Амфилохий кроме личного совещания, не раз просил Великого Василия и на бумаге разрешить сомнения его о благочинии церковном. И по его-то просьбе написано между прочим «каноническое послание» великого Кесарийского пастыря 726 . В следующем году св. Василий вновь приглашал к себе Амфилохия и по причине своей болезни поручал ему Кесарийскую Церковь 727 . Амфилохий, сам будучи болен, но не зная о болезни Василия, приглашал его в Иконию на Собор. Св. Василий просил подождать его, пока выздоровеет 728 . Но болезнь не прекращалась во весь год. Посему Василий посылал на Собор вместо себя книгу о Св. Духе. На Соборе 376 г. осуждены были духоборцы 729 . После того блж. Амфилохий, для успешной борьбы с евномианами просил св. Василия разрешить несколько вопросов евномианской диалектики. Василий столько любил истину и Амфилохия, что не взирая на тяжкую болезнь свою написал ему ответы 730 . В 381 г. св. Амфилохий присутствовал на втором Вселенском Соборе, и отцы Собора поручили ему восстановить чистую веру в областях Азии 731 . В 383 г. он опять был в Константинополе. По святой ревности к истине и спасению ближних он просил императора Феодосия запретить арианам делать публичные собрания. Феодосий «сначала счел эту меру довольно жесткою». Святитель видел, что еретики пользуются свободою во вред Св. Церкви 732 . И решился на поступок смелый. Явясь в палаты царские, он видел, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем; он приветствовал царя с должною почтительностью, а сыну его Аркадию не отдал почести должной. Феодосий подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему отдать должный привет Аркадию. Довольно и того, что отдана честь царю, сказал Амфилохий. Император разгневанный признал бесчестье сына за оскорбление себе и велел выгнать Амфилохия. Тогда святитель сказал: «видишь, Государь, как невыносимо для тебя бесчестие сына, ты в сильном гневе на оскорбляющих его: поверь же, что и Отец Небесный, Бог всего, негодует на тех, которые унижают Сына Его». Тогда царь понял все, просил извинения у Амфилохия и выдал указ, согласный с его желанием 733 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ФОТИЙ: «Собор в Сиде против ереси евхитов, или адельфиан. На соборе председательствовал Амфилохий, присутствовали, кроме него, двадцать пять епископов» 768 . ЗОНАРА к каноническим книгам (употребляемым в Церкви) причисляет и книги Афанасия Великого , Григория Богослова и святого Амфилохия 769 . Почти то же у ВАЛЬСАМОНА. РИМСКИЙ МАРТИРОЛОГИЙ: «Амфилохий, епископ Иконии в Ликаонии, общник Василия Великого и Григория Богослова в пустыне и их коллега в епископстве, после многих подвигов за кафолическую веру, славный святостью и учением, почил в мире». ГРЕЧЕСКИЙ МЕНОЛОГИЙ ВАСИЛИЯ, под 19 октября: «Был посвящен не человеческим рукоположением, а ангелами». Случай с Феодосием и Аркадием в связи с изгнанием ариан. МЕНОЛОГИИ, под 23 ноября: «С юности прошел все степени посвящения, известен монашескими подвигами и знанием Священного Писания . Общим избранием стал епископом Иконии в царствование императоров Валентина и Валента, прожил до времени Феодосия Великого и его сыновей. Много потерпел за борьбу против ариан и евномиан. В числе ста пятидесяти епископов II Вселенского собора опровергал Македония и учеников Ария в учении о Духе Святом. Просил Феодосия изгнать из столицы ариан. Случай с Феодосием и Аркадием; изгнание ариан. Много лет был епископом, составил много книг в защиту православного учения, умер в глубокой старости». То же в другом Менологии. В ГРЕЧЕСКОМ АНФОЛОГИИ (Цветной книге), под 23 ноября – гимн и стихи. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский 770 Беседа I. На Рождество Значение Рождества Христова. Формулы сотериологии 771 . Предсказания Ветхого Завета. Ис. 53:9 . Вар. 3:38 . После этого был видим на земле и обращался с людьми 772 . Ис. 7:14; 9:6 : «Се, Дева...» Из этих слов узнается образ явления. Нерастленная Дева зачнет телесно нетленный Светильник. Надлежало священнейшему Логосу низойти к нам до плоти, чтобы через воплощение обновить тех, кого создал, будучи бесплотным Божеством, и которые изветшали по причине греха, и уготовать их нетленными подобием тленного 773 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В 372 г. Амфилохий, по убеждению св. Григория 717 , удалился в пустыню. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост 718 . Самое место уединения было таково, что иногда и по неволе приходилось поститься. Пустыня богата была зеленью и цветами: но хлеб надлежало ожидать со стороны; св. Григорий посылал хлеб пустыннику и раз с душевною улыбкою писал: «щедрее посылайте нам зелень, или же станем грозить задержать у себя запас хлеба и тогда узнаем, точно ли кузнечики питаются одною росой 719 ». По смерти Фавста, Иконийского епископа, скончавшегося в 373 г. 720 блж. Амфилохий, «уловленный не расторгаемою сетью благодати и мановением Божием приведенный в Писидию» 721 поставлен был в епископа Иконии, тогда главного города области Ликаонской, след. с правом управления всеми церквами области 722 . Это сильно отяготило душу Амфилохия. Св. Василий писал ему в утешение: «если бы самому тебе надлежало нести бремя: то, конечно, оно тяжело и даже невыносимо. А если Господь несет его с тобою: то возверзи на Господа печаль твою» 723 . Вскоре после посвящения своего Амфилохий предпринимал путешествие в Кесарию для совещания с Василием и успел заслужить любовь всех кесарийцев. Св. Василий, приглашая его к себе (в том же 374 г.) к кесарийскому празднику св. Евтихия, писал к нему: «Будь уверен достопочтеннейший и истинно любезнейший для меня, что народ мой, узнав многих по опыту, желает твоего прибытия более, чем успеха в чем-нибудь. Так возбудил ты любовь их к себе в короткое пребывание у нас. Потому чтобы и Господь прославился и люди возвеселились, и мученики были почтены, и я старец получил от искреннего сына услугу, благоволи пожаловать ко мне; да предвари дни праздника, чтобы на досуге побыть нам с тобою вместе и утешиться общением духовных дарований. Празднество (памяти св. Евтихия) бывает 5 сентября. Посему прошу тебя прибыть за три дня» 724 . В это вторичное пребывание свое св. Амфилохий упросил Великого Василия написать о Св. Духе для обличения духоборцев и в прекращение разных толков оскорбительных 725 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского собора под управлением регента Н. Романцовой. За богослужением молились насельники Свято-Троицкого монастыря, сотрудники Усть-Каменогорского епархиального управления. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов. Литургия завершилась славлением апостолу Андрею Первозванному и целителю Пантелеимону. Митрополит Александр поздравил духовенство, монашествующих и мирян с престольным праздником и произнес проповедь. Глава Митрополичьего округа также поздравил епископа Амфилохия, молитвенно отметившего 6 декабря свое тезоименитство — день памяти святителя Амфилохия Иконийского. Митрополит Александр пожелал владыке Амфилохию здоровья и помощи Божией в несении архипастырских трудов. В библиотеку воскресной приходской школы владыка митрополит передал несколько экземпляров Библии, книги, рассказывающие о подвигах новомучеников и исповедников Казахстанских, и DVD-дucku «Уроки Православия». В ответном слове епископ Амфилохий поблагодарил Предстоятеля Православной Церкви Казахстана за архипастырский визит в столицу Рудного Алтая, принесение в епархию части главы великомученика Пантелеимона и радость совместного служения. Архиерей преподнес владыке Александру на молитвенную память панагию с изображением Спасителя-Эммануила. В этот же день митрополит Александр возглавил открытие епархиального церковно-археологического музея. Музей расположен в духовно-культурном и административном центре имени священномученика Александра (Дагаева). На мероприятии присутствовали епископ Амфилохий, руководители епархиальных отделов и комиссий, священнослужители и прихожане храмов Усть-Каменогорска. Экспозиция ретроспективно освещает историю края в контексте епархиальных событий, также отдельным блоком представлен документальный и вещественный материал, посвященный новомученикам и исповедникам Восточного Казахстана. Часть экспонатов, рассказывающих о Православии в Рудном Алтае, была собрана клириками епархии, другие предметы, фотографии и документы были предоставлены родственниками и близкими священнослужителей, страданиями засвидетельствовавших свою веру во Христа в годы атеистического лихолетья.

