Если в нравственном отношении св. писатели были людьми особого избрания и святости, то в умственном отношении, по большей части, то были люди простые, некнижные, хотя и одарённые чрезвычайным даром духовной мудрости. Конечно, некоторые из св. писателей обладали мирской, светской мудростью. Так, великий Моисей, воспитываясь в царском доме, был научен всей египетской премудрости (ср. Деян. 7:22 ), был силён в разуме ( ν λ γο­ibidem) 863 . Царь Соломон был мудрым больше всех людей, живших прежде него и после него, был предметом удивления во всём, что делал и говорил 864 . Ап. Павел был учеником знаменитого Гамалиила 865 . Совершенство, искусство в слове великого апостола были таковы, что даже неверующие называли его Гермесом 866 . Поэтому, он был искусен и в преподавании слова евангельского ( Θεο δ’ πηρτης τν πρ θεσιν) 867 . Пророк Исаия обладал „высоким умом” 868 . Но светское образование было достоянием немногих. Златоуст справедливо видит особое устроение благодати Духа в том обстоятельстве, что составители св. книг были именно люди простые и неучёные: мытари, рыбари, делатели палаток, пастыри овец, коз и пр. 869 Сам великий Моисей, обнявший всё любомудрие 870 , потом пренебрёг царской обстановкой, добровольно перешёл к глине, к деланию кирпичей 871 . Апостол языков также был человек простой, занимался кожевенным ремеслом, жил в своей мастерской, работал долотом. Не обнаруживая красноречия, он называл себя „невеждой в слове” ( θι της τ λ γω) ( 2Кор. 11:6 ) 872 . Даже возвышенный евангелист Иоанн был человек необразованный, некнижный 873 и пр. Таких-то людей, необразованных по внешним законам 874 , благодать Духа соделала мудрыми, сильными мыслью 875 . Царь Давид через божественное вдохновение познал „безвестная и тайная премудрости” ( Пс. 50:8 ) 876 . В писаниях Исаии содержится море мудрости и глубина мысли 877 . Евангелист Иоанн возвестил человечеству столь возвышенный учения, столь превосходные правила жизни, такую мудрость, такое любомудрие, которые, без сравнения, превосходят все системы внешних мудрецов 878 . Апостол Павел проявил в проповеди и Писаниях своих изумительный ум, совершенный разум, глубину мудрости, несказанное богатство любомудрия 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Это так. За сказанное же славу воссылаем Всецарю всех Христу, потому что Ему подобает слава, честь и поклонение с безначальным Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь» 868 . Биография святителя Амфилохия Иконийского Святитель Амфилохий родился в Каппадокии, о чем свидетельствует Василий Великий 869 , и, вероятно, на родине своего отца в городе Диокесарии-Назианзе 870 . Дед святителя Амфилохия носил то же самое имя, что и дед святого Григория Назианзина – Филтатий 871 . На основании этого и других соображений Филтатия, деда Григория Богослова , и Филтатия, деда Амфилохия, отождествляют, признавая одним и тем же лицом. Таким образом, Нонна, мать Григория Богослова , приходилась ему (Амфилохию) родной теткой, а сам Григорий – двоюродным братом. Отец Амфилохия, также носивший имя Амфилохия, был ритором и пользовался большой известностью на своей родине 872 . Он был другом детства и товарищем по школе знаменитого впоследствии ритора Ливания, сохранившего к нему добрые чувства и высоко его ценившего 873 . Мать Амфилохия Ливия умерла рано, оставив мужу двух сыновей – Евфимия и Амфилохия, и одну дочь – Феодосию. Евфимий, немногим старше Амфилохия, учился у Ливания, потом также был ритором и умер в двадцатилетнем возрасте 874 . Сестра Амфилохия Феодосия вышла замуж в Константинополе и была там воспитательницей знаменитой по жизнеописанию святителя Иоанна Златоуста Олимпиады 875 . Год рождения Амфилохия определяется из сопоставления косвенных сообщений. Григорий Богослов и Василий Великий говорят о нем отеческим тоном, из чего можно заключить, что он был значительно моложе их. В двух письмах, относящихся к 371 г., когда ему было около сорока двух лет, Григорий Богослов хвалит Амфилохия за разумность, превосходящую его возраст 876 . А Василий Великий в 374 г., когда ему было сорок четыре года, приветствует Амфилохия по поводу его посвящения в епископа и называет его τκνον γαπητν [любимое дитя] 877 . Таким образом, надо признать, что Амфилохий в 371 г. еще не достиг тридцатилетнего возраста, а в 374 г. едва переступил возраст, узаконенный для посвящения в епископа, и, следовательно, родился между 340 и 345 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

