354 Жизнь св. Димитрия весьма подробно и отчётливо описана в сочинении В. Нечаева: св. Димитрий, митрополит Ростовский, Μ. 1849 г. 355 Игуменья Параскевия Тупталовна в 1710 г. завещала Кирилловскому монастырю «двор свой отечний, близ притисского Николы». Кирилловский игумен Иннокентий Монастырский в 1694 г. купил для обители дом с садом на Подоле, «близ пляцу некгдысь салтановского, на котором теперь (в 1684 г.) мешкает пан Савва Туптало, сотник казацкий Киевский». – При бесприходном Иорданском храме, отданном в 1605 г. в заведывание Кирилловского игумена Василия Красовского, Девичий монастырь в первый раз упоминается в завещании м. Гедеона 1689 г. и первые игуменьи его – Тупталовны. – См. Киев. епарх. вед. 1863 г. 22. 356 Сочинитель книжки: Руно орошенное, Новгор. 1678 г. Черниг. 1680, которую приписывали и Лазарю Барановичу и Лаврентию Крещановичу (словарь писат. 1, 126. 2, 25) виден в четырёх стихах предисловия: «иеромонах Димитрий Савич». 368 Прохорова древности 1864 г. Тетр. 8 окт. 28 «ризы кресты» – т. е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи, а на рисунке в мантии. 369 Троношский поздний летописец (Гласник V, 40. 41) выставляет дела так, как будто нападение Венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствии Саввы на Восток и однако при кр. первовенчанном. – Это – путаница. Св. Савва отправлялся на Восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Родославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии. Раича 2, 374. 371 Ныне Печский храм в честь Вознесения Господня (зап. геогр. общ. XIII, 172); но начальный был в честь Апостолов. 373 В послесловии к шестодневу I. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля Сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсении – написана книга повелением «Дометиана иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства Хиландарскые лавры». Калайдовича экзарх, стр. 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В первый том вошли исследования архимандрита Василия в области истории, богословия, аскетики, науки и археологии. Сборник издан по благословению Высокопреосвященнейшего Феодора, архиепископа Мукачевского и Ужгородского при поддержке настоятельницыМукачевского Свято-Николаевского монастыря игуменьи Епистимии (Щербан). Составители сборника: кандидат богословия, протодиакон Александр Монич и  кандидат исторических наук, доктор философии, доцент кафедры истории Украины Ужгородского национального университета Юрий Данилец. Содержание Вместо предисловия. Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор (Мамасуев). Его мысли, как и он сам, всегда стремились к совершенству  3 Протодиакон Александр Монич. Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) 7 § 1. Богословие  48 Протоиерей Александр Гук. Богословское свидетельство архимандрита Василия (Пронина)  48 Время празднования Новозаветной Пасхи  50 О святых  54 Про 60 Церковные мысли  64 Преподобний Серафим Саровський (до з дня народження)  69 Поучение в Неделю о блудном сыне (Обращение заблудшего)  74 §2. Аскетика  77 Протодиакон Александр Монич. «Един от древних»  77 Монашеский сборник 80 Предисловие  80 Слово 1-ое. Десять Божиих Заповедей  82 Слово 2-ое. О грехе  85 Слово 3-ье. Мытарства  88 Слово 4-ое. О Боговоплощении  91 Слово 5-ое. О почитании святых  93 Слово 6-ое. Послания святых апостолов  96 Слово 7-ое. О добродетелях  98 Слово 8-ое. О покаянии  101 Слово 9-ое. Помыслы  105 Слово 10-ое. О посте  109 Глава 1. О монашестве. Стремление. Прообразы монашества. Новозаветное монашество. Святой Климент. Ерм. Климент Александрийский. Священномученик Киприан Карфагенский. Преподобный Пахомий Великий. Святитель Василий Великий. Преподобный Кассиан Римлянин. Преподобный Венидикт Нурсийский. Виды добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст. Святитель Григорий Богослов. Преподобный Иоанн Лествичник. Гора Афон. Святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Преподобный Никодим Святогорец. Преподобный Феодор Студит. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Преподобный Савва Освященный. Святитель Савва Сербский. Преподобный Нил Сорский. Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Паисий Величковский. Мукачевский монастырь. Угольский монастырь. Грушевский монастырь. Монастырь на Сорочьей Горе. Краснобродский монастырь  113

