Скончалась монахиня Елена 27 лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет. Смерть ее — дивная тайна. Преподобный Серафим говорил, что душа монахини Елены, как голубица, вознеслась ко Святой Троице, а мощи ее, как и Марии Семеновны, со временем будут открыто почивать в обители, ибо обе они так угодили Господу, что удостоились нетления. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» указывается, что на могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. К святой могилке ежедневно ходили сестры и гости монастыря поклониться и помолиться: «Госпожа и мать наша Елена, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!» Ботиночек преподобного Сарафима Саровского, как и остальные вещи, принадлежавшие батюшке Серафиму бережно хранятся и доступны для поклонения верующими паломниками в Серафимо-Дивеевском монастыре, в его Троицком Соборе. Дивеевские сестры собрали у себя в обители почти все вещи любимого батюшки Серафима. Они хранились в дальней и ближней пустыньках Преподобного, которые стараниями Н. А. Мотовилова были перевезены из саровского леса в Дивеево и стояли внутри святой Канавки. Дальняя пустынька служила алтарем Преображенской кладбищенской церкви. На престоле в начале XX века, а ранее — вместе с вещами помещался медный литой восьмиконечный крест преподобного Серафима — материнское благословение. В алтаре в шкафчике находилась книга с пометами Старца, включавшая в себя переплетенные вместе Евангелие, Апостольские послания и Псалтирь. Ее Старец всегда имел при себе и носил с собою в котомке за спиной. Вместе с книгой хранилась часть Четьи-Минеи (сентябрь—декабрь), обгоревшей во время пожара в келье при кончине Старца. В красном углу кельи-алтаря висели три келейные иконы Преподобного Серафима — Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. Этот поясной Деисус Батюшка подарил дивеевским сестрам еще до открытия Мельничной общины. В юго-восточном углу алтаря Преображенской церкви находился камень, на котором старец Серафим молился в келье 1000 дней, и часть камня (аршином в диаметре), с места, где находился камень на котором преподобный Серафим молился 1000 ночей.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

Кто и когда установил святыню на Святой Земле не известно. Интересно, что неподалеку от нее всегда можно увидеть ящик для сбора пожертвований и канделябр со многочисленными свечами. Остается загадкой и неизвестный никому обычай, согласно которому посетители Храма Гроба Господня обязательно прикасаются к ней «на счастье». Кстати, по мнению некоторых исследователей, каменная чаша - это не единственное обозначение «пупа Земли» в мировой истории. Так, некоторые документы западных стран говорят о том, что некогда он имел форму столба или колонны. В XIX столетии центром Вселенной считали круглое отверстие на хорах церкви Святого Гроба. А многие представители ислама до сих пор верят в то, что «пуп Земли» - это люстра с крестовиной, висящая в греческого кафоликоне. Весьма спорным остается вопрос и относительно его постоянного местоположения возле Храма Гроба Господня. В мире существует документ, датированный 700 годом, написанный епископом Аргулфом. В нем говорится, что в его время «пуп Земли» представлял собой высочайшую колонну, находившуюся к северу от Голгофы, посредине Иерусалима. Мнение ученых сходится в одном: словосочетание «пуп Земли» - это такой своеобразный мифопоэтический символ центра. Испокон веков люди вкладывали в него важный смысл, в том числе и географический. Между тем подобных местечек на планете много. Понятие «пуп Земли» используется также в качестве символа всего новорожденного. Очень часто его представляют в виде священной горы или острова, выходящего из воды. В мифологии разных стран «пуп Земли» - это место встречи неба с землей или жилище богов. Надо сказать, что обозначение центра Вселенной на Святой Земле присуще не одним христианам. Иудеи связывают с этим понятием гору Мориа, которая по традиции отождествляется с Храмовой горой на юго-востоке Иерусалима, в старой его части. Большинство паломников не особенно почитают Храмовую гору, считая ее священной только для иудеев и мусульман. И они в этом глубоко заблуждаются. После того, как на Храмовой горе побывал Иисус Христос, он освятил ее своим присутствием.

