Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1100. Л. 80). В 1840 г. Никольский престол был переосвящен в честь Нерукотворного образа Спасителя (упразднен во время перестроек 1900-х гг.; см.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. 1907. Д. 47. Л. 118-118 об.), а придел прп. Саввы - во имя свт. Николая Чудотворца ( Круглик. 1999. С. 71-72). В 1908 г. при расширении братского корпуса храм был соединен с кельями, в 1910 г. с сев.-зап. стороны к нему был пристроен зал для хора Н. П. м. 10 июля 1912 г. «во вновь устроенной части Никольского храма архим. Макарием освящен престол Анийского мч. Петра (Авессаломита), устроенный на средства московского предпринимателя и домовладельца П. Д. Борисова. В нояб. 1910 - февр. 1911 г. в подвале храма была устроена электростанция, которая должна была обеспечивать мон-рь электроэнергией (в 1914 г. мон-рь подключен к городской электросети; см.: Там же. С. 94. См. также: Александровский М. И. Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока. М., 1917. 51. С. 32). Кельи располагались параллельно ограде как с сев. стороны, так и вдоль сев. отрезка зап. и вост. сторон (Памятники. 2000. С. 154-155). Как писал архидиак. Павел Алеппский, в мон-ре «келии… просторные и все новые, среди них есть келии царя и царицы» ( Павел Алеппский. 2005. С. 511). Вероятно, в посл. четв. XVIII в. к зап. стене мон-ря были пристроены каменные одноэтажные службы (к 2018 сохр. только крайний юж. объем напротив трапезной). Стены и башни Стены и башни, существующие в наст. время, возведены в 40-х гг. XVII в. Согласно Вологодской летописи, в 1641 г. «по указу великого государя… на Москве у Спаса на Новом зачат делати каменной город при архимандрите Ионе да при келаре старце Феоктисте Колединском, а совершен тот град в 182-м году, а по смете казны издержано 12 660 рублев денег» (ПСРЛ. Т. 37. С. 176; дата завершения дана ошибочно; по более правдоподобной версии, отразившейся в Хронографе из Музейского собрания ГИМ, окончание отнесено к 152 (1643/44) г. (Там же. С. 200); см. также: Тихомиров М. Н. Кр. заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – седален преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобной, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе пострадавше…», 2-й: «Всяк град и страна…», 3-й: «Крест Христов…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Приидите, Матерь Света…» (см. в стихирах на хвалитех). По Трисвятом – тропарь преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая…». На часах – тропарь и кондак преподобной. На Литургии блаженны Октоиха – 6. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобной; кондак храма, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобной; кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака Собору Вятских святых. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4251228.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/336). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака свт. Ионе, архиеп. Вятскому и Великопермскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5445858.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/462).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Вверху изображена икона Пресвятой Троицы, поскольку Троице посвящен кафедральный собор города; справа и слева от иконы свт. Николай Чудотворец (в повести упоминается также блаж. Николай Псковский) и св. Александр Невский; в середине иконы изображен крестный ход с иконой Успения Богородицы; справа в середине явление Богородицы защитникам города: келарю Печерского монастыря Арсению Хвостову, казначею Снетогорского монастыря Ионе Наумову и игумену Мартирию. Внизу еще раз изображена Богородица с псковскими святыми Евфросином (XV в.) и Никандром, скончавшимся как раз в 1582 году. Очень точно на иконе изображен план монастыря, нарисовано около пятидесяти храмов внутри города и вокруг него и два монастыря. Икона представляет несомненный интерес не только для иконоведов, но и для историков древнерусского зодчества. В литературе эпохи междуусобицы авторы называли князей зачинщиков братоубийственных войн и Каином, и с Иудой, называли их окаянными, сравнивали со Святополком, но это выглядело как спокойная и даже величественная констатация факта. В литературе же XVII века сравнение с теми же персонажами за счет контекста, подбора слов, авторских эмоций выглядит ругательством. В 1637 году казаки захватили Азов; в 1641 году 5,5 тыс. казаков в течение нескольких месяцев отбивали штурм значительно превосходящих сил турецкой армии. В 1642 году Земский собор отказался принять Азов в русское подданство, и казаки покинули крепость, а в 1696 году Петр I был вынужден опять брать Азов. В Повести исторической рассказывается об осаде Азова казаками в 1637 году. Тогда тоже им явилась Богородица со св. Иоанном Предтечей, предсказала победу и даже поторопила с началом решающего штурма. В Повести особой Богородица явилась 27 июня и повелела взять Ее икону из храма св. Иоанна Предтечи и поставить на стене среднего города для победы " на поганыя " . В Повести сказочной Богородица является турецкому " царю Брагиму " и, угрожая ему смертью, повелевает уйти от Азова. Такое устрашающее явление Богородицы Тамерлану после перенесения чудотворной иконы Владимирской Богоматери из Владимира в Москву описывается в Повести о Темир-Аксаке (Повесть 1981е:239).

