Berlin 1848 an. B. II, s. 147. 123 Св. Златоуст подробно говорит о значении различных членов тела. Бес. на пос. к Ефес. стр. 168–170. 131 Частица якоже не означает точного равенства, ибо нам невозможно объединяться друг с другом так, как Отец с Сыном (Благов. Феофил. Ев. от Иоан. стр. 414).Она значит сколько возможно для людей, подобно тому, как и в словах будите милосерды, якоже Отец ваш ( Лк. 6:36 ). Злат. Беседы на Ев. от Иоан. ч. 2, б. 82, стр. 621. 132 Не достаточно было бы разуметь здесь день воскресения Господа из мертвых, как понимают, хотя не исключительно, Св. Отцы Златоуст и Феофилакт, – или вообще время, начавшееся со дня воскресения Господа – как понимает Генгстенберг; ибо а) невидимое пребывание Иисуса Христа в учениках и верующих, и сознание последними этого сопребывания началось и совершилось Св. Духом, ниспосланным на Апостолов в день Пятидесятницы: до сего времени Иисус Христос пребывал с учениками еще видимым, телесным образом, являясь к ним и беседуя с ними; но здесь речь идет о внутреннем, не видимом единении Господа с церковию; б) в настоящем стихе речь идет об определенном, временно очерченном дне, а не о целом времени или периоде, а таким днем был день пришествия Христа в Утешителе ( Ин. 16:23 ). 134 Подобная мысль находится в Апокалипсисе, где идея взаимоотношения между Богом и человеком изображается под образом вечери и говорится: прииду и буду вечерять с ним и он со Мною (3:20). 137 Νμην χειν==νμειιν ( Деян. 4:17 ; чтобы более не разгласилось сие π πλεον διανμεσθαι), значит разъедать, распространяться; ср. Полибия (ed U. Tauchnitz) 1, 4, 8, 5, το πυρς νμη разлитие, распространение огня. 145 Σφρραγς печать выбитая на основании (θεμλιος) и есть свидетельство того, что церковь , основанная Богом, имеет непоколебимую прочность. (Viesinger: Comment. üb. Samml. v. Schriften d. Neuen Testam. Bad V. Königsberg, 1850 s. 636.) 147 Розенмюллер, Руккерт, Мейер, Блекк и др. См. Меуег: Commentar üb. N. Testam. Abth. VIII, s. 267. 149 При объяснении этой притчи мы, по преимуществу, пользовались толкованием оной Тренча, переведенном на русский язык и помещенной в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения» 1874 г., ноябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Сами составители евангелий характеризуются Златоустом, как други небесного Царя. Они слышали от Христа всё, что Он от Своего Отца ( Ин. 15:15 ) 611 . Христос возбуждал душу евангелистов 612 . Дух святости, Дух правый, владычественный, дающий другие очи, способные видеть будущее, как настоящее, сподобляющий нас созерцать во плоти то, что есть на небесах, глаголал в апостолах и евангелистах 613 . На благодатных крыльях Духа Божия они парили, как лёгкие орлы, в высоте, достигая самого неба 614 . Оставив всё земное, они говорят только о небесном 615 , начертывают образ небесной жизни 616 . Возвышенные догматы веры, превосходные правила жизни, проповедываемые евангелистами, обнаруживают, что Дух вещал в них из самых глубин Своих 617 . О первом евангелисте Златоуст сообщает: „Матфей написал книгу, исполнившись Духа Божия” 618 . Если он был мытарем и в то же время писателем-евангелистом, то это больше всего обнаруживает благодать Духа и собственную его добродетель, как человека 619 . Предание о том, что Матфей, по просьбе уверовавших Иудеев, пришедших к нему, написал им то, что говорил устно, и составил евангелие на языке еврейском, стараясь, главным образом, доказать происхождение Христа от Авраама и Давида, хорошо известно Златоусту 620 . Читателям св. евангелия св. отец внушает благоговейное отношение к св. тексту. Если царские грамоты прочитываются в театре при полной тишине, то тем более должно стоять с напряжённой душой и слухом, когда читаются повеления не земного царя, а Владыки ангелов 621 . Как писавший прежде других, евангелист Матфей останавливается на важнейших обстоятельствах жизни Спасителя 622 . О втором евангелии Златоуст говорит, что оно было написано в Египте, по просьбе учеников Марка 623 . Повествуя о том, что ещё ранее было пересказано и сделалось известным через евангелиста Матфея, Марк наблюдает краткость 624 . Кроме того, по мнению Златоуста, это есть последствие влияния на евангелиста со стороны ап. Петра, который вообще любил краткость 625 . Евангелист Лука был причастен Духа Святого 626 , а потому и его произведение не было обыкновенной историей 627 . Сравнительная полнота евангелия Луки, например, при изложении родословия Христа, объясняется подражанием его составителя ап. Павлу, который в писаниях своих разливается, как река 628 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

