—180— тель; но материал такой, что его можно приводить и в том случае, если бы кто стал писать биографию келейника или повара Св. Иоасафа. Автору присущ отчасти поэтический талант, посему он увлекается описанием малороссийских степей. Самое важное для выяснения личности Св. Иоасафа это конечно служение его в Белгороде в сане Епископа (V гл.). Но и здесь больше у автора сведения об епархии, её составе, населении, колонизации, громадные – целыми страницами – выдержки из соч. проф. Знаменского по вопросу о выборном на Руси духовенстве (10 страниц), о Харьковском Коллегиуме. В VI гл. сочинения целиком приведены сочинение Св. Иоасафа: «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными» и его проповедь на 25-ю неделю (одна проповедь с 375–385 стр.). В VII гл. сочинения целиком указы Св. Иоасафа, иногда довольно большие. Искупает все эти недочеты автора несколько 7-я часть 5-й гл., где автор, говоря о духовном подвижничестве Св. Иоасафа, все-же несколько рисует нам личность Святителя и делает её понятной и живой в её духовном облике. А ведь в сочинении автора есть случаи, которые давали ему возможность ярче обрисовать духовный облик Святителя. На стр. 235 указывается отношение Св. Иоасафа к лютеранству, о коем он говорит не иначе как «проклятый материализм». Почему бы не указать в Святителе ярко выраженный тип православия; или яркий тип «народолюбца» в христиански-идеальном смысле этого слова. Едва-ли Св. Иоасаф так относился к идеям Дух. Регламента, как представляет автор (259 стр.). А что касается суровости Св. Иоасафа, так соблазняющей многих, то автору нужно было выводить её из нравственного облика Святителя и в его гармонии искать объяснения этой суровости и примирения с ней, а не в современном характере жизни и уровне развития русских, как он это делает. Последнее конечно легче, и автор берет на себя только труд целыми страницами выписывать относящееся сюда из соч. Ключевского и Филиппова (соч. «О наказаниях по законод. Петра В. в связи с реформою»). Неужели-же Св. Иоасаф действовал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоасаф учился в Риме. Может быть, больше, чем кто другой, выражает он в своей деятельности и мировоззрении всю двойственность и двусмысленность Киевской культурной псевдоморфозы. Иоасаф так навсегда и остался при том мировоззрении, которое приобрел когда-то, в котором воспитан был в коллегии святого Афанасия в Риме. Богословие в Киеве он читал по Аквинату. В его литургическом благочестии главное место принадлежало почитанию Непорочного зачатия Приснодевы (оно вообще характерно для всего Барокко). Именно при Иоасафе окончательно сложились студенческие конгрегации в Киевской академии, и именно как Sodalitas Mariana. Членыэтого «содальства» посвящали себя «Марии Деве, без первородного греха зачатой», Virgini Mariae sine labe originali conceptae. И в особой присяге обязывались исповедовать, защищать от еретиков, «что Мария не только без греха действительного смертного или простительного, но и без первородного есть». Впрочем, в тексте присяги есть оговорка: «обаче не суть еретики и сии, иже в гресе первородном мнят быти рожденную..». Здесь перед нами, конечно, не свободное или случайное богословское мнение, но именно прямое заимствование или подражание римскому богословию... Иоасаф закрепляет уже давно сложившуюся традицию (срв. о Непорочном зачатии у названных выше писателей XVII-ro века, в том числе и у святителя Димитрия). Учение о Непорочном зачатии связано с определенным уклонением в понимании и истолковании первородного греха. Но, что важнее, оно отзывалось в самом религиозном чувстве и настроении. От этого украинского Барокко идет в «малороссийском» религиозном воззрении эта характерная эмоциональная нетрезвость, мечтательная возбудимость, какая-то своеобразная религиозная романтика. Отчасти это чувствуется уже в этих полузаимствованных с инославного благочестивых и назидательных книгах, которых так много было составлено и издано в Киеве и в Чернигове, в конце XVII-ro и в начале XVIII-ro веков. Очень интересно сопоставить эти книжные настроения с одновременными памятниками церковной архитектуры и живописи, – их много именно за время Мазепы...