Ефрема и «Лавсаик» 970 , да Синаксарь или Пролог, чтения же минейные не предполагаются. Отсюда имеется ряд замечаний подобных следующим: чте златоу. оставша жить стго семеона нд два (5 сентября) 971 ... чте едино златоу два оставшас стго ёвдоксни (7 сентября) 972 … чте в златоу и стго автонома мчнье еди (12 сентября) 973 ... стислови казму едину… и чтее кни сго ефр… и начинае велик ка… и чтеьт житие сты и прпбны мрни на два чте (четверг пятой седмицы поста) 974 . В неделю сыропустную (все списки) и недели первую и третью поста 328 и 380 чтение круга триодного указывают рядом со чтениями из Шестоднева, что согласуется с правилом Евергетидского Типикона, по которому в утрени недель чтения из чередной книги в том или другом числе непременно удерживаются; но о действии того же правила в продолжение целого года (как в Евергетидском) древние списки Иерусалимского Устава сами по себе не имеют указаний; приложенные же (в разном числе) к ним «Марковы главы», 975 вошедшие потом в самый текст Устава позднейших списков, не знают этого правила, а наоборот, при совпадении праздников с неделями, неизменно удерживают лишь на благословении хлебов чтение недельное – в «посланиях», а на утрене чтение указывается только праздника или святого 976 . Вопрос о сочетании чтений круга триодного с минейным в отношении памятей святых рядовых не выясняется. Служба этим святым (ε μ που τχει γου μεγλου μνμη) 977 , если памяти их падают на праздничные дни триодного круга – недели приготовительные, субботы сыропустную и мясопустную, субботы и недели Четыредесятницы, четверг пятой седмицы Четыредесятницы, недели Пятидесятницы, среду Преполовения (равно как и в среду отдания Преполовения), Вознесение (равно и отдание Вознесения), понедельник св. Духа, субботы пред и после праздника Пятидесятницы – отправляются или на ближайших повечериях, или (если падают на дни от субботы Лазаревой до недели Фоминой) на повечериях Четыредесятницы от понедельника второй седмицы, но об отмене или перенесении чтений минейных ничего не говорится, конечно, потому, что и самых чтений этих на месяцы великопостного периода (февраль–март) Уставом почти не назначается (всего около 5 чтений) 978 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В настоящем письме обращают на себя внимание слова папы „мы очень удивились, услышав, что Мефодий... иначе учить, чем он то исповедал устно и письменно пред апостольским престолом“ 79 . О значении этого письменного испытания, которому подвергся Мефодий, можно бы было заключать из того обстоятельства, что папа Иоанн VIII отказал в паллиуме Вилиберту, архиепископу Кельнскому, находя его письменное испытание неудовлетворительным 80 ; но при этом не следует забывать, что именно восьмой Иоанн ставил политические соображения выше вопросов иерархических. Как бы то ни было, но не только в настоящем письме к Святополку, о письменном исповедании упомянуто и в следующем послании к Мефодию; не может быть следовательно сомнения в том, что такое исповедание действительно было составлено Солунскими братьями во время их пребывания в Риме. К сожалению, письменное исповедание веры Мефодия не сохранилось 81 . XI . Johannes VIII papa Methodium , archiepiscopum Pannoniensem , adreddendam doctrinae suaerationem et linguae slavicae inmissis celebrandis inductae Romamevocat . В послании к Мефодию папа между прочим говорить: „письмом нашим, отосланным к тебе через Павла епископа Анконскаго, мы запрещали уже тебе совершать божественные службы на славянском языке“. Письмо папы, посланное через Анконскаго епископа Павла, не сохранилось. Павел мог передать то письмо Мефодию или в 873 г. или в 878 году: мы уже говорили о том, что в 873 года этот Павел ездил в Германию и Паннонию, как папский легат; в 878 году Павел ездил послом в Константинополь 82 . Нам кажется более вероятным, что несохранившееся или, по крайней мере, не найденное еще письмо Uoahha VIII к Мефодию, в котором папа запрещал богослужение на славянском языке, должно быть отнесено к 878, а не к 873 году: в 873 году легат Павел ездил в Германию по поводу зальцбургских притязаний, которые главнейшим образом основывались на давности владения, о славянском же богослужении упомянуто лишь один раз, кстати, вскользь; в инструкции же данной при этом Павлу не упомянуто о славянском богослужении, хотя, правда, до нас дошли лишь отрывки из нее. Что из вопросов о правоте веры, о давности владения и о славянском богослужении, папа придавал последнему второстепенное значение, можно заключить из того, что в письме к Святополку он даже не