872 Св. Златоуст: «Молитвы святых имеют очень великую силу». Св. Григорий нисский : «Молитвы многих праведников испросят отпущение грехов обществам и народам». Св. Иоанн дамаскин : «Какой помощи не доставляло нам их (апостолов в мучеников) умилостивительное ходатайство? Сколько раз они помогали в войнах с варварами, и прогоняли их вспять, или истребляли! Сколько случаев, угрожавших нам смертию, они предотвращали своим призрением! От коликих доныне мы избавляемся опасностей их молитвами!» Св. Злат. Бес. на Матф. 5 : ч. 1 с. 96. М. 1846. Св. Григ. н. Слов. в. похв. св. м. Феодору: тв. т. 3 с. 747. Пар. 1858. Св. Иоан. д. Слов. об иконах: тв. т. 2 с. 339. Пар. 1860. 873 Св. Амвросий: «Случай с тещею Петра ( Лк. 4:38,39 ) показывает, что обремененный грехами не способен молить за себя, и что за него должны молить Врача другие, так как и больные не сами приглашают врача, но другие просят его за них». Иларий: «В предстательстве ангелов имеет нужду не естество Божие, но немощь наша; ибо они посланы для хотящих наследовать спасение ( Евр. 1:14 ), тогда как Бог знает все дела наши, а немощь наша нуждается в служении для испрошения и заслуги духовного предстательства». Бл. Августин: «Самого Господа мы должны просить, чтобы Он дал нам возможность угодить Ему; но если мы недостойны получить от Него просимое, то должны просить чрез посредство друзей Его, которые, но благодати Его, угодили Ему. Они молятся за нас, чтобы Он даровал нам возможность угодить Ему». Св. Амв. м. О вдов. гл. 9: вос. чт. IX, 67. Илар. п. Толк. на ис. 129: тв. с. 303. Кельн, 1617. Бл. Авг. Слов. 332: воскр. чт. IX, 68. 874 «Если бы вам прилучилось идти завтра на суд к судие строгому; то, я думаю, вы бы сегодня позаботились о том, чтобы приготовить ответ, постарались бы немедленно сыскать защитников и покровителей, которые бы ходатайствовали за вас у грозного судии. Смотрите же, вот скоро придет на суд грозный судия Иисус Христос, со множеством ангелов и архангелов. Если мы теперь не найдем себе покровителей; то кто нас защитит тогда? У нас есть св. мученики; в них мы имеем защитников и помощников себе; они всегда готовы помогать нам и желают быть нашими ходатаями. Их-то теперь просите; их умоляйте, их молите о помощи. Господь примет их ходатайство; потому что хотя Он правосуден, но вместе долготерпелив и многомилостив. Если после сего мы вознерадим о таковой благодати; то вечно погибнем от своей беспечности». Св. Григ. дв. О необх. молит. святым: вос. чт. IX, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

а) Из пророчества Даниила о седмидесяти седминах беспоповцы 872 , приводят следующее место: в седмидесятой седмине архангел говорит Даниилу: утвердит завет мнозем седмина едина, в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилище мерзость запустения будет. О мерзости запустения, предреченной Даниилом упоминает и Спаситель 873 . О ней же говорят и некоторые толкователи священных книг, замечая, что «мерзость запустения не есть жертва свята, но спустошение ея, еже соделает антихрист» 874 . Из этого беспоповщинские учители и выводят, что на конце времен, в царствование последнего антихриста истинная жертва Христова будет спустошена, т. е. истреблена, и во святилище «мерзость запустения» станет, подобно тому, как было и в церкви ветхозаветной, «Егда бо запусте, – говорят они словами Толкового апостола (550), – последняя жертва вседневная, уставленная в церкви Соломони... и скончася власть иудейская и церковь разорена. Тако же будет в запустении нынешняя святая жертва, яже по всему миру установлена есть» 875 . Но во 1-х, пророчество Даниила касалось никак не христианской церкви, а будущих судеб народа еврейского и церкви подзаконной. Семдесят седмин сократишися о людех твоих и о граде твоем святем, – говорил архангел Даниилу: «На людех твоих, – поясняет св. Златоуст, не ктому на людех Моих... Бог тыя осуждает. Почему? Много рече согрешают: но верховное злым тогда будет, егда Владыку убиют» 876 . И запечатлеется видение пророк; т. е. «воспоследует, – гов. блаж. Феодорит, конец всем пророчествам и отъимется пророческая благодать от иудейскаго рода». Град и святое разсыплется со старейшиною грядущим т. е. «град разорится, а храм святый совершенно разрушится. Сие же постраждет град купно со старейшиною грядущим, то есть с пришедшими беззаконными властителями». В пол же седмины отъимется жертва и возлияние и во святилище мерзость запустения будет, т. е. «бывшая по закону жертва, по принесении истинныя жертвы непорочнаго Агнца вземлющаго грехи мира, упразднится» 877 . Мерзостию запустения называется, по объяснению св. Златоуста, кумир (т. е. статуя), егоже постави, иже град низложивый внутрь в храм;... понеже бо всяк идол и всяко изображение человеческое от июдей мерзость нарицашеся... О римлянах сия речена быша» 878 . И это пророчество Даниила вполне и точно исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