http://elitsy.ru/holy/temple/13268/

В период его жизни здесь собиралось огромное количество людей для совершения жертвоприношений (все знают историю об Аврааме и его сыне Исааке). Отсюда начал строиться царем Давидом и сам Иерусалим - центр Святой Земли. Кроме того, известность этому месту придает нахождение здесь «краеугольного каменя». В иудейских энциклопедиях говорится, что на него Всевышний и поместил весь мир на третий день творения. Фигурирует данный камень и в Коране. Мусульмане признают в нем вершину той горы, с которой пророк Муххамед совершил «мирадж» (поднялся на небеса) из Мекки в Иерусалим и обратно. На южной стороне этого камня имеется отпечаток его стопы, а возле него на земле в специальной маленькой башенке хранятся три волоска из бороды пророка. Добраться до «Пупа Земли» можно несколькими способами. Для самостоятельной поездки на общественном транспорте достаточно выбрать маршрут, ведущий к Храму Гроба Господня. Регулярные рейсы в те края совершает автобус под номером 73, который делает остановку возле башни Давида. После этого до центра Вселенной будет рукой подать. То же самое можно проделать на такси, либо арендованном автомобиле. Если же более предпочтительным является посещение святыни с гидом, тогда будет лучше примкнуть к направляющимся туда паломническим экскурсиям, которых на Святой Земле всегда огромное количество. Удачного путешествия! Голгофа – одно из самых почитаемых святых мест у христиан. Это гора, на которой был распят и принял Свою крестную смерть Иисус Христос. Изначально Голгофой называлась в целом вся территория, находящаяся за стенами святого града Иерусалима. Впоследствии так стала называться сама гора. Недалеко от западного склона были расположены прекрасные сады, одним из которых по историческим свидетельствам владел Иосиф Арифамейский – член Синедриона, тайный почитатель Христа. У холма Гареб (гора Голгофа в те времена была в его составе) была устроена смотровая площадка, с которой народ наблюдал за тем, как проходила казнь над осужденными. На Голгофе есть пещера, которая в те далекие времена служила временным пристанищем для осужденных, там они проводили свои последние часы земной жизни.

http://elitsy.ru/holy/temple/13268/

Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки. 15 ноября 1922 года их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. Мощи после долгих мытарств оказались в музее религии и атеизма, расположившимся в Казанском Соборе. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Частица мощей преподбномученика архидиакона Стефана доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге. На крышке раки с мощами святого Александра Невского находится семьдесят девять мощей святых. Известно, что до революционного переворота мощи князя хранились в драгоценной серебряной раке, изготовленной по указу Екатерины II. 13 января 1918 года Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Бумага была подписана Александрой Коллонтай. Результатом этого стало трагическое столкновение, завершившееся кровопролитием — был смертельно ранен священномученик протоиерей Петр Скипетров. Весной и осенью 1919 года Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался провести вскрытие раки с мощами святого Александра Невского. Масштабное изъятие церковных ценностей из лаврских храмов произошло весной 1922 года в рамках всероссийской кампании. 12 мая было проведено вскрытие серебряной раки с мощами святого князя Александра во время ее изъятия. Раку разобрали на части и вывезли в Зимний дворец. Сами мощи духовенство тогда отстояло — ларец с ними после осмотра был помещен в алтаре Троицкого собора. В это время на средства эконома Лавры взамен серебряной была изготовлена деревянная рака для мощей. Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки. 15 ноября 1922 года их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. Мощи после долгих мытарств оказались в музее религии и атеизма, расположившимся в Казанском Соборе. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Частица святых мощей великомученика Димитрия Солунского доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

