сим преставился наставник преподобного Иоанникия, преосвященный Савва Второй, архиепископ сербский, по кончине коего возведен был на архиепископскую кафедру Даниил Первый, недолго управлявший сербской Церковью и удалившийся с кафедры по недовольству им правившими тогда Сербией. По удалении его выбор краля Уроша и всего освященного собора пал на преподобного игумена Студеницкой лавры. Таким образом, прияв богодарованную власть святительства, блаженный Иоанникий начал прилагать труды к трудам, исправляя недостатки, вкравшиеся в сербскую Церковь за время управления ей предшественников. Благоверный краль Урош любил очень преосвященного Иоанникия, и Сербия в правление его начала отдыхать было от смут и пользоваться миром, но искони ненавистник рода христианского — диавол — подвиг на зависть на сего благочестивого владетеля сына его Стефана краля, который отнял у отца престол. Последовавшие за тем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство и в церковном управлении. Когда краль Урош изгнан был из королевства [ 139 ] и удалился в страну Хлумскую, то и блаженный архиепископ Иоанникий, любивший нелицемерно своего краля и обещавшийся не разлучаться с ним до смерти, оставив свой святительский престол, последовал за кралем и там вскоре перешел от временной жизни в жизнь нескончаемую. Сербская Церковь, уважавшая блаженного Иоанникия, не хотела признать никого первосвятителем своим, прежде чем отдана была должная почесть почившему на чужбине первосвятителю. Краль Стефан Урош с матерью своей Еленой исполнили желание Сербии. Через два года и девять месяцев они озаботились перенести св. мощи его в Сербию. Когда открыли гроб блаженного Иоанникия, тело его оказалось нетленным, и его с почестями положили в Сопочанском монастыре, вблизи тела краля Уроша. Тогда уже приступили к избранию нового первосвятителя, и преемником св. Иоанникию был избран блаженный Евстафий [ 140 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

История сербского народа. История Зеты и Черногории//История Сербии и Черногории. С. 55—56). Кто крестное имя служит, тому и Бог помогает — таков смысл песни о воеводе, томившемся в день своей Крестной славы в темнице: «“О дивная, прекрасная Слава Божия,/святой Георгий, мое имя крестное!/Избавь меня от темницы проклятой”./Тут явился юнак перед темницей:/“Выходи ко мне, воевода Тодор!/Ворота темницы открыты”…/Тогда вышел воевода Тодор,—/перед темницею чудный добрый юнак/на витязе — зеленом коне;/на нем чистый зеленый бархат/и славная шелковая шапка,/за шапкой ноя (страуса.— Ред.) — птицы крыло,—/тень бросает на коня и юнака,/чтобы лице от солнца не загорело!/…Обернулся воевода Тодор,/чтобы юнака вином угостить,—/но не стало ни коня, ни юнака» (там же, с. 56—57). Входящий в обряд Крестной славы чин «резания колача» включен во все сербские требники (см.: Журнал Московской Патриархии. 1983. 7. С. 40).    Ср.: Мф. 28:18.    Монастырь Жича построен в XIII веке сыновьями святого царя Симеона Мироточивого — святым королем Стефаном Первовенчанным и святым Саввой Сербским " , " . В 1219 году святой Савва был хиротонисан в Византии в первого архиепископа Сербского и привез с собой мастеров для росписи жичского собора Вознесения Господня. Через два года, в 1221 году, в этом соборе в день его храмовой славы (престольный праздник) святым Саввой был венчан на царство первый король Сербский, Стефан Первовенчанный. Здесь же были венчаны на царство еще 19 королей Сербских. Жичский Спасов дом был сердцем сербского Православия, он именовался Великой церковью и Матерью другим церквам. За долгую историю монастыря его неоднократно разрушали, даже в середине и в конце ХХ века, но он всегда поднимался из руин. В 1804 году Жичу восстановил знаменитый Карагеоргий, а в 30-е годы прошлого столетия- великий святитель Сербский Николай, автор настоящей книги. Святитель Николай много заботился и о духовном благоустройстве Жичи, и при нем духовная жизнь Сербии достигла расцвета. Сегодня Жичский монастырь самый крупный в Сербии, в нем подвизаются 45 насельниц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

