4. св. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию с. 609. 5. PL XXII, col. 431–432 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002, сс. 64–65. 6. Святитель Иоанн Златоуст . О священстве 4, 5–8//Творения. т. 1. кн. 2. СПб., 1898. сс. 453–460. 7. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911. С. 568. 8. Творения святителя Феофана Затворника . Толкования посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 353. 9. Там же. С. 353–354. 10. Святитель Иоанн Златоуст . Толкование на Второе послание к Коринфянам, 23, 2//Творения: В 12 т. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1905. С. 664. 11. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись. от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (ср.: 2Кор.11:2–5 ). 12. См.: Septuagint with Apokrypha: Greek and English. London, 1851. Р. 739. 13. См.: Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с греческого текста 70-ти. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 106. 14. Святитель Афанасий Великий . Толкование на псалмы//Творения: В 4 т. Т. 4. М., Троице-Сергиева Лавра. 1903. С. 239. 15. Послание старца Филофея, Елеазарова монастыря, к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю против звездочетцев и латинян. Публ. в: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Приложения. с. 37. В ином послании: «Я человек селской и невежа в премудрости. Не во Афинех родился ни у мудрых философ учился» (Послание о покорении разума откровению. «Учился послания буквам, а еллинских борзорстей не текох, и риторских астроном не читах». С. 33)

http://azbyka.ru/v-zashhitu-ne-prostoty-...

PL XXII, col. 431-432 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002, сс. 64-65. Святитель Иоанн Златоуст . О священстве 4, 5-8//Творения. т. 1. кн. 2. СПб., 1898. сс. 453-460. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911. С. 568. Творения святителя Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 353. Там же. С. 353-354. Святитель Иоанн Златоуст . Толкование на Второе послание к Коринфянам, 23, 2//Творения: В 12 т. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1905. С. 664. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (ср.: 2 Кор. 11, 2-5). См.: Septuagint with Apokrypha: Greek and English. London, 1851. Р. 739. См.: Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с греческого текста 70-ти. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 106. Святитель Афанасий Великий . Толкование на псалмы//Творения: В 4 т. Т. 4. М.,Троице-Сергиева Лавра. 1903. С. 239. Послание старца Филофея, Елеазарова монастыря, к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю против звездочетцев и латинян. Публ. в: Малинин В. Старец Елеазарова моанстыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Приложения. с. 37. В ином послании: «Я человек селской и невежа в премудрости. Не во Афинех родился ни у мудрых философ учился» (Послание о покорении разума отковению//3)м же. х родился ни  умудрых филсооф учился " , с. п ослания.буквам, а еллинских борзорстей не текох, и риорских атсроном ни чиТам же. С. 33) цит. по: Ключевский В. О. Курс русской истории, часть 3, лекция 54//Сочинения в 9 томах, т. 3. М., 1988, с. 278.

