О, глубина богатства, и премудрости, и человеколюбия Божия! До такой степени знал Бог, как переделать наше преступление, происшедшее по добровольному уклонению (от Него), на несравненно лучшее, Своею премудростью, и силою, и человеколюбием! Ведь если бы не сошел с небес Сын Божий, для нас было бы безнадежным возвращение на небо; если бы Он не воплотился и не пострадал плотию, и не воскрес, и не вознесся ради нас, мы бы и не познали бездну любви к нам Бога; ибо, если еще в то время, когда мы были нечестивцами Он не воплотился бы ради нас и не подъял страдания, мы, которые вознесены Им на такую высоту, не были бы удержаны от низкопробной гордыни. Ныне же, когда, ничего не привнесши от себя, мы подъяты на высоту, мы пребываем в смирении и, с осознанием взирая на величину обетования и благодеяния, всегда становимся смиреннее, – в чем и спасение (свт. Григорий Палама , 26, 161–162). Источник. Спасение наше – Бог наш, не наши дела. Делами веры, т. е. исполнением Евангельских заповедей, мы доказываем истину нашей веры и верность нашу Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 531). ...Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и в восстановлении общения с Богом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 328). Источник. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в Святой Истине – Христе, заключается сущность спасения нашего (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 114). Бог никого не неволит спастися, а предлагает на выбор, и только того, кто изберет спасение, спасает. Если бы не требовалось наше произволение, Бог всех в одно мгновение сделал бы спасенными: ибо всем хочет спастися (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 84). Источник. Забота сия ваше ли дело? Нет! Это Господь всеял ее. Если же Он всеял, то можно ли сомневаться, что Он и даст вам спасение?., (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 133). Все свое спасение отдать надо в руки Господу – самый верный, надежный, благий и мудрый путь (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не столько осужденный боится изречения своей казни, сколько ревностному молитвеннику страшно предстояние на молитве (прп. Иоанн Лествичник , 57, 237). Источник. Когда трезвенно помолишься, вскоре будешь борим на гнев, ибо враги наши обыкновенно так поступают (прп. Иоанн Лествичник , 57, 238). Источник. Как древле, ниспав из своей области, ум забыл о ее преславной светлости, так теперь, забыв о всем здешнем, должно ему опять востекать туда молитвою (прп. Илия Екдик, 91, 475). ...Пребывай терпеливо в молитве, не расслабляясь скучанием и унынием, – и благий Бог не оставит тебя (старец Симеон Благоговейный , 93, 68). Источник. Внимание так должно быть связуемо и неразлучно с молитвою, как связано и неразлучно тело с душой (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 179). Источник. Душа (грехолюбивая), как стеною будучи ограждена и окружена духами злобы, связуется узами мрака, – и но причине этого окружающего ее мрака не может молиться как следовало бы, ибо связуется им втайне (в сокровенностях и глубинах своих или сама не ведая как), и слепотствует внутренними очами. Но когда она (пришедши в себя) положит начало молитвенному к Богу прибеганию и станет по силе трезвиться в молитве, тогда мало-помалу начинает она разрешаться силою молитвы и от тьмы; иначе же разрешиться от нее нет никакой возможности (прп. Филофей Синайский, 91, 410–411). Лучше трудиться в делании молитвы, нежели мудрствовать о ней и читать мудрования (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 177). Источник. Назначение кратких молитовок – способствовать собранию мыслей и трезвению (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 221). Источник. Умная молитва ...Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия. И опять хорошо совершающему сию видение творений и от него – восхищение ума к богословию и благому действию будущего дарует Бог тому, кто от всего упраздняется (ср.: Пс. 45, 11 ) и поучается в сем делом и словом, а не слухом только (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 127).