Народ так жаждал его речей и до того не мог насытиться его беседою, что когда, вошедши в средину толпы, он садился на амвоне чтеца и начинал учить; слушатели толкали и теснили друг друга, желая пройти вперед и стать к нему ближе, чтобы яснее слышать его беседу. 132 Св. Златоуст между прочим убеждал слушателей вставать для молитвы по ночам, – особенно тех, которые в продолжение дня не имеют к тому досуга. «Хорошо постоянно воспоминать о Боге, говорит Златоуст, но особенно, когда спокоен дух, т. е. ночью; днем смущают нас разные попечения. Ведь, ночь не для того только дана, чтобы проводить ее во сне и бездейственности. Свидетели того ремесленники, погонщики мулов, торговцы и Церковь Божия, восстающая среди ночи. Встань и ты, посмотри на хор звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, и удивляйся делам Господа твоего. Тогда душа бывает чище, легче, бодрее, способнее воспарять и возвышаться; самый мрак и безмолвие много располагают к умилению. Если вы имеете детей, поднимите и их; пусть дом ваш сделается Церковию во время ночи». 133 Св. Златоуст старался также своими беседами смирять гордость богатых и внушать им умеренность и смирение. Наставления его имели такой успех, что в Константинополе с каждым днем возрастало благочестие. Любители цирков и зрелищ начали ходить в церковь . Особенно сильные из его бесед против удовольствий, произнесенные в Константинополе, мы имеем в объяснении посланий к Ефесеям, Колоссаям, к Евреям и на Деяния апостольские. 134 Великий святитель ограждал свою Церковь богослужебными уставами. Для блага Церкви св. Златоуст предал писмени и подтвердил древний чин божественной литургии ап. Иакова – брата Господня, и св. Василия Великого , с собственным изложением некоторых молитв, отчего сия литургия известна ныне под именем Златоустовой. Кроме того Вселенская Церковь приняла от св. Иоанна в сане архипастыря многочисленные писания, состоящие в его поучениях, песнопениях священных, толковании слова Божия, в письмах к разным лицам и в других сочинениях. Предохраняя православных от сетей ариан, которые приятным пением при крестных хождениях в праздники уловляли их к себе, он также установил в Константинополе крестные ходы с пением антифонов, восприявшим начало в Церкви Христовой от апостолов. 135 И «православные, говорит Созомен , сделались замечательнее приверженцев противной ереси, так что превзошли их и многочисленностью и благолепием; ибо им предшествовали и серебряные знаки крестов в сопровождении горящих светильников. 136 Во многих селениях св. Златоуст жертвами благотворителей созидал св. храмы. 137

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Наследие трех святителей Три святителя. Икона XVI в. Православная Церковь особым образом чтит память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, – чествуя их вместе в один день – 30 января/12 февраля. Почитание их единым днем введено в Церкви в связи с тем, что среди христиан возникли раздоры, кого из ипех святителей более почитать: Василия, Иоанна или Григория? Вне зависимости от того, кому какой святой наиболее близок и дорог, Церковь молится им вкупе, как послуживших прежде всего Единому в Троице Богу. Календарь на 2006 год под названием «Год со святителем Иоанном Златоустом». Отдавая дань традиции сугубого почитания трех святителей, Сретенский монастырь подготовил ряд посвященных им изданий.  Выпущен календарь на 2006 год под названием «Год со святителем Иоанном Златоустом». В нем на каждый день церковного года помещены сведения о святителе, его слова и наставления. Современному человеку, обремененному житейскими заботами, затруднительно читать объемные творения святых отцов, да и во времена самих святителей для многих христиан духовной пищей была живая проповедь, звучащая в храмах, – несколько слов на каждый день. По такому принципу и построен календарь. День за днем в начале дня или перед сном, открывая календарь, читатель получает духовную пользу от слов свт. Иоанна: «Есть богатство истинное, есть и ложное. Ложное состоит в имуществе, а истинное – в добрых делах». Отдельным томом изданы «Избранные творения» свт. Григория Богослова, а в конце года выйдут аналогичные сборники свт. Василия Великого и Иоанна Златоуста (в 2-х томах).  Сборники помогут читателю ознакомиться с основными творениями великих учителей, и возможно, заинтересовавшись, читатель найдет среди них дорогого наставника и продолжит знакомство уже с полными собраниями творений того или иного святого. Во времена духовного оскудения особенно важными становятся для всякого, ищущего спасения, слова из письма свт. Иоанна: «…я думаю, что ты страдаешь не только по указанным причинам, но и вследствие того, что разлучена с нашим ничтожеством и чем Бог угрожал некогда евреям, теперь терпим мы – не алкание хлеба и не жажду воды, но голод Божественного учения (Ам. 8, 11). Что же мы на это скажем? А то, что тебе вполне возможно и при нашем отсутствии беседовать с нами письмами».

