Феофан, Затв. Вышенский, 88, 109). Источник. Надлежит иноку постоянно носить в мыслях то убеждение, что он мертв или что носит мертвеца в себе (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 109). Источник. Когда авву Захарию спросили: «Какое дело монаха?», то он ответил: «По мне тот монах, кто во всем делает себе принуждение!» (97, 83). Авва Паладий рассказал: «В Фиваидской области в городе Арсиноя был схвачен убийца. После многих пыток он был приговорен к отсечению главы. Приговор должен быть исполнен на том месте, где он совершил убийство, и стража повела его туда. Посмотреть на его казнь пошли горожане, среди них был один монах. Идя на казнь, преступник увидел монаха и сказал ему: «Отче, должно быть, у тебя нет ни кельи, ни рукоделия?» «Прости меня, брат, – возразил инок, – у меня есть и келья, и занятие». «Так что же ты не сидишь в келье и не предаешься сокрушению о грехах?» – продолжил осужденный. «Правда твоя, брат мой! – отвечал инок. – Я вовсе не забочусь о душе своей, потому-то и иду посмотреть на твою казнь, чтоб хотя через это прийти в сокрушение». – «Ступай лучше, отче, сиди в своей келье и благодари Бога Спасителя нашего. После того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечною смертью» (102, 65–66). Источник. Как-то авва Моисей пришел к колодцу почерпнуть воды и увидел юного монаха Захарию, который молился, и Дух Божий, в виде голубя, восседал на главе его. Авва Моисей сказал Захарии: «Дай мне наставление для моего жительства». Захария, услышав это, пал к ногам старца, говоря: «Меня ли вопрошаешь, отче?» Старец сказал ему: «Поверь, сын мой, Захария, что я видел Святаго Духа сошедшим на тебя и нахожу нужным для себя вопросить тебя». Тогда Захария снял куколь с головы, положил его под ноги и, истоптав, сказал: «Если человек не будет попран таким образом, то он не может сделаться монахом» (106, 132). Авва Макарий Великий в глубокой пустыне обрел двух монахов-отшельников, достигших христианского совершенства и превосшедших естество, так что они даже не нуждались в одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ярость – это зверь, легко нападающий, и нам нужны тысячи оград и стен, чтобы одолеть его и сдержать. Поэтому-то Бог и устроил для нас эту в особенности часть из костей , как бы из каких камней... чтобы он, разорвавши и рассекши, не нанес бы с легкостью повреждения всему живому существу (свт. Иоанн Златоуст , 55, 848). Как ветры возмущают бездну, так и ярость больше всех страстей смущает ум (прп. Иоанн Лествичник , 57, 212). Источник. Когда душа через вдуновение создана была разумной и мысленной, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний (прп. Григорий Синаит , 93, 212). Если придет смутительное помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги – демоны, и о многом множестве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о беспредельно величайшей силе Божией, и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах святых (прп. Никодим Святогорец , 70, 58). Источник. Движения ярости, по случаю неприятностей, надо прогонять молитвою и размышлением всякий раз, до совершенного их исчезновения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 172). Источник. Вступать в споры так противно! К тому же ярость берет, – и бывает искушение махнуть крупною речью (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 189). Источник. Источники 1. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1902. 2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1902. 3. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1903. 4. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1903. 5. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1900. 6. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

711 . Феофан Затворник (Говоров), еп. Богоугодная жизнь вообще (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 108. 2 М. 1900. 127. изд. 1893: Л. 1991. 111. 712 . Феофан (Говоров), еп. Кто имеет благодать Святого Духа//ДС 1893. 5. 135–140. 713 . Феофан (Говоров), еп. О православии с предостережениями от погрешностей против него (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 202. 714 . Феофан (Говоров), еп. Внутренняя жизнь (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 138. 2 М. 1899. 138. 1 изд.: М. 1994. 715 . Феофан (Говоров), еп. Одуховлена ли ваша душа//ДЧ 1894. 2. 309–312, 513–524; 3. 48–61, 185–208. 716 . Феофан Затворник , св. Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов 1894. 72. же://Символ. 1985. 13. 119–176. 717 . Феофан (Говоров), еп. Путь к славе Преображения//ДЧ 1894. 2. 525–530. 718 . Феофан (Говоров), еп. Начертания христианского нравоучения. 2 М. 1895. 519. ведомости. 1891. 22. 731–732; Богословский библиографический листок. 1891. 10–11. 385–386. же: Феофан Затворник , св. Творения: Начертания христианского нравоучения. Псково-Печерский монастырь 1–2 (1994). 330, 318. 2 изд.: М. 1998. 519. 719 . Феофан (Говоров), еп. Слово на Богоявление//ДЧ 1895. 1. 44–49. 720 . Феофан (Говоров), еп. Краткое учение о Богопочитании (написано в 1845 году, в бытность помощником инспектора С.