Ин 1:36). Таким агнцем воспринимал себя блаженный пророк, которого Бог предпочел Себе в жертвенное возношение. Борьба Иакова окончилась с восхождением зари, и Борющийся отступил от него. И от патриарха Авраама Бог отступил лишь тогда, когда узрел в Своем рабе решимость веры при заклании любимого сына… И вновь возвращаемся к образу блаженного Иеремии. Преданность пророка Господу не сломилась в испытаниях, Бог отступил от него: Господь сказал: конец твой будет хорош, и Я заставлю врага поступать с тобою хорошо во время бедствия и во время скорби (Иер 15:11). Образ Яхве, несущего погибель, рассеялся в душе Иеремии, вытесняемый новым явившимся образом:пред ним предстает ЯхвеСпаситель, в Котором все его упование. Уста пророка пламенным славословием воскликнули Богу: Ты — надежда моя в день бедствия (Иер 17:17). Бог ответствует пророку утешением: Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя (Иер 15:20). Итак, борение святого Иеремии завершилось; победой явилось обретение Бога как Спасителя. Читайте также — Пророк Илия: картины и иконы III. Образ пророка Иеремии в христианской традиции 1. Святой пророк Иеремия созерцает Сына Его созерцая и разумея, Чей Он Сын и Образ, святые пророки говорили: бысть Слово Господне ко мне… Святитель Афанасий Великий 1.1. Церковь о созерцаниях 65 Иеремии Несмотря на блестяще проведенный в 325 году Собор с выработанным сводом догматических определений, борьба вокруг арианской смуты все более разгоралась. Накал страстей в полемике противоборствующих сторон окутал всю Восточную Церковь и теперь заражал Запад. Сторонники ереси Ария, будучи пораженными на прошедшем Соборе, никак не соглашались принять его решения, а потому искали новой возможности протолкнуть свои злосчастные выводы относительно Божества Христа как истинные. Дело осложнялось и тем, что утвержденный термин “Единосущный” в отношении Сына к Отцу смутил некоторых лиц, образовавших партию противников Вселенского Собора. И вновь понеслись в разные уголки империи послания от царя и областных правителей с приглашением на дополнительный собор.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет( Лк. 13:16 ). Попущено это было для того, чтобы на ней явилась слава Господня. Претерпевшему все страдания с покорностью воле Божией, дается мученический венец. Св. апостол Павел говорит о себе: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор.12:7–9 ). Святитель Афанасий Великий в составленном им «Житии Антония Великого » рассказывает: Тогда враг, не стерпя сего, даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли. Но по Божию Промыслу (ибо Господь не оставляет без призрения уповающих на Него), на следующий день приходит тот знакомый, который приносил ему хлеб. Отворив дверь и увидев, что Антоний лежит на земле, как мертвый, взял и перенес его в храм, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сродников и из жителей селения окружили Антония, как покойника. Демоны причиняли болезни и другим праведникам. Эта жестокая борьба кончалась полным поражением злых духов. Подвижники же, обретая духовные силы и опытность, совершенствовались. Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Исповедуя по Писаниям трех ( τρα πργματα) и три Лица, Отца и Сына и Святаго Духа, не творим поэтому трех Богов; ибо знаем единого только самосовершенного, нерожденного, безначального, невидимого Бога, Который есть Бог и Отец Единородного; един имеет бытие Сам от Себя, и един независтно дарует оное всем иным. Но говоря, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть единый только Бог, единый нерожденный, не отрицаем чрез сие, что и Христос есть Бог прежде веков, как делают последователи Павла Самосатскаго, утверждающие, что Христос обожен впоследствии по вочеловечении и за преспеяние, тогда как по естеству был простой человек. Ибо знаем, что Он, хотя покорен Отцу и Богу, однако же прежде веков рожден от Бога, и есть по естеству совершенный и истинный Бог, и не из человека сделался впоследствии Богом, но есть Бог, ради нас вочеловечившийся, и нимало не утративший Божества. Сверх сего, проклинаем и анафематствуем тех, которые ложно именуют Сына только простым Божиим Словом неосуществившимся, имеющим бытие в другом, и называемым теперь у иных то словом произносимым, то словом внутренним; проклинаем тех, которым угодно, чтобы Сын не прежде веков был Христом и Сыном Божиим, и Ходатаем, и Образом Божиим, но с того только времени стал Христом и Сыном Божиим, как от Девы приял нашу плоть, то есть не прежде, как за четыреста неполных лет. Ибо им желательно, чтобы Христос