Итогом кишиневского периода его жизни стала магистерская диссертация «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808–1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813–1821 гг.)» (Кишинев, 1894), защита которой состоялась в Киевской Духовной академии 19 декабря 1894 года. Утверждение Св. Синодом в степени магистра последовало 21 марта 1895 года. К этому времени Авксентий Георгиевич окончательно утвердился в выборе монашеского пути. В конце ноября 1895 года он получил письмо от товарища обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблера с предложением принятия монашеского пострига и инспектуры в Новгородской семинарии, на что, помолившись Богу, ответил согласием. 12 декабря 1895 года последовало распоряжение Св. Синода о назначении А.Г. Стадницкого инспектором Новгородской духовной семинарии, и уже через день, 14 декабря, сослуживцы и семинаристы с любовью и сожалением, а некоторые и со слезами провожали своего сотрудника и наставника на новое поприще. Посетив родной дом и получив благословение стариков-родителей на избранный путь дальнейшей жизни, Авксентий Георгиевич выехал в Санкт-Петербург. 30 декабря 1895 года в церкви Двунадесяти Апостолов Санкт-Петербургской Духовной академии он принял постриг с именем Арсений в честь святителя Арсения Тверского, который совершил ректор Академии преосвященный Иоанн (Кратиров), епископ Нарвский. На следующий день в той же церкви состоялось рукоположение во иеродиакона, а 1 января 1896 года в Исаакиевском соборе епископ Иоанн совершил рукоположение во иеромонаха. 10 января 1896 года иеромонах Арсений прибыл на место своего недолгого первого монашеского послушания в Новгород, не предполагая, что через 14 лет вернется в этот древний город уже в сане епископа и более 20 лет будет возглавлять Новгородскую кафедру. Помимо управления семинарией, ректором которой он был назначен 2 октября 1896 года с возведением в сан архимандрита 13 октября, на него было возложено и настоятельство в новгородском монастыре преподобного Антония Римлянина. За короткий срок ему удалось упорядочить жизнь семинарии и сделать многое для процветания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В Печерской обители было принято, чтобы всякий инок проходил все степени послушания, начиная с самых низших до более высоких. Подобно прочим, и святой Арсений исполнял все послушания, и проходил он их с великой ревностью. День и ночь трудился, не оставляя рук своих в праздности ни на один час: готовил пищу для братии, колол дрова и носил воду; никто никогда не слыхал от него слова ропотного или праздного. Он так украсил себя добродетелями, что был выше всех иноков в обители. Братия удивлялись его усердным трудам и незлобию. В Киеве тогда проживал святой Киприан , будущий святитель Московский 1699 . Увидев, что Арсений отличается острым разумом и преуспевает в добродетелях, он приблизил к себе и полюбил молодого инока, часто беседовал с ним, наставляя его в заповедях Божьих. И когда святой занял престол Московской митрополии, он не пожелал разлучаться со святым Арсением. Святитель взял его с собою в Москву, поставил во архидиаконы и поручил ему заведовать письмоводством 1700 . Сначала святой Арсений просил не налагать на него бремени, говорил, что хотел бы в тишине молиться и подвизаться в добродетелях. Но потом, убежденный святителем, он согласился, – только просил не возводить его на высшие степени священства. Между тем на родине блаженного Арсения, в Твери, возникли нестроения. Тверской епископ Евфимий 1701 внес немалое смущение в свою паству; отличаясь неуступчивым характером, вступался он в мирские дела; не имея смирения христианского, он отличался великою гордостью и тщеславным высокоумием. Своим поведением епископ вооружил против себя не только князя и бояр, но и духовенство, монахов и простых мирян. Тверской князь Михаил Александрович 1702 , видя, что раздор умножается, отправил в Москву посольство и звал митрополита Киприана , чтобы рассудить дело. Святой митрополит Киприан отправился в Тверь, пригласив с собою двух греческих митрополитов, Михаила и Никандра, святого Стефана епископа Пермского, епископа Смоленского Михаила, взял святого Арсения, многих архимандритов и игуменов. Когда освященный собор приближался к Твери, сам князь Михаил со множеством народа вышел ему навстречу и с честью принял прибывших. Лишь только Киприан с прочими отцами достиг города, тотчас же отправился в церковь во имя честного и славного Преображения совершить здесь сначала молебен, потом Божественную литургию и преподал всем свое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Саввы (Саввинского) Антоний Краснохолмский Макарий, основатель Троицкого Колязинского монастыря Ефрем Перекопский Нектарий Бежецкий Паисий Угличский Вассьан, основатель Рябовой пустыни XVI b. Нектарий, основатель Нектарьевского монастыря Корнилий Комельский Нил, Столобенский чудотворец Гурий, архиепископ Казанский Максим грек Акакий, епископ Тверской Герман, архиепископ Казанский Филипп 2-й, Московский митрополит Арсений Новгородский Варсонофий 2-й, епископ Тверской, Казанский чудотворец Трифон Печенгский, просветитель Лопарей Мартирий Зеленецкий Святейший патриарх Иов Феоктист, Тверской архиепископ Константин, Новоторжский игумен Антоний Леохновский Галактион Вологодский Арсений 