http://patriarchia.ru/db/text/5546974.ht...

Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского собора под управлением регента Н. Романцовой. За богослужением молились насельники Свято-Троицкого монастыря, сотрудники Усть-Каменогорского епархиального управления. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов. Литургия завершилась славлением апостолу Андрею Первозванному и целителю Пантелеимону. Митрополит Александр поздравил духовенство, монашествующих и мирян с престольным праздником и произнес проповедь. Глава Митрополичьего округа также поздравил епископа Амфилохия, молитвенно отметившего 6 декабря свое тезоименитство — день памяти святителя Амфилохия Иконийского. Митрополит Александр пожелал владыке Амфилохию здоровья и помощи Божией в несении архипастырских трудов. В библиотеку воскресной приходской школы владыка митрополит передал несколько экземпляров Библии, книги, рассказывающие о подвигах новомучеников и исповедников Казахстанских, и DVD-дucku «Уроки Православия». В ответном слове епископ Амфилохий поблагодарил Предстоятеля Православной Церкви Казахстана за архипастырский визит в столицу Рудного Алтая, принесение в епархию части главы великомученика Пантелеимона и радость совместного служения. Архиерей преподнес владыке Александру на молитвенную память панагию с изображением Спасителя-Эммануила. В этот же день митрополит Александр возглавил открытие епархиального церковно-археологического музея. Музей расположен в духовно-культурном и административном центре имени священномученика Александра (Дагаева). На мероприятии присутствовали епископ Амфилохий, руководители епархиальных отделов и комиссий, священнослужители и прихожане храмов Усть-Каменогорска. Экспозиция ретроспективно освещает историю края в контексте епархиальных событий, также отдельным блоком представлен документальный и вещественный материал, посвященный новомученикам и исповедникам Восточного Казахстана. Часть экспонатов, рассказывающих о Православии в Рудном Алтае, была собрана клириками епархии, другие предметы, фотографии и документы были предоставлены родственниками и близкими священнослужителей, страданиями засвидетельствовавших свою веру во Христа в годы атеистического лихолетья.

http://pravoslavie.ru/126391.html

Большое место среди материалов «Б. т.» занимают публикации святоотеческих творений: святителей Афанасия I Великого («Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», 11), Григория Паламы («Письмо своей Церкви», сб. МДА), блж. Августина («Об обучении оглашаемых», 15; «Исповедь», 19; «О Троице» (кн. 1), 29); священномучеников Ипполита Римского («Апостольское предание», 5), Киприана Карфагенского («Письма», 26), Мефодия Патарского (6 сочинений, 2-3); преподобных Романа Сладкопевца («О десяти девах (кондак)», 4) и Аммона (Аммонаса) («Семь посланий», «Наставления», «Фрагменты», 33), а также Тертуллиана («Апология», 25; «О покаянии», 26) и Минуция Феликса («Октавий», 22). Рус. святоотеческая лит-ра представлена «Толкованием второго псалма» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) (сб. ЛДА) и рядом изданных впервые работ свт. Игнатия (Брянчанинова) : «Слово о человеке» 29), «Слово о Ангелах» 30) и др. Сопровождающие публикации святоотеческих трудов предисловия и послесловия часто представляют собой патрологические исследования, напр. статья прот. Петра Бубуруза о сщмч. Ипполите Римском и его «Апостольском предании» 5, 13), цикл статей архиеп. Михаила (Чуба) о сщмч. Мефодии («Святой священномученик Мефодий и его богословие», 10, 11; «К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия», 13; «Предание Церкви в богословии св. Мефодия» и «Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия», 14), статья А. И. Сидорова о личности и творениях св. Аммона 33) и др. Из самостоятельных патрологических сочинений, опубликованных в «Б. т.», наибольший интерес представляют работы И. В. Попова «Святой Иларий, епископ Пиктавийский» 4-7), «Святой Амфилохий, епископ Иконийский» 9; статья Скурата о самом Попове представлена в 30). Ряд статей о творчестве свт. Феофана Затворника опубликованы архим. Георгием (Тертышниковым) : «Богословское наследие епископа Феофана Затворника» 16), «Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни» 31), «Божественная благодать и свобода человека (по творениям святителя Феофана Затворника)» 32). Автореферат магист. дис. игум. Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» опубликован в 6.

