– Под тем же числом и того же Антиоха – «о дающих в лихву, рекше в рез имения»: даже и малый, а потому в некотором роде как бы дозволенный прибыток лихвою есть уже «начало злобы и обиды великой». И потому-то, «емлющие резы нечисти и жестоци имянуются, мерзцы же пред Богом и пред человеки, и отнюдь христианом отречено есть промышление резное». Снова, в доказательство этого, приводится целый ряд соответственных мест св. Писания (л. 186, об. 187). – под 12 дек.: «Чудо св. Спиридона» – наказание богатого житопродавца, делавшаго из народного бедствия средство к насыщению несытости в богатстве, причем в заключение рассказа говорится: «проклят всяк ценяй жито дорого» (л. 389 об.). 9 февр, – «Наказание св. Иоанна Златоустаг о»: «яко два разбоя еста: един иже совлачит с убогаго, а другой иже не одежет убогаго, а имеет имение, той есть истинный разбойник» (л. 485 об.), – ср. также 28 окт. о христолюбимом купце, щедро раздававшем милостыню (л. 207 об. и сл.), – 8 ноябр. о Иване огороднике (л. 248 об.) и др. 54 Ср. 26 нояб. т. 1, л. 325; дек. 11 л. 385 об.; дек. 17, стр. 411; февр. 3 и 17, л. 575 и 621; мая 19, 27 и 29, т. 2, л. 319; 355; 364. 55 26 нояб., т. 1. л. 325: «Слово о наказании ко владеющим» (в рукоп. – «наказание ко властем»), – это же самое слово, но в сокращения и с подписанием имени св. Ефрема – «к богатым о милостыни» помещается и под 8 февр. л. 592 об. Ср. также – 27 янв. л. 550; апр. 30, т. 2. л. 231 об., июня 20, л. 443 об., июня 29, л. 478. 57 25 дек., т. 1, стр. 437; янв. 29, л. 557 об.; 31 мая, т. 2, л. 373 об., «похвала дающим милостыню нищим»; 20 июн., л. 444; июля 2, л. 483. 58 Ср. 12 окт. рассказ о св. Андрее юродивом, разбрасывавшем сребренники и быстро удалявшемся, «да не яве будет сотворена им милостыня» (т. 1, л. 124). 60 Ср. краткий, но высоко-трогательный призыв к милости и милостыне в поучении (русском) «о причастии и милостыни», 20 декабря:... «помяни рекшаго Христа: ничто же рече прошу велика, но точию хлеба и словесе оутешна. Не глаголю ти: разреши мою нищету, или дай ми богатство, но хлеба прошу мало, утешения ради от глада.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что тщеславие является смертным грехом. В самом деле, вечной награды можно лишиться только по причине смертного греха. Но тщеславие лишает вечной награды, в связи с чем читаем: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, – иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» ( Мф. 6:1 ). Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Возражение 2. Далее, всякий, усваивающий себе то, что приличествует одному только Богу, совершает смертный грех. Но из желания тщетной славы человек усваивает себе то, что приличествует только Богу. Так, [в Писании] сказано: «Я... не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ); и ещё: «Единому... Богу – честь и слава» ( 1Тим. 1:17 ). Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Возражение 3. Далее, грех, который наиболее опасен и пагубен, явно является смертным. Но тщеславие как раз и есть такой грех. Так, в своей глоссе на слова [Писания]: «Богу, испытующему сердца наши» ( 1Фес. 2:4 ), Августин говорит: «Пока человек не восстанет против любви к человеческой славе, он не почувствует её губительной власти, поскольку хотя и легко быть равнодушным к хвалам при их отсутствии, однако трудно не получать от них удовольствия, когда они налицо». И Златоуст, в свою очередь, говорит, что «тщеславие выступает как тать и исподволь лишает нас всего нашего внутреннего имения» 124 . Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Этому противоречит следующее: Златоуст говорит, что «в то время как другие пороки гнездятся в слугах дьявола, тщеславие находит себе место даже в слугах Христа». Но в последнем случае речь не идёт о каком-либо смертном грехе. Следовательно, тщеславие не является смертным грехом. Отвечаю: как уже было сказано (24, 12; 110, 4; 112, 2), грех является смертным по причине того, что он противен любви к горнему. Затем, сам по себе грех тщеславия, похоже, не противен горней любви в том, что касается любви к ближнему, тогда как в том, что касается любви к Богу, он может быть противен горней любви двояко. Во-первых, со стороны материи, которой хвалятся, как, например, когда кто-либо хвалится чем-то ложным, что противно тому почитанию, которое мы должны воздавать Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Вознеслось сердце твоё, и ты говоришь: “Я – «бог " ”« ( Иез. 28:2 ); и ещё: «Что ты имеешь, чего бы не получил, – а