Христианин, размышляющий о таинстве смерти, более глубоко понимает и достоинство земной жизни. Он убежден, что настоящая жизнь, если прожить ее праведно, приведет к «наслаждению Вечной Жизнью». 618 Он знает также, что Господь пришел на землю не для того, чтобы «умертвить нас и таким образом вывести из настоящей жизни», но для того, чтобы, оставив нас в этом мире, сделать достойными жизни небесной. Если бы земная жизнь была неким злом, то убийц следовало бы награждать, поскольку, губя нас, они делали бы нам добро, освобождая от зла. «Несчастный, ты говоришь, – восклицает святой Златоуст, – что «лукава настоящая жизнь, в которой мы познали Бога, в которой любомудрствуем о будущем», в течение которой «соделались из людей ангелами и составляем один сонм с Горними Силами». 619 Тот, кто глубоко задумывается над таинством смерти, лучше осознает и слабость человеческой природы. Он смотрит на умершего, чье тело уже тронуто тлением, и видением научается. 620 Так вспоминает он истину, о которой столь легко забывает в своем самодовольстве! Это истина, которую псалмопевец Ветхого Завета выразил богодухновенными словами: «Убо образом ходит человек, Обáче всуе мятется» ( Пс.38:7 ). Действительно, человек ходит в этом видимом мире подобно призраку, который через некоторое время исчезает. К сожалению, вместо того, чтобы вразумиться суетностью и краткостью жизни, он обуреваем и поглощен никчемными и мучительными заботами, утруждая и изнуряя себя напрасно. Святой Златоуст пишет: «Человек «мятется – и погибает вконец; мятется – и сокрушается прежде, чем восстать; возгорается, как огонь, и погасает, как тростник; поднимается, как буря, и улегается, как пыль; воспламеняется, как пламя, и рассеивается, как дым; расцветает, как цветок, и высыхает, как сено [...]; его – печали, а наслаждения – другим; его – заботы, а веселие – другим; ему – проклятие, а другим услуги [...]. О, какое печальное зрелище нашей слабости, о, какой праздник человеческого ничтожества!». И лишь видя гроб умершего, осознаем, что есть человек на самом деле. Согласно Иоанну Златоусту , человек есть «краткосрочный заем жизни, долг смерти, не терпящий отлагательства», есть создание «искусное во зле [...], готовое к любостяжанию, ненасытно-жадное [...], высокомерная дерзость [...], своенравное брение [...]; пепел надменный, сегодня в богатстве, а завтра в гробу; сегодня в венце, а завтра под надгробным памятником». 621

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Христианин, размышляющий о таинстве смерти, более глубоко понимает и достоинство земной жизни. Он убежден, что настоящая жизнь, если прожить ее праведно, приведет к «наслаждению Вечной Жизнью» [ 618 ]. Он знает также, что Господь пришел на землю не для того, чтобы «умертвить нас и таким образом вывести из настоящей жизни», но для того, чтобы, оставив нас в этом мире, сделать достойными жизни небесной. Если бы земная жизнь была неким злом, то убийц следовало бы награждать, поскольку, губя нас, они делали бы нам добро, освобождая от зла. «Несчастный, ты говоришь, — восклицает святой Златоуст, — что «лукава настоящая жизнь, в которой мы познали Бога, в которой любомудрствуем о будущем», в течение которой «соделались из людей ангелами и составляем один сонм с Горними Силами» [ 619 ]. Тот, кто глубоко задумывается над таинством смерти, лучше осознает и слабость человеческой природы. Он смотрит на умершего, чье тело уже тронуто тлением, и видением научается [ 620 ]. Так вспоминает он истину, о которой столь легко забывает в своем самодовольстве! Это истина, которую псалмопевец Ветхого Завета выразил богодухновенными словами: «Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется» (Пс. 38, 7). Действительно, человек ходит в этом видимом мире подобно