http://pravenc.ru/text/149565.html

«Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18), и днесь ты стоишь посреди храма, облаченный в архиерейские одежды. Помни же во все дни жизни своей, что епископство — это не только духовная власть, не только высокий статус и великолепие богослужебного чина. Главным образом и прежде всего это безмерная и ни с чем не сравнимая ответственность за Церковь Христову. В нынешние времена все мы, к сожалению, являемся свидетелями того, как враг рода человеческого делает всё возможное для того, чтобы помешать спасению людей, разрушить церковное единство верных, отторгнуть их от Церкви, которая, по слову апостола, одна только есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Никаких иных столпов, утверждающих истину, в мире не существует, потому что истина, которую утверждает Церковь, есть та, от принятия которой зависит не только благополучие человека в жизни сей, но и жизнь вечная. Сегодня роль и значение епископа как лица, вокруг которого собирается община, особенно очевидна и значима, ибо, как свидетельствует священномученик Игнатий Антиохийский, «где будет епископ, там должен быть и народ, так же как: где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь» (К Смирнянам, VIII). Церковь во все времена остается тождественной самой себе. Неизменность ее миссии основывается не на человеческом факторе (это было бы просто невозможно, ибо человеческий фактор быстро меняется), но на Главе Церкви, Который есть Сам Иисус Христос, а также на общности пребывающего в ней Духа Святого, Который наставляет «на всякую истину» (Ин. 16:13) и силой Своей соединяет людей в эту общность. Это Божественное единство — залог нашего спасения. Без пребывания в Церкви невозможно пребывать и в благодати Божией и, следовательно, невозможно обрести Царствие Небесное. Пусть это воспримут и запомнят все, кто дерзает говорить: в Бога верю, а в церковь не хожу. Не ходишь в церковь — закрыты для тебя врата Царствия Божия. Великий святой Древней Церкви святитель Киприан Карфагенский прямо говорит: «Всё, что только отделилось от жизненного начала, не может с потерею спасительной сущности жить и дышать особой жизнью» (О единстве Церкви). Так сказано о единстве Церкви, о тех, кто отпадал от этого единства. Поэтому надо твердо свидетельствовать о том, что всякое разделение, разрушающее наше единство со Христом и Его Церковью, совершенное ради любых политических, социальных или иных человеческих целей, есть раскол и не может быть оправдано. Оно является настоящей катастрофой, поскольку лишает человека самого главного — общения с Богом. Святитель Василий Великий строго предупреждает о последствиях подобных действий. Вот его слова: «Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство» (1-ое каноническое послание Амфилохию Иконийскому).

http://patriarchia.ru/db/text/5933905.ht...

