Во второй части вероопределения собора 754 года приводятся против иконопочитания доказательства из Свящ. Писания, Свящ. Предания. Отцы пользуются и ветхим и Новым Заветом. В Ветхом Завете сказано: «да не сотвориши себе кумира, ни всякого подобия, лика на небеси гор, и елика на земли низу» ( Втор. 5:8 ). Иконы, говорят иконоборческие епископы, суть кумиры. Следовательно, делание и почитание их запрещается Св. Писанием Ветхого Завета. А в Новом говорится: «Дух есть Бог , и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятся» ( Ин. 4:24 ) и еще «Бога никто же виде нигдеже» ( Ин. 1:18 ), «и ни гласа Его слышасте, ни видения Его видесте» ( Ин. 5:37 ). Таким образом, заключают отцы иконоборческого собора, к иконопочитателям должно отнести следующие слова Апостола Павла: «И измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека 6 », «и почтоша и послужиша твари паче Творца 7 ». Из предания Церкви отцы пользуются свидетельствами Св. Епифания Кипрского , великих Святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста , выписывая из творений их места, против язычников, как благоприятствующие иконоборческим доводам. Приводятся изречения из творений Великого Афанасия, Амфилохия Иконийского , Евсевия Памфила и из апокрифической книги «Путешествия Апостолов». Общий вывод из свидетельства Свящ. Писания и предания церковного иконоборческий собор излагает так: «Итак мы собрали эти свидетельства из Свящ. Писания и из Св. отцев и сгруппировали в настоящем определении, выбрав, так сказать, из многого немногое, чтобы не растягивать своей речи. Весьма много есть и других мест, но мы охотно опустили их, потому, что их бесконечное множество. Итак, будучи твердо наставлены из богодухновенных писаний и отцев, а также утвердив свои ноги на камне божественного служения духом, все мы облеченные саном священства, во имя Святой Троицы, пришли к одному убеждению и единодушно определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения». В заключение иконоборческого собора излагаются (за)прещения на иконопочитателей, с угрозами, духовным лишением сана, а мирянам – анафемою и преданием светскому суду. За (за)прещениями следуют восемь анафематствований на иконопочитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

святитель Амфилохий, епископ Иконийский Почему вы, сыны истины, присутствуя здесь во Святой и Кафолической Церкви, не перестаете печалиться? Если сему есть какая причина, скажите, откройте мне, как возлюбленные чада отцу, исполненному любви, дабы вам получить от сего утешение. Ибо неприлично облекшимся от самого рождения чрез святое Крещение во Христа, Истинного Бога нашего, мучиться и терзаться скорбью. Да не будет! Преблаженный Павел заповедует непрестанно радоваться, когда говорит: Радуйтесь о Господе: и паки реку, радуйтесь: кротость ваша известна да будет всем человеком (Фил 4:4). И так, какая причина сего уныния? Изъясните, хотя еще прежде изъяснения я уразумел ясно оную: Бог открыл ее моему неразумию. Знаю, знаю, что завистливый диавол обуревает ваше сердце нечистыми и скверными помыслами и помрачает разумное око души. Одним внушает нечестивые хулы и другие ужасные и нелепые мысли. В других влагает ереси, мрачные чувства, и, злобный, извращает для них таинства веры. Сих наклоняет к тщеславию, а тех вооружает против святых икон, называя их бесполезными и ненужными. Иных подстрекает к любодейству и сладострастию и другим гнуснейшим порокам; особливо же в церкви, во время молитвы, уязвляет сердца людей слабодушных, не имеющих силы противоборствовать. А некоторых приводит к тому, чтобы не веровали бессмертной и животворящей Евхаристии и терзались от недоумений, изъясняя им, что это простой хлеб, простое вино, и более ничего. Все сии преступные мысли для того так заботливо всеевает темный оный демон, чтобы каким-нибудь образом ввергнуть сердца человеческие в нестерпимую печаль и скорбь, от скорби привести в охлаждение и нерадение, от нерадения в отчаяние. Но умоляю вас, святая паства Великого Пастыря Иисуса Христа! не занимайтесь много наваждениями, происходящими от демона, и не обращайте их в предмет вашего размышления. Только не было бы осуществлено самым делом мыслимое. Только не было бы приведено в действие всеваемое в душу вашу, - и семя врага тотчас будет попрано.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/39/h...