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно- и церковнослужителями. Его строгость (вынужденная – по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению Божественной литургии до примирения. Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с великим милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Они имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нем отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Делалось это так. Перед церковными праздниками он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе – в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено лишь несколько медных монет, и погребение, по разрешению Святейшего Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома. Непрестанное памятование о Боге и постоянная молитва – вот что украшало святителя. Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал Божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей города Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление: «Непрестанно молитеся»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Женщины, имевшие грудных детей, были постоянно обременяемы тяжелыми работами. Святитель в своих вотчинах освобождал их от этих работ и других к тому же побуждал добрым словом. Нарушителей седьмой заповеди тогда было особенно много. Против этой нечистоты Святитель строго ополчался словом и делом. Помещик адъютант Выродов увез силой дочь священника и ее, обесчестив, держал у себя. Архипастырь отлучил его от церкви, опубликовал об этом везде и, хотя много перенес сам от Выродова неприятностей, подвергался доносам в Св. Синод от него, до конца настоял на своем: блудник горько поплатился за свое злоупотребление силой. Обличая незаконно живущих, Св. Иоасаф в заботах о создании прочной христианской семьи принимал меры к подъему жизни семейной с самого ее начала – с брака. Сохранился его указ о том, как должны православные люди готовиться к вступлению в брак. Он гласит следующее: «Его Преосвященство, разсуждая о тайне супружества, усмотрел в Белгородской епархии, что многие должнаго по правилам святых отец приготовления к тайне супружества не исполняют. Правилами св. отец, между прочим, повелевается: прежде венчания и благословения брачнаго иерей да наставит и повелит жениху и невесте принести исповедание всех грехов своих, и если возможно, приготовить себя постом и молитвами и приступить к святому Причастию, как приличествует православным христианам, святолепно и благочестиво. Поэтому повелено ныне впредь хотящим воспринять тайну законнаго супружества объявлять их духовным отцам и надлежаще увещевать, чтобы прежде сочетания браком приготовляли себя как жених, так и невеста к исповеди и Причастию за 3–4 дня, и по исполнении того венчать их после литургии». Обличая пороки и недостатки, Святитель Христов учил добродетельной жизни своими посланиями, указами, распоряжениями и живым своим словом во время поездок. Он одинаково строго обличал всех и всегда стоял небоязненно за истину. Когда нужно было, он строго наказывал духовенство. Но зато, когда видел, что светские, и военные в частности, обижают духовных, грозно давал себя чувствовать обидчикам. В Белгороде под караулом содержался генерал Б. И. Пассек. Святитель постоянно посылал ему от себя стол. Губернатор Г. М. Свистунов счел это делом противным гражданскому долгу и в таком духе начал говорить Святителю. На эту неуместную выходку Архипастырь отвечал предупреждением, что если в свое время Свистунов за свои проделки получит тоже, то и ему он станет посылать стол. Оскорбленному начальнику Святитель высказал горькую правду про его дела и обещал о них донести Государыне. Тогда последний просил владыку помиловать его и не только уже не осуждал действий архипастыря, но и сам стал сдержаннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