XIII век Святитель Савва, первый архиепископ Сербский Родился будущий святитель в семье сербского самодержца Стефана Немани и в крещении был назван Ростиславом. Ему дали доброе христианское воспитание, но готовили совсем не для духовного пути. Отец, имевший еще двух старших сыновей, готовил к престолонаследию именно Ростислава. Он видел душевные и умственные дарования младшего сына и полагал, что он станет лучшим правителем, чем его старшие братья. И действительно, Ростислав стал впоследствии владыкой Сербии, но не мирским, а духовным. С детства он любил богослужение и часто посещал храмы, всегда с благоговейным трепетом относился к монахам. В богатстве и роскоши великокняжеского двора он жил своей, обособленной от всякого мирского попечения, жизнью. И вот, когда родители Ростислава всерьез задумались о поиске сыну невесты, он познакомился с русскими иноками, прибывшими с Афона. Тогда ему только исполнилось 17 лет. Биограф святителя пишет, что «слова юного княжича поразили афонского старца. После рассказа о Святой Горе Афон и населявших ее подвижниках Ростислав сказал: «Бог, зная болезнь сердца моего, послал твою святость утешить меня. Теперь я понял, чего так сильно желал. Если бы не препятствия со стороны своих родителей, я бы ни дня не остался здесь " ». Видя в юноше искреннее желание иноческой жизни, старец взялся сопроводить его до Афона. Под предлогом охоты за оленями Ростислав покинул дом отца и, встретившись в условленном месте со старцем, бежал на Афон. Когда исчезновение княжича было обнаружено, его родителям нетрудно было догадаться, куда он скрылся. Его отец послал одного из главных своих сановников отыскать и вернуть сына, и если понадобится, то силой. Беглеца нашли в русском Пантелеймоновом монастыре. Он был еще в мирской одежде, что обрадовало искавших. Его стали убеждать вернуться к отцу, пригрозив, что если он не сделает этого добровольно, то его заставят силой. Видя их непреклонность, Ростислав ответил: «Да будет воля Божия!» Успокоив этим бдительность послов, юноша вымолил у игумена благословение на постриг, который и был совершен, пока слуги отца спали. Теперь послы уже ничего не могли сделать. Они забрали с собой только мирскую одежду, остриженные волосы и письмо юного инока к отцу. В письме он просил своих родителей не скорбеть о нем, не считать его погибшим, а лучше молить Бога, чтобы Он даровал ему благополучно совершить путь, на который он вступил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Архив Пн В праздник Торжества Православия Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 24 марта 2013 г. 13:53 24 марта 2013 года, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; архиепископ Астраханский и Камызякский Иона ; архиепископ Томский и Асиновский Ростислав ; архиепископ Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском; епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском; епископ Никон (Миронов); епископ Серафим (Зализницкий) ; епископ Красногорский Иринарх , председатель Синодального отдела по тюремному служению ;  епископ Дмитровский Феофилакт ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов) ; епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря  г. Москвы. Предстоятелю Русской Церкви сослужили также: архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском; архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском; архимандрит Александр (Пихач), представитель Американской Православной Церкви при Патриархе Московском; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС; архимандрит Вахтанг (Липартелиани) ( Грузинская Православная Церковь ), клирик храма св. вмч. Георгия в Малых Грузинах; духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/2867722.ht...