614 «Ной назвал Господа “Богом Сима» ... потому что ... Симу, в соответствии с его именем — Шем («имя», «слава»), было вверено познание имени Божия ( — «имя Божие») и возвещение народам славы Божией. Сим есть провозвестник истинной веры, высшей духовной жизни, он — человек духовный» ( Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 110). 615 К иафетическим народам древние относили галатов (потомков Флавиева Гомара, в Библии — Гомер), скифов (потомков Магога), греков (от Иавана), мидян (от Мада — в Библии Мадай), иберов (от Фовела — в Библии Фувал), каппадокийцев (от Мосоха — в Библии Мешех), фракийцев (от Фираса), регийцев (от сына Гомара Асханаза — в Библии Аскеназ), пафлагонцев (от брата последнего Рифата), фригийцев (от третьего брата его Форгама) и др. — семь сыновей Иафета «расселились, начиная с гор Тавра и Амана до реки Танаиса (древнегреческое название Дона. — иг. Ф.), а по Европе до Гадиры (ныне Кадикс. — иг. Ф. )» [ Иосиф Флавий . Иудейские древности. 1, 6, 1. Т. 1. С. 28—29]. «Иафет стал предком семьи индоевропейских народов — огромной, игравшей доминирующую роль в мировой цивилизации в течение многих веков. Эта семья народов распространилась по свету как никакая другая и до сего дня занимает в мире первенствующее положение» (Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 111). 616 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 125. 617 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 1, 7, 1. Т. 1. С. 32. 618 Филарет (Дроздов), святитель . На Быт. 12:1—9. С. 255. 619 Иоанн Златоуст, святитель . Беседа на Бытие XXXI, 3; 286. С. 329. 620 Филарет (Дроздов), святитель . На Быт. 12:1—9. С. 257. 621 Быт. 12:4: Иосиф Флавий . Иудейские древности. 1, 7, 1. Т. 1. С. 32 622 Иоанн Златоуст, святитель . Беседа на Бытие XXXI, 5; 288. С. 332. 623 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 144, 189. 624 Напомним: Аврам прибыл из одной многобожной местности в другую — Сихем (арабский Наблус), находившийся в центре Святой земли, неподалеку от «горы благословений» (см.: Быт. 33:18—20, 48:22; Втор. 11:29, 27:12; Нав. 8:30—34, 24:32; Суд. 9:6—7; Ин. 4:5—6, 20), был местом обетования, но во время, когда это обетование было дано, там, в Ханаанской земле, проживали такие же язычники, как и в Месопотамии, оставленной патриархом по велению Божию (см.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 128—129).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Это «единственная жертва, которую пристойно приносить Богу. Этой одной жертвы Бог не уничижит 621 (там)... Этою жертвою спасались, спасаются и будут спасаться все цари... мудрые, неученые, богатые, бедные... воры... развратники, убийцы и всякий род грешников. Глубина смирения – сей спасительной жертвы – должна быть измеряема мерою грехов... И милостыня, и вера, и удаление от мира, и самый великий подвиг мученичества, и всякие другие жертвы возжигаются от воспламенения сей жертвы, то есть сокрушения сердечного. Это такая жертва, для которой нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Для сей единой жертвы (чтоб была и сохранялась) бывают болезни, скорби, тесноты, самое падение, страсти душевные и сопутствующие им страсти телесные... И Бог сошел на землю и смирил Себя... даже до смерти 622 не для чего другого, как для того, чтоб в верующих в Него созидать сердце сокрушенное и смиренное» 623 . Две жертвы «Две есть жертвы, которые приемлет Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа