— На подворье, к примеру, есть традиция в Вербное воскресенье устраивать детский крестный ход со свечами, ведь, по преданию, именно в этот день Господь благословил детей. Я все эти годы старался объединить восточную красоту с русской духовностью. У нас есть совершенно особенные службы, например, Чин погребения в Великую пятницу, во время которого часть молитв поется на арабском языке. — Есть ли у Вас в Москве любимые святыни? А в Вашем храме? — Конечно. Казанская икона Божией Матери в Елоховском соборе , мощи святителя Филарета, митрополита Московского, в Храме Христа Спасителя, по благословению которого в 1848 году было в первый раз основано Антиохийское подворье. У нас в храме — икона Божией Матери «Нечаянная Радость»; когда я в Москве, всегда читаю по воскресеньям акафист перед этим образом. — Есть ли у ближневосточных христиан какие-либо особые традиции, связанные с Великим постом? — Между приходами Великим постом происходит обмен проповедниками: священники посещают разные храмы в городе, и люди очень ждут эти проповеди. — Вы рассказывали, что поначалу Вам было трудно совершать свое служение на чужбине. Сначала учеба в Московской духовной академии, изучение иностранных языков, затем служение на приходе в непростых советских реалиях… Что Вас поддерживало и давало силы? Как пастырю устоять и не выгореть? — Я очень почитаю Божию Матерь, к Которой всегда обращался и обращаюсь с молитвой о ходатайстве перед Ее Сыном. — В своих выступлениях Вы неоднократно говорили, что между Антиохийской и Русской Церквами существуют особые отношения. В чем причина такой близости? — Этому есть исторические предпосылки. Так, первый иерарх Русской Церкви Михаил был родом из Сирии, впоследствии именно Антиохийский Патриарх первым рекомендовал Константинополю дать автокефалию Русской Церкви. Визит Патриарха Макария в Россию в середине XVII столетия, описанный его сыном диаконом, несомненно, имел историческое и духовное значение. При турецкой власти на Востоке Русская Церковь защищала Антиохийский Патриархат, материально помогала православным антиохийцам — это послужило причиной открытия нашего подворья в Москве. Русская Православная Церковь первой признала в 1890 году Антиохийского Патриарха араба, по согласованию с ней была основана наша епархия в США. Многие наши митрополиты окончили Киевскую и Казанскую духовные академии. И приснопамятный Патриарх Игнатий получил русское богословское образование в Париже. Я помню таких ярких антиохийских иерархов, как Патриарх Александр (Тахан; 1869-1958), митрополит Эмесский Александр, митрополит Лаодикийский Гавриил, митрополит Аккарский Епифаний, епископ Игнатий (Аббуррусс), который в свое время был представителем Антиохийского Патриархата в России. Кстати, именно он закрыл глаза после смерти святому праведному Иоанну Кронштадтскому, с которым они дружили. Эти выдающиеся личности были мне в юности примером, и через них я приобрел первую симпатию к России.

http://patriarchia.ru/db/text/2896883.ht...

Когда же, однако, при тихом пении «Святый Боже» священник поднял с престола Крест, увенчанный цветами, и вынес его из алтаря на средину церкви; когда потом простерся он пред сим залогом нашего спасения, приглашая к тому же всю церковь : «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим!» – невольное умиление проникло в сердце. Все отечествия языков призывались к поклонению спасительному древу, на коем распят был за нас Царь Славы, и наше Славянское племя, и после – прочих языков. Здесь же, на горах Киевских, было первое ему поклонение обновленных верою предков наших. Не этот ли холм Русская Голгофа? Не из рассеянных ли этих гор воскресли мертвые чтители Перуна, чтобы радостно поклониться живому Богу, когда раздралась и для них завеса мрака языческого и благодать Божия воссияла на сих горах, по слову Апостола? Отрадно слышать и родственные имена Святых угодников, к заступлению коих притекает Церковь в своих молитвах, на самом том месте, где они подвизались при жизни или упокоились после блаженной кончины. Невольно вздохнешь при имени равноапостольных Владимира и Ольги, которые почивают за несколько шагов, под сводами Десятинной церкви, и двух первых страстотерпцев из числа князей Русских, здесь же воспитанных в тереме отца их Владимира, и Святого князя Игоря, который наследовал ту же участь и тот же венец. Не в соседней ли обители Михайловской девственные мощи Великомученицы Варвары? Не у Святой ли Софии священномученик Макарий, митрополит Киевский? А первый Святитель всея Руси Михаил и великие труженики Антоний и Феодосий с ликом всех преподобных Печерских не охраняют ли доселе своими молитвами и священную лавру, и богоспасаемый град? Все здесь так близко, что готовы, кажется, откликнуться на первый молитвенный зов, ибо сии небесные граждане и в гробах своих еще остались гражданами земной своей отчизны. Они были первыми поселенцами Киева, они – и последними; к ним, а не к современникам стекаются доныне усердные поклонники. По окончании всенощной, священник пригласил меня в алтарь, чтобы посмотреть на горнем месте прекрасную икону Вечери Тайной, которую, как говорят, писал знаменитый Леонардо да Винчи, а пожертвовала храму Первозванного Императрица Екатерина.