И он горячо взялся за это дело. Грамотой от 13 июля 1669 года государь, извещая Иерусалимского патриарха Нектария о Московском Соборе, осудившем Никона, в то же время писал: «Извещаю о митрополите газском Паисие, котораго имеем в царском нашем дворе как великаго учителя и переводчика нашего, да возымеет первую честь и славу, как и было, поскольку некоторые, радующиеся злу, от зависти злословили его пред святительством вашим и безчестили и извергли; тем весьма опечалились и мы, ведая незлобие его и благодатство, ибо много потрудился и постился в стране нашей на Соборе и о исправлении Христовой Церкви словом и делом. Но вместо того, чтобы восприять честь, вос-приял безчестие и срамоту, посему просим написать, чтобы он был принят с прежнею честию, ибо нам известно житие его и свидетельствуем его архиереем добрым и честнаго жития; а которые иноки его оглашали и предали, лжу сказали, ибо очи ушей вернее. И так молим, да приимется прошение наше, ведая, что ни учинилось, и то учинилось от зависти и ради дружбы с человеком» 23 . Вместе с государем послал свою просительную грамоту о Лигариде и Московский патриарх Иоасаф. В ней он пишет: «О всех писанных к нам вами радуемся, точию едина печаль, аки дождь во время жатвы, ущербляет ведро веселия нашего: еже есть о запрещении и отлучении от всякаго священнодействия Паисия Лигаридиа. О сем – как и где прежде живяше, несть нам известие совершенно, но отнележе пришедша в царствующий и богоспасаемый град Москву, познахом за девять лет и ничесоже видехом по нем неистово и безчинно, паче же премногия труды его премудрии многую пользу Церкви Великороссийской принесоша, их же мы благодарни суще, надежно молим братолюбие ваше, да не презревше прошение мерности нашей, даруеши ему оставление вины его, какая-либо есть пред святостию вашею, и благоволиши ему прислати писанием своим архипастырским прощение и благословение, занеже всяческое являет по себе смирение и благопокорство к твоему блаженству, яко законному архипастырю своему, и молил есть со многократным стужанием благочестивейшаго самодержца о отпущении к святительству твоему ради взыскания прощения, якоже устне предостоверный свидетель святейший и всеблаженнейший Паисий, патриарх великаго града Александрии и судия вселенский, о всех может известити.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Вот другой великий человек советской эпохи Андрей Кириленко, родившийся в Алексеевке на Белгородчине. Крепкий советский хозяйственник, организатор производства, партийный лидер, возможный преемник Леонида Брежнева, он был инженером в Запорожье, становится там секретарём обкома партии, курирует авиастроение. В начале войны чётко и организованно проводит эвакуацию заводов Запорожья на Урал. Был назначен в Военный совет 16 армии, затем снова направлен на Урал, где был уполномоченным Комитета Обороны. После войны возглавляет обком партии, восстанавливает город. Затем Николаевский обком партии, где его присутствие уже я сам чувствовал. Затем Днепропетровский обком, стратегическое строительство знаменитого Южмаша. С 1955 года - Свердловский обком партии. Урал - опорный край державы, как писал Александр Твардовский. С 1966 года работал в ЦК КПСС, курировал всю советскую промышленность, член Политбюро, брал на себя ответственность за решение многих вопросов. За это время объём промышленности в СССР вырос в 2 раза. Ушёл на пенсию в 1982 году, завещав партии всё своё состояние. На заводе Химмаш в его родной Алексеевке был установлен ему бюст как дважды Герою Социалистического Труда. В общем, неизвестно, конечно, как бы повернулась жизнь, если бы КПСС возглавлял умелый руководитель, строитель, а не говорун Горбачёв. Вот какова Белгородская область, всегда готовая дать созидательный кадры для страны. В этом созвездии Белогорья, безусловно, звезда первой величины святитель Иоасаф Белгородский, соединяющий землю и дух России и Украины. Прилуки и Белгород его обручи, стягивающие землю. «Белгородская земля как бы центр России. Она, - как сказал, слегка ухмыляясь, выходец из Белгородчины, - связана памятью, духовными, культурными нитями со всей Россией. Это не какой-то «медвежий угол», а действительно центр». Занимаясь в 80-е годы написанием исторических повествований «Росс непобедимый» и «Ушаков», я часто сталкивался с известными именами людей XVIII века, столетия, которое было «безумно и мудро», как писал о нем Радищев.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/25/uy...

