применительно к программе духовных семинарий, 5) Пятидесятилетие воссоединения Белорусских униатов с Православною Церковью , 6) Модест, Архиепископ Иерусалимский, 7) Архимандрит Владимир Терлецкий, 8) Путеводитель по Св. Горе Афонской, 9) Жизнь св. Иоанна Дамаскина , 10) Святитель Феодосий, Архиепископ Черниговский, 11) Древняя Русская Святыня в Латинском Костеле, 12) Архимандрит Паисий (Величковский) , настоятель Нямецкого монастыря, 13) Церковь Одесского Института Императора Николая I; 14) Слова и Речи (выпуск первый), 15) Статьи и Заметки, том первый и др. Всегдашняя расположенность и уважение, которые снискал себе о. Иоанн Хрисанфович своею деятельностью и своими душевными качествами среди семинарской корпорации и воспитанников семинарий, бывших и настоящих, – особенно наглядно выразились в день 25-летия его службы. В этот день в семинарском Свято-Андреевском храме самим отцом Иоанном, в сослужении его товарища по академическому курсу протоиерея Одесской Покровской церкви Мелетия Шаравского и о. эконома семинарии, совершена была Божественная литургия. К 12-ти часам (к концу литургии) прибыл в храм Преосвященный Анатолий, Епископ Елисаветградский, бывший ректор Одесской семинарии. После этого Владыкой, в сослужении членов семинарского Правления от духовенства, некоторых законоучителей местных гимназий и многих членов Одесского духовенства – главным образом бывших учеников отца Иоанна, в присутствии его самого и его семьи, всей семинарской корпорации с семьями некоторых из ее членов и многих друзей и почитателей отца юбиляра, отслужен был благодарственный Господу Богу молебен, с возглашением в конце многолетия рабу Божию Протоиерею Иоанну. Совершение молебна предварено было следующею, соответствующею случаю, речью Преосвященного Предстоятеля, Епископа Анатолия: «Собрались мы здесь, в семинарской церкви, движимые желанием засвидетельствовать наши чувства пред о. протоиереем Иоанном Хрисанфовичем в день его 25-летия церковно-общественного служения, протекшего главным образом на пастырско-педагогическом поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, в «Послании к филадельфийцам» наставлял исповедников Христа: «...не допускайте иудейства. Но если кто будет проповедовать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного иудейство. Если же ни тот, ни другой не говорит об Иисусе Христе, то они, по мне, столпы и гробы мертвых, на которых написаны только имена человеческие». Не узрев Мессию во Христе, распяв Спасителя мира, иудеи ополчились и на учеников Христа, святых первоапостолов, выходцев из еврейского простолюдья; и первым священномучеником стал архидиакон Стефан, коего иудеи побили камнями и святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам; а следом иудеи одарили мученическим венцом и апостола Иакова Заведеева, старшего брата апостола Иоанна. В гонениях, избиениях христиан иудеи невольно побратались с нечестивыми язычниками, с которыми в добрые ветхозаветные времена брезговали даже молвить слово, дабы не оскверниться; и побивали иудеи, напомню, своих единородцев, евреев, что, уверовав, окрестившись, не Закон Моисеев проповедовали, но Благодать Христову. В «Русском месяцеслове», что составил автор сего очерка, на день памяти святого Кирилла Александрийского (22/9 июня по ст. ст.) записано: «Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский (444) , выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви (...) Опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. (...) Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя.) А святитель Модест, архиепископ Иерусалимский, (память 31/18 декабря) был очевидцем того, как в 614 году от Рождества Христова иудеи вместе с войсками персидского царя Хозроя перебили 90 тысяч христиан и разрушили христианские храмы. Иерусалимский Патриарх Захария и множество христиан вместе с Крестом Господним были взяты в плен. Святой Модест, будучи временно управляющим Иерусалимской Церквью, с помощью Александрийского Патриарха Иоанна Милостивого восстановил разрушенные иудеями и персами христианские святыни, в том числе и храм Гроба Господня.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

