Это возможно, на самом деле, только когда вся наша жизнь является принятием тайны совлечения греховного тела нашей плоти в послушание Господу во всех церковных установлениях и во всех заповедях, которые Он дал нам: «Вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 10—11). Исполнение же всякой заповеди является постоянным «совлечением греховного тела плоти» человека — в той решимости, какую он обретает по мере того, как узнает сладость имени Иисусова, в котором действительно спасение и жизнь вечная. И исполняется мужеством перенести любые испытания, чем бы они ему ни грозили, только бы не отступить от исповедания православной веры. Так было со святым Василием Великим, когда император Валент, покровительствовавший еретикам, угрожал святителю за его твердую верность православию разорением, отъятием имущества, ссылкой, пытками и самой смертью. Мы помним, как Василий Великий сказал, что отнятие имущества его не пугает: что можно отнять у человека, который ничего не имеет, кроме нескольких ветхих одежд и старых книг, содержание которых он носит в своем сердце? И ссылка с изгнанием тоже не страшна ему, потому что «то место, на котором я стою, — говорит он, — не мое, но куда бы меня ни послали, рядом со мной всегда будет Господь, и это будет мое место. И смерть, и пытки не пугают меня, потому что я настолько физически слаб, я настолько совлекся уже и тела плоти своей, что только первый удар будет для меня чувствителен, а смерть скорее приблизит меня к Тому, к Кому я стремлюсь всю свою жизнь». В этом радость сегодняшнего Господня праздника, и праздника памяти святого Василия Великого, дающего всем верным образ царского послушания. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский при торжественном пасхальном отпевании святителя Василия Великого (потому что смерть — это действительно торжество жизни для таких людей) говорит, что так судил Господь Промыслом Своим именно в этот день призвать к Себе того, кто в течение всей своей жизни проповедовал о тайне Воплощения Слова, о смирении Спасителя нашего, сидящего на престоле огнезрачном, превыше херувимов и серафимов.

http://moral.ru/o_molitve/

1188 Как пишет святитель Василий Великий (Правило 1) Амфилохию Иконийскому, древние «еретиками назвали совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками, разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами, собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом» (Книга правил. Л. 207). 1189 2 Всел. 1. 1190 Апост. 45 («епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен» — см.: Книга правил. Л. 19). 65 («аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго» — см.: Книга правил. Л. 23); Лаод. 33. 1191 Тимоф. Алекс. 9; Лаод. 6. 1192 Книга правил. Л. 112 об. — 113. 1193 Григорий Синаит. О безмолвии и о дву образех молитвы, 7/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 242. 1194 Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Художество и правило о изволяющих безмолвно и иночески пожити... в 100 главах, 14/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 366. 1195 «Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. ...И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился»: 1196 См.: Исх.14:2. 1197 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 15, 1, 3. Т. 1. С. 106—107. 1198 Там же. 2, 16, 5. Т. 1. С. 110. 1199 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2, 16, 6. Т. 1. С. 111. 1200 Там же. 2, 16, 3. Т. 1. С. 109. 1201 «Тристат (τριστατης) ­ военачальник (Исх.14:17, 15:4; 4Цар.7:2, 17, 9:25, 10:25, 15:25); первое лицо после государя (Исх.15:4). Под тристатами, по мнению одних, разумеются главные военачальники, которых у египтян было по три в войске, разделившемся на три отряда; другие разумеют отборных воинов, колесничников, которых было три на каждой колеснице: один правил конями, другой управлял ходом колесницы, а третий подготовлял оружие. В Исх.15слова всадники тристаты (αναβατας τριστατας) соответствуют одному евр., которое в Исх.14у LXX переведено словом τρισταται (ср.: 4Цар.7:2, 17, 19, 9:25, 10:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