призраку, который через некоторое время исчезает. К сожалению, вместо того, чтобы вразумиться суетностью и краткостью жизни, он обуреваем и поглощен никчемными и мучительными заботами, утруждая и изнуряя себя напрасно. Святой Златоуст пишет: «Человек «мятется — и погибает вконец; мятется — и сокрушается прежде, чем восстать; возгорается, как огонь, и погасает, как тростник; поднимается, как буря, и улегается, как пыль; воспламеняется, как пламя, и рассеивается, как дым; расцветает, как цветок, и высыхает, как сено […]; его — печали, а наслаждения — другим; его — заботы, а веселие — другим; ему — проклятие, а другим услуги […]. О, какое печальное зрелище нашей слабости, о, какой праздник человеческого ничтожества!» И лишь видя гроб умершего, осознаем, что есть человек на самом деле. Согласно Иоанну Златоусту, человек есть «краткосрочный заем жизни, долг смерти, не терпящий отлагательства», есть создание «искусное во зле […], готовое к любостяжанию, ненасытно–жадное […], высокомерная дерзость […], своенравное брение […]; пепел надменный, сегодня в богатстве, а завтра в гробу; сегодня в венце, а завтра под надгробным памятником» [ 621 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Если ты увидишь, что он предоставляет тебе власть отвергать одну жену, когда найдешь в ней один из этих недостатков, и брать другую, то благодушествуй, избавившись от всякой опасности; а если он не позволяет этого, но повелевает жену, имеющую все прочие недостатки, кроме прелюбодеяния, любить и держать в своем доме, то охрани себя так, чтобы быть готовым переносить всякую злобу жены... Кто разводится, говорит Господь, с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать ( Мф. 5:32 )« 616 . «Что же делать, – спрашивает Св. Отец в другом месте, – если муж человек дельный, жена же своенравна, злоречива, болтлива, расточительна, – это их всех общий недуг 617 – и преисполнена многих других дурных качеств? Как он, несчастный, будет переносить такую каждодневную неприятность, гордость, бесстыдство? Что, если, наоборот, она будет скромна и тиха, а он дерзок, подозрителен, гневлив, весьма высокомерен, имея богатство или власть, будет обращаться с ней, свободной, как с рабой?..» – «Терпи, – говорит (апостол), – все это рабство: ибо только тогда будешь свободна, когда он умрет; а при его жизни необходимо одно из двух, – или весьма тщательно вразумлять его и исправлять, или, если это невозможно, мужественно переносить непрестанную и непримиримую вражду»… 618 «Это правило высшего любомудрия» 619 . В изложенном мы имеем прямой ответ, что брак расторгается только прелюбодеянием, следовательно, недоумение Чишмана и догадка его, что Златоуст склонен считать и другие вины расторгающими брак, здесь не должны иметь места 620 . Другие два места, на которые ссылается Чишман, не только не говорят в его пользу, но решительно против него. Так, в беседе XXVI на Кн. Бытия, приведя слова Иисуса Христа: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать ( Мф. 5:32 ) и указав на то, что брачный союз не должен расторгаться даже в том случае, если один из супругов язычник или неверующий (разумеется при желании последнего на продолжение брачной жизни), Златоуст замечает: «Но если она (жена) согрешит против тебя и, забыв супружеские обеты, предпочтет тебе других, тебе дозволяется отвергнуть и прогнать ее» 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

