Упорно стоять против папы было неблагоразумно – Мефодий отпущен на свободу... Что особенно тревожило противников Мефодия, это то, что они видели, как достойно, резко и могущественно вступается за преследуемого ими нового епископа моравского папа Адриан» 320 . Откуда заимствовал г. Штульц эти сведения о деятельности Адриана? Мы видели, что в памятниках нет и следа, ни малейшего намека на какое-либо его участие. По всему ясно, что он отнес к Адриану записанное в Паннонском житии Мефодия известие о клятве папской; и действительно, по его словам, последний освобожден еще при жизни Адриана, следовательно не позже конца 872 года, а по неверному расчету г. Штульца, относящего смерть Адриана к 25 апрелю этого года 321 , не позже апреля. Но г. Штульц, как и следует, выводит Мефодия из Рима после посвящения в епископы также в 870 году; не только допускает и утверждает сказание Паннонского жития о двух с половиною летнем заключении Мефодия немцами, но еще увеличивает почему-то срок этот до трех лет 322 . Как же после этого согласить освобождение Мефодия с жизнью Адриана? Противоречие, кажется, слишком очевидно, чтобы не приписывать Адриану того, что не было совершено им. Сам г. Штульц заметил это; по крайней мере, через пять страниц после хвалебного описания заступничества Адрианова, окончившегося полною победою Рима над иерархиею зальцбургскою, когда пришлось ему говорить о дальнейшей деятельности Мефодия, он уже прямо выставляет 873 год как время полученной свободы последним. Но противоречия не задерживают г. Штульца; он убежден, что масса читателей не остановится на них и, с полною верою к автору, признает действительным то горячее участие святого отца, какое желательно г. Штульцу выставить на вид. Таким образом, вместо недоразумений, способных возбудить сомнения насчет искренности действий и отношений к Мефодию Рима в промежуток времени от 870 до 873 или 874 года, является непрерывная с его стороны и самая сердечная заботливость, не опускающая ни на один час из виду св. мужа и с полным вооружением власти покровительствующая ему при всяком препятствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

864 . Остальные архиереи – Ростовский, Тверской и Вологодский заявили также, что по определению еще Монастырского Приказа все епархиальные доходы определены на содержание архиереев и их домов на местах, а на Петербургское пребывание их ничего не положено и они ничего из епархий не получают 865 . Их заявление вызвало командировку в Тверь и Новгород нарочных для проверки их показаний 866 . Между тем обер-прокурор Баскаков передал Совету, что штат Св. Синода составить нельзя и почему 867 , а 15 декабря, в ответ на запрос Совета, получают ли Синод. члены свое жалованье согласно указу 18 января 1721 г. или нет, представил, что с 1721 г. по 18 июля 1726 г. получали сполна из государственных сумм 868 , и только на 1725 г. Феофан Новгородский и архимандриты Троицкий и Чудовский включили по 100 руб. своих местных доходов, остальные же ничего не включили 869 , ссылаясь будто бы на свое постановление от 17 апреля 1722 г. Последнее, как не имеющее силы отменять Императорские указы, решено было в Совете 9 января 1727 г. отменить и велеть синод. членам из своих епархий пока ничего не брать, а довольствоваться казенным жалованьем. Кроме того, велено было потребовать от них ведомости в Коллегию Экономии о доходах их епархий, а также лично спросить в заседании Верховного Тайного Совета 870 кто от своей епархии из излишних доходов сколько может в год платить денег? Последнее вытекало уже из стремления Верховного Тайного Совета на сколько возможно сократить государственные расходы. 30 января последовало, однако, новое решение: до времени подачи ведомостей не давать синодальным членам ни жалованья, ни доходов, т.к. без ведомостей нельзя составить определение 871 . Наконец, под влиянием вообще неудачи в проведении реформы 1726 г. в полном ее виде, 26 июня 1727 г. в Совете было решено: синодальным членам платить по 2500 руб. человеку, с условием ничего не брать из епархий, а прочим, неприсутствующим в Синоде епископам, вновь отдать все их вотчины и доходы, только бы положенное число они платили в Монастырский Приказ 872 , а на строение и починки употреблять им до 500 руб., а ежели больше, то требовать указа 873 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Есть же преславное сие преславнейшим Творителем Богом творимо и соблюдаемо: «Не можете, – бо рече, – без Мене творити Той любезное сие благодатию укрепляет, в ратех помогает, в подвизех утвержает, в нападаниих подкрепляет, законы церковными ограждает, учением возмужевает, Писанием хранению научает, честьми превосходящими воздвизает, дарми недомыслимыми 864 подвижников утешает. 