-Петербургской духовной академии, в сане иеромонаха). М. 1896. 68. 2 М. 1908. 71. 721 . Феофан Затворник , св. Наставление о преуспеянии в христианской жизни. М. 1896. 30. 2 М. 1903. 32. 3 М. 1911. 32. 722 . Феофан Затворник , св. О послании апостола Павла к Евреям. М. 1896. 37. 723 . [Феофан (Говоров), еп.] Письма епископа Феофана. Тамбов 1897. [Письма, не вошедшие в осн. собр.]. 724 . Феофан Затворник , св. Собрание писем. М. 1–3 (1898). 260, 240, 256; 4–6 (1899). 256, 232, 216. 1900. 7. 256. 1901. 8. 228. Указатель к письмам в Бозе почившего святителя Феофана, изданным русским Афонским Пантелеймоновым монастырем в 8-ми выпусках, заключающих душеполезные наставления для шествующих по пути к спасению. М. 1904. 64. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. М. 1–4 (1994). Творения: Собр. писем. Псково-Печерский монастырь; М. 1994. 5–6. 216; 7–8. 228. же: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. М. 2000. 1:1. 260; 1:2. 240; 1:3. 256; 1:4. 256; 2:5. 234; 2:6. 217; 2256; 2:8. 266. письма, не вошедшие в «Собр. писем», разысканы иером. Георгием (Тертышниковым) и помещены в Приложении к его канд. соч. «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника », МДА 1973 (ркп)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

829. Слово 1. Доказательство Промысла, заимствованное из рассмотрения неба, луны и прочих звезд. С. 177193. [С. 318.] 879 PG 83, 556573. 830. Слово 2. Доказательство, заимствованное из рассмотрения воздуха, земли, моря, рек и источников. С. 194205. [С. 1930.] PG 83, 576588. 831. Слово 3. Доказательство Промысла, заимствованное из устройства человеческого тела. С. 206223. [С. 3140.] PG 83, 588605. 832. Слово 4. Доказательство Промысла, заимствованное от устройства человеческих рук и изобретенных человеком искусств. С. 223238. [С. 4963.] PG 83, 605624. —428— 833. Слово 5. Доказательство Промысла, заимствованное из подчинения человеку животных бессловесных. С. 238256. [С. 6482.] PG 83, 624644. 834. Слово 6. О том, что богатство и бедность полезны для этой жизни. С. 257277. [С. 83103.] PG 83, 644665. 835. Слово 7. О том, что рабство и господство полезны для настоящей жизни. С. 278295. [С. 104121.] PG 83, 665685. 836. Слово 8. О том, что для здравомыслящих нет вреда служить господам злым. С. 296321. [С. 122148.] PG 83, 685716. 837. Слово 9. О том, что труд правды не бесплоден, хотя и не виден в настоящей жизни, и о воскресении, доказываемом умозаключениями естественного разума. С. 322342. [С. 149170.] PG 83, 716740. 838. Слово 10. О том, что Бог издревле был попечителем не одних иудеев, но и всех людей, и о вочеловечении Спасителя. С. 343371. [С. 171200.] PG 83, 740773. 839. Слово о Божественной любви. С. 372394. [С. 201223.] (С. 285301.) 880 Oratio de divina et sancta caritate. CPG 6224. PG 82, 14971521. 1858 Творения прп. Нила Синайского 881 часть 1 ТСО 31. Кн. 1. К МОНАХУ АГАФИЮ. PERISTERIA. CPG 6047. PG 79, 812968. —429— 840. Отд. 1. Введение. С. 17. [С. 1417.] 882 PG 79, 812817. 841. Отд. 2. О воздержании. С. 712. [С. 1720.] PG 79, 817821. 842. Отд. 3. О тщеславии. С. 1215. [С. 2022.] PG 79, 821825. 843. Отд. 4. О чтении и молитве. С. 1640. [С. 2235.] PG 79, 825849. 844. Отд. 5. О том, что душам пристрастных к богатству, как животолюбивым, при смерти трудно расставаться с жизнью. с. 4046. [С. 3638.] PG 79, 849853.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если будете предавать себя Господу все душно, то Он Сам преподаст вам или через Ангела-хранителя всю науку христианскую (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 17). Источник. Внимайте убо себе и, положив не отступать от того, что судил Бог, – успокоиться на воле Божией, всегда премудрой и благой (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 115). Источник. Старцы, собравшись, согласились между собой представить патриарху для рукоположения во пресвитера авву Исаака. Авва, услышав об этом, бежал в Египет. Отцы поспешно отправились за ним в погоню. Так случилось, что они пришли на то же поле, на котором скрывался авва Исаак. Было уже поздно, наступила ночь, и старцы расположились для ночлега, а бывшего при них осла пустили на траву. Осел, бродя по полю, к утру пришел на то место, где скрывался авва. И старцы, начав утром искать осла, вместе с ним нашли, к своему удивлению, и авву. Они хотели связать его, но он не допустил этого, сказав: «Я уже не убегу. На это есть воля Божия. Не уйти мне от нее, куда бы ни убежал» (107, 246). В Калуге жила одна вдова, которая почитала образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Калужская». Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла. Несчастная женщина, обезумев от горя, пришла в собор и у образа Божией Матери начала причитать: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». Плача у иконы она впала в какое-то бессознательное состояние и вдруг увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. Божия Матерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по твоему. Иди, дочь твоя жива...» После этих слов женщина очнулась и поспешила домой. Дочь ее уже лежала в гробу. Но вдруг, неожиданно для всех, щеки ее покрылись румянцем. Послышался глубокий вздох, и отроковица живая поднялась из гроба. Радости матери не было конца, но счастье было недолгим. Девочка выросла и повела разгульную и порочную жизнь, и для матери стала не утешением, а большим горем. Девица била мать, бранила, всячески издевалась над ней, причиняя ей слезные обиды. Вот как страшно настаивать на своей воле и не подчиниться воле Божией (115, 64).