3-й, архиепископ Тверской (Суздальский) Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий Серапион, митрополит Сарский и Подонский Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский Тихон 1-й, епископ Воронежский, Задонский чудотворец Неизвестного времени Параскева, игумения Ржевская Константин, блаженный Новоторжский Дни памяти святых и подвижников благочестия в Тверской Епархии Сентябрь Дата Память Крестный ход из Новоторжского монастыря в бывший Симеона столпника (в Семёновский) в воспоминание основания оного пр. Ефремом Убиение св. Глеба, Муромского князя (в Борисоглебской церкви г. Твери) Празднество св. Великому князю Михаилу Ярославичу (в воспоминание перенесения его мощей из Москвы в Тверь. Память пр. Иосифа Волоцкого Убиение в орде благоверного Великого князя Димитрия Михайловича День кончины 1-го Тверского князя Ярослава Ярославича (в иночестве Афанасия) Панихида (15 или 16) в кафедральном Тверском соборе по Тверским князьям. День кончины Московского митрополита Киприана Кончина благоверного князя Димитрия Красного Память пр. Галактиона Вологодского Пр. Ефрема Перекопского (кончина) Пр. Савватия Савватьевского. Панихида по нём в церкви с. Савватьева (в память его – крестный ход в первое воскресенье Апостольского поста к пещере (пр. Савватия) Празднество св. благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу в воспоминание спасения Твери от моровой язвы Октябрь Дата Память Пр. Саввы Вишерского Благоверной Великой княгини Анны (Кашинской) (день кончины её) Обретение мощей святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского Память блаженной Пелагеи, матери Патриарха Иова, ради её тезоименитства (панихида в Знаменской (Вознесенской) церкви г. Ржева) Пр. Вассиана, основателя Рябовой пустыни Пр. Параскевы, игуменьи Ржевской Пр. Антония Леохновского Панихида по благоверном князе Димитрие Юрьевиче Красном в Троицкой г. Бежецка церкви Мученическая кончина Тверского князя Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича, в орде Ноябрь Дата Память Святителя Германа, Казанского архиепископа Пр. Макария Колязинского, празднество в Троицком Колязинском и Троицком Клобукове в г. Кашине монастырях Празднество в гор. Кашине благоверной Великой княгине Анне (воспоминание перенесения её мощей из Успенского в Воскресенский собор)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Немаловажное значение епископ Тверской оказывал на ход общецерковных дел. В 1396 году святитель Арсений прибыл в Москву на поставление епископа Ростовского Григория. В 1401 году он присутствовал среди девяти архиереев на Московском Соборе, осудившем архиепископа Новгородского Иоанна и епископа Луцкого Савву. В третий раз в 1403 году святитель Арсений посетил Москву в связи с совещанием по делам церковного управления. Особую заботу проявлял святитель Арсений о построении новых и реставрации старых храмов. В период его епископства каменное зодчество Твери приобрело широкий размах и художественную значительность. Исследования последних десятилетий свидетельствуют о разнообразии архитектурных форм, использовавшихся тверскими зодчими в этот период; применение белокаменной кладки, украшение фасадов созвучны выдающимся владимиро-суздальским памятникам церковного зодчества XII–XIII столетий. В 1391 году, вскоре после начала архипастырского служения святителя Арсения, в Твери закончилось сооружение надвратной церкви во имя святителя Василия Великого . Тверской князь Михаил Александрович, получив в удел от своего отца город Микулин, окружил его укреплениями и построил на левом берегу реки Шоши каменный собор во имя Архистратига Михаила, который был освящен святителем Арсением в 1398 году. С 90-х годов XIV века расширилось строительство в Старицевтором после Твери города княжества. По благословению святителя Арсения здесь были сооружены собор во имя Архистратига Михаила и храм во имя святителя Николая Чудотворца. При святителе Арсении был обновлен кафедральный Спасо-Преображенский собор – место его епископского служения. Как отмечают письменные источники, основательный ремонт Преображенского собора явился немаловажным событием для современников. В 1407 году была сооружена восьмигранная соборная колокольня. Несомненно, также участие святителя Арсения в основании в 1397–1398 годах Тверского Саввина монастыря – одного из центров русско-афонских связей. Взаимосвязь этой обители с Афоном осуществлялась благодаря близости святителя Арсения с митрополитом Киприаном. Известно, что в Великой Лавре святого Афанасия находилась большая группа тверских книжников из Саввина монастыря, сотрудничавших с афонскими писцами и переводчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