В этот же день святитель Василий преставился.Его гроб провожали христиане, иудеи и язычники. Он был погребен в церкви мученика Евпсихия рядом с другими епископами. Последними предсмертными словами святого Василия Великого были: " В руки Твои предаю дух мой " . Память его 1/14 января и 30 янв./12 февр. (Даты даны по старому и новому стилям. - Ред.)Святой Амфилохий, епископ Иконийский, современник Василия Великого, умерший в 394 году, в слове своем в день его смерти говорил: " Великий Василий, великий архиерей Церкви, прошел небеса не телом, но созерцанием и духом. Подражая Первому и Божественнейшему Иерарху - Иисусу Христу, он и сам вошел во внутреннейшее завесы, изнес оттуда закон духа и гром учения, и молниеносною Евангельскою проповедию поразил и низложил закон письмени и обрезания плотского. Василий - ярко горящий светильник Кафолической Церкви, светлое солнце Евангельской истины, осиявающее всю землю лучами своего Богословия, неподражаемый по делам, недосязаемый по умозрению, совершенный по разуму, жизни и добродетелям, премудрый по наукам Божественным и человеческим, так что в нем, вообще можно сказать, не было никакого несовершенства. Изучив вполне всю мудрость мирскую и все науки человеческие, он все сие скоро поверг к ногам учеников Иисусовых; благоговейно и глубоко проникнув все древние и пророческие священные книги, святой Василий прямо притек чрез них к совершеннейшей вере в Иисуса Христа и утвердился в ней. Имея своим руководителем Евангелие, он достигал таким образом истинного познания пророков, а чрез познание учения пророческого входил в точное разумение Евангелия, и при помощи того и другого приобрел яснейшее ведение Божества. Василий - высокий и величественный столп Церкви Божией, светило Богословия, красота иерархии, истиннейший человек Бога Отца, пламеннейший благовестник Единородного, вернейший приставник и домоправитель Духа Святого, чадо мудрости, чертог разума, сокровищница познания, училище благочестия, истолкователь таинственного и Божественного совета, несокрушимая и незыблемая твердость силы и крепости Христовой, учивший и наставлявший всех людей страху Божию, заповедям Господним и благочестию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1427...

Клин, 2000. 68 . Гаврильчук 2002 – Симеон (Гаврильчук), иером. О домостроительстве нашего спасения. Святоотеческая Христология и антропология. Сборник статей. Вып. 1. Пермь, 2002. 69 . Глубоковский 1917 – Глубоковский Н. Н. Искупление и Искупитель. Петроград, 1917. 70 . Глубоковский 1930 – Глубоковский Н. Н. Христово уничижение и наше спасение. Православная мысль. Вып. II. Париж, 1930. 71 .Гнедич 2007 – прот. Петр Гнедич. Догмат искупления в русской богословской науке. М., 2007. С. 426. 72 . Грибановский 2003 – Михаил (Грибановский) , еп. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев, 2003. 73 . Гумилевский 1996 – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. В трех томах. Санкт-Петербург, 1859. (Репринт 1996). 74 . Гурьев 1890 – Гурьев П. Феодор, епископ Мопсуэстийский. М., 1890. 75 . Давыденков 1997 – Давыденков Олег , иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. М., 1997. 76 . Дмитриевский 1884 – Дмитриевский В. Александрийская школа. Казань, 1884. 77 . Дронов 2001 – Дронов Михаил , прот. Крестный путь Иоанна Златоуста . статья. М., 2001. 78 . Епифанович 1996 – Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. 79 . Ермаков 1999 – Иером. Амвросий (Ермаков). «Сотериология Иоанна Златоуста». Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1999. 80 . Зарин 1996 – Зарин С. М. Аскетизм по православно – христианскому учению. М., 1996. 81 . Златов 1906 – Златов Гавриил, свящ. Терминология св. Афанасия Александрийского в учении о Сыне Божием в ее последовательном развитии. Вера и разум. 13, 14.1906. 82 . Змеев 2002 – Васиан (Змеев), иером. Святитель Амфилохий Иконийский как церковный писатель и богослов. Сергиев Посад. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 2002. 83 . Иванов1999 – Иванов Николай , прот. И сказал Бог . Клин, 1999. 84 . Кудрявцев1910 – Кудрявцев Н. Евстафий Антиохийский . Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1910. 85 . Лебедев 1915 – Лебедев Д. свящ. Св. Александр Александрийский и Ориген .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим: дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе. Слава, Христе, благоутробию Твоему!“ 529 «Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся беззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное; сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а Иуда раб бывает врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже ми даруй, Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас! 530 «О Иудина окаянства! Зряше блудницу целующую стопы, и умышляше лестию предания целование; оная власы разреши, а сей яростию вязашеся, нося вместо мира злосмрадную злобу. Зависть бо не весть предпочитати полезное. О Иудина окаянства, от него же избави, Боже, души наша!“ 531 «Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребренники. Темже Тебе вопием проданному, и свобождшему нас: Господи, слава Тебе!“ 532 Весьма важное значение имеет то, что сии священные церковные песнопения составлены святыми отцами – Андреем, архиепископом Критским (в 7-м веке, – ему принадлежит трипеснец во святой и Великий Вторник), и Космой, епископом Маюмским (в 8 веке, – ему принадлежит трипеснец во свяую и Великую Среду), и преподобной Кассией (в 9 веке, – ей принадлежат разные стихиры), – на основании священного предания древней Церкви, как об этом свидетельствуют отцы первых веков христианства. Так еще в четвертом веке святитель Амфилохий, епископ Иконийский, и святитель Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, говорили беседы во святую и Великую Среду – о жене, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно преподобный Исидор Пелусиот упоминает о ней в своем писании, и относит ее знаменательное выражение веры и любви Спасителю – к Великой среде. 533 И замечательно, что в сих писаниях мы можем находить указание на то, что именно «исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти Его, помазавшей Его миром: во всем мире речется и еже сотвори, в память ея, православная Церковь в Великую Среду воспоминает преимущественно о жене грешнице, возлиявшей миро на главу Спасителя, – проповедуя миру: еже сотвори сия, в память ея“. 534