встречается память только еп. Мнасона, известная уже по месяцеслову Остромирова Евангелия - РНБ. F.n.I.5, 1056-1057; см.: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI - XIV вв. М., 2001. С. 180, 226). Проложной редакцией Жития и была вдохновлена рус. изобразительная традиция выделения образа М. как чудотворца, исцелявшего и воскрешавшего животных. Благодаря этому «народному» аспекту почитания святого он стремительно вошел в сонм святых - покровителей домашнего скота и не только дополнил его, но и вытеснил фигуру свт. Спиридона Тримифунтского, в частности заместил его образ в композициях с парным расположением со сщмч. Власием Севастийским. Сходство Житий М. и сщмч. Власия способствовало оформлению этих святых в пару, связанную в народном представлении прежде всего с их покровительством домашнему скоту. Включение имени М. в иконописные подлинники (везде под 18 дек.) носило избирательный характер. Он не упомянут в одном из ранних известных подлинников - Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. (с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова; его имя не приведено в подлинниках сводной редакции XVIII в. по спискам Филимонова и С. Т. Большакова и т. д. Закономерность в наличии или отсутствии описания образа святого в иконописных полинниках не имеет четкой хронологической границы, но можно говорить о том, что в них просматривается отражение процесса «движения» Жития М. времени митр. Макария к варианту в Житии, опубликованном митр. Димитрием Ростовским. Так, в одних подлинниках, представленных небольшим числом, уподобление облика М. облику сщмч. Власия Севастийского (по типу бороды) не имеет оговорок (ОЛДП. Q. CCLXIV. Л. 25 об., XVIII в. (?): «Медост патриарх иерусалимский сед, брада Власиева, мало кудревата, в сакосе красном и в митре, декабря в 18 день, жив во архиепископстве 38 лет, живота его 97 лет» (цит. по: Лопарёв. 1892. С. 2); ГИМ. Увар. 932. Л. 119, XVIII в.: «И иже во святых отца нашего Модеста, патриарха Иерусалимскаго, поживъ лет 97, подобием [всемъ аки Савва Освященный брада] стар, сед, брада долга, доле Власиевъ, на главе шапка, риза святителская, сакос лазоревой и амофор, в руке Евангелие» ¾ взятое составителем рукописи в квадратные скобки пояснение о полном уподоблении прп.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Модест Иерусалимский, свт. Описания иконы Модест Иерусалимский, свт. - житие Модест (+ 634), патриарх Иерусалимский, святитель. Память 18 декабря Родился в Севастии Кападокийской в Малой Азии на границе с Арменией в благочестивой семье. Еще молодым посвятил себя Богу и вел строгую монашескую жизнь. Был настоятелем обители Феодосия Великого. В 614 году персидский царь Хозрой предпринял опустошительное нашествие с целью истребить христиан в Сирии и Палестине. Иерусалимский патриарх Захария вместе со многими людьми и Святым Животворящим Крестом был захвачен в плен. В это смутное время на святителя Модеста было возложено временное управление Иерусалимской Церковью в должности местоблюстителя патриаршей кафедры. Он заботливо собирал останки убиенных монахов и с почестями погребал их в гробницах. С помощью Александрийского патриарха Иоанна Милостивого он восстановил Иерусалимский храм Гроба Господня и Вифлеемский Рождественский храм. Возрождал он и монастыри Святой Земли. Через 14 лет возвратился из плена с Крестом Господним патриарх Захария. После его[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Патриарх иерусалимский Медост (Модест) Первая четверть XVIII в. Реставрация: МСНРХУ. Е.М.Кристи, 1983 г.Преображенская церковь, о.Кижи Файл 13601.jpg:   Размер: 262x600, 0.16 MPix, 62 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (197) , (8) . Описание: Святой Модест патриарх Иерусалимский, с 9 клеймами жития 18 век. Русский Север Дерево, левкас, темпера. 106,5х87,6 см. Справа - стоящий в холмистом пейзаже патриарх Модест (по надписи - архиепископ), взор которого обращен к Троице Новозаветной, восседающей в небесах. Внизу слева - 9 клейм жития Модеста: 1. Осуждение отца св. Модеста правителем Максимианом за исповедание христианства. 2. Смерть родителей Модеста в темнице. 3. Плач Модеста над гробом родителей. 4. Явление огненного [...] Файл 18270.jpg:   Размер: 1149x1414, 1.62 MPix, 346 Kb. Дата: 2012-06-17, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (235) , (5) .