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Начну здесь с того, что они, продолжая дело апостольства, распространяли в свете, веру между неверующими или язычниками, которых после апостолов оставалось еще несравненно более, чем христиан. Так, напр., о св. Григорие, который, спустя около 200 лет после апостолов был епископом в греческом г. Неокесарии, говорится, что, трудясь над обращением язычников этого города, он оставил по себе такое малое число их, как мало было число христиан при вступлении его на епископство. Но не в своих только городах и областях распространяли веру святители-отцы. Они сами ходили или посылали священников и др. проповедников в самые далекие страны. Из великого множества таких равноапостольных святителей, я упомяну вам о святителе, старавшемся о просвещении св. верою далеких предков наших славян, живших в стране по реке Дунае и называвшейся Скифиею. Это св. Иоанн Златоуст , бывший констант. архиепископом в конце 4-го и начале 5-го века по P. X. Он посылал сюда священников и учителей, и чрез них обратил многих ко Христу, так что сам с восторгом говорил: «Скифы славят Христа!» А блаженный Феодорит так говорил о нем: «Есть у тебя сродство с апостолами: ты первый воздвиг алтари у скифов, и тот, кто не сходил с коня, научился преклонять колена, стал повергаться на землю; нетрогавшийся слезами пленников, научился оплакивать, свои грехи!» Но еще много веков прошло до той поры, как предки наши славяне стали принимать веру не отдельными лицами, семьями, а целыми племенами, народами. Просветителями, апостолами их были славные и святые братья Кирилл и Мефодий, жившие за 1000 лет до нас. Они многих славян обратили к вере. Но апостольский подвиг их велик был особенно тем, что они принесли предкам нашим Слово Божие, книги пророческие, евангельские, апостольские на их родном, славянском языке, переведши их с греческого, завели у них на этом же родном языке и всю церковную службу. Всего этого не было дотоле у славян, так что и те из них, которые считались христианами, не разумели христианской веры. Теперь же радовались они, услышав на своем языке о великих делах Божиих, слушая на нем церковные молитвы, песни и всю службу. Отселе-то, особенно, вера Христова стала расти и шириться между славянами, достигла и к тем славянам, какие поселились в нашей земле, т.е. к русским славянам, нашим ближайшим предкам. Когда чрез сто лет после св. Кирилла и Мефодия, Русь при св. князе Владимире приняла веру, то она усвоила и славянские книги, славянскую службу этих св. братьев, и это было великим пособием· к утверждению веры Христовой в сердце русского народа. Тут следовало бы мне еще сказать, как дух апостольства жил в святителях, собственно, нашей русской земли, каковы, напр., св. Михаил, первый митрополит Киевский, вместе с св. князем Владимиром крестивший Русь, св. Антоний Ростовский, св. Стефан, просветитель Перми, св. Гурий Казанский, обративший многих татар ко Христу и другие. Но мне остается еще много говорить о других видах учительства святителей и отцов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Иоанн Х: «Знайте, что Антиохийская Церковь – ваш дом» В Дамаске состоялась встреча Святейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока с делегацией Фонда Апостола Павла 13.02.2013 802 Первый день в Сирии . Второй день в Сирии . 12 февраля, в третий день пребывания в Сирии делегации Фонда Апостола Павла состоялась краткая встреча членов русской делегации с новым Предстоятелем древнейшего Антиохийского Патриархата, сообщает главный редактор РНЛ Анатолий Степанов, принимающий участие в визите в Сирию. Его Святейшество выкроил время в своем сверхплотном графике первых дней после интронизации, чтобы поприветствовать гостей из России на сирийской земле. Патриарх Иоанн Х, обращаясь к членам русской делегации, отметил, что «связи Русской Православной Церкви и русского народа с Антиохийской Церковью имеют глубокие корни». Святейший напомнил, что первый Предстоятель Русской Церкви митрополит Киевский святитель Михаил, «тот, кто передал веру русским», был из Антиохийской Церкви. Патриарх также вспомнил, как в XVI веке его предшественник на Антиохийской кафедре активно поддержал стремление Русской Церкви получить автокефалию. Обращаясь к членам делегации, Его Святейшество сказал: «Мы знаем труды Фонда Апостола Павла по укреплению связей между нашими Церквями, между Россией и Сирией. Выражаю вам благодарность за ваши труды. Мы молимся, чтобы укреплялись наши отношения, особенно в нынешние трудные времена. Знайте, что Антиохийская Церковь – ваш дом, и мы милости просим вас к нам всегда». В ответном слове президент Фонда Валентина Ланцева кратко сообщила о планах и проектах Фонда и попросила благословения у Его Святейшества на продолжение трудов Фонда. Патриарх благословил Валентину Алексеевну и сказал, что он надеется при следующей обстоятельной встрече обсудить план предстоящей деятельности Фонда. По окончании встречи члены делегации получили благословение Святейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока и сфотографировались на память с новым Предстоятелем Антиохийской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/13/pa...

