34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

О жизни Моисея-законодателя: De vita Moysis II PG 44, 297430.Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея- Законодателя. М., 2009. Послания: Epistulae I ed. G. Pasquali II GNO. Vol. 8 (2). Leiden, 1959. Ефрем Сирин , преподобный Толкование на Четвероевангелие: Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque (Ms. Chester Beatty 709) I éd. Leloir L. Dublin, 1963. Русский перевод: Ефрем Сирин , прп. Толкование на Четвероевангелие II Творения. Т.8. Сергиев Посад, 1896 (перевод с армянской версии). Иероним, блаженный На пасхальное Воскресение: In die dominica Paschae IICCSL 78, 545–547. Толкование на Евангелие от Матфея: Commentariorum in Matthaeum Libri 4 II PL 26, 15–218; CCSL 77. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. Четыре книги толкований на Евангелие Матфея, к Евсевию II Творения. Ч. 16. Киев, 1901. С.1–316. Толкование на Послание к Галатам: Commentariorum in Ep. Paulini ad Galatas II PL 26, 307–438. О знаменитых мужах: De viris illustribus II PL 23, 597–722. Русский перевод: Иероним, блж. Книга о знаменитых мужах II Творения. Ч.5. Киев, 1880. С.283–344. Иларий Пиктавийский Комментарий на Евангелие от Матфея: Commentarius in Matthaeum II SC258. Иоанн Дамаскин , преподобный Точное изложение православной веры: Expositio fidei orthodoxae II PG 94, 781–1228; Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2: Expositio fidei II ed. B. Kotter. Berlin, 1973. (PTS12). Русский перевод: Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . СПб., 1894. Иоанн Златоуст , святитель Беседы на Евангелие от Иоанна: Homiliae in loannem II PG 59. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т.8. Кн.1–2. СПб., 1902. Беседы о покаянии: Homiliae 9, de poenitentia II PG 49, 277–350. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О покаянии II Творения. Т.2. Кн.1. СПб., 1896. С.308–391. О воскресении мертвых: De resurrectione mortuorum II PG 50, 417–432. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О воскресении мертвых II Творения. Т.2. Кн.1. С.465–481. О расслабленном, спущенном через крышу: In paralyticum demissum per tectum II PG 51, 47–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8). Также упоминается (но без указания причин и обстоятельств) о немоте З. (гл. 10). В конце апокрифа описана сцена убийства З. за нежелание выдать местонахождение своего сына. По приказу царя Ирода он «был убит… перед храмом» (гл. 23). Заканчивается рассказ загадочными словами о том, что священники, войдя в храм, «тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень» (гл. 24). Последняя деталь из жизнеописания З., по всей видимости, является результатом отождествления его с др. Захарией, «убитым между жертвенником и храмом», о к-ром Иисус Христос упоминает в Лк 11. 51 (ср.: Мф 23. 35). Блж. Феофилакт приводит толкование, имевшее широкое распространение в его время, к-рое также сохраняет это предание. Он говорит, что З. «не исключил из ряда дев Богородицу после того, как Она родила Христа, и поставил Ее на том же месте, где и они стояли, а это место было между храмом и внешним медным алтарем. За это и убили его. Так как некоторые ожидали во Христе будущего царя своего, а другие между тем не желали быть под властью царя, то поэтому убили этого святого и за то, что он утверждал, что родила Дева и что родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть без царя» ( Theoph. Bulg. In Luc. 11//PG. 123. Col. 872). О том, что З. был первосвященником, также упоминал (возможно, под влиянием «Протоевангелия Иакова») и свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. De incompreh. 2//PG. 48. Col. 710-711). Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Кон. XVII в. (АМИИ) Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Кон. XVII в. (АМИИ) По мнению большинства совр. библеистов (см., напр.: Peels. S. 594), в Лк 11. 51 содержится ссылка на 2 Пар 24. 20-22, где рассказывается о сыне свящ. Иодая Захарии, который, исполнившись Св. Духа, обличил вероотступничество царя Иоаса и был по приказу последнего побит камнями «на дворе дома Господня» (2 Пар 24. 21). Согласно Мф 23. 35, Господь говорит о Захарии, сыне Варахии, отождествляя этого мученика с одним из малых пророков послепленного периода (см.: Зах 1.