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Рай есть жилище живых и не принимает мертвых грехом... (свт. Григорий Нисский , 24, 349). Источник. Рай есть слово Божие; наслаждение в нем – причастие Святаго Духа... (прп. Марк Подвижник , 69, 149). Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами... (прп. Исаак Сирин , 58, 391). Источник. Царство Небесное предлежит нам. Восхитим его деланием заповедей Божественных (прп. Феодор Студит , 92, 109). ...Не сам всяк, но Христос со всяким входит опять в рай; т. е. всякий человек тогда получает вход в рай, когда причастным делается Божественной благодати Христовой и верою опять стяжает то, что имел в начале и что потерял неверием, не поверив словам Божиим, а поверив словам змия (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 332). ...Рай... и град святой, и всякое место упокоения есть один только Бог (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 76). Источник. ...Соделавшие божественные (дела) будут находиться во свете (будущих) благ, а делатели зла – во тьме наказаний. Посредине же будет страшная пропасть, разделяющая одних от других, как Сам Ты открыл Уготовавший это (см.: Лк. 16, 26 ). Ибо эта (пропасть) посредине будет ужаснее всякой пытки и муки для человека, попадающего (в нее), для того, кто несчастным образом стремглав летит и низвергается в (эту) бездну мучений и хаос погибели, откуда трудно взойти находящимся в муках, чтобы перейти на землю праведных (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 120). Источник. ...Насколько чистейший хлеб дороже и слаще помета, настолько и несравненно более горнее превосходит дольнее для тех, которые хорошо отведали (его) (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 127). Источник. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 73). Источник. Восставьте веру в Господа, рай для нас крестом отверзшего! Входят во врата сии крестоносцы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 152). Источник. Будущий рай – не совне навевающий блаженство, а внутри его устрояющий – как неистощимо бьющий ключ радостей и утешений (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 10). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сберегая таким образом качество молитвы, мы исполняем то, что заповедано христианам – возносить всегда лишь молитву духовную: «всякою молитвою и приношением молитесь во всякое время духом…» ( Eф. VI, 18 ). 66. В какие часы на протяжении суток лучше молиться Богу в современных условиях трудовой жизни? Зная, что молитвенная беседа с Богом есть важнейшее дело в жизни, надо для нея посвятить время, когда человек во всеобладании сил душевных и телесных; для большинства – это в часе после ночного отдыха. Приготовляясь к трудовому дню после сна, уделяя время на омовение, одевание и подкрепление пищей, – невозможно пропустить возношение молитвы Творцу и Подателю всех благ. Это значило бы духовное самоусыпление: не нужна молитва значить – Бог не необходим. «Не может сдружиться с молитвою тот, кто не отрекся, не говоря о пище и одежде, – от силы вещественнаго» (Илия Екдик, Доброт.). «Блажен тот, кто верует, что видим есть от Бога, ибо таковый не подвижется с пути благоутождения Ему» (Там же). «Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания». (Еп. Феоф. Затв., Письма к разн. лиц., письмо 66). " А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою ..» ( Nc. LVIII, 17 ). 67. В какой мере тело участвует в молитве? Господь Иисус Христос, явив Себя Совершенным Человеком, был духовен в высочайшей степени. Когда Спаситель молился, то духовную суть Своей молитвы Он обнаруживал возводя очи к небу, преклоняя колени или падая ниц ( Uoah. XVII, 1 ; Лyk. XXII, 41 ; Mф. XXVI, 39 ). «Не будем отрицаться от трудов телесного подвижничества: ибо, как из земли пшеница, так от них произрастает духовная радость и опытность в добре» (Еп. Феоф. Затв., Святоотеч. наставл. § 28, Пр. Филофей Синайский). Стой на молитве с поникшей главою, на обеих ногах ровно и неподвижно. Подними взор на икону, чрез святой лик небожителя на твою душу устремлены очи самого Господа. «Утверждай сердце твое, полагая на нем без смущения крестное знамение во имя Отца и Сына и Св. Духа и веруя, что сие помогает нам попрать главу врага» (Еп. Феоф. Затв., О трезвен, и молит. § 13, Св. Варсонофий и Иоанн ). Говори молитву неспешно, не скажи ни одно слово, если оно не одушевлено вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

