Какие бывают литургии Литургия апостола Иакова      Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии — литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все эти литургии едины по своему смыслу и значению, но отличаются текстами молитв, которые возносит священник при освящении Святых Даров. Сейчас в практике Русской Православной Церкви обычно совершаются три чина литургии. Это литургия святителя Иоанна Златоуста, литургия святителя Василия Великого и литургия святителя Григория Двоеслова. Литургия святителя Иоанна Златоуста Литургия святителя Иоанна Златоуста      Эта литургия совершается во все дни года, кроме первых пяти воскресений Великого поста и будничных великопостных дней. Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Литургия святителя Василия Великого По сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: “Да исполнятся уста моя хваления”, “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии». Литургия святителя Василия совершается десять раз в году: накануне Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский Сочельники), в день памяти святителя Василия Великого 1 января (14 января по новому стилю), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и в Великую Субботу. Литургия святителя Григория Двоеслова, или литургия Преждеосвященных Даров Литургия святителя Григория Двоеслова      Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост — время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключаются всякая праздничность и торжественность. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары, которыми причащаются верующие, освящаются на литургии в воскресенье.

http://pravoslavie.ru/105005.html

Разделы портала «Азбука веры» В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова . Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно. Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий. Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу. Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1го и 2го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит. Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье). Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста . Да, общеизвестно, что двух литургий в один день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

http://azbyka.ru/liturgiya-ioanna-zlatou...

Закрыть Праздник богословия Святая Церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 12.02.2021 844 Время на чтение 6 минут Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Подобно тому как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас святители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское. В этот день мы должны особенно осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорят наши святители, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной литургией мы исповедуем Символ нашей веры, прежде чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — то, что не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный. Это ключ к пониманию подвига святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Их учительство сопряжено с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един Свят. И без этого хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. «Совершенный человек, — свидетельствует преподобный Силуан Афонский, — ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия — в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что по милости Божией он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимся Богу и несравненно больше нас жившим по слову Его.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/12/pr...

Собор вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста      Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них? Самое главное – семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью. В семье святителя Василия Великого – это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля/1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам» . Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая (память 30 мая/12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия» . Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…» .

http://pravoslavie.ru/68362.html

Симбухово. Церковь Михаила Архангела. Церковь Архангела Михаила Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя Архистратига Михаила в Симбухово, каменный, с приделами во имя свт. и чуд. Николая (справа) и в честь Трех вселенских святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (слева). Построен в 1780 году тщанием графа Воронцова. Имел два придела: в честь Николы Чудотворца (справа) и мц. Ирины (слева), который в 1809 году сгорел. 4 августа 1897 года был утвержден проект на распространение трапезной части церкви. При этом строительное отделение признало необходимым изменить конструкцию сводов, сломав две стены трапезной - северную и южную - и заменив их четырьмя столбами. Своды предпологалось сделать коробчатыми, а четыре угловых - крестовыми. Южная стена трапезной была расширена в 1898 году, в ней был устроен новый иконостас (за 800 рублей) и 30 января 1899 года освящен придел во имя свт. и чуд. Николая. Северная сторона - в 1902 году, в ней также был устроен новый иконостас (за 1250 рублей) и 5 декабря 1904 года освящен придел во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Иконостасы выполнил пензенский мастер Журкин, перестройка храма была осуществлена стараниями священника Льва Богословова, переведенного в настоящее место в 1890 году, и церковного старосты Семена Орехова. В 1912 году его вдова пожертвовала в храм подризник стоимостью 20 рублей, его наследники - священническое облачение за 60 рублей, крестьяне - супруги Филипп и Ксения Бизяевы - также священническое облачение стоимостью 90 рублей, прихожане - 150 рублей на приобретение плащаницы с гробницей. В настоящее время внутри храма можно видеть частично сохранившиеся росписи. Планируется провести большую работу по отделке и восстановлению алтарной части. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн.2 " Храмы " на сайте http://pravoslavie58region.ru http://www.penzaeparhia.ru/publ-6-571.html Построена в 1780 г. на средства графа А.И. Воронцова. Являясь памятником переходного периода от барокко к классицизму, несет в себе черты как того, так и другого, при общей устремленности своих форм вверх, что придает всей композиции определенную легкость. Восьмерик храма, покрытый высоким барочным куполом с изящной главкой на восьмигранном барабанчике, покоится на двусветном четверике, отмеченном по бокам треугольными фронтонами. Стройная четырехъярусная колокольня из убывающих кверху четвериков увенчана шпилем. Приделы: во имя Трех вселенских учителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (слева) и Николая Чудотворца (справа). В 1897 г. был утвержден проект на расширение трапезной, в результате чего появились еще два придела – во имя Николая Чудотворца и Трех святителей.

