Память об этом сохранена в сочинении Σντομοι Χρονικα, S c r. orig. Const. § 5 с, p. 22 Praeger. Роскошные окрестности Халкидона тяжко пострадали от этого нашествия. Между прочим в Брохтах сгорел храм св. Фомы, в котором покоились останки знаменитой диакониссы Олимпиады, друга св. Иоанна Златоуста . В Константинополе поблизости от храма св. Софии был монастырь, основанный Олимпиадой, который был заново отстроен Юстинианом после пожара во время бунта Ника и освящен 25 декабря 537 года. В числе братии, проживавшей в нем во время нашествия персов, была монахиня, по имени Сергия. Узнав о разорении храма св. Фомы, она отправилась в Брохты, собрала кости Олимпиады, плававшие в воде (вероятно, от тушения пожара), и привезла их в Константинополь. При участии патриарха Сергия, который поручил это дело одному из пресвитеров, останки Олимпиады были водворены в храме основанного ею монастыря. Событие это описано самим Сергием. Analecta Bollandiana, XVI (1897), 44–51: Narratio Sergiae de translatione Sanctae Olympiadis. 135 Ib. гл. 33, стр. 134–136. – Ср. Marqua r t. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge, 400, прим. – Подробное изложение Себеоса о соборе в Ктесифоне, который состоялся по приказанию Хосрова, вызывает некоторое затруднение насчет хронологии события. В числе участников оно называет Сумбата Багратуни, заслуженного полководца Хосрова, который скончался в 617 году, а также «множество других мудрых людей, взятых в плен из города Александрии». Но взятие Александрии случилось не ранее 619 года. 138 Mich. Syr.X, 26–27, p. 381–399 – текст синодики с изложением вероучения, подписанный обоими патриархами, энциклика Афанасия к епископам Востока, послание Анастасия к Афанасию и его же послание к Кириллу Амидскому. 139 Так датирует это событие Михаил Сириец , иначе Barhebraeus, I, р. 270 – 616 год. Barhebraeus, S. I, р. 270, дата унии – 616 год, 927 эры Александра, т. е. последний год жизни Анастасия. Но так как преемник Анастасия Вениамин, по вступлении на престол, подновил унию своей синодальной грамотой – Mich.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Также начальники, – и они, оставив колесницы, жезлоносцев и оруженосцев, смешались с простолюдинами. Но для чего говорить о женщинах или о начальниках, когда и сама царица, украшенная диадемою и облеченная в порфиру, во все продолжение пути ни мало не отставала от мощей, но, подобно рабыне, следовала за святыми останками, придерживаясь раки и лежащего на ней покрова и, отвергнув всю человеческую гордость, всенародно являлась среди такого зрелища та, которую и евнухи, живущие в царских чертогах, не все могут видеть. Сильная расположенность и пламенная любовь к мученикам заставили ее отвергнуть всю эту внешность и видимым усердием обнаружить ревность к святым мученикам 925 . Эта христолюбивая царица 926 в таком сане украшается такою верою» 927 , продолжает проповедник и прибавляет: «много было прежде цариц, но ей одной принадлежит это преимущественное украшение. Она одна из цариц сопровождала мучеников с такой честью, с таким усердием и благоговением» 928 . На другой день торжества, в самый праздник в церкви Св. ап, Фомы, Святитель восхваляет благоговение царя к святыне мощей. «Подлинно», воскликнул Св. архипастырь, «удивительно не то, что царь прибыл, но то, что он прибыл с великим усердием, не по нужде, а по расположению» 929 . Св. Златоуст придавал весьма важное значение этой царской ревности к церкви императора и императрицы. Сравнивая царицу с Мариамной, сестрой Моисея, Святитель говорил: «та выводила один народ одноязычный, а ты множество народов разноязычных. Подлинно ты вывела к нам множество сонмов, поющих песни Давида на языке римлян, сирийцев, варваров и греков и можно было видеть, как различные сонмы имели все одну цитру Давидову» 930 . И торжественно восклицает в заключение: «за это мы не престанем ублажать тебя; о происходившем здесь услышат концы вселенной и вся земля; услышат наши потомки и потомки потомков, и никогда не будет предано забвению это событие» 931 . Для историка, исследующего вопрос о религиозном состоянии Константинопольского общества, необходимо уяснить себе, что значит все это усердие паствы Константинопольской в данное время: и стремление народа в храм с самых первых явей святительства Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Евсевий Дорилейский стоял во главе собора Халкидонского, и его голос почтительно выслушивался всеми 924 . Какое же значение имеет то обстоятельство, что на Соборе и после Собора уния была ценима и уважалась? Большое. Уния