с сего только времени имел начало царствования, которое и кончилось бы по скончании века и после суда. И таковы суть последователи Маркелла и Скотина анкирогалатских, которые, под мнимым предлогом – установить единоначалие, подобно иудеям, отвергают предвечное бытие, Божество и нескончаемое царство Христово. Мы же знаем, что Сын – не просто произносимое или внутреннее Божие слово, но живое, самостоятельное Слово, Бог, Сын Божий и Христос, не по предведению прежде веков соприсущий и сопребывающий с Отцом Своим, но послуживший Ему во всяком создании как видимого, так и невидимого. Ибо Он есть Тот самый, Кому сказал Отец: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1, 26 ); Он самолично являлся Патриархам, дал закон, глаголал чрез Пророков, напоследок вочеловечился, явил Отца Своего всем людям, и царствует нескончаемые веки. Не новое достоинство приял Христос, но веруем, что Он искони совершен и во всем подобен Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

«Исследователями экзегетических трудов святителя Филарета отмечается высокое достоинство истолкования им 2-го псалма»… 146 В частности, Н. Троицкий говорит: «У Филарета – обстоятельный разбор и точный перевод текста по еврейскому подлиннику, отчетливое понимание и изложение буквального смысла, основательный вывод пророчественного мессианского значения, научный метод с критической обработкой данных, русская речь и литературный слог». 147 Псалом 6 При рассмотрении псалма 6 обращают внимание на стих 9: «Удалитесь от меня все делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего». Господь Иисус Христос вспоминает эти слова, когда обличает лжепророков: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 22–23 ). Псалом 8 Надписание в русском переводе: «Начальнику хора. На гефском орудии. Псалом Давида». В славянской Псалтири надписание: «О точилех». Святитель Афанасий Великий указывает, что «псалом говорит о Христе и о Церквях по вочеловечении, так как и Единородный именуется виноградною лозою, а верные – рождием. Если же иудей пытается утверждать, что псалом повествует вообще о человеке, то и в сем случае да будет известно, что покорено все человеку, потому что вочеловечился Сый во образе Божием. Раньше в подзаконном служении было одно предточилие, т.е. жертвенник в храме, по призвании же язычников – точил много, и это суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в благочестии». 148 Блаженный Феодорит также под точилами понимает Церкви, «потому что и Господь именуется виноградною лозою. Ибо Сам сказал в Священном Евангелии: «Аз есмь лоза истинная» ( Ин.15:1 ). 149 «Сей псалом, – говорит блаженный Феодорит, – в победную песнь приносится Победодавцу Богу, сокрушившего врага и местника диавола и окончательно освободившему людей от его мучительства. Точилами же пророк называет церкви, потому, что и Господь именуется виноградною лозою. Ибо Сам сказал в Священном Евангелии: «Аз есмь лоза истинная» ( Ин.15:1 ). Поэтому сей псалом, надписанный: «о точилех», предрекает спасение вселенной, показывает попечительность Божию о людях и предсказывает вочеловечение Единородного». 150

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Книга 6, Иисуса Навина . Начиная с сей книги даже до Ездры, не все из них теми написаны, коих имена на себе носят, и о ком повествуют. Говорят, что оные в разные времена написали современные событиям пророки. Посему нужно кратко сказать о надписаниях их. – Настоящая книга надписана: Иисус Навин, потому что Иисус Навин, преемник Моисея, был вождем народа, и в ней содержится история и деяния его. Содержится же в сей книге то, как течение реки Иордана в верху источника остановилось, и вода оскудела, так что Израильтяне сухими ногами прошли чрез него; и что Иисус в Галгалах всех в пустыне рожденных обрезал каменными ножами, и назвал это место Галгалами; и что когда народ перешел чрез Иордан и ел плоды земные, то прекратилась манна. Стены Иерихона сами собою пали; Раав блудница, укрывавшая соглядатаев, спасена; и солнце в полдень по молитве Иисуса сына Навина стояло против Гаваона в продолжение целого дня, доколе он поражал неприятелей. Победив же Аморреев и всех царей их, и разделив всю землю девяти коленам и половине колена Манассиина, он правил народом 26 лет; скончался же, будучи 110-ти лет. Делившие землю народу были: священник Елеазар, сам Иисус Навин и по одному из каждого колена. Из колена Иудова – Халев, Симеонова – Саламиил, Вениаминова – Елдад, Данова – Вакхир, Манассиина – Аниил, Ефраимова – Камуил, Завулонова – Елисафан, Иссахарова – Фитиил, Асирова – Ахиор, Неффалимова – Фафаил. Имена же царей, которых Моисей и сыны Израилевы поразили, и коих наследовали землю за Иорданом – от восхода солнечного и скалы Арнонской даже до горы Аермона и всю землю Арравонскую от востока, суть следующия: Сион, царь Аморрейский, который жил и царствовал в Есевоне, и Ог, царь Васанский, который остался от исполинов, живя в Астарофе и в Едраиме, и начальствовал от горы Аермон даже до пределов Гергеси и половины Галаада. Избив их, Моисей отдал их землю коленам Рувима, Гада и половине колена Манассиина. Цари Аморрейские, которых умертвили Иисус Навин и сыны Израилевы, по переходе чрез Иордан, при море, на поле Ливана, даже до горы Хелка, при восхождении в Сеир, и которых землю Иисус отдал в наследство остальным коленам, по жребию их, суть следующия: Хеттей, Аморрей, Хананей, Ферезей, Евей, Иевусей и царь Иерихонский, царь Гаи, что близь Вефиля, царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иеримуфский, царь Лахисский, царь Еламский, царь Газерский, царь Давирский, царь Гизейский, царь Аермафский, царь Ерафский, царь Арафский, царь Ловны, царь Одолламский, царь Илатский, царь Афафуфский, царь Оферский, царь Офека Арофского, царь Асомский, царь Сомоонский, царь Мамрофский, царь Зифский, царь Кадиский, царь Заакский, царь Манедофский, царь Иокома Хармельского, царь Еддора Фенедаорского, царь Гида Галилейского, царь ерский. Книга 7, Судей

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Книга пророка Варуха надписывается именем Варуха потому, что сей Варух, написавший из уст Иеремии слова содержащияся в ней, читал их пленным в Вавилоне, утешая их, и обещанием избавления вселяя надежду на Бога. Плач Иеремиев надписывается так потому, что словами сей книги Иеремия выражал плач свой об Иерусалиме, когда народ был взят и отведен в плен. К Плачу присовокуплено Послание Иеремии, которое называется так потому, что Иеремия послал оное к пленным, охраняя их от идолопоклонства, дабы они, увидев идолов, не были увлечены к почитанию их. Книга 21, Иезекииль сын Вузиев священник Он был в плену после Иеремии, и начал пророчествовать в пятый год, считая от пленения Иоакима. Слово Господне было к нему и рука Господня была на нем, и он сначала видит удивительное, ужасное и неизъяснимое видение четвероличного животного. Он произносит пророчества на пророков Израильских; излагает притчу о древе виноградном и об орле; обличает Иерусалим в беззакониях и грехах его; показывает, что притча: отцы ядоша терпкое и зубом чад их оскомины быша (18, 2) – неосновательна. Здесь же содержится пророчество о сынах Аммона, об Ооле и Ооливе; плач на Тир и Сидон, пророчество о дне Господнем; о фараоне царе Египетском и плач о фараоне и Египте и горе Сиир; видение костей оживших; пророчество на Гога и землю Магога, на начальника Тира и плач об нем и о сынах его народа и на пастырей Израилевых. Наконец пророчественно описывает построение храма и Иерусалима. Книга 22, Даниил И сей был в плену даже до Кира царя Персидского. Он разбирал дело Сусанны, и осудил старейшин, как клеветников. Сны, виденные царем, рассказал и истолковал; видел видения о двух царствах, о пришествии Спасителя и раззорении Иерусалима, и два (видения) о пришествии антихриста. Повествует также о мученичестве Седраха, Мисаха и Авденого, о песни их, и о том, что они в пещи Халдейской остались невредимыми, а Халдеи, разжигавшие огонь, сожжены; что царь раскаялся; что Даниил был дважды ввержен в ров львиный: во-первых за то, что, когда Вавилоняне молились царю Дарию, он один молился Богу, во-вторых за то, что при царе Кире сокрушил Вила и умертвил дракона; что он из рва вышел невредимым, а злоумышлявшие против него, быв ввержены в тот же ров, тотчас были пожраны львами.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Когда зло человеческое достигло апогея и предела [ 324 ], Сын Божий воплотился, чтобы принести Себя в «жертву, которая могла бы очистить нас» [ 325 ], и сверх того примирить нас с Богом Отцом (Рим. 5, 10. Кол. 1, 22). Мы, люди, грехом воздвигли Крест. И в то время, как должны были быть распяты мы, виновные, пригвождается ко кресту Тот, Кто не был повинен никакому осуждению или смерти, ибо …Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22). Так совершенно безгрешный Господь «взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17), был язвен за нас, чтобы ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою… (Гал. 3, 13), претерпел поноснейшую смерть, чтобы нас возвести к славной жизни» [ 326 ]. Господь поднимает крест, и принимает