но также ученость, благочестие, многополезная для Церкви иерархическая и научно-богословская деятельность создали Амфилохию ту славу, какой он пользовался у современников» 278 . Обычно отмечается «простота» богословия св. Амфилохия и его всецелая опора на Священное Писание 279 ; подчеркивается также отсутствие у него вкуса к «философской» разработке богословских вопросов 280 . Такого рода характеристики, как нам представляется, не являются минусом в оценке православного богослова, ибо отсутствие или присутствие «философского вкуса» нисколько не препятствует или, наоборот, нисколько не содействует проникновению в тайны Богомыслия. Несомненно одно: в сохранившихся творениях св. Амфилохия читателя привлекает глубокая теплота религиозного чувства и ясность видения узловых вопросов христианского вероучения. Тайна Боговоплощения и крестной смерти Господа является центральной осью его духовного опыта и богословских умозрений. Великий парадокс святитель описывает так: «Господин с рабами», «Бог с людьми» и «Судия с виновными вкушает общую трапезу. Именно поэтому пришел Он на землю, не оставив при этом небо, и именно для того стал Человеком, не переставая быть Богом, чтобы и по морю плавая оказавшихся в пучине житейского моря извлекать из глубины греха, и обходя веси и города и пробегая по тропам, стезям и дорогам заблудшихся на распутьях, как овец, не имеющих пастыря, привести в Свое стадо» 281 . Тайна Милосердия Божия, проявившаяся столь ярко в Воплощении Бога Слова, делается предельно выразительной на Кресте: «О, новое и необычайное чудо! Распростерший словом небеса на Древе простирается, и Связавший море песком в узы заключается, и Даровавший источники меда испивает желчь, и Увенчавший землю цветами венчается терном, и Поразивший в водах главу фараона терпит избиение тростью по главе, и Тот, на Которого не смеют Херувимы взирать, был оплеван в лицо» 282 . Показывая этот великий парадокс крестной смерти Господа, Иконийский епископ, как и все каппадокийские святители, отстраняется от примитивного «теопасхизма»: «Сын Божий на Крест возносится и плотью за нас распинается, и хотя плоть страдает, божество остается бесстрастным» 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

18 Правило, именуемое апостольское 85: Лаодикийского собора правило по кормчей книге 58, а в Пандектах тоже 60: Карфагенского собора прав.24, по кормчей книге, а в пандектах тоже 27 Ветхого и Нового Завета книги исчисляя, божественным писанием оные именуют, упомянутое карфагенского собора правило так пишет: ничтоже, кроме именованных книг в правилах, в церкви да не почитается во имя божественных писаний. 19 Свидетельствуют церковные учители тоже: великий Афанасий в 39 послании праздничном, (о котором упомянуто выше под числом 20): да и в синопсис на Ветхий и Новый Завет : святой Григорий Богослов в стихах: святой Амфилохий, епископ Иконийский в ямбических стихах к Селевкию, в кормчей лист 265–266: святой Иоанн Дамаскин в четвертой книге о вере, в гл.17, исчисляя поименно все заветные книги, тому же нас научают. И все другие отцы и церковные учители, когда Господь в книгах своих говорят, что слово Божие, или священное писание учит нас тому, или сему: то не иное разумеют бытии писание. Как только Нового или Ветхого Завета писания. 20 Сказано под 21 числом о слове Божием, что оное в Ветхом и Новом Завете, в книгах пророческих и апостольских содержится. В обоих же Заветах сколько ни есть заповедей, на пример: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших: научитеся добро творити, избавите обидимого. Исаии 1:16,17. И в Новом Завете: блюдите да никтоже вас прельстить. Мф.24:4 . Внемлите себе да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством и печальными житейскими. Лк.21:34 . Внимайте себе и всему стаду. Деян. 20:28 . И прочая сим подобная, вся суть заповеди Божия, и к десятисловию надлежать. 21 Святых Отец писания суть книги, их трудами сочиненные, и содержать в себе или изъяснение слова Божия, или особенные проповеди, на основании оного к народу сказанные или другие вещи, о которых писать надобность церковная и польза общая тогда требовала: что они по долгу своему с помощью благодати Святого Духа и писали. 22 Предания церковные суть установления и правила, коими определено как церковное общество управлять, когда и какие праздники и каким чином в славу Божию праздновать. Посту быть Господь заповедал: но когда его держать, и когда разрешать, и на что, то от предания имеем. Кратко сказать, все чины, последования церковные и тайны святой, кои от слова Божия имеем. Все то преданием церковным именуется и есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма. На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов , которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру. За свою короткую жизнь (†379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (†394; память 23 ноября), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: «Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим». За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли – святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий , наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его – в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Современник и друг св. Василия и Григория Назианзина , св. Амфилохий 706 1 ), был родом из Каппадокии и родился в той же Кесарии, где и Василий 707 . Отец его, называвшийся также Амфилохием, был родной брат блж. Нонны, матери Богослова Григория 708 . «Он нашел, говорит св. Григорий, ключ разумения для всякой книги, смертным ли она писана или пренебесна, и некогда превосходил всех каппадокийцев красноречием и добросердечием. Он был счастлив, благороден, силен в слове, служил помощью для всех