На крышке раки с мощами святого Александра Невского находится семьдесят девять мощей святых. Известно, что до революционного переворота мощи князя хранились в драгоценной серебряной раке, изготовленной по указу Екатерины II. 13 января 1918 года Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Бумага была подписана Александрой Коллонтай. Результатом этого стало трагическое столкновение, завершившееся кровопролитием — был смертельно ранен священномученик протоиерей Петр Скипетров. Весной и осенью 1919 года Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался провести вскрытие раки с мощами святого Александра Невского. Масштабное изъятие церковных ценностей из лаврских храмов произошло весной 1922 года в рамках всероссийской кампании. 12 мая было проведено вскрытие серебряной раки с мощами святого князя Александра во время ее изъятия. Раку разобрали на части и вывезли в Зимний дворец. Сами мощи духовенство тогда отстояло — ларец с ними после осмотра был помещен в алтаре Троицкого собора. В это время на средства эконома Лавры взамен серебряной была изготовлена деревянная рака для мощей. Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки. 15 ноября 1922 года их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. Мощи после долгих мытарств оказались в музее религии и атеизма, расположившимся в Казанском Соборе. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Частица святых мощей апостола от 70-ти Тита доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге. На крышке раки с мощами святого Александра Невского находится семьдесят девять мощей святых. Известно, что до революционного переворота мощи князя хранились в драгоценной серебряной раке, изготовленной по указу Екатерины II. 13 января 1918 года Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Бумага была подписана Александрой Коллонтай.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Гримом. Живопись принадлежит кистям таких уважаемых художников, как Верещагин, Васильев, Корзухин и др. Работы из мозайки создал веницианский художник Сальвиотти, из мрамора – Крутиков, из серебра – Овчинников, из мельхиора – Фраже. Всех мастеров и не перечислить. Архитектурный стиль храма святой Марии Магдалины относится к однопрестольному пятиглавному, в котором выполнены русские церкви XVII века. Недалеко от него находится небольшая колокольня. Окружает храм небольшая женская обитель, основанная православной шотландкой Варварой Робинсон. Сооружение отличается большой прочностью: в 1927 году в Иерусалиме прошло сильное землетрясение, которое принесло большой ущерб всему городу, кроме него. Храм воздвигнут из камня беловато-серого цвета - этого добра в избытке на Святой Земле. Что касается деревянных и металлических материалов, то во время стройки они поступали сюда по морю из России. Храм поражает своей красотой и изяществом со всех сторон. Иконостас в нем сделан из итальянского белоснежного мрамора. Сверху висит прекраснейшая картина с изображением Марии Магдалины. Также здесь имеются копии икон Исаакиевского собора. Одним словом, чтобы ощутить все превосходство данного святилища, в нем нужно оказаться и все увидеть собственными глазами. Но прежде, конечно же, просто необходимо познакомиться с историей жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Личность Елизаветы Федоровны начала складываться буквально с рождения. Так уж случилось, что на свет она появилась в высокородной семье: ее отцом был герцог немецкого происхождения Людвиг IV, а матерью – английская принцесса Алиса. Своих семерых детей родители воспитывали в строгости: одевали их в простенькую одежду, старших дочерей просили убираться в доме, способствовали развитию их талантов, приучали следовать христианским заповедям, учили помогать нуждающимся и любить ближних. Уже с малых лет у Елизаветы Федоровны обнаружился художественный дар, который она развивала на протяжении всей своей жизни. Больше всего будущая княгиня любила рисовать цветы.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Один из очевидцев этого ужасного убийства рассказывал, как из-под земли доносились молитвы страдальцев. При обнаружении тел Елизаветы Федоровны и Варвары, выяснилось, что перед смертью они молились - это стало понятно по расположению пальцев их рук. Перед кончиной они испытали ужаснейшие муки, испытывая жажду, голод и нестерпимую боль от полученных травм. Прежде чем останки женщин нашли свое пристанище в Иерусалиме, им пришлось пройти тяжелейший путь. Сначала гробы с телами погибших находились в Алапаевской церкви, где по ним служились панихиды. Затем они были перевезены в Свято-Троицкий собор, там прошло отпевание. Однако здесь оставлять их надолго было нельзя. Красноармейцы наступали, нужно было найти более укромное место. Эта обязанность легла на плечи отца Серафима, который при жизни Елизаветы Федоровны был не только ее другом, но и духовным наставником. Благодаря своим стараниям он добился не только разрешения на перевозку останков, но и получил для этого специальный вагон, и даже пропуск. Гробы отправились в Читу. Там, в Покровском женском монастыре, монахи обмыли тела и облачили их в монашеские одежды. Теперь оставалось решить, где они будут храниться. С этой целью в одной из келий были сняты несколько досок с пола. В образовавшейся дыре выкопана могила, в которую и поместили все гробы. Следить за их безопасностью вызвался сам отец Серафим. Так прошло шесть месяцев. Затем вновь появились слухи о приближающейся Красной армии. Это означало, что останки страдальцев должны были продолжить свой путь, причем, уже за пределами России. На этот раз перевозка тел проходила в более тяжелых фронтовых условиях – на железной дороге постоянно возникали проблемы, которые тормозили движение. Ситуацию все время спасал пропуск, благодаря которому вагон все время прицепляли к другим поездам. Таким образом, он медленно, но верно приближался к китайской границе. В летнюю жару из гробов стала сочиться жидкость, а от тел исходил невыносимый запах. И только гроб Елизаветы Федоровны испускал благоухание.