Между тем надвигалось тяжелое время, началось брожение умов. Владыке Иосифу запомнился звонок тверского губернатора Епископу Арсению с просьбой срочно поисповедовать его 12 . В 1917 году Епископ Арсений был назначен Епископом Приазовским и Таганрогским, викарием Екатеринославской епархии. Шестого февраля 1918 года в Таганроге владыка Арсений постриг молодого послушника в монахи с именем Иосиф, а 11 февраля возвел в сан диакона. О своей диаконской хиротонии Владыка позднее писал, будучи в Алма-Ате: «Я прекрасно помню день своей хиротонии. Это было в воскресенье о Блудном Сыне... Масса выпала снегу в ту ночь. Шел Всероссийский Поместный Собор... Владыка немножко заметно волновался, ибо еще не был Собором погребен в вечность Петровский Регламент – до 30 лет воспрещалось постригать, кроме Духовной Академии, а я имел еще юношеские года... И вышло все, как вышло. Первую ектению: «Прости приимше...», конечно, я перепутал, но всем подсказчикам владыка сказал: «Не мешайте ему, он будет прекрасно служить!» Первую вечерню служил я, как будто бы уже давно иеродиаконствую, так как я уже и архиерейскую службу знал и даже тайные молитвы Литургии – ибо святителю много лет книгу держал... А он читал вслух молитвы – чтобы (наверное) я слышал бы их. А на второй день Божественную (первую) Литургию служил, в день Иверской и именно перед своей келейной с Афона. Она была и в Коми, и здесь ныне в своей Иверской архиерейской церкви. Вероятно, я ЕЕ из этого града уже не увезу! Ведь ЕЕ храм!.. А может быть, и сам не уеду и здесь покойному Митрополиту шепну на кладбище: «Подвинься, брате!» 13 . Молодой иеромонах служил подряд 1000 литургий, после чего Владыка Арсений возложил на него преподнесенный прихожанами золотой наперстный крест. Позднее, когда он был по поручению Дивеевской игумении был у Патриарха Тихона (†25.03.1925 г.), то Святейший спросил его: «А это что?», указав на крест. Он ответил, что владыка Арсений обещал объясниться перед Патриархом за эту награду. Во время этой встречи Святейший Патриарх подарил маленькую икону Пресвятой Богородицы, из которой затем после своей архиерейской хиротонии владыка сделал панагию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Епископ Алексий упоминается в 1225 году на Юрьевской кафедре. Святитель Симон, епископ Владимирский, в своём письме-наставлении упоминает епископа Алексия на Юрьевской кафедре. В 1231 году, он упоминается как епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский. В первом томе данного издания этот владыка проходит как Полоцкий, без упоминания его на Юрьевской кафедре. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 371, 498 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 34. Арсений, епископ Луцкий Арсений, епископ Луцкий, упоминается в 1366 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 643 (приложение). Варлаам, епископ Пинский и Туровский (Василий) Владыка Варлаам был хиротонисан на Пинскую кафедру из архимандритов Лещинского монастыря в 1545 году. Находился на кафедре до 1549 года. Дата смерти неизвестна. Погребён в Пинском Лещинском монастыре. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 129. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 156, 167, 520 (приложение). Варсонофий, епископ Сарский и Подонский Варсонофий, епископ Сарский и Подонский, рукоположен в 1312 году (в Пр. Эн. зимой 1313/14). Хиротонию возглавлял митрополит Московский, святитель Пётр († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января). Упоминается в 1330 году в Никоновской летописи как Сарский владыка без имени. Занимал кафедру не позже июня 1334 года. С другой стороны, возможно, владыка Варсонофий в 1316 году мог быть переведён на Тверскую кафедру, так как там появляется владыка с тем же именем. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 199, 646 (приложение). Православная энциклопедия, – М. 2002, т. 6, стр. 676. Гавриил, епископ (митрополит) Галицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Печерской обители было принято, чтобы всякий инок проходил все степени послушания, начиная с самых низших до более высоких. Подобно прочим, и святой Арсений исполнял все послушания, и проходил он их с великой ревностью. День и ночь трудился, не оставляя рук своих в праздности ни на один час: готовил пищу для братии, колол дрова и носил воду; никто никогда не слыхал от него слова ропотного или праздного. Он так украсил себя добродетелями, что был выше всех иноков в обители. Братия удивлялись его усердным трудам и незлобию. В Киеве тогда проживал святой Киприан , будущий святитель Московский 1699 . Увидев, что Арсений отличается острым разумом и преуспевает в добродетелях, он приблизил к себе и полюбил молодого инока, часто беседовал с ним, наставляя его в заповедях Божьих. И когда святой занял престол Московской митрополии, он не пожелал разлучаться со святым Арсением. Святитель взял его с собою в Москву, поставил во архидиаконы и поручил ему заведовать письмоводством 1700 . Сначала святой Арсений просил не налагать на него бремени, говорил, что хотел бы в тишине молиться и подвизаться в добродетелях. Но потом, убежденный святителем, он согласился, – только просил не возводить его на высшие степени священства. Между тем на родине блаженного Арсения, в Твери, возникли нестроения. Тверской епископ Евфимий 1701 внес немалое смущение в свою паству; отличаясь неуступчивым характером, вступался он в мирские дела; не имея смирения христианского, он отличался великою гордостью и тщеславным высокоумием. Своим поведением епископ вооружил против себя не только князя и бояр, но и духовенство, монахов и простых мирян. Тверской князь Михаил Александрович 1702 , видя, что раздор умножается, отправил в Москву посольство и звал митрополита Киприана , чтобы рассудить дело. Святой митрополит Киприан отправился в Тверь, пригласив с собою двух греческих митрополитов, Михаила и Никандра, святого Стефана епископа Пермского, епископа Смоленского Михаила, взял святого Арсения, многих архимандритов и игуменов. Когда освященный собор приближался к Твери, сам князь Михаил со множеством народа вышел ему навстречу и с честью принял прибывших. Лишь только Киприан с прочими отцами достиг города, тотчас же отправился в церковь во имя честного и славного Преображения совершить здесь сначала молебен, потом Божественную литургию и преподал всем свое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В пятом ряду – на правой стороне: преподобные Макарий и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерской, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские. В верхнем (шестом) ряду – на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Комельский, Савватий и Евфросин Савватьевские и Трифон Печенгской (просветитель лопарей); на левой: пр. Нил Столобенской Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и пр. Иосиф Волоколамский. В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии, прежде всего, должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые: 1) в Твери: св. Благоверный князь Михаил Ярославич и его мать Великая княгиня Ксения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают, что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади. – Симеон 1-й, епископ Тверской; он был погребён во Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора. – Феодор 2-й, Епископ Тверской, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено во Введенском же приделе кафедрального собора. – Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесённое в Тверь с места его кончины). 2) В Тверском уезде находятся – в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсения 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 вёрстах от Твери) под спудом почивают мощи Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращён в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 вёрстах от Твери – в бывшем, ныне упразднённом, монастыре, подвизались два брата – пр. Савва и Варсонофий по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Такие труды и подвиги обратили на себя внимание не только монастырской братии, но и управлявшего в то же время Киевской митрополией, святителя Киприана. Последний поставил св. Арсения в свои архидиаконы и сделав его ближайшим сотрудником в занятиях делами митрополии. Но Промысл Божий звал Блаженного к иному высшему служению Церкви. – Обстоятельства Русской Церкви сложились тогда так, что митрополит Киприан приглашён был великим князем Василием Дмитриевичем занять