http://pravoslavie.ru/6007.html

Первооснову его составлял главный храм и небольшой притвор, открытый в сторону большими арками. Они опирались на четыре полукруглых столбика, несущих свод притвора. Потом появились приделы: в 1538 году - один; к восьмидесятым годам XVI века - другой: 1538 год. «Toe же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи соуседи святого Богоявлениа в дроугих приделех новой храм свершити святых Трех святитель, и освящаша, месяца майя в 12 день» (Псковские летописи). В переписной книге 1585-87 гг. уже говорится о двух приделах: Трёх Святителей и Иоанна Предтечи. Следовательно, к этому времени был построен и второй придел, так что оба они относятся к XVI веку. Сохранилась опись церкви от 1763 года: «Ведомость в Коллегию Экономии, Псковоградские Богоявленские церкви с Запсковья... Церковь Богоявления Господня при ней две предельных церкви, одна усекновения главы святого Иоанна Предтечи, другая святых трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И притвор каменные, в них три престола. К оной церкви приделана каменная палата в два опартамента длиною на «8»-ми шириною на «7»-ми саженях. На оной палаты колокольня каменная. Оные церкви и палата и колокольня крыты тёсом по дранью. Спереди к церкви ворота и по одну сторону церковная ограда каменная, длиною на «20»-ти саженях... При той же церкви сад, длиною на 32 шириною на 23 саженях, в нем яблоневых 110 деревьев». Названия приделов подтверждает Клировая ведомость 1810 года: церковь «каменная, твердая, с 2 пределами; 1-й во имя св.пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, 2-я во имя 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». Окулич-Казарин уточняет, к каким приделам относились эти названия: «Левый придел во имя Трёх Святителей современен храму и имеет ступенчатые арки; правый же, во имя Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, переделан», то есть придел Трёх Святителей - северный, сохранившийся, но он не современен храму, а построен в 1538 году. Западная стена сохранившегося придела разобрана. Это можно объяснить тем, что здесь появилась пристройка - переход. В месте примыкания этого придела к церкви стена утолщена - следовательно, придел был пристроен к церкви, а не возведён с нею одновременно. Притвор сомкнулся с приделами: для этого его расширили, а вдоль северного и южного фасадов построили закрытые галереи (или притворы приделов). Возможно, звонница была поставлена именно тогда, так как она имеет общую стенку с главным притвором, расширенным на север.

http://sobory.ru/article/?object=01934

Иоанна Злато­уста 97 . Псалтирь вся истолкована у св. Афанасия Великого 98 ; большая часть Псалмов, кроме того, истолкована у св. Иоанна Златоуста 99 и 13 Псалмов – у св. Василия Великого 100 в их «Беседах на Псалмы»; отчасти экзегетические замечания на Псалтирь есть в «Надписании Псалмов» св. Григория Нис­ского 101 . Что касается пророческих книг, то, в частности, на книгу пр. Исаии (которая собственно из всех них самая важная для нашей цели) есть толкования у св. Василия Вели­кого 102 , св. Кирилла Александрийского 103 , св. Иоанна Златоуста 104 и св. Ефрема Сирина ; при чем у последнего есть толкования и на книги других великих (Иеремии, Иезекииля и Даниила) и семи малых (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарии и Малахии) пророков 105 , а у св. Кирилла Александрий­ского – на книги всех двенадцати малых пророков 106 . В частности, на книгу прор. Даниила есть толкования у св. Иппо­лита, епископа Римского 107 , и у св. Иоанна Златоуста 108 . Наконец, можно находить материал по интересующему нас вопросу в гомилетических творениях св. Отцов Церкви. Первое место в ряду таких пригодных для нашей цели творений занимают «Огласительные поучения» св. Кирилла Иерусалимского 109 , в которых указано, приведено и разъяснено довольно значительное число Мессианских пророчеств ветхо­заветных Св. книг, так как Святитель, объясняя готовив­шимся ко крещению Символ веры , при изложении членов его со второго по седьмой включительно, на основании ветхозавет­ных пророчеств старался показать, что Богочеловек Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, есть обетованный Мес­сия, жизнь Которого, как и самая личность, предсказана про­роками во всех подробностях. Во всех других гомилетических святоотеческих творениях чаще всего встречаются указания Мессиански-прообразовательных черт, то – в жизни отдельных ветхозаветных лиц, упоминаемых в истории избранного народа Божия; таковы «Слова» – «об Аврааме» 110 и «о Мелхиседеке» 111 св. Иоанна Златоуста ; «об Аврааме и Исааке» того же Святителя 112 и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

