Кассиан, P.L. 49, 162.    Дорофей, P.G. 88, 1640 С.    P.G. 35, 593 С.    См.: Holl, цит. соч., pp. 119, 120.     Правило 102; Mansi, t. XI, col. 987 (славянский текст: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых стец, Свято-Троице Сергиева лавра, 1992).    P.G. 89, 833; 89, 372.    Протестантское пастырское богословие говорит о “душепопечении”, “Seelsorge”. Но реакция против индивидуализма меняет эту позицию и провозглашает необходимость руководства совестью и даже о сакраментальной концепции покаяния (см.: J.D. Benoit, Direction Spirituelle et protestantisme, Paris 1940; Max Thurian, La Confession, Paris 1953; W. Staehlin und Ritter, Kirche und Menschenbildung, Kassel 1950; E.G. Leonard, Le protestantisme francais, Paris 1953).    P.G. 67, 1460.    Что соответствует наблюдениям психологов и педагогов: это возраст “нравственного сознания” у нормального ребенка.    Святой Симеон Солунский, P.G. 115, 357.    Больная природа излечивается противоядием спасения (Святой Иоанн Дамаскин, P.G. 94, 1332); Ориген первым связывает спасение с притчей о милосердном самарянине (P.G. 13, 1886–88; 14, 656 А).    Androutsos, Dogmatique, pp. 383–384.    См.: P. Evdokimov, Le Mariage, Sacrement de l’Amour, Lion 1944.     Против хулящих монашескую жизнь, III, 14; Беседа на Послание к Евреям, VII, 4.    P.G. 39, 44–45.    Hefele, Histoire des Conciles, v. I, p. 621.    Слова епископа Пафнутия.    Правило 13.    Замечательная диалектика апостола Павла относительно обрезания (Рим.1:26–29) ставит проблему точно такого же духовного плана и намечает идентичную перспективу для диалектики девственности.     Строматы, III, 4, P.G. 8, 1096.     На 2Кор. , XIV.     Толкование на Послание к Ефесянам, 5, 32.     Зогар, I.     La Ville.    Святой Иоанн Златоуст, P.G. 62, 380; Святой Григорий Назианзин, P.G. 37, 373.    P.G. 61, 215; 62, 387.    P.G. 8, 1169.    Святой Иоанн Златоуст, P.G. 62, 387.    P.G. 61, 289.    P.G. 62, 143.    В католическом богословии оно сдерживается приоритетом физической девственности (см. на еще робкие, и уже приостановленные попытки: Doms, Vom Sinn und Zweck der Ehe, Breslau 1935; N. Rocholl, Die Ehe als geweihtes Leben, Dülmen 1936; D. von Hilderbrand, Le Mariage, Ed. du Cerf; A. Fayol, Notes sur l’amour humain, Desclée de Brouwer).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

620 Епифаний . Творения. Т. V, стр. 251 (Ересь 58 (78), гл. 10). 621 Епифаний . Т. III, стр. 73—75 (Ересь, 43, гл. 1). 622 Феодорит Киррский . Церковная история, кн. II, гл. 24. 623 88-е правило Василия Великого (Послание к Григорию-пресвитеру). 624 Творения. Т. III, стр. 75 (Ересь 43). 625 Древние расходятся во мнениях о том, где произнесены эти проповеди — в Константинополе или в Антиохии. В пользу первого мнения высказывается Палладий, биограф Златоуста, а в пользу второго — историк Сократ. Из новейших писателей разделяют мнение Палладия Филарет Черниговский и профессор Лопухин, написавший жизнь Златоуста в качестве введения к новому изданию творений этого отца в русском переводе. Мнение это заслуживает предпочтения, ибо невероятно, чтобы Златоуст позволял себе произнести такие поучения в Антиохии, где он был лишь пресвитером... 626 В этом, впрочем, почти никто и не сомневался. (Например, Альцог, Тьерри, Лопухин и др.). 627 Твор. св. Златоуста в рус. переводе («Слово к жившим вместе с девственницами» и «Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами»). Том I, стр. 254. СПб., 1895. (Эти «слова» Achelis, вероятно ввиду их резкого тона, считает не проповедями, а посланиями. S. 52). 628 Там же, стр. 278. 629 Там же, стр. 260, 261 и др. 630 Там же, стр. 262. 631 Там же, стр. 258. 632 Там же, стр. 248. 633 Там же, стр. 249. 634 Там же, стр. 287. 635 Там же, стр. 261. 636 Там же, стр. 288. 637 Творения... , стр. 263. 