Задолго до объединения сербский народ был уже христианизирован. Великий жупан Стефан Неманя, объединитель сербских земель, стал основателем династии Неманичей, около двухсот лет правившей Сербией в период ее наивысшего расцвета. Неманя известен и под именем преподобного Симеона Мироточивого, мощи его находятся в основанном им монастыре Студеница. Его сын св. Стефан Первовенчанныйпервый король Сербии, а другой сын (Растко) – святитель Савва, первый архиепископ автокефальной Сербской Церкви. Каждый правитель считал своим долгом основывать новые храмы и монастыри. Так св.Стефаном Милутином основано их сорок. При нём уже столица находилась в Македонии в Скопье, а при его внуке св. Стефане Душане, принявшем царский титул, страна включала и территории северной Греции. Однако вскоре Сербия распалась на княжества и постепенно, как Византия и как все православные земли Балкан, была завоевана турками и находилась под игом до XIX столетия. На территории будущей Сербии есть и памятники раннехристианского времени. Так в городе Нише (древний Наисус) – месте рождения первого христианского императора св. равноапостольного Константина – сохранились росписи раннехристианской гробницы сс. 20–22]. Есть и архитектурно-художественные памятники последующих веков, а также времени, предшествовавшего объединению: церковь-ротонда св. Петра в Расе Х в. – центр Рашской епископии, ряд сооружений XI-XII вв. в приморском сербском государстве Зета, в то время имевшем латинскую ориентацию. В период правления Неманичей сложились три архитектурные школы. Школа Рашки начинается с XII в., она соединила структуру крестово-купольного храма, правда, вытянутого по основной оси, с западноевропейскими романскими приёмами строительной техники и стилистики: это часто белокаменные церкви с резными деталями, так называемыми перспективными порталами (обрамлёнными сужающимися к дверному проёму арками на колонках), сдвоенными и строенными арочными оконными проёмами, аркатурными поясами под карнизами. Наиболее выдающиеся примеры храмов данной школы – это монастырские соборы: Великой Успенской лавры Студеница (80е, 90е гг.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Преподобная Анастасия (в миру Анна) была дочерью греческого императора Романа IV (1168–1171). В юности ее выдали замуж за сербского деспота Стефана Неманю (в иночестве преподобный Симеон Мироточивый; † 1200; память 13 февраля), с которым она прожила в мире и согласии до старости. У благочестивых супругов было несколько детей: старший и младший сыновья – Стефан (впоследствии самодержец Сербский, в иночестве Симеон, † 1224) и Растко (впоследствии первый архиепископ Сербский святитель Савва, † 1237) причислены, как и родители, к лику святых (память 24 сентября и 12 января). Святая Анна отличалась богобоязненностью, благочестием и нищелюбием. Вместе со своим супругом она строила в Сербии храмы и монастыри, принимала странников, помогала бедным, благодетельствовала Афону. Когда благочестивые супруги вырастили детей, то, по совету младшего сына святого Саввы, решили оставшиеся дни своей жизни провести в служении Богу в иноческом образе. Святые раздали свое имущество бедным и вдовам и дали иноческие обеты в созданном ими храме в честь Пресвятой Богородицы в Студенице. Епископ Каллиник постриг их в монашество: святого Стефана с именем Симеон, а святую Анну с именем Анастасия. Преподобная Анастасия, собрав около себя инокинь, до кончины подвизалась в посте и молитве в построенном ею женском Богородичном монастыре на левом берегу Топлицы, в устье реки Косаницы. Преподобная Анастасия мирно скончалась 21 июня около 1200 года и была погребена у Богородичного храма в Студенице. Литература: Иустин (Попович) , архимандрит. Жития святых (на сербском языке). Июнь. Белград, 1975. Святаго благовернаго князя Феодора, Стародубскаго Тропарь, глас 1: Божественным желанием от юнаго возраста/весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах и постех образ был добродетели,/богатство же, и славу, и доброродство телесное яко не сущее