http://bogoslov.ru/book/873958

Сербская Православная Церковь Описание: Семена христианской веры на территорию современной Сербии принесли святые апостолы. В IV в. здесь находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). В 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников. Автокефальной Сербская Церковь стала в 1219 г. Небесным покровителем Сербской Церкви является святой Савва Сербский (†1236), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Патриаршество установлено в 1346 г., первый Патриарх Сербский Иоанникий (†1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов. Великими святынями являются мощи святого Симеона (отец святого Саввы), святого Стефана Дечанского (XIV в.), святителя Василия Острожского (XVII в.), сербских князей — мученика Лазаря (†1389) и Стефана Щиляновича (†1515). Из монастырей наиболее известны Хилендарская обитель на Афоне в честь Пресвятой Богородицы-Путеводительницы (основана в 1199 г.), Успенская лавра «Студеница» (основана около 1183 г.) — мать сербских церквей, Жичский монастырь (основан в начале XIII в.), Печский монастырь — «Печская Патриархия» (основан в середине XIII в.). Каноническая территория — страны, входившие в СФРЮ; юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в США, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии. Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. Патриаршая резиденция находится в Белграде. Епархии Сербской Церкви 16 мая 2022 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви  принял решение  о восстановлении общения с Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией . Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс Страна: Сербия Город: Белград Адрес: Српска Петра бр. 5, 11000 Београд, Телефон: (381) 11 3025 101 Web-caйm: www.spc.rs Дочерняя организация: Храм апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот в Москве (подворье Сербской Православной Церкви) Предстоятель: Порфирий, Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий (Перич Првослав) Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/134493.htm...

марина 2012/01/26, 18:50:57 Прошу выслушать мою просьбу .Попросите Всевышнего о моем здоровье. Меня оставили все врачи. Это последняя моя надежда И на Него вся моя надежда У меня рак.Очень жду вашего сочувствия Виктория 2011/12/25, 22:31:36 Монастырь вмч. Пантелеимона 2011/03/22, 20:48:46 Та самая башня Старого Русика , из которой инок Савва (будущий Святитель Савва первый архиепископ Сербский) наутро после принятия пострига выбросил сверток со своей мирской одеждой и волосами к ногам опечаленных дружинников своего отца пр. Стефана (во иночестве Симеона, царя Сербского). Фото сделано в сентябре 2010 года. Всеволод 2010/07/13, 13:36:41 К середине XVIII в. Руссик пришел в упадок, там не осталось ни одного монаха. Так монастырь перешел в руки греков. Греческая братия решила переселиться поближе к морю, где и был построен, нынешний Пантелеимонов монастырь. Особо щедрые пожертвования сделал в начале прошлого века господарь Скарлат. Достоверно неизвестно, кем он был по национальности, греки настаивают, что он был греком, хотя есть основания полагать предположения, что в его жилах текла молдавская кровь. История его тоже довольно примечательна. Был он очень удачлив и богат, все в жизни ему удавалось, но вот, врачи ставят ему страшный диагноз - рак. Сраженный этой новостью выходит он от эскулапов и, по воле Божьей, встречает тогдашнего игумена Пантелеимонова монастыря, который как раз возвращался на Афон, не получив необходимых средств для построения обители. Скарлат поведал монаху о своем горе и пообещал, что если Господь дарует ему исцеление, то он отдаст свое состояние монастырю. Братия усердно молилась, и чудо произошло, через некоторое время врачи заключили, что вельможа совершенно здоров, но обещание было выполнено лишь частично. Прошло много лет, Скарлату явился ангел Господень и, укорив его за забывчивость, поведал, что близок уже его смертный час. Господарь немедля отправил обоз с дарами на Афон, а следом поехал и сам, везя лишь незначительную часть своего богатства.