Православная Церковь , по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскрешения, послужившего началом решительного восстания Иудейского совета для погубления Спасителя и даже Лазаря. Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времён христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоустый , бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешённый из мёртвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В VII веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне поемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскрешения, ныне поемые Церковью. В конце IX века император Византийский, Лев Философ, перенесши мощи св. праведного Лазаря от Кипра в Константинополь, составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью. По гласу Церкви воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел, между прочим, показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем своём воскресении, всех – в общем воскресении мёртвых, – грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно в лице своём Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлён об этом. Господь приходит в Вифанию; Марфа и Мария, сёстры умершего Лазаря, и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы Ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, яко елика аще просити от Бога, даст Тебе Бог . Ей, Господи: аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый. Тоже произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Равно и другие Иудеи говорят об Нём между собой: виждь, како любляше Его; не можаше ли Сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнодавцем. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфы: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки. Наконец, как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы ко Отцу Небесному всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвёртый день по смерти его. «Тебе, Владыко, всех Царю, вся возможна, говорит Церковь : глас Твой разрушил адово царствие, и слово власти Твоея восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное прообразование пакибытия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это возможно, на самом деле, только когда вся наша жизнь является принятием тайны совлечения греховного тела нашей плоти в послушание Господу во всех церковных установлениях и во всех заповедях, которые Он дал нам: «Вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 10—11). Исполнение же всякой заповеди является постоянным «совлечением греховного тела плоти» человека — в той решимости, какую он обретает по мере того, как узнает сладость имени Иисусова, в котором действительно спасение и жизнь вечная. И исполняется мужеством перенести любые испытания, чем бы они ему ни грозили, только бы не отступить от исповедания православной веры. Так было со святым Василием Великим, когда император Валент, покровительствовавший еретикам, угрожал святителю за его твердую верность православию разорением, отъятием имущества, ссылкой, пытками и самой смертью. Мы помним, как Василий Великий сказал, что отнятие имущества его не пугает: что можно отнять у человека, который ничего не имеет, кроме нескольких ветхих одежд и старых книг, содержание которых он носит в своем сердце? И ссылка с изгнанием тоже не страшна ему, потому что «то место, на котором я стою, — говорит он, — не мое, но куда бы меня ни послали, рядом со мной всегда будет Господь, и это будет мое место. И смерть, и пытки не пугают меня, потому что я настолько физически слаб, я настолько совлекся уже и тела плоти своей, что только первый удар будет для меня чувствителен, а смерть скорее приблизит меня к Тому, к Кому я стремлюсь всю свою жизнь». В этом радость сегодняшнего Господня праздника, и праздника памяти святого Василия Великого, дающего всем верным образ царского послушания. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский при торжественном пасхальном отпевании святителя Василия Великого (потому что смерть — это действительно торжество жизни для таких людей) говорит, что так судил Господь Промыслом Своим именно в этот день призвать к Себе того, кто в течение всей своей жизни проповедовал о тайне Воплощения Слова, о смирении Спасителя нашего, сидящего на престоле огнезрачном, превыше херувимов и серафимов.

http://moral.ru/o_molitve/

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. «Кирилл нашел способ переправить в Царьград постановления своего Собора и письмо, которые были вложены хитро внутри посоха известного тогда нищего Виктора. Кирилл и его единомышленники рассчитывали поднять в защиту своего дела Константинопольское монашество, во главе которого стоял архимандрит Далмаций, прежде служивший в императорской гвардии и пользовавшийся большим почетом в доме Феодосия II. Ему-то и направил Кирилл письмо, где жаловался на враждебность властей и невозможность выяснить истину пред императором. Расчет Кирилла оказался верным. Далмаций сумел заставить императора отказаться от своего ранее принятого решения. В условленный день из всех монастырей вышли крестные ходы и соединились у монастыря Далмация, который во главе процессий, с пением псалмов, двинулся со всеми ко дворцу. Феодосий II принял Далмация, выслушал его просьбу и дал согласие на прибытие из Ефеса в Константинополь делегатов для личного доклада. Шествие затем направилось к церкви св. Мокия, на краю города, и там, после прочтения письма Кирилла и разъяснения Далмация, раздались клики: " Анафема Несторию " (Деяния Вселенских Соборов. Том I. стр. 318)» (М.Э.Поснов. История христианской Церкви. Глава IV). Святые борцы в борьбе за христианское учение проявляли изумительную смелость. Так, святитель Амфилохий Иконийский явился к императору Феодосию Великому и настойчиво просил закрыть все места собраний ариан. Император отказывался и говорил, что не хочет выглядеть притеснителем в глазах народа. Тогда св. Амфилохий молча ушел из дворца, но через несколько дней пришел опять. Он отдал должную честь императору и почтительно приветствовал его, а на сына наследника Аркадия не обратил никакого внимания и не оказал ему чести. Феодосий подумал, что епископ Амфилохий забылся и приказал ему должным образом отдать честь наследнику. – Довольно и того, что отдана честь царю, — сказал епископ.

http://pravoslavie.ru/6830.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010