и за которые МИЛУЕТ и всякого человека в отдельности, и весь мир в совокупности, – из коих одна есть САМ ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС, Сын Божий и Бог воплотившийся, а другая – сокрушенное и СМИРЕННОЕ СЕРДЦЕ каждого верующего в Него». Это «есть воскресение душ, бывающее еще в настоящей жизни, прежде общего воскресения тел» 624 . «Сродник» «Сделавшись человеком, подобным нам по всему, кроме греха, Он (Христос) стал тотчас вместе с тем Сродником по плоти всех людей, как утверждает и Божественный Златоуст там, где говорит: «облекшись плотию, Христос облекся в братство нам»... Посредницею между Богом и людьми поставлена вера в Него (Спасителя), чтобы Бог, вместо всего другого, принимал ОДНУ ЭТУ ВЕРУ... зная, что мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для спасения своего, кроме одной веры, – и за одну эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов наших и избавление от смерти и тления» 625 . Покаяние «И если бы не даровал нам Бог еще такого блага, чтоб мы могли опять возвращаться к Нему ЧРЕЗ ПОКАЯНИЕ, то и спастись никому не было бы возможности. Посему-то благоутробный, человеколюбивый и спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и Собою ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИЯ и каждому дал власть, если хочет... восстать от своего падения греховного... и опять прийти в прежнее родство (со Христом), славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ, о коих мы сказали выше (блаженства, сыноположения и прочего), или ЕЩЕ БОЛЬШИХ, если покажем более теплое покаяние» 626 . Можно ли видеть Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Духа на Апостолов постоянно воздается в Церкви Православной в день Пятидесятницы Богопоклонение и прославление Св. Троице. Ап. Петр в проповеди слова Божия к многочисленному народу в день Пятидесятницы, объясняя явление огненных языков Апостолам, между прочим говорил: Сего Иисуса воскреси Бог, Емуже вси мы есми свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите ( Деян.2:32–33 ). В са мый же день Св. Троицы 3,000 из слушателей Ап. Петра приняли слово Божие и крестились во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Деян.2:41 ). Так и сотворение и искупление и освящение мира совершилось любовью Бога Отца, пославшего Спасителя на землю, благодатью Сына Божия, искупившего человеков, и наитием Св. Духа, освящающего верующих ( Деян.2:17 ). Посему день Пятидесятницы есть торжество и в славу Бога Отца, от Которого Дух Святый исходит, и Бога Сына, Который послал Духа Святого от Отца, и в славу Духа Святого, видимо сшедшего на св. Апостолов и учеников Христовых. Из последующих веков и особенно IV сохравились до нас многие свидетельства прославления Св. Троицы, доныне воздаваемого Ей Православною Церковью всегда особенно в день Пятидесятницы. Таковы молитвы св. Василия Великого , читаемые доселе в Пятидесятницу, поучения св. Григория Богослова 620 , Иоанна Златоустог о 621 и других, произнесенные ими в день Пятидесятницы. В молитвах св. Василий Великий между прочим говорит: «Владыка всех в последний и великой спасительный день Пятидесятницы показал нам тайну Святыя Единосущныя Троицы и наитие и пришествие Св. Духа». Торжество дня во славу Пресв. Троицы начинается всенощным бдением, на котором чтения из Св. Писания относятся к великому событию, в день св. Троицы воспоминаемому. На вечерних чтениях или паримиях сего праздника Церковь обращается от события новозаветного к древним его преобразованиям и обетованиям о нем, указывая сим самым на внутреннюю связь заветов ветхого и нового. В первой паримии из книги Числ предлагается повествование о ниспослании Духа Божия на семьдесят старейшин Израильских во время странствования народа Божия в пустыне ( Чис.11:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Нередко истолкователь паремий приводит святоотеческие истолкования. Он пользуется, с соблюдением строгой критики, и трудами иностранных толкователей, например, Розенмюллера, Шольца и