638 Там же, стр. 255. 639 Там же, стр. 275. 640 Тьерри . Св. Иоанн Златоуст и импер. Евдоксия. Перев. с франц. Стр. 28 (Из Палладия). М., 1884. 641 Твор. Златоуста. Том I, стр. 271. 642 Там же, стр. 288. 643 Иероним, рус. перев. Т. I, стр. 112—113. (Письмо к Евстохию). 644 Приблизительно до конца VI в. явление это встречалось повсюду. Achelis говорит: «Едва ли найдешь хоть одну церковную область, где не было бы синисактизма. Его встречаем в Сирии, Палестине, Египте, Константинополе, Фригии, Персии; а также в Риме, в Африке, Галлии, Испании, даже в Ирландии. Это было обыкновение, — замечает автор, — которое составляло отличительную особенность древней церкви» (S. 59—60). Но только нужно помнить, что не клирики его ввели, и далеко не одни лица духовные были в нем повинны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Итак, им вместе с мимами и иудеями 615 , словно друзьям Спасителя, доверяются мудрыми тайны священнослужения 616 , и из-за них избегает мест молитвенных собраний православный народ, ибо, безусловно, и до вас достигло (известие) о неслыханно дерзком деле, совершенном в Эфесской Церкви без всякой к тому причины. И как может быть иначе, когда этот город находится на берегу моря и через него легко проникают слухи? На месте, а лучше сказать, на престоле Иоанна 617 , написавшего Евангелие, преданно припавшего к груди Премудрости 618 , о котором написано: которого любил Иисус ( Ин. 13:23 ), на престоле, который наследовал Тимофей, ученик Павла, к которому обращены два послания апостола 619 , – мерзость запустения ( Мф. 24:15 ). Ибо, рукоположив, они возвели на престол Виктора, евнуха трибуна 620 , истощая в тюрьме до сего дня мужа, возведенного на престол двенадцатью епископами, проводившего монашескую жизнь в пустыне, изучавшего круг наук 621 , в совершенстве знавшего Священное Писание и прослужившего три года диаконом. И если бы рукоположенный евнух был поставлен ради благочестивой жизни, зло было бы только половиной зла, но вовсе нет, он был дождевым червем, рабом чрева, пылающим страстью к женщинам, бесстыдным пьяницей, уязвленным страстью блуда, рабом, купленным за деньги, не свободным, сребролюбивым, по самому своему рождению, приговоренным к оковам, безумным, не мужчиной и не женщиной, и, как я часто слышал, поднимавшим на плечи во время сатирических пиров актрис и, увивая плющом голову, державшим в руке кратер, чтобы черпать вино в виде мифического Диониса. И все это он делал не прежде того, как был посвящен Христу, но после посвещения, и этим он намекает, что не верит в воскресение 622 , ибо, разрушая основы воскресения, как он будет в него веровать? А не веруя в воскресение, как он будет его проповедником, согласно сказанному: Как проповедовать, если не уверовали ( Рим. 10:14–15 )? Так, он проводит целомудренную жизнь, причиной которой был нож, лишенную награды, и бесплодно безумствует из-за своего позора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Сего ради прежде конца возопиим, глаголюще: Владыко Христе, егоже избрал еси, со избранными Твоими упокой». 1179 Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души…//PG. 77, 1073 А. 1180 Преп. Симеон Новый Богослов. T. 1. Сл. 25. Ст. 2//Творения. ТСЛ, 1993. С. 230–231. 1181 Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные… Вопросоотв. 267//Творения. Ч. 5. С. 291. 1182 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 5. Ст. 3. M., 1994. С. 528. 1183 Там же. Беседа 31. Ст. 4. С. 849. 1184 «Страшный конец смерти, и грозный Суд Владыки: огнь бо неугасимый уготовися тамо…»//Триодь Цветная. Суббота 7–й седмицы. Л. 336. На Хвалитех, стихира подобна 1–я, глас 6. 