священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи» а на рисунке Арсений в мантии. папы вторгнуться в Сербию с опустошениями, как вторгались они прежде, св. Савва поручил Арсению искать в Сербии покойное место для кафедры архиепископа и Арсений нашел Печь; место, говорил он Савве, ограждено с востока двумя высокими хребтами, - кажется, весьма удобно для архиепископии. Святитель одобрил выбор. Арсений поставлен в игумена жичского. Отправляясь в первый раз на восток, св. Савва поручил жичскому игумену не только обитель, но и некоторые дела кафедры62). По возвращении с востока, к утешению своему, нашел в жичской обители такой порядок, какого только мог желать. – Решившись на вторичное путешествие в Иерусалим и вместе на отречение от кафедры, святитель назначил испытанного им Арсения в преемника по себе и посвятил его в архиепископа. Св. Савва уже не возвратился живым в Сербию; на возвратном пути скончался он в Тернове. И горько и стыдно нам, говорил Арсений кралю Владиславу, что просветитель Сербии лежит на чужой стороне и наконец через год мощи св. Саввы перенесены были в Милешов монастырь63). Самая усердная деятельность сербского архиепископа обращена была теперь на устроение архиепископии в Пече и на построение там храма в честь ап. Петра и Павла64). Нападение монголов, врывавшихся в Сербию из Венгрии в 1242 г., останавливало успехи забот святительских о кафедральной обители65), но продолжительное управление сербскою церковию дозволило усердному архипастырю совершить свои намерения относительно архиепископии. В 1263 г.   62) Троношский поздний летописец (Гласник V, 40. 41) выставляет дело так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на восток и однако при кр. Первовенчанном. Это – путаница. Св. Савва отправлялся на восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Радославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

В Жиче эти события были изображены в подкупольном пространстве, что наглядно уподобляло ее Сионской горнице и делало Сербскую Архиепископию ее достойной наследницей. Апостолы же изображены в нижнем ряду как основание Церкви и образец своим преемникам, сербским архиереям. Исполненнный уважения к св. Савве, хорошо зная Предание и имея перед глазами фрески Спасова дома, святитель Никодим столетием позже написал предисловие к переводу Иерусалимского Типикона на сербский язык, объяснив деяния великого сербского первосвятителя: св. Савва уподобился Моисею, создав скинию по образу, показанному ему Богом на Горе, так и Савва построил «сию великую церковь» по образу Сионской горницы и церкви св. Саввы Освященного, кои видел в Иерусалиме. Коль скоро Сербская Церковь подобна сим Иерусалимским святилищам, естественно будет подобна им и по уставу, который ныне переведен. Из текста св. Никодима следует главное: ничто не есть случайно и все имеет свою причину. Отсюда наглядно выстраивается скорее символическая, нежели историческая линия: Небесная Церковь – Моисеева скиния – Сионская горница – Жича и Церковь в Сербии. «Сей боголюбец (св. Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», - пишет летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями, что в действительности и было показано посвящением боковых приделов их небесным покровителям – преп. Савве Освященному и первомученику архидиакону Стефану. Последний был покровителем («крестной славой») династии и защитником сербской державы, а первый – великим образцом православного монашества, составителем Типикона, который до сих пор чаще всего используется православными монастырями (в частности, всей Россией, ибо у нас нет отдельного устава для мирян). И вот во всем своем великолепии собор заблистал на Спасов день – храмову славу (престольный праздник) – 1221 года во время великого церковно-державного Собора. Тогда архиепископ Савва I произнес свою знаменитую речь с поучениями о святой истинной Вере и о еретиках и обнародовал сербскую редакцию Синодика Православия. Праздник был завершен священным обрядом исповедания Православия на другой день. На этом Соборе первым сербским архиепископом Саввой был коронован Стефан Неманич как первый сербский самодержавный православный король, получивший с тех пор титул Первовенчанного.