Все присутствовавшие видели, как Богородица зашла, но никто не видел, как Она вышла. И мы расценили это как то, что Она духом Своим осталась с нами. Чувствуем и видим это - братия и наши прихожане - по многим милостям и чудесам, которые у нас совершаются. В 2016 году на Пасху был юбилей этого события - десять лет, как на этом святом месте возобновлены богослужения, десять лет со дня явления Богородицы. Промыслительно оно было именно здесь: ведь Десятинная - первый на Руси собор Пречистой Богородицы - мать всех русских церквей. Отсюда начало утверждаться христианство на нашей земле. Это место - святое для всех русских людей. Здесь служили и молились все наши основатели, первосвятители и отцы, начиная от великого князя Владимира, который построил Десятинную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь молился первый митрополит Киевский Михаил. Святитель Петр (Могила), считавший за честь здесь служить, был настоятелем Десятинной церкви и инициатором ее возрождения после разрушения во время монголо-татарского нашествия. Здесь бывали все русские императоры, которые обвязывали престол своими царскими лентами. О духовном и историческом значении Десятинной церкви написано множество томов и докторских диссертаций. Где в первые века христианства рукополагали священство, постригали в монашество? Где были архиереи? Где еще была такая служба по византийскому уставу? Где служили греки? Все здесь, мы это знаем. Только благодаря молитвам и предстательству Царицы Небесной здесь теперь возведен прекрасный храм. Она Сама нас тут держит и опекает. Возвращение к жизни Архимандрит Гедеон (Харон) Самое яркое из чудес, случившееся вскоре, - возвращение к жизни рабы Божией Марии. Это было сразу через месяц после явления Богородицы. Ко мне пришел высокопоставленный чиновник договариваться о погребении своей мамы. Взрослый мужчина, немного старше меня. Его мать Мария находилась в реанимации известной больницы и уже не подавала никаких признаков жизни - дыхание принудительно поддерживалось аппаратами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Архив Пн В день памяти святителя Петра Московского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 6 сентября 2023 г. 16:07 6 сентября 2023 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.  По прибытии в собор перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Петра, покоящимся в алтаре.  По традиции Святейший Патриарх Кирилл совершал богослужение в облачениях, созданных по иконописному образцу облачений святителя Петра, и с копией его Первосвятительского жезла, который хранится в Оружейной палате Кремля.  Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Филарет (Булеков) , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; члены Епархиального совета г. Москвы: архимандрит Алексий (Вылажанин), протоиерей Александр Фарковец, протоиерей Андрей Шумилов, протоиерей Серафим Недосекин, протоиерей Сергий Дикий, протоиерей Виктор Алипичев, протоиерей Георгий Климов, протоиерей Михаил Прокопенко, священник Андрей Шумкин; а также: протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; клирики Храма Христа Спасителя, столичное духовенство. 

http://patriarchia.ru/db/text/6056944.ht...