кафедру Всероссийской митрополии. В начале марта 1390 г. Киприан прибыл из Киева в Москву, а с ним вместе и любимый его архидиакон св. Арсений. Как человеку сведущему и богобоязненному, митрополит поручил ему заведование письменными делами митрополии. Вскоре по прибытии в Москву митрополиту Киприану нужно было отправиться в Тверь по приглашению Тверского князя Михаила Александровича, который в недолгое ещё пребывание митрополита в Москве неоднократно обращался к нему с жалобами на своего местного архиерея Евфимия Вислена. Современные летописные известия не дают возможности с совершенной определённостью выяснить причину вражды между Тверским князем и Тверским епископом. Вероятно, вражда возникла и разгорелась от властолюбивого, не терпящего противоречий, нрава великого князя и от неблагоразумной неуступчивости епископа. Великий князь Тверской был властолюбив; «сердце его было яко сердце льва», – говорит о нём местный летописец. Он вёл почти непрестанные войны с Москвой, употреблял все способы утвердить за собой первенство и престол великокняжеский и между тем притеснял своих удельных князей. Неудивительно, если и от епископа требовал он покорности и уступчивости безусловной, а Евфимий сам был характера настойчивого. Он, по свидетельству древнего жития св. Арсения, «был человек высокоумный, никого не считал выше себя и любил вмешиваться в мирские дела». Ссора епископа с князем привела в конце концов к тому, что епископ самовольно оставил кафедру и удалился в один монастырь. В другое время дело это без замедления могло бы быть решено судом митрополита, но никогда управление Церковью Русской не подвергалось таким нестроениям, как в это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монастырь, где и пострижен. Там узнал и полюбил его блаж. митрополит Киприан, управлявший тогда южно-русскими епархиями. Когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царяграда с именем и правами митрополита всей России: то отправляясь в Москву, он взял с собою Арсения в звании своего архидиакона и поручил ему заведывать письменными делами митрополии, как человеку сведущему и чистой совести. В том же году св. Арсений рукоположен в сан епископа Тверского. Пустыннолюбивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на р. Тмаке полюбилось ему место и он построил здесь храм в честь преп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков, и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь богомыслием, молитвами и трудами пустынника. Вслед за тем, как окончилось построение обители, святитель начал готовить себе гроб. Собственными руками тесал он его из камня, выдалбливая ложе из одного и покрышку из другого камня. Так готовил он душу свою к жизни загробной. Ум. 2 марта 1409 года. Мощи, обретенные в 1485 году, почивают открыто в соборном храме Желтикова монастыря. Память святителя совершается 2 марта, по определению Собора 1549 года (Житие св. Арсения, напеч. в 1882 году. Ист. опис. Желтикова монастыря). Житие св. епископа Арсения, очень редкое в рукописях, сохранилось с прибавкой большего или меньшего количества позднейших чудес. Проложное сокращение его помещено уже в сборнике, составленном около половины XVI века. ( В.О. Ключевский , стр. 181 и 182). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут через плеча, концами на перед, правая рука благословенна, в левой Евангелие» (Филимонов, стр. 282). 356. Святый Симеон епископ, преставися в лето 6000 Из рода князей Полоцких (Ист. Р. Иер., I, 105), епископ с 1271. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройство и распри Литовскх князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую к той же епархии. Великий князь Ярослав Ярославич принял его с любовию и наделил новую епископию богатыми имениями и угодьями. Блаж. Симеон управлял паствою, как один из лучших пастырей Церкви. По свидетельству летописи, он хорошо