http://bogoslov.ru/article/220385

В этом смысле пусть левая рука не знает, что творит правая. Ибо когда ум с твердым желанием угодить Богу изо всех сил стремится не уклониться от должного и подвизается законно, тогда он не имеет мысли ни о чем другом, кроме полезного для угождения Богу... И так как в вере нет никакой причины к неверию, если свет по природе своей не бывает причиной тьмы, если диавол не смеет появляться рядом со Христом, то явно, что противоположное разуму несовместно с разумом... и добродетель остается добродетелью. И потому не знает она ни избытка в правой руке, ни недостатка в левой, ибо то и другое было бы противно разуму. Святитель Афанасий Александрийский ( 115, 633–634 ). Не творите милостыни вашей пред людьми, чтобы они видели вас Если мы делаем что-либо доброе, но делаем не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего Господа.., то мы напрасно трудимся, лишая себя плода от этого доброго дела ( 38, 38 ). Делающий что-либо доброе для получения славы от людей... пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 38 ). Сгнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого не нужна Богу ( 47, 219 ). Чем больше восходишь на высоту добродетелей, тем большее нужно тебе ограждение. Тот, кто стоял на земле и упал, сразу встает, а упавший с высоты может разбиться. Преподобный Нил Синайский ( 47, 222 ). Если ты желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то не почитай их великими. Святитель Иоанн Златоуст ( 41, 33 ). Если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство признак величайшего неразумия. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 16 ), однако, поскольку иные имеют в виду при этом не слово Владыки, но свою славу. Спаситель дал такой совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды» ( Мф. 6, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И здесь в словах Священного Писания не отрицается, что поначалу все хорошо, говорится, что «мёд источают уста чужой жены», но последствия от неё «горьки как полынь и остры как меч обоюдоострый». Обоюдоострый меч это меч заточенный с двух сторон, и благодаря этому он наносит более тяжёлые раны по сравнению с мечом, который заточен только с одной стороны. Святитель Афанасий Великий говорит об этом: «И хотя грешник чает иметь от этого удовольствие, однако после такой пищи он не обретет благополучного конца… А когда он питается таким образом, получая лишь кратковременное удовольствие, то скоро предан будет мучениям, поскольку небрежет о собственной душе и не хочет знать, несмысленный, что удаляющиеся от Бога погибают». В свою очередь, святитель Кирилл Иерусалимский приводит эту фразу в следующем контексте: «Что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно прелюбодействовать? С другой стороны, какая польза быть воздержанным как следует и нечестиво Богохульствовать? Поэтому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение, поскольку много прельщающих философией и пустым обольщением. Эллины увлекают обращающихся сладостью языка, мед источают уста чужой жены ( Притч 5:3 )». Здесь святой Кирилл предлагает второй уровень понимания данных слов как относимых не только к физическому блуду, но и к тому, что нередко называется в христианской письменности духовным блудом, а именно, когда христианин начинает увлекаться либо языческой философией, как здесь приводит пример святитель Кирилл, либо же какими-то еретическими поучениями. Вообще в Священном Писании, особенно в пророческих книгах Бог неоднократно сравнивает верность, которую муж должен иметь к жене, а жена к мужу, с той верностью, которую душа должна иметь к Богу, «ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его» ( Ис. 54:5 ). И нарушение этой верности Бог сравнивает с прелюбодеянием, – «Господь сказал мне: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала… прелюбодействовала с камнем и деревом [из которых были сделаны идолы]» ( Иер. 3:6, 9 ). Поэтому когда православному христианину становится скучно учиться своей вере, то это первый тревожный признак его духовного нездоровья, о чем говорил преподобный Ефрем Сирин . И второй признак – это если ему вдруг становится интересно учиться от внешних, от еретиков, язычников, иноверцев, как будто у них есть какая-то истина, которую Господь не додал Своей Церкви. Этот «флирт» с ересями и лжеучениями отнюдь не является чем-то невинным и допустимым, это грех, ведущий к еще большему греху – духовному прелюбодеянию, нарушению верности Богу и Его истине. Притч. 5:5–6

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

преподобный Симеон Новый Богослов « Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного». святитель Афанасий Великий «Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе». святитель Ириней Лионский Почему Крест называют знамением истины? «Крест есть знамение мудрости духовной, христианской, крестной и сильной, как оружие крепкое, ибо премудрость духовная, крестная, есть оружие против противящихся церкви, как говорит апостол: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну», и далее: «Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого… Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:18-19; 22-24 ). В поднебесной живет двоякая мудрость у людей: мудрость мира сего, которая была, например, у эллинских философов, не знающих Бога, и мудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость есть безумие перед Богом: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» – говорит апостол ( 1Кор.1:20 ); духовная же премудрость почитается безумием у мира: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). Мирская мудрость – слабое оружие, бессильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: оружия воинствования нашего… сильные Богом на разрушение твердынь» ( 2Кор.10:4 ); и еще «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр.4:12 )». святитель Димитрий Ростовский Почему Крест, орудие убийства, называют «венцом праздников»? «Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста».