3392 Преувеличения и неточности в этих горячих словах, конечно, есть; не у всех математический анализ, как мы видели, отнимал веру, а по существу, в её первооснове и глубине, религиозную веру «убить» не может никакой математический анализ, точно так же и радикально обосновать её не может никакая аритмология. Но есть, повторяем, и истина в приведенных словах; мы видели, как в прошлом увлечение будто бы универсальным применением начала безусловной причинности расшатывало спиритуалистический и теистический взгляд на мировой строй; мы уже видим в лице многочисленных современных ученых как, наоборот, крепнет и распространяется этот последний взгляд, по мере роста признания планомерности и целесообразности в жизни природы: для научного же оправдания целесообразной, волевой и сознательной закономерности теория прерывных функций и чисел, аритмология, несомненно открывает новую, плодотворную возможность. Односторонний, поверхностный рационализм механически-материалистического мировоззрения, отклонявшего свободное, сознательное творческое начало в процессах природы и духа, заменяя его бессознательным и безвольным, должен таким образом уступить место более глубокому рационализму, не допускающему возможности бессознательного творчества и усматривающему первоисточник всей закономерности и всей целесообразности мира в бесконечном Божественном Разуме, направляющем так называемые естественные законы законами высшего порядка. 3393 Владимир Кожевников (Окончание следует). Гречев Б.Г. Святитель Иоасаф [Горленко], епископ Белгородский Обоянский: (Опыт исторического очерка)//Богословский вестник 1911. Т. 3. 12. С. 718–726 (3-я пагин.). (Окончание.) —718— Среди этих предписаний святителя останавливает на себе невольное внимание второе, из которого видно, как небрежно относились невежды-священники к величайшей святыне – Телу и Крови Христовым. Сам святитель рассказывал о следующем чудесном событии, происшедшем с ним и вызванном только что отмеченной небрежностью одного священника. При обозрении епархии святитель остановился в однодворческом селе в доме священника, который в то время отсутствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

иеродиакон Иоасаф (Устюжанинов) Введение Учение о спасении святителя Феофана (Говорова), затворника Вышенского, содержит в себе истинное богатство духовно-нравственных отеческих наставлений. Это духовное сокровище читатель находит и в письмах к разным лицам, и в толкованиях на Священное Писание , и в нравственно-аскетических богословских произведениях. Антропологическая проблематика занимает центральное место в сотериологии святителя Феофана, поскольку человек и его личный путь ко спасению в Боге является главным предметом размышлений Преосвященного. Ему важно было донести до сознания современников ясное понимание того, что весь человек онтологически отдален от Бога из-за глубинной греховной поврежденности человеческой природы и нуждается в воссоединении с Творцом через исцеление во Христе. Актуальность темы статьи заключается в том, что, согласно воззрениям святителя Феофана Затворника , человеческий дух является главной и первостепенной силой человеческой природы, посредством которого возможно реальное и полное воссоединение с Богом. Эта мысль является основополагающей в ходе его размышлений о пути спасения и восстановления человека в прежнее состояние, в каком он находился до грехопадения. Категория человеческого духа может рассматриваться и в филологическом, и в философском значениях, абстрагируясь от конкретной человеческой личности. Но в творениях Вышенского Затворника дух человека предстает прежде всего как живая и действующая сила богообщения и богопознания. Концептуальной идеей публикации является рассмотрение категории человеческого духа в качестве духовно-нравственной силы. Такой подход к раскрытию темы позволяет увидеть под наименованием человеческого духа нечто объединяющее интеллект, нравственность и желания в гармоничную систему духовно-нравственного развития человека. Методология нашего исследования основана на специфическом подходе к рассмотрению человеческой природы. Именно за основу берется христианская антропология, где делается акцент на глубинной поврежденности человеческого естества, и как следствие, на наследственности греховных страстей и немощей. Такой методологический подход позволяет вести речь о человеческом духе как самостоятельной силе, которая проявляется в сочетании совести, сознания и свободы, участвующих в искании Бога и во всех сферах жизнедеятельности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вопрос – в том, при каких же именно, жизненных условиях вырастает подвиг этого само преодоления. – Условия эти – в том, чтобы показать душе, своей предварительное, частичное преодоление плотяности и тем увлечь ее к подвигу. Предварительно – София, – эта истинная Тварь или тварь во Истине, – является как намек на преображенный, оду- —613— хотворенный мир, как незримое для других явление горнего в дольнем. Это откровение совершается в личной, искренней любви двух, – в дружбе, когда любящему дается предварительно, без подвига нарушение само-тождества, снятие граней Я, выхождение из себя и обретение своего Я в Я другого. – Друга. Дружба, как таинственное рождение Ты и есть та среда, в которой начинается откровение Истины. Священник Павел Флоренский Гречев Б.