упоминает об этом. Немецкий ученый Дюммлер относит первое запрещение славянского богослужения к 878 году 83 , Гиндель – к 873 году 84 , при чем спрашивает 85 : „вероятно ли, чтобы враги Мефодия, который ввел славянское богослужение ранее 873 года, в течении пяти лет не обращали бы внимание на это нововведение“? Но если принять 873 год, то оказывается, что враги Мефодия, даже поддержанные папским заявлением, не обращали на то внимания уже не пять, а шестъ лет (873–879), что по теории Гинцеля должно быть еще менее вероятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Враги св. Мефодия умирают: Архиепископ Адальвин Зальцбургский в 873 г.; Епископ Германрих Патавийский (Пассауский) в 874 г.; Епископ Ландтфрид Сабионский в 874 г.; Епископ Аннон Фрейзингенский в 875 г. (Ср. Житие св. Мефодия, 12.) 871 г. Немцы пленяют великоморавского князя Святополка. Моравия на некоторое время перестает существовать (до 872 г.). 10.XI.871 г. Письмо папы Адриана II Императору Василию I и Патриарху Игнатию с угрозами в связи с поставлением греческого духовенства в Болгарию. 871 г. Письма Императора Василия I и Патриарха Игнатия папе Адриану II – ответы на его угрожающие письма в связи с болгарами. 871 г. Св. Мефодий был осужден собором немецких Епископов на заточение и его заключили в Баварии, в гор. Элльванген, во Фрейзингенском монастыре на три года. 871–872 гг. Восстание в Моравии против немцев во главе со священником Славомиром. Моравяне провозглашают Славомира своим князем. Немцы поспешили освободить Святополка и послать его с немецким войском против восставшего моравского народа. Святополк, однако, присоединился к восставшим. Немцев перебили и Святополк снова установил свою власть в качестве моравского князя. Святополк возглавил войну против немцев, которая продолжалась до 874 г. и окончилась Форгеймским миром между Германией и Моравией, признанием Моравией своего вассалитета перед Германией, а Германия признавала внутреннюю автономию Моравии. 872 г. Византийское посольство к Людвигу Немецкому. г. Папа Иоанн VIII. Декабрь 872 г. Первое письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису с угрозами отлучения и с обвинениями в фотинианстве. (ЛИБИ, т. II, с. 137.) Ок. 873 г. Монах Лазарь из окружения св. Мефодия успел уведомить папу Uoahha VIII о суде над св. Мефодием и о заключении св. Мефодия. Немцы убили Лазаря. 873 г. Второе византийское посольство к Людвигу Немецкому во главе с Архиепископом Агафоном, рукоположенного ок. 871/2 гг. Патриархом Игнатием во Архиепископа Моравского, вместо томящегося в заключении св. Мефодия! (Тот же Агафон подписался как Архиепископ Моравский под решениями Константинопольского собора в 879/80 гг. – ГИБИ, т. IV, с. 117; E. Honigmann, Un archê vé que ignatien de Moravie, Byzantion, XVII, 1944–45; Ив. Снегаров, Кратка история на съвременните Православни Църкви. С., 1946, т. II, с. 27.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 872 г. монах Лазарь из окружения св. Мефодия сообщил новому папе римскому Иоанну VIII (872–882 гг.) о неправедном суде над Мефодием и о его заключении. Немцы убили Лазаря за это. Два с половиной года Римская Церковь пренебрегала расправой над Мефодием. Вполне возможно, что учреждение Моравской Архиепископии Вселенской Патриархией и Византийской империей подстегнуло Римскую Церковь вспомнить о Мефодии. Римский папа Иоанн VIII занялся делом св. Мефодия. В 873 г. он возложил Епископу Павлу Анконскому рассмотреть дело Мефодия, содействовать его освобождению и отправить его в Моравию, а на мучителей св. Мефодия римский папа наложил запрещение в богослужении, пригрозив им церковным судом. Вмешательством папы Uoahha VIII св. Мефодий вышел на свободу в 873 г. и сразу же отправился в Моравию, так как немецкие Епископы грозили Блатненскому князю Коцелю расправой, если он примет Мефодия, и таким образом Мефодий был воспрепятствован занять свою паннонскую кафедру. А в 873 г. из Моравии было изгнано все немецкое духовенство. Моравский же князь Святополк желал, чтобы Мефодий установился в Моравии и настоятельно просил римского папу о назначении св. Мефодия и в Моравии в качестве Архиепископа. Папа удовлетворил его просьбу и св. Мефодий на законном основании обосновался в Моравии. В 873/4 гг. немцы свергли князя Коцеля с престола и Блатненское (Паннонское) княжество прекратило свое существование. Выйдя на свободу, в Моравии св. Мефодий самозабвенно предался грандиозной деятельности. При князе Святополке Моравия значительно расширилась территориально, что открывало перед св. Мефодием широкое поле для