http://azbyka.ru/krest

Псалом 79 Псалом 79 рассматривается как псалом мессианский. В нем псалмопевцем приносится молитва о пришествии Спасителя. Как мессианский рассматривается стих 18: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого ты укрепил себе». Из Евангелия видим, что Сыном Человеческим именовал Себя Господь Иисус Христос. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мф. 9, 6 ), «Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф. 12, 8 ), «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф. 13, 41 ). На то, что Сын человеческий 79-го псалма есть Господь Иисус Христос, указывает при толковании псалма и святитель Афанасий Великий : «Кто же есть Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях?» 217 Псалом 81 Как мессианские рассматриваются слова стиха 8: «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех». Здесь видят пророчество о Воскресении Христа. Русский перевод, опирающийся на масоретский текст, несколько иной: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Но и здесь есть мессианский смысл, ибо Господь Иисус Христос – владыка и царь над всеми народами. Псалом 85 Блаженный Феодорит и святитель Феофан Затворник видят мессианский смысл в 9 стихе этого псалма: «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». «Истину пророчества, – говорит блаженный Феодорит, – показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик апостолов. Владыка сказал им: шедше научите вся языки ( Мф. 28, 19 ); и они научили, как было повелено, и, рассеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды и поклонились спасшему Богу». 218 Святитель Феофан толкует это место так, что царство Мессии будет не как «древние царства, утверждаемые огнем и мечем: народы сами придут и поклонятся Ему». 219

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Ст. 27: «Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!» Это место в святоотеческой экзегетике рассматривается как пророчество об установлении таинства Евхаристии. Есть и другое толкование, согласно которому речь здесь идет о насыщении духовно алчущих евангельской проповедью. «Известная же нам сия Божественная снедь, говорит блаженный Феодорит, – и духовное учение, и таинственная бессмертная Вечеря, о которой знают сподобившиеся тайноводства». 172 Ст. 28–29: «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред тобою все племена язычников, ибо Господне есть Царство, и Он – Владыка над народами». Говорится об обращении ко Христу языческих народов земли. Святитель Афанасий Великий , толкуя 28–29 стихи, говорит: «Хотя Он, как Бог, есть Царь всех, но говорится, что будет царствовать над теми, которые на земле, потому что их обратит от демонской прелести к вере в Него, к благодарности и правде. … Бог не иудеев только Бог, как они думают, но Творец всего человеческого естества. Это говорит и апостол: или иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою ( Рим.3:29–30 )». 173 Ст. 30: «Будут есть и поклонятся все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей». Это стих толкуется так же как и 27. Ст. 31–32: «Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь». Речь идет о духовном потомстве Давида, то есть о христианах. Святитель Филарет Московский говорит, что псалом двадцать первый «представляет в отношении ко Христу чистое пророчество или даже Евангелие. … Итак, дух этого псалма есть молитва Распятого и оставленного Своим страданиям Иисуса Христа». 174 Псалом 23 Надписание псалма в славянской Библии: «В конец, псалом Давиду, единыя от суббот». В Синодальной Библии надписание: «Псалом Давида. (В первый день недели)». Заключенные в скобки слова «в первый день недели» заимствованы из греческого текста, ввиду их важности. Святитель Филарет Московский замечает, что промыслительно этот псалом, согласно свидетельству греческого надписания, принадлежал единой от суббот (то есть, исполнялся на богослужении в день, следующий за субботой), что указывает на его мессианскую принадлежность. 175