http://pravoslavie.ru/303.html

Г.- епископ Коломенский Между 1451 и 1453 гг. (по мнению А. Б. Мазурова, в 1452 (Средневековая Коломна. С. 203, 438)) Г. был хиротонисан во епископа Коломенского, являлся одним из ближайших помощников митр. св. Ионы , исполнял его особо важные поручения. В 1454 г. в послании Смоленскому еп. Мисаилу свт. Иона писал, как в 1453 г., во время набега татар на костромские пределы, он и вел. князь посылали к можайскому кн. Ивану Андреевичу «Коломеньскаго владыку Геронтия», чтобы можайский князь «пошел на оборонь христианьству, воевод ли бы с своими людми послал» (АИ. Т. 1. С. 104. 56; РФА. Ч. 1. С. 204. 60). В 1455 г. Г. участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о Ростовском архиеп. Феодосии, к-рый, руководствуясь Студийско-Алексиевским уставом, разрешил вкушение скоромной пищи в Богоявленский сочельник, пришедшийся на воскресный день. В дек. 1459 г. собравшиеся в Москве иерархи, в т. ч. Г., направили послание западнорус. епископам, призывая их сохранять единство митрополии и не признавать поставленного в Риме митр. Григория Болгарина . Одновременно великорус. иерархи засвидетельствовали свою верность митр. Ионе. В 1461 и 1464 гг. Г. участвовал в интронизации предстоятелей Русской Церкви митрополитов Феодосия и Филиппа I , 22 марта 1461 г.- в хиротонии Тверского еп. Геннадия (Кожина) , в дек. 1472 г.- в хиротониях Рязанского еп. Феодосия и Новгородского архиеп. Феофила . Г. присутствовал при перенесении мощей Московских святителей в 1472 г., перед началом строительства нового Успенского собора. По предположению Мазурова, в 1462 г., к 10-летию архиерейства Г., для него в великокняжеской мастерской был изготовлен епископский жезл из моржовой кости, ставший одним из шедевров древнерус. декоративно-прикладного искусства ( ныне хранится в НГОМЗ). Как считает А. В. Чернецов, посох Г. со временем оказался у Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) ( Чернецов А. В. Резные посохи (работа кремлевских мастеров). М., 1987. С. 7). Г.- митрополит Московский и всея Руси После кончины 5 апр.

http://pravenc.ru/text/164853.html

С 1840 г. К. м. управлял иером. Иона (Панкеев), постриженик архим. Кирилла I. В 30-х гг. XIX в. большинство братии К. м. были пострижены архим. Кириллом; многие происходили из таврического единоверческого центра с. Б. Знаменка: иеромонахи Сергий (Панкеев), Симеон (Двоезерский), Иона (Панкеев), Герасим (Панкеев), иеродиак. Иоасаф (Рыльский). Иером. Иона, вступивший в К. м. в 1820 г. и постриженный в 1823 г., с марта 1831 по март 1832 г. управлял второклассным Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория монастырем . В 1842 г. иером. Иона был назначен строителем К. м. В 1845 г. иеродиак. Силуан направил на имя архиеп. Гавриила (Розанова) донос на строителя иером. Иону и казначея иером. Иоасафа. Впоследствии разбирались и др. дела с участием настоятеля и братии ( Бельский. 1999. С. 81-82). В ходе следствия вскрылись факты неблаговидного поведения строителя и казначея (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 76), к тому же оба оказались замешаны в деле о попытке ограбления К. м. солдатами-горнистами Софийского морского полка в 1844 г. В действительности вечером в день праздника Рождества Христова солдаты-горнисты устроили маскарад, представившись иером. Ионе свитой генерала крымских соляных приисков во главе с самим генералом. Настоятелю удалось выпроводить дебоширов, но впоследствии выяснилось, что казначей иером. Иоасаф принимал у себя в келье в канун совершения литургии театральное зрелище, т. е. переодетых солдат. 