если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор. 4:7 ). Или же когда человек предпочитает Богу преходящее благо, которым хвалится, ибо и это запрещено: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим; но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» ( Иер. 9:23–24 ). Или же когда человек предпочитает свидетельство человека свидетельству Бога, в связи с чем в осуждение некоторым сказано: «Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» ( Ин. 12:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Владыка Бог, – говорит блаженный Феодорит (вопр. на Бытие, 78-й), – во всем дает видеть Свою премудрость и попечительность. Ибо и Аврааму дозволил идти в Египет не потому, что затруднялся пропитать его в Палестине, но чтобы египтянам показать добродетель сего мужа и побудить их к соревнованию добродетели патриарха. Исааку же повелел оставаться в Палестине и снабдил его обилием всего необходимого... Ибо при скудости и недостатке необходимых вещей, когда земля сделалась бесплодною, Исаак, посеяв, собрал обильный плод ( Быт. 26:12 )». По мнению еврейских комментаторов, Исаак не мог оставлять святую землю, как освященный в жертвоприношении (L. Philippson, Dieisraelitische Bibel. Th. 1, 1859, s. 124). Может быть, имела здесь значение и непродолжительность голода. Быт.26:3–5 . странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. Для ободрения Исаака Господь повторяет ему обетования, данные Аврааму (ср. Быт. 12:7, 13:15, 15:7–18, 18:18 ), но частью с сокращением, частью с нарочитым указанием, что милости Божии даруются Исааку именно ради Авраама – его верности всему заповеданному Богом: повелениям (евр.: мицвот), уставам (хуккот) и законам (торот). Последние термины носят специфический характер Моисеевой терминологии и чаще всего встречаются во Второзаконии. Различие между этими терминами, указываемое иуд. комментаторами (Раши, Абарбанель), очень неопределенно (см. Philippson, s. 125–126); во всяком случае по отношению к Аврааму они имеют совершенно общий смысл, без специального отношения к отдельным случаям его жизни (по Абарб:. мицва – обрезание Исаака и изгнание Измаила; хукка – жертвоприношение Исаака; тора – женитьба Исаака на родственнице); раздельным же указанием этих терминов «премудрость Божия, по словам св. И. Златоуста, возбуждает дух праведника (Исаака), ободряет его и направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу своему» (Творен. св. И. Злат. в русск. перев., Спб. 1898, т. IV, кн. 2-я, Бес. 41, с. 552). Случай с Ревеккою

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Любовь – это внутреннее расположение души, ее невозможно описать исчерпывающе и адекватно. Тем не менее существуют признаки и внешние проявления ее наличия или отсутствия. Если следовать указаниям святых отцов, можно даже определить степени любви к врагам – от начальной до высочайшей 117 . 1 . Начальная степень, согласно святителю Иоанну Златоусту , – не причинять зла первым 118 . 2 . Вторая степень, по тому же святому, – не мстить той же мерой, какой пришлось претерпеть от врагов 119 . Обе эти степени не относятся непосредственно к любви к врагам. Они, однако, определяют ее условия и первоначальные основания, о которых небесполезно напомнить, тем более что, как правило, первая, инстинктивная реакция человека – стремление атаковать врага или отомстить ему. К тому же эта реакция подкреплена ветхозаветным законом возмездия, понятым буквально. 3 . Третья степень не следует мстить вовсе 120 , оставив заботу об отмщении Богу. Она соответствует словам апостола: Никому не воздавайте злом за зло ( Рим. 12:17 ); Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Рим. 12: 19 ). Преподобный Исаак Сирин советует то же: «Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи...» 121 . 4 . Четвертая степень – не противиться. Соответствует словам Христа: А я говорю вам: не противься злому ( Мф. 5:39 ). 5 . Пятая степень – не гневаться на то, что нам сделали наши враги 122 , но все переносить 123 и проявлять терпение 124 , выдерживать все то, что приходится претерпевать 125 , следуя примеру апостола: гонят нас, мы терпим ( 1Кор. 4:12 ) и тому, на что апостол указывает как на образец: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо ( 2Кор. 11:20 ). 