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Духовное врачевство не механично... а все от произволения, от определений личных и напряжения своих сил (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 28). Источник. ...То правда, что каждый иерей должен быть самокомандным в деле защиты истины Божией и хранении своей паствы, но во многих случаях они не знают, что волки понемногу растаскивают овечек из стада (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 56). Источник. Пастырские искушения Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он потерпел нас... Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, – Безвременного, Невидимого, но для нас сделавшегося видимым, – Неосязаемого, Бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 309). Источник. Откуда бы епископу ни угрожал страх или опасность, он, живя среди опасностей и страхов, приобретает славу чрез эти самые опасности и страхи (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 251). Источник. ...Не нужно оставлять церковного благочиния или ослаблять священническую строгость из-за того, что... осыпают ругательствами или устрашают угрозами... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 252). Если, исполняя Домостроительство, помазываешь елеем больного, то храни око, руки и язык, чтоб ни в чем не преступить пределов целомудрия; ибо это прилично благочестию (прп. Ефрем Сирин , 30, 517). Источник. Если дух уныния беспокоит тебя... то не увлекайся помыслом уныния; но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда вначале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца... (прп. Ефрем Сирин , 30, 556). Источник. Если пребываешь... на месте именитом, то смотри, не будь побежден высокоумием; не уничижай в мысли брать ев, будто бы принадлежат они к жалкому обществу, ибо один Господь знает сокровенности сердца. Смотри, чтоб не оказалось, что превозносишься ты листьями, тогда как у них есть и плоды. Но лучше, сколько можешь, столько смиряй себя, и обретешь благодать пред Господом... (прп. Ефрем Сирин , 30, 560). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если всякий человек – должник смерти и невозможно не уплатить сего долга, избыть которого не возмогли ни цари, ни самоуправные властелины, ни вельможи, ни мудрые, ни праведные (потому что требует оного Божий приговор), то об иных, для кого кончина – начало наказаний, – должно сожалеть и плакать; а тех, кого окончание подвигов приводит к началу венцов, – прославлять и провозглашать победителями. Ибо, отыскав предел высочайшего блаженства, вознерадев о всем ином, украшали они одну душу, соделывали для нее храмом чистоты и тело, которое, в воскресение преобразясь в лучшее, вместе с душою будет жить жизнию бессмертною (прп. Исидор Пелусиот , 62, 388–389). ...Если смерть каждого есть заключение (жизни), и после смерти для всех равно наступит (состояние) бездеятельности, и никто не возможет сотворить ничего ни доброго, ни злого, то каждый, конечно, каковым окажется (тогда), Спасителю мой, таким и будет (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 119). Источник. Теперь, в настоящей жизни, смерть в своем находится времени и есть (для всех) наказание за первое Адамово преступление, (для грешников) пресечение грешности, (для праведников) – упокоение от священных подвигов; но в будущей жизни как упразднится жизнь мира сего, так и смерть престанет наконец и будет упразднена; тогда, как рождаться не будут люди и жить по образу настоящей жизни, так и умирать не будут, как теперь, и смерть упразднится. Но будет тогда... другая смерть, тягчайшая и горчайшая теперешней, т. е. вечное мучение (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 56). В Православной Церкви... есть верование, по коему умершие с покаянием и причащением, но не успевшие понести исправительных подвигов или епитимий, восполняют сие молитвами о них Церкви, и милостынями за них, и, конечно, своими там молитвами. Они живут в надежде и не страдают... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 130). По смерти бывает частный суд, на котором определяется участь грешников... Но окончательное решение их участи последует на всеобщем Страшном Суде. До того они только ждут сего страшного момента... ужасаются и страдают от того (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 130). Источник. Скорбь об умерших