865 Для таковыя превосходящия Христовы любви любезно любезнейшее сие девьство девствующии в терпении сохраняют 865 , да не отпадут пресладкия Жениховы любви и чертога, да не в вечныя муки вринутся, да паче в пресветлейший невестник 866 внидут, да онамо 867 возмутся 868 , 869 в няже желают, ангели приникнути 869 , да тамо вечно уневестятся, идеже вечныя светлости пресветлейший жених Христос светлейшия своя невесты любезно приемлет, преславною честию венчевает, неизреченною красотою утешает, недомыслимыми дарми почитает 870 . Сии благосчастнии и благороднии девственники, иже от младенчества первое 871 Богом и благодатию его сохранении, благоразумными родительми и учители наказуемии и соблюдаемии, яко царское сокровище от татей блюдомо, яко дражайшее камение от крадущих заключаемо 872 , яко светлейшии маргарита 873 от безумных в ковчежцех соблюдаеми, сице наказанием и надсмотрением и отъятием воли от скверны соблюдаеми. Возрастше же, прекраснейшее сие с собою возрастиша, любовию благодатною разгревающеся, кал скверны отгоняют, постом подтвержающеся, молитвами просвещающеся, послушанием охраняющеся, трудами мужественно девство творяще, чювства своя целомудренно храняще: очи от страстнаго видения, уши от похотнаго слышания; сладких освенение 874 , вкушения и празднословия воздержание, осязания спрятание 875 ; воли своея страхом Божиим и искуснейших началством обуздание, страстныя любве бегание, от зазорных лиц отнюдное 876 отстояние и отлученное ошаяние 877 . Сицевыми и прочими благодатными свойствы благодатное сие, в страсе Божии руководствуемо и возрастаемо, яко рай, прекрасными крины 878 процветает, яко виноград пресладкими плоды благоюхает, 879 неизреченныя благодати искипевает 879 , недомыслимая блаженства получает, несказанными светлостьми возблистовает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[ЛЕТО] Красное 869 Три солнышка взошло На небе Палестины. Заветное число Τ было ль без причины? Нет, трех мужей пример, Пришедших к Аврааму, Явил нам их. Поверь, Тут путь нам к Славы храму. Увидишь, что и нам Пошлет Бог жизни семя. А нашим всем врагам Стыда и горя бремя. Понедельник, 1 июня 81 Укрепившись чаем против всякого прилога сонного, мы стали подниматься на любезные свои горы, и, вопреки предположению, не встретили на них ни сырости, ни даже прохлады. Ехали скорее, чем за неделю перед сим, а все-таки прибыли на свои Постройки уже в 3-м часу. В домовой церкви была обедня, и все обстояло благополучно. Радостные чада. Чай. Братия, собирающиеся к Дубу на служение там завтра. Попытка заснуть, кончившаяся ничем. Поручение о. Вениамину раздать наградную тысячу по приложенному при ней списку. Приведение комнат в status qui ante 870 . Лечение глаз. Визиты докучливые. Обед праздничный. Наконец, давно преднамереваемый сон до ночи. Чай. О. Вениамин с листом. Отказались от денег Козубский и Михайло . От эфенди две посылки Вольфовы 871 и два письма денежных. Вторник, 2 июня Спал до отвалу. Лекарство. Чай. Порфирий, принимающий на себя роль древнего козла отпущения и умоляющий прогнать его одного из Миссии, яко зачинщика и коновода всей пятничной истории. Штукарь! Осман с почтой австрийской. Из Хоз управления вексель полугодичного содержания Миссии, из консистории 872 указ, но не тот, которого я ожидать мог, и от г. Лермонтова 873 – его фотографический портрет. Ходил в консульство на совещание о том, «что делать?». А еще ранее был в городе у именинника Севастийского 874 и у Патриарха – будущих кавалеров русских 875 . Дома – возня с глазами. Обед. Чтение, перешедшее по обычаю в сон. Вечером выдача жалования служащим при Миссии, произведенная чрез вторые руки. Якуб подвизается в примирении бетжальцев. Некая Наталия, володимирская, что ли, с охапкою приношений всяких для ризниц Елеонской и Горненской. Довольно на сей день. Уже снова спать хочется. Среда, 3 июня 1881 Во сне по комнате бегают, играя и ловя друг друга, котенок и щенок.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