деятельности. Он миссионерствовал среди чехов, крестил чешского князя Боривоя (874 г.), обратил в христианство Южную Польшу (Вислянское княжество), работал среди венгерских племен и полабских славян, его миссионеры доходили до берегов Балтийского моря, где сохранились материальные свидетельства его миссионерской деятельности (старословенский православный христианский храм в островной крепости Гросс Роден, близ гор. Штернберга, округ Шверин, раскопки 1976 г.). Возможно, что объектом его миссионерства были немецкие племена, имея ввиду, что среди его соратников были и немцы (A. В. Назаренко, Сб. Византийские очерки, СПб, 2001). Все это было совершено за неполных одиннадцать лет, при далеко не упроченных отношениях как со Вселенской Патриархией, так и с Римской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой же самой местности в средневековый период находилось славянское селение Велица/Вельча, название которого соотносится с топонимом Βελτζα, упоминающимся в Пространном житии свт. Климента в связи с его епископским служением, что, в свою очередь, позволило высказать предположение о нахождении в этом месте центра церковной организации свт. Климента 46 . Локализация климентовской Велицы в долине р. Шушицы в Южной Албании соответствует основным характеристикам территории, на которой должен был совершать епископское служение свт. Климент, в том числе: нахождение на территории I Болгарского царства, причем в той его части, где располагались монастыри свт. Климента и прп. Наума; нахождение на территории предшествующего учительского служения свт. Климента в Кутмичевице, то есть на территории Южной Албании; нахождение на территории славяно-греческой контактной зоны, где существовала устойчивая традиция совершения богослужения по византийскому обряду на греческом языке; нахождение в географической близости к Южной Италии 47 . Однако во второй половине ΙΧ в. на территориях Южной Албании, входивших в состав I Болгарского царства, ко времени епископской хиротонии свт. Климента в 893 г. уже действовали территориальные церковные структуры (епархии). Архиепископ Фефилакт Охридский дважды упоминает о семи кафедральных соборах, построенных князем Борисом-Михаилом вскоре после крещения 48 , то есть болгарский правитель довольно быстро приступил к организации епархий, которые первоначально зависели от константинопольского патриарха, рукополагавшего и посылавшего священнослужителей. О наличии на территории I Болгарского царства епископов и священников из Византии свидетельствуют послания римского папы Адриана II (867–872 гг.), направленные в 871 г. императору Василию и патриарху Игнатию, а также послания римского папы Uoahha VIII (872–882), который в 872–873 гг. сообщал болгарскому князю Борису-Михаилу о намерении отлучить и предать анафеме греческих епископов и клириков, совершавших служение на территории I Болгарского царства, а в письме хорватскому князю Домагою отмечал, что на этой территории действует архиепископ, посланный патриархом Игнатием; в 874–875 гг. убеждал болгарского правителя не принимать епископов, посылаемых из Византии; в 878 г. требовал от константинопольского патриарха Игнатия в тридцатидневный срок отозвать с болгарской территории византийских епископов и клириков, к которым также обращался с аналогичным требованием, а в 879 г. требовал уже от патриарха Фотия, чтобы византийские епископы и священники покинули «болгарский диоцез» 49 . Наконец, решение Константинопольского Собора 879–880 гг. о том, что константинопольский патриарх не совершает рукоположения епископов и священников для служения на территории I Болгарского царства 50 , свидетельствует о неисполнении византийскими епископами и клириками требований римского понтифика.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свт. Епифаний публично предложил свт. Иоанну осудить Оригена. В результате отношения между свт. Иоанном и свт. Епифанием испортились, причем последний начал открыто обвинять свт. Иоанна в оригенизме. Затем свт. Епифаний прибыл в Вифлеем, где стремился заручиться поддержкой блж. Иеронима, однако последний, боясь вступить в конфликт со своим архиепископом, стал призывать свт. Епифания к примирению со свт. Иоанном. Свт. Епифаний отверг это предложение и покинул Вифлеем. Вскоре он вернулся на о-в Кипр. Весной 394 г. конфликт еще более обострился. Свт. Епифаний составил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, в к-ром опять просил осудить Оригена, настаивая на том, что последний в писаниях порочил супружеские отношения, и обвиняя его в энкратизме. Просьба