Дерезера, Кейля, Делича, Курца и некоторых других. Истолковательные труды Преосвященного Виссариона вполне самостоятельны и, в тоже время, в точности сообразны с началами толкования, принятыми православной церковью. Лучшее свидетельство о высоком достоинстве истолковательных трудов автора дается тем, что они приобретаются на средства, находящиеся в распоряжении Святейшего Синода, и безмездно рассылаются по библиотекам духовно-учебных заведений. II) Истины православного нравоучения и вероучения излагаются Преосвященным Виссарионом в следующих книгах: 1) «Сборник для любителей духовного чтения» (Москва, 1884 г., 8°, 621 стр.); 2) «Очерки христианской жизни» (Москва, 1885 г., 8°, 239 стр.); 3) «Черты христианского учения» (Москва, 1887 г. 8°, 307 стр.); 4) «Сборник для назидательного чтения» (Москва, 1891, 16°, 381 стр.); 5) «Духовная пища» (Москва, 1891, 16°, 410 стр.); 6) «Духовный свет» (Москва, 1891 г. 16°, 457 стр.); 7) «Уроки покаяния в великом каноне св. Андрея Критского , заимствованные из библейских сказаний» (Москва, 1891 г. 16°, 470 стр.); 8) «Христианские уроки» (Москва, 1891 г. 16°, 383 —112— стр.) и 9) «Голос пастыря» (Москва, 1893 г. 8°, 305 стр.). Точность, ясность и простота изложения составляют отличительные черты всех сейчас перечисленных трудов Преосвященного Виссариона. III) Изъяснение богослужения и молитвословий православной церкви автор дает в следующих трудах: 1) «Толкование на божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого » (Москва, 1884 г. 8°, 243 стр.); 2) «О вечерне» (Москва, 1891 г., 16°, 86 стр.) и 3) «Обозрение употребительнейших церковных молитв» (Москва, 1892 г., 16°, 194 стр.). В толковании на литургию автор раскрывает ближайший смысл ее, на сколько он вытекает из самого текста ее. Автор не разделяет воззрения на литургию тех толкователей ее, которые видят во всем составе литургии последовательное, в хронологическом порядке, изображение земной жизни Христа Спасителя от рождения Его до вознесения на небо. По справедливому взгляду автора, вся литургия, во всем ее составе, есть проповедь о Христе, воспоминание о Нем, особенно о последних днях Его земной жизни, но отнюдь не есть хронологическое о ней повествование. К особенностям рассматриваемого труда автора должно отнести и подробное, не встречающееся в других сочинениях о литургии, изъяснение антифонов, прокимнов, входных стихов, аллилуариев и причастных, с присовокуплением обстоятельных соображений о значении в литургии этих составных частей ее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

алтаря Господня и церкви Божией удобоприложимо слово Христово, «яко взясте ключ разумения, сами не внидосте, и входящим возбранисте» 620 . И вот, сделавшись епископом, повествует историк 621 , Иоанн прежде озаботился исправлением жизни подчиненных себе клириков. Вникая в их жизнь и вообще поведение, он и обличал их, и исправлял, а некоторых даже отлучал от церкви. «Будучи склонен к обличениям по природе и справедливо негодуя на поступающих неправедно, он, в сане епископа, еще более предался этому чувству, ибо, получив свободу, природа тем легче возбуждала язык его к обличению и тем быстрее воздвигала гнев его против согрешающих» 622 . Какие это были «поступки неправедные» в клире времени Златоуста, в чем состояли «грехи» священно-церковно-служителей и всего чина духовного, – это ясно указывают творения Святителя Иоанна. «Мне вменяют» говорит Св. Григорий Богослов , как бы в преступление скудость моего стола, простоту моих одежд, мои открытые и нежеманные манеры. Я не знал, что мне нужно во всем соперничать с префектами, консулами, военачальниками, много занятыми своим богатством: между тем как мое богатство принадлежит бедным; я не знал, что мне нужно ездить на дорогих лошадях, развалясь в изящных экипажах, чтобы все сторонились от меня, как от дикого зверя 623 . Это было сказано за 25 лет до вступления Св. Златоуста на Константинопольскую кафедру, и Златоуст, наследовав архиепископский престол после такого блестящего сановника, каковым