Святитель Амфилохий Иконийский (около 340 или 345, Каппадокия – после 394) – епископ города Иконии, принадлежавший к кругу великих отцов-каппадокийцев, защитник православного учения о Пресвятой Троице, автор целого ряда замечательных гомилий на церковные праздники. Святитель Амфилохий родился в Кесарии Каппадокийской в аристократической семье, приходился двоюродным братом святителю Григорию Богослову Будущий святитель получил хорошее образование в Антиохии, где учился у знаменитого ритора Ливания. После учебы избрал карьеру адвоката и в середине 60-х годов переехал в Константинополь. В ту пору он уже мечтал о монашеском подвиге, однако заботы о престарелом отце препятствовали исполнению этого желания. В 374 году по рекомендации святителя Василия Великого Амфилохий был рукоположен на епископскую кафедру города Иконии. Святитель Амфилохий деятельно боролся с арианской ересью, будучи соработником святителей Василия Великого и Григория Богослова в деле защиты православия, участвовал во II Вселенском Соборе (Константинополь, 381 год). Святитель Амфилохий сумел лично добиться от императора Феодосия Великого запрета для еретиков устраивать свои церковные собрания внутри городских стен. Также святитель Амфилохий противостоял и возникшей в монашеской среде ереси мессалианства (или евхитства), отрицавшей спасительное значение церковных таинств и провозглашавшей положительную значимость одной лишь частной келейной молитвы, а также практиковавшей крайний духовно нездоровый мистицизм. Последнее упоминание о жизни святителя Амфилохия относится к 394 году, когда он присутствовал на Поместном Соборе в Константинополе. Публикуемое «Слово на воскрешение Лазаря» святителя Амфилохия Иконийского является прекрасным образцом его богословски глубокого, образно яркого и возвышенно-поэтичного гомилетического наследия. Текст «Слова на воскрешение Лазаря» печатается с любезного согласия переводчика – игумена Вассиана (Змеева). Русский перевод впервые опубликован в журнале «Альфа и Омега». М., 2005. 43. Печатается в новой уточненной редакции. Перевод осуществлен по изданию: Datema C. Amphilochii Iconiensis opera. Corpus Christianorum. Turnhout, Leuven, 1978. S. 75–92.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

10 Преподобный Стефан Савваит, творец канонов († после 807; память совершается 28 октября), именуемый также Святоградцем, потому что он был иноком святого града Иерусалима, подвизался в конце VIII – начале IX веков в лавре преподобного Саввы Освященного. Ему принадлежит описание страданий святых отцов, убиенных в обители святого Саввы в 796 году: «…приступаю я к повествованию о нападении бесчеловечных варваров на святую лавру святого отца Саввы и о избиении в ней отцов наших; сам я видел это своими глазами, жив в ней во время набега их». Из богослужебных текстов его перу принадлежат каноны Обрезанию Господню, преподобному Кириаку отшельнику, подвизавшемуся в Палестине (память 29 сентября), преподобным отцам, во обители святого Саввы убиенным (память 20 марта), а также различные тропари и стихиры, в том числе пять стихир в службе на Рождество Божией Матери. 11 Святитель Амфилохий, епископ Иконийский († после 394; память совершается 23 ноября), родился в Кесарии Каппадокийской и был двоюродным братом святителя Григория Богослова и близким другом святителя Василия Великого . До своего призвания к святительскому служению он около сорока лет подвизался в пустыне. После того как в 372 году скончался Иконийский епископ, ангелы Господни трижды являлись святому Амфилохию, призывая его идти в Иконию на святительское служение. Истинность этих видений была подтверждена тем, что ангел, явившись в третий раз, вместе со святым воспел ангельскую песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Небесный посланник повел святого в ближайший храм, где собором ангелов он был рукоположен во епископа. Возвращаясь в свою келию, святой Амфилохий встретил семь епископов, которые разыскивали его, по повелению Божию, чтобы поставить его епископом Иконки. Он рассказал им, что уже рукоположен ангелами. В течение многих лет святитель Амфилохий пас иконийскую паству. Его молитва была столь дерзновенна, что он испрашивал у Господа исцеления душевных и телесных недугов своих пасомых. Святитель Амфилохий принимал участие во II Вселенском Соборе (381).