Г. Святитель Иоасаф [Горленко], епископ Белгородский и Обоянский: [Опыт исторического очерка]//Богословский вестник 1911 Т. 2. 7/8. С. 614–637 (4-я пагин.). (Начало.) —614— Святитель Иоасаф происходил из рода Горленко, известного в истории Малороссии конца XVII-ro и начала XVIII-ro в.в. Подробные сведения о представителях этого рода, к сожалению, начинаются только с прадеда святителя Иоасафа Лазаря Горленко, полковника Прилуцкого 2051 ; лишь украинская «дума», или поэтическая история народа, сохранила память и о других более ранних предках святителя 2052 . Лазарь Горленко жил во второй половине XVII-ro века, – в самое тяжелое время для Малороссии, вследствие розни общественных классов, обусловленной рознью интересов и политических симпатий, стоявшей как бы на распутьи между Москвою и Польшею. Эта неопределенность политического положения создавала удобную почву для всякого рода, осложнений вплоть до жестоких усобиц, вовлекавших во внутренние раздоры Малороссии вооруженные силы Польши, Турции и Москвы. Нерешительная политика Москвы в отношении Малороссии, превращавшая «правящие классы Украины из польских бунтарей в озлобленных московских подданных» 2053 , еще более запутывала жизнь ее и без того затянувшуюся в какой-то гордиев узел, кото-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вечером святитель отпустил келейников и остался один. Чувствуя какое-то беспокойство, отгонявшее сон, святитель, чтобы несколько рассеяться, начат перечитывать различные бумаги, находившиеся в комнате. Одну из таких бумаг святитель заметил на полке между посудой. Он взял её, развернул и к великому ужасу своему заметил, что в ней находятся Божественные Тайны для больных. Положив с благоговением Святые Дары на стол, святитель всю ночь до самой утрени провел при них в молитве, сокрушаясь о преступном небрежении священника. Наутро священник явился и, несмотря на все оправдания и просьбы о помиловании, был лишен сана и исключен из духовного звания. 3394 В видах сохранения благолепия при богослужении святитель предписывал протопопам смотреть, чтобы священники отправляли церковные службы, на которых по уставу —719— не полагается надевать фелони, обязательно в рясах, а не в кафтанах, как было в обычае. 3395 Не раз также святитель предписывал, чтобы причетниками были лица, посвященные в стихарь; 3396 при этом он имел в виду главным образом церкви Слободской Украины, где должность причетника, по большой части отправляли лица, не посвященные на это служение; иногда для исправления этой должности прихожане нанимали известное им лицо на определенное время, не сносясь даже с духовным начальством. 3397 Святитель, кроме того, внушал, чтобы причетники и пономари «прилежали чтению книжиц в должностях своих», подготовляясь, таким образом, к возможному в будущем рукоположению во священника. 3398 Упадок уставности и благочиния, наблюдавшийся и в обителях Белгородской епархии, сильно печалил святителя Иоасафа, как истинного инока-подвижника, и он прилагал усилия к тому, чтобы упорядочить жизнь монастырей. Указом 1749 года положено было в Белгородской епархии начало правильному и осторожному приему в иноческий чин. Святитель требовал, чтобы настоятели монастырей, чего не наблюдалось ранее, представляли прошения желающих принять иночество после надлежащего искуса последних «под присмотром честного иеромонаха», прилагая свидетельство со своей стороны и со стороны старца «о доброжительстве» испытуемого за время искуса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я как сквозь сон вижу его и не слышу, что он мне говорит. Оказывается, снаряд врага попал в самый край ямы над моей головой. Удар настолько был силен, что я потерял сознание. Понемногу