К счастью для Нарзеса, последний вождь готов, Алигерн, державшийся еще в Кумах, предпочел, как прежде Витигес в Равенне, подчиниться скорее империи, чем франкам, столько раз нарушавшим свои обещания. 871 Благодаря такому неожиданному содействию, византийскому генералу удалось разбить близ Капуи (осенью 554 г.) наиболее сильную орду аламанов и освободить от них Италию. Капитуляция Компсе, где остготы Южной Италии еще продолжали сопротивление, закончила умиротворение полуострова. Наконец, после двадцатилетней борьбы, Италия подпала под власть императора. Полагая, что война окончилась, народ и солдаты старались забыться в празднествах и забросили оружие, которое считали теперь уже не нужным 872 , и Нарзес имел право поздравить себя в триумфальных надписях в том, что своей энергией и искусством успел «согнуть суровые души готов». 873 Этот огромный и бесспорный успех был, однако, куплен очень дорогой ценой. Часть древней итальянской префектуры, Паннония, Реция и Норика, оставалась во власти варваров 874 , и даже на севере самого полуострова такие сильные крепости, как Бресчия и Верона, продолжали быть занятыми племенами готов, подчинившихся гораздо позже (563 г.). Но самое важное было то, что из этой долгой и ужасной войны Италия вышла совершенно разоренной. Она не только подвергалась всем неизбежным последствиям борьбы, – постоянному опустошению деревень, продолжительным, осадам, голоду, болезням, избиениям, – при чем одинаково страдала при походах как готов, так и имперцев; не только жестоко пострадали при этом самые большее ее города – Рим и Неаполь, но солдаты Юстиниана своими вымогательствами, грабежом и наглостью очень скоро заставили население пожалеть о тех варварах, освободителями от которых они себя обьявляли. 875 " Вожди императорской армии, говорить Прокопий, вместе с солдатами грабили имущество подданных и соперничали с своими подчиненными 78. Саркофаг в Равенне. в наглости и распутстве. Офицеры в занятых ими крепостях держали женщин и предавались кутежам; солдаты не слушались никаких приказаний и совершали всякие бесчинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Потому что верить и повиноваться, вот два дела, вполне зависящие от нашей власти. Пусть не говорят необдуманно, что причиной зла недостатки материи, а также легкомыслие происходящее из невежества; да и вообще – что зло необходимость, ибо многого мы не знаем 872 . Как же гностик над этими необходимыми законами физической природы, как бы над какими неразумными зверьми, торжествует благодаря правилам своего поведения? Торжество его такого рода, что он оказывается даже Богу подражателем, разумеется в меру сил своих; ибо он отвечает добром всем тем, кто просит у него помощи. Облечен ли властью он? Тогда новым Моисеем для общего блага становится он во главе народа и считает своим призванием вести оный ко спасению. Он делает ручными людей диких, смягчая их нравы и к вере несклонных приводя к ней. Лучших и добродетельнейших он взыскивает почестями, злым же воздает наказаниями, наблюдая при сем однако же разумную меру, какая его правдивостью признается необходимою для исправления виновных. Душа праведника действительно есть как бы образ и подобие Божества. Или лучше: Наблюдение заповедей ее обращает в святилище, в коем действительно поселяется Вождь смертных и бессмертных, Царь и Творец всего прекрасного, Закон и Заповедь истинные, вечный Логос, одним словом единственный Спаситель каждого в частности человека и всех вообще. Это действительно единородный Сын, отобраз славы Царя вселенной и Вседержителя Отца ( Евр. 1:3 ). Он в душе гностика напечатлевает свой образ, чтобы гностик мог возвыситься до созерцания полноты оного 873 . Чрез это сам гностик становится уже третьим Божественным образом; ибо муж сей в меру возможности уподобляется второй Причине, Жизни истинной, при содействии которой только и живем мы истинной жизнью. Так понимаем мы гностика. Он утверждается образом своих мыслей и жизни на основаниях непреложных и неизменных. Владея самим собою и ведая то, начало чего находится в нем самом, верно понимая содержание ума даже Божьего, гностик находится к истине в отношениях искренних.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