http://pravoslavie.ru/39973.html

Закрыть В Москве пройдёт памятный вечер «СВЯТИТЕЛЬ САВВА – СТОЛП СЕРБСТВА» 26 января 2024 17:22 22.01.2024 52 Фото: предоставлено организаторами 26 января 2024 года в 19.00 в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете пройдет ставший уже традиционным памятный вечер «СВЯТИТЕЛЬ САВВА – СТОЛП СЕРБСТВА», сообщает сайт организаторов. Святой Саввапервый архиепископ независимой Сербской Церкви, ставший олицетворением сербства, покровителем просвещения и вдохновителем многовекового русско-сербского братства. Вечер пройдет с участием сербских гостей и русских исследователей, изучающих наследие святого Саввы в неизменно актуальном контексте русско-сербских связей. Школьники прочтут стихи о святом Савве, а студенты ПСТГУ и исследователи представят рассказ о значении трудов святителя в деле воспитания личности, развития традиций национальной культуры и искусства, а также сербской благотворительности и социального служения. На вечере мы расскажем о наиболее интересных ученых, которые изучали жизнь и наследие святителя Саввы. Среди них – писатель и богослов Григорий Божович, протоиерей Стеван Димитриевич, славист и византолог Дмитрий Дмитриевич Оболенский. Вы также узнаете о том, как духовная и историческая память о святом Савве вдохновляла сербов на восстания против турок и помогала сохранить национальное самосознание в периоды утраты сербами своей государственности. Украшением вечера станет выступление ансамбля факультета церковного пения ПСТГУ, показ фрагментов фильма «Святой Савва. Русский цвет на сербском флаге» (автор и ведущая – Анжелика Кареткина). Вход по обязательной регистрации . Адрес: Лихов переулок, 6, строение 1. Московский епархиальный дом, Владимирский зал. Партнёр вечера – ресторан сербской кухни «КТ БИРО». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ

http://ruskline.ru/anonsy/2024/01/22/v_m...

Веками сербский народ страдал и был гоним, но он все выдержал, и Господь наградил его, гонимого правды ради, воинством праведников, бесконечно превосходящим в численности все видимые воинства безбожников, восстающих ныне на сербский народ. Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное. 21 Святитель Савва – (1237 г., память 12/27 января, 30 августа/12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского царя Стефана Немани. Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии, один из самых почитаемых сербских святых, креститель и просветитель сербского народа. Даже после своей кончины святитель был страшен и ненавистен врагам Православия. Поэтому Синан-паша в 1595 г. похитил его нетленные мощи из монастыря Милешево в Сербии и сжег их в Белграде. В настоящее время на этом месте стоит крупнейший православный храм в Европе во имя Святителя Саввы Сербского . – Прим.перев. 22 Князь Лазарь – великомученик (1389, память 15/28 июня), с 1371 г. – Сербский князь (король) из династии Неманичей, один из величайших правителей Сербии. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеймона на Афоне. Боролся за независимость Сербии. В битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 г. (знаменитая Косовская битва – переломное событие в истории Сербии) был захвачен в плен и принял мученическую смерть. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в монастырь Раваницу, основанный им в 1380 г. и посвященный Вознесению Господню. – Прим. перев. 23 Стефан Лазаревич – Сербский правитель (1389–1427 гг.). В результате распрей, возникших между ним и его властолюбивым братом Вуком, Сербия была разделена между обоими братьями, и к ней была присоединена часть Боснии. – Прим. перев. Читать далее Источник: Творите дела правды: проповеди/святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В новооснованные епархии святитель Савва поставил во епископы своих учеников – подвижников Хиландара и Студеницы. В помощь епископам первосвятитель самых опытных клириков возвел в протопопы (архиерейские наместники), которых направил в разные места Сербии. Их обязанности позднее были определены в Законнике, в числе них была проповедь Православия и борьба с ересями . Характерен также институт духовников, которых поставлял непосредственно епископ . Таким образом, автокефальная архиепископия обладала тремя уровнями управления: архиепископ, епископ, протопоп (благочинный). В жизнь сербского монашества святой Савва ввел афонские уставы (судя по всему –местные редакции Иерусалимского устава), с которыми ознакомился во время своего пребывания на Святой горе, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения. Биограф святителя Саввы монах Феодосий пишет: «Сам [святитель Савва] прошел по земле своего народа, всех утверждая в учении веры и вводя в своих монастырях уставы и обычаи иноческой жизни – да их держатся, как это видел на Святой горе, в Палестине и в Азии» . Для средневековой Сербской Церкви характерны Поместные Соборы, в которых участвовали все епископы Сербии, протопопы, игумены и священники. Хотя первенствующая роль в них принадлежала архиереям, не только они считались его членами и, соответственно, участвовали в принятии решений. Возможно, они имеют известный аналог с Соборами короля (краля) и знати. Следует также ответить, что и иерархи, и клирики участвовали в общих церковно-народных Соборах всего Сербского королевства, а затем и царства, в частности в Соборе 1346 года, где король Стефан Душан стал царем, и в Соборе 1349 года, когда был принят Законник. Первый собственно церковный Собор был открыт святым Саввой Сербским в Жиче, где он выступил с речью, которая в сущности представляла собой исповедание им православной веры (так называемая Жичская беседа). Став архиепископом Сербским, на Вознесение Господне в 1221 году святой Савва в Жиче торжественно возложил на правителя Сербии Стефана королевский венец .