пригвождение на нем, будто злодей, и, таким образом, несет на Себе проклятие греха и смерти до того момента, пока словом «совершилось!» (Ин. 19, 30) не обозначает конец греха и смерти. Бог Отец соблаговолил попустить, чтобы Единородный Его Сын, не знавший греха, был осужден за нас, как грешник, чтобы мы через наше единение с Ним сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5, 21). Господь пожертвовал Собою как представитель всех людей, всех поколений, … умер за всех… (2 Кор. 5, 14). Он принес жертву однажды и навсегда (Евр. 7, 27; 9, 28; 10, 10–12) и покрыл грехи всех людей от начала мира до скончания века. Господь, как говорит божественный Златоуст, принес жертву «однажды, и этого довольно навсегда» [ 327 ]. Его жертва была принесена «за всю природу» и была «достаточна для спасения всех» [ 328 ]. Благодаря Искупительной Жертве Господа, как пишет священномученик Игнатий Богоносец, люди живут «по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, смерти избежали» [ 329 ]. Святитель Афанасий Великий подчеркивает, что Господь воспринял тело, подобное нашему, потому что все мы ответственны за тление смерти, и что Он предал это тело на смерть за всех, и отмечает: «Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смертию; умереть же Слову как бессмертному и Отчему Сыну было невозможно. Для сего–то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми Сущего Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию Воскресения». «И, — продолжает столп Православия, — самое тление в смерти не имеет уже власти над людьми ради Слова, вселившегося в них посредством единого тела. […] Ибо погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти. […] Ибо Слово принесением в жертву собственного Своего тела и положило конец осуждавшему нас закону и обновило в нас начаток жизни, даровав надежду Воскресения. […] Ибо ныне уже не как осужденные умираем, но как имеющие восстать ожидаем общего всех Воскресения» [ 330 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Кратко и убедительно суммирует содержание книги святитель Афанасий Великий: «Предавшись умозрениям о каждом виде сотворенных существ, Соломон пришел к заключению, что исследования этого рода ни к чему не приводят и доставляют человеку только труд; премудрым и праведным становится человек не от знания, но от деятельной жизни. И елика аще речет мудрый уразумети, не возможет обрести: тем же все сие вдах в сердце мое, и сердце мое все сие виде (8:17); яко праведнии и мудрии, и делание их в руце Божии (9:1). Посему, оставляя исследования о сем, Соломон обращается к рассмотрению человеческой жизни, наблюдает различные обстоятельства, среди которых люди вращаются и приходит к заключению, что и здесь все управляется Божиим Промыслом: ни легким течение, ниже сильным брань, ниже самому мудрому хлеб, ниже разумным богатство, ниже ведущим благодать: яко время и случай случится всем им (9:11). И никто не может располагать сими случаями по своей воле: яко кто человек, иже пойдет в след совета, елика сотвори в нем (2:12). Человек в своей жизни ни над чем не имеет власти, разве только делать зло или делать добро и приготовлять во исход дела свои. Ибо и еже яст и пиет, сие даяние Божие есть (3:13). Итак, и исследование о том, как произошло все видимое, и приобретение сокровищ и наслаждение удовольствиями, вся сия суета суетствий и более ничто же, только излишество совета и произволения усилование. Но, говоря о суетности настоящего, Соломон тем самым показывает вечность будущего, увещевая памятствовать о вечных, и знать, что будет некогда кончина мира, в день, в оньже подвигнутся мужие силы, и упразднятся мелющие (12:3). Соломон говорит и о том, что последует за кончиною мира: яко все творение приведет Бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще лукаво (12:14). Упоминая о будущем суде, Соломон указывает на воскресение мертвых и воздаяние по делам» [цит. по 40, c. 74]. Значит, не вечно это безысходное круговращение, и благий Творец, неповинный во зле, творящемся в мире, приведет всякое дело на суд и восстановит мир в первозданной красоте. «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (Еккл. 8:11-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/431354/