предначала важное дело. До её времени александрийские богословы в своих сочинениях при раскрытии догматов довольствовались авторитетами александрийского направления и чуждались писателей Антиохийской школы; наоборот, антиохийские богословы считали авторитетами в богословской литературе только писателей, принадлежавших к их школе, писателей же школы Александрийской они или совсем не хотели знать, или ограничивали их значение в богословской науке. Была очевидная рознь, разъединение. Богословы двух школ в науке и литературе сторонились одни от других. Представители же унии из антиохийцев первые отбросили предубеждение к писателям противоположной школы. Они стали изучать их, уважать, цитировать в своих трудах. Так поступали: Иоанн, Домн Антиохийский, Феодорит 925 . Отцы Халкидонского собора поступали так же. В приложении к «Речи» отцов Собора к Маркиану мы встречаем приведёнными свидетельства следующих писателей, как равнозначительные: Афанасия Александрийского и Флавиана, епископа Антиохийского, Кирилла Александрийского и Иоанна Златоуста 926 . Такой обмен авторитетами был весьма важен для богословской науки. Этим устранялась односторонность научно-богословских воззрений 927 . Вместо двух школьных литератур возникает одна церковная литература. Горизонт богословов-писателей расширяется. Позднейшие писатели, например Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , патриарх Фотий, с равным уважением относятся к писателям и школы Александрийской, и Антиохийской. Заметим ещё, что некоторые положения, выработанные во время унии, сделались после Халкидонского собора общим и непререкаемым достоянием богословской науки. Таково, например, экзегетическое правило, что одни изречения евангельские и апостольские нужно относить к Божеству Христа, другие – к Его человечеству, иные – к Божеству и человечеству одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Софии К-польской хранилась скамья, на к-рой сидел И. Б., создавая свои сочинения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440). Помимо большого количества редакций апокрифических Деяний И. Б. и сказаний о его кончине (BHG, N 899-918h) сохранилось много посвященных ему произведений визант. авторов и отцов Церкви: сказание Климента Александрийского (II-III вв.) об обращении разбойника (BHG, N 918p), Речь Феодота Анкирского (IV в.) (BHG, 932p), Речь свт. Кирилла , архиеп. Александрийского (IV-V вв.) (BHG, N 932m), Речь на Апокалипсис Неофита (BHG, 932n), 3 анонимных Послания на Апокалипсис (BHG, N 922i - N 922k, одно приписывается свт. Иоанну Златоусту - BHG, N 922k), Речь свт. Прокла , еп. К-польского (V в.), иногда приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 924), Речь, приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 925g), 2 Похвальных слова, приписываемые свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 926-927, 932b), 2 анонимных Похвальных слова (BHG, N 928, N 932h), Сказание Космы Индикоплова (VI в.) (919с), отрывки из Похвального слова свт. Софрония I , патриарха Иерусалимского (VII в.) (BHG, N 925-925b), краткое Житие того же автора (BHG, N 919d), комментарий прп. Симеона Метафраста (X в.) на Сказание Климента Александрийского (BHG, N 919-919b), Речь Симеона Логофета (X в.) (BHG, N 932g), Послание Михаила Глики (XII в.) на смерть И. Б. (BHG, N 920), Послание того же автора на Апокалипсис (BHG, N 920x - 922h), Похвальные слова свт. Иоанна Златоуста (BHG, 932f), свт. Андрея Критского (VIII в.) (BHG, N 932j), прп. Феодора Студита (VIII-IX вв.) (BHG, N 929), Никиты Давида Пафлагона (IX-X вв.) (BHG, 930), Прокопия Диакона (IX-X вв.) (BHG, N 932d), Никифора Влеммида (XIII в.) (BHG, N 931), Константина Акрополита (XIII-XIV вв.) (BHG, N 932), Макария Хрисокефала, митр. Филадельфийского (XIV в.) (BHG, N 932), Гомилия свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (XIII-XIV вв.) (BHG, N 932a), Пролог к путешествиям Никиты Фессалоникийского (BHG, N 918n), отрывки из Похвальных слов (BHG, N 932q), Чудо на о-ве Крит в 1552 г. Николая Малакса (XVI в.) (BHG, N 932t). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 171-172; Keil J., H ö rmann H. Die Johanneskirche//Forschungen in Ephesos/Hrsg. A Bammer, W. Alzinger. Vienna, 1951. Bd. 4. H. 3. S. 21-24; Janin. Églises et monastères. P. 264-270; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 203; Spadafora F. Giovanni Evangelista: (Tradizione e Culto)//BiblSS. Vol. 6. Col. 785-790; Foss C. Ephesus after Antiquity. Camb., 1979; Ephesus//ODB. Vol. 1. P. 706; Aubert R. Jean (1)//DHGE. T. 26. Col. 1144-1151.