299 По мнению Златоуста (“1-я бес. на кн. Бытия”) и Василия Великого (“1-е слово о посте”) Бог положил начало посту в раю, когда воспретил людям вкушать от запрещенных плодов. 300 Кн. “ Ο должностях пресвитеров приходских,” § 17 (упом. изд., стр. 219). 301 Gregor. Naz., “Orat.” 4 et 42 [Migne, s. g., t, 35, col. 532—664 и t. 36, col. 457—492]. — Cyrill. Alex., “De festis pasch. hom.” 7 et 20 [Migne, s. g., t. 77, col. 536—552 и col. 837—849]. — Epiphan., “Expos. fidei et haer.” LXXV [Migne, s. g., t. 42, col. 504—516]. — Tertull., “De jejun.” c. 13 [Migne, s. l., t. 2, col. 971—973]. — Euseb., “Hist eccl.” V, 23; “De vita Constant.” III, 18 [Migne, s. g., t. 20, col. 489—493 и col. 1073—1077]. — Socrat., “Hist. eccl.” V, 21 [Migne, s. g., t. 67, col. 621—625]. “Прав. испов.,” ч. I, отв. 88. Разница между восточною и западною церквями относительно этого поста заключалась только в продолжительности его. Всем известно, когда начинается и когда кончается Великий пост в православной церкви (“ Ηο в. С κρ ижаль,” II, гл. 9). На западе имеет силу в настоящее время следующее предписание de observatione quadragesimaë Qnadragesima summa observatione est observanda, ut jejunium in ea (praeter dies Dominicas, qui de abstinentia substracti sunt), nisi quem infirmitas impedierit, nullatenus solvatur, quia ipsi dies decimae sunt anni. Α prima igitur Dominica Quadragesimae usque in Pascha Domini sex hebdomadae computantur, quarum videlicet dies quadraginta et duo fiunt, ex quibus dum sex Dominici dies abstinentiae subtrahuntur, non plus in abstinentia, quam triginti et sex dies remanent... Sed ut sacer numerus quadraginta dierum adimpleatur, quem Salvator noster suo sacro jejunio consecravit, quatuor dies prioris hebdomadae ad supplementum quadraginta dierum tolluntur, id est, quarta feria, quae caput jejunii subnotatur, et quinta feria sequens, et sexta et sabbatum. Nisi enim istos dies quatuor superioribus triginta sex adjunxerimus, quadraginta dies in abstinentia non habemus. Jubemur etiam ab Omnipotenti Deo omnium bonorum nostrorum decimas dare (Decr. P. III. de conseer. dist. V. c. 16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

998 Тертуллиан . " De poenitent.». cap. VI. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat.Tom. col 1238 «Quis enim tibi tam infidae poenitentiae viro ad sperginem unam cujuslibet aquae commodabit»? 1001 Евсевий. Histor. Eccles. Lib. VI, cap. XLIII () Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XX, col. 624–625; Ср. «Сочин. Евсев. Памфил.» в рус. пер. Том. I, СПб. 1858, стр. 358. 1002 Киприан . Episl. LXII ad Magnum; cap. XII – XIII. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. III; col., 1147–1149. Ср.„ " Твор. Кипр .» в русск. пер. том 1, стр. 320–321. 1003 Евсевий . «Histor. Eccles.» Lib. VI, cap. XLIII; Curs. Compl. Patrolog, Ser. Graec. Tom. XX, col. 621, 624. Киприан . " Epist. ad. Magn. LXX», cap. XIII; Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. III, col. 1149; «Твор. Кипр.» в русск. пер. том 1, стр. 321. 1006 Златоуст . «Ad. illuminandos catecbes I», n. 1. Curs. Patrol. Ser. Graec. Tom. XLIX, col. 224; «Слова и беседы на разн. случаи» в русск. пер. том II, СПб. 1865 г., стр. 271. 1007 Неокесар. соб. прав. 12. " Ενταγμα κανων». Ραλλη κα Πτλη. Tom. III, 1853 г. pag. 88; в русск. пер. Иоанн. «Опыт курса церк, закон.». Том I, стр. 308. 1008 Геннадий Марсельский. «De dogmat. Eccles.» cap. LXXIV. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. LVIII, col. 997. «Baptizandus confitetur fidem suam coram sacerdote, et interrogatus respondet: hoc et martyr coram persecutore facit, qui et confitetur fidem suam et interrogatus respondet. Hle post confessionem vel aspergimur aquq, vel intingitur; martyr vero vel aspergitur sanguine, vel contingitur igne…». 1009 Стефан II. Responsum XII. «Hoc baptisma, srrin nomine sanctae Trinitatis peractum fuerit, firmiter permanebit: praesertimcum et necessitas exposcit, et ille, que aegritndine detentus est, hoc modo renatus particeps Dei efficiatur». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. LXXXIX, col. 1027. 