презрев,/Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того Истиннаго Бога пред нечестивым царем исповедал еси,/и доблестию терпения своего сего ужасил/ и всех преудивил еси,/Телом бо, яко розга, обрезаемь,/на кийждо состав, удеси резания/благодарны молитвы изрек еси Господеви./Тем во страдании своем венец прием,/к Престолу возшел еси славы/ и со Ангелы предстоиши, всехвальне Феодоре,/моли Христа Бога/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А что необходимо, чтобы пережить рождение в своей душе Христа? Вот как раз и нужна благодать. Старец меня так и ориентировал по жизни: «Твоя цель – получить благодать Святаго Духа». Всё забудь – только это помни! У моего старца я учился молиться Святому Духу. Есть рассуждение одного греческого митрополита, в прошлом тоже афонита, что мы особенно почитаем Распятого Господа, не менее чтим Бога Отца, но недостаточно Духа Святого. Как следует чтить Третье Лицо Пресвятой Троицы? Есть молитва «Царю Небесный». Надо просто чаще к ней обращаться. А стяжав благодать, стараться, насколько это возможно, не грешить. Не делать ничего, что противоречит Святому Евангелию. Меня старец наставлял: «Не надо без особой нужды отлучаться со Святой Горы. Пребывай в обители, и она тебя сохранит. Держись непрестанной молитвы». Все очень просто. Есть ли сейчас у Вас в монастыре старцы? Возраст старости житие нескверно (Прем. 4:9). У нас был один брат-послушник, он такую имел ко всем любовь, что так и хотел оставаться послушником, чтобы быть в послушании у всех. Хотя обычно у нас послушнический искус длится около трех лет, а потом – постриг в первую степень монашества: рясофор. Вскоре мы все-таки и этого брата постригли в монахи на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он был только один месяц монахом. В Хиландаре случился пожар. Надо было помочь, и этот монах Афанасий тут же откликнулся. Там он и погиб, исполнив заповедь Христову: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).      Расскажите, пожалуйста, про Хиландарский монастырь. Несколько лет назад отмечалось его 1000-летие (по крайней мере, с момента первого упоминания в исторических летописях). Что это за обитель сейчас? Какие традиции соблюдаются? Каков устав? Это сербский монастырь, ныне объединяющий 50 монахов-сербов. 35 из них несут послушания в самой обители, другие подвизаются в келлиях-скитах и на подворье. Свою монастырскую жизнь мы выстраиваем по Уставу святителя Саввы, первого Сербского архиепископа, ктитора нашего монастыря. Каждый первый день месяца читаем Устав (известен еще под названием «Хиландарская грамота». – Ред.) за трапезой, – это такое напоминание об основах нашего бытия. Эту традицию установил сам святитель Савва, восстановивший вместе со своим отцом, преподобным Симеоном Мироточивым в XII веке этот монастырь. В остальные дни читаем жития святых, во дни Великого поста – «Лествицу» преподобного Иоанна, Синайского игумена.

http://pravoslavie.ru/120700.html

12. Исихазм в Сербии Исихазм у сербов В современном понимании, исихастская традиция ведет свое начало от древних отцов-анахоретов; и в согласии с таким пониманием, первыми исихастами в Сербии мы можем считать наших первых известных подвижников – отшельников: Гаврило Лесновского, Иоакима Осоговского, Прохора Пчиньского, Петра Коришкого и др.. По пути исихазма пошел уже сам святой Савва Сербский (1169–1237), выпестованный Афоном, теснейше связанный с ним и учредивший Сербскую Церковь (независимую архиепископию) в 1219 г. на исихастских основаниях. О его твердой исихастской ориентации свидетельствуют и Карейская исихастирия 117 и постоянные обращения к Афону, и все его духовные и жизненные принципы. В последующий период жития сербских святителей и службы им пронизаны духом исихазма. Когда при царе Душане Афон вошел в состав государства сербского, афонская духовность, являющаяся выражением исихазма, играла определяющую роль в Сербии. Однако периодом наивысшего расцвета исихастской духовности в Сербии было правление князя Лазаря (1371–1389). Этому особенно способствовала