была вновь отвергнута свт. Иоанном. В результате свт. Епифаний начал кампанию против свт. Иоанна, открыто проповедуя, что тот поддерживает еретическое учение Оригена. Свт. Епифаний убедил блж. Иеронима разорвать церковное общение со свт. Иоанном и рукоположил брата блж. Иеронима, Павлиниана, во диакона, а затем - во пресвитера. Несмотря на то что Павлиниан был рукоположен для Вифлеемского мон-ря, к-рый входил в юрисдикцию архиепископа Иерусалимского, само таинство свт. Епифаний совершил в своем мон-ре в Бесандуке, не подчинявшемся свт. Иоанну. Свт. Епифаний отправил последнему письмо, в к-ром указал на это обстоятельство и повторно призвал свт. Иоанна осудить Оригена. Однако свт. Иоанн не только не ответил на послание, но и обратился за помощью к Феофилу I , архиеп. Александрийскому. Свт. Епифаний вновь направил палестинским епископам и монахам послание, в к-ром содержался призыв к разрыву евхаристического общения со свт. Иоанном. В том же послании свт. Епифаний назвал Руфина Аквилейского еретиком. После того как послание было переведено на лат. язык блж. Иеронимом, Руфин прервал общение не только с ним, но и со свт. Епифанием Кипрским. Примерно в то же время было предпринято неск. попыток примирения враждующих сторон. Так, в 394 г. архиеп. Феофил направил с этой целью в Палестину прп. Исидора Странноприимца , который вскоре привез в Александрию исповедание веры, составленное блж. Иеронимом Стридонским (впрочем, впосл. блж. Иероним называл прп. Исидора оригенистом).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

(Гл. II). В Новом Завете И. Христос дал Апостолам и их преемникам власть вязать и решить ( Мф.18:17–18 ), т. е., делать законоположения, которые обязаны исполнять пасомые ( Мф.23:4 ). Господь послал в мир Апостолов (а потом чрез них и их преемников) вместо Себя п потому облек их особенною властию по отношению к верующим ( Ин.20:21 ; Лк.10:16 ). Св. Апостолы, действительно, приписывали себе эту «власть законоположения» и «правосудия» ( 1Кор.4:21 ; ср. Пс.2:9, 7:44 ); давали повеления христианам ( 1Сол.4:2 ), которые считали исходившими от Духа Святого (–8); убеждали верующих повиноваться как власти вообще ( Рим.13:1, 2, 5 ), так и в частности – своим наставникам и руководителям духовным ( Евр.13:7, 17 ). Таким образом, из учения Господа и Апостолов ясно можно видеть, что церковь Христова имеет власть установлять законы, касающиеся духовно-нравственной жизни верующих (870 а –872 б ). Доказательством того служат и соборы церковные – вселенские и поместные. Первый собор апостольский в Иерусалиме сделал некоторые новые постановления ( Деян.15:28–29 ), которые были приняты всеми первенствующими христианами. И в последующее время св. отцы церкви на вселенских и поместных соборах издавали свои правила и определения, за пренебрежение и отвержение которых угрожали разными прещениями и отлучением от христианского общества (872 б –873 б ). К приведенным доводам в пользу права церкви делать постановления о постах, можно присоединить и тот, что мирские начальники – цари и владыки – имеют власть издавать законы для управления своими подданными. Почему же церковь Христова не может делать своих постановлений в видах порядка и благоустройства духовной жизни верующих? Правда, всем христианам дан для руководства закон Евангельский, но он не исключает и законов церковных. Закон Евангельский – общий и требует частных постановлений и решений со стороны церкви. Так, напр., Евангелие повелевает нам причащаться Тела и Крови Христовых, но не говорит о том, как и когда приступать к св. Тайнам. Равным образом заповедь Христа требует крещения для всех, желающих быть членами Его церкви, но не определяет того, как и в каком возрасте должно принимать таинство св. крещения. Все эти частные вопросы и находят себе решение в законах и правилах церковных (873 б –874 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Источник. ...Есть ли болезнь душевная тягостнее этой ? Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему (свт. Иоанн Златоуст , 52, 30). Откуда же... рождается , эта безумная и неприносящая никакого удовольствия страсть? – Ниоткуда более, как только от души низкой и ничтожной (свт. Иоанн Златоуст , 52, 31). Подверженный этой болезни не знает дружбы, не помнит приязни, нисколько не хочет никого уважить; напротив, все доброе извергши из души, непостоянный, неспособный к любви, против всех вооружается (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Эта страсть все извратила; она породила любостяжание, зависть, клеветы, наветы. Она вооружает и ожесточает людей, не потерпевших никакой обиды, против тех, которые никакой обиды не сделали (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Сила гнева, хотя и она мучительна и несносна, не постоянно, однако же, возмущает дух, а только в то время, когда его раздражают другие. Напротив, страсть тщеславия – всегда, и нет, так сказать, времени, в которое она могла бы оставить, потому что разум не препятствует ей и не укрощает ее; она всегда остается и не только побуждает ко грехам, но, если бы мы успели сделать что-нибудь и доброе, она похищает добро из рук. А бывает так, что она не допускает и начать доброго дела (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Нет ничего столь смешного и унизительного, как эта страсть : ничто столько не преисполнено стыда и бесславия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). ...Страшно преобладание тщеславия; оно может ослепить очи и мудрых людей, если они не станут бодрствовать (свт. Иоанн Златоуст , 52, 59). Раб тщеславия не лучше блудника; даже делает гораздо большие и тягчайшие грехи, чем тот (свт. Иоанн Златоуст , 52, 182). Тщеславие не только влечет ко злу своих пленников, но вкрадывается и в добродетели; и если не может лишить нас их, то делает нам большой вред в самой добродетели, принуждая переносить труды, а плодов лишая (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). ...Если мы отсечем эту страсть , то вместе с головою истребим и остальные члены этого зла, и тогда уже ничто не воспрепятствует нам жить на земле, как на небе (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Патриарх направляет Кирилла на проповедь к мусульманам в 851 – так как считает его особо даровитым. В 858 году император направляет Кирилла и Мефодия к хазарам и прибыл в Херсонес, где крестил 200 хазар, составил 3 книги (до нас дошли лишь компиляции). Потом Мефодий удалился в монастырь Полихрония близь города Кизика. Кирилл составил для славян язык и азбуку – глаголицу, и начал перевод Св. Писания на древнеболгарский язык. В 863 году Кирилл и Мефодий отправляется в Болгарию, где проповедуют и переводят Св. Писание. После проповеди братья задерживаются в Паннонском княжестве Коцела (Венгрия), потом едут в Венецию, а оттуда в Рим.  Братьев в 867 году принял папа Адриан II и принял от них в дар мощи Св. Климента Римского . Папа устно благословил благовествовать на славянском языке. В 869 году 14 февраля Кирилл умер и завещал Мефодию продолжить дело. Кирилл похоронен в базилике Св. Климента в Риме. В 869 году папа отправил Мефодия в Нитрус (сев. зап. Венгрия), а по возвращению сделал его архиепископом Паннонии, папа разрешал ему служить на славянском языке (но Евангелие нужно было читать на латинском языке). Мефодий арестован в 870 году Зальцким архиепископом Альдавином за проповедь на славянском языке (до 873 г.). В 873 году Мефодий крестил чешского князя Боривея. С 873 по 879 год Мефодий свободно распространял проповедь в Болгарии. В 880 году папа Иоанн VIII разрешил читать на славянском языке службу. Иоанн VIII поставил для помощи Мефодию епископа Вакханга, но он противился Мефодию. В 873 году Мефодий переводит на славянский язык Номоканон Иоанна Схоластика Векка. Мефодий отлучил Вакханга от Церкви. Мефодий скончался в 885 году, память его 6 апреля. Память обоих братьев 11 май (24). Ученики Кирилла и Мефодия: Горазд, Кирилл, Наум – проповедовали в Болгарии. б) Начала христианской письменности Текст Паннонского (Венгерского) жития святого Кирилла, однозначно утверждает, что Кирилл не был создателем славянской письменности на пустом месте, а был ее реформатором, которые ее лишь усовершенствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос свт. Григория, глас 1-й, ин кондак свт. Григория, глас 2-й; седален свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас 1-й. По 6-й песни – кондак и икос свт. Феофана, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Феофана. «Слава» – светилен свт. Григория, «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас...» (см. в службе свт. Григория). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (со славником) . «Слава» – свт. Григория, глас 1-й: «Правыя веры...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари свт. Феофана и свт. Григория читаются попеременно. Кондаки праздника и свт. Феофана читаются попеременно. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), свт. Феофана, песнь 3-я – 4 и свт. Григория, песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-23/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010