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Этому событию здесь посвящена крохотная часовенка. Монахини очень почитают это строение: каждый год в Вербное Воскресенье его украшают цветами и пальмовыми ветвями. Получается весьма мило! Еще одна достопримечательность монастыря Святой Марии Магдалины – грот, в котором, согласно Библии, заснули три апостола, в то время как Иисус молился накануне своего ареста в Гефсиманском саду. С 1998 года в этом месте находится часовня во имя Страстей Господних. К слову сказать, в данный момент монастырь Святой Марии Магдалины находится под управлением Русской Православной Церкви. Количество служащих здесь монахинь составляет всего несколько десятков человек. Все они существуют за счет пожертвований православных со всей планеты и туризма. Рядом с церковью Святой Марии Магдалины работает магазин, в котором можно приобрести самые разные сувениры. Вот только попасть в монастырь можно в строго определенные для посещения дни – в воскресенье, вторник и четверг с 10 до 12 часов. Добраться до святыни можно пешком всего за 20-30 минут, выйдя из Старого города через Львиные ворота. Потеряться при этом не возможно, так как златоглавые купола церкви видны уже в самом начале пути. И последнее - помните, что как только вы ступите на земли монастыря Святой Марии Магдалины, вам, наверняка, захочется задержаться здесь на целый день. Так что будьте готовы к продолжительной экскурсии! Среди храмовых святынь в монастыре особо чтимым является икона 1554 года Гефсиманской Божией Матери «Одигитрия», переданный в марте 1939 году митрополитом Ливанском Илии игуменье Марии (Робинсон) при посещении ею Бейрута. Множество верующих получили благодатную помощь в молитвах Божией Матери перед этим образом. История сей св. иконы Пресвятой Богородицы ведет свое исчисление от 25 марта 1554 года, когда в ночь на Благовещение в церкви св. мученика Федора Тирона в селении Рехании случился пожар. Дотла сгорело все, кроме толстых каменных стен, дарохранительницы со св. дарами и сей св. иконы. Благодаря сему чуду св. икона была наименована «Неопалимой купиной», ибо символом самой Пресвятой Богородицы и была неопально горящая купина, виденная пророком Моисеем.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Нельзя не упомянуть и об ее интересе к классической музыке. По характеру девушка была очень доброй, веселой и заботливой. К тому же, очень хороша собой. По мнению современников – на тот момент Елизавета была одной из красивейших женщин Европы, которой художники посвящали свои картины, а поэты стихи. Когда принцессе исполнилось 20 лет, она стала невестой Великого князя Сергея Александровича, сына императора Александра II. Сразу после бракосочетания в Российской империи молодожены поселились в Подмосковном поместье, где и находились практически все свое время. Оказавшись на чужбине, Елизавета Федоровна не растерялась, а сразу же принялась изучать язык и культуру России. С верой ее познакомил Сергей Александрович. Он был очень набожен, жил по церковным уставам, часто присутствовал на богослужениях. И Елизавета с удовольствием всюду за ним всюду следовала. Великой княгине очень нравилось находиться в православных храмах. В них она испытывала не знакомое ей до этого момента благодатное чувство. Наверно именно поэтому девушка с такой легкостью удавалось выстаивать все церковные службы. В конце концов, Елизавете Федоровне захотелось не просто наблюдать за тем, как ее муж принимает Священные Таинства Христовы, но и самой участвовать в этом. С еще большим интересом она начала читать духовные книги, чтобы понять какая же вера истинная – до недавнего времени чуждая ей православная, либо принятая ею с рождения протестантская. Уже вскорости судьба предоставила Елизавете Федоровне шанс в этом разобраться. В 1888 году в Иерусалиме должно было состояться освещение новой русской церкви. Приглашения на это торжественное событие получили множество почетных гостей, включая Великого князя Сергея Александровича, которого очень уважали на Святой Земле за его добрые деяния. Семь лет назад он возглавлял здесь, созданное им же православное общество, которое помогало Русской Миссии в Палестине. Когда Елизавета Федоровна узнала о том, что может поехать в Иерусалим вместе с супругом, то очень этому обрадовалась, решив, что туда ее ведет сам Бог.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Находится эта уникальная икона в Храме Рождества Христова в Вифлееме. В «город хлебов» образ был передан Российским императорским домом после того, как с его помощью чудесным образом от тяжелейшей болезни излечилась императрица Елизавета. Кроме того, согласно историческим данным, Вифлеемская икона Божией Матери сыграла большую роль в жизни царевны Анны, дочери греческого императора Константина Порфирородного. Во-первых, правитель, благословил ею свою наследницу в то время как она выходила замуж. Во-вторых, этот образ сопровождал царское дитя во время пути из Царьграда в Черниговское княжество. Кстати, именно поэтому второе название иконы «Одигитрия», что означает «Путеводительница». Если подробнее разбирать то, что изображено на святыне, то можно понять, что центровой фигурой на ней является вовсе не Богородица, а Младенец, которого она держит на руках. В левой руке Господнего сына находится Евангелие, правой же Он дает благословение Деве Марии, а в ее лице и всем людям, молящимся перед этим святым образом. В православии икона с изображением улыбающейся Богородица считается символом, способным приблизить человечество к Христу, назвавшего себя единственным праведным путем, истиной и жизнью. «Одигитрия» имеет насыщенную событиями историю. Автором данного варианта иконы Божией Матери был евангелист Лука, который написал ее в числе двух других образов – Иерусалимского и Царьградского. В 463 году, когда святыня была перенесена в Константинополь, благодаря ее заступничеству византийское войско смогло отразить нападение скифов. После этого на протяжении трех столетий икона находилась в храме, расположенном неподалеку от византийской столицы, в городе Влахерны… В 988 году икона Божией Матери оказалась в Корсуни, так как была преподнесена в дар святому равноапостольному князю Владимиру. Следующим городом пребывания образа стал Великий Новгород – здесь, в течение более чем четырех веков, святыня хранилась в Софийском соборе, и приобрела за это время большую известность на Руси.

http://elitsy.ru/holy/temple/25941/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010