начинаю приходить в себя. Голова трещит вся. Снова пробую приподнять голову и снова опускаю ее: не могу, от боли кричу и закрываю глаза. – «Ваше благородие, вы живы?» – чуть-чуть, слышу я обращение стрелка моего ко мне. Я открываю глаза. – «Ваше благородие, здесь нельзя лежать, надо уходить, они по нас начали стрелять снарядами», – снова чуть-чуть, как шепот, слышу я голос стрелка. Бум! Чувствую страшный удар опять по больной голове и снова теряю сознание. Когда я опять снова открыл глаза, стрелок обеими руками держал мою голову у себя на коленях и смотрел мне в лицо. Я ничего не сознаю и не понимаю, что говорит мне он. Я кричу от боли в голове. Он расстегивает у меня ворот куртки и рубашки, снимает с меня шапку, револьвер, бинокль, сумку. Голова точно раздулась у меня вся, боль адская всей шеи и позвоночника. Лежу, не двигаясь. Стрелок показывает мне чугунный цельный стакан неприятельской шрапнели, и я, не слыша его голоса, по мимике и по губам его понимаю, что стакан шрапнельный пролетел близко вдоль моей спины и упал у меня в ногах. Третий раз страшный удар оглушает меня. Я кричу и хватаюсь руками за голову. Кровавые круги в глазах пошли, и стало совсем темно. Стрелка не вижу. Лежу в каком-то тяжелом забытьи. – «Господи! Господи!» – слышу шепот стрелка. Я открываю глаза. Стрелок надо мною. Лицо у него бледное, губы трясутся и слезы льются из глаз. Ласково и нежно обнимает он мою голову, прижимает ее к своей груди и спиною своею закрывает меня со стороны противника. – «Господи», – взмолился и я, смотря в голубое небо. – «Спаситель мой! Христос!» – вспоминаю я страдальческие глаза Его на иконе у меня дома, в столовой. «Господи! Ты все можешь! Господи, помоги, дай мне силы! – Господи, заставь их прекратить стрельбу! Господи, прекрати огонь артиллерийский у врагов! Дай мне невредимо дойти до блиндажа! Сил нет, Господи, Господи, Спаситель мой! Святитель Иоасаф, Святитель Иоасаф, моли Бога обо мне, грешнике, помоги мне, будь моим заступником!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

По аналогии с предшествующими политическими показательными судебными процессами для всех было ясно, что готовится в самом близком времени показательный судебный процесс – инсценировка для кровавой расправы с Патриархом. Не довольствуясь политической дискриминацией Патриарха, советская власть задумала дискриминировать Патриарха еще в чисто церковном порядке. Она хотела, чтобы на предстоящем судебном процессе был приговорен к смертной казни не Патриарх Всероссийский, а просто отвергнутый и осужденный как бы всею официальною Русскою Церковью, лишенный ею, во мнимо каноническом порядке, Патриаршего сана и монашеского чина рядовой гражданин Беллавин. С этой целью, по поручению советской власти, самозванное обновленческое церковное управление созывает в мае 1923 года большое сборище, наименованное им «Вторым Поместным Собором Русской Церкви», на котором обновленческие главари, угрожая собравшимся репрессиями ГПУ, добиваются провозглашения Патриарха лишенным патриаршего сана и монашеского чина. Один из бывших на этом «соборе» молодых епископов – Иоасаф (Шишковский) рассказывал мне лично, как произошел этот акт. Главари «собора» Красницкий и Введенский собрали для сего совещания всех присутствовавших на «соборе» епископов, и, когда начались было многочисленные прямые и непрямые возражения против предложенной этими главарями резолюции о низложении Патриарха, Красницкий совершенно открыто заявил всем присутствующим: «Кто сейчас же не подпишет этой резолюции, не выйдет из этой комнаты никуда, кроме как прямо в тюрьму». Терроризованные епископы (в том числе и сам Иоасаф) не нашли в себе мужества устоять перед перспективой нового тюремного заключения и каторжных работ концентрационного лагеря и… подписали, хотя почти все они в душе были против этой резолюции. Ни для кого из церковных людей не было сомнения, что этот приговор «собора» был сделан по прямому заданию советской власти и что теперь нужно со дня на день ожидать судебного процесса и кровавой расправы над Патриархом. Однако неожиданно вместо этого появляется официальное сообщение Верховного Трибунала о временной отсрочке предположенного судебного процесса.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010