Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, апостол, Евангелие и причастен святителя. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский († 992), по Иоакимовской летописи, был родом сириец, а по другим источникам – болгарин или серб. В 989 году он прибыл вместе с греческими посланниками к великому князю Владимиру. Так святитель Михаил сделался первым митрополитом Киевским. На его долю выпало нелегкое, но благодатное служение. Вместе с другими прибывшими из Греции священнослужителями он ревностно обходил различные области молодой христианской страны, ниспровергая идолов, повсеместно крестя и поучая новопросвещенных людей. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Заслуги святителя Михаила перед Русской Церковью не прошли незамеченными: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником. Погребен святитель был в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года, при святом игумене Феоктисте, мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 года – в Великую Печерскую церковь . В связи с этим память его празднуется 30 сентября, а также 15 июня – в день преставления. Ранее память его отмечалась и 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими . Подтверждение этому находим в службе святителя, во 2-й стихире на хвалитех, где говорится: «Первое новаго лета начинающе восхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». Святаго священномученика Григория, просветителя Великия Армении ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 6. Подобен: Все отложше: Мученическими кровьми священную ризу обагрив,/вшел еси во Святая Святых, досточудне,/идеже свет неизреченный,/идеже Божественная слава,/идеже глас празднующаго,/в немже трудов твоих, мучениче,/восприемлеши возмездия,/и венец неувядающий,/и вечнующее благославие,/и райское жилище,/Григорие мудре,//со дерзновением молися о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На земле древней Антиохии можно собственными ногами пройти по «дороге в Дамаск», постоять на том месте, где гонитель христиан Савл услышал Господа и стал апостолом Павлом. Увы, можно постоять и на другом месте – у подножья горы, на которой мучимый завистью Каин убил брата своего Авеля. Связь России с Антиохией восходит в самую глубокую древность. Первый митрополит Киевский Михаил был родом из Сирии. Он горячо распространял Христову веру на русской земле, построил первый монастырь. Митрополит Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» отмечает беспрерывную помощь, оказываемую Россией «четырем патриархам православным, не имеющим другого покровителя, кроме твоей царственности» (из письма Патриарха Александрийского Мелетия Пигос – царю Феодору Ивановичу). В 1586-м году первый из Антиохийских и Восточных Патриархов, Иоаким, посетил Россию. Борис Годунов высказал желание православной Руси иметь своего патриарха. Идею об учреждении патриаршества на Руси Патриарх Иоаким одобрил и поддержал русскую просьбу перед Патриархом Константинопольским Иеремией. Последний в 1589-м году принял участие в соборном избрании митрополита Московского и всея Руси Патриархом. Россия всегда помогала Антиохийской церкви деньгами, иконами, церковным убранством. Восточнее иерархи обращались к богатой Российской церковной и царственной власти при всяком затруднительном положении. В 1848-м году в Россию прибыл посланец Антиохийского Патриарха митрополит Неофит с просьбой помочь в деле учреждения в Сирии духовного училища, типографии и восстановления храма святителя Николая в Дамаске. Помощь ему оказали. Митрополит Московский Филарет Дроздов предоставил Антиохийскому патриархату церковь для подворья в Москве. Антиохийский Патриарх приезжал в Россию на празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 году. Он принял участие в нескольких архиерейских хиротониях, среди которых архимандрита Алексия Симанского –будущего Патриарха Московского и Всея Руси. Когда Константинопольский Престол признал Обновленческую Церковь , как истинную Русскую Православную Церковь , Антиохийский Патриарх Григорий IV объявил живоцерковников «богоборным сатанинским сборищем» и решение Константинопольского Патриарха назвал «совершенно недопустимым, весьма прискорбным, и ни на чем не основанным». В своем послании Патриарх признавал «единственно законной высшей церковной властью Всероссийского Патриарха Тихона».