Мк.13:24 .  Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, Мк.13:25 .  и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Мк.13:26 .  Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. Мк.13:27 .  И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. Мк.13:28 .  От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Мк.13:29 .  Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Мк.13:30 .  Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Мк.13:31 .  Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Мк.13:32 .  О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. «О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (стих 32; см. Мф.24:36 ). К словам, имеющимся у Матфея, евангелист Марк прибавляет выражение: «ни Сын». Это выражение издавна возбуждало среди толкователей серьезные споры. Смущало оно именно потому, что в нем Сыну приписывается неведение, которое, однако, не может быть приписано Ему, как Лицу Божества. Святитель Амвросий Медиоланский , не находя возможности примирить это выражение с высоким понятием о лице Сына Божия, полагал, что это выражение вставлено в текст Евангелия Марка арианами, чтобы показать православным, что Христос – не Бог («О вере», кн. 5, гл. VI). Но такое предположение нельзя принять уже потому, что отцы Церкви, боровшиеся с арианами, несомненно, обличили бы их в этом искажении евангельского текста. Притом, собственно говоря, и у евангелиста Матфея включается такая же мысль, какая и в этом выражении, потому что и он говорит, что о времени наступления последнего дня знает только один Отец, следовательно, Сын не знает этого и по Евангелию Матфея. Поэтому если даже допустить, что предположение святителя Амвросия правильно, то все равно пришлось бы останавливаться с недоумением на Мф.24:36 . Другие отцы Церкви, не прибегая к таким опасным предположениям, старались объяснить это загадочное выражение тем, что Христос приписывал Себе «незнание» по Своей человеческой природе, почему к слову «Сын» прибавляли прилагательное «Человеческий» (свтт. Григорий Богослов , Афанасий Великий , Кирилл Александрийский ). Но с этим толкованием нельзя согласиться потому, что оно разделяет Христа, тогда как оба естества в Нем – и божеское, и человеческое – нераздельны в своих обнаружениях. Св. Софроний, прп. Иоанн Дамаскин восставали против еретиков VI века – агноитов, которые учили, что Христос, как человек, «кое-чего не знает». По мнению святителя Василия Великого (Творения, ч. 7, с. 159), это выражение нужно передать так: «не знал бы и Сын, если бы не знал Отец, потому что от Отца дано Ему ведение». Но здесь, очевидно, уже изменяется через прибавления сам текст Евангелия...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На сотериологической почве ведет он их защищение против " восточных. " В этом он верный продолжатель святого Афанасия. 3. В своих сотериологических рассуждениях святой Кирилл чаще всего опирается на два основных текста апостола Павла: Евр. 2:14, - " как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, " и Рим. 8:3, - " Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти. " Кроме того святой Кирилл часто приводит 2 Кор. 5:15: " А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. " Иначе сказать, для святого Кирилла Спаситель есть прежде всего Первосвященник... Сотериология Кирилла более всего сотериология послания к Евреям. Здесь снова сказывается влияние святого Афанасия. Как и Афанасий, святой Кирилл допускает, что воплощения и жизни среди людей было бы достаточно, если бы Спаситель должен был быть только Учителем, чтобы показать пример. Но надлежало разрушить смерть, - и потому нужна была Крестная жертва и смерть, - смерть ради нас и за нас, и смерть за всех. Сами ангелы освящаются заслугами Воплощенного Слова. Ибо Христос есть источник всякой святости и жизни, великий Ходатай и Посредник, - и Новый Адам, начаток и корен возрожденного человечества, возвращаемого к первозданному состоянию. Искупление скрепляется воскресением, свидетельствующим о Божестве Христа, и утверждающим упование нашего воскресения. Воплощением начинается историческое Домостроительство, во исполнение пророчеств и судеб Божиих. Но оно исполняется в смерти. И святой Кирилл подчеркивает, что смерть Христа является искуплением именно потому, что это смерть Богочеловека или, как он выражается, " смерть Бога по плоти. " Только Воплощенное Слово могло быть действительным " святителем и посланником нашего исповедания " (срв. Евр. 3:1). " Сын Божий, благоволив низойти до истощания, приемлет от Отца призвание к священству, которое подобает собственно не Божеской природе, но человеческой, по которой Он, уподобившись нам, испытывает все ей свойственное, не претерпевая ничего по Божеству, но усвояя все совершенное человечеством по домостроительству.

http://sedmitza.ru/lib/text/538178/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010