Благодарность ничего Богу не прибавляет, между тем нас приближает к Нему (свт. Иоанн Златоуст , 51, 289). Если мы, вспоминая о благодеяниях людей, большею воспламеняемся к ним любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его (свт. Иоанн Златоуст , 51, 289). Если бы мы имели в себе по тысяче душ, не должны ли были бы положить все души за Господа? Впрочем, и таким образом мы не сделали бы еще ничего достойного Его благодеяний (свт. Иоанн Златоуст , 52, 177). ...Будем благодарить Бога и за чувственные блага, но еще гораздо более – за духовные. Этого хочет и Он, и ради этих-то благ дарует и те, привлекая и научая ими несовершенных, как людей еще сильно привязанных к миру (свт. Иоанн Златоуст , 52, 287). Благодарить же должны не только богатые, но и бедные, не здоровые только, но и больные, не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении тогда, когда дела наши направляются попутным ветром; но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности (свт. Иоанн Златоуст , 53, 496). Источник. Благодарность тогда бывает совершенною, когда мы исполняем то, что служит к славе Божией, и когда избегаем того, от чего мы освободились (свт. Иоанн Златоуст , 53, 728). Хотя бы ты и не понимал причины чего-нибудь, благодари: в том-то и заключается благодарность (свт. Иоанн Златоуст , 55, 159). ...Как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 339). ...(Благодарение за прискорбное) происходит от души благородной и сильно преданной Богу. Таковые молитвы приятны Богу, а другим Он не внемлет (свт. Иоанн Златоуст , 55, 339). Если мы за то благодарим, за что другие злословят, от чего приходят в отчаяние, – смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, посрамил диавола; в-третьих, показал, что случившееся (с тобою) ничто...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Те в особенности бывают... рабами всего, которые окружены большими благами, и каждый день они самых теней боятся. Отсюда-то происходят коварства, клеветы, сильная зависть и тысячи других зол (свт. Иоанн Златоуст , 48, 547). Те, которые надеются на блага житейские, не лучше птицы, которая, надеясь на пустыню, делается легко уловимою для всех (свт. Иоанн Златоуст , 49, 137). ...Не станем удивляться благам настоящим, чтобы удивляться будущим, или лучше – станем удивляться будущим, чтобы не удивляться настоящим (свт. Иоанн Златоуст , 49, 162). Когда мы, владея благами, не чувствуем этого, то Бог исторгает их из рук наших, чтобы то, чего не сделало обладание, сделало лишение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 376). Источник. ...Ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их (свт. Иоанн Златоуст , 51, 253). Источник. Тот, кто презирает земные блага, уже в том самом находит для себя награду, что он свободен от беспокойства, ненависти, клеветы, коварства и зависти (свт. Иоанн Златоуст , 51, 690). Если ты пригвождаешь себя к земле, тогда как тебе предложены блага небесные, то подумай, какое в этом оскорбление для Дарующего их (свт. Иоанн Златоуст , 52, 205). Сладостна настоящая жизнь и заключает в себе много приятного, но не для всех, а только для привязанных к ней. Если же кто посмотрит на небо и увидит тамошние блага, тот скоро станет пренебрегать этою жизнью и ставить ее ни во что. Ведь и телесная красота, пока нет другой – лучшей, возбуждает удивление, а когда явится красота лучшая, прежнею начинают пренебрегать. Так и мы, если станем смотреть на ту красоту и созерцать благолепие тамошнего Царства, – скоро освободимся от настоящих уз, так как привязанность к настоящему действительно есть некоторого рода узы (свт. Иоанн Златоуст , 52, 448–449). ...Беззаботный человек нерадением своим губит свою душу. Из-за любви к суетному, земному и временному он лишается наслаждения небесных благ; поставленный от Творца и Бога царем и господином всего, он делается рабом греха из-за мирских страстей (свт. Иоанн Златоуст , 52, 665–666).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кто прилепляется к настоящему, как к чему-то великому, у того душа низкая (свт. Иоанн Златоуст , 51, 474). От невежества душа делается робкою и боязливою, точно так же, как от знания небесных догматов – великою и возвышенною (свт. Иоанн Златоуст , 51, 505). Источник. Слепа... душа, которая не видит чудесного в вере, слепа та душа, которая не зрит будущего века, слепа та душа, которая, видя Тело Христово, не усматривает Его Божества (свт. Иоанн Златоуст , 51, 755). Источник. Откройте, прошу, душевные очи, и я покажу вам душевную наготу. Что такое одежда души? Ясно, что – добродетель. А что нагота? Порок (свт. Иоанн Златоуст , 52, 242). Источник. Не будем же нерадеть о душе своей, подавляемой телом, но соделаем взор ее более светлым, крылья ее – более легкими, узы – более сносными; будем питать ее беседами, при воздержной жизни, так чтобы тело было только здраво и крепко, чтобы она радовалась и не скорбела, чтобы, таким образом благоустроив себя, мы могли достигнуть высшей степени добродетели... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 257). Никто не заботится, чтобы душа была добра, тогда как при доброте души нет никакой нужды в благах, а без нее нет никакой пользы и от них. Как для невесты, хотя бы ее брачный чертог был убран золотыми покровами, хотя бы окружали ее сонмы благовиднейших и прекрасных женщин, розы и венцы, хотя бы и жених был прекрасен, и служанки и подруги и все были благовидны, нет от того никакой пользы, если она сама крайне безобразна; если же она прекрасна, то и без всего этого нет для нее никакого вреда, а напротив (польза), потому что безобразная при этом будет казаться еще безобразней, а прекрасная без этого будет еще прекраснее, – так точно и душа, если она добра, не только в этом не нуждается, но даже помрачает этим свою красоту (свт. Иоанн Златоуст , 52, 311 –312). Душа по природе своей имеет нужду в движении и не терпит спокойствия. Бог сотворил ее существом деятельным, и потому деятельность свойственна ее природе, а бездействие – противно... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 318).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от своих уст... (свт, Иоанн Златоуст , 48, 610). Нет ничего светлее и сильнее истины, равно как нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами. Ложь легко уловить и опровергнуть, а истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть красоту ее (свт. Иоанн Златоуст , 51, 184). ...Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а истину обнаруживает яснее (свт. Иоанн Златоуст , 51, 378). Так могущественна истина и так бессильна ложь! Первая, когда бывает и у простых людей, делает их славными; последняя же, хотя бы была на стороне сильных, являет их слабыми (свт. Иоанн Златоуст , 51, 380). Ложь бессильна и легко изобличается, хотя снаружи и разрисована многоразличными красками. Как те, которые покрывают смазкою стены, близкие к разрушению, чрез эту смазку не могут поправить их, так и люди, когда говорят ложь, легко изобличаются (свт. Иоанн Златоуст , 51, 454). Источник. Ложь есть разрушение любви... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 965). ...Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь чужда Богу (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнью своею (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, т.е. пустые подозрения на ближнего... (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. ...Постараемся же, братия, никогда не верить своим самомышлениям. Ибо поистине ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как сия страсть: от сего не бывает ничего доброго, а множество смущений, от сего человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же, по причине порочности нашей, посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят вам, ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью (прп. авва Дорофей , 29, 110–111). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ничего нет постыднее греха. В этом отношении не так худо в наготе ходить, как во грехах и преступлениях (свт. Иоанн Златоуст , 51, 50). ...Рабство есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов... (свт. Иоанн Златоуст , 51, 353–354). От греха не столько получаем мы удовольствия, сколько скорби: тут и совесть вопиет, и посторонние люди осуждают, и Бог прогневляется, и геенна угрожает поглотить нас, и мысли не могут успокоиться (свт. Иоанн Златоуст , 51, 603). ...Несмотря на то, что (диавол) дает нам... тягостные повеления и в награду за то предлагает геенну, несмотря на то, что он – диавол и враг нашего спасения, все же мы больше слушаем его, чем Христа, хотя Христос – наш Спаситель и Благодетель, и предлагает нам такие заповеди, которые и приятнее, и полезнее, и благотворнее, которые приносят величайшую пользу и нам, и тем, кто с нами живет (свт. Иоанн Златоуст , 52, 68–69). ...Грех, пока только еще рождается, бывает несколько стыдлив, но когда совершится, тогда делает бесстыднейшими тех, которые совершают его (свт. Иоанн Златоуст , 52, 99). Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована река огненная (свт. Иоанн Златоуст , 52, 122). Источник. Не так важно изгнать беса, как освободиться от греха. Бес не препятствует достигнуть Царствия Небесного, а еще содействует, – хотя невольно, но содействует, делая одержимого им более любомудрым; а грех удаляет (от Царствия) (свт. Иоанн Златоуст , 52, 363). Не только то зло мы терпим от греха, что грешим, но еще и то, что душа приобретает дурной навык, подобно как бывает с телом... Как одержимый горячкою не только то терпит зло, что находится в болезни, но и то, что после болезни становится слабее, хотя бы он уже и выздоровел от продолжительной болезни, так и по совершении греха, хотя бы мы и исцелели, мы еще имеем нужду в большей силе (свт. Иоанн Златоуст , 52, 364). От каждого греха, как скоро он сделан и окончен, в душе нашей остается некоторый яд (свт. Иоанн Златоуст , 52, 364).