День перенесения мощей Св. Иоанна Златоустого. 27-го января По прославлении св. Иоанна Златоустог о пастыри более прежнего начали превозносить его достойными похвалами. В 438 году св. Прокл ученик и впоследствии преемник Златоустого на цареградской кафедре (437–445), по обыкновению в день памяти св. Златоуста в похвальном ему слове говорил: «о, Иоанн! жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя. Он лежит в Понте, а во всем мире похваляется». 192 Константинопольский народ, чрезвычайно любивший и уважавший святителя Златоустого, слыша о высоких его добродетелях в слове св. Прокла, прервал его восклицаниями и просил перенести мощи невинно пострадавшего святителя Иоанна в Константинополь. 193 Прокл убедил царя Феодосия и исполнить благочестивое и справедливое желание народа. Честные останки Златоустого обретены были нетленными и положены в серебряную раку, и торжественно перенесены из Коман, где скончался он и погребен, в Константинополь. «Православный народ при перенесении мощей множеством судов сделал море как бы сушею, устье Босфора покрыл светильниками. Царь с священным собором и синклитом при стечении многочисленного народа встретил св. мощи в Халкидоне и совершил благоговейное поклонение им. Склонив на гроб святителя очи и чело, Феодосий принес молитву за своих родителей Аркадия и Евдоксию и умолял простить им обиду, причиненную ему по неведению». Из Халкидона мощи св. Златоустого на царском корабле перевезены были в Константинополь и положены во храме св. апостолов. Перенесение мощей сопровождалось славою чудес и совершилось в 438 году 27 января. Утешительным последствием перенесения мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь было то, что приверженцы Иоанна тронуты были общим к нему благоговением и присоединились к Церкви. 194

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Теплая церковь во имя Трех Вселенских Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Находилась на первом этаже храма Рождества Иоанна Предтечи. Алтарь трехгранный от церкви отделен иконостасом. В алтаре на своде изображение Отечества, а в простенках в трех клеймах: Спаситель и Божия Матерь. За алтарем образ Божией Матери Смоленской с венцом и окладом серебряным. На сводах церкви в трех клеймах изображены: Коронование Божией Матери, Лев епископ Катанский, святая великомученица Варвара. Иконостас столярный гладкий местами украшенный резьбой. Царские врата в середине гладкие, а верх и низ из сквозной резьбы, на них изображены Уверение Спасителем Апостола Фомы (на царских вратах встречается очень редко), четыре Евангелиста. В иконостасе справа от царских врат: образ Воскресения Христова с серебряной золоченой ризой; образ Архангела Михаила с пламенным мечом в одной руке и свитком в другой; образ трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Слева от царских врат: образ Божией Матери Одигитрии украшенный серебром чеканным золоченым, жемчугом и разными камнями; образ Архангела Гавриила; образ Иоанна Предтечи, украшенный серебром золоченым, к образу был привешен крест с вырезанными на черной кости двунадесятыми праздниками: Богоявление Господне, Сретение Господне, Рождество Христово и Благовещение Божией Матери. Иконы устюжского письма XVIII века. Клиросы столярные, выкрашенные белой краской. У клиросов два хоругви на одном – Спаситель и Благовещение Божией Матери, на другом – Божия Матерь и Рождество Христово. Оба хоругви Московской работы. За правым клиросом небольшой иконостас с девятью иконами, три из которых украшены серебряными золочеными ризами, четыре – серебром, одна – жемчугом и одна расшитой золотом ризой. На стене в особом киоте образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости, довольно древний с подписью: «истинное изображение чудотворнаго образа Пресвятыя Владычицы Богородицы всехъ скорбящихъ радости, имеющагося в царствующемъ граде Москве въ церкви преподобнаго Варлаама чудотворца, что въ Ордынской улице». За левым клиросом так же небольшой иконостас с девятью украшенными серебром и жемчугом икон. На стене в особом киоте образ Святителя Николая, украшенный шитою золотом ризою, устроенный старанием игуменьи Виталии. У западной стены справа от входных дверей настоятельское место.