деятельность князя Лазаря по примирению Сербской и Византийской Церквей. При посредничестве афонской делегации, во главе которой стоял исихаст Исайя, это примирение произошло в Константинополе и было обнародовано в городе Призрен в 1375 г. В том же году в Сербию приходят первые монахи – исихасты из круга учеников преподобного Григория Синаита в обители Парория, бывшей важнейшим очагом исихастской традиции. Наиболее известными из них стали Ромило (Ромыл) 118 и Григорий. Пути, по которым исихасты попадали в Сербию, перекрещивались в моравских 119 землях, куда князь Лазарь перенес государственные и духовные центры. С прибытием исихастов, в сербском монашестве традиция киновийного устроения монашеского жительства начала соединяться с устроением отшельническим. Первый очаг подобного устроения образовался, когда местом подвига св. Ромила стала Раваница; вскоре аналогичные центры начинают возникать и в Лазарице, Ждреле, Новой Павлице, Любостине, Ресаве и других монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Скачать epub pdf Слово перед сбором пожертвований на русских голодающих иноков св. Афона В числе многих спасительных книг нашей Православной Церкви есть книга под названием «Афонский патерик», в которой содержится описание жизни и подвигов всех афонских угодников Божиих с самых древних времен. Церковное предание нам говорит, что Афон посетила еще во время земной Своей жизни Пречистая Божия Матерь, избрав его Своим жребием евангельской проповеди, чтобы сделать его оплотом истинной христианской веры и жизни на все века. Поэтому Афон сделался духовным рассадником, откуда вышло немало великих иерархов и столпов Церкви, из коих некоторые были выдающимися Константинопольскими патриархами. Один из афонских иноков и подвижников XIII в. св. Савва, сын Сербского самодержца Стефана Неманя, был первым главою автокефальной Сербской Церкви. Знаменитый защитник православия св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникский, изобличивший в XIV в. еретиков Варлаама и Акиндина, вышел с Афона (Ч. I. С.284–286). Тот же Афон дал России в XI в. прп. Антония Печерского, отца русского иночества (Ч. II. С.272–276), а в XV в. – прп. Нила Сорского как отца скитского подвижничества в нашей Церкви (Ч. II. С.279–280). Прп. Арсений Коневский и страдалец за Русскую Церковь знаменитый Максим Грек пришли к нам с Афона – первый в XIV, а второй в XVI веке (Ч. II, С. 276–278, 281–282). Между выдающимися аскетами и созерцателями-богословами «Добротолюбия», этой величайшей сокровищницы святоотеческого учения для всей вселенской Церкви, мы находим подвижников XIV в.: прп. Григория Синаита , Константинопольского патриарха Каллиста II и его сотаинника Игнатия. Их также произрастил св. Афон, как это видно из Афонского патерика (Ч. I. C. 322–341; 376–377). Читая эту книгу, приходишь в изумление от величайших подвигов, которыми прославилось афонское иночество. Так, например, прп. Герасим Новый, подвижник XVI в., в течение 30 лет не вкушал совсем хлеба, а питался одними только травами (Ч. II. С.61–66). Прп. Иерофей, подвижник XVIII в., спал только один час в сутки (Ч. II, С. 108–113). Подвижник того же века, прп. Акакий Новый в течение 20 лет ел через два-три дня, и притом почти не вкушал хлеба, довольствуясь одними дикими травами. Впоследствии он совсем отказался от хлеба и для своего питания превращал в порошок мрамор и дикие травы, делал из всего этого смесь, варил ее и так питался, пока у него не открылось кровохаркание, причем прожил сей угодник Божий около ста лет. Но еще более поразительно в жизни Акакия Нового то, что при всех своих величайших подвигах он имел изумительное смирение. Один из учеников Акакия спросил его, видел ли он Христа? «Да, видел», – ответил старец. – «Что же Он сказал тебе?» – спросил ученик. – «Господь сказал мне, – отвечал св. Акакий: – Гряди по Мне, исполняй Мои заповеди. И однако же я не последовал Ему». При этих словах дивный старец горько и безутешно заплакал (Ч. II. С. 114–122).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010