После этого вступления следует отдел о вере. Здесь преп. отец исповедует свою веру в божественную Троицу, согласно определениям вселенских соборов, о которых говорит: «последую святым и вселенским шести соборам, ещё же (приемлю) и недавно собранный во второй раз в Никее против хриспаноненавистников» 869 , затем заявляет о том, что принимает книги св. Писания В. и Н. заветов и святоотеческие творения, отвергает еретиков акефалов – Варсонофия, Исаию и Дорофея, обличаемых св. Софронием 870 , и «соисповедует к сему, что монашеский образ есть высокий и возвышенный и ангельский» – Далее идут отделы, общее содержание коих нам уже известно: об игумене, правила игумену, правила братьям. Заканчивается завещание «эпилогом», в котором между прочим читаем следующие строки: «Итак, чада мои, спасайтесь. Ибо я иду в путь безвозвратный, куда отошли все, бывшие от века, куда и вы, немного спустя, пойдёте, совершивши служение сей жизни. Но не знаю, братья мои, куда пойду, какой суд встретит меня, какое место ожидает меня; ибо я не сделал пред Богом ни одного доброго дела, и повинен всякому греху. Впрочем, радуюсь и веселюсь, что иду от мира на небо... Уповаю, по отшествии из мира сего, каждого из вас видеть, принять и облобызать... Дети, поминайте смиренные мои глаголы, предание сохраните о Христе Иисусе». Завещание преп. Феодора имело большое значение в истории последующей монастырской жизни на востоке. Оно оказало сильное влияние на составление целого ряда других подобных завещаний, известных под названием ктиторских типиконов, так, например, на составление устава патр. Алексия († 1053) 871 . 7 . В издании Миня с именем преп. Феодора помещены ещё два творения κεφλαια Δ´и Διδασκαλα χρονικ 872 . Первое из них имеет своим предметом рассуждение о помыслах (о λογισμο) и состоит из пяти отрывков, извлечённых неизвестным любителем из Малого кат. и соединённых в четыре главы 873 , а второе есть произведение, появившееся значительно позже преп. Феодора, как обстоятельно разъяснено это покойным п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

О побуждениях, одушевлявших основателей Ободской типографии, говорят нам предисловия и послесловия двух дошедших до нас церковных книг, напечатанных в Ободе: Октоиха (1493) и Следованной Псалтыри (1495). Вот предисловие Октоиха в совершенно точной транс­крипции: Понеже вь троици поклан емии Бгь блгоизв ó ли испльнити свою црквь различными книгами. Видевь а зь вь ха Бга блговерныи и бмь храними гнь гюргь цьрноевыкь. црквы праздны стых книгь, грехь рад н á ших разхищениемь и радздраниемь ага- —282— ранскыхь чдь. Вьзревновахь поспешениемь стго дха, и любовию кь бжтвным црквам. напсах сию дшеспсную кнгу осмоглсныкь. вь спльниение славословию трислнчнаго вь динстве поклан емаго бжства. млю же юние сьвзрастные старие, чьтоущеи ли вьспевающей ли пшуще любве хве ради справл ти. нас же оу сьрдне потьщавших се на сие дело влсвл ти. да обои славеще отца з негоже вьса. сна и мже вьса. стго дха от немьже вьса зде оулучим млсть. таможе сее светомь озарымсе. аминь Повелением гна ми гюрг цьрноевик азь хоу рабь сщенноинокь макарие роукоделисах сие. при вьсеосщном митрополите зетском кур вавуле. в лето за (т. е. 7001, от Рожд. Хр. 1493). В после­словии к Октоиху, после исповедания веры, священноинок Макарий говорит: Нам, не сущим Аврааму же и Моисею подобним, еже Богови сьвещательном быть, даст (Бог) писаниа, вь нихже пророци яко вь царскихь сокровищь положи неистьщимое богатьство. И по сихь они божестьвны мужие Дамаскин же и Иосифь и Козма, наити­ем Духа научаеми предаше нам песьнословити в Трьсльньчнемь Божестве три святыми гласи ангельскими славосло­вимого в вышних... Последи же, грех ради наших, постиже насущи нась исмаильтьска железна палица, увы не просто биющи, нь оубивающи, и придоше языци вь достоание Божие, церкви раздрушише. Видевь азь вь Христа Бога благоверни и Богомь храними воевода Зети господинь Гюрьгь Црьноевикь умаление святых книг расхищением, агаренскыихь чедь, вьзревновахь поспешениемь Святаго Духа, и сьставихь форми, на нихже в едино лето осмимь человеком сьвршити Охтоихь, от д. го гласа, вь славо­словие Богови нась укрепльшому. Трудих же се о семь и рукоделисах сие смерени священникь мнихь Макарие оть Чрьные гори, повелением господина ми Гюрьга Црьноевикя, при вьсеосвященномь архиепискупе зетьскомь митро­полите курь Вавуле... Сьврьшише се сие книги от битиа, в лето зв (7002 – 1494) 872 . Подобного же содержания послесловие к Следованной псалтыри 1495 г. 873 . И так