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Мощи великого святителя Димитрия почивают открыто в юго-западном углу соборной церкви Иаковлевского монастыря, на том месте, которое он сам предызбрал для себя, при вступлении на Ростовскую митрополию, когда, взойдя в первый раз в этот убогий храм уединенной обители, он сказал: «Се покой мой: зде вселюся во век века». Благочестием Императрицы Елисаветы устроена из первого серебра, открытого в ее царствование, великолепная, кованная, серебряная рака святителю Димитрию, в которую нетленные мощи его переложены 23 мая 1763 года, в присутствии Императрицы Екатерины II. Событие это изображено на картине, находящейся в Ростовском Яковлевском монастыре около мощей Святителя Димитрия. В предшествии духовенства, четыре архиерея несут гроб Святителя; за ним, сопровождаемая свитою, шествует Императрица, поддерживая левою рукою край гроба. В 1757 году апреля 22, указом Св. Синода повелено было Арсению, Митрополиту Ростовскому сочинить житие и службу Св. Димитрию (Филарет, «Обз. Р. Дух. Литер.», II, 56). На устроенной тогда для положения мощей Святителя серебряной раке вырезана сочиненная Ломоносовым надпись. 475. Святый епископ Иннокентий, Иркутский чудотворец Отрасль древней дворянской, Волынской фамилии Кульчицких, блаж. Иннокентий получил ученое образование в Киевской академии. В Киевской лавре пострижен был в иночество и здесь же приял священство. В 1710 году отправлен он вместе с двумя другими в должности учителя в Московскую академию; в 1714 г. получил здесь звание префекта и в том же году переведен в Невскую лавру с званием соборного иеромонаха. Здесь он выполнял служение обер-иеромонаха по флоту, иначе был начальником флотских иеромонахов, надзирал за их поведением, разрешал сомнения их и о нуждах духовных сносился с Синодом. Когда император Петр I, по представлению Сибирского губернатора, повелел, чтобы при Русской Пекинской миссии был, как и при Римской миссии, епископ: для такого великого служения избран был блаж. Иннокентий. При этом Св. Синод 14 февраля 1721 г. докладывал императору: «определенного в Хинское государство иеромонаха Иннокентия Кульчицкого архиереем Иркутским и Нерчинским, для близости к оному государству, посвятить ли и оного для удобнейшего обхождения от Сибирской епархии отделить ли?» Император отвечал: «в архиереи посвятить, но лучше бы без титула городов, понеже сии городы порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали низко

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

На период 988-1013 годов приходится служение трех иерархов Русской Церкви. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, по Иоакимовской летописи, был родом из Сирии. В 988 году его прислал в Корсунь патриарх Константинопольский Николай Хрисоверг. После крещения великого князя Владимира вместе с ним прибыл в Киев. Из Несторовой летописи известно, что «святитель Михаил был мудр и тих, хотя и строг, где подобало; насадил христианскую веру в России и устроил первые училища». Скончался 30 сентября 992 года и погребен в Киеве в Десятинном храме Пресвятой Богородицы. Затем его мощи перенесены в Антониевы пещеры, и позже в соборный Успенский храм Киево-Печерской лавры (+ 992; память 30 сентября/13 октября). Вторым митрополитом Киевским стал Леонтий - грек по происхождению. Он вероятно так же прислан патриархом Николаем, и управлял с 991 года по 1007 (1008) год. При нем великий князь Владимир перенес мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги (+ 969; память 11/24 июля) в Десятинный храм. Скончался митрополит Леонтий в 1007 (1008) году. Следущим управляющим Киевской митрополией стал Иоанн I. Он направлен на Русь при патриархе Константинопольском Сергии. В своей работе «Русские православные иерархи» Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагал, что митрополит Леонтий был русским или болгарином. Он скончался в 1035 году. (11) По мнению митрополита Макария (Булгакова) первые священники, диаконы и причетники, сопровождавшие Киевских митрополитов «были у нас с самого начала из греков и, вероятно, из болгар, и одни назывались царицыными , потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие - корсунскими , как прибывшие из Корсуня. Но через несколько лет, без сомнения, начали появляться на этих церковных степенях и русские...». (12) В статье, посвященной святому князю Владимиру митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) отмечал: «...в условиях неблагоприятных для Церкви, среди народа дикого и не расположенного к обращению, в стране враждебной православной Византийской империи, произошло событие не объяснимое естественным ходом вещей, - Крещение Руси». Благодаря этому событию, впоследствии произошло не только образование Поместной Русской Православной Церкви, но и Русского государства, в которое входили и Смоленские земли. (13)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