1185 Вообще говоря, вся проблема вечности, и вечности ада в частности, — одна из наиболее сложных, поскольку Господь и богодухновенные Апостолы не дали нам подробных объяснений и не показали в деталях состояние мрачнейшего места — ада. Об этом очень верно пишет преп. Максим Исповедник: «Учители Церкви по обитающей в них благодати могли многое сказать по этому вопросу, но, почтив это место молчанием, они сочли за лучшее воздержаться от более глубоких объяснений ради разумения многих, которые не в силах постигнуть глубину написанного» (PG. 90, 412 А). Святой Анастасий Синаит приводит в качестве такого примера «несчастного Оригена», который, дерзнув продвинуться далее данного нам Священным Писанием, впал в нечестивые мнения. Сего ради свт. Анастасий советует нам обойти этот вопрос дорогой молчания (Беседы на Шестоднев//PG. 917 С) и ограничиться только тем, что захотел нам открыть Сам Бог. И этого вполне достаточно, чтобы помочь нам достигнуть спасения наших душ. Если бы этого было недостаточно, то Триипостасный Бог не оставил бы нас в неведении. 1186 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 4//PG. 61, 472. См.: На Второе Пришествие… 1//PG. 59, 621. 1187 Он же. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 31. Ст. 4, M., 1994. С. 852. 1188 Преп. Максим Исповедник. 400 глав о любви. Сотня 1, 3. 1189 Преп. Фалассий Ливийский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Во время псалмопения Антифонов, Священник, стоя внутрь Алтаря, произносит про себя молитвы Антифонов, которыми просит Царствующего в славе вседержавного, всеблагого и человеколюбивого 616 Владыку воззреть милостиво на Св. Храм и на предстоящих в нем людей, ниспослать на них свою благодать и сохранить исполнение Церкви 617 ; принять моления их и обратить их на пользу молящимся, даруя им познание истины Слова Своего, к получению вечной жизни. Эти молитвы составлены и введены в Церковь Василием Великим 618 , от которого принял Святой Златоуст и поместил в своей Литургии. § 40. О Ектениях малых, для чего оне так часто употребляются? По окончании каждого Антифона бывает, в подражание древним, малая Ектения, или краткое моление, заключающее в себе одно «начало и конец великой Ектении, чтобы чрез сии малые Ектении чаще могли предстоящие соединяться с Господом, и не разленились бы от долговременного продолжения одного какового либо действия», как рассуждает преподобный Кассиан 619 ; тоже говорит и Святой Златоуст 620 : «Понеже в долговременном поучении обыкновенно душа как бы засыпает: то паки возбуждает оную Диакон и глаголет: паки прилежнее помолимся»! А Священник каждую такую Ектению заключает возгласом. § 41. О возгласах Иерейских и о содержании их Все молитвы Литургии (исключая только одну Заамвонную), произносит Священник тайно, с единым Богом беседуя; но заключения их возглашает вслух, чтобы все предстоящие в храме вместе с ним возносили души свои горе, что они и выражают возгласом; Аминь. Эти заключения содержат в себе причины, почему молим Бога приношения наши исполнить. Такому способу моления научил Иисус Христос в молитве своей: Отче наш; она заключается славословием, относящимся к Богу Отцу: Яко Твое есть Царство и Сила и Слава. Посему, когда молитвою проповедуется слава Его, всемогущество, Держава или Царство, возглас бывает: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, или: Яко да под державою Твоею всегда храними; когда испрашивается освящение верным, то говорится: Яко Ты еси освящение наше; когда благодать и щедроты Его призываются: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Когда же об упокоении и блаженстве усопших молится, то говорит Яко Ты еси успокоение душ наших 621 . § 42. О Псалмах 103 и 145, на Литургии читаемых, и о Блаженных