Скачать epub pdf Глава 3 Силам Света вопреки силы тьмы восстали И греховные полки так сформировали: Царица-Гордость Лакомство – Зависть – Обжорство – Леность 1 . «Прежде чем на брань идти, – мыслит  Гордость  мира, – Для полков моих найти надо командира». И тотчас, всех зол вина, эту рать возглавить Взялся  дьявол-сатана , чтоб себя прославить. Темные грехов войска, что он вел сражаться, К  Добродетели  полкам стали приближаться. В шесть коней запряжена – всем посторониться – Буйной резвости полна – мчится колесница. Гордость  в ней сама сидит, одержима страстью. Ни на что уж не глядит, упиваясь властью. Злата, бисера, камней Так пестры наряды. А пред ней, вокруг, за ней – грешников отряды. Мрачен, поступью тяжел, прямо вслед за ними Черный ликом,  дьявол  шел с бесами своими. Взор его поверх полков яростен и страшен. Вид же Гордости таков – пошло разукрашен: Грудь открыта, и над ней медальон сверкает, И корона из камней блеском привлекает. Щеки – красный цвет румян, очи чуть прикрыты, Словно конь, от страсти пьян, ржет и бьет копытом. 2.   Лакомства  бесовка шла – позади и рядом, В ад рабов своих вела ненасытным взглядом. 3 . Как ужасен будет бой! Близко – злая сила, Словно пропасть пред тобой                черный зев открыла. Блуд  премерзкий шел затем вслед иной заразе, В скверне весь, в нечистоте, в гное и проказе. Так противен, что нельзя собранным отрядам, В слизи пакостной скользя, находиться рядом. Похотник, прелюбодей – тысячи их к бою – Все, что мерзко для людей, волокли с собою. 4.  Всех скупцов и богачей, где б ни оказались, Ненасытностью своей подчиняет  Зависть. Всюду свой бросает взгляд и лишь достигает, В пропасть, что бездонна, – в ад сразу повергает. Блеск сокровищ, городов – все бы поглотила! В битву – легион рабов Зависть снарядила. 5.   Гнев  пылающий за ней, что костер средь ночи, злыми искрами огней светят его очи. За собой ведет он тех, кто во ссорах ярый. Тянет, демонам на смех, «лающихся» пары. 6 . Вражьих войск перед концом               Леность   – грех проклятый,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

И я, в третий раз, вернулся в Государственную Канцелярию и… на этот раз уже окончательно смирился, отдав и себя, и жизнь свою водительству Промысла Божия… Я стоял в стороне от себя и сделался только зрителем своей собственной жизни, какая стала протекать вне моих желаний и требований моей воли… Удачи и неудачи не задевали меня, и я рассматривал их как нечто от меня независимое; мне казалось странным относиться к ним иначе, как с полным равнодушием… И, чем больше я всматривался в свою жизнь, тем яснее и отчетливее замечал заботы чьей-то Невидимой Руки, какая слагала мою жизнь точно по заранее намеченному Ею плану… Все раньше непонятное и необъяснимое, все эти отдельные, не связанные между собою факты, такие ненужные и болезненные, все, что причиняло мне так много горя и страданий, все это, рассматриваемое в общей цепи звеньев, приобретало не только глубокий смысл, но и получало свое объяснение и приводило к благу. И мне казалось, что, если бы я не противился этой воле, не настаивал бы на своей, то не было бы и горя, и страданий, источник которых вытекал из этого противления, из недоверия к Богу, из личной гордости и самоуверенности, из недостатка смирения… С того момента, когда, променяв блестящие стены Мариинского дворца на грязные чердаки и подвалы монастырских архивов, и приступил к “делу Св. Иоасафа”, с этого момента вся последующая моя жизнь стала слагаться по плану, точно заранее намеченному Святителем Иоасафом… Все мои знакомства, все так называемые “связи”, все, что сблизило меня с церковно-общественными кругами, примирило меня с собою, установило душевное равновесие, – все это дал мне Святитель Иоасаф. Не Он ли, уже два раза приводивший меня к Царю, хотел довести теперь и до Царицы; а я упирался и отклонил настояния графа Ростовцова – вдруг пронеслось у меня в сознании… Может быть, я и в этот раз не распознал Его воли… И эта мысль перепугала меня… И не с кем было поделиться… Вдруг раздался звонок… В надежде встретить протоиерея А.И.Маляревского, я выбежал в переднюю…

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