51. Церковная живопись и живописцы в Паломнике Антония Новгородского//Старобългарска литература. Кн. 41–42. София, 2009. С. 402–412. 52.Святитель Арсений Тверской, «богоизбранный епископ»//Вестник церковной истории. 2009. 3/4(15/16). С. 183–190. 53. «Греческая тема» в Киево-Печерском патерике//История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI век. М., 2010. С. 102–105. 54. Устные источники сказаний о чудотворных иконах// Восточная Европа в древности и в средневековье: Устная традиция в письменном mekcme:XXII Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2010. С. 134–139. 55. Александр Невский в исторических источниках//Александр Невский. Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 199–218, 458–462, 497–501, 528. 56. Греческая тема в Киево-Печерском патерике//Проблемы филологии: язык и литература. 2010. 2 . С. 85–92. 57. Византийская чудотворная икона в Древней Руси: проблемы восприятия//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 15. М., 2010. С. 473–489. 58. Сказание об освящении Софии Новгородской и Спасовом образе: к истории текста//Лингвистическая герменевтика: Сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2010. С. 60–65. 59. «Богоизбранный епископ»: Арсений Тверской//Тверские святые и святыни. Тверь, 2010. С. 35–44 60. Анна Кашинская – великая княгиня, супруга и мать (по летописным источникам)//Тверские святые и святыни. Тверь, 2010. С. 113–119. 61. Андрей Боголюбский в восприятии современников// Восточная Европа в древности и в средневековье: Ранние государства Европы и Азии: проблемы политогенеза:ХХШ Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2011. С. 124–128. 62. Икона Боголюбской Божией Матери из греческого монастыря святого Ильи пророка//Вестник славянских культур. 2011. 2(XX). С. 66–70. 63. Тверское владычное летописание конца XШ–XIV в.//Средневековая Русь. Вып. 9. М., 2011. С. 139–152 64. О времени создания текста проложной статьи на 1 августа//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 3(45). С. 57–58. 65. «Иконографические» тексты в сборнике Иосифо-Волоколамского монастыря//Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии. М., 2012. С. 360–362.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033376/

Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига. Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI b.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 20 – князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский, октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 14 – Савва Сербский ; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 18 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский, учитель словенский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодооий Печерский; мая 23 – Леонтий Ростовский; июля 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – князь Владимир. Из русских праздников Пресвятыя Богородицы отмечены: октября 1 – Покров Богороднцы и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери. 927. Извлечения из Церковного Устава , в четвертку, 126 лл., полууставом разных почерков XVI и XVII вв., без переплета; 65 лист порван с ущербом для текста. 928. Устав Церковный , в лист, 636 лл., скорописью XVII в., в дощатом с кожею переплете. Чистые листы: 69, 574 и 629. Состав: 1) месяцеслов с Марковыми главами (1–430 об.), Из русских и славянскпх святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 7 – Иоанн, архиепископ Новгородский, сентября 9 – Иосиф Волоколамский; сентября 10 – Иоасаф князь, Каменский чудотворец; сентября 16 – Киприан митрополит Киевский и мученица Людмила, баба Вячеслава, князя Чешского; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 24 – Авраамий Ростовский; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; сентября 28 – Вячеслав князь Чешский; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 4 – Гурий архиепископ Казанский и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – «В сии день празднуем святым трием святителем Петру и Олексею и Ионе Киевским и вся Русии чудотворцем. Составижеся сий праздник в лето 7104 месяца октября в пятый день повелением благоверного и христолюбивого царя и вели князя Феодора Ивановича всея Русии самодержца по благословению вели господина святейшаго Иева патриарха Московского и всея Русии и всего освященного собора»; октября 15 – Иоанн, епископ Суздальский, октября 19 – Иоанн Рыльский: октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; ноября 5 – Иона, архиепископ Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вступив на архипастырскую кафедру, святитель Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. И князь Михаил Александрович своим умом, своей твердой волей, своими расположениями душевными поддерживал мир между подчиненными князьями; последние годы свои он особенно посвящал на строение и украшение храмов Божиих. Но князь был уже стар и близился к другой жизни, и для блаженного Арсения служило утешением последнее время жизни его. Князь Михаил, позвав к себе одного епископа Арсения, объявил о намерении своем постричься. Благочестивый епископ одобрил и укрепил в князе доброе желание его — посвятить последние дни очищению совести и молитве. И, испросив у всех прощения, князь Михаил смиренно поклонился и пошел в Афанасьев монастырь. На четвертый день он был пострижен с именем Матфея (блаженным Арсением) и спустя восемь лет после этого умер. После Михаила начались сильные раздоры между князьями Тверского княжества. Эти раздоры, сами по себе столько противные духу христианскому, вносили еще раздор в дома боярские, а для народа были сущим бедствием. Много надобно было трудиться святому пастырю, чтобы сколько-нибудь ослабить, если не совсем погасить этот пагубный дух вражды. И труды его не были бесплодны. Жизнь блаженного пастыря служила назиданием для всех. Всегда тихий и кроткий, он ни от кого не отходил с гневом или враждой; был бескорыстен и не ласкал ничем