429 (IV), 96–128 151 [пп. I-X] 83,1416–1433 151 [п. XI] 249–255 151 [п. XI] 83,1433–1440 152–168 255–292 152–168 83, 1440–1473 292–295 429 (IV), 80–88 83, 1473–1476 295–301 83, 1476–1481 301–303 429 (IV), 232–234 83,1481–1485 172–178 303–311 6270, 6275, 6263, 6248, 6256, 6244 172–178 83,1485–1489 311–312 77, 328 180–181 312–316 6287, 6277 180–181 83,1489–1494 182 (I)-196 (XV) 316–330 40 (I), 43–87 (6239) 197 (XVII)-200 (XX) 330–334 40 (I), 88–92 (6239) (17–20) 201 (XXI) – 202 (XXII) 334–336 40 (I), 92–95 (6239) 6240 (6239) (21) 23 (22) 83,1204 336–363 40 (I), 94–121 (6239) (6239) 6240 (6239) 6240 (6239) (23) (24–25) 19–20 (26) 22 (27–48) 83,1197 83,1204 363–371 6273== 84, 642–647 372–373 84, 648–649 373–374 84, 651 374–375 6274== 84, 654 233–234 375–377 6398, 6400 LIII-LIV 84, 658–660 378–381 84, 670–671 236–238 381–388 6260, 6263, 6245 LXX-LXXII 84, 677–681 84, 689–691 240–241 389–393 6265, 6372 LXXXVII-VIII 84, 701–703 393–396 84, 709–712 396–397 84, 713 397–398 84, 714–715 398–401 84, 722–723 401–411 84, 734–738 247–248 411–415 6268, 6418 CXXVIII-CXXIX 84, 742–744 415–420 CXXXIII 84, 746–749 420–422 84, 750–751 251–252 423–426 6259, 6275 CXXXVIII-CXXXIX 84, 753–755 426–428 84, 760–761 428–430 CXLVIII 84, 763–764 430–431 84, 766 256–258 431–435 6262, 6258 84, 774–777 435–436 84, 781 436–437 CLXVIII 84, 783 437–438 84, 784–786 438–440 CLXXII 84, 787–788 440–442 84, 590–593 442–444 84, 593–595 444–446 84, 600–602 266–268 446–454 6328, 6339 XVII-XIX 84, 607–613 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 15 ТСО 68 332 / 333 . ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. 4090/2. COMMENTARII IN JOANNEM. CPG 5208. PG 74, 448–756. Книга одиннадцатая. С. 3–156. 1273 . Гл. 1. [ Ин.16:14 .] О том, что Дух Святой природно от Бога и в Сыне и чрез Него и в сущности Его. С. 3–6. [С. 679–681.] PG 74, 448–449. 1274 . Гл. 2. [ Ин.16:15–33 .] О том, что природно в Сыне и в сущности Его (находится) Дух Его, то есть Святой, как и в сущности Отца. С. 6–30. [С. 681–698.] PG 74, 449–473. 1275 . Гл. 3. [ Ин.17:1 .] О том, что никто не должен считать Сына лишенным Божественной славы, хотя Он и оказывается говорящим: «Отче, ... Прославь Сына Твоего!» ( Ин.17:1 ). С. 30–34. [С. 669–702.] PG 74, 473–480.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Разбойники – лютейшие слуги тщеславия, которые похищают наш груз и труды добродетелей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 178). Укор возбуждает энергию в душе, а похвала расслабляет ее и делает ленивою на добро (прп. Илия Екдик, 91, 426). Похвала человеческая окрадывает наши добродетели, когда совершаем их явно, когда не стараемся скрывать их, – и мы неприметным образом увлекаемся к человекоугодию, лукавству, лицемерству (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 512). Дурно, когда все кругом похваливают... Поневоле станешь считать себя святым, и начнешь читать наставления всем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 185). Источник. Похвалы рождают самовосхваление и самочувствие; злые чувства – передовые проводники к тщеславию и гордости (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 79). Источник. Как-то старцы сидели за обедом. Авва Алоний прислуживал им. Старцы похвалили его, но он ничего им не отвечал. После один из них наедине спрашивает его: «Почему ты не отвечал на похвалы старцев? Авва Алоний говорит ему: «Если бы я ответил им, то показалось бы, будто я считаю себя достойным похвалы» (97, 200). Авва Иоанн был духом горящий (ср.: Рим. 12, 11 ). Пришедший к нему брат похвалил его рукоделие. Авва, занимавшийся в то время плетением веревки, промолчал. Посетитель повторил похвалу. Авва опять промолчал. И в третий раз брат похвалил рукоделие. Тогда авва сказал ему: «Приходом твоим ты удалил Бога от меня» (106, 293). Двенадцать лет авва Иоанн Фивейский служил больному старцу, авве Аммою. Хотя Иоанн много трудился для старца, но старец в течение всех двенадцати лет ни разу не сказал ему: «Спасайся!» Когда же настало время кончины аввы Аммоя и собрались к нему старцы, то он взял Иоанна за руку и сказал ему: «Ты – спасен! ты – спасен!» – и, обратившись к старцам, присовокупил: «Это ангел, а не человек» (106, 67). Авва Висарион сказал: «Когда пребываешь в мире и не ощущаешь в себе брани, тогда особенно смиряйся, чтобы не похвалиться спокойным и радостным состоянием, принадлежащим не тебе, и за похваление не быть предану брани по немощи нашей, чтобы мы не погибли окончательно» (106, 80).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