http://sobory.ru/article/?object=44943

Помимо восьми статуй апостолов вокруг восьмигранника башни и четырех евангелистов на земле, Знаменский храм украшают еще две скульптуры у входа и третья подобная над западным выступом. В отличие от апостолов, фигуры облачены в ленты епископских омофоров. Это статуи христианских богословов IV столетия Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Святитель Василий стоит наверху, а Григорий Богослов и Иоанн Златоуст поместились у паперти. Иоанн Златоуст написал значимые богословские сочинения, проповеди и классические толкования Священного Писания. Он составил чин литургии византийского обряда, по которому до сих пор служат, в том числе и в русской церкви, сочинил много православных молитв и богослужебных текстов. Став епископом Константинополя, Златоуст вступил в конфликт с императрицей Евдоксией. За обличение царицы иерарх был низложен, осужден и закончил жизнь в изгнании в 407 году. Василий Великий и Григорий Богослов жили немного раньше Иоанна Златоуста. Оба происходили из римской провинции Каппадокия. Сочинения Василия и Григория являются основополагающими для христианской догматики. Они окончательно сформулировали догмат о трех ипостасях единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Учение Василия Великого и Григория Богослова было утверждено на Втором Вселенском Соборе в 381 году. В православной церкви есть праздник Трех Святителей, который отмечается двенадцатого февраля. В XI веке в Константинополе шли споры о том, кто из святителей лучше: Иоанн Златоуст, Василий Великий или Григорий Богослов. По легенде, одному из иерархов явились все трое и запретили спорить. Святители сказали, что между ними нет «ни первого, ни второго» и велели установить им церковный праздник в один день. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Каменные апостолы в Дубровицах. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Храм Знамения сооружен в 17-18 веках в селе Дубровицы. Построен по заказу князя Бориса Алексеевича Голицына в стиле барокко. Предполагается, что строительство вели мастера из Италии или Швейцарии. Сверху до низу храм покрыт белокаменной резьбой преимущественно растительного характера, большое количество барельефов и круглой скульптуры.

http://sobory.ru/article/?object=00451

списками XIV в. ( Климент Охридски. Т. 2. С. 193-222). Вероятно, в кон. XI в. на Руси на основе слова Г. Б. на Богоявление было составлено «Слово святаго Григорья, изобретено в толцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали» ( Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913, 2000р. Т. 2. С. 17-35; Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. С. 384-386). Не позднее 1-й четв. XV в. в Сербии то же слово Г. Б. (с особой редакцией толкований, представленной в отрывках ГИМ. Син. 35) легло в основу «Сказания о скверных бозех елинскыих», входящего в состав ряда списков Требника с Номоканоном ( Тихонравов Н. С. Слова и поучения, направленные против языческих верований и обрядов//Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1862. Т. 4. С. 84-85; Буланин. 1991. С. 159-161). Ок. 1548 г. прп. Максим Грек написал мифологический комментарий («Послание об античных мифах» и «Сказание отчасти недоуменных некиих речений в слове Григория Богослова») к 9-му и 10-му словам Г. Б. ( Буланин. 1984. С. 40-51). Позднее слово на Богоявление использовал царь Иоанн Васильевич Грозный в 1-м послании к Курбскому ( Буланин. 1991. С. 163-165). На протяжении XVI в. сборник из 16 слов Г. Б. неоднократно служил источником рус. Азбуковников (СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 12; Буланин. 1991. С. 167-169). С именем Г. Б. в слав. рукописной традиции известен также ряд сборников вопросоответов (обычно в сочетании с именами святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста): «Въпроси и ответи Григория Богословца и Василия» в составе Изборника (Симеонов сборник. С. 678-680), «Устроение словес Василия и Григория Феолога, Иоанна» («Вопросы и ответы св. Григория и Василия, Иоанна Богословца»), сохранившееся в многочисленных списках начиная с XII в. (древнейший - отрывок древнерус. извода, Синай, мон-рь вмц. Екатерины, Слав. 39/О. Л. 46 - Taube M. An Early Twelfth-Century Kievan Fragment of the «Beseda trekh sviatytelei»//HUS.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЛАСФИМИЯ» [греч. βλασφημα - поношение, кощунство], древнерус. компилятивный трактат, составленный не ранее 1-й четв. XIV в., большая часть входящих в него статей объединена темой обличения симонии . Известны 2 списка «В.». Древнейший (РНБ. Соф. 1262. Л. 63 об.- 113, нач. XV в.) находится в составе полемического «Трифоновского сборника», данного вкладом в Троицкий Видогощский мон-рь близ Новгорода. 2-й список содержится в «Потребнике митрополита Макария» (РНБ. Сол. 1085/1195. Л. 628-684), написанном «дьячишко Алексеем» в 1504 г. для игум. новгородского Лисицкого мон-ря Иоакима. В оглавлениях списков указаны 67 глав, однако «Трифоновский сборник» содержит 62 главы (пропущены главы 63-67), состоящие из 105 статей, «Потребник» - 65 глав (пропущены главы 22-я и 63-я), состоящие из 64 статей. Полностью совпадают в списках тексты 53 глав. А. С. Павлов, П. Л. Соколов, В. А. Кучкин связывают происхождение «В.» с Переяславским Собором 1311 г., на к-ром сторонники вел. кн. св. Михаила Ярославича Тверского хотели осудить свт. Петра . «В.» содержит единственный известный список «Написания о поставляющих мзды ради», созданного противником митр. Петра мон. Акиндином между 1310 и 1314 гг. и адресованного кн. Михаилу; ему же адресовано послание Патриарха Нифонта I в составе «В.», что может свидетельствовать о создании и первоначальном бытовании трактата в Твери. Имеются аргументы в пользу московского происхождения «В.» (упоминание в 66-й гл. вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты). А. И. Клибанов вслед за А. Д. Седельниковым настаивал на том, что «В.» сформировалась среди стригольников . Во «В.» приведены правила Вселенских и Поместных Соборов, св. апостолов и св. отцов, Прохирон, отрывки из книг Исаии и Иезекииля, толковых Евангелий, Деяний святых апостолов, Посланий ап. Павла к Коринфянам с толкованиями святителей Григория I Великого (Двоеслова) и Иоанна Златоуста , выписки из трудов святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого , Григория Богослова , преподобных Ефрема Сирина , Анастасия Синаита , Исидора Пелусиота , отрывки из посланий К-польских Патриархов святых Тарасия и Геннадия I , отрывки из «Лествицы» Иоанна, игум. синайского, житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Пахомия Великого , апокрифическое правило 165 св. отцов «об обидящих Божия церкви» и др.