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

«Беседы на Шестоднев» Василия Великого — один из главных святоотеческих текстов. Василий создал своим трудом целый жанр. Его замысел был донести до тогдашних интеллектуалов Божье Откровение о мире. Достиг он этого синтезом библейского повествования и популярной науки и философии тех лет (главным образом стоической, через Посидония). Поэтому при чтении этого великого творения надо различать данные Писания, античные представления и собственно богословие Василия. Различать, где святитель толкует Слово Божье, а где говорит для «педагогики». Кроме текста книги вы здесь найдете и ее аудиоверсию («Доброе дело»;  http://ekzeget.ru/;  чит. Денис Гаврилов). Группа Вконтакте Facebook группа Беседы на Шестоднев Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот). Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим», — так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский. В «Беседах на шестоднев» излагается христианский взгляд на вопрос о том, как возник мир, кем и каким образом он был создан, на чем держится мироздание, как возникают важнейшие природные явления. Рассматривая удивительные примеры из жизни живой природы, святитель Василий делает выводы, назидательные для христианской души. БЕСЕДЫ НА ШЕСТОДНЕВ 1–ая беседа В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1) Кто хочет повествовать о составе мира, для того приличное начало — сказать предварительно о начале устроения видимых вещей. Ибо он должен передать историю о творении неба и земли, которое не само собою произошло, как представляли себе некоторые, но имело причину в Боге.

http://predanie.ru/book/70853-besedy-na-...