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

792). Православная Церковь придает большое значение учению о воздушных мытарствах, которые начинаются на третий день после разлучения души от тела. Она проходит в воздушном пространстве «заставы», на которых злые духи обличают ее в содеянных грехах и стремятся удержать как сродную им. Об этом пишут святые отцы ( Ефрем Сирин , Афанасий Великий , Макарий Великий , Иоанн Златоуст и др.). Душа человека, жившего по заповедям Божиим и уставам св. Церкви безболезненно проходит эти «заставы» и после сорокового дня получает место временного упокоения. Нужно, чтобы близкие молились в Церкви и дома за усопших, помня что до Страшного суда многое зависит от этих молитв. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин. 5:25 . Можно ли верить в гороскопы и в астрологические прогнозы? Необходимо различать астрономию (греч. astron – звезда; nomos – закон) и астрологию (astron; logos – учение). Первая возникла для удовлетворения практических потребностей: составления календаря, мореплавания, метеорологии. Накапливая знания и совершенствуя методы, она постепенно сформировалась в точную науку. Астрология зародилась в лоне халдейского языческого культа. К науке она имеет такое же отношение, как гепатоскопия (гадание по печени животных) к физиологии. Астрология в течение тысячелетий изощрялась в своих разработках и построениях, но ни на йоту не изменила своей идолопоклоннической сущности. Она всегда была разновидностью языческого фатализма. Святые пророки обличали астрологов как занимающихся богопротивным делом: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени» ( Ис.47:1,13–14 ). Святитель Григорий Богослов пишет, что она оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинакий конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Живучесть ее объяснить нетрудно. Она является подменой истинной религии. Христианство, имея цель исправить нашу греховную природу, требует от человека духовно-нравственных трудов и подвига. Астрология освобождает его от этой работы. Слово Божие учит, что автором всех духовных подмен является диавол. Через астрологию он отводит людей от Бога. Кто увлекся гороскопами, тому не нужно молиться Богу. Достаточно лишь подстраиваться под результаты вычислений. В наше время астрология является живучей по причине оторванности большинства людей от религиозных корней. Выросшие вне традиции, многие люди становятся жертвами лжедуховности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Зададимся вопросом, а в каком смысле мирянам дан суд над священнослужителями? И как относиться ко многим отступникам из числа духовного чина, ведь это в большое уныние вгоняет верных. Святитель Василий Великий к монахам, утесненным от ариан, пишет: « Если в самом причте нашлись предатели, сие да не ослабляет упования вашего на Бога: ибо не имена спасают нас, но произволение и истинная любовь к Сотворшему нас. Рассудите, что и в совещании на Господа нашего строили козни архиереи, книжники и старцы, а искренно приявшими учение оказались немногие из народа: рассудите, что в числе спасаемых не множество, а избранные Божии. Посему да не устрашает вас многочисленность народа, волнуемая, как вода в море ветрами, ибо, если и один кто спасется, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения, имея непоколебимое упование о Христе, потому что Господь не оставит преподобных Своих » 350 . Кто-то может возразить: но почему столько нестроений в Церкви, ведь Христос сказал «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). На подобное возражение я хотел бы ответить двумя цитатами из святых Отцов. Петр Хрисолог писал о Церкви: « Малый кораблец Христов иногда возносится к небу, иногда попускается в бездну, иногда Христовой управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда выплывает на веслах исповедания » 351 . А Афанасий Великий вещает: « Истина – хотя и может быть помрачена на несколько времени, но сами гонители наконец должны будут узнать ее » 352 . Возможно для некоторых прозрение произойдет на Страшном Суде. Но до прозрения заблудших, или окончательной погибели предателей, надо быть осторожными, «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» ( Мф.13:29 ). И далее мы читаем: Мф.23:3 . «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Блаженный Феофилакт пишет: «Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И в Новом Завете: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:51–54). Кто остановит проливающих кровь людей? Апостол Павел отвечает: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Меч вручается человеку, чтобы в этом мире пресекать зло. Святые отцы Церкви понимали важность воинского служения. Человек, взявший в руки меч, возлагает на себя великую ответственность – наказывать зло и пресекать человеческие жизни. Он становится судьей над людьми. «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется», – говорит Афанасий Великий в послании к Аммуну. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякаго человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякаго убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению». Подчеркну, что убийство человека на войне не проходит бесследно. Василий Великий в 13 правиле рекомендует воинам воздерживаться на три года от приобщения Святых Христовых Тайн. Этот совет связан с желанием Василия Великого уврачевать раны души, полученные от убийств на войне.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/14/kt...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010