44 Подробный анализ этой главы и ее значения для истории христианской экзегезы см. в работе: Harl M. Les trois livres de Solomon et les trois parties de la philosophie dans les Prologues des Commentaires sur le Cantique des Cantiques (d’Orig–ne aux Chaenes exegetiques grecques)//Text und Textkritik. Eine Aufsatzsammlung/Hrsg. von J. Dummer. Berlin, 1987. S. 249–269. 45 Так нам представляется целесообразным переводить данное понятие, которое, будучи производным от глагола “видеть” ( восходит к терминологии языческих мистериальных культов (например, элевсинских мистерий, называющихся t¦ В христианскую лексику эта терминология была перенесена Климентом Александрийским, который называл высшее созерцание “тайнозрением” ( qewr…a meg…sth, ™poptik»), а также говорил, что только через Христа нам становится доступным созерцание Бога ( di¦ Crismoa, d„ об тТпои QeXj ™popmeЪemai). См. предисловие к указанному изданию: Orig–ne. Commentaire sur le Cantique des Cantiques. T. II. P. 755. 46 По замечанию М. Арль, Оригену было известно традиционное трехчастное деление философии на логику, этику и физику, но, исходя из своих задач, он изменяет данную традиционную структуру. См. Harl M. Les trois livres… P. 252. Впрочем, и упомянутая в данном случае Оригеном схема трех основных наук имела место в античной философии I в. по Р. Х.: у Плутарха и Феона Смирнского. См. Hadot P. Les introductions aux commentaires exegetiques chez les auteurs neoplatoniciens et les auteurs chretiens//Les r–gles des par M. Tardieu. Paris, 1987. P. 117. 47 См. у святителя Григория Нисского: “…младенец не занимается делами совершенных, и совершенного не берет к себе на руки кормилица, но всякому времени возраста полезно и сообразно что-либо свое: так и в душе можно видеть некоторое сходство с телесными возрастами, по которым сыскиваются некоторый порядок и последовательность, руководящие человека к жизни добродетельной. Посему-то иначе обучает Притча, и иначе беседует Екклесиаст, любомудрие же Песни Песней высокими учениями превосходит и Притчи и Екклесиаста”. — Творения святого Григория Нисского. Ч. 3. М., 1862. С. 14. Ср. также у преподобного Исидора Пелусиота: “порядок расположения в Библии трех книг Соломоновых — Притчей, Екклезиаста и Песни Песней обусловливается их внутренним содержанием Поэтому должно читать сначала книгу Притчей, затем Екклезиаст и, наконец, Песнь Песней. Чтение этих трех книг в означенном порядке должно соответствовать духовному росту читающего”. — Иеромонах Иоасаф. Преподобный Исидор Пелусиот как толкователь Священного Писания. Сергиев Посад, 1915. С. 26–27.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Наиболее цельным и оригинальным было творчество писательницы Надежды Степановны Соханской, известной под псевдонимом Кохановская (1823 - 1884). Она создала ряд произведений углублённой проблематики, в поисках положительного героя в действительной русской жизни. Её главным идеалом в людях стал мотив сострадания и любви в человеческих отношениях. Она не выпячивала негативы в жизни, а принимала её такой, как есть, уповая на смирение, терпение и веру. Спасение ближних через покаяние и очищение греховной души от мрака падения и стремление возвыситься к спасительному свету и было то новое в прозе Кохановской, что сближало её с вождями славянофильства, с братьями Аксаковыми и Хомяковым. Но даже и в тесном общении с ними Соханская сохраняла независимость мышления - это проявлялось в отстаивании своих суждений относительно своеобразия национального народного характера, его идеалов и средств художественного выражения в искусстве и философии. Повести этой замечательной писательницы «После обеда в гостях» и «Гайка» пользовались огромным успехом в среде просвещённой публики, выдвинув Н.С. Кохановскую на видное место в русской словесности. Дальнейшие её публикации только упрочняли это положение. Особенно ко времени пришёлся развёрнутый очерк Надежды Степановны «Степной цветок на могилу Пушкина », помещённый в журнале «Русская Беседа» (1859). Это был крупный вклад писательницы в только что разворачивающуюся Пушкиниану, и её «Степной цветок» явился подлинным украшением среди исследований о великом поэте. Так и оценили его современники Кохановской. Большим событием в русской литературе явилось обнародование повести Надежды Степановны «Рой Феодосий Саввич на спокое» (1864), где талантливой писательницей благоговейно отмечен один из главных героев - святитель Белгородский Иоасаф. Поначалу это крупное её прозаическое сочинение печаталось в целом ряде номеров газеты И.С. Аксакова «День», так что духовную прозу литературной труженицы с хутора Макаровка прочла вся благочестивая Русь. Критика отмечала между тем необычный язык произведения, сближающий его с народным сказом и эпосом.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