родных, благочестивых, благородных, ученых, и наставником в слове» 709 . Если же таким заботливым наставником был он для молодых родственников, в том числе и для племянника своего св. Григория 710 , понятно, какое образование дал он детям своим: им дано лучшее, блистательное образование того времени. Старший сын его, Евфимий, по окончании образования обручен был с прекрасною и богатою невестою и умер 711 ; дочь Феодосия осталась девственницею и воспитала знаменитую богатством и святостью Олимпиаду 712 . Молодой Амфилохий вступил в звание адвоката 713 . Одним из первых дел нового адвоката было защищение диакона Евфалия, которого, по происхождению его из податного состояния, хотели исключить из духовного звания. Св. Григорий просил Амфилохия начать новую службу добрым делом – защитить диакона Евфалия; иначе, писал он, этот потерпит самую печальную участь, один не воспользуется человеколюбием настоящего времени и тою честию, какую воздают цари священным лицам 714 . Эти слова св. Григория дают видеть и то, что Амфилохий принял на себя звание адвоката при имп. Иовиниане, около 364 г. Занятии адвоката нравились молодому Амфилохию: но они же ввели было его в беду и наделали ему много неприятностей. Один человек, будучи виновен в важном преступлении, умел представиться Амфилохию совершенно невинным и молодой адвокат с жаром защищал его. Первым следствием было то, что на адвоката посыпались самые невыгодные отзывы, а потом ожидала его ответственность пред законом. Св. Григорий в другом случае писал к Амфилохию: «мы не часто бывали вместе, но этому надлежало бы быть и по нашей дружбе, и по дружбе наших отцов» 715 . Теперь он просил за Амфилохия ипарха Софрония. «Скорее могу, писал он, ожидать чего-нибудь невероятного и необыкновенного, чем думать, что он для денег сделает или подумает неблагородное. Столько общий голос приписывает ему правоты и благоразумия, что это даже превышает возраст его.... Не дозволь же себе равнодушно смотреть, как мучат его клеветами 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Правда, помимо отмеченной возможности искажения мыслей Диодора аполлинаристами, можно видеть, что в приведённых выдержках и вообще в христологии Диодора чувствуется стремление сохранить непреложность Бога Слова. По этому поводу Н. Фетисов замечает: “Подобная реалистическая терминология находила своё всецелое оправдание в желании сохранить непреложность Божества и цельность человечества и, не привнося ничего экстравагантного своим содержанием, она не уходила далеко от мыслей великих, признанных авторитетов Церкви — святителей Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Иоанна Златоуста, которые при уяснении взаимоотношения природ в Лице воплотившегося Богочеловека допускали подобные же аналогии храма, скинии, обитания, вселения” 63 . Это наблюдение русского патролога требует некоторой корректировки: акцент на неслиянности природ Христа у Диодора явно сильнее, чем акцент на их нераздельности. И сам Тарсский епископ, скорее всего, интуитивно это чувствовал, пытаясь частично нейтрализовать подобную диспропорцию. В частности, он высказывается так: “Ибо прежде веков рождён от Отца Бог Слово, Единый от Единого. Образ же раба есть порождение Девы в последние времена, человек от Духа Святого. Но мы не говорим о двух сынах, мы, которые говорили, что Рождённый от Марии принял сыновство по благодати” 64 . Но подобное отрицание “теории двух сынов” Диодором всё-таки не развеивает полностью представления, что для него Христос есть “иной и иной”. Нельзя сказать, что Тарсский архипастырь полностью отрицал “взаимо­общение свойств” двух природ Христа. Он допускал и термин Богородица, но одновременно употреблял также и термин “Че­ло­веко­родица”. Однако подобное “взаимообщение свойств” не было тесным, имело как бы некий “люфт”, превышающий необходимый “допуск”. Поэтому Диодор считал, что Сын Давидов может быть назван Сыном Божиим, но лишь в несобственном смысле. Модус единения природ Христа им чётко не продумывается. Хотя Либерат и говорит, что Диодор признавал две природы в одном Лице, но понятие “лица” им при этом ясно не определяется.

http://pravmir.ru/diodor-tarsskiy/

- Мы достаточно много говорили сейчас о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью? -Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Но подготовкой может быть и просто молитва с покаянным чувством: " Боже, милостив буди мне, грешнику " . И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощение у Бога, стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец[ 5 ] называет ощущением себя " виновномилуемым " , то есть почувствовать: я погибаю и это сознаю и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь пред Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее. У игумена Никона (Воробьева)[ 6 ] есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которой из-за возраста и болезни предстояло готовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: " Вспоминай все свои грехи и в каждом - даже и в том, который исповедала - кайся пред Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть - почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем - покаянием, приносящим радость " . Это самое необходимое - почувствовать мир с Богом. Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Пастырь, педагог, духовный писатель. Широко известна его книга " Записи " , в которую вошли короткие заметки, размышления, отрывки из писем, фрагменты проповедей (впервые опубликована в Париже в 1935 г.; в России переиздавалась не однажды). Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340 - после 394; память 23 ноября/6 декабря). Современник и друг святителей Василия Великого и Григория Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2155...