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но за всеми один грех стоит... сделают поклон, другой... и подавай им, что хочется... вынь да положь. Если же не дается по желанию их, поднимают ропот и хулят Божие промышление. Вот ничего и не получают. Это – вынь да положь – означает командование Богом. Не надо так, а вот как: «Господи, Ты видишь, что мне то и то нужно, то и то тяготит меня. Помоги мне и устрой меня, как святой воле Твоей угодно, а не как желает воля моя!..» (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 86, 163–164). Источник. Много помогают согреванию сердца поклоны. Их и кладите почаще – поясные и земные (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 121). Источник. Некоторый муж, по имени Исидор, из князей города Александрии, отрекшись мира, удалился в монастырь. Всепреподобный настоятель монастыря, принимая его, сказал, что он весьма коварен, суров, зол и горд. И, желая проверить Исидора, предложил ему: «Если ты истинно решился взять на себя иго Христово, то хочу, чтобы ты прежде всего обучался послушанию». Исидор ответил ему: «Как железо кузнецу, предаю себя тебе, святейший отче, в повиновение». Тогда великий отец, утешенный таким ответом, немедленно назначил обучительный подвиг Исидору и сказал: «Хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот обители и всякому входящему и исходящему человеку кланялся до земли, говоря: помолись обо мне, отче, я одержим злым духом». Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же он провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но Исидор умолял пастыря, чтобы ему позволили завершить подвиг на том же послушании, не ясно намекая на то, что кончина его приближается и что Господь призывает его к Себе; что вскоре и сбылось. Ибо, когда настоятель оставил его на том же месте, Исидор, по прошествии десяти дней, через бесславие свое со славой отошел ко Господу; а в седьмой день после успения своего взял ко Господу и привратника оной обители, которому говорил при жизни: «Если я получу дерзновение ко Господу, то ты вскоре и там неразлучен со мною будешь». Так и случилось, в достовернейшее доказательство непостыдного сего послушания и богоподражательного смирения (57, 28–29). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его, и не сочтет себя высшим его (прп. авва Дорофей , 29, 190). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо уничижение заменяет труд (прп. авва Дорофей , 29, 234). Источник. Уничижение же бывает двоякого рода. Одно сердечное, а другое происходит от поношений, принимаемых отвне. Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного, ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце. Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями (прп. авва Дорофей , 29, 236). Источник. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать и с Ангелами (прп. Иоанн Лествичник , 57, 39). Источник. Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие (прп. Максим Исповедник , 91, 167). ...Уничижение внешнее через тягостные телесные положения имеет свойство сохранять в душе божественные сокровища... (прп. Максим Исповедник , 91, 262). ...Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 206). Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! – Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 169). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дивись не дерзости Евсевия, не на наглость Зосимы, но долготерпению Бога, Который столько времени ожидает от нас покаяния, и от нечистой руки приемлет фимиам. Ибо, если кто, возросши во грехах, запятнав себя всякими сквернами и грехопадениями, касается алтарей Божиих, и в нечистоте простирает руки к святому, то сам подвергается осуждению, но Божественный жертвенник не оскверняется его делами (прп. Исидор Пелусиот , 60, 81). Источник. ...Епископ, как образ Христов, исполняет дело Христово, и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому Пастырю, будучи поставлен нести на себе немощи паствы (прп. Исидор Пелусиот , 60, 91). Источник. Управление делами и народами, высота престолов, строгость судилищ, если сопряжены с благолюбивым расположением сердца, составляют в подлинном смысле истинное начальство, уподобляющееся горнему чину. А если соединяются с лукавыми намерениями, то справедливее назвать это самоуправством, которое распоряжается другими против их воли, и вместо покорности порождает раздоры и мятежи (прп. Исидор Пелусиот , 60, 101). Источник. ...На него возложены все нужды подчиненных. Какие же именно? Испытание посвящаемых, пропитание алчущих, утоление жажды томимых оною, одеяние нагих, заступление за обиженных, попечение об оплакивающих сиротство, защита вдов, наказание обидчиков, обличение покушающихся начальствовать беззаконно, хождение за недужными, охлаждение пламени в соблазняемых, освобождение заключенных в темницах, утешение бедствующих, уцеломудрение согрешающих (прп. Исидор Пелусиот , 61, 247). ...Епископ должен быть украшен всеми добродетелями, и своими признавать чужие бедствия; не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытуется тысячами глаз и языков (прп. Исидор Пелусиот , 62, 134). Святитель – это епископ, угодивший Богу и прославленный. Иной раз так называют и живых архиереев, заслуживших уважение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 16). Источник. ...Если он истинно строг по Богу, то не может не быть вместе с тем и благим... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 132).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010