18 марта 1847 г. иеромонахи Иона и Иоасаф были запрещены в священнослужении, бывш. строитель 17 дек. отправлен под надзор в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ( Бельский. 1999. С. 81), а бывш. казначей 18 апр. повторно запрещен по делу «о зрелище» и 10 дек. сослан в Бизюков мон-рь. В июне 1848 г. архиеп. Херсонский свт. Иннокентий (Борисов) утвердил иером. Иоасафа (Рыльского) в штате Бизюкова мон-ря, но запрета с него не снял (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 73. С. 2-4 об., 13-14, 164-164 об., 169-170 об.). В ведомости 1841 г. все монахи К. м. характеризовались положительно, только иеродиак. Павел (Проценко) при «хорошем состоянии» находится под запретом в священнослужении. В 1846 г. число монашествующих сократилось, большинство монахов в священном сане оказались «не верны в послушании», «состояния плохого или посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 81-87, 173-182). В К. м. произошли и новые скандалы: иером. Даниила (Бондарева) в 1847 г. лишили сана, а иеродиак. Павла после ссылки в Бизюков мон-рь запретили в священнослужении.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Ефрем еще дальше, чем в произаических,  отстоит от своих современников, писавших на греческом языке. Эллинистическая традиция, которой свойственно фиксировать мысль в логических дефинициях, была чужда прп. Ефрему. Корни его поэтической образности лежат в семитской традиции. В отличие от свт. Григория Богослова, который любит облекать дефиниции в поэтическую форму (ср., например, его «Определения, слегка начертанные») и доводить мысль до логического конца, прп. Ефрем в своих стихах, пользуясь языком сравнений и символов, стремится выразить реальность, не поддающуюся логическому осмыслению и словесному описанию. Произведения в метрической прозе Четыре небольших произведения прп. Ефрема по форме стоят между прозой и поэзией — это «Беседа о нашем Господе» , «Беседа на Пролог Евангелия от Иоанна» (сохранилась фрагментарно), «Мемра о чудесах, совершенных Моисеем в Египте» и «Письмо к Публию» (сохранилась в двух больших фрагментах). Последнее представляет собой размышление о Страшном суде. Произведения, сохранившиеся на греческом языке Существует также значительный корпус произведений под именем св. Ефрема на греческом языке, как прозаических, так и поэтических. Из них сирийский оригинал возможно установить только для 11 творений, из которых безусловно принадлежащим прп. Ефрему считается только 1 текст — «Беседа об Ионе и о покаянии Ниневии» , и еще для двух текстов допускается наличие аутентичного материала, восходящего к прп. Ефрему: это «Завещание Ефрема» и гомилия о жене-грешнице . Среди сочинений, приписываемых прп. Ефрему и представленных только в греческой версии, наиболее известны несколько текстов с одинаковым названием «Увещания к самому себе и исповедь» и группа «Слов умилительных». Основная тема этих сочинений — призыв к покаянию, с которым автор обращается как к читателю, так и к самому себе. Он часто говорит о Втором Пришествии Иисуса Христа, Страшном суде и вечных мучениях, сознавая себя великим грешником, исповедуя свои грехи и прося пощады у Спасителя. На греческом языке также сохранились сочинения «О страстях», несколько слов «О покаянии» и «О сокрушении», два «Слова о скончавшихся отцах», «О суде и сокрушении», «Слово о Втором Пришествии Господнем», а также множество других отдельных слов на аскетические и эсхатологические темы; «Беседа о прекрасном Иосифе», «Похвальное слово сорока мученикам» и ряд других похвальных слов; цикл «Надгробных песнопений» и два цикла «Блаженств» (в 55 и 20 главах).