http://sobory.ru/article/?object=04356

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.

http://pravoslavie.ru/51539.html

Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (Саратов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в городе Саратове возведен в 2005-2015 годах. 21 февраля 2015 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил Великое освящение храма. Содержание История [ править править код ] В 2004 году жители поселка Поливановка города Саратова обратились в Епархиальное Управление с просьбой об открытии у них в поселке Православного прихода и строительстве храма. В ноябре 2004 года богослужения начали проводится в приспособленном помещении, выделенном администрацией города Саратова. В настоящее время в этом помещении действует Воскресная школа. Строительство двухпрестольного Трехсвятительского храма началось в 2005 году. 6 июня 2007 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин основания храма. 15 апреля 2009 года в храме была освящена малая звонница из шести колоколов. 5 сентября 2009 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в строящемся храме во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. По окончании Чина освящения была совершена первая Божественная Литургия. 11 января 2010 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил кресты и купола храма. В начале 2015 года работы по строительству и благоукрашению верхнего храма были завершены. 21 февраля 2015 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил Великое освящение храма. Деятельность приходжа [ править править код ] При храме действует Воскресная школа, которая состоит из двух групп — младшей (от 7 до 12 лет) и старшей (от 12 лет). Преподаются: Закон Божий, церковное пение, художественное творчество. Действует библиотека. Приход духовно опекает ГАУЗ Саратовской области Областную офтальмологическую больницу. В ГУЗ Детском противотуберкулезном санатории, в младшей группе, один раз в неделю проводятся занятия по предмету «Основы Православной культуры». Ведется духовно-просветительская работа в СОШ поселка Жасминный и СОШ поселка Поливановка города Саратова.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Василия_В...

Ватикан передаст Православной Церкви мощи святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова Афины, 26 ноября 2004 г. «Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов» Патриарх Константинопольский Варфоломей прибудет сегодня в Ватикан, чтобы получить от Папы Римского Иоанна Павла II мощи святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, передает РИА " Новости " . Во время специальной церемонии в соборе святого Петра в Ватикане мощи будут переданы Константинопольскому Патриарху. " Я бы хотел в качестве жеста доброй воли передать Вам мощи святых патриархов Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые были предшественниками Вашего Святейшества на Константинопольской кафедре " , – писал ранее Папа Римский в послании к Патриарху Варфоломею. Мощи православных святых будут перевезены в Стамбул на самолете, который предоставляет греческое правительство. На 30 ноября намечена торжественная встреча святынь в резиденции Патриарха в стамбульском районе Фанари. Сам Папа Римский проводит мощи в Ватикане, но, как было объявлено, не сможет присутствовать на их встрече в Константинополе. Святые Иоанн Златоуст и Григорий Богослов почитаются всеми христианами, но особенно – православными. Вместе с Василием Великим они считаются наиболее выдающимися отцами Церкви. Григорий Назианзин (Григорий Богослов) жил в IV веке нашей эры. Он прославился не только как виднейший богослов и архиепископ Константинополя, но и как замечательный поэт, сочетавший глубоко христианское мировоззрение с блестящим знанием античной литературы. Он оставил после себя обширное литературное наследие – речи, проповеди, письма, собрание стихотворений и поэм. Святой Иоанн, архиепископ Константинополя, был младшим современником Григория. Он по праву считается виднейшим христианским писателем и оратором, за что и получил свое прозвище Златоуст. Он прославился не только праведной жизнью и бескомпромиссным отстаиванием Православия, но и своей проповеднической деятельностью. Иоанн Златоуст оставил после себя сотни проповедей, которые составляют " золотой фонд " христианской литературы. В течение многих веков чтение трудов Иоанна Златоуста, переведенных с греческого, было любимым занятием в России, а сам святой пользовался всенародной любовью. Праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) издавна отмечался и в России 30 января (12 февраля по новому стилю). В этот день – один из самых больших зимних праздников – отмечали свои именины обладатели таких распространенных имен, как Василий, Иван и Григорий. 26 ноября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11977.html