http://isihazm.ru/1/?id=369

27 Монастырь Святого Саввы (серб. Манастир Светог Саве у Либертивилу, англ. St. Sava Serbian Orthodox Monastery) – ставропигиальный мужской монастырь Сербской Православной Церкви в городе Либертивилл, штат Иллинойс. Монастырь основал первый сербский епископ в Америке Мардарий (Ускокович) в конце 20-х – начале 30-х годов XX века. 32 Светозар Радованович – православный священник, писатель, журналист; закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, по окончании долго жил в Петербурге. 33 Дионисий (Миливоевич), митрополит (серб. Митрополит в миру Драголюб Миливоевич, серб. 13.07.1898–15.05.1979) – епископ Сербской Православной Церкви, епископ Американско-Канадский. В 1963 году по политическим причинам покинул Сербскую Православную Церковь и основал неканоническую Свободную сербскую православную церковь , которая в 1992 году была принята в состав Сербской Православной Церкви. 34 Эдинбург – столица Шотландии и один из красивейших городов Европы, расположенный на севере Великобритании. 36 Имеется в виду ставропигиальный мужской монастырь святого Тихона Задонского (англ. Monastery of Saint Tikhon of Zadonsk), расположенный в Саут-Кейнане, штат Пенсильвания США, первый православный монастырь в Америке; основан Арсением (Чаговцем) (архиепископ Арсений (в миру Андрей Львович Чаговец, или Чаговцов)) по благословению архиепископа Северо-Американского Тихона (Беллавина) (1905– 1907 гг). 41 Ириней (Ковачевич), митрополит (серб. Митрополит в миру Милан Ковачевич, серб. Милан 6.09.1914–6.02.1999) – архиерей Сербской Православной Церкви; с 1978 по 1999 годы – митрополит Новограчаницкий. 43 Святой Савва, архиепископ Сербский – один из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви, религиозный, культурный и политический деятель. День святого Саввы отмечается в Сербии ежегодно 27 января. письме Владыкой употреб. “Life of St. Sava” 45 Анна (Аджич), игумения (серб. Ана – настоятельница монастыря Врачевшница в центральной Сербии, в миру Нада Аджич (1900–1975), духовное чадо Владыки Николая (Велимировича).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

При возведении Сербской Архиепископии в ранг Патриархии Зетская епархия была переименована в Митрополию. До 1845 года кафедра Зетских архиереев менялась. Некоторое время она находилась в монастыре во имя святого Михаила (на западе приморской части области), а в указанном году резиденция Митрополитов была перенесена в Цетинье в новопостроенный Иваном Черноевичем монастырь в честь Лореттской иконы Божией Матери. С упразднением в 1766 году Печского Патриархата Черногорская Церковь была подчинена Константинополю, но только формально. Фактически же она управлялась независимо, как самостоятельно существовало и Черногорское государство. Во время управления Черногорской Церковью Митрополитом святым Петром I Святейший Синод Русской Православной Церкви признал эту Церковь автокефальной . В 1904 году впервые в истории Черногорской Церкви были утверждены «Устав Святейшего Синода» и «Устав православных консисторий». В состав Синода, по Уставу, вошли, кроме Митрополита и Захолмско-Рашского епископа (епископия учреждена в 1876 г.), два архимандрита, три протопресвитера и синодальный секретарь . 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого Сведения о письменности Сербской Церкви с древнейших пор и до XIX столетия весьма скудны, поэтому не представляется возможным проследить ход ее исторического движения и развития. Древнейшая сербская церковная письменность имеет, главным образом, житийный характер. Так, первый сербский Архиепископ святой Савва написал Житие своего отца Стефана Немани. То же сделал и брат святителя Саввыпервый сербский король Стефан Первовенчанный. Ученик святителя Саввы и его спутник в паломнических путешествиях к святыням Палестины, хилендарский иеромонах Дометиан, также составил Житие Стефана Немани. Кроме того, он написал и житие своего учителя — святителя Саввы. Архиепископ Сербский святой Даниил II (XIV в.) изложил жития королей и сербских Архиепископов. Этот труд вошел в составленный впоследствии сербский «Цароставник», или «Родослов», напоминающий собой русскую Степенную книгу.