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другое дело, когда имелось в виду тоже солнце, но только в частном каком-либо отношении. Тогда само солнце не могло прямо указать, какую именно сторону имеет религиозная идея об этом частном солнечном божестве, и с какой именно стороны мыслит это божество, поклоняющийся солнцу язычник, считает ли благодетельной живительной силой природы, или грозным всесозжигающим началом, началом жизни или уничтожения. В этом случае для определения этой частной идеи уже нужно было какое-либо посредство предмета природы или искусства, который символизировал бы это понятие о солнце и отличал бы его от всякого другого. Так действительно мы и находим у арабов. Мы сейчас увидим у них множество идолов, относящихся к солнечному культу и имеющих целью представить божество солнца с разных частных точек арабского языческого воззрения. Шарик. В ряду различных олицетворений солнца в частном каком-либо отношении у арабов можно поставить на одном из первых мест, солнечного бога Шарик. Мы уже привели имя Абду-ш-Шарик, сын Абду-ль-Уззы, имя одного поэта из колена Джуганитов 870 . По свидетельству Камуса 871 , Али-Шарик есть имя идола. Шарик собственно значит: первый солнечный луч, первый проблеск солнца или восходящее солнце. Мы уже имели случай привнеси мнение Тебризи, который в схолиях на Хамасу по поводу имени замечает, что 872 т.е. первые лучи солнца. Таким образом, на основании этих данных, можно вывести заключение, что под названием Шарика арабы чтили солнце в частном отношении, именно как солнечный луч, освещающий землю и прогоняющий с неё мрак, не касаясь других сторон солнца; коротко, Шарик был бог солнечного света. С этим именно понятием он и был символизирован идолом. Что это был за идол и какую он имел форму, об этом до нас не сохранилось никаких сведений. Гаубас. В южной Аравии у химьяритов мы встречаем другое также солнечное божество Гаубас . 873 В посвятительной надписи храма и Абиане подле Адена, мы встречаем, между прочим, при перечислении разных божеств выражение «и во имя Гаубаса» 874 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Установлено также использование Мелой трудов Эфора, Дамаста. Все эти обстоятельства делают сочинение Помпония Мелы важным источником по исторической географии Северного и Восточного Причерноморья, а также Средней Азии. Издания: Pomponii Melae de Chorographia libri tres/Una cum indice verborum edidit Gunnar Ranstrand, Goteborg, 1971 (Studia Graeca et Latina Gothoburgensia, XXVIII); Pomponii Melae de Chorographia libri tres/Introduzione, edizione critica e commento di P. Parroni. Roma, 1984; Pomponius Mela. Chorographie/Texte établi, traduit et annote par A. Silbermann. Paris, 1988 (Collection Budé). Перевод: Помпоний Мела. О положении земли/Перевод С. К. Апта//Античная география. Книга для чтения/Составитель проф. М. С. Боднарский. М., 1953. С. 176–237. Литература: Подосинов 1978. С. 17–28; Biliski 1948. S. 129–138; 493–495; Fink 1880; Folmer 1920; Grilli 1979; Oertel 1898; Parroni 1968; 1975; Schweder 1879; Silberman 1983; Wissowa 1916; Zimmermann 1895. О хорографии Книга I 7.      Там, где разливается [Наше море] 872 , оно в разных местностях принимает разные названия. Там, где оно сужается в первый раз, оно называется Геллеспонтом, где расширилось – Пропонтидой, где снова сдавлено – Фракийским Боспором, где снова разлилось – Понтом Эвксинским, где соединяется с болотом – Киммерийским Босфором, само же болото называется Меотидой 873 . 8.      Этим морем и двумя знаменитыми реками – Танаисом и Нилом – вся [суша] делится на три части 874 . Танаис, текущий с севера на юг, впадает приблизительно в среднюю часть Меотиды 875 ; а с противоположной стороны в море [впадает] Нил 876 ... 109.      Начинающиеся отсюда 877 горы 878 простираются длинной цепью до соединения с Рифейскими 879 ; одной стороной они обращены к Эвксину, Меотиде и Танаису, другой – к Каспийскому морю, и называются Керавнскими 880 , те же [горы] в других местах [называются] Таврическими, Мосхийскими, Амазонскими, Каспийскими, Кораксийскими и Кавказскими, в зависимости от названий племен, к которым они прилегают 881 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010