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Мы, подвергаясь оскорблениям, когда нужно извинение и примирение, часто раздуваем пламя, нападаем на оскорбивших, как дикие звери, тесним их, влачим, требуем наказания за сказанные слова, и тем самым, что делаем, подтверждаем, возведенную на нас клевету (свт. Иоанн Златоуст , 47, 798). ...Врач заботится о том, как бы вылечить больного от болезни, а не о том, насколько виновен он в своей болезни. И ты будь врачом для оскорбившего тебя: об одном только старайся, как бы уничтожить болезнь его (свт. Иоанн Златоуст , 47, 838). Источник. ...Человек добродетельный, хотя бы подвергся бесчисленным оскорблениям, не потерпит никакого вреда от причиняющих их, а злоумышляющие против него скорее на себя самих поднимают меч... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 47). Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает. Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, – не от него, а от самого себя (свт. Иоанн Златоуст , 50, 631). Источник. Оскорбляющие заставляют нас умудряться, когда мы бодрствуем над собой; а те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженною и слабою (свт. Иоанн Златоуст , 50, 864). Источник. Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних, – помысли тогда о согрешениях своих против бога и о том, что своею кротостию в отношении к ним ты умилостивишь для себя более и тот (будущий) Суд, – сказано: оставите и вставится вам (ср.: Лк. 6, 37 ), – и гнев тотчас отбежит (от тебя) (свт. Иоанн Златоуст , 51,40). ...Оскорбленная душа нелегко переносит оскорбления; но если подумаем, что прощением обиды мы делаем добро не столько оскорбившему, сколько себе самим, то легко извергнем из себя яд гнева (свт. Иоанн Златоуст , 51, 261). Источник. Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно, иначе сам себя оскорбишь... Опечалил ли кто тебя? Не огорчай его с своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты опять сделаешься подобным ему(сет. Иоанн Златоуст , 51, 338–339).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покаяние есть зеркало, поэтому лукавый не оставляет его в нас, чтобы не увидели мы в нем себя и не смыли своих нечистот (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). Источник. Покаяние есть врачевство, истребляющее грех; оно есть дар небесный, чудесная сила, благодатию побеждающая силу законов, почему оно ни блудника не отвергает, ни прелюбодея не отгоняет, ни пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни поносителя не отметает, ни хулителя не гонит, ни гордеца, но всех пременяет, потому что покаяние – горнило греха (свт. Иоанн Златоуст , 45, 362). Источник. ...Покаяние, тягостное и страшное для грешника, есть врачевство грехов, средство, истребляющее беззаконие, иждивение слез, дерзновение к Богу, оружие на дьявола, меч, отсекающий его голову, надежда на спасение, устранение отчаяния... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 379). Грех есть рана, покаяние – врачевство (свт. Иоанн Златоуст , 45, 380). Что для тела раны и лекарства, то для души грехи и покаяние. Но грех сопровождается стыдом, а покаяние дает дерзновение (свт. Иоанн Златоуст , 45, 380). Источник. ...Сатана, зная, что за грехом следует стыд, который легко может отвратить от него согрешающего, а покаяние сопровождается дерзновением, которое в силах привлечь кающегося, извратил естественный порядок, и стыд отдал покаянию, а дерзновение – греху (свт. Иоанн Златоуст , 45, 381). Источник. Покаяние – корень благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 49, 710). Покаяние же состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот уподобится псу, возвращающемуся на свою блевотину (ср.: 2Петр. 2, 22 ), и тому, который, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом (свт. Иоанн Златоуст , 51, 223). Покаяние – помощница наша к достижению Царства Небесного, вход в рай, наслаждение вечным веселием; покаяние – избавление от грехов, очищение бесчестия; покаяние – мать спасения, ниспровержение дьявола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаявшиеся души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние – отрада и утешение всех отчаянных; покаяние- целебное и спасительное средство для всякой душевной и телесной немощи (свт. Иоанн Златоуст , 52, 917).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо (свт. Иоанн Златоуст , 47, 297–298). ...