И вот вынесли гроб с мощами святителя Иоасафа. Такого я никогда не видел и вряд ли увижу - почти все больные, стоящие и лежащие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее - и не выпускал из виду того скрюченного. Когда гроб с мощами поравнялся с ним, он раздвинул руки - раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри него, и он стал выпрямляться с усилием - и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, просил записать... В Петербург я вернулся другим человеком - верующим. Рустик 30 сентября 2013, 00:46 НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ Святитель Иоасаф Белгородский Тогда я учился в Санкт-Петербургской Духовной академии. Знаний у меня было много, а веры настоящей не было. На торжества по случаю открытия мощей святителя Иоасафа я ехал с неохотой и думал об огромном скоплении народа, жаждущего чуда. Какие могут быть чудеса в наше время? Приехал - и зашевелилось что-то внутри: такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным. Со всей России съехались больные, калеки - столько страданий и боли, что трудно смотреть. И еще: всеобщее ожидание чего-то чудесного поневоле передавалось и мне, несмотря на мое скептическое отношение к предстоящему. Наконец прибыл Император с Семьей и было назначено торжество. На торжествах я уже стоял с глубоким волнением: не верил и все же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особое мое внимание привлек один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания. Все части тела срослись - какой-то клубок из мяса и костей на земле. Я ждал: что же может произойти с этим человеком? Что ему может помочь? Иерей Андрей 16 сентября 2013, 19:20

http://pravoslavie.ru/1926.html

И теперь уже придется идти не куда хочется (как до сих пор), а куда поведут, но поведут по воле Господней... А сей же что? (Ин. 21, 21), т. е. другие епископы. Что тебе за дело? Ты сам делай свое дело. Истинно. Маленькое замечание. Толкуя так слово Божие приспособительно к себе и именно к данному моменту, я ничего странного не делаю; хоть бы потому, что есть способы раскрывать свои мысли. А верую, что Дух Божий помогает. Ныне еще и день св. пророка Божия Моисея. Опять совпадение (Господи, не попусти возгордиться): я уже писал, что мне пришли мысли о пр. Моисее, который не захотел пользоваться дворцом фараоновой дочери, а захотел лучше страдать со своим народом... И мне - послужи народу... И св. Иоасаф являлся одному епископу во сне, сказавши, чтобы он не смущался нападением клириков, а был бы ближе к народу, и все будет хорошо. Я начал писать службу святому Иоасафу... Бог помогал за его молитвы: получилось хорошо... Но еще не докончил. За трапезой читал о св. Евстафии: он хотел остаться на Афоне совсем, а его выбрали во святители Сербские, хотя и не сразу: сначала настоятельствовал в обители... Не так живи, как хочешь. По-видимому, мне нужно жить в мipy. Все (и все) так говорят... Иное не удается... И сердце уже видит это. Говорил со старичком, дедушкой Т. (простым человеком): с ним сразу договорились. В житии св. Максима Кавсокаливита говорится, что его все считали в прелести, а он был - в истине. ...Когда говорил в царском дворце, то государственному секретарю не понравился его грубый, неграмотный стиль, что он и заметил святому... Тот немедленно ушел от умников и больше уже никогда не появлялся в Константинополе. Да! Умников трудно переучить... Это овцы, уже сжевавшие свои зубы на старом корму. Нужно сие заметить. Дедушка Т. сказал: Нет любви здесь за границей... Да! Мало... По опыту своему теперь увидел это. 5/18 сентября ЧЕТВЕРТАЯ ЛИТУРГИЯ Вчера вечером, возвратившись после всенощной, я, утомленный, прилег и заснул, проснувшись, помолился мало и вяло. А нужно бы еще писать службу св. Иоасафу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