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Из жизни Православных Церквей. Сербская Церковь . Румынская Церковь//ЖМП. 1970. Из жизни Православных Церквей. Сербская Церковь . Румынская Церковь//ЖМП. 1970. и др. История южных и западных славян. М.: Изд-во Московского университета, 1969. Истрин В. М. Очерки истории древнерусской литературы домосковского периода XI -XIII вв. Пг., 1922. И. X. Св. Арсений, Архиепископ Сербский (к 700-летию со дня преставле-ния)//ЖМП. 1966. Казанский С. Жизнь св. Саввы, первого Архиепископа Сербского//" При-бавл. к изд. твор. свв. отцев». М., 1849. Ч. 8. Казем-Бек А. Патриарх Сербский Викентий (Некролог)//ЖМП. 1958. Казем-Бек А. Преемник св. Саввы (к избранию Патриарха Сербского Германа)//ЖМП. 1959. Каптеров Н. Приезд в Москву Павловского афонского монастыря архимандрита Исайи в 1688 г. с грамотами от прежде бывшего Константинопольского Патриарха Дионисия, Сербского Патриарха Арсения и Валахского господаря Щербана с просьбою, чтобы государи освободили их от турецкого ига//" Прибавления к творениям свв. отцев в русском переводе». 1889. Ч. 44. Кашич Душан, проф. протп. Взгляд на прошлое Сербской Церкви. (По поводу 750-летия ее автокефалии)//ЖМП. 1969. Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербский. М., 1898. Костич Милан. Православная Сербская Церковь в Австрии при Патриархе Арсении III Чарноевиче в 1690 году до конца XVIII СТ.//ТКДА. 1869. Круглик Дамиан, свящ. Из жизни Сербской Православной Церкви (по журналу «Гласник» за 1967 год)//ЖМП. 1969. Круглик Д., свящ. Почитание святителя Василия, Острожского чудотворца в Сербской Церкви//ЖМП. 1974. Сулаковскмй. Начало русской школы у сербов в XVIII в. СПб., 1903. Кустодиев К. Церковь Угорская и Сербов; их взаимоотношения. М., 1873. Кутепов П. Братский визит Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975. Кутепов П. Взаимоотношения Русской и Сербской Православных Церквей в наше время//ЖМП. 1962. Кутепов П. Св. Савва-первый Архиепископ Сербский//ЖМП. 1962. Лебедев А. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Высшим законодательным органом по вопросам веры, богослужения, церковного устройства и внутренней организации Церкви является Святой Архиерейский Собор (священный Синод Иерархии). В состав Собора входят все епархиальные архиереи под председательством Патриарха. Его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствует более половины епархиальных архиереев. Постоянно действующим высшим исполнительным органом Церкви является Святой Архиерейский Синод (Постоянный Священный Синод, Патриарший Совет), в который входят Патриарх и четыре епархиальных архиерея в качестве членов, избираемых Святым Архиерейским Собором на двухлетнюю работу, по два ежегодно, а также декан Богословского факультета СПЦ, два представителя от монастырей, один ректор семинарии, по одному представителю белого духовенства от каждой епархии, вице-председатели епархиальных советов, десять представителей от мирян. Упомянутые члены назначаются Св. Архиерейским Собором. Высшим судебным органом является Великий Церковный Суд СПЦ. ВЦС состоит из председателя, заместителя, двух членов — архиереев (членов Синода), двух протоиереев, двух их заместителей и одного референта в священном сане. ВЦС рассматривает вопросы лишения священного сана, отлучения от Церкви, споры церковно-брачные, пересматривает по жалобам решения Епархиальных церковных судов и проч. Непосредственным главой каждой епархии является архиерей. Органом епархиального самоуправления является Епархиальный совет. От 300 до 500 православных домов составляют приход. У священников СПЦ стало традицией объединяться в союзы. Начало этому положено в 1889 г. В СПЦ создано свыше 20 епархиальных объединений, которые охватывают 85 % всего числа православных священников. 6.2.3. Святые и святыни Сербской Православной Церкви Наиболее почитаемыми святыми Сербской Церкви являются святитель Савва, первый архиепископ Сербский, святитель Арсений — второй архиепископ Сербский (+1266), св. великомученик " Лазарь, царь Сербский, который пострадал во время сражения с турками в 1389 г., св. царевич Стефан Урош (+1370), святитель Василий Острожский (+1671), святитель Петр Цетиньский Чудотворец (митрополит Черногории Петр I Петрович-Негош, + 1830), преп. Стефан Пиперский (+1697), преп. Прохор Пчиньский мироточивый чудотворец (XI b.), святые сербские короли Симеон Неманя, Стефан Неманя, Давид и Владислав, а также новомученики Сербские, пострадавшие во время Второй мировой войны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Впрочем, влияние рационализма и «просвещенного» скептицизма, деизма и атеизма пришло к сербам извне, причем через двудушных сербов (типичные примеры – Доситей Обрадович и Васа Пелагич). Извне пришли к сербам и различные воздействия духовной поверхностности, дилетантизма и нигилизма, а также пиетизма и духовной псевдоморфозы. Как хорошо сказал владыка Николай, и в новое время: «Многие сербы из школ выносят лишь распаленную голову и остывшее сердце», а это уже общее явление нынешней расслоенности и духовной разломанности