«Итак, продолжай бороться мужественно, и в особенности бойся уныния, разслабляющаго силы души. Ибо как подкапывающиеся под стены, в ночное время, погасив свет, очень легко могут и похитить имущество и умертвить владельцев этого имущества: так и диавол, распространив вместо ночи и мрака уныние, старается похитить все охраняющие нас помыслы, чтобы, напав на душу, лишенную всякой помощи, покрыть ее безчисленными ранами... Печаль делает и самаго демона более сильным, и нам внушает помыслы отчаяния» 124 . «Но ты, может быть, стыдишься и краснеешь, когда демон повергает тебя в чьем либо присутствии? Но это стыд ложный... Не только не укоряют, даже хвалят того, кто великодушно и с кротостию переносит оскорбление безстыднаго человека; почему же нужно стыдиться, как будто сделав худое дело, тому, кто благодушно перенесет бешенство злейшаго врага диавола?.. Уж если хочешь видеть поистине достойных стыда и поношения, то я покажу тебе. Посмотри на прельщающихся женскою красотою, на пристрастных к деньгам, на любящих власть и славу, на сохнущих от зависти, на злоумышляющих против тех, кто ничем их не обидел, на предающихся унынию без всякой причины, на людей, которые только гоняются за суетами житейскими. Вот эти то и подобныя им дела безумны и достойны наказания; оне то заслуживают поношения, стыда и смеха. А если кто будет мучим демоном, и, несмотря на это покажет в жизни своей много любомудрия, такой заслуживает того, чтоб все ему удивлялись и украшали венцами за то, что он, с такими цепями на себе, продолжает столь трудный бег, и идет по пути столь крутому и тесному» 125 . Но главное, что может служить к твоему подкреплению в подвиге, «помни, что время наград и венцев есть век будущий, а настоящий время борьбы и трудов, если только мы хотим насладиться вечным покоем и безчисленными благами. Если кто из безпечных хочет насладиться и здешними удовольствиями и тамошними наградами, уготованными трудящимся, тот сам себя обманывает и обольщает... Если и на светских играх никто не получает венца без трудов, имея притом и противников одной с собою природы: как же там, где ратуют против нас лукавые силы, как можно победить их бешенство без скорби и стеснения»? 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Филарет со всей решительностью отвергал „мнение, что вкушение от древа познания добра и зла, первородный грех, падение первых человеков, есть не иное что, как, супружеское совокупление Адама и Евы“. „Первый грех прародителей состоял собственно но вкушении плода запрещенного древа: а тяжесть сего греха в неблагодарности и преслушании против Бога, и в оскорблении тем Его величия... Совокупление же Адама с Евой, как мужа с женой, по изъяснению св. Златоуста, началось уже по изгнании из рая... Посмотрим на самое действие грехопадения, как описывается оно в книге Бытия. И виде жена и пр. Итак Ева согрешила прежде одна, а не вместе от, мужем. Как же мог бы написать сие Моисей, если бы он писал иносказание, которое здесь найти желают?... К чему же было бы в сем случае, и что мог бы значить вопрос: что яко рече Бог, да не ясте от всякого древа райского? Искуситель, надежнее для своей цели мог бы спросить: почему вы не исполняете сказанного вам Богом: раститеся и множитеся? В сем случае и согрешившим прародителям следовало бы сказать в свое оправдание: мы сделали то, что вело к заповеди: риститеся и множитеся, доселе нами не исполненной и не изведанной. Если познать жену было первое преступление, погубившее род человеческий, то как мог бы сказать апостол, что честна женитьба во всех и ложе не скверно? ( Евр.13:4 ). Это было бы несогласное противоречие слова Божьего самому себе. – Не мысль ли о несовершенстве рождения детей от падшего человека привела к мысли о том, что в сем самом состоял первородный грех ? Если это так, то здесь нет правильного логического заключения. Рождение детей несовершенно не от того, что в сем состоял первородный грех, но от того, что предварительным первородным грехом поврежден человек во всех способностях и явлениях жизни. Чтобы говорить о сем обстоятельнее, надлежало бы испытать райскую жизнь бывшую, и ее возможное продолжение без грехопадения и сличить с нынешней жизнью падшего человека. За недостатком сего, лучше не давать излишней ненадежной и небезопасной свободы своему любопытствующему мудрованию, а смиренно и послушно внимать слову Божию“. (Письма к А. Η. Μ. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заслуживает внимания, что уже в XVI веке Эразм Роттердамский понимал приведенное выше свидетельство Оригена в смысле расторжимости брака по вине прелюбодеяния 124 . Этот взгляд разделяли и другие ученые исследователи Св. Писания – Launoi, Werkmeister 125 . Знаменитый догматист Tournely также считал Оригена скорее свидетелем расторжимости брака по прелюбодеянию 126 . Только Cigoi, видящий в каждом Св. Отце и учителе Церкви свидетеля в пользу безусловной нерасторжимости брака, не слушая, что говорят указываемые им свидетели, старается объяснить расторжение брака в случае прелюбодеяния, о чем говорит Ориген , в смысле временного прекращения общения супругов (separatio а mensa et thoro). За неимением твердых оснований, он прибегает к следующей искусственной аргументации. Если Ориген , рассуждает он, «резко» осуждает вторые и третьи браки после смерти жены, то что сказать о новом браке разведенного супруга при жизни другого? 127 Но, не говоря уже о том, что суждения Оригена о втором браке вообще умеренны, на них нельзя обосновывать никаких доказательств и выводов. Как второй брак, заключенный после смерти одного из супругов, свидетельствуя о нравственном несовершенстве вступающего в брак, дозволяется христианам по снисхождению к их немощи, не заключая, однако, в себе ничего греховного, таким точно является и новый брак невинного супруга, заключенный после развода с виновной в грехе прелюбодеяния. В духе Cigoi истолковывает слова Оригена и Люкок, причем его рассуждения в высшей степени сбивчивы и неясны 128 , что объясняется также его стремлением доказать во что бы то ни стало, что «правило и практика Церкви во время Оригена бесспорно покоились на вере в нерушимость брака ничем, кроме смерти». По поводу указываемого Оригеном данного некоторыми предстоятелями позволения женщин выйти замуж при жизни первого мужа он замечает: «Нет возможности сказать, ограничиваясь недостаточным свидетельством Оригена , по какой причине была разведена женщина, которой правители церкви в Александрии дали разрешение на вторичный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

За дешевую вещь нельзя платить дорогой ценою, т. е. за маловажное дело, прелюбодеяние, не следует подвергать тяжкому наказанию — смерти. Вот как язычники смотрели на плотский грех! 118 Дела деятельной жизни хотя многочисленны, однако могут быть сведены к трем видам первый объемлет дела, относящиеся к собственному исправлению и усовершенствованию, каковы дела покаяния, посты, бдения и т п, которые здесь преимущественно и подразумеваются Ко второму роду принадлежат дела, относящиеся к обращению и спасению ближних, каковы дела милосердия духовного невежду научит, заблуждающегося наставит на путь истины, порочного исправит и т π А к третьему роду относятся дела телесного милосердия алчущего накормить, нагого одеть и т. п. 119 См Кн 5, гл 27, Соб 19. 120 В скитской области. 121 Богословы таинственный смысл Св Писания разделяют на три вида аллегорический, тропологический и анагогический Аллегорическим называется тот, который относится к Христу и Его церкви, тропологический — к нравственности, анагогический — к будущей жизни или церкви торжествующей. 122 Здесь показывается пять видов блудодейства духовного: идолопоклонство; всякое суеверие языческое в гаданиях, наблюдениях дней и времен; суеверие иудейское в мелочных обрядах; ересь; всякий грех, который отвлекает наше сердце от Бога и привязывает к твари. 123 Дьявол, или страсть. 