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Почему ни по праведным, ни по неправедным делам не должно попускать возбуждаться ей, чтобы не дать таким образом опасного меча в руки внушающих нам недоброе, – что, как я знаю, делают многие по самым ничтожным поводам, воспламеняясь более, нежели сколько подобает. Из-за чего, скажи мне, так скоро приходишь ты в бранное положение, если презрел снеди, деньги и славу? Зачем питаешь пса, дав обет ничего не иметь? Если он лает и бросается на людей, то явно, что ты имеешь нечто внутри и желаешь то сберечь. Я уверен, что таковый далек от чистой молитвы, зная, что гнев есть губитель такой молитвы. Сверх того, дивлюсь, как забыл он святых: Давида, который вопиет: престпани от гнева и остави ярость ( Пс. 36, 8 ), Екклезиаста, который заповедует: отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея ( Еккл. 11, 10 ), Апостола, который повелевает воздевать во всякое время и на всяком месте преподобныя руки без гнева и размышления (ср.: 1Тим. 2, 8 ). Не другому чему научает нас гадательно и древний обычай – изгонять из дома собак во время молитвы, ибо этим дается разуметь, что в молящихся не должно быть гнева. Некто и из языческих мудрецов утверждал, что желчь и бедро не вкушаются богами, сам неразумея, как думаю, что говорил: ибо полагаю, что желчь символ гнева, а бедро – скотского вожделения (авва Евагрий, 89, 620–621). Источник. Как желудок не может принимать здоровой и твердой пищи, когда он слаб, так и душа надменная и раздражительная, делаясь бессильною и расслабленною, не может принимать духовного слова (свт. Иоанн Златоуст , 52, 478). ...Раздражаться по поводу незначительных случаев свойственно людям малодушным, жестоким и удрученным горем... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 730). Источник. ...Раздражающийся – игрушка диавола, мастерская демонов, служитель, достойный их злости (свт. Иоанн Златоуст , 55, 389). Источник. ...Кто желает побеждать раздражающихся – пусть благородно переносит оскорбления и удары, – и он увидит много перемены в обезумевшем и поражающем; если же он, побежденный гневом, будет стараться отразить равным (оружием) врага – не будет никогда предела гневу и борьбе, но вечно безумствующие и желающие побеждать друг друга поношениями и ударами увлекутся в безграничную войну и борьбу, замышляя друг против друга, навязывая клеветы, осмеливаясь ложно клясться...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В 407 г. в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в пределах нашего отечества, в Команах, (Питиуме, на северном берегу Черного моря, близ нынешнего Сухума), скончался великий учитель, вселенский святитель Христовой церкви, св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. В текущем 1907 году исполнилось таким образом 1500 лет от его кончины. Не только православная восточная, но и западная церковь торжественное празднование памяти сего знаменитого иерарха, ради великого праздника Воздвижения Честного Креста Господня, перенесла на 13-е ноября 2 . В этот день католики, по распоряжению Римского папы (Пия X), задумали светло отпраздновать 1500-летний юбилей в честь св. Иоанна Златоуста , но этот великий святитель принадлежал по месту своего рождения и славной пастырской деятельности – восточной церкви, поэтому и нам православным следует достойно почтить хотя церковным торжественным празднованием память вселенского святителя, св. Иоанна Златоустог о, тем более, что во время своей жизни он много заботился о просвещении св. верою наших предков – разных славянских племен, обитавших по северному и восточному берегам Черного моря. Для привлечения к церкви Христовой и просвещения светом Евангелия, св. И. Златоуст в Константинополе завел школу для детей инородцев – готфов, скифов – славян, открыл храмы для совершения на их языке богослужения, с особенным удовольствием он посещал эти храмы и в них проповедовал слово Божие. О пастырских трудах св. И. Златоуста среди наших предков – славян свидетельствует блаженный Феодорит , епископ Киррский: И другое сродство есть у тебя (т. е. у св. И. Златоуста) с апостолами. Ты первый воздвиг алтари у скифов – амаксобов; – и тот, который едва сходил с коня, научился преклонять колена, стал повергаться (в молитве Истинному Богу) на землю; не трогавшийся слезами пленников – научился оплакивать свои грехи». (Из 5 книги Феодорита, у п. Фотия, Biblioth. 