современного человека. А посему о настоящей вере, набожности, духовности, нравственности и церковности сербского народа мы говорить можем не на основе суждений отдельных интеллектуалов, особенно тех, кто потерял или теряет в себе сербскую духовную подлинность, а глядя лишь на сам набожный и богомольный сербский народ и на его Святых, ибо лишь Святые в сербском народе – его истинные представители и свидетели, равно как и его настоящие учителя и вдохновители духовной жизни. Вот пример молитвенной песни сербских богомольцев): УЧИТЕЛЯ БЫЛИ НАРОДУ СВОЕМУ Послушен да будет закону Божиему Святители сербские, небесные вестники, И вечного Слова ясные словесники, В Дух облеченные, Духом обоженные, Духом укрепленные, Духом наученные – Учителями были народу своему, Чтобы он послушным был закону Божьему («Песни молитвенные» монаха Фаддея) ИСТИННО СЕРБСКАЯ ВЕРА… И ВЛИЯНИЯ ИЗВНЕ Основная особенность духовной жизни православных сербов, по мнению сербских святых, есть вера в Святую Троицу («Во имя Отца и Сына и Святого Духа» (или: «Во имя Бога – Святой Троицы, сербской Помощницы»), а также вера в Христа Спасителя, Сына Божия и Богочеловека. Эта христианская вера нераздельно выражается у сербов как вера и верность Кресту (причем «со три перста») и Православию. Вера в Святую Троицу у сербов проистекает, несомненно, из кирилло-мефодиевского наследия, но веру эту особенно «обновил» (определение Доментиана) Святой Савва, как первый архиепископ самостоятельной Сербской Церкви, прежде всего в своей программной «Проповеди об истинной вере» на всесербском Великом соборе в Жиче, на Спасов день 1221 года. Тогда Святой Савва изложил Православное вероучение в двух основных христианских истинах: о Святой и Божественной Троице – Отца и Сына и Святого Духа («Единство Триипостасное и Троица Единосущная», по Доментиану) и о воплощении «Одного от Троицы» – Христа Богочеловека от Духа Святого и Пресвятой Богородицы, ради нашего спасения.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Этот свет созерцается исихастом как ведомо одному только Богу и не есть результат усилий и подвигов исихаста, но дар благодати Божией. Это и есть высшая степень единения с Богом и оббжение (θωσις), которое нужно понимать не как изменение и переход души в Божественную сущность, но только как преобразование ее действием (энергией) Божества. Ватопедский монастырь Ватопедский монастырь, в котором подвизался при. Савва, – один из древнейших и замечательнейших монастырей афонских. Этот монастырь расположен на северо-восточном склоне Афона, на берегу залива Контессо, на месте какого-то древнего города. Построенная, по преданию, еще в IV столетии, эта обитель до времен св. Афанасия Афонского (X в.) лежала в развалинах. Восстановителями ее явились прибывшие в конце X столетия (между 972 и 980 г.) из Адрианополя трое богатых и благочестивых мужей: Афанасий, Николай и Антоний. По совету св. Афанасия они восстановили запустевший (после арабского нашествия) Ватопедский монастырь, ввели в нем принятый из рук св. Афанасия устав, жили в нем, скончались и погребены в монастырском храме. В первый раз мы встречаем эту обитель в документе от 985 года, индикта 13-го, где в числе других подписей находится и подпись Николая, монаха и игумена Ватопедского (Βατοπεδου). В начале XI века Ватопед был уже многолюден и занимает второе место (первое после Лавры св. Афанасия) в ряду великих афонских обителей. В протатском афонском делеот 1071 года упоминается игумен этой обители Феодосий, по просьбе которого прот Павел с судными старцами произвел размежевание владений Ватопеда от обители Каллиника. В том же (XI) столетии к Ватопеду была присоединена небольшая обитель Иеропатора, а позже обители: Верриота, Калестраили Калеци, св. Димитрия, Ксистра, Триполита, Ковача (Χαλκζως) и Трохала. В конце XII века сербский краль Стефан Неманя (в иночестве Симеон) с сыном своим Саввой (впоследствии архиепископом Сербским) устроили в Ватопеде трехъярусные келлии, 7 параклисов и приписали к обители разные метохи (земельные владения). В XIII столетии Ватопед был опустошени разорен приверженцами унии и обновлен императором Андроником Старшим(1282–1328 гг.). Новыми благодетелямиВатопеда были императоры: Иоанн V Палеолог (1341–1375), Иоанн VI Кантакузин (1347–1355), а также сербский король Стефан Душан (1336–1356) и др. В последний раз Ватопед был обновлен в конце XIII столетия. Киновиальное (общежительное) устройство Ватопед сохранял до 1541 года, а с этого времени до наших дней (с небольшим перерывом около 1575 г.) остается идиоритмом (своежительным).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010