Здесь (в Писании) можно хорошо узнать, как скор на помощь (нам) Промысл Божий, (узнать) мужество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им-то можно возбудить себя к соревнованию и подражанию любомудрию доблестных мужей и (не дать себе) ослабеть в подвигах добродетели, но твердо полагаться на обетования Божии и прежде их исполнения (свт. Иоанн Златоуст , 47, 373–374). Источник. (Нечестивые) не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают (свт. Иоанн Златоуст , 49, 282). Источник. Как ароматы издают благовоние не по количеству своему, а по своей природе, так и Божественные Писания не множеством слов, но силою содержащегося в них доставляют нам всякую пользу (свт. Иоанн Златоуст , 49, 570). Аромат благовонен и сам по себе, по своему свойству, а когда бросишь его на огонь, тогда он обнаруживает всю свою приятность: так и Божественное Писание весьма приятно и само по себе, а когда оно проникнет в нашу душу, как бы попав в кадильницу, тогда наполняет весь дом благовонием (свт. Иоанн Златоуст , 49, 570). Источник. Как пчелы приготовляют свои соты из многих и различных веществ, но придают им один вкус, так и мы в сотах Священного Писания, составленных многими и различными пророками, найдем и почерпнем одно общее учение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 844). Слово, произнесенное от Божественного Писания, сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное (свт. Иоанн Златоуст , 50, 25). ...Оно приводит нас к Богу и отверзает путь богопознания; оно производит овец, оно охраняет и не позволяет приходить волкам. Подобно какой-либо надежной двери, оно заграждает вход еретикам, поставляет нас в безопасности от всего, и не позволяет впасть в заблуждение. И если мы сами не откроем этой двери, то будем недоступны врагам. По ней мы распознаем всех – как пастырей, так и не пастырей (свт. Иоанн Златоуст , 51, 388).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не проходи же, человек, мимо бедняка с протянутой рукою, хотя во имя того, что эту руку протягивает в его лице Сам Господь (свт. Иоанн Златоуст , 51, 898). Многие получили помощь от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно (помилованы), то, по крайней мере, получили некоторое утешение (свт. Иоанн Златоуст , 52, 206). Источники по большей части находятся в пустынях; и мы изведем души из (мирской) суеты, и потечет от нас милостыня... Кто имеет источник , тот чужд страха; так и мы, если будем иметь источник – милостыню, не будем страшиться (свт. Иоанн Златоуст , 52, 215). Бог за тебя предал Сына, а ты не даешь и хлеба Ему, за тебя Преданному, за тебя Убиенному (свт. Иоанн Златоуст , 52, 687). Источник. ...Обращай внимание не на трату денег, но на пользу от этой траты. Если сеятель радуется, хоти и сеет к неизвестности на будущее, тем более должен радоваться возделывающий небо. Если ты и мало дал, но с радостью, то дал много, равным образом, если ты и много подал, но с прискорбием, то из многою сделал мало (свт. Иоанн Златоуст , 52, 759). Милостыня – пища души. И как вино и хлеб служат на пищу и веселие тела, так и милостыня с молитвой являются врачевством и радостью для души (свт. Иоанн Златоуст , 52, 960). Милостыня имеет такую же силу, как и Святое крещение: подобно тому как святая купель очищает грехи людей, так и милостыня очищает прегрешения милосердных душ (свт. Иоанн Златоуст , 52, 962). Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги... но это не милостыня. И блудники дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то подобен и тот, кто (подает милостыню) из тщеславия (свт. Иоанн Златоуст , 53, 596). ...Милостыня есть благо и Божий дар, и подаяние милостыни уподобляет нас по силе возможности Самому Богу. Это больше всего и делает человека человеком (свт. Иоанн Златоуст , 53, 619). ...При совершении чудес ты сам делаешься должником Богу, а в деле милостыни ты одолжаешь Бога (свт. Иоанн Златоуст , 53, 620).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Собственно, на примере иудаизма видим предупреждение всем народам, которые пытаются универсальные ценности бытия втиснуть в прокрустово ложе национальных задач, отдавая при этом им приоритет. Христос напоминает своим последователям, что преданность Ему не только жизнь предоставляет как таковую, но и обязывает быть ликом, а не личиной, способной преображать действительность. Это преображение возможно, отказавшись от приоритета национального над универсальным. Господь вначале призывает любить Небесное Отечество, чтобы земное привести в соответствие с Небесным. Возможно ли это в реальной истории? Попытки были, есть и будут. Но даже в «золотой век» христианства, который называют времена Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, будем наблюдать лишь отдаленное приближение к Царству Божьему.оторый называют времена Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова Христос же явно говорит, что в мире, который, по слову Апостола, лежит во зле, будут происходить страшные потрясения. Иерусалим – центр мира станет средоточием, где будет происходить вселенское распятие Церкви Христовой. Господь предсказывает это распятие, зная характер человека, его слабость духовную, вследствие которой происходит подчинение дьявольскому наущению. Единственная возможность не подпасть дьявольской власти заключена в предании своей воли Иисусу Христу, учение Которого ясно и просто. Ясность и простота – спутники Божественного присутствия. Ясность предполагает понимание, которое ведет к удалению от развращенного мира, к созиданию Нового Бытия, к грядущему Граду Божьему. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24: 42-51).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010