М. В. Первушин Собор во имя Трех святителей. Фотография. 2007 г. Первые деревянные постройки - ц. во имя Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и келья прп. Евфросина - стояли на горе, близ совр. мон-ря. Перед строительством сохранившегося каменного собора обитель была перенесена к берегу р. Толбы, а старое русло реки засыпано. На новом месте, вероятно во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVI в. ( Седов. 1996. С. 225), был построен каменный собор во имя Трех святителей, в к-рый были перенесены и погребены близ стены за правым клиросом мощи прп. Евфросина. Точной датировки собор не имеет, однако не исключено, что с его строительством связана выдача мон-рю жалованной грамоты Иоанна IV от 23 апр. 1574 г. (Там же. С. 225-226). Домовая ц. во имя арх. Гавриила. Фотография. Нач. XX в. Домовая ц. во имя арх. Гавриила. Фотография. Нач. XX в. Собор отражает черты последнего этапа развития псковской архитектурной традиции, испытавшей влияние московского зодчества (после возвращения псковских мастеров из Казани и Свияжска, где они работали по заказу Иоанна Грозного в 1555-1562). Основной объем храма - одноглавый, 3-апсидный, 4-столпный, с повышенными подпружными арками - окружен с 3 сторон объемами ризницы (с северной), паперти с колокольней (с западной) и придела Рождества Пресв. Богородицы (с южной; неоднократно перестраивался); такая композиция находит аналогии в архитектуре собора Рождества Пресв. Богородицы Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря (1547-1555) и ц. во имя свт. Василия Великого на Горке в Пскове (2-я пол. 40-х - 1-я пол. 50-х гг. XVI в.- Там же. С. 135). Интерьер собора производит впечатление «представительности и мощи», «иерархичности» благодаря смещению столбов и сужению объема собора к востоку, а также сочетанию вогнутых внутрь подкупольного пространства подпружных арок с невысоким объемом барабана (Там же. С. 224). Тот же эффект очевиден и в наружном облике весьма крупного по псковским меркам храма (16×16 м). Монументальность, даже грузность его объема, возвышающегося на подклете, подчеркивалась традиц. 8-скатным покрытием (перестроено). Фасады оформлены типичным псковским декором, но с большим разнообразием мотивов: пояс арочных нишек, характерный для барабанов, перешел и на главную апсиду ( Морозкина. 1964. С. 193), на всех 3 апсидах валиковая аркатура, нек-рые окна выделены рамками. Псковская аркатура получает здесь московскую ордерную трактовку: она не повисает над нижней частью апсид, а начинается от горизонтального валика, отделяющего цоколь храма. Барабан украшен аркатурой с завершением каждого звена 3-лопастной аркой ( Седов. 1996. С. 223-224). «Никогда еще в псковской архитектуре не было столь украшенного памятника… Декор, пластичный и живой, выявляет стремление к максимальной репрезентативности» (Там же. С. 224).

http://pravenc.ru/text/189691.html

Архидиакон пошел и сказал, как ему было приказано. Ефрем же удивился этому и прославил Бога. Сотворив затем земной поклон, он ответил: - Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами!». Есть свидетельство о том, что святой Ефрем стал понимать греческий язык по молитве святителя Василия. Он же рукоположил его диаконом. «Перед самой смертью Василий Великий нашел в себе достаточно сил, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс 30. 6). Согласно свтителю Григорию Нисскому, святитель Василий умер на 9-м году епископского служения 1 января 379 года. В последний путь его провожал весь город, без различия званий, сословий и вероисповеданий - здесь были и христиане, и язычники и иудеи - все, кому он благотворил, невзирая на лица. Где находятся в настоящее время мощи святителя Василия - неизвестно: на Афоне (в лавре святого Афанасия) показывают только главу его; тело же его святое, по сказаниям западных писателей, во время крестовых походов было взято из Кесарии и перенесено крестоносцами на Запад - во Фландрию. За заслуги перед Церквью и необыкновенную высоконравственную и подвижническую жизнь семейное прозвище святителя Василия - Великий (потому что он был старший из братьев) - вошло в историю вместе с его именем. Он прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», учитель догматов», палата учености, «вождь жизни». Использованная литература: 1.Михайлов П. Б.,Турилов А. А., Э. Н. Л., Иером. Дионисий (Шлёнов), Литвинова Л. В., Муравьёв А. В., Э. П. А., Лукашевич А. А., Маханько М. А. Василий Великий//Православная энциклопедия. Том VII. 2. Ф. Фаррар «Святой Василий Великий». 3. И. В. Попов «Василий Великий, Архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви». 3. «Василий Великий» статья В. Соловьева, Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 4. Житие Василия Великого - Сайт Центра социальной адаптации имени святителя Василия Великого.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/16/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010