16–18). Изложив эти видения, Епископ Игнатий говорит: «По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков; являются таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий. Петр и Арефа извлечены были из пропасти греховной страхом от виденного ими состязания ангелов с бесами, а Феофил, которого недостаток заключался не в образе жизни, а в образе мыслей, наставлен смиреномудрию и вместе извещен об ожидающем его блаженстве» (т. III, стр. 18). Такой же характер имеют явления ангелов, духов и душ, передаваемые в Слове Божием (См. сочинения Епископа Игнатия, т. III, стр. 217–231). Таковы видения св. великомученицы Параскевы, препод. Тита Печерского, св. Амфилохия Иконийского , препод. Пимена Многострадального, Киево-Печерского препод Алипия Печерского, особенно святого Андрея Юродивого, препод. Никона Сухого Киево-Печерского, инока, св. Иоанна Новгородского, отрока Михаила, свв. Сергия и Вакха, препод. Петра Афонского, Валаамского схимонаха Кириака, св. Нифонта (т. III, стр. 237–251). Во всех выше перечисленных случаях явление духов людям, воспринимаемое последними через внешние чувства, имело целью или вразумление людей, или укрепление их духовных и телесных сил для благочестивого подвига, или избавление их и других людей от грозившей им опасности, причем сподобшиеся чудесных явлений были чужды гордости и самомнения, а наоборот–полны смирения и покорности воле Божией. 772 Там же, стр. 24, то же самое усиленно подчеркивается на стр. 53, 284 и 300 того же III тома. 775 Там же, стр. 44. Епископ Игнатий в изобилии приводит примеры, разъясняющие условия распознания чувственных явлений духов, напр. стр. 38–40, того же III тома. 782 Там же, стр. 58–59. См. т. IV, стр. 100–101. Подробнее о борьбе человека с духом зла сказано будет в следующих главах. 787 Статья Преосвященного Феофана первоначально была напечатана в Тамбовских Епархиальных Ведомостях за 1867 год, 19–23 и 1868 г. 1–3 и отсюда оттиснута была небольшой книжкой в ограниченном количестве экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В тот же день память святого благоверного князя Михаила Тверского.  Память 23 ноября Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского Святой Амфилохий епископ Иконийский, друг великих вселенских учителей святого Василия Великого и Григория Богослова, был родом из Каппадокии и родился в городе Кесарии. Отец его, называвшийся также Амфилохием, был родной брат блаженной Нонны матери святого Григория Богослова. Это был муж великого ума и глубоких познаний, с коими соединял красноречие и, при всем этом, еще и добросердечие и благочестие и служил помощью для всех родных и наставником в слове. Заботясь о своих детях, он дал им прекрасное образование и воспитал их в духе христианского благочестия. Младший сын его, пришедши в возраст, сначала выступил оратором и адвокатом. Но, еще с юных лет, он возлюбил Бога паче всего и потому вскоре, по убеждению святого Григория Богослова, избегая мирских тревог и суеты, удалился в пустыню, где и стал проводить иноческую, строго-подвижническую жизнь, усердно служа одному только Богу. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост. В таком строгом самоумерщвлении и подвигах поста святой Амфилохий прожил довольно долгое время, пока Господь не указал ему другое высшее, святительское, служение, поставив его, как бы светильником на свещнице Церкви. Когда скончался епископ церкви Иконийской Ангел Господень явился Амфилохию ночью и сказал, чтобы он шел в город и пас духовных овец; но Амфилохий не решился идти. В следующую ночь опять явился ему Ангел и сказал: — Ступай в город, Амфилохий, и паси овец, которых вручает тебе Бог. Но Амфилохий и на этот раз не послушал Ангела, думая, что явление его есть обольщение злого духа: «и сатана, подумал святой, иногда может преобразоваться в светлого Ангела». В третью ночь Ангел, явившись к нему, позвал его: — Амфилохий! Встань с постели! Быстро встав, Амфилохий в страхе сказал: — Если ты — Ангел Божий, станем оба на молитву. Преклонивши главу, Амфилохий начал петь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Но и явившийся пел с ним вместе. Затем Ангел взял его за правую руку и повел в бывшую неподалеку церковь, двери которой сами собою растворились пред ними. Когда они вошли внутрь, Амфилохий увидел яркий свет и множество мужей в белых одеждах, которые взяли его, привели к алтарю и дали ему в руки святое Евангелие, говоря: «Господь с тобою!» Один же из них, по-видимому, старший, громко провозгласил: «Помолимся все», и потом сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010