Поэтому ты сам увидишь, что тебе делать, будучи в состоянии подать в этом совет и другим. А я, с своей стороны, готов, если даст Бог, и быть у тебя, и подвизаться с тобой, и помогать тебе по мере сил. Ибо под твоим руководством и с тобой кто будет не в силах, и кто не отважится говорить и трудиться за истину? 43. К нему же (25) Ободряет св. Василия противоборствовать козням врагов Церкви и не смущаться тем, что Анфим, епископ Тианский, делаясь независимым от Кесарийского престола, присвоил себе многие епархии в Кесарийской митрополии (372 г.) Слышу, что ты смущаешься недавним нововведением и приходишь в затруднение от какой-то софистики и обычной пытливости преобладающих здесь. Это не удивительно, потому что мне известна зависть, знаю и то, что многие из окружающих тебя через тебя же обделывают свои дела и раздувают искру малодушия. Потому не боюсь, чтобы ты в скорбных обстоятельствах потерпел что-нибудь не свойственное любомудрию, не достойное себя и меня. Напротив, думаю, что теперь-то особенно и даст знать себя мой Василий, теперь-то и выкажется то любомудрие, которое постоянно ты собирал; теперь-то, как бы высокой волной, сразишь умышления, и, когда другие в смущении, останешься непоколебимым. А если угодно тебе, явлюсь и сам, и, может быть, подам какую-нибудь мысль, если только море имеет нужду в воде, а ты – в советнике. Во всяком же случае сам для себя приобрету пользу и поучусь любомудрию, вместе с тобой терпя оскорбления. 44. К Амфилохию(163) Шутливо изображает пустыню Озизалу, в которой св. Амфилохий, впоследствии епископ Иконийский, подвизался, оставив судебные дела Шутишь. А я знаю опасность Озизалы, которая голодает, когда всего усерднее будет возделана. Одно похвально в ней, что хотя там и умирают с голода, однако же благоухают и имеют для себя в готовности пышный гроб. Почему же это? Потому что покрываются множеством разнообразных цветов. 45. К нему же (241) Посылая к нему памфилийца Главка, просит угостить его в пустыне Озизале Когда посещал я горы и при горах лежащие города Памфилии, поймал там на горах морского Главка, не льняными сетями извлекши эту рыбу из глубины, но любовью друзей вовлекши добычу в сеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Это умели делать великие учителя Церкви Василий Великий, Иоанн Дамаскин и другие. К их произведениям как образцам мы обращаемся снова и снова несмотря на существенно иной уровень знания и философской методологии прошедших веков. Особенно важно для нас отношение Отцов Церкви к учениям языческих и античных философов. Они не гнушались учениями языческих мудрецов, а черпали в них все, что было научно положительного (по тому времени) и нравственно прекрасного. В светских науках, литературе и искусстве можно найти “сокровище духовное от мира собираемое” 9 . Оно может быть очень необходимо в определенном возрасте и на определенном этапе умственного и духовного развития. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: “Так как Апостол говорит вся же искушающе добрая держите (1 Фес 5:21), то будем исследовать также и языческих (писателей). Может быть у них найдем что-либо пригодное и приобретем что-либо душеполезное: ибо всякий художник нуждается в некоторых (вещах) к совершенству устрояемого. Поэтому и мы позаимствуем такие учения, которые являются служителями истины, но отвергнем нечестие и не воспользуемся дурно хорошим и не употребим искусство доказательств для обольщения простецов” 10 . Эти же самые мысли на три века раньше развивал и святитель Василий Великий. В своей беседе “К юношам о том, как получить пользу от языческих сочинений” он подчеркивал, что «славный Моисей, которого имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию “Сущего”. А подобно ему и в позднейшие времена о премудром Данииле повествуется, что он в Вавилоне изучал халдейскую мудрость и тогда уже коснулся Божественных уроков» 11 . Сам Василий Великий получил блестящее светское образование. Он учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, слушал выдающихся ораторов и философов в Константинополе и завершил свое образование в Афинах — цен­тре античного просвещения. По характеристике святителя Григория Богослова, “это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы” 12 . Философ и медик, юрист и естествовед, имеющий глубокие познания в астрономии и математике, Василий Великий “так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучал до такого совершенства, как будто не учился ничему другому” 13 . Обширность его познаний поражала современников. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (†394), современник Василия Великого, говорил о нем: “Изучив вполне всю мудрость мирскую и все науки человеческие, он (Василий Великий — п. Г. К.) все сие поверг к ногам учеников Иисусовых” 14 . Его богословские труды и канонические правила являются сокровищем святоотеческих творений.

