А Богоматерь  Дева, присоединившись к другим женам, вернулась снова туда, откуда пришла, и вот, как говорит Матфей, Иисус встретил их, сказав: «радуйтесь»!Видите ли вы, что Богородица до Марии Магдалины увидела Того, Кто ради нашего спасения пострадал во плоти, был погребен и воскрес? A они, как говорит Матфей, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». И хотя Богородица вместе с Марией Магдалиной услышала от ангела радостную весть о воскресении, все же только Она одна поняла смысл сказанного Ей, и, встретивши вместе с другими Женами Сына и Бога, Она прежде всех других и узрела и узнала Воскресшего, упав, прикоснулась к Его ногам и стала Его апостолом перед апостолами. От Иоанна мы узнали, что Мария Магдалина не была с Божией Матерью в то время, когда Господь встретил Ее, возвращающуюся от гроба, явился Ей и заговорил с Ней. «Бежит (Мария Магдалина) к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус и говорит им: «унесли Господа из гроба и не знаю, где положили Его». Если бы видела и коснулась руками и услышала, что случилось, то почему же говорит, что «унесли и не знаю, где положили?» Но после (Ср: Златоуста. 59, 465): «...смазанные смирной покровы были прикреплены к телу не меньше, чем свинец». То же буквально и у Феофилакта, 124, 289 А. Сравни: св. Фотия. Беседа 83. на Вел. Субботу. (издание Аристарха, т. II, стр. 462).                   (Ср: Кирилла Алекс., Севира и Фотия, как сказано выше).   (Севир. 836, 24): «Если бы жены знали, про чудо, совершенное ангелом, т. е. про отнятие камня и удаление стражи, обмершей от страха, то почему же им быть в затруднении от того, что камень отвален?» (Севир. 820–822): «?? Петр и Иоанн, удостове- того, как Петр и Иоанн побежали ко гробу и увидели погребальные одежды и вернулись, Мария стояла у гроба и плакала.Понимаете ли вы, что она не только еще не увидела, но и понаслышке не вполне уверилась, ибо, когда ангелы спросили ее о случившемся; «жена, что ты плачешь?» – она снова отвечает им о· Иисусе, как о мертвом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/j...

«Каждый увидит, – говорит св. Ефрем Сирин , – стоящими пред собою собственные дела свои, и добрые и худые, какие кто предпослал». 123 «Ни один сердечный помысл не останется там не открытым, – в другом месте говорит он же, – ни один взор очей не избежит суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено пред правдивым Судиею, Который сокровенное судит открыто». 124 Св. Иоанн Златоуст учит: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд подвергнемся наказанию, дадим отчет за праздное слово и для смеха сказанное, за злоречие, за помысл, за пьянство, а равно и в добрых делах за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох получим награду». 125 Итак, все будут судимы по заслугам, – и суд будет нелицеприятный, строгий и страшный, потому что совершается по всей правде Божией, и только по одной правде. То будет, по выражению апостола, день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим. 2, 5 ). «Суд сей, – говорит св. Григорий Богослов , – будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или лучше сказать, потому и страшный, что он праведен». 126 Этот страшный суд Божий будет решительный и последний, потому что неизменно определит на всю вечность участь каждого из судимых. Вот что говорит об этом Сам Христос: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25, 34; 25, 41; 25, 46 ). После этого последнего приговора праведного Судии и наступит собственно будущая жизнь, веру в которою и ожидание которой мы выражаем в словах Символа веры : чаю... жизни будущаго века. 127 VI Блаженство праведных в будущей жизни Великая награда уготована в будущей жизни праведным ( Мф. 5, 12 ). Они будут введены в самое совершенное и прекрасное место, которое в св. Писании называется раем ( Лк. 23, 43 ), небом ( Мф. 6, 9 ), царством небесным ( Мф. 6, 10; 6, 13;8, 11 ), царством Божиим ( Лк. 13, 28–29 ; Мф. 6, 33 ; 1Кор. 15, 50 ), домом Отца небесного ( Ин. 14, 2 ), градом Бога Живаго, Иерусалимом небесным ( Евр. 12, 22 ). По учению православной Церкви: «Каким бы кто именем из числа упомянутых ни назвал место сие, не согрешит: только бы знал, что души скончавшихся праведников пребывают в благодати Божией в царствии небесном и, как гласят церковные песни, на небеси». 128