273, р. 1518). Сам св. Златоуст говорил, что алтари Истинному Богу воздвигнуты повсюду, – в стране римской, в Персии, в Скифии, в Мавритании, в Индии» (Творения св. И. Златоуста, Спб. 1895 г., т. I, стр. 621).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И самое непрерывное продолжение твари, и сохранение, и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это, и содержащий, и сохраняющий, и всегда промышляющий. Ибо каким бы образом соединились друг с другом для совершения единого мира противоположные природы – природы огня и воды, воздуха и земли – и как они остаются неразрушимыми, если какая-либо всемогущая Сила не соединила их вместе и не сохраняет их всегда неразрушимыми? Что же есть устроившее все, что на небе и на земле, что движется по воздуху и живет под водой, а еще более, в сравнении с этим, небо, и землю, и воздух, и природу огня? и воды? Что соединило это и разделило? Что привело это в движение и движет беспрестанно и беспрепятственно? Разве не Художник этого, во все вложивший основание, по которому вселенная и идет своим путем, и управляется? Но Кто – Художник этого? Разве не Тот, Кто создал это и привел в бытие? Потому что невозможно предположить такой случайности. Ибо пусть принадлежит случаю происхождение, а Кому устроение? Если угодно, предоставим случаю и это. Кому же – соблюдение и сохранение законов, сообразно с которыми это сначала осуществилось? Разумеется, другому, не случаю. Но что же это другое есть, если не Бог? Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб., 1894, Кн. 1, гл. 3, с. 4–7. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс. 13, 1 ). Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, а на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а откуда дом? Нет зодчего, а кто построил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыкантов, а откуда гармония на лире мира? Нет Промыслителя, а как все подчиняется Промыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы стихий? Нет ваятеля, а как же люди, словно живые изваяния, наполняют мир? Нет творца сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил перед тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто, как серебряную лампаду, дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего великие светила, а кто дал тебе блеск звезд на высоте, как говорит пророк: «Сотворил светила великие... солнце – для управления днем... луну и звезды – для управления ночью ( Пс. 135, 7–9 ). Нет создателя, а как красота создания свидетельствует о созданиях: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем. 13, 5 ). «Сказал безумец в сердцем своем: «нет Бога». Все, что бывает в мире, и делается, и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в Его владениях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его Хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Святитель Иоанн Златоуст ( 39, 620–621 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