http://pravenc.ru/text/469832.html

И далее перед Святым Причастием мы молимся: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими, ни бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда...». Молим Господа о причислении нас к ученикам Его, и быть участниками Тайной Вечери и причастниками Святых Его Тела и Крови. И заверяем, что эту тайну Тайной Вечери не разгласим врагам Его. Для ветхозаветной пасхи было заповедано: «В дому едином да снестся, и не изнесите мяс вон из дому» ( Исх. 12:46 ). Это относится и к нам. Святитель Иоанн Златоуст научает: « Одно есть собрание и один есть дом, это – Церковь , в которой вкушается священное Тело Христово, поэтому из единого дома Церкви Тело не выносится вон» с. 951]. К сожалению, в настоящее время часто нарушается тайна Тайной Вечери Церкви. Святая Евхаристия показывается по телевидению, и таким образом Таинство верных подвергается глумлению от врагов Христовых. В заключение приведём предостерегающие слова Иоанна Златоуста : «Тех, кто в наше время переиначивает или извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и истине, пусть никто не именует и христианами и не поддерживает общения с ними ... потому что не выносится из священного дома жертва и не предлагается для общения находящимся вне его» с.927]. Великий Пяток. О дате распятия Господа нашего Иисуса Христа Существуют разные мнения о дате распятия Спасителя. Из Следованной Псалтири узнаём, что распятие Господа было 30 марта 5533 года от сотворения мира (с. м.) или 25 год н.э. Римский монах Дионисий Малый (532 г. н.э.) принял дату распятия 23 марта 5539 г. от с. м. (31 г. н.э.), а дату Воскресения Христова – 25 марта – на Благовещение. Римско-католическая Церковь утверждает, что распятие Спасителя произошло в 5530 году от с. м. (22 г. н.э.), – очевидно, 3 апреля – пятница. Профессор церковной истории Болотов В. В. с вероятностью указывал дату воскресения Христа 5 апреля 33 года н.э. и, следовательно, дату страданий – пятницу 3 апреля с. 90]. Некоторые источники считают годом страданий и Воскресения Иисуса Христа 30 г. н.э. с. 246].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Проблема зла Проблема зла «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт 1: 31 ). Однако, чтобы ускорить приход эсхатологического царства, Христос понуждает нас просить в молитве «Отче наш»: «Избавь нас от лукавого» ( Мф 6: 13 ). Противоречие между этими двумя формулами ставит перед верующими проблему, на которую сама же Библия дает некоторый ответ. Откуда происходит зло в этом мире, сотворенным прекрасным? Когда и как оно будет побеждено? В реальной жизни духовные писатели имели дело и с обстоятельствами, отличными от тех, которые вдохновляют праздновать красоту мира и божественного промысла 925 , поставившего человека владычествовать над всякой тварью. Если воды текут благодаря первому повелению Бога, почему случаются наводнения, которые опустошают страны, или, напротив, засуха? 926 Почему случаются социальные потрясения, землетрясения, кораблекрушения, пожары, военные конфликты и так далее? 927 . Для того, кто их видит или испытывает, некоторые вещи являются субъективно хорошими или дурными. Они приносят счастье и облегчают жизнь или, напротив, приводят к страданию всех видов и, в особенности, к смерти. Древние проклинают страдание. Лучше не родиться, чем страдать 928 . Восточные религии пытаются объяснить страдание: оно зависит от неумолимости судьбы или от воли богов, которая остается неисповедимой 929 . Писания отцов рассматривают зло с различных точек зрения. Будучи апологетами, они отбрасывают мнения, противные христианской вере. Но в их произведениях движущей силой является пережитый ими опыт. Они трагически испытали реальность человеческого страдания и стремились понять его смысл. Своими страданиями Христос искупил человечество, но для людей, отмечает св. Иоанн Златоуст , они стали камнем соблазна 930 . Сегодня человеку, ежедневно уязвленному страданиями, приходится прилагать усилия. «Страдать разумно, как страдали Отцы» ( Паисий Величковский) 931 . Наконец, будучи аскетами, отцы проповедуют обязанность сражаться с лукавым, чтобы в соединении со Христом освободить мир от зла.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