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Великий здесь соблазн и великое мучение для нашей совести и для нашей деятельности. Очевидно, нужно мудрости человеческой указать и дать нечто высшее, нечто такое, что приводило бы её выводы к необходимому единству и чрез то давало бы ей и возможность служить действительной силой и опорой жизни. Очевидно, для того, чтобы, всё испытывая, держаться доброго, нужно иметь постоянно высшее руководящее начало, нужно всегда безошибочно знать, где и в чём это доброе. Святой Златоуст говорит, что «София-Премудрость есть Сын Божий, соделавшийся человеком» 124 . У него только мы и найдём безошибочное руководство для нашей человеческой мудрости. Мы найдём у Него такое руководство, применяясь даже только к обстоятельствам ныне празднуемого события. Божественная София-Христос. Ныне Он торжественно входит в Иерусалим, в город священных обетований и неизреченных благословений. Входит Он, как Царь к Богоизбранному народу. Из дали веков провидел это пророк и тогда же указал одну знаменательную черту в этом торжественном и царственном шествии Господа: Царь Израилев входит кроткий и спасающий; Он сидит не на коне, знаменующем на Востоке брань и воинские занятия, Он воссел на молодого осла – животное, знаменующее мирную жизнь, мирный труд. Вот первое свойство истинной и божественной премудрости: она – кроткая и спасающая. Один из учеников воплощённой премудрости так говорит об этом в поучение векам и народами: «Мудр ли и разумен кто из вас, – докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, бесовская. Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:13–17 ). Как воистину применимо слово в слово это наставление апостола и к нашему времени! Итак, если предлагается нам премудрость человеческая, сеющая злобу, зависть, ненависть и разделение, если эта мудрость, как, например, социал-демократия, обещает не соединение людей в мирном сожитии, а исступлённо повторяет только об одном – о «борьбе классов», о борьбе отдельных людей между собой, как о чём-то желательном и необходимом; если возглашая: «в борьбе обретёшь ты право своё», право и правду желают найти путём насилий, крови, злобы, убийств, подстрекательствами к убийствам и сочувствием им: то это не свыше сходящая мудрость, а земная и бесовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Пс.124:2 .  Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих, отныне и до века. Как «горы» окружают город – так Божие попечение ограждает благочестивых людей (Феодорит). Пс.124:3 .  Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих. Под «жезлом грешных» разумеет властительство нечестивых. «Господь» не допустит врагам владеть наследием праведных. Если же на время Он и попускал это – то только для исправления и вразумления «праведных»; ибо будучи испытаны в искушениях, они постоянно будут жить в добродетели и, вразумляясь тем и другим, не прикоснутся к пороку (Златоуст, Феодорит). Пс.124:4 .  Ублажи, Господи, благия и правыя сердцем. Это праведная молитва: ибо просит, чтобы добрые сподобились соответственных воздаяний по слову Христа: «в нюже меру мерите, возмерится вам» ( Мф. 7, 2 ). Начало всего зависит от нас: и удостоиться благ и получить наказание. «Правые сердцем» – люди нелукавые, простосердечные, не имеющие в себе ничего скрытного и коварного (Златоуст, Феодорит). Пс.124:5 .  Уклоняющыяся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: Мир на Израиля. Бог благ и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по достоинству; добродетель ровна и удобна, как напротив злонравие изворотливо. Итак, кто хочет лгать и составлять хитрости, тот, подумай, какой требует изворотливости, каких притворных видов, какой способности! Но кто говорит истинно, тот не имеет ни труда, ни затруднения, ни притворства, потому что истина сама по себе светла. Молитвою заключает Пророк слова. Таковы души святых; с увещанием и советом они соединяют молитву, предлагая ее слушающим, как величайшую помощь (Василий В., Златоуст). Песнь степеней, 125 Седьмая степень: веселие о Боге. Пс.125:1 .  Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Когда возвращал Господь «плен Сион» (пленных иудеев) из Вавилона, то они были «яко утешени», т.е. настолько обрадованы, что возвращение им казалось как бы сном, мечтою. Опаснее быть в «плену» греха, нежели в «плену» неприятеля (врага) – ибо здесь щадится душа, а в греховном плену не щадится ничего и не милуется (Феодорит, Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Псалом 124 Пс.124:1 . Песнь степеней. Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме советует Пророк странникам, идущим во отечество, чтоб они всю надежду свою возлагали на Бога, Который, понеже есть всесилен и премилостив, никогда надеющихся на Него не посрамляет. В начале псалма полагает Пророк общее и всем известное обетование, которое дважды повторяет для большаго в истине удостоверения. Ибо говорит, что все надеющиеся на Господа будут непоколебимы и безопасны; какая бы буря напастей не постигла их, подобно горе Сиону, которая стоит неподвижна не токмо яко гора, но и яко Богу посвященная и любезная. К сему присовокупляет, как бы объясняя предыдущия слова, и говорит: не подвижится в век живый во Иерусалиме. А как не всем живущим в земном Иерусалиме могут приличествовать слова сии: не подвижится в век, – понеже и сам Иерусалим не мог стоять вечно, для того с святым Златоустом должно разуметь, что здесь говорится о жителе горняго Иерусалима, каков, например, был тот, который сказал: наше житие на небесех есть ( Флп. 3:20 ). Пс.124:2 . Горы окрест его, и Господь окрест людий своих, отныне и до века. Доказывает вышереченныя слова, что гора Сион непоколебима, понеже окружена другими горами, но гораздо непоколебимее люди надеющиися на Господа. Ибо Сион имеет горы окрест себя, но надеющиися на Господа имеют самого Господа всемогущаго окрест себя. Горы окружающия Сион, могут упасть и сравниться с землею, но Господь окрест людей Своих пребудет от ныне и до века. Итак, все надеющиися на Господа долженствуют благонадежны быть, ибо Господь защищает их от всякаго зла; а хотя иногда временно и страждут, но и сие обращается им во благо; и ежели Бог отъемлет у них богатство, или здравие, или что-нибудь другое, то дарует им нечто лучшее, а именно: терпение и утешение с наградою вечныя славы. Пс.124:3 . Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих. Объясняет вышереченныя слова, каким образом Господь защищает людей, уповающих на помощь Его, и говорит, что ежели когда и попускает Он по праведным судьбам Своим господствовать нечестивым над праведными (ибо жезл означает господство или власть), то попускает не надолго, дабы благочестивые не потеряли надежды, и не начали сами творить дел беззаконных.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Беседа 34 на псалом 124 89 Пс.124:1 .  Песнь степеней. Надеющиеся на Господа – как гора Сион: не подвижется во век живущий в Иерусалиме. «Надеющиеся на Господа – как гора Сион»: для чего здесь пророк прибавил слово: «Сион»? – Христианин должен желать не спокойной и безбедной жизни, а не колеблемой – от опасностей. – Непобедима сила праведника, надеющегося на Бога; колебание со­стоит в погибели души и отпадении от добродетели. – Что делает Иерусалим особенно крепким и почему? – И удостоиться благ и подвергнуться наказанию зависит, прежде всего, от нас. – Кого называет пророк правыми сердцем? – «Мир Израилю! ( Пс.124:5 ) 1. Для чего пророк прибавил: «Сион»? Для чего не сказал про­сто: «как гора», но упомянул именно об этой горе? Для того чтобы научить нас не падать духом в несчастьях, не погружаться в уныние, но, держась надежды на Бога, мужественно переносить все – и войны, и битвы, и смятения. Как эта гора, сделавшись некогда пустынною и лишенною жителей, опять достигла преж­него благосостояния и возвратила древнее благополучие вследствие возвращения своих обитателей и откровения чудес, так и муже­ственный человек, хотя бы потерпел бесчисленное множество бедствий, не поколеблется. Так и ты желай жизни не безопас­ной, бездейственной и безбедной, но неколеблющейся от опас­ностей. Не одинаково ведь можно показать свое искусство, оста­ваясь спокойно в пристани или переплывая волнующееся море. Один делается ленивым, беспечным и слабым; а другой, испытав много подводных камней, много скал, много бурных ветров и других морских опасностей, и перенесши все это, делает свою душу более крепкою. Ты введен в настоящую жизнь не для того, чтобы бездействовать, лениться, не терпеть никаких бедствий, но чтобы чрез страдания сделаться слав­ным. Не будем же искать покоя, или роскошной жизни; же­лание этого прилично не мужественному человеку, а червю, бо­лее животному неразумному, нежели имеющему разум. Ты молись усердно, чтобы не впасть в искушение; но когда впа­дешь, то не скорби, не смущайся, не унывай, а употребляй все силы, чтобы сделаться славным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Стр. 115. К словам: «и Господь во век пребывает» Златоуст приводит другой перевод: «воссядет» и, объясняя смысл этого выражения, составляющего