http://pravenc.ru/text/182665.html

19 Преп. Ефрем Сирин. Слово 99-е/Творен. Ч. VI, изд. 1848 г., с. 175. 20 Четверг сыропустной седмицы. Трипеснец, песнь 4. 21 Свт. Григорий Великий. Пастырские письма, X, 9. 22 Свт. Григорий Богослов. Слово 2-е. 23 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Мф.15:8. 24 Помещено также в Требнике в 2-х чч., часть 1. 25 См. «Напоминание священнику об его обязанностях при совершении таинства Покаяния» (Платон, архиеп. Костромской). М., 1870. Ч. 1, с. 50–51. 26 В виде пособия для подготовки священника к исповеди (каков должен быть священник-духовник, вопросы на исповеди и проч.), можно указать следующие книги: Платон, архиеп. Костромской. Напоминание священнику об его обязанностях при совершении таинства Покаяния: в 2-х частях (было несколько изданий: 1-е изд. М., 1861 г.; 3-е изд. М., 1895 г.). Гр. Дьяченко, священник. Вопросы на исповеди. М., 1897 г. Петр Силин, прот. Православная исповедь, или таинство Покаяния. СПб., 1902. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Парвов А., прот. Практическое пособие при совершении треб. Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося. Киев, типогр. Киево-Печ. лавры, 1893. Антоний (Храповицкий), митроп. Исповедь. Варшава, 1928. 27 Этот же покаянный канон ко Пресвятой Богородице в переработке помещался в Молитвословах изд. К.-П. лавры под названием: «Канон молебный во исповедание грешника». 28 Принятие в Православную Церковь из раскола (отпавших в раскол) чрез покаяние совершается по особому последованию: «Чин, како принимати от раскольников в соединение с Православною Церковью приходящих». М., 1891. См. также «Книга чинов присоединения к Православию»: в 2-х частях. 1-ое. изд. СПб., 1895. Часть 1. 29 На литургии Преждеосвященных Даров посвящение во диакона совершается после великого входа, перед ектенией: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». 30 «Проручествует» — греч. προχειρζεται — «переходит чрез возложение руки архиерея и совершает посвящение». 31 По определению святителя Филарета, митрополита Московского: «Брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой, для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://e-vestnik.ru/news/v_krestopoklonn...

35 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 38. 36 См.: Там же. С. 178—179. 37 См.: Там же. С. 29, 46, 86, 119, 149 и т. д. 38 См.: Там же. С. 124, 179, 187 и т. д. 39 См.: Там же. С. 103. 40 См.: Там же. С. 129. 41 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 42 Настоящий текст представляет собой отрывок беседы А-41 (7 августа 1990 г.) согласно нумерации М mI , в которой отец Софроний обращается ко священнослужителям из Ливана, подвергшимся гонениям за Христа. 43 См.: Сет. Игнатий Брянчанинов. Крест свой и крест Христов//Аскетические опыты. Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Нью-Йорк, 1957. С. 233. 44 В-3 (10 сентября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 45 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 23 и др. 46 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 126. 47 См.: Там же. С. 144. 48 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 65//Там же. Т. 2. С. 133. Ср.: Слово 80//Там же. С. 330. 49 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 50 В-7 (26 сентября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 51 См.: Свт. Игнатий Брянчанинов. Чаша Христова//Там же. С. 387—388. 52 Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пасху Триодь Цветная. М., 1847. С. 8. 53 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 204. 54 Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 183. 55 В-10 (8 октября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 56 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103. 57 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 58 В-15 (5 ноября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 59 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс-М., 2000. С. 100. 60 Там же. 61 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100. 62 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100—101. 63 См.: Архим. Софроний. Письма в Россию. М., 1997. С. 9. 64 В-20 (23 января 1991 г.) согласно нумерации М mI . 65 Архим Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 61. 66 См.: Наст. изд. 67 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 111.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