http://bogoslov.ru/article/5350926

В издании 1813 г. помимо Всехсвятского храма упоминается расположенная к востоку 2-этажная «крестообразная об одной главе» Покровская ц., возведенная в 1806-1810 гг., при строителе иером. Ионе «иждивением доброхотнодателей». На верхнем этаже храма имелось 2 придела: правый - во имя апостолов Петра и Павла, устроенный на средства московского купца Аникеева и освященный 22 дек. 1812 г., и левый - во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 9 марта 1813 г. Над восточными св. воротами возвышалась каменная 3-ярусная колокольня (1799) «вышиною со щипцем и крестом около 15 сажен». При входе в монастырь справа располагались обветшавшие деревянные настоятельские кельи, к югу от Покровской ц.- 2-этажный бывший семинарский корпус, в котором устроены кельи, трапезная и подсобные службы. В сев.-зап. углу мон-ря стоял каменный корпус муж. богадельни на 12 чел., построенный в 1799 г. на средства купца Мещанинова, рядом - деревянная баня (1812). М. П. м. был обнесен каменной оградой «на 180 саженях» с 4 угловыми каменными башенками. За оградой к северо-западу на Семёновской (ныне Таганской) ул. находилось каменное здание жен. богадельни, построенное в 1810 г. «госпожею Хлебниковою» (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 579-581). Т. о., в период с последнего десятилетия XVIII по 1-е десятилетие XIX в. при перестройке Покровской ц. был упразднен придел прп. Иоанна Дамаскина, но появились Никольский и Петропавловский приделы. Также за это время была перестроена колокольня и существенно реконструирована каменная ограда. Разборку предыдущей ограды Снегирёв относит к 1783 г. ( Снегирёв. 1863. С. 20-21). Обе церкви пострадали в 1812 г., в 1814-1815 гг. были восстановлены. Колокольня. Фотография. 1905 г. Колокольня. Фотография. 1905 г. Вехой в истории храмостроительства в М. П. м. была деятельность М. Д. Быковского, который возвел 5-купольную соборную церковь, «вместившую в себе часть старой, впоследствии разобранной: в середине ее, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стена главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые белою жестью и увенчанные вызолоченными крестами. Кругом среднего трибуна под сводами храма помещена ризница, освещаемая окнами из боковых куполов... В средней части престол в честь Воскресения Христова, северный, во имя Тихфинския Божией Матери, южный, в память св. мц. Александры, празднуемой 6 ноября» ( Снегирёв. 1863. С. 23). Как уточнял Александровский, собор был перестроен и расширен Быковским в 1854-1856 гг. и освящен в честь Воскресения словущего 7 окт. 1856 г., а придел мученицы Александры - 11 нояб. 1856 г. ( Кириченко. 1988. С. 212-216, 224-226; Паламарчук. 1992. С. 316;). Т. о., главный престол Всех святых был упразднен; престол Воскресения Христова стал главным, а к приделу Тихвинской иконы Божией Матери был добавлен придел мц. Александры.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Наказание Божие за кражу Как преступна кража и какому наказанию подвергает иногда Господь виновных в ней, это можно видеть из следующего. В первые времена христианства, когда у верующих во Христа было все общее, некоторый муж, по имени Анания, с женою своею Сапфирою, продали свое имение, и так как по закону любви вырученные деньги принадлежали всему обществу, то Анания принес деньги и положил их к ногам апостолов, но некоторую часть из них утаил и, таким образом, согрешил против Божией заповеди, запрещающей кражу. Апостол Петр обличил за это Ананию, и он тотчас же пал бездыханным. А вот другой случай. Св. митрополит Иона дал своему слуге денег для раздачи бедным. Слуга, получивши деньги, половину из них утаил себе. Между тем, одна бедная женщина пришла с жалобою самому Ионе. Святитель призвал слугу и спросил, почему он ничего не дал этой женщине. Тот говорил, что ей не раз давали, что она лжет. Тогда святитель сказал ему: «Ты и крадешь, и лжешь, – и вот умрешь». Слуга тотчас же заболел горячкою и умер («Четьи-Минеи», 31 марта). Вот как строго наказывает Господь нарушителей Его заповеди, – виновных в краже. Если же похитителям и проходит иногда без наказания, то именно потому, что Господь долготерпелив и многомилостив; Он де хочет смерти грешника, но ждет его раскаяния. Но горе тем, которые не вразумляются Его милостями. Если не здесь, на земле, то там, по смерти, Господь строго накажет. Ни татьи, ни хищницы, говорится во святом Писании, царствия Божия не наследят ( 1Кор.6:10 ). Пример строгого отношения к чужой собственности Авва Агафон шел однажды с своими учениками. Один из них, нашедши на дороге небольшой зеленый чечевичный стручок, говорит старцу: «Отче! велишь ли мне взять его?» Старец с удивлением посмотрел на него и сказал: «Разве ты положил его тут?» Брат отвечал: «Нет». Старец сказал: «Как же ты хочешь взять то, чего не клал?» («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», §11). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕНЗЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской епархии Пензенской митрополии), находится в г. Пенза. Кон. 80-х гг. XVII в.- 1794 г. Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 2016 г. Фото: А. П. Пятнов Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 2016 г. Фото: А. П. Пятнов Основан в 1688/89 г. по грамоте царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича и царевны Софии Алексеевны (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 521. Л. 2) на склоне горы, между вост. стеной пензенской крепости и р. Пензой. У подножия крутого склона были построены деревянные кельи, 2 апр. 1691 г. выдан антиминс для освящения деревянной ц. в честь Преображения Господня «на посаде, на Пензу, в монастырь», 12 окт. 1707 г. иером. Варлаам получил антиминс для монастырской деревянной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери ( Хохряков. 1904. С. 10-11; Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 37). В 1724 г., при игум. Ионе, из упраздненного 4 февр. 1723 г. пензенского Иоанно-Предтеченского монастыря в П. П. м. перенесли разобранную деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также всю утварь, «ризную казну»; в Преображенскую обитель перешла и братия упраздненного мон-ря (ОДДС. Т. 2. Ч. 2. 1008. Стб. 269-272). При настоятеле (1731-1739) игум. Никоне (Волоском, Воложском), в 1735 г. было получено разрешение разобрать ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и построить новую с тем же посвящением. К июню 1738 г. новая деревянная церковь была сооружена, 4 июля 1738 г. для ее освящения выдан антиминс ( Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 38); в том же году старую церковь разобрали и передали жителям Стародрагунской слободы Пензы для строительства там храма вместо сгоревшего. Одновременно в 1735 г. в П. П. м. начато возведение каменного собора Преображения Господня вместо ветхих Преображенской и Казанской церквей. 2-этажный собор в архаичных формах XVII в. был завершен к 1750 г.: главный престол находился на 2-м этаже, нижний храм был посвящен Казанской иконе Божией Матери, приделы в трапезной: правый - св. Иоанну Предтече, левый - свт. Иоанну Златоусту. На остававшейся деревянной соборной колокольне имелись «железные боевые часы». В 1756-1760 гг. на Троицкой ул., выше по склону над П. П. м., была построена каменная надвратная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (разобрана в 1796).

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им сле­дователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит скоро будет свержен с прес­тола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию - лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от ста­рости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное. Мощи князя Андрея покрыли пеленами, положили в новый гроб и захоронили. Святой благоверный князь Андрей Смоленский. Икона работы инокини Екатерины (Омельченко), 2000 год. Благовещенский храм Никольского женского монастыря г. Переславль-Залесский Е. Е. Голубинский считал, что представители митрополита были не удовлетворены малым количеством чудес и скудостью сведений о жизни князя Андрея. Исследователь полагал, что ходатайство прп. Даниила о возобновлении церковного празднования памяти святого князя не имело успеха. Этот вывод не бесспорен, прп. Даниилу, несомненно, было отказано в том, чтобы мощи святого оставались «на вскрытии», но было ли отказано в возобновлении празднования его памяти, остается неясным. В службе князю Андрею утверждается, что местное празднование ему было установлено в 1539 г. Даже если празднование памяти первоначально было запрещено, то запрет вскоре, вероятно, отменили, т. к. все предсказания прп. Даниила в точности исполнились. Вместо сведенного с престола митр. Иоасафа на Московскую кафедру в 1542 г. вступил свт. Макарий . По благословению святителя и повелению царя Иоанна IV было написано житие прп. Даниила. Рассказ об обретении мощей благоверного князя Андрея в 1539 г., помещенный в этом житии, вероятно, был подтвержден установлением празднования памяти благоверного князя Андрея. Можно считать, что вторичное установление местного празднования относится ко времени завершения работы над житием - к 1563 г. Впоследствии имя святого благоверного князя Андрея Смоленского было включено в святцы. Под 27 октября " обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском " отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. . Кроме того, память святого под 30 ноября отмечена в Кайдаловских святцах кон. XVII в. . Указом Переяславской консистории от 14 августа 1749 г. было предписано поминать святого князя Андрея на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии .

http://drevo-info.ru/articles/28319.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010