920. См. Попов И. Святитель Иоанн Златоуст и его враги//Богословский вестник, 1907. Ноябрь. С. 595 921. Священник Сергий Желудков. Литургические заметки. M., 2003. С. 65 922. Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. С. 59. 923. Позже это предложение так отразилось в решениях Миссионерского съезда 2002 года: «Съезд рекомендовал: привлекать мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений». 924. Мец И. 5. Будущее христианства. По ту сторону буржуазной религии//Вопросы философии. 1990. С. 89. 925. Священник-миссионер Чепурин. «Пойди и убеди их наполнить дом Мой»//Миссионерское обозрение. СПб., 1914. Март. С. 491–494. 926. Я рад, что в Полтаве услышали это мое предложение и 1 октября 2006 года в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» в кафедральном соборе состоялся молебен за болящих с освящением медицинских препаратов. Святой водой были освящены больные и лекарства, принесенные ими из храма. Особые молитвы были вознесены о беременных женщинах. Освящены были и принесенные из дома иконы. С той поры такие молебны будут совершаться в первую неделю каждого месяца по окончании Божественной литургии, [http://orthodoxy.org.ua/ru/node/3834] 927. См. Архимандрит Ириней (Тоцке). Сообща править корабль Христов//Новая Европа. 1993. С.31. 928. В 2006 году эта мое предложение уже обрело плоть: «Уже в этом году приобретен положительный опыт проведения подобной акции. В Благовещенском храме Ульяновска 14 февраля этого года мной, по благословению настоятеля храма, благочинного 1-ого округа, протоиерея Георгия Халимонова, был отслужен молебен священномученику Валентину Италийскому. Несмотря на то, что намеренно мы не делали широкой рекламы готовящейся в середине буднего дня акции, тем не менее, и молодежь, и уже семейные люди с готовностью и радостью продемонстрировали свое желание именно в этот день помолиться о создании и укреплении своих семей и пока еще только завязывающихся отношений. И пусть пришедших в первый раз в день святого Валентина в православный храм было не так много, тем не менее, общение с пришедшими показало необходимость подобной работы. Полученный положительный опыт позволяет надеяться на то, что этот, на первый взгляд, далекий от Православия день может для многих стать первым поводом прийти в храм Божий. А с этого и начинается подлинная, глубокая, духовная жизнь» (иерей Алексий Селезнев. Учимся, не осуждая, обращать во благо!//Православный Симбирск, 14 июня 2006).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

854 Беседа XX на 2 Кор., т. X, стр. 647–648; сравни: речь св. Иоанна в беседе L на Ев. Матфея, т. VII, стр. 522–523. 860 Например, целый ряд бесед святителя «О Лазаре», т. I, стр. 769–867; сравни «Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может», т. III, стр. 487 и др. 861 Например, известная беседа св. Иоанна «О милостыне», произнесенная по­сле того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения, т. III, стр. 263–276. 879 Например, кроме указанных мест, смотри: беседа «О милостыне», т. III, стр. 269; беседа «Об Илии и вдовице», где необыкновенно подробно анализирует­ся величие подвига бедной вдовы, т. III, стр. 348–358; беседа «О мучениках», т.П, стр. 698; беседа VIII «Против аномеев», т. I. стр. 561. 927 Беседа XXI на 1 Кор., т. X, стр. 210–212. И в словах «О священстве» св. Иоанн настойчиво указывает на долг священников тщательно заботиться о справедливом распределении сумм, находящихся в церковном распоряжении и пред­назначенных на вспомоществование бедным. 933 Беседа XXI на кн. Деяний, т. IX, стр. 205–207; сравни: беседа LXXXV на Ев. Иоанна, т. VIII, стр. 582 и др. 948 «Послание к Кастору, епископу Антскому, о правилах общежительных мо­настырей», кн. VII, гл. 15–16, стр. 92–93 рус. перевода епископа Петра. 977 Так, например, блаженный Августин говорит: «жертва христиан – мило­стыня, подаваемая бедным. Вследствие этого Бог делается милостивым к греш­никам. Если Бог не будет милостив к грешникам, то кто не окажется виновным? Милостыней люди очищаются от грехов и искушений, без которых жизнь не мо­жет быть проведена на земле». См. Ульгорн, стр. 262. 1001 Блаженный Иероним жалуется, что в его время был обычай трубить в трубы при подаче милостыни, посылать глашатая звать на вечерю любви, и рассказывает о таком поразительном отношении к нищим, когда одна из знатнейших римских женщин, раздавая собственноручно бедным по монете, одной старухе, хотевшей получить два раза, дала вместо динария кулака, так что у бедной старухи полилась кровь. Письмо XXI к Евстохии, т. I стр. 134.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