поставления на митрополию природных русских кандидатов. Неизвестно впрочем достоверно, кто по национальности был первый Галицкий митрополит Нифонт. Греки со времени нашего татарского ига, из-за сложных дипломатических отношений с монгольской империей, вдруг начали сбрасывать с себя титул русских митрополитов на русские плечи. Греку-митрополиту было несколько унизительно быть на русской территории политически зависимым от татар. Кроме того, при обязательствах, налагаемых на греков унией 1274 г., греку митрополиту не совсем удобно было быть в державе латинской (Польская Галичина), ибо от него могли потребовать унии. По всем этим резонам представляется естественным, что Нифонт был из галичан, потому что после его смерти, случившейся почти одновременно со смертью митр. Максима, около 1305 г., прежний князь Юрий Львович, как бы по заведенному порядку, посылает в Царьград ставиться на место Нифонта в митрополиты галицкого уроженца, Ратьского (между гг. Львовым и Бельзом) игумена Петра. Петр (1308–1326 гг.) Великий князь Владимирский, в виду такого благоволения Царьграда к южным князьям, естественно желал снова восстановить единство разделенной митрополии и, по крайней мере, не хотел себя лишить допущенного для южан права предлагать на митрополию своего собственного кандидата. Поэтому, по смерти митр. Максима, вел. князь Владимирский, каковым был тогда удельный князь тверской Михаил Ярославич, снаряжает от себя в КПль на поставление в митрополиты Киевские игумена Геронтия. Факты эти почерпаются из житий св. Петра митрополита, 30 написанных в патриотически-московском духе с умолчанием и прикрыванием неприятных для Москвы подробностей дела. Поэтому, напр., последний факт передается в них в таком невероятном освещении: будто Геронтий, одержимый недугом самовластия, дерзнул самовольно восхитить святительский сан, забрал из кафедрального собора митрополичью ризницу и утварь, взял с собой сановников церковных и отправился в Константиноград. Если трудно допустить, чтобы самозванец мог забрать святительскую утварь, то уже прямо невозможное дело, чтобы без законных полномочий, он мог ехать со свитой митрополичьих чиновников. Уполномочить его мог только великий князь. Москва, враждовавшая в то время с Тверью за обладание великим княжением, естественным образом питала неприязнь к тверскому кандидату на митрополию, который, в случае удачи в КПле, мог содействовать поставившему его князю закрепить за Тверью великокняжеский стол. Московские авторы жития св. Петра постарались заклеймить Геронтия темной характеристикой в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Потом настоятель Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин передал большую икону с частицей мощей сщмч. Владимира, митрополита Киевского. Из Псковских Печерского и Спасо-Елеазаровского монастырей и храма св. Александра Невского переданы были святыни. Свой крест-мощевик передал митрофорный протоиерей Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского кафедрального собора. А также передали из этого собора древний список Казанской иконы Богородицы, которую пронесли от Владивостока до Москвы. В тихом уголке фонда «Андреевский флаг» мы поставили аналойный столик. На нем лежал Крест, Псалтирь, Молитвослов. Были установлены иконы, в том числе и те, которые потом шли с крестными ходами. И каждый день в 12.00 по очереди все сотрудники читали и молились в этом молитвенном углу. Началась подготовка. Было все просчитано по дням. И штаб программы доложил, что мы должны стартовать из Владивостока не позже 21 мая 2007 г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а 20 мая 2007 г., в день Воспоминания Явления на Небе Креста Господня в Иерусалиме (351) и Собора преподобных отец Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря на Афоне, по благословению митрополита Приморского Вениамина проводим крестный ход во Владивостоке, а для этого мы должны прибыть со святынями во Владивосток 19 мая, в день рождения Императора – страстотерпца Николая Второго, а 18 мая – отслужить молебен в храме Николая Чудотворца в Толмачах пред Владимирской иконой Богородицы. Но свершилось великое событие в преддверии нашего старта. В Храме Христа Спасителя 17 мая 2007 г. состоялось воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. На следующий день, 18 мая, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил отслужил первый общий для РПЦ и РПЦЗ молебен в храме Святителя Николая в Толмачах у Владимирской иконы Богородицы и освятил икону Богородицы Державную для крестного хода Владивосток-Москва. Настоятель храма протоиерей Николай Соколов передал в крестный ход старинную храмовую икону Николая Чудотворца и хоругви.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

Вспомним о других «присланных Москвой» иерархах. С 1917 по 1941 год, со времени Октябрьской революции до начала Великой отечественной войны, Киевская митрополичья кафедра была настоящим эшафотом, через который прошли полтора десятка архиереев. Это объясняется тем, что после ареста и заключения – а они были постоянными – одного архиерея епархией управлял другой, когда арестовывали его – третий. Не всех, конечно, сразу казнили в тюрьмах, чаще всего освобождали из лагерей и ссылок, но с запретом проживать в Украине или в Киеве. А потом все равно добивали. Пережил этот самый кровавый этап в истории не только Православной Церкви лишь архиепископ Киевский Сергий (Гришин), но и то не надолго: после пяти лет заключения был освобожден в 1941 году, через два года он умер в Москве от тифа. Разумеется, никто никаких иллюзий в отношении революционной власти не питал: постриженик Лавры и выпускник Киевских духовных школ, первый в советской Украине Митрополит Киевский и Галицкий Михаил (Ермаков) перед арестом в 1923 году составил завещание, в нем указал список из семи викарных архиереев, которые в случае его ареста (чтобы не оставлять священников и верующих без окормления каноническим Киевским митрополитом) должны вступить на Киевскую кафедру, и поочередность их вступления. В случае если и они окажутся за решеткой, управление епархией должны осуществлять архиереи соседних епархий. Вскоре он был арестован, вывезен в Москву, заточен в Бутырку, осужден, как враг народа, и приговорен к ссылке в Туркестан. Но выслать не успели, поскольку в Украине начались сильные волнения и протесты православных, вставших на защиту великого архиерея. Власть, испугавшись (редкий случай), освободила митрополита, впрочем, ненадолго: в 1925 году он был снова арестован и отправлен в ссылку. В 1929 году, после ссылки, умер, его отпели и похоронили в Софии Киевской. Это последний Киевский Митрополит, похороненный на территории древней резиденции киевских святителей (его могила, как и все прочие, срыта музейщиками).