http://pravenc.ru/text/155025.html

Мощи преподобных Иоанна многострадального, Еразма Черноризца Печерского, Никона Угрина многострадального, Федоры Александрийской в этом образе были подарены неизвестно кем. В святом Миротворящем Кресте, врезанном в икону Божией Матери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина сотника, находились части св. мощей 37 угодников Божьих, имена которых: св. Иоанна Предтечи, Пророка Даниила, Симеона Богоприимца, Евангелиста МатФея, св. апостолов: Фомы и Филиппа, Игнатия Богоносца, Николая Мирликийского Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Игнатия Ростовского, Епифания Кипрского, Климента Ачкирского, Нила Столобенского, Сергия Радонежского, мученика Георгия, мученика Дмитрия, младенца Иродом убиенного, мученика Меркурия, Александра Свирского, Федора Сиксота, Макария Калязинского, царя Константина, благоверных князей: Владимира, Александра Невского, Михаила Черниговского, Даниила Московского, бессребреников Косьмы и Дамиана, царицы Елены, влмч: Варвары, Евфимии, мученицы Марины, Феодосии девицы и св. Максима Христа ради юродивого. Образ сей с крестом и со св. мощами пожертвован Петром Николаевичем Митюревым. В ковчежце, который был вставлен в другой ковчежец, находилась часть св. мощей св. великомученика Георгия. Кем пожертвован, неизвестно. В животворящем кресте, врезанном в икону, находились частицы 14 святых мощей святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобных: Ефрема Новоторжского, Нила Столобенского, Арамия Веркольского, Антония Римлянина, мученика Прокопия, Великомученицы Варвары, преподобной Ксении и мученицы Ирины, священномученика Ермолая. Эта икона пожертвована Иваном Федоровичем Булоховым. Из древних крестов представлял интерес средней величины из серебра вызолоченный, восьмиконечный с чеканными изображениями. В средине распятие Иисуса Христа с ангелами над головой, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов, в подножии - св. Николай Чудотворец. В конце креста вычеканено: «Лета 7193 (1685) года устроил сей крест дьяк Федор Леонтьев сын Мингасов, а весу в нем 72 золотников с полузолотником».

http://sobory.ru/article/?object=34502

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010