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Чинно и неспешно совершалось всенощное бдение – парастас в древнем соборе. Могучими волнами неслись к его сводам звуки священных песнопений на литии, исполненных клиром собора – пение, какого нигде в мире нельзя больше услышать. Неспешно, отчет­ливо, отчеканивая каждое слово, читали, или, лучше сказать, выпевали два сакеллария непо­рочны и канон; мы, архиереи, выходили на литию, а потом, начиная с непорочны, стояли среди храма до конца всенощной и ушли в алтарь лишь по возглашении, после отпуста, веч­ной памяти святителю Божию у его гробницы. Служба длилась четыре с половиной часа и, несмотря на усталость, не хотелось уходить из этого святилища Божия, где, чувствовалось, с нами молились здесь почивающие святители – печальники родной земли, где, казалось, предстоял с нами великий страдалец за веру и Отечество, святейший Патриарх Гермоген. На другой день богослужение началось крестным ходом из Казанского собора в Успен­ский с чудотворною иконою Богоматери Казанской, которую некогда изъял из земных недр святитель Гермоген в Казани. Она и поставлена была над его гробницей. Тут же стоял и стяг князя Пожарского, который, молитвенною помощью святителя, освободил Москву от поляков. В богослужении, как накануне, так и 18-го числа, принимали участие: Митрополит Московский Владимир, архиепископы – Новгородский Арсений и Ярославский Тихон, я и епископ Серпуховский Анастасий. На панихиду вышли еще святители: архиепископ Алек­сий, бывший Тверской, Димитрий, епископ Рязанский, Гавриил, бывший Омский и другие епископы, живущие в Москве. Пел хор синодальных, бывших патриарших, певчих. Певцы были одеты в красивые, наподобие древних боярских, кафтаны с золотым шитьем по опле­чью и наподольнику. В конце литургии Митрополит произнес слово о значении подвига свя­тителя для России. После панихиды все святители отправились крестным ходом в Чудов монастырь, в то подземелье, где священномученик за веру и Отечество испустил свой дух в заключении. Здесь совершена была краткая лития, закончившаяся вечною памятью прис­нопамятному святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

На летнюю сессию были вызваны экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Николай Любимов, настоятель Успенского собора Московского Кремля, профессора протоиереи Александр Смирнов и Александр Рождественский , протоиерей Феодор Филоненко. 29 апреля Синод обратился с Посланием к российской пастве, в котором призывал провести «выборное начало на всех уровнях церковного управления», в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Большинство епархиальных съездов выразило доверие правящим архиереям и просило Святейший Синод об оставлении их в епархиях. Свои кафедры сохранили преосвященные Новгородский Арсений (Стадницкий) , Волынский Евлогий (Георгиевский), священномученики Тамбовский Кирилл (Смирнов), Пермский Андроник (Никольский) , Астраханский Митрофан (Краснопольский). Но во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке. Обновленческие настроения захватили часть мирян и клириков, особенно низших – псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже упразднить монашество. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались забаллотированными. Под предлогом самых вздорных обвинений в Тверской епархии голосами псаломщиков был уволен с кафедры священномученик архиепископ Серафим (Чичагов) . Им недовольны были за строгие требования, которые он предъявлял к кандидатам священства. Но среди иерархов, избранных в это беспокойное время, были и архиереи выдающихся церковно-административных способностей, преданные Церкви, любимые в православном народе. На Петроградскую кафедру голосами питерской бедноты был избран священномученик Вениамин (Казанский), на Московскую – святитель Тихон (Беллавин). Между тем антицерковный курс Временного правительства становился все более очевидным. 20 июня вышло постановление о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения. Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении четырнадцатилетнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Министерство просвещения торопилось использовать это положение для того, чтобы низвести преподавание Закона Божия на уровень факультативного предмета или вовсе устранить его из программы обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И так далее – на каждую неделю годичного круга. Сокращения здесь: «Деян.» – «Деяния апостолов», «Ев. Ин.» – «Евангелие от Иоанна», «Ев. Мф.» – «Евангелие от Матфея», «Ев. Мк.» – «Евангелие от Марка», «Флп.» – «Послание апостола Филиппа» и т. д., как принято сокращенно писать названия евангельских текстов. Ныне эти таблицы прилагаются на каждый день в ежегодно издаваемом православном церковном календаре. 