124 То есть расположение души, готовность перенести больше, нежели сколько враг наносит обид. 125 Яснее сказать: дайте место гневу своему, т. е. пусть гнев ваш скоро пройдет, исчезнет, как скоро исчезает дым; или — дайте место гневу других, т е. охотно уступите разгневанному человеку, снесите его немощь. А св. Златоуст относит это к гневу Божию и излагает так дайте место гневу Божию, т. е. предоставьте Богу, правде Божией мщение за вас. 126 Кассиан и Герман, в Вифлеемской киновии положив начало монашеской жизни и прожив немного, для большего преуспевания в монашеской жизни захотели посетить египетские монастыри, которые тогда славились аскетическим благоустройством и множеством строгих подвижников, опытных в духовной жизни старцев. Чтобы получить разрешение на это путешествие, они дали обещание через три года возвратиться. Но видя, что пребывая в египетских монастырях, они получают большую пользу от назидательных бесед и примера старцев, для этого хотелось бы им подольше пожить здесь, а между тем пришло время возвратиться в свою киновию Теперь они и не знали, что делать — возвратиться ли в Вифлеем, чтобы не нарушить данного обещания, или остаться еще в египетских монастырях, чтобы не лишиться духовной пользы от назидания. Это недоумение они и решились открыть авве Иосифу и, как он определит, так и поступить. В этой беседе разрешается главный вопрос: можно ли или полезно ли монаху вперед определять, назначать или обещать какие–либо действия; и такое определение или обещание необходимо ли исполнить. Потому и собеседование это надписано об определении. 127

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

103). Сатана пал, по-видимому, уже после создания человека, т.к. апологет говорит: «змий, впадший в великое преступление от того, что обольстил Еву» (Диал. 124). Кроме этого главного греха, «еще в древности злые демоны открыто являлись, оскверняли женщин и отроков и наводили людям поразительные ужасы» (1 Апол. 5). Преступив свое назначение, «ангелы впали в совокупление с женами и породили сынов, так называемых демонов, а затем, наконец поработили себе человеческий род» (II Апол. 5). Так Иустин понимает смысл Быт. 7 , подразумевая под «сынами Божиими» ангелов, падших и совокупившихся с женами. Такое же понимание этого места из Бытия разделяли и Ириней Лионский , и Климент Александрийский , и Тертуллиан , и Киприан Карфагенский , и Амвросий. Основание этому дают и некоторые переводы Библии, например Акиллы: «сыны Богов»; Семидесяти: «сыны Бога» (в некоторых кодексах «ангелы Божий»); Вульгаты: «Сыны Божий», тогда как Симах и Таргум читают: «сыны владык». Противоположную линию в истолковательной литературе занимают Златоуст, Феодорит, Кирилл Александрийский , блаж. Августин и понимают это выражение как «сыны Сифа». На этом козни демонов не закончились. «Они поработили человеческий род отчасти посредством волшебных писаний, отчасти при помощи страхов и мучений, которые они наносили, отчасти через научение жертвоприношениям, курениям и возлияниям» (II Апол. 5). Зная из ветхозаветных пророчеств о некоторых обстоятельствах пришествия и жизни Спасителя, и тут постарались обмануть людей. Они внушили язычникам мифы о Персее, рождающемся от Девы (Диал. 68). От демонов ведут свое происхождение: «убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло» (II Апол. 5). Демоны научили людей почитать их, как богов (1 Апол. 5; Диал. 55). Демоны борются поэтому против всякого здравого учения; это они научили людей убить Сократа (1 Апол. 5). Диавол искушал Христа (Диал. 103). По вознесении Христа демоны действуют посредством лжеучителей Симона, Менандра, Маркиона (1 Апол. 26; 5б). Баснословия о богах распространяются ими же (1 Апол.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