Греч. слово Πρξεις в приложении к лит. произведениям является синонимом лат. Res gestae и в античности начиная с IV в. до Р. Х. означало сочинения исторического (ср.: Polyb. Hist. 1. 1. 1) и историко-биографического характера (напр., «Деяния Александра» Каллисфена, сочинения Анаксимена из Лампсака, Сосила и проч.; ср.: Diog. Laert. 2. 3; Strabo. Geogr. 17. 1. 43). Слово «апостолы» в заглавии относится не только к 12 или 70 (72) ближайшим ученикам Христовым, избранным Им Самим во время земного служения, но и к ап. Павлу (ср.: Деян 14. 4), а возможно, и шире - к одному из чинов ранней Церкви (ср.: 1 Кор 12. 28), хотя фактически описывается служение лишь некоторых из тех, кто проповедовали в пределах Римской империи (вообще из 79 случаев использования этого слова в книгах НЗ 28 приходится на Д. с. а., 5 - на Евангелие от Луки, 35 - на Павловы Послания, остальные - на проч. книги НЗ). Свт. Иоанн Златоуст указывает, что в надписании книги заложен особый смысл: она повествует не только о чудесах, совершенных апостолами, источником которых является божественная благодать, но и о тех трудах (деяниях), которые они понесли добровольно, подвизаясь во всех добродетелях ( Ioan. Chrysost. In princip. Act. 2. 2). Авторство В ранних рукописях текст Д. с. а. приводится без указания автора. Имя его - Лука - появляется сначала в рукописях 3-го Евангелия ( ¸ 75, ок. 200), в заглавии же Д. с. а. указывается только в послеиконоборческих минускулах (начиная с IX в.). Тем не менее святоотеческая традиция со 2-й пол. II в. ( Iren. Adv. haer. III 13. 3; 14. 1) единодушно называет автором Д. с. а. ап. Луку, о к-ром ап. Павел неск. раз упоминает в Посланиях как о своем спутнике-помощнике (Флм 24; 2 Тим 4. 10), враче (Кол 4. 14) и евангелисте (если 2 Кор 8. 18 относится к Луке) (ср.: Iren. Adv. haer. III 14. 1; Hieron. De vir. illustr. 7). По мнению одних толкователей, он принадлежал к числу 70 (72) апостолов ( Adamant. De recta in deum fide), но ушел от Господа после беседы о хлебе жизни (Ин 6. 66; по дороге в Эммаус Воскресшего Христа встретили Нафанаил и Клеопа - Epiph. Adv. haer. 23. 6), а потом вновь вернулся в Церковь после проповеди ап. Павла ( Epiph. Adv. haer. 51. 11). Др. экзегеты отмечают, что он не видел Спасителя во время Его земного служения ( Hieron. De vir. illustr. 7; Can. Murat. 6-7). В антимаркионитском прологе у блж. Иеронима и Евсевия Кесарийского указывается происхождение ап. Луки из Антиохии (Сирия) ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 6).

http://pravenc.ru/text/171799.html

Действительно, в Священном Писании мы встречаем слово сикер (сикера), например, когда читаем об Иоанне Крестителе: «…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера…» ( Лк.1:15 ). Сикер – это общее обозначение для любого алкогольного напитка, помимо виноградного вина, – пива, сидра, пальмового вина и т. п. Из переводов Библии сикера вошла в старославянский и древнерусский языки. В русском языке слово сикера в значении «хмельной напиток вообще» вышло из употребления к XV веку, и в современном русском языке используется только в церковном лексиконе. Наиболее известное и яркое из библейских предостережений против пьянства (с упоминанием сикера) из книги Притч Соломона звучит как: «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» ( Притч.20:1 ). Каково было отношение к алкоголю в первые века христианства? Апостол Павел пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ), «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники —Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9 ). При этом он рекомендовал Апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Здесь следует отметить, что в Римской Империи, а Апостол Павел являлся римским гражданином, вино почти всегда смешивалось с водой. Считалось, что неразбавленный алкогольный напиток употребляют только «варвары» (в 1 ⁄ 3 вина обычно добавляли до 2 ⁄ 3 воды). Святые Отцы, осуждая пьянство, защищали возможность умеренного употребления алкоголя в обыденной жизни против современных им еретических движений (эбионитов, энкратитов, манихеев и проч.), считавших сам напиток злом ( «На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег» ). Согласно каноническим правилам, епископов, пресвитеров и диаконов следует извергать из сана, а мирян отлучать от Церкви, если они отказываются от вина не ради подвига воздержания, а по причине гнушения (Ап. 51, 53). Климент Александрийский , специально рассматривавший вопрос о том, как следует вести себя христианам на пирах, рекомендовал только молодым людям совсем воздерживаться от В., прочим же советовал употреблять его умеренно по вечерам, при наступлении холодов и для улучшения пищеварения ( «Педагог» ). Пожилым же людям, по мнению Климента, можно пить в больших количествах, но не доводить себя до помутнения рассудка и падений. Как отмечал свт. Иоанн Златоуст , «не вино — зло, а пьянство» ( Беседы о статуях ). Проблеме пьянства посвящена беседа свт. Василия Великого «На упивающихся» . Пьянство в отличие от умеренного употребления алкоголя считается тяжелым грехом. Воздержание от винопития может использоваться как епитимья. Что не следует делать жене алкоголика?