6 . Шестая степень – не скорбеть и не огорчаться от обид, оскорблений, искушений и напастей, причиненных нашими врагами 126 , или, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов , «когда кто-либо и в самое время искушений имеет равное и неизменно одинаковое расположение не только к тем, которые явно обижают, изгоняют, осуждают, оскорбляют его, клевещут и плюют на него, но и к тем, кто надевают на себя внешнюю личину дружбы, втайне же совершают подобные дела, хотя утаиться не могут» 127 . В свою очередь, такое расположение также предполагает различные степени или уровни. На самом низком уровне оно может быть связано с некоторой неприязнью и презрением и, следовательно, противоположно любви. На более высоком уровне оно проявляется как безразличие, и, соответственно, также не является любовью. И только на самом высоком уровне, когда оно достигает бесстрастия, тогда и становится подлинной любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Здесь, очевидно, предсказывается нашествие царей Сирийского и Израильского во времена Ахаза ( 2Пар 28:5–8 , 123 17–18 124 ), а может быть и нашествие Сеннахирима в четырнадцатый год Езекии ( 4Цар 18:13 125 ). Третью пророческую речь  произнесенную во дни Озии, составляет так называемая песнь Возлюбленному о винограднике его («Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его»; ( Пс 44:1–3 ; 126 79:9–12 127 )), изложенная в пятой главе. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, хозяин крепко огородил его; насадил в нем отборные лозы; снабдил всем потребным и ждал добрых гроздов или крупных виноградных кистей; а виноградник уродил дикие ягоды и даже терние. Как поступить с таким неблагодарным виноградником? Отнять ограду, предать на разграбление и попрание; даже дождевому облаку не дозволить орошать его; – вот справедливое возмездие. Так хозяин и поступит со своим виноградником (5:1–6 128 ). Затем пророк сам поясняет свою песнь или аллегорию. Виноградник означает дом Израилев или ветхозаветную Церковь ; а царство Иудино – отборную или лучшую ее часть, вновь как будто устроенную и особенно любимую и оберегаемую или охраняемую; и в ней-то расплодились вопиющие беззакония и неправда (5:7 129 ), ненасытное корыстолюбие (5:8–10 130 ), беспросыпное пьянство с нераскаянностью или упорством во зле (5:11–18 131 ), кощунством над угрозами и обличениями пророков (5:19 132 ), извращением понятий о добре и зле, самомнением и неправосудием (5:20–23 133 ). За это гнев Господа Саваофа истребит их: Господь даст знак народу отдаленному (Ассириянам), который прибежит как лев, схватит предоставленную ему добычу и не будет отъемлющего или защищающего (5:24–30 134 ). Вторая часть Вторую часть книги Исаии составляет видение Сына Божия на высоком и превознесенном престоле, бывшее в год смерти царя Озии или в первый год царствования Иоафама, изложенное в шестой главе. «Как он видел – я не знаю, говорит святой Иоанн Златоуст . О том, что видел, Исаия сказал. А как видел, – о том умолчал. Я принимаю сказанное; не любопытствую знать умолчанное; постигаю открытое, но не исследую сокрытого; ибо для того оно и сокрыто» (Беседа 6 на Исаию 6:1). Что действительно Сын Божий явился здесь Исаии, – это видно из свидетельства Иоанна Богослова, который в обличение неверия иудеев, указав на десятый стих шестой главы книги Исаии, заметил: сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем ( Ин 12:39–41 135 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Если и можно было держаться учения о хилиазме даже как частного только мнения, то лишь до тех пор, пока вселенская церковь не высказала об этом своего голоса. Но когда второй вселенский Собор (в 381 году), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение его о тысячелетнем царстве Христовом «для того внес в самый символ веры слово о Христе: «Его же царствию не будет конца», – держаться этого учения, даже в качестве частного мнения, совершенно непозволительно православному христианину. 278 Об основных истинах христианской веры апологетические публичные чтения Протоиерея Л. А. Сергиевского. М. 1872 г., стр. 173 – 174. 279 Вот полный состав речи апостола; «Вы, братия, сделались подражателями церквам Божьим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих: но приближается» и т. д. 300 Благовестник. Казань, 1857 г., ч. II, стр. 124, 125; сн. ч. I, стр. 302. – Снеси также Дамаскина. Точное изложение прав. 308 В той же беседе св. Златоуст высказывает мнение, что второе пришествие Христово будет в полночь. Св. церковь установила особую церковную службу – полунощницу для молитвенного воспоминания второго пришествия и страшного суда Христова. 