был Нектарий, как раз лицом к лицу увидел в дворце архиепископа и пышность, и роскошь: очевидно, что сюда, в жилище первосвятителя столицы, внесены были привычки градоначальников, замечает Тьерри 624 , богатые драпировки, дорогая посуда и роскошная мебель 625 . При его прибытии в столицу самые церкви сияли блеском роскоши: здесь шелковые и золотые украшения покрывали алтари храмов; пурпуровая обивка украшала стены; богатые ковры закрывали пол; богатые церковные одеяния и драгоценная священно-служебная утварь дополняли собою пышность помпы и совершении богослужения 626 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

28 . Глубоковский H.H., проф. Благовестие святого апостола Павла. Кн. 2 и 3. СПб., 1912. 29 . Глубоковский H.H., профессор. Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. К., 1914. 30 . Горский A.B., прот. Образование канона Священных книг Нового Завета. Прибавление к творениям святых отцов. 1871. 24. С. 297–328. 31 . Грех первородный//Православное обозрение. 1864. 11. С. 205–216, 32 . Григорий (Борисоглебский) , иером. Третье великое благовестническое путешествие святого апостола Павла. Сергиев Посад, 1892. 33 . Гумилевский И., свящ. Учение о душевном и духовном человеке. Сергиев Посад, 1913. 34 . Дмитриевский И. , свящ. Тайна искупления//Вера и разум. 1916. 4. С. 447–460. 35 . Добротолюбие. Изд. 3. М, 1895. Т. 1. 36 . Евгений (Сахаров-Платонов), архим. Оброцы греха смерть. Прибавление к творениям святых отцов. 1854. Ч. 13. С. 492–507. 37 . Евсевий Памфил . Сочинения. СПб., 1858. Т. 1. 38 . Евсеев И. E., проф. Очерки по истории славянского перевода Библии. Пг., 1916. 39 . Жебелев С.А. Апостол Павел и его послания. Пг., 1922. 40 . Иванов А. Руководство к истолковательному чтению книг Нового Завета. К., 1873. 41 . Иванцов-Платонов А. М., прот. О наших нравственных отношениях и обязанностях. М., 1894. 42 . Иероним Стридонский , блж. Творения. К., 1910. Ч. 5. 43 . Ильин И.А. Собрание сочинений. М., 1993. Г. 2. Кн. 1. 44 . Ильин И.А. Собрание сочинений. М., 1993. Т. 2. Кн. 2. 45 . Иоанн Златоуст , свт. Творение на послание к Римлянам. М., 1855. 46 . Иосиф Волоцкий , прп. Просветитель. М., 1993. 47 . Ириней (Клементьевский) , архиеп. Толкование на послание к Римлянам. М., 1887. 48 . Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950. 49 . Керенский В. Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Казань, 1903. 50 . Киприан (Керн) , архим. Антропология святого Григория Паламы . Париж, 1950. 51 . Климент Римсий, свт. Первое послание к Коринфянам//Писания мужей апостольских. Приложение 1. Рига, 1994. С. 398. 52 . Лебедев А. Исторический процесс религиозно-нравственного развития человечества по апостолу Павлу//Вера и разум. 1907. 4. С. 466–486; 5. С. 601–621.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

л. 353. Препод. отца нашего Касияна римлянина о расуждении. Потом 8 бесед о злых помыслах и о воспоминании смерти и проч. Там же 756 л. 460–477. л. 372. Препод. отца Филимона ошелника слово зело полезно. То же, что выше л. 246. л. 382. Препод. Отца нашего Аммона поучения. См. 185 л. 557. л. 386. Менандра Мудрого, научьшаго человека всему разуму. Нач. Человеку сущу человеческая смыслити. Стихов 147. л. 388. Выписки из творений и житий св. Отцов, между коими на л. 395 тою же рукою написано: Первее типом изобразися в царствующем граде Москве лета от создания мира 7163, от воплощения же Божия Слова 1655 мес. иуниа в 23. Храброму во граде премирным победнику мира Лествица с делы благи православна готовой Христови тамо притекают, иже храбро мир лестный в мире побеждают. Тыя российск патриарх мира победитель, Никон с миром возводит в премирну обитель. л. 410. Патерик азбучный, без надписи и предисловия, начин. О авве Антонии и о прокаженном. Алфавит имен тот же, какой под 701. л. 500. Патерик иерусалимский (?), Озаглавленный: Предисловис о житии и повести блаженных и святых Отец. Слов 17. Там же. По окончании Патерика прибавлено: Совершися сия книга декабря в 14-е. л. 598. Повесть зело полезна. Из