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Обращенный Максим с клятвою уверял всех предстоящих, что он видит ангелов Божиих, как солнце сияющих, которые, изводя души умерщвленных мучеников из тел, возносят их со славою великою на небеса. Самая лучшая купля переменять временное на вечное Некоторые просили, чтобы св. муч. Кикилия не губила своей красоты самопроизвольною смертью; она отвечала: «я не гублю красоты юности моей, но переменяю на лучшую и отдаю глину за драгоценный камень, земную храмину тела – за пресветлые небесные палаты.» 23. Св. Амфилохий, епископ Иконийский Посвящение свыше ангелами Св. Амфилохий сорок лет подвизался в одной пещере; потом ангел три раза являлся ему, призывая его на паству; но он не уверился в призывании до тех пор, пока ангел не стал с ним на молитву и не начал петь: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земли славы Твоея.» Потом ангел привел его к одной церкви, двери которой сами отворились, и где св. Амфилохий увидел большой свет и множество мужей в белых ризах. Мужи привели его к алтарю и дали ему в руки святое Евангелие, говоря: «Господь – с тобою!» Один из них, более других светлый, сказал громко: «помолимся все; святая благодать поставляет брата нашего Амфилохия епископом граду Иконийскому, помолимся за него все, да благодать Божия на нем будет». По молитве, давши ему мир, они стали невидимы. Так св. Амфилохий был посвящен во епископа ангелами. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца Св. Амфилохий просил царя, изгнать из города всех ариан; но царь его не послушал. Пришедши однажды к царю, св. Амфилоий поклонился ему, а сыну его нет. На вопрос об этом он сказал: «ты, царь, гневаешься на меня, что я не воздал сыну твоему равной чести с тобою; как же не гневаться на тебя Отцу Небесному за то, что ты не воздаешь равной чести Его Сыну?» Царь, пораженный мудростью святителя, велел изгнать ариан. Св. Григорий, епископ Акрагантийский Господь указывает путь, средства и спутников Желая быть в Иеоусалиме, св. Григорий молился об этом Богу, и ангел три раза являлся во сне и звал: «Григорий!» По зову и указанию ангела, Григорий нашел на берегу корабль и отплыл в святые места; там встретили его три неведомые старца, которые сопутствовали ему. Древние пресвитеры были женаты

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В 372 г. Амфилохий, по убеждению св. Григория 717 , удалился в пустыню. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост 718 . Самое место уединения было таково, что иногда и по неволе приходилось поститься. Пустыня богата была зеленью и цветами: но хлеб надлежало ожидать со стороны; св. Григорий посылал хлеб пустыннику и раз с душевною улыбкою писал: «щедрее посылайте нам зелень, или же станем грозить задержать у себя запас хлеба и тогда узнаем, точно ли кузнечики питаются одною росой 719 ». По смерти Фавста, Иконийского епископа, скончавшегося в 373 г. 720 блж. Амфилохий, «уловленный не расторгаемою сетью благодати и мановением Божием приведенный в Писидию» 721 поставлен был в епископа Иконии, тогда главного города области Ликаонской, след. с правом управления всеми церквами области 722 . Это сильно отяготило душу Амфилохия. Св. Василий писал ему в утешение: «если бы самому тебе надлежало нести бремя: то, конечно, оно тяжело и даже невыносимо. А если Господь несет его с тобою: то возверзи на Господа печаль твою» 723 . Вскоре после посвящения своего Амфилохий предпринимал путешествие в Кесарию для совещания с Василием и успел заслужить любовь всех кесарийцев. Св. Василий, приглашая его к себе (в том же 374 г.) к кесарийскому празднику св. Евтихия, писал к нему: «Будь уверен достопочтеннейший и истинно любезнейший для меня, что народ мой, узнав многих по опыту, желает твоего прибытия более, чем успеха в чем-нибудь. Так возбудил ты любовь их к себе в короткое пребывание у нас. Потому чтобы и Господь прославился и люди возвеселились, и мученики были почтены, и я старец получил от искреннего сына услугу, благоволи пожаловать ко мне; да предвари дни праздника, чтобы на досуге побыть нам с тобою вместе и утешиться общением духовных дарований. Празднество (памяти св. Евтихия) бывает 5 сентября. Посему прошу тебя прибыть за три дня» 724 . В это вторичное пребывание свое св. Амфилохий упросил Великого Василия написать о Св. Духе для обличения духоборцев и в прекращение разных толков оскорбительных 725 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это