313 Если бы одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна бы и получила венец; а если бы одна предавалась удовольствиям, то, одна по справедливости была бы и наказываема. Поскольку же душа не творит ни добрых, ни злых дел без тела, то по справедливости и душа, и тело вместе получают воздаяние (Св. Иоанн. Дамаск. Точное излож. прав. веры, кн. IV, гл. 27). 314 Тогда праведники, говорит Писание, просветятся, как солнце ( Mamф. XIII, 43 ) и луна и как светлость тверди ( Дah. XII, 3 ). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим червям во время лета даровал способность испускать из тела световидный блеск, дабы люди, судя потому, что видят, поверили тому, чего ожидают. Тот, который дает несколько, может подать и все: Тот, кто сотворил червя блистающим, кольми паче и просветить праведного человека (св. Кирилл Иерусалимский , огласит. поучение XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Благоразумно, значит, радовался и апостол Павел, когда приметил у Коринфян «негодование на виновного» и взыскание за его согрешение ( 2Кор.7:11 ). И нас научая богоугодному негодованию, вселенский учитель Иоанн Златоуст говорит: «аще пьянствующа или крадуща узриши, раба, или друга, или иного ближняго своего, или о душе своей ничтоже пекущася: гневайся, казни обрати, исправи. Аще к тебе грешащаго видиши, остави ему сие. Ныне же мнози противно творят: когда бо к ним нецыи грешат, горцы и неумолимы судии суть; когда же Богу досаждают, и своя души погубляют, ничтоже о таковой пекутся вещи». Таковых, хотя бы они чисты казались от многих согрешений, оставляет Господь ходить с делающими беззаконие ( Пс.124:5 ), и с ними вместе конечно «во гневе Своем погубит их, – как сказано, – и пожрет их огонь» ( Пс.20:10 ). Доказательством сему служит Илий, первосвященник еврейский, который подвергся казни Божьей за то, что детям своим, весьма прогневляющим Бога, ничего не делал, как только говорил: «для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа [Господня]. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу о вас, не делайте так» ( 1Цар.2:24 ). Сколь же гибельно иметь мир с Божьими врагами, показывает страшная участь и скоропостижная кончина сего Илии, который был сам добр, но детей к добру не приучил и, по недостатку ревности по Боге, не вознегодовал на них. «А что делать, – иной при этом скажет, – когда стараешься приучить детей к добру, а они не слушаются?» Употреби усилие, не пренебреги данной тебе от Бога властью, не оставь без отеческого наказания; «ибо и Господь, кого любит, того наказывает» ( Евр.12:6 ). «Кого Я, – говорит Сам Господь, – люблю, тех обличаю и наказываю» ( Откр.3:19 ). «Но что делать, если дети противятся и еще восстают на тебя?» – В таком случае покориться нужно Воле Того же Учителя нашего, Который говорит: «не давайте святыни псам… чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф.7:6 ). Отсеки неизлечимый член от тела и отвергни от себя: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф.5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И воздав поклонение Престолу и поцеловав его, а также св. Евангелие и Крест, облачаются в священнические одежды, делая знамение креста, целуя их, произносят над каждою: «Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами святых отцев наших, помилуй нас». Диакон, выйдя на амвон и поклонившись трижды, говорит: «Благослови, владыка». Священник: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». «Приидите поклонимся»..... И предначинательный 103 пс. Диакон произносит великую ектению. Все здесь упоминаемые ектении смотри в Литургии св. Иоанна Златоустог о. Молитва I -го Антифона Священник: «Господи Щедрый и Милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, услышь молитву нашу и внемли голосу моления нашего; сотвори с нами знамение ко благу, приведи нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться Святого Имени Твоего; Ибо Ты велик и творишь чудеса; Ты – Единый Бог и нет подобного Тебе между богами, Господи, сильный в милости и благий в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на Святое Имя Твое». Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Чтец читает первую статью из 18 кафизмы (пс. 114–123.). Малая ектения Молитва второго Антифона Священник: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших, руководя нас к пристанищу воли Твоей; Просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины, и даруй нам остальное время настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих». «Ибо Твоя Держава и Твое Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: »Аминь». Чтец: читает вторую статью кафизмы (пс. 124–128.). Малая ектения Молитва третьего Антифона Священник: «Господи Боже наш, помяни нас грешных и недостойных рабов Твоих, когда мы призываем святое и поклоняемое Имя Твое, и не посрами нас в ожидании милости Твоей, но даруй нам, Боже, все просимое ко спасению, и сподоби нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего, и исполнять во всем волю Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