Мотовилов родился в 1809 году, и ему было двадцать два года от роду, когда 5 сентября 1831 года он велел принести себя к преп. Серафиму для исцеления. Повидимому, он страдал рассеянным склерозом. Святой исцелил его одним словом, и на протяжении восьми месяцев он был здоров (329 низ – 333 1/2). Однако ему пришлось выдержать два рецидива болезни, с мая по октябрь 1831 года (470 верх, 471 1/2) и в течение 1840 года (561 1/3). Принадлежа к высшим слоям общества, он уже имел чин статского советника, который соответствовал воинскому званию полковника. Он был совестным судьей 89 в своем уезде и почетным смотрителем уездных училищ в Корсунском уезде, удаленном от Сарова на триста километров (329 низ – 330 верх). По сведениям Нилуса, он умер в 1879 году. Исцелившись у преп. Серафима, Мотовилов часто приезжал в Саров в течение последующих восьми месяцев и «много беседовал» с ним. Во время одной такой беседы, о которой он говорит так, будто она известна читателям, он увидел преп. Серафима блистающим ярче солнца 90 . В мае 1832 года вследствие «тяжкой душевной скорби» вновь отказали ноги, и на этот раз он почему-то решил искать исцеления у архиепископа Антония Воронежского, добивавшегося канонизации святителя Митрофана и бывшего в тесном духовном общении с преп. Серафимом. Но прежде он сделал крюк в двести километров, чтобы показаться старцу. Тот провел ночь в молитве, желая узнать, не ему ли надлежит совершить исцеление. Во время молитвы перед ним раскрылась прошлая и будущая жизнь Мотовилова. Он сделал его покровителем монахинь, «и многие тайны о будущем состоянии России открыл он» ему (333 1/2 и 470) и отпустил в Воронеж 91 . Мотовилову не суждено было вновь увидеть преп. Серафима, умершего спустя три месяца. Старец не велел ему вступать в брак с девушкой, обрученной с ним, и предсказал, что позже он женится на племяннице двух его монахинь, воспитанной в общине сироте. И именно Мотовилову он ничего не открыл о ждущих общину гонениях со стороны Иоасафа: Мотовилов и сам признается, что поддерживал с Иоасафом дружеские отношения вплоть до того дня 1840 года, когда Иоасаф раскрыл свои замыслы. 1839–1840 годы Мотовилов провел в Дивееве, скованный вернувшейся болезнью. Тогда же он и женился, после чего поселился в своем имении. Если бы не женитьба, говорит он, он бы помешал произволу Иоасафа (561 1/2).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В трепете пред мыслью, что должен дать ответ Господу Иисусу и за одну заблудшую овцу вверенного ему стада, священник положил сделать возможное при содействии благодати. Обратив внимание как на общественную, так и на семейную жизнь больных душею людей, старался он дознать усиленно скрываемые тайные мысли общества. Наконец дознал, что только страх прежнего наказания заставляет скрывать вредные убеждения секты, но сектанты верят, что душа по смерти тела нейдет к Господу на суд, не существует без тела, а переходит в другого рождающегося человека; что человеку дозволена свобода, какую ему внушают чувства и страсти. Много надобно было употребить старания и трудов, чтобы возвратить этих мнимых христиан к истинному христианству, пробудить в душах их страх к суду Создателя души, грозному к неверам и лицемерам, к слугам страстей, полагающим свободу в служении нечистотам ис­порченной души. Господь явил свою милость: прежние лицемеры стали наконец искренно исполнять устав церкви христианской и истинно раскаялись в своих заблуждениях. Кроме духоборцев в приходе были и раскольники: еще свят. Иоасаф Белгородский боролся с раскольниками Проходов. Подвиги священников, как показывают последствия, не оставались без плода. В 1826 г. оставалось здесь до 10 последователей раскола. Из числа их однодворец Тихон Гончаров отправлял в соседних селениях в воскресенье и праздничные дни по ночам молитвословия с раскольничьими обрядами. После долгих бесед с этим кривотолком священник довел его до того, что он в 1841 г. возвратился к православию со всей своей родней. И после того приход остается свободным от плевел раскола. ВЕСЕЛОЕ По переписи 1732 г. село Веселое – мастность ее высочества государыни цесаревны Елисаветы Петровны – 165 дворов, 576 душ муж. пола. В 1728 г. при Покровском храме Веселого показано прихожан 332 души муж. пола. При таких данных нет сомнения, что первый храм в Веселом основан еще в XVII ст. По новому штату приход 5-го класса. По исповедным росписям в нем в 1750 г. – 344 муж., 305 жен., в 1770 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010