1010 Приб. к твор. св. отц. Ч. XIV, стр. 451–454. При чем, однако, факты одобрительного отношения к обливательному крещению встречаются в западной практике еще в VIII веке. Pellica, «Do Christ. Eccles. Politia.» Tom. 1. Colon. 1829, pag. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Упрочив свою власть, Иовин сделал попытку войти в соглашение с Аларихом и столковаться насчет условий, на которых было бы возможно заключить мир. Местом свидания был избран Аримин. Туда прибыли Аларих и Иовин. Аларих предъявил следующие требования: предоставить его готам области Венецию, Норик и Далмацию, платить ему ежегодно известную, сумму денег и доставлять провиант для его войска. Иовин препроводил Гонорию в Равенну требования Алариха и в дополнительном письме советовал императору назначить Алариха магистром армии, чтобы тем смягчить его настроение и в дальнейших переговорах добиться от него уступок. Полученный вскоре ответ императора Иовин прочел в присутствии Алариха и готов. Гонорий предоставлял Иовину как магистру армии самому назначить сумму вознаграждения Алариху и количество провианта для его войск, но в то же время решительно отказывался предоставить Алариху пост магистра армии. Аларих почувствовал себя оскорбленным и немедленно отдал приказ своим войскам идти на Рим. Иовин вернулся в Равенну и тут, неизвестно вследствие каких причин, резко стал против соглашения с Аларихом. Он побудил Гонория дать торжественную клятву, что он никогда не вступит ни в какое соглашение с Аларихом. Такую же клятву дал сам Иовин и все высшие чины двора. Произнося клятву, они касались головы императора и клялись ею. 620 Аларих, опасаясь тяжких последствий своего предприятия, сам отправил к Гонорию посольство епископов. Теперь он ограничивал свои требования одним Нориком с его двумя провинциями, отказывался от требования денег и предлагал самому императору назначить количество хлебной дачи по числу бежавших к нему от римлян людей. Но Гонорий и его двор остались глухи к этому выходу из трудного положения: серьезность клятвы, которую принес двор и сам император, не позволяла отступиться от принятого решения. Начались приготовления к войне. Десять тысяч гуннов было вызвано в Далмацию, с возложением обязательства на население доставлять им хлеб, баранов и волов. 621 409-й год, в течение которого положение в Италии имело такой тревожный характер, был роковым для Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Так а) текст бывает иногда взят на столько кратко, что ясность его самого по себе взятого становится почти невозможной. Так едва ли можно было бы думать об удовлетворительности в восприятии разумением слушателей текста: едино тело, един дух. Предложите Златоустовские вопросы слушателю относительно этого текста, и вы убедитесь, что ответы на эти вопросы дать было бы затруднительно. А раз и по выслушании проповеди сведения относительно поставленного текста и понимание его не умножатся (а в данном случае в этом является сомнение), поставление текста должно быть признано излишним, —27— сколь бы много прецедентов тому ни имелось 619 . Есть и не мало других случаев, где приходится сказать, что если понятна непосредственно сама проповедь, то отношение взятого текста к проповеди, вследствие самой его краткости, познаётся лишь догадочно 620 . б) Есть случаи, что поставленному тексту уделяется мало внимания и потому он является как бы только орнаментом, вызываемым обычаем. Текст в проповеди на новый год: не имамы зде пребывающаго града, кажется, заслуживал бы особенного внимания потому, что в проповеди возбуждается вопрос о том, достижимо для человека счастье на земле, иначе – „может ли земля удовлетворить вполне потребностям нашего существа“ (конечно, по замечанию проповедника, „не о животных