«Очи мои истаяли ( ожидая ) спасения Твоего и слова правды Твоей» ( Пс.118:123 ). Опять здесь словом называете обещание. Постоянно, говорит, я думаю о Твоем спасении и жду исполнения Твоего обещания. Сказал: истаивают очи мои, показывая напряженность ожидания. Это и выше он показал словами: «истаевает душа моя (ожидая) спасения Твоего» ( Пс.118:81 ). Какое же спа­сение? То, о котором Симеон, держа в объятиях Господа, говорил: «видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» ( Лк.2:30–31 ). Итак, пророк молится, чтобы спасение его вместе со всем родом человеческим совершилось скорее. А слова: «истаевает душа моя» не иное что означают, как напряженное жела­ние. «Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и оправданиям Твоим научи меня» ( Пс.118:124 ). Стоявший на верху добродетели просит о ми­лости и умоляет о спасении; он не требует награды, но обращается к человеколюбию. И хотя он преуспевал в добродетелях, однако просит себе милости Божией. Так и мы, братие, если и сделаем какое добро, будем просить Бога содействовать нам и спасти нас Своею милостью. " Я – раб Твой: научи меня, и у знаю откровения Твои» ( Пс.118:125 ). По природе все люди рабы Божии, по расположению же – только те, которые искренно принимают владычество Божие. Пророк называет себя рабом во втором смысле и просит о том, чтобы удостоиться разума для познания откровений Божиих. " Время действовать Господу: уничтожили закон Твой» ( Пс.118:126 ). Господь, всем управляю­щий мерою и весом, очень долго сносит грехи людей; когда же уви­дит, что порок от долготерпения умножается, тогда посылает на­казание. Об этом именно и говорит здесь пророк: время восстать Тебе, о, Владыка, на защиту обижаемых: враги слишком уже по­прали закон Твой. И апостол Павел говорит о времени прише­ствия Господа нашего: «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Тогда и для иудеев было время уверовать, но они сделали противное: не поверили и отвергли евангелие. Вот что значит: «уничтожили закон Твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Благоразумно, значит, радовался и апостол Павел, когда приметил у Коринфян негодование на виновного и взыскание за его согрешение (Ср. 2Кор.7:11 ). И нас научая богоугодному негодованию, вселенский учитель Иоанн Златоуст говорит: «аще пьянствующа или крадуща узриши, раба, или друга, или иного ближнего своего, или о душе своей ничтоже пекущася: гневайся, казни обрати, исправи. Аще к тебе грешащего видиши, остави ему сие. Ныне же мнози противно творят: когда бо к ним нецыи грешат, горцы и неумолимы судии суть; когда же Богу досаждают, и своя души погубляют, ничтоже о таковой пекутся вещи». Таковых, хотя бы они чисты казались от многих согрешений, оставляет Господь ходить с делающими беззаконие ( Пс.124:5 ), и с ними вместе, конечно,, во гневе Своем погубит их, как сказано, и пожрет их огнь ( Пс.20:10 ). Доказательством сему служит Илий, первосвященник еврейский, который подвергся казни Божьей за то, что детям своим, весьма прогневляющим Бога, ничего не делал, как только говорил: почто творите по глаголу, его же аз слышу из уст всех людей? ни, чади, ни: яко не благ слух о вас: не творите тако ( 1Цар.2:24 ). Сколь же гибельно иметь мир с Божьими врагами, показывает страшная участь и скоропостижная кончина сего Илии, который был сам добр, но детей к добру не приучил и, по недостатку ревности по Боге, не вознегодовал на них. «А что делать, – иной при этом скажет, – когда стараешься приучить детей к добру, а они не слушаются?» Употреби усилие, не пренебреги данной тебе от Бога властью, не оставь без отеческого наказания; ибо и Господь, кого любит, того наказывает ( Евр.12:6 ). Аз, – говорит Сам Господь, – их же аще люблю, обличаю и наказую ( Откр.3:19 ). «Но что делать, если дети противятся и еще восстают на тебя?» – В таком случае покориться нужно воле Того же Учителя нашего, Который говорит: не давайте святыни псам, чтобы они не попрали и, обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Отсеки неизлечимый член от тела и отвергни от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело ввержено было в геенну ( Мф.5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010