http://radonezh.ru/analytics/kak-filaret...

Мартиниан, в мире Михаил 37 , родился в деревне Березниках, вбли­зи которой ныне Сямский монастырь, прославленный иконою Бого­матери. Еще в юных летах оказывал он наклонность учиться грамоте; но родители не находили, у кого ему учиться; на 13 году оставил ро­дителей и родину, и прямо с поля, где боронил вспаханную отцом по­лосу, тайно ушел к преподобному Кириллу Белоезерскому, о котором слышал от многих. Березники в 30 верстах от Кириллова монастыря, но это было нипочем для Миши. «Возьми меня к себе, господине!» – говорил он преподобному, упав ему в ноги. Преподобный оставил до­бродушного отрока у себя. «Прилучися, близ обители святого человек некий живяше, имя ему Олеш (Алексий) Павлов, дьяк мирский, дело его бяше книги писати и ученики учити грамотныя хитрости: и зело искусен бе таковому художеству. Сего Кирилл призвав, рече ему: дру же, сотвори ми любовь Божию, научи ми отрока сего грамоте, егоже видиши». Алексий Павлович с любовью выполнил поручение пре­подобного Кирилла. Полюбив чистую душу юного Михаила, святой старец облек его в иноческое одеяние и велел ему жить у себя в келлие. Когда блаженный Кирилл молился в своей келлие, и Мартиниан клал поклоны; он первый являлся по благовесту в храм к утреннему славос­ловию; смущавшие его помыслы открывал святому старцу. Испытав Мартиниана послушаниями, преподобный Кирилл позволил ему жить в особой келлие, но зорко смотрел за его духовною жизнью. Раз Мар­тиниан из церкви зашел в келлию одного брата. «Зачем нарушаешь устав обители?» – сказал ему Кирилл. «Войдя в свою келлию, сомне­ваюсь, чтобы захотел я выйти из нее; а мне нужно было быть в келлие брата», – отвечал Мартиниан. «Наперед иди в свою келлию, чтобы со­творить там должную молитву, и келлия научит тебя всему», – сказал святой старец 38 . По просьбе святого игумена Мартиниан посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха. Преподобный Кирилл любил блаженного Мартиниана. Это возбуждало в иных зависть, язвившую Мартиниана оскорблением; Мартиниан терпел. По воле преподобного Кирилла Мартиниан списывал для него книги. А такое послушание преподобный игумен назначил только двум ученикам: Христофору и Мартиниану. Еще цел в обители канонник, списанный Мартиниа- ном. Послесловие его особенно драгоценно: оно показывает, какими чувствами дышала душа Мартиниана. Вот оно: «В 1423 г. сентября 1, написана эта книга душеполезная в обители Пречистой Богородицы, по благословению господина старца Кирилла игумена, в славу Свя­той Троицы, аминь. О! Дева Богоизбранная! О! Отроковица Богоневестная! О! Владычица мира, Пречистая Богородица! Во всемирных Твоих молениях к Сыну и Богу помяни, милостивая Госпожа, и меня грешного, недостойною рукою писавшего сие. – Всякому делу благому начало и конец Христос. Ему слава в бесконечные веки, аминь. Госпо­ди Иисусе Христе! Спаси писавшего и имеющего читать. – Господин старец Онуфрий, сотвори любовь, помяни в святых своих молитвах грешного Мартиниана, инока ложного, а не истинного» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010