http://pravoslavie.ru/33796.html

326 Милош Обренович (Милош Теодорович; 1780–1860), Сербский князь, правивший в 1817–1839 и 1858 годах, основатель династии Обреновичей. Воевода Милош Обренович был участником Первого сербского освободительного восстания против турецкого ига (1804–1813), под предводительством Сербского князя Георгия Черного (Карагеоргия; см. примечание 87). В 1813 году оно было жестоко подавлено турками. В 1815 году вспыхнуло новое восстание, которое воевода Милош Обренович возглавил. Оно продолжалось практически до 1830 года, когда Турция признала Сербию самоуправляющимся княжеством. В 1817 году Милош Обренович, по приказу которого князь Карагеоргий был убит, стал сербским правителем. 327 Игнатий Богоносец , священномученик († 107; память 29 января11 февраля, 20 декабря2 января), епископ Антиохийский. Святой Игнатий зовется «Богоносцем» потому, что, по преданию, был тем самым ребенком, которого держал на руках Иисус Христос, когда говорил Своим ученикам:/если не обратитесь и не будете как дети/, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18, 3 ). И сам Игнатий всегда носил Бога в своем сердце: когда после мученической кончины святого во времена Римского императора Траяна (98–117) палачи рассекли его сердце, то внутри него они увидели начертанными две литеры – I.X. (Иисус Христос). Игнатий Богоносец был учеником апостола Иоанна Богослова († между 98 и 117; память 821 мая, 26 сентября9 октября) и вторым (после апостола от 70-ти Евода († 66; память 720 сентября)) епископом Антиохийским. Своей паствой он управлял сорок лет, поучая ее повиноваться пастырям Церкви, хранить единство веры и беречься еретиков и лжеучителей. Он ввел в церковное богослужение так называемое антифонное, то есть попеременное, на двух клиросах, пение. 328 Арсений I, архиепископ Сербский († 1266; память 28 октября10 ноября), великий иерарх Сербской Церкви и духовный наследник святого Саввы (см. примечание 1). Родом происходил из Срема, большую часть жизни провел иноком в Жичском монастыре. В 1215 году Савва поставил Арсения игуменом этого монастыря. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, и позднее, став архиепископом Сербским, Савва благословил Арсения найти новое место для устроения обители. Таким образом в городке Печ Старой Сербии (Косово), у самого входа в Руговское ущелье, возник монастырь с храмом во имя святых апостолов Петра и Павла, позднее посвященным Вознесению Господню, в XIV веке ставший резиденцией Сербских патриархов (знаменитая Печская Патриархия). Перед вторым путешествием (1234) на Святую Землю первый архиепископ Сербский Савва передал правление Сербской Церковью своему ученику, Арсению Сремцу, назначив его наместником. А с 1237 года, после смерти святого Саввы, Арсений становится вторым архиепископом Сербским и в течение тридцати лет мудро управляет сербской паствой. По кончине был похоронен в Печском храме Вознесения Господня, ныне его нетленные мощи покоятся в монастыре Ждребаоник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сын православных родителей Славян, живших в Среме, блаженный Арсений, почувствовав в себе влечение к уединённой жизни, удалился в монастырь и принял монашество. Спустя некоторое время, услышав о подвигах Саввы Сербского , приходит он в Жичский монастырь. Духовный святитель на первый раз назначает ему простые послушания; потом, узнав его способности и ревность к подвигам, определил его в екклесиарха; это назначение одушевило Арсения на подвиги самого искреннего служения Господу. – Когда ожидали, что Венгры по внушению оскорблённого папы вторгнутся в Сербию с опустошениями, как вторгались они прежде, Савва поручил Арсению искать в Сербии покойное место для кафедры архиепископа, и Арсений нашёл Печь; место, говорил он Савве, ограждено с востока двумя высокими хребтами, – кажется весьма удобно для архиепископии. Святитель одобрил выбор. Арсений поставлен в игумена Жичского. Отправляясь в первый раз на восток, св. Савва поручил Жичскому игумену не только обитель, но и некоторые дела кафедры 369 . По возвращении с востока, к утешению своему, нашёл в Жичской обители такой порядок, какого только мог желать. – Решившись