http://azbyka.ru/alkogolizm

Евгения 10 августа 2016, 22:51 Иоанне. Таким образом, все вынужденно терпящие (рабы, например) – святые мученики? Нет. Объяснение, почему нет, точно знаю, что читала у свт. Иоанна Златоуста, но не могу дать точную ссылку, а поиск займет много времени.//По теме могу посоветовать интервью с о.Владимиром Агриковым ( http://www.pravoslavie.ru/80419.html ). Там есть о непривлекательной девочке небольшого росточка, очень хотевшей выйти замуж. А духовник ее отговаривал, и называл причину: муж не будет ее ценить. ВЕДЬ ОНА И САМА СЕБЯ НЕ ЦЕНИТ. Замуж она все-таки вышла, но все сложилось, как предвидел батюшка.//А Павел Препростый ушел не в уютную комнату, а в пустыню. Правда, без детей. Иоанна_ 10 августа 2016, 14:34 Лучше всего именно так и поступить, Евгения. Если жена молодая, самостоятельная, или если мама с папой живут в соседнем районе и у них есть лишняя комната. А если идти некуда? Если есть дети, и они маленькие? Если жена давно оставила работу и сидит дома? Преп. Павел Препростый, вернувшись с поля, застал у себя дома свою жену с другим. Тогда он, не говоря ни слова, развернулся и ушёл в Египетскую пустыню. Навсегда. Но мы не всегда можем последовать его примеру, даже если и очень хотелось бы. Вот на этот случай слова преп.Паисия указывают спасительное направление. Евгения 9 августа 2016, 23:14 Иоанна, не думаю, что народный опыт гласит только о романах. Лично я говорила о семье. Или муж и жена - не мужчина и женщина? Если жена знает о наличии у мужа любовниц(ы), и она объявляет ему о разводе с ним, она на деле показывает, что она не позволяет такого безобразия. Или яко подобает, или никак. И кем же теперь будет в " семье " она, и кем он? Иоанна_ 9 августа 2016, 01:15 Евгения, отец Иоанн в данном письме говорит о ситуации выбора, но когда брак уже имеет место быть, приходится рассуждать и действовать по-другому./Народный опыт говорит, что мужчина ведет себя с женщиной так, как она ему это позволяет.//Эта сентенция годится для самоутверждающихся. На долгий отрезок времени не работает. Её можно взять на вооружение, если вы хотите закрутить трудный роман, но для семейной жизни - не подходит. В семье всё равно каждый будет тем, кто он есть на самом деле.

http://pravoslavie.ru/95629.html

е. телом и душою, утвердился и постоянно пребывает в служении Господу (прп. Макарий Египетский , 68, 177). Источник. ...Будем... умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей , упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений; а таким образом, прийти в возможность служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Духа Святаго (прп. Макарий Египетский , 68, 254). ...Израиль стал рабом истинного фараона, и он поставил над человеком приставников дел и досмотрщиков – лукавых духов, которые понуждают человека, волею и неволею, делать лукавые дела его, составлять брение и плинфы. Удалившие человека от небесного образа мыслей низвели его к делам лукавым, вещественным, земным и бренным, к словам, помышлениям и рассуждениям суетным... (прп. Макарий Египетский , 68, 299–300). Источник. Не водись с хлопотливыми и суетливыми и не ходи к ним на трапезу, чтобы они не увлекли тебя в свои прелести и не отвели от науки и искусства безмолвнической жизни: ибо есть у них такая страсть (увлекать). Не преклоняй уха твоего к речам их и не принимай замыслов сердца их. Ибо они поистине вредны. К верным земли пусть лежит душа твоя, и соревнованием плачу их да болит сердце твое, по примеру Давида, который говорит: очи мои на верныя земли, посаждати я со мною ( Пс. 100, 6 ) (авва Евагрий, 90, 594). ...Ничто так не угнетает и не возмущает душевного ока, как толпа житейских забот и рой пожеланий... (свт. Иоанн Златоуст , 51, 23). Ум омрачается и становится бесплодным, когда монах или поговорит с кем о мирских вещах, или мысленно сам в себе поразглагольствует о них, или когда у него тело с умом суетно займутся чем-либо чувственным, или когда он вообще предается суетности (и суетливости). Ибо в таком случае тотчас непосредственно за тем теряет он теплоту, сокрушение, дерзновение к Богу и ведение (забывает о Боге и порядках Божиих); так что поскольку внимаем мы умом, постольку просвещаемся, и поскольку не внимаем – омрачаемся (прп. Исихий Иерусалимский , 91, 185). Источник. ...Многие суетные помыслы даже против воли нашей тревожат нас и почти без нашего ведения обольщают нас, входя в нас так неприметно и хитро, что мы не только не можем воспрепятствовать их входу, но и с великим трудом узреваем их; но принимать их или отвергать возможно всякому, кто при помощи Божией употребит на то свое старание и усилие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010