своего самолюбия; дышал любовью ко всем, забывая себя. Заботливый о славе имени Божия, святитель построил несколько храмов в Твери и ее окрестностях. В его епископство, с 1390 по 1409 гг., были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Тяготясь делами страстей людских, пустыннолюбивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 20 верстах от Твери в 1397 г., на реке Тме, им был создан Саввин Сретенский монастырь, первыми иноками которого были преподобные Савва и Варсонофий (память 2/15 марта), принявшие постриг на святой Афонской горе. Не забыл святитель Арсений и обители Печерской, где начинал свои иноческие труды. В 4 верстах от Твери, на реке Тмаке, полюбилось ему место, и он построил здесь храм в честь прпп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил келлии, пригласил иноков и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь богомыслием, молитвами и трудами пустынника. В 1404 г. святитель основал и в следующем году освятил в любимой обители своей каменный храм в честь Успения Богоматери — новое напоминание о близкой к душе его Печерской обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

После сугубой ектении митрополит Амвросий вознес молитву о завершении строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери. По заамвонной молитве перед старинной вышитой пеленой с изображением святителя Арсения Тверского, ковчегом с частицей его святых мощей и мощей Тверских святых митрополит Амвросий прочитал молитву святым, затем духовенство и хор пропели величание. Глава митрополии поблагодарил всех, кто посетил в этот день восстанавливающийся монастырь, основанный святым Тверским епископом Арсением. По окончании богослужения архипастырь благословил всем молящимся трапезу на территории обители в шатре. Для паломников и гостей был организован концерт, для детей — катание на лошадях. Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример служения родной земле и мученического подвига святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская, а также святитель Арсений, епископ Тверской, молитвами и трудами которого в 1394 году был основан Жёлтиков монастырь и построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Святитель Арсений был погребен в Жёлтиковом монастыре в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих. Жёлтиков монастырь был основан в 1394 году святителем Арсением, епископом Тверским, по подобию Киево-Печерского монастыря. Он находился в нескольких километрах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружен сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери. В начале ХХ века обитель постигла судьба многих храмов и монастырей. Монастырь был практически весь разрушен, не осталось ни одного храма. 11 ноября 2020 года на территории Жëлтикова монастыря митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил чин закладки храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В основание храма была положена частица мощей преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. За 333 дня храм был возведен, наполнен необходимой церковной утварью, на колокольню были подняты колокола.

http://patriarchia.ru/db/text/5944947.ht...

Желая после коронации выказать пред народом свое благочестие, она решила отправиться в Ростов, чтобы присутствовать на переложении мощей святителя Димитрия Ростовского в новую серебряную раку. И она писала своему штат-секретарю: «Понеже я знаю властолюбие и бешенство ростовского владыки, я умираю, боясь, чтобы он раки Димитрия Ростовского без меня не поставил», — и приказала поставить к новой раке майора с солдатами. Было назначено в Синоде расследование дела о митрополите Арсении. Членами Синода, находившегося тогда в Москве, были следующие лица: первенствующим — Новгородский митрополит Димитрий Сеченов, затем Московский престарелый митрополит Тимофей Щербатский, архиепископ С.-Петербургский Гавриил Кременецкий, Псковский епископ Гедеон Криновский, Крутицкий архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, Тверской епископ Афанасий Вальковский и Новоспасский архимандрит Мисаил. Главным действующим против Арсения лицом был Димитрий Сеченов, всегда искавший случая к угодничеству. С ним готовы были согласиться и прочие члены. Они поднесли императрице доношение о словах и поступках Арсения, при всеподданнейшем докладе. Императрица сделала распоряжение, чтобы Синод сам судил «своего сочлена, как злонамереннаго и преступника». В половине марта у себя в Ростове Арсений, пришедши в свои покои от вечерни, сказал келейнику. «Не запирай ворот на ночь! Гости будут ко мне в полночь!» Келейник остался в недоумении. Между тем то был один из случаев проявления в митрополите того дара прозорливости, который неоднократно обнаруживался в нем в эту эпоху перенесенного им гонения. Действительно, в полночь прибыль к нему офицер гвардии Дурново и попросил благословения. — Я уже не архиерей, — отвечал Арсений, — и не благословил его. Дурново тогда подал ему сенатский указ, которым предписывалось везти митрополита в Москву, в свиту взять лишь трех человек, вещей не брать, а имеющиеся в келье письма запечатанными захватить в Москву. Митрополит хотел проститься с городом, то есть приложиться к мощам и иконам в соборе. Но ему не позволили.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010