854 О. Архипп медицинских пособий не искал и лекарств не принимал. 855 Икона Божией Матери, именуемая «Умягчение злых сердец». 856 Из слова св Кирилла о исходе души. 857 Хотя в сновидения не следует безусловно верить, тем не менее в некоторых случаях они служат указанием воли Божией; примеры этому мы видим в священной истории и в жизни святых. 858 Собственное выражение о. Маркелла. 859 Построенный после смерти о. Архиппа. Дорога тут находилась и прежде. 860 Тут был приведен случай чудесного освещения дороги, о котором сказано в XIV главе его жизнеописания. 861 Напоминание о торжественных поминовениях старца. 862 В этом смысле, как безумный пред миром и его плотскою мудростью, Сергий и назван юродивым. 863 Из Глинских записок. 864 Кроме упомянутого «Духовного врачевства» отец Петр послал: «Наставления для монашествующих святителя Тихона Задонского», «Алфавит духовный» Димитрия Ростовского, «Взаимные должности монашеского жития» и «Полезные напоминания иноку в начале его подвигов». 865 В вечерних молитвах Следовательной Псалтири, молитва св. Иоанна Златоуста. 866 Т.е. на прогулку в непозволенные места. 867 Из Глинских записок. 868 Толкование воскресных «Апостолов» с нравоучительными беседами архиепископа Астраханского Никифора. Т. 1, Киев, 1826, листы 103 и 104. 869 Там же, листы 106 и 107. 870 Там же, листы 93, 94. 871 Там же, листы 91—93. 872 На старом Афоне Ангелу Хранителю 50, и другую половину тому святому, имени коего посвящена обитель. 873 Святым, имя которого носил в миру и носит в монашестве. 874 Такое правило положено на Афоне с добавлением двухсот молитв четочных за утренние и вечерние молитвы. 875 Т.е. по четкам. 876 Поклоны при совершении молитв кладутся различно по ревности совершающего правило и по усмотрению старца-руководителя в духовной жизни. 877 Из Глинских записок. 878 Жизнеописания о. Паисия и о. Македония помещены на с. 306 и с. 530 данного Патерика. 879 Высокогорская Чуркинская Успенско-Николаевская общежительная пустынь Астраханской епархии. Краткий исторический очерк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Итак, приблизившись к морскому течению, которое разделяет землю и медленно течет, двигаясь между Вифинией и Фракией, ои находился там, ожидая кораблей, плывущих из Египта 866 . Когда же они прибыли, привезя груз неправедности и товар беззакония 867 , имея в качестве кормчего отца зависти 868 , он оставляет их в провинции Вифиния, беседующих друг с другом подобно блеющим овцам, сам же вступил в Константинополь, но о том, каким образом это произошло, я не скажу, ибо я стыжусь говорить о том псалмопении, которое было совершено в порту 869 , и, бежав церкви 870 , как будто он с давних времен был для нее чужим, он обошел дома богатых, испытав, как кто был расположен по отношению к святому. И, тайно расспросив, что они могли бы сказать о нраве Иоанна, услышал от одних, что он жестокий и дерзкий – ибо порочные люди называют дерзновение дерзостью, что своими проповедями он запер для них двери в церковь , выступая против любостяжания и сребролюбия, во всеуслышание заставляя каждого обратить взор на самого себя; другие же были опечалены, что он не позволяет им увеличивать незаконными способами богатство, и словом и делом противодействуя алчности. Кто-то из его окружения, принадлежа к тем, кто считался знаменитым, поверьте мне, о мужи, порицал проповеди против блуда, говоря: «Произнося эти проповеди против наших жен, он пренебрегает теми, у кого [действительно] нет воздержания». Таким образом, и целомудрие его соответствовало его делам. Им всем Феофил говорил: «Зачем вы против воли несете его иго, в то время как возможно легко освободиться и жить свободно, умножить свое достояние и радостно вкушать все удовольствия?» Тем же, кто принял радостно с желанием это дело, он говорил: «Я сделаю все, ибо я для этого и пришел» 871 . Вошедши в словесное общение и дав обещание той, которая в то время находилась у власти 