http://pravmir.ru/apologetika-znachenie/

Орлов M., протоиерей. Литургия святого Василия Великого . СПб., 1909. Π. П. Что такое аскетизм?: (По учению св. Василия Великого , в ответ на современные суждения и толки)//Странник. – 1895. – 11. – С. 373–413. Пащин И. Аскетические творения св. Василия Великого и их значение. – Л., 1968. Печник A., священник. Учение св. Василия Великого об источниках христианского вероучения. – Л., 1964. Примогенов Н. Устав иноческой жизни св. Василия Великого и сравнение его с уставом св. Пахомия. – Казань, 1900. Пружинский С. Учение св. Василия Великого о Святой Троице. – Л., 1960. Рункевич С. О добродетелях и подвигах: (По творениям св. Василия Великого ). – СПб., 1906. Савватий (Балакшин), иеродиакон. Святитель Василий Великий как пастырь Церкви. – Загорск, 1967. Спасский А. Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия?: Библиографическая справка//Богословский вестник. – 1900. – Сентябрь. – С. 79–106. Стёпкин Вячеслав, диакон. Святитель Василий Великий в русской патрологической науке. – Загорск, 1989. Стригунов Сергий, протодиакон. Взгляды святого Василия Великого на отношение христианина к обществу по его творениям. – Л., 1974. Тихов А. Пастырская деятельность святого Василия Великого //Душеполезное чтение. 1892. – Ч. 2. – Июль. – С. 418–427; Август. – С. 555–568. Устименко Ф. Нравственное учение св. Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. – Загорск, 1957. Феофан (Ашурков), иеромонах. Догматическое учение по творениям святого Василия Великого . – Загорск, 1976. Феофан (Говоров), епископ Владимирский. Древние иноческие уставы, пр. Пахомия Великого , св. Василия Великого , пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – M., 1892. Хрептак В. Отношение св. Василия Великого к Церкви. – Л., 1967. Царев А. Переписка св. Василия Великого со св. Амфилохием Иконийским . – Л., 1965. Четыркин Ф. Святой Василий Великий . – СПб., 1898. Швецов В., священник. Святой Василий Великий как учитель нравственности. – Л., 1968. Юрчук Н. Св. Василий Великий и его борьба с арианством в деятельности пастыря и в богословских трудах. – Загорск, 1958–1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Появление духоборческой ереси побудило Василия соста­вить адресованное его другу Иконийскому епископу Амфилохию творение «О Святом Духе», в котором он отстаивает догмат об ипостасности и Божественной природе Святого Духа. Бес­компромиссный в вере и учении, Василий Великий был одна­ко способен к далеко идущей икономии в церковной полити­ке, направленной на созидание единства. Для воссоединения сомневающихся в божественной природе и ипостасном бытии Святого Духа святитель не требовал в качестве предваритель­ного условия, чтобы они исповедали Его Божество, но только чтобы они не именовали Его кощунственно тварью, за что на него обрушивались незаслуженные упреки со стороны некото­рых горячих ревнителей. Об одном из таких случаев рассказывает Григорий Бого­слов в письме своему другу: «Был пир, и на пиру было не мало людей знатных и к нам благорасположенных, а в числе их нахо­дился некто из носящих имя и образ благочестия... Слово зашло о нас... Все дивятся твоим совершенствам, присовокупляют к тебе и меня... говорят о нашей дружбе, об Афинах, о нашем едино­душии и единомыслии во всем; но этот любомудренный муж... вскричав, говорит: “Что же это, государи мои, так много вы лже­те и льстите? Пусть похвалены они будут за другое, если угодно; ...за православие напрасно хвалят Василия, напрасно и Григо­рия; один изменяет вере тем, что говорит, а другой тем, что тер­пит это... Я теперь... с собора, который был у мученика Евпсихия... Там слышал я, как великий Василий богословствовал: об Отце и Сыне превосходно и весьма совершенно, и как не легко было бы сказать всякому другому; а в учении о Духе уклонился от прямого пути”» 393 . Как это видно из следующего письма Григо­рия Богослова Василию Великому , тот обиделся на друга, запо­дозрив его в том, что и он колеблется относительно безукориз­ненности его православия, так что святому Григорию пришлось потом оправдываться. Одним из единомышленников святого Василия в защите три­нитарного догмата был епископ Лаодикийский Аполлинарий, но в 373 г. святитель вступил с ним в полемику, обнаружив в его сочинениях еретическое заблуждение, которое относилось не к Троическому догмату, но к учению о воплощении Сына Божия, тем самым предваряя христологические споры, разгоревшиеся в следующем столетии, уже после смерти самого Аполлинария. Сын Божий, по Аполлинарию, при воплощении принял челове­ческие плоть и душу, но не ум, заменой которого в Нем явился Божественный Логос. Вступив в спор с еретиком, Василий Вели­кий вовремя усмотрел опасность, потрясшую Церковь десятиле­тия спустя после его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010