15 Священные авторы в несущественных подробностях могли допускать погрешности. Человек, переписывающий библейский текст, как замечает Гердер, не становится через это непогрешимым; пергамент не делается прочнее от того, что на нем написаны священные слова (Hagenb. S. 165 u. Anmm. 1 u. 3). Дело хранения текста священных книг, в конце концов, опять- таки находится в руках простых смертных; и священные памятники могут подвергаться различным случайностям наравне со всякими другими книгами. Поэтому признание вербальной богодухновенности не может быть проведено последовательно и оправдано фактами. Некоторые из отцов и учителей Церкви высказывают как будто мысль о том, что в Писании все до последней иоты богодухновенно и безусловно истинно; но при ближайшем знакомстве с их взглядами такое заключение оказывается неосновательным (см. напр., воззрение на этот предмет Оригена , свв. Василия Вел. и Златоуста, по соч. – Pesch, De inspiratione Sacrae Scripturae. Frib. Br. MCMVI. См. также R. Seeberg, Otftnbarung und Inspiration. 1908. S. 3 ff. и замечание проф. Рыбинского о соч. Гуммеляуера «Exegetisches zur Inspirationsfrage mit besonderer Rücksicht auf das A. T.» в T. К. Д. A 1905, II, 130–146. Как понимали inspiratio Iitteralis соферимы, см. Корсунский, Иудейское толкование Ветхого Завета. Москва, 1882. Стр. 123–124). 16 Существенный недостаток самопревозносящейся, не питающей ни к чему уважение критики состоит в том, что она более разрушает, нежели созидает; что она похожа на «демона» Сократа, удерживающего в известных случаях, но не помогающего двигаться вперед. С другой стороны, критика часто действует произвольно и безосновательно, так что, по замечанию А. Бека, из сотни критических конъектур не найдется и пяти близких к истине (Boeckh, op. cit., Ss. 173 u. 175). Возможность совмещения критического отношения к произведениям Священной Письменности с верой в Откровение и подчинением авторитету Предания вытекает из того, что критика касается главным образом внешней стороны священного текста и решает вопросы, которые для традиционного изучение Писания не имеют большой важности (Diestel 602, Hopfl 29; А.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

еврейские слова: yфacpiy мат ми елоим, читаемые ныне: ваттехассерегу меат меелогим и значащие (в подстрочном переводе): «Ты сделал его немного меньшим Бога», приведены после двух других, весьма сходных с этим, переводов, передающих имя: «Элогим» словом: «Бог», а не «ангелы», как у 70–ти. Тоже на 115 стр., где речению: арвоф ( =харавот), значащему: «пустыни, разрушения, развалины» предпослан Златоустом другой перевод: «развалины» вместо «оружия», как у 70–ти.; на этой же стран, слову: «эм» ( =гемма, что значит; «они» или «с ними», если отожествлять это слово с «мегемма») предшествует другой перевод: «с ними»; далее, на этой же стран, слову «iucub» ( =ieшeb, что значит: «воссядет») предшествует также другой, вполне соответствующий этому перевод: «будет сидеть». То же нужно сказать относительно слов: «еггаон сел» на стр. 124, — «ассеминиф» на 138, «уафет асурену» на 179 и нек. др. 37 Перевод этого слова на стр. 233 настоящего издания в значении: произнесет не верен. 38 В Патрологии Миня к этому месту бесед Златоуста сделано замечание, что в одних списках читается здесь μινυρσει, в других — μηνσει. Первому чтению отдается преимущество. 39 Здесь Златоуст, приводит сокращенно текст псалма, читая только последнее и первое слово 10–го ст. 47–го псалма и опуская находящиеся между ними слова: Боже, милость твою посреде, как такие, в передаче которых нет разности в переводах. 40 Field. Orgenis Hexapla к указ. стиху псалма. 41 Наприм. при объяснении 27–го ст. псалма 117–го (стр. 364). 42 Говорим так, имея в виду трудность объяснить надлежащим образом цель голословных ссылок святителя на еврейский текст в каждом отдельном месте. 