авва Исаия , 59, 18–19). Источник. Относительно Святого причастия... хульные помыслы или неверие... прямо от врага (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 103). Что испытываете нападки и особенно, когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говения, или испортить его. – Но когда сопротивлялись и не уступили... то это знак победы, а не поражения, и не только не мешает приступлению к Таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, т. е. причащения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 140). Источник. Как часто нужно причащаться ...Время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестию и безукоризненною жизнию (свт. Иоанн Златоуст , 44, 554). Источник. ...Одно только время для приступания к Тайнам и причащения – когда чиста совесть (свт. Иоанн Златоуст , 53, 277). Источник. Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые – часто, или тех, которые – редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестию, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнию (свт. Иоанн Златоуст , 55, 153). Источник. ...Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однакоже с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность Небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется; потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый Господский день принимали их дня уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источники и литература 1. Смирнов Ф.И. Богословское учение славянофилов перед судом проф. Линицкого//Православное обозрение. 1883. Ч. 3. 10. С. 273–295. 2. У Троицы в Академии. 1814–1914 гг. М., 1914. 3. Феофан Затворник , свт. Письма к протоиерею В. П. Нечаеву //Душеполезное чтение. 1909. Ч. 3. 4. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам (Главы I–VIII). М., 2006. 5. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам (Главы IX–XVI). М., 2006. 6. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. М., 2006. 7. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам второго. М., 2006. 8. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Галатам. М., 2005. 9. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004. 10. Феофан Затворник , свт. Творения: толкования посланий апостола Павла: послание к Колоссаем и Филиппийцам. М., 1998. 11. Феофан Затворник , свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. 12. Феофан Затворник , свт. Толкования Посланий апостола Павла: пастырские послания. М., 2005. 13. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1900. Т. 2. 3 Смирнов Ф.И. Богословское учение славянофилов перед судом проф. Линицкого//Православное обозрение. 1883. Ч. 3. 10. С. 292. 4 Критическая систематизация хомяковской экклесиологии представлена мной в монографии « " Церковь не Академия»: русское внеакадемическое богословие XIX в.», в настоящее время принятой к печати издательством ПСТГУ. Вследствие этого ниже даются ссылки только на самые важные цитаты или приводятся выходные данные уже опубликованных статей по известному конкретному вопросу. 6 См. подробнее: Khondzinskiy P., archpr. Yuri F. Samarin as a Commentator on Alexei S. Khomiakov’s Theological Works.//Religion and Culture in Russian Thought. Kraków, 2014. P. 86–93. 8 «Общины христианские, оторвавшиеся от Святой Церкви, не могли уже исповедывать (так как уже не могли постигать духом) исхождение Духа Святого от Отца одного, в самом Божестве; но должны были уже исповедывать одно только внешнее послание Духа во всю тварь, послание, совершаемое не только от Отца, но и через Сына» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