потребностях речь, а о потребностях собственно человеческих“) 621 , а на основании этого текста отрицается иногда не только возможность „полного удовлетворения для всех высших потребностей души“, но умаляется самый смысл настоящей человеческой жизни и даже является совершенно порицательное отношение ко всякому попечению о жизни, – чего, как увидим, не разделял в своих воззрениях и сам Макарий. в) Встречаются случаи, относительно которых можно сказать, что здесь взятый проповедником текст мог бы быть опущен как ничего не дающий для содержания проповеди, или же как имеющий лишь вербальное, а не ма- —28— териальное отношение к ней. К первой категории можно отнести следующее: одна проповедь начинается так: „время рыдати и время ликовати.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь спрашивается, каким образом старообрядцы будут препитаны Духом Св., если они, не имея епископа, не имеют и иметь не могут Духа Св., Который без епископа не даётся? Ясно, что приведённые Швецовым слова св. Афанасия к ним неприложимы и нисколько их не защищают и мысли Швецовой не подтверждают, a скорее их обличают, как раздорников, y которых Духа Св. нет и быть не может, IV). Ещё Швецов привёл место, подобное сейчас разобранному из твор. св. И. Златоуста. «Тому же подобно и св. Златоуст вешает: «диавол, коварный и искусный изобретатель таких козней, надеялся, что, погубив пастырей, он легко сможет расхитить стада (снес. Кипр. пис. 47, стр. 256). Но запинаяй премудрым в коварстве их ( 1Кор. 3:19 ), желая показать ему, что не люди управляют Его церквами, а сам Он везде пасёт верующих в Него, попустил быть этому, дабы диавол видя, что и по истреблении пастырей благочестие не уменьшается и слово правды не угадает, а ещё более возрастает, узнал из самых дел и сам и все служащие ему такими гонениями, что наши дела не человеческие... Что сам Бог везде управляет церквами и что воюющий с Богом никогда не может остаться победителем». (т. II, стр. 638, – Аполог. 24 стр.). «У них (раскольников) оскудела и погибла благодать рукоположения. Что же пользы во всём прочем, если у них не соблюдена эта последняя. Надобно одинаково стоять как за веру, так и за неё» (т. е. благодать священства) (т. X, Еф. бес. 11, стр. 103) «Безначалие – везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения, особенно же в церкви оно тем опаснее, чем власть её больше и выше... Если корабль лишить кормчего, то потопишь корабль, – так и здесь: если у паствы не будет пастыря, то всё извратится и уничтожится» (т. XII, Евр. б. 34, стр. 275). «Поражу пастыря, сказано и расточатся овцы». ( Зах. 13:7 ; Мф. 26:31 ). Поэтому при таком порядке вещей диавол с большей яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и всё стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стада, а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве. Достигая таким образом с меньшим трудом большего и в одной душе всё погубляя, он более всего и нападает на них (учителей). Вот почему (апостол) тотчас в начале послания ободряет его (епископа Тимофея) дух, говоря: мы имеем Спасителя-Бога, и Надежду Христа... Следовательно, ни избавитель наш не изнеможет, потому что Он Бог, и, какие бы ни угрожали нам опасности, они не одолеют нас«. (Злат. т. XI, 1 Тим., б. I, стр. 621, – 2369).