Патерика скитского. См. 756 л. 119 об. л. 603 об. От Зерцала, о заповедех Божиих, благоделающих нас, яже суть сия. Было выиие, и в ркп. 756 встречается дважды. л. 603 об. Слово душеполезно св. Макария египтянина. См. 13 л. 2. л. 605. Слово Петра Дамаскина . Нач. Мали суть спасаеми, глаголет Господь, зане сладка являются им видимая, аще и горка суть. л. 608 об. Златоустаго толкование во еже Отче наш , иже на небесех. См. 142 л. 143 и 756. (Листы 611–613 порожние). л. 614. Без надписи. Нила постника главы о молитве, числом 150, те же, какия выше л. 270. (Листы 618–621 порожние). л. 622. Мелкие отрывки из творений отеческих. л. 623. Благодарственное слово Паисиа, митрополита газскаго, к Царю и Вел. Князю Алексею Михайловичю всея великия и малыя и белыя России Самодержцу 7171 (1663). Нач. Седмь суть священныя одежды, в няже облачается архиерей, о боговенчанный Царю и Самодержче Алексие Михаиловичь, яже являют и седмь дарований Пресв. Духа. Благодар. слово Паисия Лигарида за подарок шелковой мантии, на русский язык переложено Арсением греком, который за перевод получил бархатную рясу. Обзор русс. духов. литер. 1859 г. § 225. Там же на стр. 171 сказано, что ркп. эта писана Сухановым; в настоящее время нет никакой приписи, вероятно, она утрачена при новом переплете. Ркп. действительно принадлежала Арсению Суханову († 1668), только письма его здесь очень не много, последняя статья писана самим Сухановым; он был восприемным отцом Лигарида при пострижении его (в Иерусалиме в монашество. См. Проскинитарион Арсения Суханова часть 2. Отдел IV. Разные богословские сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Таинство Евхаристии соединяет нас со Христом «во едину плоть» и «во един дух», делает нас «родственниками» и «друзьями» Спасителя. Получив рождение от Духа в Крещении, в Евхаристии мы, как младенцы, получаем необходимую возрождённым пищу. Но «вместо молока» Господь нас «кормит Своей Кровью, но – и Своим Телом, и не только Телом, но – и духом». Через всё это мы можем «не только видеть Его, но и касаться, и наслаждаться, и внедрять в сердце и удерживать в себе», облекаемся в Него. Сам Господь сказал: «Приидите, ядите Тело Моё, пиите Кровь Мою». И эти слова Палама, безусловно, воспринимает буквально 618 . Как видим, в одном и том же рассуждении святителя воедино собран и символизм Климента Александрийского , и впечатляющий реализм Златоуста. Это говорит о том, что в сознании отцов реализм и символизм не противопоставлялись друг другу, но взаимно друг друга дополняли. Только тогда, когда появляется противопоставление реализма и символизма (у иконоборцев), символизм отвергается Церковью в пользу реализма. Таким образом, без Таинства Причащения, в православном его понимании, нам невозможно получить спасение, как грудному младенцу невозможно выжить без молока матери. Без Евхаристии дело нашего спасения не было бы доведено до конца. Между тем, протестантские евхаристические концепции уничтожают это сотериологическое значение Таинства Причащения. Потому они принципиально несовместимы с учением Паламы. Святитель Григорий подчёркивает уникальное значение Евхаристии для духовной жизни человека. Он учит, что это Таинство невозможно заменить молитвенным деланием и личным мистическим опытом. Об этом говорит Фессалоникийский учитель вопреки индивидуалистическому мистицизму древних мессалиан. Животворящей силой Тело Христа обладает благодаря ипостасному соединению с Божеством: «...Его Тело (Иисуса Христа. – В.Ш.), как сочетанное с Божеством, обладает животворящей силой» 619 . Получив от Бога при сотворении тело, которое «могло становиться и духовным благодаря нашему стремлению к Богу», через грех мы «отклонились» от первоначального состояния и «честь переменили на бесчестие» 620 . Хотя «мы нашим тяготением к земным вещам сделали плотью и самый наш дух и стали ничтожнее бездушных тел» 621 , мы по-прежнему призваны к обожению. В этой связи вкушение обоженной Плоти Христа имеет для нас особенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010