буквальную передачу еврейского слова, говорит: «Сидение часто употребляется в смысле неиз­меняемости существа Божия»... Стр. 124. При объяснении слов: «терпение убогих не погибнет до конца» Златоуст приводит другой перевод: «не до конца ожи­дание кротких будет забыто» и, пользуясь последним, раскры­вает смысл слова: «убогие» в значении бедности, соединенной с смирением. «Смотри, говорит он, какой чести удостаиваются бедные, не просто бедные, но смиренные сердцем». Стр. 125. «Постави законоположителя под ними». Объясняя эти слова в смысле молитвы псалмопевца о том, чтобы для языч­ников было «наказание вместо внушения» ( η τιμωρα αντ νουθεσας или – по другим спискам – νομοθεσας), вслед за этим святи­тель ссыпается, как бы в подтверждение своего толкования, на другой перевод: «наведи, Господи, страх на них». Сходно с этим переведено это и в «Сличительной Псалтири»: «положи, Господи, страх на них». Стр. 127. При толковании ст. 24–25-го Пс. 9 -го Златоуст поль­зуется другими переводами, в которых находит особенно объясне­ние для слов: «по множеству гнева своего не взыщет», состоящее в том, что под множеством гнева разумеется высокомерие нечестивого. «Другой же (переводчик), говорит святитель, относит это к не­честивому, говоря об его высокомерии, т.е., безумии, гордости» (эти слова Златоуста в переводе, стр. 127, выражены не ясно). «Хорошо далее, продолжает святитель, сказал (другой перевод­чик): «нет Бога во всех помышлениях его» 26 . Стр. 129. Слова: «Приседит в ловительстве с богатыми» Злат. поясняет другим пер. «сидя в засаде за двором»; выражение «в ограде своей» – переводом: «в логовище своем»; слова: «прекло­нится и падет, внегда ему обладати убогими» – переводом: «согнув­шись притаится, нападая с сильными своими на слабых» 27 . Стр. 140. Слова: «устне льстивыя в сердцы и в сердцы глаголаша злая» Злат. поясняет другим перев.: «в сердце ином и ином глаголет». «Это значит, говорит святитель, что в сердце их великая двуличность. Это хуже всяких врагов». См. здесь же пояснения из других переводов к ст. 4 и 5-му того же псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но, скажешь, разве не поколебались три отрока и Даниил? Нет. Они лишились отечества, подверглись плену, но колебания не показали никакого никогда; напротив среди такого смятения, среди такого множества волн они, как бы стоя на камне и находясь в тихой пристани, не потерпели ни­чего неприятного. Не называй колебанием несчастные обстоятель­ства; не в этом колебание, а в погибели души и отпадении от добродетели; такому колебанию и среди опасностей не под­вергаются люди бодрствующие, напротив они укрепляют тогда свое любомудрие и сияют еще более. Если же хочешь прини­мать в переносном смысле эти слова: «не подвижется во век живущий в Иерусалиме», то вообрази тамошнее состояние, – в гор­нем отечестве. Подлинно, достигшие его свободны от всех превратностей. Там нет ничего соблазняющего, ни похоти, ни удовольствий, ни поводов ко греху, ни печали, ни болезни, ни опасности; всего этого там совершенно нет. «Горы вокруг его, а Господь – вокруг народа Своего, отныне и до века» ( Пс.124:2 ). Здесь пророк говорит и о защите, представляемой городу самим его местоположением; но не допускает на­деяться на это, а возводит к непобедимой помощи – к Богу. 2. Хотя и горы, говорит, ограждают его, но он нуж­дается в той (высшей) защите: она делает его непобеди­мым. Поэтому другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) переводчик говорит: «Господь же окрест народа своего» ( περ), т.е., не надейтесь на окрестные горы, потому что этот город делает непобедимым то, что «не оставит Господь жезла грешных над жребием праведных, чтобы не простерли праведные рук своих к беззакониям» ( Пс.124:3 ). Показывает основательную причину помощи Божией, на которую они могут надеяться. Какую же? Бог не допустит, говорит, чтобы блага праведных были в руках грешников. Говорит это как для того, чтобы они надеялись на помощь Божию, так и для того, чтобы пребывали в добродетели, если они хотят постоянно получать помощь Его и обладать собственными благами. Этим он показывает, что и обладание благами и безопасность зави­сят от собственной их воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В каком-то смысле традиционализм может быть полезен в пропедевтических целях, как проводник в мире современной культуры и тех её явлений, которые невозможно уложить в привычную схему «сакрального/профанного». Но это же тем самым свидетельствует о слабости сегодняшней апологетики в этом вопросе, т.