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Причина исцеления сего как Иаировой дщери, так и жены кровоточивой, была усердная молитва . Иаир молился пред лицем Христовым, кровоточивая позади, тот явно и устами молился, сия тайно и сердцем. Христианине! дщи Иаирова полумертвая и жена кровоточивая есть живое изображение тебя грешника. Мертв ты прегрешениями, ибо ежеденно падаешь, непрестанно согрешаешь. Кровоточив ты; ибо раны души твоея или, яснее сказать грехи, воссмердеша и согниша от лица безумия твоего. Пади убо при ногу Иисусову, моляся Ему, и тотчас получишь исцеление не телу твоему, но душе. Просите и приимете 619 . Проси убо с верою, и получишь со избытком. О сем уверяет, имея власть отпущати грехи, глаголя: аминь аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам 620 . Молитва есть ключ неба. Если будем молиться со усердием и истинною верою, отворим двери неба; если же будем молиться с сомнением душевным, с расслаблением и леностию, заключим небо. По сему о истинной молитве говорит Августин: «как только восходит молитва , снисходит помилование». Истинно молиться есть тоже, что молиться сердцем, благоговения и усердия исполненным. О сем говорит Св. Исидор: «молитва сердца действительна есть, а не уст; не на слова бо молящегося Бог зрит, но на сердце; и если в молчании сердце молится и глас не слышится, хотя сие от людей сокрыто, от Бога сокрыто быть не может, Которой в совести всегда присутствует. Лучше убо в молчании молиться сердцем без звука голоса, нежели одними словами без внимания душевного» 621 . И св. Златоуст учит молиться истинно, все позабыть, и сердце прямо горе иметь в Боге, глаголя: «тот пред лицем Божиим молится, кто молится отсюда собирая душу свою, никакого не имея с землею сообщения, но к Самому Богу весь преходя, всякое помышление человеческое от души отогнавши» 622 . Следовательно, от таковой молитвы должно удалено быть лицемерство, притворство, кичение и всякая гордость, как говорит Св. Кассиодор: «того естъ молитва совершенная, которого и причина вопиет и язык, дело и речь, жизнь и помышление» 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

De coenob. instit. Lib. X. col. 363. Cp. Collat. V. c. IX, col. 620–621. И. Лествичник. Gr. XIII, col. 860A. Нил C. De octo vitios. cogit, col. 1460A; De vitiis, quae opposita sunt virtutibus, c. IV. col. Ш4В. 1584 Ibid , c. XXVII, col. 642ВС; Ср. c. XIV, col. 629В-630А. Марк П. Opusculum V, c. I. Praecepta Salutaria. T. LXV, col. 1029B. Cp. Е. Ф. Путь ко спасению, стр. 288. 1590 Каким глубоким знанием человеческого сердца владели прошедшие школу аскетизма, это показывают, напр., проповеди св И. Златоуста или св. Василия В. Когда они своим словом касались того или другого явления духовной жизни, какого-либо порока – гнева, зависти или какой-либо добродетели, – они с поразительной рельефностью выставляют на вид все сокровенные изгибы человеческого сердца, все движения и чувства. какие испытывает душа в известном состоянии, – и тайные помышления, какие едва сознает или какие не привык замечать в себе преданный страсти, вынаруживаются пред ним. Проф. В. Ф. Певницкий. Образование о. о. проповедников IV века. Труды Киев. Дух. Акад. 1892 г., т. III, стр. 291. 1591 Ср. Проф. И. В. Попов. Религиозный идеал св. Афанасия. Богослов. Вестн. 1904 г. Май, стр. 105–406: «удаляясь от общественной жизни, ища досуга и свободы от внешних развлекающих впечатлений, монахи посвящали свою жизнь систематическим трудам над очищением своего духа от внутренних источников греха. Этим они углубили христианскую мораль и, м. б., послужили важным фактором в истории человеческой культуры вообще, направив взор человека на его внутренний мир и создав то тонкое понимание душевных движений, которым отличается культура европейских народов». 1592 Cp. Verba Seniorum. II, § 16, col. 860ВС: «когда человек безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки» (cum quieverit, et maxime in solitudine, tunc delicta sua conspicit), подобно устоявшейся воде. Нил C. C. XV, COL 1089A. Евагргий. Cap. pract. c. LV, col. 1233C. 1593 Проф.Суворов. Объем дисциплинарного суда, стр. 178. Ср. Проф. Павлов. Номоканон при Большом Требнике, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010