15 марта 1819 года Филарет вступил на вторую сверху ступень церковной иерархической лестницы – он был возведен в сан архиепископа и получил в свое ведение Тверскую епархию, одну из древнейших на Руси – ее учредили вскоре после возведения на великокняжеский престол тверского князя Ярослава Ярославовича в XIII веке. Ярослава в 1271 году хоронил первый тверской епископ преподобный Симеон Полоцкий . Тверские епископы пользовались огромным влиянием не в одной Твери, их призывали в третейские судьи во время княжеских споров. Филарет (Дроздов) оказался сорок девятым по счету тверским архиереем после преподобного Симеона. Среди его предшественников – составитель Печерского патерика святитель Арсений, чудотворец Казанский святитель Варсонофий, борец с расколом и основатель в Твери духовного училища Феофилакт (Лопатинский). За тридцать пять лет до Филарета Тверскую кафедру возглавлял его покровитель и наставник юности митрополит Платон (Левшин) . Сменил же Филарет на этом посту архиепископа Серафима (Глаголевского), коему, увы, суждено будет вскоре стать его противником. Отныне его жизнь растянулась между Петербургом и Тверью. Большую часть времени он проводил все же в северной столице, но и в подвластную Тверь нужно было постоянно надолго выезжать. Большой объезд своей епархии он смог осуществить только в мае-августе 1820 года. До этого много времени отнимали завершение дел в академии и работа в Синоде. Освящая соборный храм Рождества Христова в тверском Рождественском монастыре, он произносил проповедь о необходимости понимания прихожанами смысла их присутствия в храмах: – Дело состоит в том, чтобы каждый тщательно и беспристрастно испытал самого себя, видит ли он духом и ощущает ли, как должно, во храме Божием присутствие славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Шестого архиепископа, для которого кафедра соборным определением назначалась в Нижнем Новгороде, патриарх Иов не произвел, и самая епархия Нижегородская открыта уже впоследствии. Но вместо этого шестого архиепископа долгое время числился в составе русской иерархии известный нам Арсений, архиепископ Елассонский. Он хотя уехал было из Москвы вместе с патриархом Иеремиею, но в мае 1591 г. опять прибыл в нее с Тырновским митрополитом Дионисием и остался у нас навсегда. Царь Федор Иванович указал ему жить в Москве при Архангельском соборе и совершать в нем службы по усопшим русским князьям. Арсения приглашали в соборные заседания русских святителей, и под соборными грамотами он подписывался то Елассонским, то Архангельским архиепископом. Впрочем, в 1602 г. открыта была патриархом Иовом и шестая архиепископия, только не в Нижнем Новгороде, а в Астрахани, и первым архипастырем для нее поставлен был Феодосий из архимандритов местного Троицкого монастыря. Что же касается епископий, которых предположено было восемь, то кроме Коломенской, существовавшей от прежнего времени, и Псковской, открытой в 1589 г., при Иове открыта еще лишь одна епископия — Корельская, епископ которой Сильвестр упоминается в 1598 г. А в остальных пяти городах, в которых соборным определением назначено было учредить епископские кафедры, они не были учреждены ни теперь, ни даже впоследствии. Первое место в ряду митрополитов принадлежало Новгородскому, и патриарх Иов, рукоположив в 1592 г. для Новгорода нового архипастыря Варлаама, в настольной грамоте ему, данной от лица Собора, говорил: «Почтохом его святительскою почестию и седанием, во всем Русском патриаршествии первому ему быти митрополиту местом и святительским седанием, и впредь по нем прочим митрополитом Ноугородским и Великолуцким тоюж святительскою почестию и седанием почтеным быти и именоватися». Вторым митрополитом был Казанский, третьим — Ростовский, четвертым — Сарский и Подонский. Архиепископы, по крайней мере во дни Иова, следовали один за другим в таком порядке: Вологодский, Суздальский, Смоленский, Рязанский, Тверской, Елассонский, или Архангельский, и Астраханский.

http://sedmitza.ru/lib/text/436095/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010