43 Доказательством того, что эти беседы не назначались для домашнего только чтения, а произнесены были в храме, служат, как заключения толкований на отдельные псалмы, свойственные церковной проповеди (см., напр., 36, 48 и мн. др. страницы), так и многие выражения в самом толковании, с которыми святитель мог обращаться только к слушателям, а не читателям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Минь. T.IV. С. 214. Творения Т. IV. С. 235–236 122. Для покаяния и исправления не нужно много времени Знаю, что вам неприятно слышать это, но простите. Говорю это, заботясь о вашем спасении и желая, чтобы вы лучше здесь потерпели малую неприятность и избавились от вечного наказания, нежели, порадовавшись немного здесь, подвергнулись вечному мучению. Если, ведь, вы послушаете моих слов и отложите прежнюю беспечность, особенно теперь, когда уже немного осталось вам этого времени святой Четыредесятницы, то будете в состоянии и омыть грехи свои, и заслужить великую милость от Бога. Для Господа не нужны многие дни и (продолжительное) время; нет, если мы захотим, то и в эти две седмицы успеем исправиться от многих грехов. Если Он оказал такое человеколюбие ниневитянам за то, что они совершили трехдневное покаяние, тем более не презрит нас, если только мы покажем искреннее раскаяние, и, отстав от греха, вступим на путь добродетели. Минь. Т. IV. С. 217. Творения Т. IV. С. 239. 123. Человеколюбие Божие Не столько мы сами желаем освобождения от грехов и ищем спасения, сколько Он спешит и ускоряет даровать нам и избавление от грехов, и блаженство спасения. Минь. T.IV. С. 220. Творения Т. IV. С. 223. 124. Приготовление к Причащению Размышляй о приобщении этой Страшной Трапезы, о блеске исходящего отсюда огня и опаляющей силе его, и о том, какая требуется от приступающего душа, свободная от всякой скверны и нечистоты, и изгнавшая из себя беззаконные помыслы, чтобы, таким образом, приготовив и, по возможности, очистив себя в течение этих дней, могли и мы быть участниками в этом наслаждении (Святыми Тайнами), и удостоиться тех неизреченных благ, которые Бог обещал любящим Его. Минь. T.IV. С. 220. Творения Т. IV. С. 240. 125. Здешнее наказание от стихийных бедствий уменьшает будущие мучения БЕСЕДА XXV. «Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли» ( Быт. 7:6 ). Когда сделана была угроза и предсказание Божие, Ною было пятьсот лет, а когда наступил потоп, ему было шестьсот лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Минь. Т. III. С. 113. Творения Т. III. С. 101–103. 684. Проповедник – раб слушателей, но это рабство ему дороже диадемы Время предложить вам нашу трапезу, конечно, ничтожную, скудную и весьма бедную, с прекрасной, однако ж, приправой, – с вашим усердием к слушанию. – Что мне делать? Кто служит одному господину и обязан подчиняться одной воле, тот легко может угождать владыке и не погрешать. А у меня много господ, и я обязан служить такому многолюдству, с такими разнообразными требованиями. Впрочем, это сказал я не потому, чтобы тяготился таким рабством, – да не будет! – и не потому, чтобы желал освободиться от вашего господства. Для меня нет ничего почетнее этого рабства: не столько царь восхищается диадемою и порфирою, сколько я теперь красуюсь служением вашей любви. За тем царством следует смерть, а этому служению, если оно хорошо будет пройдено, уготовано Царство Небесное. «Блажен верный раб и мудрый, егоже постави Господь его даяти житомерие» сорабам его. «Аминь глаголю вам: над всем имением своим поставит его» (см.: Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42 ). Минь. Т. III. С. 116, 124. Творения Т. III. С. 103, 112. 685. Эдем – рай на девственной земле – образ Девы безмужной «Насади, говорит Писание, Бог рай во Едеме на востоцех» ( Быт. 2:8 ), чтобы знал ты, что рай был делом рук не человеческих; земля была девственной, не принимала в себя плуга, не была избороздена, но, не тронутая руками земледельцев, по одному повелению (Божию) произрастила те древа. Поэтому-то Бог и назвал ее Эдемом, что значит – девственная земля. Эта дева была образом иной Девы. Как эта земля произрастила нам рай, не принявши в себя семян, так и та (Дева), не приявши семени мужеского, произрастила нам Христа. Итак, если иудей спросит у тебя: как родила Дева? Скажи ему: а как девственная земля произрастила те чудные древа, потому что Эдем по-еврейски значит: девственная земля? Минь. Т. III. С. 129. Творения Т. III. С. 117. 