872 , что любым путем совершит его низложение, и получив ответ, что, сделав это, он не будет ни опозорен, ни когда-либо предан суду, сам переправляется на противοположный берег, желая огородиться морем, чтобы доказать свою силу 873 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Мы повторяем здесь одни и те же, если не слова, – какие высказывал Св. Златоуст по поводу зрелищ в Антиохии, приведенные нами в речи о той церкви, – то мысли – в тех видах, чтобы показать, что и здесь, в самой столице востока, зрелища были гибельны исключительно и прямо для нравственности, а не для религии, как утверждает г. Малышевский, что вся постановка сцены имеет характер только безнравственного влияния на зрителей, а никак не преследует религиозные цели языческого культа в подрыв христианству. Когда Св. Иоанну говорили защитники зрелищ: какое же здесь нечестие? Он отвечал. «Потому то я и скорблю, что ты, находясь в болезни, не чувствуешь, что ты болен и не ищешь врача» 872 . На сей раз святитель имел одно утешение, – ему говорили: «отделившихся от стада немного» 873 . И он сам видел, что это правда, и сам говорил: «некоторые побежали смотреть». Но святой архипастырь очень хорошо знал, что это «немного» только по случаю св. великих дней, а что паства его очень расположена к зрелищам и потому не переставал вразумлять уклонявшихся туда, не умолкал обличать». Когда ты будешь в театре и сядешь там, услаждая взор свой обнаженными членами женщин, то конечно сначала будешь чувствовать удовольствие, но потом сильный воспламенишь в себе жар» 874 . Он держался всегда крепко убеждения, что зрелища и песни ни что иное выражают, как только одну гнусную любовь 875 . Так говорил святитель в самое последнее время своего служения в Константинополе около 402 г., выражая одну и ту же мысль: театры вредны для нравственности, и преследуя одну и ту же цель – предостеречь от ненужного искушения души людей, врученные его душпастырству. Но видеть ему плоды трудов его было не суждено... Св. Иоанн Златоуст , как пастырь добрый, ревностно стоял на Божественной страже и право правил слово истины, восставляя падших и врачуя болящих, прилагая, как пластырь, к язвам пороков, душеполезное учение веры и благочестия. Но если несчастные бежали врача и, в бездне греховной валяясь, говорили своим поведением Богу спасающему: «отойди! Мы путей Твоих ведать не хотим!» – пастырю оставалось скорбеть, плакать, молиться, терпеть и умывать в неповинных руки свои, предоставляя труд свой суду и воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

По Созомену тоже каждая самостоятельная поместная Церковь (например Маюмская, Газская) «совершает свои торжества (πανηγρεις) мучеников и памяти (μνεας) бывших у них иереев» [ 866 ]. Почившая иерархия местной Церкви таким образом ставилась почти в один разряд с мучениками и должно быть вся (в карфагенском календаре 8 местных епископов) [ 867 ]. — Позднее и медленнее других входят в месяцесловы ветхозаветные святые и ангелы. Первые входили должно быть по мере обретения из останков. Созомен упоминает об обретении мощей прп. Захарии [ 868 ], блж. Иероним о перенесении костей прор. Самуила из Иудеи в Константинополь [ 869 ]; позднейшие известия (синаксари, месяцесловы) говорят об обретении останков прор. Исаии, Никодима, прор. Даниила, Маккавеев и матери их, Захарии, отца Предтечева, Вифлеемских младенцев, Симеона Богоприимца [ 870 ]. Но из этих святых в настоящий период получили почитание только Маккавеи, как мы видели из Календарей Пилемия Сильвия, сирского и карфагенского, и младенцы, называемые последним календарем (у Иоанна Златоуста есть беседа на память Маккавеев, у блж. Августина — 2 слова). Таким образом почитание ветхозаветных святых очень медленно проникало в церковь и развилось позднее; Западная Церковь не имеет их в месяцеслове. — Что касается Ангелов, то о чествовании их в эту эпоху достаточно говорит построенный Константином Великим в Константинопольском предместии храм Архангелу Михаилу, при котором, по свидетельству рассказывающего об этом Созомена, совершалось много исцелений [ 871 ]. По местам приходилось бороться даже с крайностями в чествовании Ангелов, как например Во Фригии и Писидии, где обличавшаяся еще ап. Павлом служба Ангелам [ 872 ] вызвала постановление Лаодикийского Собора о «том, что христианам не следует оставлять церковь Божию и удаляться и почитать Ангелов (γγλους νομζειν) и совершать им службы (συνξεις ποιεν)» [ 