http://pravicon.com/icon-2476

Свв. мучч. Севастиана, защитника церковного, и с ним Никострата протоскриниария, жены его Зои, и брата Кастория, Транквиллина пресвитера и двух сынов его диаконов, Маркеллина и Марка, Клавдия комментарисия, сына его Симфориана и брата Викторина, Тивуртия и Кастула. Пострадали в Риме в царствование Диоклетиана и Максимиана при еп. Гайи, около 287 года. Св. Севастиан, бывший одним из начальников преторианцев, привязан был к дереву и пронзен стрелами; прочие умерли различно. В Чет. Минее Страдание от древних Мартирологов. (Surius ad 20 ian. р. 313. Acta SS. 20 ian. et iulii t. II. р. 221. Mazoch. Kal. neapol. III. 675). Март. Р. 20 янв. о Себастиане, 5 июля о Зое, 6 июля о Транквиллине, 7 июля о Клавдии, Никострате, Кастории, Викторине и Симфориане, 18 июня о Марке и Маркеллине, 26 марта о Кастуле, 11 августа о Тивуртии. В службе канон Иосифа. Преп. Флора, епископа Амийского. Царьградский патриций. Жил при Иустине II, Тиверии и Маврикии (565–602). Иночествовал в Анапле, святительствовал в Амисе. Пролог. (Or. Chr. I. col. 535). Мес. В. Преп. Михаила Сингелла. Иерусалимлянин, современник препп. Феодора и Феофана начертанных, обличитель Феофила, изгнанник с братом Иовом. При Феодоре и Михаиле от патриарха Мефодия сделан сингеллом цареградской патриархии. Скончался 85 лет, в 9 веке. Пролог. (Vitam ejus scripsit Nicephorus Gregoras. Fabr. XI 186). Св. Модеста, архиепископа Иерусалимского. Сын Евсевия и Феодулии, умерших в Севастийской темнице при Максимиане, бывший пяти месяцев во время их кончины. Крещение получил в Афинах. Сыновья воспитателя продали его в Египте язычнику, но Модест обратил его ко Христу и получил свободу. Подвизался иа Синайской горе, поставлен в архиепископа Иерусалимского на 59 году жизни, святительствовал 38 лет, скончался 97 лет. Пролог. (Or. Chr. III col. 258). Неделя святых Отец. Кроме Святых, исчисленных в неделю Праотец, в Прологе именуются в сию неделю: Ева праматерь. Евер, не приложившийся к совету столпотворения. Саломия Богоносица. (Никииф. Ист. Ц. кн. 2. гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

1 Το γιωττου και Σοφωττου ρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως, Νας Ρμης και Οκουμενικο Πατριρχου Κρ Φιλοθου Λγος γκωμιαςτικς ες τν ν γοις πατρα μν Γρηγριου, ρχιεπςκοπου Θεςςαλονκης τν Παλαμ, ν κα τινν π μρους ςτορα θαυμτων ατο. 2 Иерусалимское издание озаглавлено так: «Το ν γοις πατρα μν Γρηγριου, ρχιεπσκοπου Θεσσαλονκης το Παλαμ μιλαι τεςςαρκοντα κα μα, ν προηγονται δο γκωμιαςτικο Λγοι Φιλοθου κα Νελου, Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως, νν τ πρτον νδιδμεναι κελεσει το Μακαριοττου κα Θειοττου Πατριρχου τν εροσολμων Κυρου Κυρλλου ν εροσολμοις κ το τυπογραφεου το Π. Τφου. ΑΩΝΖ». 3 Труд иеромонаха Афанасия Парийского в венском издании носит такое название: « Παλαμς κενος, τοι Βος ξιουαμαστος το ν γοις Πατρς μν Γρηγορου, ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης, το θαυματουργο. ν Βινν τς Αστρας, 1784». 6 Философские школы в древней Греции: стоическая, основанная за 300 лет до Р. X. Зеноном, получила название от портика (Στο) – галереи с колоннами в Афинах, где собирались ученики Зенона; перипатетики – ученики Аристотеля, слушавшие поучения на прогулках (παρπατος); Академия – местность с садом близ Афин, где учил Платон. 8 По заключению Афанасия Парийского (см. « Παλαμς κενος...»), патриарх Филофей разумеет здесь чудо, именно, чудесный лов молодых оленей, бывшее с родителями святителя Василия Великого , когда они, укрываясь от гонений Максимиана, удалились на берега Понта (Черное море), где в дремучих пустынных лесах, под открытым небом провели около семи лет. Об этом чуде повествует святитель Григорий Богослов в своем «Надгробном слове Василию Великому ». – Прим. перев. 14 Мессалиане, последователи учения Маркиона, думали, что во всех душах находится злой дух, которого должно изгонять постом и молитвою, почему называются также евхитами (εχ – молитва). – Прим. перев. 