При Всеволоде был Митрополитом Грек Иоанн, муж знаменитый ученостию и Христианскими добродетелями, ревностный наставник Духовенства и друг несчастных. «Никогда» (сказано в летописи) «не бывало у нас такого и не будет!» Мы имеем его сочинение, названное Церковным правилом, в коем он с великою ревностию осуждает тогдашнее обыкновение Князей Российских выдавать дочерей за Государей Латинской Веры; доказывает всякому гостю или купцу, сколь грешно торговать крещеными рабами в земле язычников (Половцев), даже ездить туда, и для выгод сребролюбия оскверняться их нечистыми яствами; налагает епитимью на тех, которые совокупляются с правнучатными или женятся без венчания, думая, что сей обряд изобретен единственно для Князей и Бояр; отлучает от церкви иереев, благословляющих союз мужа с третьею женою; велит им и Монахам служить для всех людей примером трезвости; наконец, в дополнение к гражданским законам, уставляет духовное покаяние для преступников благонравия и целомудрия. Сей Митрополит, наименованный от современников Пророком Христа, святил церковь Феодосиева монастыря Печерского, о коей написано столь много чудесного в Патерике Киевском. Византийские художники, украсив оную, не захотели уже возвратиться в отечество и кончили жизнь свою в Печерской Обители: доныне показывают там гробы их. – B 1089 году, когда преставился Митрополит Иоанн, дочь Всеволодова, Янка, ездила в Константинополь и привезла с собою нового Митрополита, скопца, именем также Иоанна, но человека весьма обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его мертвецом: он через год умер. Третий Митрополит Всеволодова княжения был Ефрем, Грек, по известию новейших летописцев; другие же называют его Монахом Печерским. Нестор сказывает только, что Ефрем, скопец подобно Иоанну, жил в Переяславле, где находилась тогда Митрополия, и что он, создав многие храмы каменные, первый начал в России строить при церквах крестильницы. Сей Митрополит, как пишут, уставил торжествовать 9 маия пренесение мощей Св. Николая из Ликии в Италиянский город Бар: праздник Западной Церкви, отвергаемый Греками, и доказательство, что мы имели тогда дружелюбное сношение с Римом. Нестор молчит, но Летописец средних времен говорит о каком-то Святителе Феодоре, приезжавшем к Великому Князю от Папы (Урбана II) в 1091 году. Властолюбивые Наместники Св. Петра без сомнения всячески старались подчинить себе Церковь Российскую. Глава VI. Великий князь Святополк-Михаил. Г. 1093–1112

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

К числу святых Архипастырей наших того времени принадлежать: св. Михаил, первый Митрополит Киевский; святые Иоаким Корсунянин, Лука Жидята, Герман, Никита, Иоанн (Илия), Мартирий и Антоний – владыки Новгородские, почивающие в Новгородском Софийском храме и чтимые местно, и Новгородский Святитель Нифонт «поборник земли Русской», коего мощи покоятся в Киевских пещерах; святые Леонтий и Исаия, просветители и Епископы Ростовские, коих мощи почивают в Соборной церкви Ростовской; препод. Стефан, бывший Епископом Владимирским; препод. Ефрем Епископ Переяславский, коего св. мощи почивают в пещерах препод. Антония; св. Меркурий, Епископ Смоленский, коего мощи почивают также в Киево-Печерской Лавре; св. Кирилл Епископ Туровский, бывший несколько времени столпником; св. Симон, первый Епископ Владимирский, названный в современной летописи учительным и милостивым: св. мощи его почивают в Киевских пещерах. Из числа подвижников Киево-Печерских одни явили в себе, более или менее, образец всех добродетелей Христианских. Таковы особенно были: препод. Аптоний, много лет проведший в тесной пещере и изумлявший своих учеников суровостью пещерных подвигов, необычайным постом, непрерывною молитвою к Богу, а вместе обильным даром предведения и чудотворений, и препод. Феодосий, обладавший теми же самыми нравственными качествами и благодатными дарами: образец кротости, самоумерщвления, неистощимой любви и самой пламенной ревности по славе Божией и спасению ближних. Другие известны, главным образом, своими страданиями, добровольными, или понесенными от других, но употребленными ими к своей нравственной пользе. Таковы Иоанн многострадальный, в продолжение тридцати лет умерщвлявший плоть свою то шестидневным постом, то тяжкими веригами, то закапыванием себя в землю по рамена; Мовсей Угрин многострадальный, потерпевший многие мучения и пытки от одной Ляхини, бывшей его госпожою, и понуждавшей своего невольника изменить девству; Никон Сухой, которому, когда он был взят в плен Половцами, хозяин подрезал под коленами жилы, чтобы воспрепятствовать его побегу, и который, после чудесного своего избавления от плена, к прежним своим страданиям присоединил новые добровольные для изнурения своей плоти; и Пимен многоболезненный, двадцать лет прострадавший тяжкою болезнью, и только в последние дни жизни получивший исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Во время пребывания Петра в Москве князь Иван Калита часто общался с ним и стал почитать его как духовного наставника. Специально для Петра он построил в Кремле подворье, чтобы митрополит мог жить в Москве недалеко от князя. К чему приводит любовь к уединению