873 ]. — Само по себе понятно, что о чествовании подвижников преподобных) еще не могло быть речи. Службы святым Выражалось чествование святых, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Часто использовался также термин μεταποησις («переделывание, изменение; обновление, улучшение» 872 ; «претворение»; μεταποιω – «иначе делаю, переделываю, переменяю» 873 ; от ποιω – «делать, производить, творить, совершать, строить» 874 ), применительно к Таинству Евхаристии всегда имевший в виду перемену одной субстанции на другую. Впервые это слово в контексте евхаристического богословия употребил святитель Григорий Нисский , за ним – Феодор Гераклийский, Иоанн Дамаскин и др. Интересно отметить, что уже в эту эпоху намечается тенденция использовать данный термин как синоним термина μεταβολ ( Григорий Нисский , Иоанн Дамаскин , позднее Геннадий Схоларий , Мелетий Пигас и проч.). Святитель Григорий Нисский использует наиболее сильный термин этой эпохи – μεταστοιχεωσις («переменение стихии какого-либо тела, составление их другим образом» 875 ; μεταστοιχειω – «переменяю стихии какого-либо тела, составляю их иначе» 876 ). Исследователи справедливо ставят это слово в один ряд с позднейшим μετουσωσις («пресуществление»). Термин μεταστοιχεωσις был охотно воспринят отцами как на Востоке ( Феофилакт Болгарский ), так и на Западе, где данному термину нашли соответствующий латинский эквивалент в виде слова transelementatio («перемена элементов») (святитель Амвросий Медиоланский ). В это же время использовались такие слова, как μετασκευζεσθαι (от μετασκευζω – «пересооружаю, переделываю, переменяю» 877 ; μετασκευ – «пересооружение, перемена, улучшение» 878 ) и μεταρρυθμς (от μεταρρυθμω, μεταρρυθμζω – «перестраиваю на другой лад, привожу в другой порядок, переменяю, улучшаю» 879 , «изменяю, преобразовываю» 880 ; μεταρρθμισις или μεταρρθμησις – «перестроение, улучшение» 881 ) ( Иоанн Златоуст ), а на Западе соответственно transformatio («преобразование, изменение») ( Амвросий Медиоланский и блаж. Августин). Латиноязычные отцы (Амвросий, Августин, Ремигий и т.д.) используют в этот период такие термины, как: mutatio, permutatio, transmutatio, immutatio («перемена, изменение»), conversio («обращение, превращение»), transitio («переход»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

«Чем же будут различаться самые мучения?» Разность их (в смысле большей или меньшей лютости) можем выводить из некоторых евангельских изречений. Так, св. Златоуст от мучении богача, который просил послать к нему Лазаря, обращается к каждому подобному грешнику: «но какой мерой мерите, такой возмерится вам; ты не давал крупиц, не получишь и капли» 867 . Св. Ефрем Сирин применяет мучения к качеству тех грехов и страстей, которыми кто согрешал здесь: «кто таил в сердце своём лукавство и в уме своём зависть, того сокроет страшная глубина» 868 . По учению того же отца «тьма кромешная в особой стране...; скрежет зубом особое место; тартар также особое место» 869 . А священномученик Патрикий говорит: «тартар глубже всех прочих бездн, находящихся под землёй» 870 . Против того же тартара молился св. Кирилл Александрийский «ужасаюсь тартара, где нет и малой теплоты» 871 . Св. Иосиф персидский сказал своему судье-мучителю: «гонители христиан будут осуждены на вечный плач и скрежет зубов» 872 . Души, верующие и благоговеющие пред грозным правосудием Божиим! Это верно, что подвергнуться и самой лёгкой муке на том свете будет великой бедой. В нынешних темницах иные против своих сотоварищей пользуются же лучшим помещением и более снисходительным обращением с ними стражи темничной: но не тягостно ли для них и одно лишение свободы? Итак, будем избегать не только чрезмерных преступлений, прямо приближающих нас к аду, но и таких грехов, которые считаются нами как бы повседневными, но которыми, однако, оскверняются наша душа и тело, и за которые, наконец, (как например, за ругательство в злобе ближнему) евангелие также угрожает геенной 873 . 761 Из новейших богословов так думает, например, епископ Михаил и излагает свои мысли в объяснении притчи «о богатом и Лазаре». См. его Толковое евангелие на Луку, издание 1871 г., стр. 483. – Также в объяснении слов Иисуса Христа из 25 гл. Мф. ст. 41–43 об участи грешников, где говорит: «огонь изображает высшую степень мучений, так как огнём казнь (сожжение) есть самая жестокая казнь». Стр. 496.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010