на вторичное путешествие в Иерусалим и вместе на отречение от кафедры, святитель назначил испытанного им Арсения в преемника по себе и посвятил его в архиепископа. Св. Савва уже не возвратился живым в Сербию; на возвратном пути скончался он в Тернове. «И горько и стыдно нам, говорил Арсений кралю Владиславу, что просветитель Сербии лежит в чужой стороне», и наконец через год мощи св. Саввы перенесены были в Милешов монастырь 370 . Самая усердная деятельность Сербского архиепископа обращена была теперь на устроение архиепископии в Пене и на построение там храма в честь Ап. Петра и Павла 371 . Нападение Монголов, вырвавшихся в Сербию из Венгрии в 1242 г., останавливало успехи забот святительских о кафедральной обители 372 , но продолжительное управление Сербской Церковью дозволило усердному архипастырю совершить свои намерения относительно архиепископии. В 1263 г. он был ещё жив 373 ; последние три года своей жизни он был сильно болен, очищаясь скорбями для вечности, и почил октября 28-го 1266 года 374 . На алтарной стене Печского храма ещё читается прекрасная надпись: «Господи Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей... помяните же и меня грешного Арсения». На левой стороне царских дверей у иконостаса стоит рака с главами святых «пятизарных» мучеников, которые получил блаженный Арсений из Болгарского Тернова. У столба на правой стороне храма гробница из белого мрамора, в которой покоятся мощи основателя Печской обители св. Арсения 375 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Спустя некоторое время услышав о подвигах Саввы сербского , приходит он в Жичский монастырь. Духовный святитель на первый раз назначает ему простые послушания; потом узнав его способности и ревность к подвигам, определил его в екклесиарха; это назначение одушевило Арсения на подвиги самого искреннего служения Господу.– Когда ожидали, что венгры по внушениям оскорблённого папы вторгнутся в Сербию с опустошениями, как вторгались они прежде, св. Савва поручил Арсению искать в Сербии покойное место для кафедры архиепископа и Арсений нашёл Печ; -место,– говорил он Савве,– ограждено с востока двумя высокими хребтами,– кажется, весьма удобно для архиепископии. Святитель одобрил выбор. Арсений поставлен в игумена жичского. Отправляясь в первый раз на восток, св. Савва поручил жичскому игумену не только обитель, но и некоторые дела кафедры 640 . По возвращению с востока, к утешению своему, нашёл в жичской обители такой порядок, какого только мог желать.– Решившись на вторичное путешествие в Иерусалим и вместе на отречение от кафедры, святитель назначил испытанного им Арсения в преемника по себе и посвятил его в архиепископа. Св. Савва уже не возвратился живым в Сербию; на возвратном пути скончался он в Тернове.– И горько и стыдно нам,– говорил Арсений кралю Владиславу,– что просветитель Сербии лежит на чужой стороне, и наконец через год мощи св. Саввы перенесены были в Милешов монастырь 641 . Самая усердная деятельность сербского архиепископа обращена была теперь на устроение архиепископии в Пече и на построение там храма в честь ап. Петра и Павла. 642 Нападение монголов, врывавшихся в Сербию из Венгрии в 1242 г., останавливало успехи забот святительских о кафедральной обители 643 , но продолжительное управление сербскою церковию дозволило усердному архипастырю совершить свои намерения относительно архиепископии. В 1263 г. он был ещё жив 644 , последние три года своей жизни он был сильно болен, очищаясь скорбями для вечности и почил окт. 28, 1266 г. 645 На алтарной стене печского храма ещё читается прекрасная надпись: «Господи Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Плодом его трудов стало появление в свет на славянском языке Кормчей которой впоследствии воспользовались для церковного управления не только сербы, но болгары и русские. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1272 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1650 и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия. Вся Сербия обрадовалась возвращению святителя Саввы в сане Архиепископа. На границе Сербии ему была устроена торжественная встреча, однако Стефан не смог лично принять учатия в торжествах, так как был болен. Вскоре святитель Савва прибыл к брату и чудесно его исцелил от По возвращении на Родину Архиепископ Савва занялся устроением Церкви, и в первую очередь подбором достойных пастырей. Каждое воскресенье и каждый праздник он рукополагал избранных кандидатов в священники и диаконы. Утверждая святое Православие и приводя в порядок церковные дела, святитель учредил восемь новых епархий: Жичскую, Топличскую, Моравичскую, Даборскую, Будимлянскую, Хвостанскую (Студеницкую), Зетскую и захлумскую (Захолмскую). Ранее были известны лишь две епархии в Сербии – Рашская и «В новооснованные епархии святитель Савва поставил епископами своих учеников – подвижников Хиландара и Студеницы, обязав их строго соблюдать церковные каноны, ревностно проповедовать Слово Божие и благоговейно совершать богослужение на славянском языке. В помощь епископам Первосвятитель опытнейших клириков возвел в протопопы (архиерейские наместники), которых направил в разные места Сербии с поручением учить народ православной вере и совершать В жизнь сербского монашества святитель Савва ввел афонский Устав, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения. Современник писал, что святитель «сам прошел по земле своего народа, всех утверждая в учении веры, вводя в своих монастырях уставы и обычаи иноческой жизни – да их держатся, как это видел на Святой Горе, в Палестине и в

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сын православных родителей, славян, живших в Среме, блаженный Арсений, почувствовав в себе влечение к уединенной жизни, удалился в монастырь и принял монашество. Спустя некоторое время, услышав о подвигах Саввы Сербского , приходит он в Жичский монастырь. Духовный святитель на первый раз назначает ему простые послушания; потом, узнав его способности и ревность к подвигам, определил его в екклесиарха; это назначение одушевило Арсения на подвиги самого искреннего служения Господу. Когда ожидали, что венгры по внушению оскорбленного папы вторгнутся в Сербию с опустошениями, как вторгались они прежде, Савва поручил Арсению искать в Сербии покойное место для кафедры архиепископа, и Арсений нашел Печь; место, говорил он Савве, ограждено с востока двумя высокими хребтами, – кажется весьма удобно для архиепископии. Святитель одобрил выбор. Арсений поставлен в игумена Жичского. Отправляясь в первый раз на восток, святитель Савва поручил Жичскому игумену не только обитель, но и некоторые дела кафедры 763 . По возвращении с востока, к утешению своему, нашел в Жичской обители такой порядок, какого только мог желать. Решившись на вторичное путешествие в Иерусалим и вместе на отречение от кафедры, святитель назначил испытанного им Арсения в преемника по себе и посвятил его в архиепископа. Святитель Савва уже не возвратился живым в Сербию; на возвратном пути скончался он в Тернове. «И горько и стыдно нам, – говорит Арсений кралю Владиславу, – что просветитель Сербии лежит в чужой стороне», и наконец чрез год мощи святителя Саввы перенесены были в Милешев монастырь 764 . Самая усердная деятельность Сербского архиепископа обращена была теперь на устроение архиепископии в Пече и на построение там храма в честь апостолов Петра и Павла 765 . Нападение монголов, врывавшихся в Сербию из Венгрии в 1242 году, останавливало успехи забот святительских о кафедральной обители 766 , но продолжительное управление Сербскою Церковью дозволило усердному архипастырю совершить свои намерения относительно архиепископии. В 1263 году он был еще жив 767 ; последние три года своей жизни он был сильно болен, очищаясь скорбями для вечности, и почил октября 28-го 1266 года 768 . На алтарной стене печского храма еще читается прекрасная надпись: «Го споди Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей… помените же и меня грешного Арсения». На левой стороне царских дверей у иконостаса стоит рака с главами святых «пятизарных» мучеников, которые получил блаженный Арсений из болгарского Тернова. У столба на правой стороне храма гробница из белого мрамора, в которой покоятся мощи основателя Печской обители святителя Арсения 769 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010