(Там же. С. 29). Позиция греч. ученых, стремящихся показать относительную независимость учения о покаянии, излагаемого Н. С. в его «Эксомологитарии», от зап. схоластической доктрины, изложена прот. Константином Карайсаридисом ( Καρασαρδης. 1998. Σ. 69-72). «Венец Приснодевы, или Новый Богородичник» «Невидимая брань» (Αρατος Πλεμος) впервые была издана в Венеции в 1796 г., впосл. книга выдержала множество переизданий и в наст. время является одним из наиболее известных трудов Н. С. (ср.: Καρασαρδης. 1998. Σ. 73-74), несмотря на то что представляет собой переработку зап. сочинения и в точном смысле слова не принадлежит преподобному (что ясно обозначено в оригинальном заглавии: «Книга душеполезнейшая, называемая «Невидимая брань», составлена прежде неким мудрым мужем, а ныне украшенная и исправленная со многим тщанием преподобнейшим в монахах господином Никодимом…»). Монах-театинец XVI в. Лоренцо Скуполи - автор кн. «Брань духовная» (Il combattimento spirituale), впервые изданной в Венеции в 1589 г. и переработанной в XVII в., получила распространение ( Citterio. 2002. P. 927) и была переведена на новогреч. язык Романитисом. Н. С. достаточно бережно подошел к этому переводу, лишь немного исправив стилистику, а также добавив главу об умной молитве и снабдив книгу многочисленными примечаниями, содержащими цитаты из Свящ. Писания и святоотеческих творений (чаще всего цитируются: прп. Исаак Сирин - 18 раз, свт. Василий Великий - 15, свт. Григорий Палама - 11, свт. Иоанн Златоуст - 8, прп. Максим Исповедник - 7, блж. Августин и свт. Григорий Богослов - по 5 раз, прп. Иоанн Лествичник - 3 раза - Ibidem). Долгое время «Невидимая брань» считалась если не оригинальным сочинением Н. С., то переводом, осуществленным им самостоятельно непосредственно с итальянского и значительно переработанным, чтобы придать ему «православный вкус» (см., напр.: Феоклит Дионисиатский. 2005. С. 240-243). В наст. время, однако, греч. ученый Э. Франкискос доказал, что Н. С. воспользовался готовыми переводами (как этой книги, так и «Духовных упражнений») Романитиса, к-рые ему передал свт.

http://pravenc.ru/text/2565602.html

Святые, пламенея любовью к Господу и вознося священные песни, даже не чувствовали скорбей, но всецело предавались молитве ( 37, 162 ). Таков обычай святых: если они (по попущению Божию) сделают что-нибудь плохое, то торжественно это показывают, каждый день стенают и делают открытым для всех, если же – что-нибудь благородное и великое, то скрывают это и предают забвению ( 37, 313 ). Таковы души святых: для исправления других они жертвуют собственной безопасностью ( 37, 353 ). Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых... чтобы мы узнали, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, чтобы и мы не ленились подвизаться в ней ( 38, 89 ). Души святых таковы, что они и страждущим сочувствуют, и счастливым не завидуют, но радуются, веселятся, утешаются, видя получающих благодеяния ( 39, 498 ). Со святостью Бог соединил великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого... потому что во святых почивает Бог как Святой. Потому-то Он ставит их не перед лицом Своим, а принимает в собственное святилище и делает Своими сожителями и общниками Своей славы Царства ( 39, 927 ). Души святых исполнены кротости и человеколюбия как к своим, так и к чужим; они жалеют и бессловесных ( 43, 832 ). Не одно освобождение от грехов делает святым, но также присутствие Духа и богатство добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 883 ). Верх святости и совершенство состоят не в совершении чудес, но в чистоте любви. И это справедливо: чудеса должны прекратиться и уничтожиться, а любовь всегда останется ( 1Кор. 13, 8 ). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Нестерой 53, 441). Души святых, при всем том, что еще соединены с телом и в этом мире, соединяются с благодатью Святого Духа, обновляются, изменяются на лучшее и воскресают от мысленной смерти; потом, по разлучении с телом, отходят в славу и сияющий невечерний свет... ( 60, 382 ). Святые души бывают свободны от тщеславия. Украшенные пресветлой и царской ризой Всесвятого Духа и преисполненные преимущественно славой Божией, они не только не заботятся о славе человеческой, но и когда окружают их ею люди, не обращают на нее совершенно никакого внимания. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 135 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010