686. Имя Адам напоминало о происхождении человека из земли Бог, созданного из земли человека, назвал по имени матери Адамом : та – Эдем, он – Адам. Эдем значит – земля; Адам – земной, перстный, из земли рожденный. Для чего же Бог так назвал его? Этим именем он хотел напомнить ему ничтожество природы его и на имени, как бы на медном столпе, выставить низость его происхождения, чтобы имя учило его смиренномудрию, чтобы не слишком много думал он о своем достоинстве. Мы, уже по самому опыту ясно знаем, что мы – земля, а он не видал, чтобы кто-нибудь прежде него умер и обратился в прах, но прекрасно было тело его и сияло, подобно золотой статуе, только что вынутой из горна. Итак, чтобы красота вида не надмила его гордостью, (Бог) противопоставил ей имя…, как бы так говоря: если кто скажет тебе, что ты будешь как Бог, вспомни имя (свое) – и получишь достаточный урок, чтобы не принять такого внушения, вспомни о матери (своей), – и из этого родства познай (свое) ничтожество, не для того, чтобы научиться уничижению, но чтобы никогда не впасть в гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ничто так не делает имени человека бессмертным, как добродетель. Это доказывают мученики, доказывают останки апостолов, доказывает память живущих добродетельно (свт. Иоанн Златоуст , 48, 242). слава остается славою дома или, лучше сказать, не остается, а разрушается вместе с домом, и не приносит никакой пользы живущему в нем, потому что была не его славою (свт. Иоанн Златоуст , 48, 251). Кто хочет, чтобы все говорили о нем хорошо, тот часто губит свою душу, питая любовь к славе человеческой, оказывая услуги людям в том, в чем не должно, угождая в том, в чем не следует, чтобы купить себе их расположенность (свт. Иоанн Златоуст , 48, 269). Источник. Высоким делают человека не кони, везущие колесницу, а высота добродетели, возносящая до сводов небесных. Если увидишь другого , сидящего на коне, сопровождаемого множеством жезлоносцев, разгоняющих перед ним народ на площади, не ублажай и его за это, но наперед узнай его душу и тогда составляй о нем мнение, соответственное ее качествам (свт. Иоанн Златоуст , 48, 576). ...Слава человека – правая вера, ревность по Боге, любовь, кротость, смирение, усердие в молитвах, любомудрие милостыни, целомудрие, умеренность и все прочие виды добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 48, 576). Источник. ...Если хвастовство не дозволительно упражняющимся в добродетели, то насколько больше оно не дозволительно для уклоняющихся от добродетелей (свт. Иоанн Златоуст , 49, 124). Источник. Не обращай внимания на плотскую славу, но думай о будущем бедственности их; чем славнее она является теперь, тем жалче будет впоследствии, когда в один миг времени отпадет величие ее (свт. Иоанн Златоуст , 49, 219). Источник. Не только должно искать славы, но так же должно принимать и бесчестие, из которого происходит слава (свт. Иоанн Златоуст , 49, 321). Если кто приобретает имя через бурные дела, то память о таковом погибнет вследствие забвения о злых делах (свт. Иоанн Златоуст , 49, 341). Какую принесут пользу умершему украшенные здания? Хотя бы много говорили: этот дворец или эта гробница принадлежит такому-то, однако в этом нет никакой пользы, а даже великий вред. Такой (человек) подвергается обвинению как скупой, неимущий, малодушный, хищник, грабивший сирот и вдов, чтобы соорудить себе гробницу или поставить памятник. А этот памятник стоит как бесполезное изобретение, являясь обвинителем зла его самого, памятником о его преступлениях. Даже те, которые охотно пожалели бы умершего, теперь не пожалеют; он сделал не иное что, как оставил для живых бессмертное обвинение, оставив памятник, бесполезный для имени и славы (свт. Иоанн Златоуст , 49, 341).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010