Митрополит Перт, как и в юности, искал уединения. В Кремле - центре политической жизни Москвы - молиться уединенно было практически невозможно. Поэтому он выбрал для жизни другое место и основал там небольшой монастырь - нынешний Высоко - Петровский. Сейчас напротив монастыря - Музей современного искусства, на Петровке - офисы и магазины, через дорогу от монастыря - бульварное кольцо... А тогда здесь был глухой лес - самая настоящая «пустынь». Рядом протекала река Неглинная. Может быть, местность напоминала Петру родную Волынь. Первый монастырский храм был освящен в честь небесного покровителя митрополита - апостола Петра. Но поскольку апостол Петр вспоминается вместе с апостолом Павлом, храм был назван во имя апостолов Петра и Павла. Сейчас это - самый древний и самый небольшой по размеру храм Высоко-Петровской обители. Зачем Москве Успенский собор? Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Это было естественно: Владимирский князь строил против Петра козни, а московский принимал гостеприимно и радушно. У Петра возникла идея перенести митрополичью кафедру в Москву. Правящим князем в Москве был Юрий Данилович, старший брат Ивана Калиты. Он соперничал с Михаилом Тверским, так как считал, что по своей родовитости великим князем (правителем всех русских земель) должен быть он, а не Михаил Тверской. Однако Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал, кому быть «великим». Юрий Данилович часто уезжал из Москвы в ставку татарского хана и возил ему подарки. С 1315 по 1317 годах он жил в ставке, женился на сестре хана, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Во время этих отъездов Москвой правил Иван Калита. В 1325 году Юрий Данилович был убит в ставке хана. Иван Данилович стал правящим князем и предложил митрополиту Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву. При этом митрополия по-прежнему называлась бы Киевской и всея Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл освятил московский храм в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в поселке Рублево 9 июня 2019 г. 16:45 9 июня 2019 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в поселке Рублево г. Москвы (Георгиевское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии ) и Божественную литургию в новоосвященном храме.  Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Центральный престол храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»; северный — во имя святого равноапостольного великого князя Владимира; южный — во имя святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского; нижний — в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Западным и Северо-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Воскресенский Дионисий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Павлово-Посадский Фома , первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Бронницкий Фома , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Западного викариатства, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; иерей Михаил Григорьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; префект Западного административного округа г. Москвы А.О. Александров; глава управы района Кунцево г. Москвы Д.В. Сапронов; благотворители и строители нового храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5451661.ht...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a sfinit biserica moscovit cu hramul în cinstea Icoanei Maicii Domnului „Floarea Nepieritoare” din localitatea Rubliovo 9 iunie 2019 16:45 9 июня 2019 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в поселке Рублево г. Москвы (Георгиевское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии ) и Божественную литургию в новоосвященном храме.  Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Центральный престол храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»; северный — во имя святого равноапостольного великого князя Владимира; южный — во имя святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского; нижний — в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Западным и Северо-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Воскресенский Дионисий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Павлово-Посадский Фома , первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Бронницкий Фома , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Западного викариатства, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; иерей Михаил Григорьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; префект Западного административного округа г. Москвы А.О. Александров; глава управы района Кунцево г. Москвы Д.В. Сапронов; благотворители и строители нового храма.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5451745...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010