был принципиальный спор. И свое слово в этом споре сказал Василий Великий . И оно вошло в «Книгу правил» как правило святого Василия Великого . Вообще говоря, оно было известно и раньше. Это правило было составлено из Послания святителя Василия Великого его другу архиепископу Амфилохию Иконийскому . В нём он подробно разбирает вопрос взаимоотношения между Православной Церковью и всякого рода расколами, схизмами и ересями. В соответствии с этим правилом в Русской Православной Церкви, особенно в Синодальный период, исполнялись так называемые три чина принятия Православия. Первый чин – крещение. В случае если крещение было выполнено неправильно из-за ересей, то проводилось новое крещение. Второй чин – миропомазание, когда принимались люди крещёные. Третий чин касался тех, кто переходил в Православие, например римских католиков. Это совершалось через Таинство исповеди и участие в евхаристии. Священнослужителей и епископов принимали в «сущем сане», то есть ничего не меняя. Юрий Павлович Граббе, который стал впоследствии священником, а затем епископом, всю свою жизнь стоял на крайней точке зрения. И на этом строил взаимоотношения Зарубежной Церкви с другими Церквами, включая и Русскую Мать- Церковь . Для меня это было совершенно неприемлемо, потому что, ещё учась в университете, а затем в аспирантуре Лондонского университета, я понял, что у святителя Василия Великого и его сторонников при решении очень сложной проблемы так называемого «антиохийского раскола» было учение о сущностном пребывании в лоне Церкви всех крещённых во имя Пресвятой Троицы и подтверждении священного сана в отношении тех, кто принимался третьим чином, то есть исповедью и причастием, как это было в Антиохии. Это основано на толковании святителя. У Василия Великого есть фраза, сказанная Амфилохию Иконийскому . К сожалению, она приведена в очень сокращённом 1-м правиле. Он говорит, что крещённые таким образом, но ещё не присоединившиеся к Православной Церкви тем не менее имеют крещение, которое существует благодаря Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский , видя колебания императора. «Кирилл нашел способ переправить в Царьград постановления своего Собора и письмо, которые были вложены хитро внутри посоха известного тогда нищего Виктора. Кирилл и его единомышленники рассчитывали поднять в защиту своего дела Константинопольское монашество, во главе которого стоял архимандрит Далмаций, прежде служивший в императорской гвардии и пользовавшийся большим почетом в доме Феодосия II. Ему-то и направил Кирилл письмо, где жаловался на враждебность властей и невозможность выяснить истину пред императором. Расчет Кирилла оказался верным. Далмаций сумел заставить императора отказаться от своего ранее принятого решения. В условленный день из всех монастырей вышли крестные ходы и соединились у монастыря Далмация, который во главе процессий, с пением псалмов, двинулся со всеми ко дворцу. Феодосий II принял Далмация, выслушал его просьбу и дал согласие на прибытие из Ефеса в Константинополь делегатов для личного доклада. Шествие затем направилось к церкви св. Мокия, на краю города, и там, после прочтения письма Кирилла и разъяснения Далмация, раздались клики: «Анафема Несторию» (Деяния Вселенских Соборов. Том I. стр. 318)» ( М.Э.Поснов . История христианской Церкви. Глава IV). Святые борцы в борьбе за христианское учение проявляли изумительную смелость. Так, святитель Амфилохий Иконийский явился к императору Феодосию Великому и настойчиво просил закрыть все места собраний ариан. Император отказывался и говорил, что не хочет выглядеть притеснителем в глазах народа. Тогда св. Амфилохий молча ушел из дворца, но через несколько дней пришел опять. Он отдал должную честь императору и почтительно приветствовал его, а на сына наследника Аркадия не обратил никакого внимания и не оказал ему чести. Феодосий подумал, что епископ Амфилохий забылся и приказал ему должным образом отдать честь наследнику. – Довольно и того, что отдана честь царю, – сказал епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это так. За сказанное же славу воссылаем Всецарю всех Христу, потому что Ему подобает слава, честь и поклонение с безначальным Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь» 868 . Биография святителя Амфилохия Иконийского Святитель Амфилохий родился в Каппадокии, о чем свидетельствует Василий Великий 869 , и, вероятно, на родине своего отца в городе Диокесарии-Назианзе 870 . Дед святителя Амфилохия носил то же самое имя, что и дед святого Григория Назианзина – Филтатий 871 . На основании этого и других соображений Филтатия, деда Григория Богослова , и Филтатия, деда Амфилохия, отождествляют, признавая одним и тем же лицом. Таким образом, Нонна, мать Григория Богослова , приходилась ему (Амфилохию) родной теткой, а сам Григорий – двоюродным братом. Отец Амфилохия, также носивший имя Амфилохия, был ритором и пользовался большой известностью на своей родине 872 . Он был другом детства и товарищем по школе знаменитого впоследствии ритора Ливания, сохранившего к нему добрые чувства и высоко его ценившего 873 . Мать Амфилохия Ливия умерла рано, оставив мужу двух сыновей – Евфимия и Амфилохия, и одну дочь – Феодосию. Евфимий, немногим старше Амфилохия, учился у Ливания, потом также был ритором и умер в двадцатилетнем возрасте 874 . Сестра Амфилохия Феодосия вышла замуж в Константинополе и была там воспитательницей знаменитой по жизнеописанию святителя Иоанна Златоуста Олимпиады 875 . Год рождения Амфилохия определяется из сопоставления косвенных сообщений. Григорий Богослов и Василий Великий говорят о нем отеческим тоном, из чего можно заключить, что он был значительно моложе их. В двух письмах, относящихся к 371 г., когда ему было около сорока двух лет, Григорий Богослов хвалит Амфилохия за разумность, превосходящую его возраст 876 . А Василий Великий в 374 г., когда ему было сорок четыре года, приветствует Амфилохия по поводу его посвящения в епископа и называет его τκνον γαπητν [любимое дитя] 877 . Таким образом, надо признать, что Амфилохий в 371 г. еще не достиг тридцатилетнего возраста, а в 374 г. едва переступил возраст, узаконенный для посвящения в епископа, и, следовательно, родился между 340 и 345 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Святитель Амфилохий Иконийский (около 340 или 345, Каппадокия – после 394) – епископ города Иконии, принадлежавший к кругу великих отцов-каппадокийцев, защитник православного учения о Пресвятой Троице, автор целого ряда замечательных гомилий на церковные праздники. Святитель Амфилохий родился в Кесарии Каппадокийской в аристократической семье, приходился двоюродным братом святителю Григорию Богослову . Будущий святитель получил хорошее образование в Антиохии, где учился у знаменитого ритора Ливания. После учебы избрал карьеру адвоката и в середине 60-х годов переехал в Константинополь. В ту пору он уже мечтал о монашеском подвиге, однако заботы о престарелом отце препятствовали исполнению этого желания. В 374 году по рекомендации святителя Василия Великого святой Амфилохий был рукоположен на епископскую кафедру города Иконии. Соработник святителей Василия Великого и Григория Богослова в деле защиты православия, Амфилохий был активным борцом с арианской ересью; участвовал во II Вселенском Соборе (Константинополь, 381 год). Святитель Амфилохий сумел добиться от императора Феодосия Великого запрета для еретиков устраивать свои церковные собрания внутри городских стен. Также святитель активно боролся с возникшей в монашеской среде ересью мессалианства (или евхитства), которая отрицала спасительное значение церковных таинств, провозглашая положительную значимость одной лишь частной келейной молитвы, и практиковала крайний духовно нездоровый мистицизм. Последнее прижизненное упоминание о святителе Амфилохии относится к 394 году, когда он присутствовал на Поместном Соборе в Константинополе. В этой книге публикуется «Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» святителя Амфилохия. Оно является прекрасным образцом его богословски глубокого, образно яркого и возвышенно-поэтичного гомилетического наследия. Текст гомилии печатается с любезного согласия переводчика – игумена Вассиана (Змеева). Русский перевод «Слова на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» публикуется по изданию: Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 2. Приложение. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Творения. М., 2009. Перевод осуществлен по изданию: Datema С. Amphilochii Iconiensis opera. Corpus Christianorum. Turnhout, Leuven, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского собора под управлением регента Н. Романцовой. За богослужением молились насельники Свято-Троицкого монастыря, сотрудники Усть-Каменогорского епархиального управления. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов. Литургия завершилась славлением апостолу Андрею Первозванному и целителю Пантелеимону. Митрополит Александр поздравил духовенство, монашествующих и мирян с престольным праздником и произнес проповедь. Глава Митрополичьего округа также поздравил епископа Амфилохия, молитвенно отметившего 6 декабря свое тезоименитство — день памяти святителя Амфилохия Иконийского. Митрополит Александр пожелал владыке Амфилохию здоровья и помощи Божией в несении архипастырских трудов. В библиотеку воскресной приходской школы владыка митрополит передал несколько экземпляров Библии, книги, рассказывающие о подвигах новомучеников и исповедников Казахстанских, и DVD-дucku «Уроки Православия». В ответном слове епископ Амфилохий поблагодарил Предстоятеля Православной Церкви Казахстана за архипастырский визит в столицу Рудного Алтая, принесение в епархию части главы великомученика Пантелеимона и радость совместного служения. Архиерей преподнес владыке Александру на молитвенную память панагию с изображением Спасителя-Эммануила. В этот же день митрополит Александр возглавил открытие епархиального церковно-археологического музея. Музей расположен в духовно-культурном и административном центре имени священномученика Александра (Дагаева). На мероприятии присутствовали епископ Амфилохий, руководители епархиальных отделов и комиссий, священнослужители и прихожане храмов Усть-Каменогорска. Экспозиция ретроспективно освещает историю края в контексте епархиальных событий, также отдельным блоком представлен документальный и вещественный материал, посвященный новомученикам и исповедникам Восточного Казахстана. Часть экспонатов, рассказывающих о Православии в Рудном Алтае, была собрана клириками епархии, другие предметы, фотографии и документы были предоставлены родственниками и близкими священнослужителей, страданиями засвидетельствовавших свою веру во Христа в годы атеистического лихолетья.

http://patriarchia.ru/db/text/5546974.ht...

Одним из единомышленников святого Василия в защите тринитарного догмата был епископ Лаодикийский Аполлинарий, но в 373 году святитель вступил с ним в полемику, обнаружив в его сочинениях еретическое заблуждение, которое относилось не к троическому догмату, но к учению о воплощении Сына Божия, тем самым предваряя христологические споры, разгоревшиеся в следующем столетии, уже после смерти самого Аполлинария. Сын Божий, по Аполлинарию, при воплощении принял человеческие плоть и душу, но не ум, заменой которого в Нем явился Божественный Логос. Вступив в спор с еретиком, Василий Великий вовремя усмотрел опасность, которая потрясет Церковь десятилетия спустя после его кончины. С именем Василия Великого известно чинопоследование литургии, поныне совершаемой в воскресения Великого поста и в некоторые другие дни церковного года, включая Великий четверг и Великую субботу, а также день его памяти – 1 января. «Благодаря исследованиям современных ученых Б. Капелля, Э. Раэса, прот. Б. Бобринского можно считать доказанным, что полная версия анафоры написана самим Василием Великим. Как показали И. Энгбердинг и позднее Дж. Фенуик, краткая версия анафоры лежит в основе полной; возможно, краткая версия анафоры – это обработанная Василием Великим древняя традиционная анафора Каппадокии или Египта» . Исключительно велик вклад святого Василия в формирование канонической церковной дисциплины. В канонический свод вошло 92 правила святого Василия. 16 первых правил составляют его Первое каноническое послание к святителю Амфилохию Иконийскому; 17–85 правила – Второе, а 86-е правило – Третье послание к святителю Амфилохию. 87-й канон – это Послание к епископу Тарсийскому Диодору, 88-й канон – Послание к Григорию пресвитеру, 89-й – к хорепископам, 90-й – к подчиненным ему епископам Каппадокийской митрополии, наконец, 91-й и 92-й каноны взяты из сочинения Василия Великого «О Святом Духе». Правила святого Василия первыми из святоотеческих вошли в канонические сборники. Их содержание охватывает разные стороны церковной жизни; среди них особенно много епитимийных правил, в которых устанавливаются различные прещения за грехи: вероотступничество, убийство, блуд. Ряд канонов святителя посвящен брачному праву, препятствиям к заключению брака.

http://pravoslavie.ru/47935.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010