...Ничему другому не радуется так Бог, как нашей скорости (в исполнении воли Его), так как лучше скорое послушание с бедностию, нежели медлительность со множеством имений (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 9). ...Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших изгнать мутное омрачение, нет лучшего и пригоднейшего врача, как нерассуждающее с верою во всем послушание. Оно есть живительное, многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, за раз очищающий язвины ран (прп. Григорий Синаит , 93, 203). Источник. Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе (прп. Григорий Синаит , 93, 209). Источник. Чудо же, воистину непостижимое и неизреченное, сотворил наш человеколюбивый Господь, что одною добродетелию или, лучше, одною заповедию можно немедленно восходить на небеса, как одним преслушанием низошли мы и нисходим в ад (прп. Григорий Синаит , 93, 209). Источник. ...Послушание ради смирения ко всякой добродетели способно (прп. Григорий Синаит , 93, 231–232). ...Охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими... (прп. Никодим Святогорец , 70, 31). Источник. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 519). Источник. Послушания должно проходить со всею тщательностию, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 8). Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на свое нехотение. Такому послушанию обетована особая благодать – благодать сохранения от всякого вреда, при исполнении послушания. Когда послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берет на свое попечение слушающегося и блюдет его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 210). Источник. На деле так бывает, что то только послушание и действует плодотворно на образование нрава, которое совершается наперекор своей воле и своим соображениям (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 240).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Свт. Епифаний публично предложил свт. Иоанну осудить Оригена. В результате отношения между свт. Иоанном и свт. Епифанием испортились, причем последний начал открыто обвинять свт. Иоанна в оригенизме. Затем свт. Епифаний прибыл в Вифлеем, где стремился заручиться поддержкой блж. Иеронима, однако последний, боясь вступить в конфликт со своим архиепископом, стал призывать свт. Епифания к примирению со свт. Иоанном. Свт. Епифаний отверг это предложение и покинул Вифлеем. Вскоре он вернулся на о-в Кипр. Весной 394 г. конфликт еще более обострился. Свт. Епифаний составил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, в к-ром опять просил осудить Оригена, настаивая на том, что последний в писаниях порочил супружеские отношения, и обвиняя его в энкратизме. Просьба была вновь отвергнута свт. Иоанном. В результате свт. Епифаний начал кампанию против свт. Иоанна, открыто проповедуя, что тот поддерживает еретическое учение Оригена. Свт. Епифаний убедил блж. Иеронима разорвать церковное общение со свт. Иоанном и рукоположил брата блж. Иеронима, Павлиниана, во диакона, а затем - во пресвитера. Несмотря на то что Павлиниан был рукоположен для Вифлеемского мон-ря, к-рый входил в юрисдикцию архиепископа Иерусалимского, само таинство свт. Епифаний совершил в своем мон-ре в Бесандуке, не подчинявшемся свт. Иоанну. Свт. Епифаний отправил последнему письмо, в к-ром указал на это обстоятельство и повторно призвал свт. Иоанна осудить Оригена. Однако свт. Иоанн не только не ответил на послание, но и обратился за помощью к Феофилу I , архиеп. Александрийскому. Свт. Епифаний вновь направил палестинским епископам и монахам послание, в к-ром содержался призыв к разрыву евхаристического общения со свт. Иоанном. В том же послании свт. Епифаний назвал Руфина Аквилейского еретиком. После того как послание было переведено на лат. язык блж. Иеронимом, Руфин прервал общение не только с ним, но и со свт. Епифанием Кипрским. Примерно в то же время было предпринято неск. попыток примирения враждующих сторон. Так, в 394 г. архиеп. Феофил направил с этой целью в Палестину прп. Исидора Странноприимца , который вскоре привез в Александрию исповедание веры, составленное блж. Иеронимом Стридонским (впрочем, впосл. блж. Иероним называл прп. Исидора оригенистом).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010