617–618. Две Минеи четьи обе Ноябрь месяц, скорописные, в десть. 619. Минея четья скорописная месяц Март, в полдесть. 620. Книга четья Соборник в десть, ветх, в начале пишет в неделю первую поста. 621. Книга четья Соборник в десть, в начале Июля первое число мучение святых чудотворцев Козмы и Домияна. 622. Книга Соборник ветх, в полдесть, Златоуст. 623. Книга Соборник мучение святого мученика Прокопия. 624. Книга Соборник в полдесть, ветха в начале Сентября в 1 день индикта начало. 625. Книга Соборник в полдесть, в начале многосложный свиток. 626. Книга Соборник в десть, в начале Августа в 1 день страсть святых мученик Макковей. 627. Книга четья в полдесть, в начале житие Евпраксии. 628. Книга четья Деонисия, в полдесть. 629. Книга Саввы Сербского, в полдесть. 630. Книга Исака Сирина, в десть, ветха. 631. Книга Иоасафа царевича, в десть. 632. Книга Петра Дамаскина, в полдесть. 633. Книга преподобных Зосимы и Савватия в полдесть. 634. Псалтырь толковая письменная, в полдесть. 635. Книга Правило Святых Отец, в полдесть. 636. Книга Патерик азбучный, в десть. 637. Алексадрия, в полдесть 638. Два Пролога в десть, во весь год. 639. Псалтырь толковая, в полдесть ветха. 640. Книга Моисеев исход, в полдесть печать Литовская. 641. Книга пресвятые Богородицы о Печерском монастыре, письменная, в полдесть. Блаженной памяти Великий Государь, святейший Патриарх, Филарет Никитич, Московский и всея Русии, пожаловал книг: 642. Евангелие вседневное толковое, Четыре евангелисты письменные, да 643. Псалтырь толковую, первую половину десять кафисм, письменную, оболочена бархатом зеленым, застежки и спни серебряные поволочены, да другую половину десять кафизм и с песньми, письменная оболочена кожею красною, жуки и застежки медные. 644–645. Две триоди, Постная да Цветная, харатейные, в десть. 646–647. Два Октая, оба первого гласу, харатейные, один в десть, а другой в полдесть. 648. Минея четья Месяц Октябрь письменный, в десть. 649. Книга Кануны и житие Ростовских чудотворцев, письменная, в полдесть, в красной коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

с достаточной степенью весомости обоснована А. Риго (см. Введение). 619 См. в наиболее доступном изложении: Рожанский И. Д. Древнегреческая наука//Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. С. 238. 621 Иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинограда Златоустого, Беседы на Книгу Бытия. М., 1993. Т. 1. С. 15. 623 Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории...; Кривушин И. В. История между порядком и хаосом. Концепция политических конфликтов Феофилакта Симокатты. Иваново, 1996. С. 19, 105, 109–110; Γλυκατζ-Αρβελρ Ε. Η πολιτικ ιδεολογα της Βυζαντινς αυτοκρατορας. Αθνα, 1977. Σελ. 148–168; и др. 624 Ср. это же выражение ξ νγκης, вообще широко распространенное, у Плифона, где оно служит к выражению идеи жесткого детерминизма: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. С. 138. 627 В данной схеме роль Единого у Паламы играет мировое целое, осмысленное как раз в аспекте своей внутренней согласованности и единства. 631 Заметим, что термином διακσμησις обозначался мировой порядок у стоиков (Фрагменты ранних стоиков. Т. 1. С. 57. Фрагм. 107; с. 179. Фрагм. 512), а у Псевдо-Ареопагита этим словом обозначаются чины ангелов. 632 τ γρ ρατα ατο π κτσεως κσμου τος ποιμααιν νοομενα καθορται. Отметим уже в этих словах указание как на видимый, таки на «ноэматический» планы бытия. 634 Τ φσει ον κα τ κτσει τ διδασκαλεον νοξας τν ρετν, γγλους πατησε φλακας. (36ВС). Cf.: PG. 29. 13В, 16С. При переводе выражения τ φσει следует быть осторожным. См. детальное исследование о значении этого выражения в раннехристианской литературе: Дунаев А. Г. Предисловие к творениям св. Мелитона Сардийского //СДХА. С. 453 (таблица), 486, 558–559. У Паламы слово φσις употреблено в своем прямом значении – «природа», «естество».. 636 По словам Феодора Мелитениота, «божественная астрономия» наподобие глашатая ( τρπον κρυκος) возводит тех, кто занимается ею, ввысь, здраво разумеющим отчетливо возвещая Богочеловека (PG. 149. 984D). Христоцентризм остается доминирующей установкой поздневизантийского религиозного сознания – в среде представителей второго и третьего типов христианского гуманизма (по нашей классификации).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010