к. подобную задачу «путевождения» по миру следов человеческой деятельности 124 всегда брала на себя именно она. —124— Пользоваться же услугами «внешних», слепо тыкаться по современному морю культуры, в котором «гада, ихже несть числа» ( Пс.103:25 ), в поисках остатков сакральных нормативов реальности, оправдывая такое блуждание необходимостью «воцерковления культуры» (какой? для чего?) – всё это недостойно подлинно церковного богословия, могущего повторить вслед за Златоустым святителем: «Я не имею нужды пользоваться их неразумием для защиты и не хочу подтверждать истины ложью» 125 . Традиционализм столь детален в анализе духовного состояния «современного мира», столь тонок при разборе всех его уродливых и патологических явлений именно оттого, что он плоть от плоти этого мира, что только в нём он может найти себе место, паразитируя на его грехах и погребая его (а значит – и собственных) мертвецов. В попытках навязать себя Церкви современный российский традиционализм попросту ломится в открытые двери, потому что где как не в Церкви может существовать подлинный традиционализм Священного Писания и восстание против не только современного, но и всегдашнего с момента грехопадения мира, в котором все от похоти, плоти очес и гордости житейской ( 1Ин.2:16 )? Но именно в Церкви мы имеем надежду на Того, Кто сказал: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:47 ). Эта надежда устраняет страх перед ужасами «современного мира» и служит нам подлинной традицией жизни в Церкви. —125— —126— Ларионов В. Миссионерская деятельность Церкви на территории Марийского края и ее связь с русской колонизацией Поволжья//Богословский вестник 1999 (2000). [Т. 2.] Вып. 3. С. 127–137 —127— Обращаясь к обширной теме миссионерской деятельности Православной Церкви в Среднем Поволжье, а именно среди черемис, или марийцев, мы остановимся только на одном из её главных аспектов – на связи с культурным влиянием русского населения, принесшего в Поволжье не только православную веру, но и новые формы государственного и общественного устройства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пс.124:3 Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих. Хотя народ израильский получил свободу от рабства и возвратился из плена в свое отечество, но еще не пользуется совершенным спокойствием и полною свободой. И вот пророк, в утешение сему народу, говорит, что настоящее неблагоприятное положение народа, надеющегося на Бога, нисколько не противоречит тому, что Господь защищает свой народ, и что положение его, как временное, нисколько не поколеблется на худшее, что Господь не оставит его без Своей помощи. «Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию» (по переводу с еврейского). Жезл, с еврейского, значит: «скипетр, символ власти», и потому жезл грешных означает здесь «власть грешников», как бы наказующий жезл. А жребий праведных значит: «доставшаяся израильтянам по жребию страна». И посему мысли настоящего стиха могут быть выражены так: настоящее положение народа есть только временное, и Господь Бог не оставит его надолго в сем положении; Он скоро положит конец гнетущей языческой власти над Палестиной, дабы среди продолжающихся столь долго страданий не поколебались, наконец, в своей вере и благочестивые израильтяне и не обратились к верованиям нечестивых врагов, чтобы вступить с ними в лучшие отношения. Так изъясняют этот стих и св. отцы Церкви, как, например, св. Иоанн Златоуст : «Жезлом грешных пророк называет царство врагов. А смысл этих слов следующий: не допустит (врагам) владеть наследием праведных, если же на время Он попускал это, то для исправления, внушения и вразумления. Яко да не прострут и проч. Как бы так говорит: искушением научившись и от получения благ сделавшись лучшими, они постоянно будут жить в добродетели и, вразумляясь тем и другим, не прикоснутся к пороку» с. 388–389]. Пс.124:4–5 Ублажи Господи, благия и правыя сердцем, уклоняющияся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: мир на Израиля. Как видно из предыдущего, пророк опасался соблазна со стороны беззаконных, чтобы благочестивые израильтяне, долгое время состоя под властию последних, не соблазнились примером их и не уклонились в развращенные пути греха и беззакония, а потому, обращаясь к Богу, он молится за благочестивых, называя их благими и правыми сердцем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010