19 Игумен Модест в сочинении своем «Святый Григорий Палама , Митрополит Солунский» (Киев, 1860, с. 9) говорит, что по смерти Никодима Григорий избрал себе наставником в духовных подвигах Никифора, с которым пребывал восемь лет и от которого научился «умному трезвению и умной молитве». – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В рабстве тебе, Модесте, бывшу,/смиреннаго ради и терпеливаго нрава твоего/купивша тя, люта и неверна,/в кротость преложил еси/и, недуги того исцелив,/верою просветил еси,/моляся о нем ко Господу. Исполнитель сый повеления Владычня,/еже добро творити ненавидящим нас,/продавшия тя во Египте,/купли же ради во Иерусалим пришедшия,/приял еси, блаженнейший отче,/с Боголюбезным целованием,/учредив и одарив щедро/и моляся о них ко Господу. Слава, глас 7: Подражатель быв зде Всеблагаго Спаса/и по отшествии отсюду вожделевая таков быти,/сия изглаголал еси в молитве/пред кончиною твоею, Модесте:/Господи Иисусе Христе, услыши мя, раба Твоего,/иже мое призывати будет имя/и память мене, смиреннаго, творити,/Помощник тому буди и не остави его мене ради,/но исполни благих Твоих/и даруй ему богатыя Твоя милости,/отжени же от дому его и от скота его всяку болезнь,/яко Благ и Человеколюбец. И ныне: Ныне исполняются пророков проречения:/Мария бо грядет родити человеков Обновление,/свыше предтекут Небесныя Силы,/славу возсылающе нас ради Хотящему родитися,/царие предходят персидстии/Тому припасти, веселящеся. Святитель Модест, архиепископ Иерусалимский , родился в VI веке в Севастии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. С юных лет он чувствовал сердечное влечение к познанию Бога и строгой иноческой жизни. Впоследствии стал настоятелем Феодосиевой обители в Палестине. В 614 году на Палестину напали войска персидского царя Хозроя II. К персам присоединились 40 тысяч иудеев, желавших истребить всех палестинских христиан. Жестокость врагов Христовых в полной мере излилась на Иерусалим и его окрестности: погибли многие тысячи иноков и клириков, были опустошены и сожжены все храмы, в том числе храм Святого Гроба Господня. Тысячи христиан приняли смерть от руки персов и иудеев. Патриарха Иерусалимского Захарию и множество народа отправили в плен в Персию, вместе с ними был увезен из Иерусалима и Святой Крест Господень. Озлобленные иудеи даже выкупили у персов несколько тысяч христиан, чтобы предать их смерти. Погибло 90 тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В церковной живописи бессребреники часто объединены в пары по принципу родства, дружбы или по роду деятельности. В качестве примеров можно вспомнить иконографии: «Косма и Дамиан», «Сампсон и Диомид», «Мокий и Аникита». Эту традицию положил Иисус Христос . Он оправлял апостолов на проповедь по двое: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19–20 ). Святые целители, жившие на заре христианства, представлены в традиционном для них римском одеянии: хитонах и гиматиях, иногда с повязками на голове. Их специальными атрибутами являются красная сумка у пояса, кисточка, завершенная крестиком, для помазания, ложечка (лжица) или палочка для елея, ларец или сосуд со снадобьями (реже – хирургические инструменты). Святые врачи-мученики могут изображаться с крестом в руке и в терновом венце, а бессребреники, имеющие священнический сан, – в святительском одеянии с Евангелием в руках. Многие святые врачевали не только людей, но и животных. Среди них: мч. Трифон († 250), сщмч. Власий Севастийский († 316), свт. Спиридон Тримифунтский († 348), свт. Модест Иерусалимский († На Руси их почитали покровителями животных. В иконописи они нередко изображаются пасущими домашний скот. Известны иконографии, где Спиридон Тримифунтский и Власий Севастийский показаны друг против друга, восседающими на тронах на горных высях, а внизу у подножия гор их беседе внимают овцы и коровы. Примером может служить новгородская икона из церкви св. Власия на Софийской стороне (ок. 1407, ГИМ). Такие изводы указывают не только на особое покровительство этих святых над животными, но, прежде всего, на их пастырское служение людям. Некоторые бессребреники еще до своего обращения ко Христу были врачами. Уверовав в Господа, они обрели чудесный дар от Бога и могли лечить людей силой своей молитвы. Лучшим примером является св. архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (1877–1961), известный в миру как хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий. Не страшась гонений со стороны советской власти, он в 1921 стал священником, а в 1923 принял постриг с именем св. апостола и врачевателя Луки. Перенеся тяготы тюрем и лагерей, свт. Лука до последней минуты продолжал безвозмездно, зачастую без надлежащих медицинских средств, спасать людей от физических и душевных заболеваний. На иконах свт. Лука Войно-Ясенецкий представлен в архиерейской мантии, омофоре и митре на голове, с панагией на груди и архипастырским посохом в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господи всемилостивый, поистине нет у нас веры ни в кого другого и ни во что иное, кроме как в Тебя. Ты Спаситель наш от тьмы, греха и смерти. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 21 февраля 1. Св. Захария, патриарх Иерусалимский . В правление греческого императора Ираклия, в 614 году, персидский царь Хозрой совершил набег на Иерусалим, ограбил город, унес Честной Крест в Персию и увел в рабство огромное число христиан, включая и патриарха Захарию. [В том,] чтобы творить христианам зло, ему помогали иудеи. Среди прочих еврейских злодеяний упоминают и о следующем. Иудеи выкупили у Хозроя 90000 христиан и перебили их как своих рабов. Престарелый патриарх остался в плену на 14 лет. А от Честного Креста в Персии совершились многие чудеса, так что персы говорили: «Христианский Бог пришел в Персию». Впоследствии император Ираклий вынудил персидского царя вернуть в Иерусалим Честной Крест вместе с патриархом и оставшимися пленниками. Сам император Ираклий на своих плечах внес Крест во Святой Град. Оставшиеся дни своей [земной] жизни святой Захария провел в мире и переселился ко Господу в 631 году. На кафедре его заменил святой патриарх Модест, после которого [на нее] вступил святой Софроний (см. 11 марта). 2. Преп. Тимофей . Пустынник, живший в месте, называемом Символы близ [мало]азийской [горы] Олимп. Еще мальчиком Тимофей поступил в монастырь, принял постриг и всё земное время вплоть до глубокой старости провел в посте, молитве, бдении и непрестанном труде. Сохранил чистоту и целомудрие во все дни жизни. А чистым и целомудренным Бог подает власть над духами злобы. Наделил Он ею и святого Тимофея. Прилагая немалые труды к возделыванию своей души, преподобный Тимофей сумел устроить внутри себя дивный дом Духу Святому. Сей святой муж упокоился в 795 году. 3. Св. Евстафий, архиепископ Антиохийский . Великий ревнитель и защитник Православия. Как таковой особо выделился на Первом Вселенском Соборе, где многими логическими доводами и рассуждениями опровергал учение Ария. Вкупе с прочими Святыми Отцами Евстафий правильно исповедовал, что Иисус Христос как Сын Божий равен Отцу и Духу Святому по Божественному существу. По смерти императора Константина Великого ариане, употребляя разные [козни], снова получили перевес и начали жестокое гонение на Православие. Святой Евстафий был свергнут со своей кафедры и сослан сначала во Фракию, а затем в Македонию. Страдал он много и долго, пока, наконец, не предал свою святую душу Богу в 345 году 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Множество святынь стало принадлежностью собора, главные из которых – частицы древа Животворящего Креста Господня и глава апостола Андрея Первозванного, для которой к освящению Андреевского собора на средства схимонаха Иннокентия (Сибирякова) московским мастером Прудниковым был изготовлен специальный драгоценный ковчег. Глава апостола Андрея Первозванного (точнее – лобная ее часть) была передана в скит архиепископом Каллиником (бывшим Мосхонийским), прожившим на Афоне 70 лет. Частицы Животворящего Креста хранились в трех реликвариях. Один из них представлял собой серебряный, украшенный драгоценностями, крест, подаренный скиту по завещанию митрополитом Хрисопольским Панкратием, прожившим на Афоне 40 лет и завещавшим никогда не выносить святыню из скита и не отделять от нее частицы. Другой крест – реликварий с частицей Животворящего Креста подарил скиту архимандрит кириархического Ватопедского монастыря Харалампий. И наконец, третий реликварий тоже в виде золотого креста был передан обители учениками о. Аникиты (Ширинского-Шихматова). Из монастыря Кастамонит в Андреевский скит была пожертвована также локтевая часть руки апостола Андрея. В скит были переданы также часть даров волхвов и частицы мощей 70-ти святых, среди которых первомученик архидиакон Стефан, апостолы Филипп и Варнава, свт. Иоанн Златоуст , вмч. Димитрий Солунский, вмч. Пантелеймон, сщмчч. Харалампий и Власий, свт. Модест, патриарх Иерусалимский, свв. мчч. Севастийские, преп. Нил Мироточивый Афонский, свв. мчч. Трифон и Димитрий Новый, прмц. Марина. Рака для хранения мощей и серебряная лампада к ней были изготовлены в Петербурге. Несколько икон скита прославились чудотворениями. Прежде всего это древние иконы, унаследованные скитом от келлии Серай. Главной чудотворной иконой скита была икона Божией Матери с предстоящими великомучениками Георгием и Димитрием Солунскими, святителями Спиридоном и Николаем, прпп. Антонием Великим , Евфимием Великим, Саввой Освященным, Онуфрием, Предтечей Господним Иоанном и евангелистом Иоанном Богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010