После возведения св. Климента в сан «первого епископа болгарского языка» (893/4) царь Симеон (893-927) отправил Н. О. в Македонию продолжать учительское служение. Согласно источникам, Н. О., будучи священником, следовал обетам целибата и нестяжания; ок. 900 г. он принял монашество и, благодаря ктиторам, кн. Борису и царю Симеону, на Охридском оз. основал монастырь во имя арх. Михаила (с XVII в. посвящен основателю, см. Наума Охридского монастырь ). В притворе храма этого мон-ря он и был похоронен. Литературная деятельность В исторических источниках нет сведений о лит. деятельности Н. О. В 1978 г. Кожухаров в серб. Минее Служебной XIII в. (Ath. Zogr. N 88, серб. правописание) нашел канон ап. Андрею с акростихом «првааго хрстова сла хвалёё нёшчёё наум» (первого апостола Христова восхваляет нищий Наум). Позднее словац. исследователь Л. Матейко ( Matejko. 1998) выдвинул и убедительно обосновал гипотезу о том, что первоначально канон имел 2-ю песнь и начало акростиха читалось как «прво[званн]аго» (это подтверждает единственный рус. список канона, где это слово, составляющее устойчивый эпитет ап. Андрея, помещено в начале 1-го тропаря 1-й песни ( Турилов. 2006. С. 31); все известные южнослав. списки дают явно ошибочное написание «прьвозданнаго»). Язык текста отличается архаичностью, нет сомнений, что он принадлежит Н. О. На основе стилистического и лингвистического анализа (в т. ч. примеров передачи звука буквами «шч») Кожухаров предположил, что Н. О. был и автором канона на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста с акростихом «Перенесение мощей [мошчёё] Златоуста воспеваю», который находится в т. н. Скопской праздничной минее XIII в. (НБКМ. 522; см.: Кожухаров. 2004. С. 33-44). Эту гипотезу оспаривал болг. исследователь Г. Попов ; он считал, что автор данного канона - Климент Охридский ( Станчев, Попов. 1988. С. 145-147). Не исключено, что в будущем может быть установлено авторство Н. О. одного из минейных канонов с анонимным фразовым акростихом, атрибуция к-рого уточняется. Почитание

http://pravenc.ru/text/2564754.html

Особенно большое сочувствие обнаруживает он в своем Поучении к творениям Василия Великого , который известен, как строгий подвижник. Знакомство Мономаха с творениями Василия Великого указывает на то, что эти творения достаточно были распространены между русскими грамотными людьми древности. До нас сохранился замечательный сборник поучений, переведенный с греческого для Болгарского царя Симеона (889–927 гг.) и потом переписанный в России для великого князя Святослава в 1073 году и известный под именем сборника Святославова. В нем, кроме творений Афанасия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Иустина Философа и других учителей церкви, весьма много находится произведений Василия Великого . Сохранился до нас еще другой, Святославов же, сборник 1076 года, в котором также можно встретить труды Василия. Впрочем, значительное количество поучений с именем Василия находится, сверх указанных, еще во многих других сборниках, например, в Златой Цепи, Измарагдах и проч. Кроме того, в России существовал Шестоднев Василия Великого, переведенный, хотя и не в полном виде, Иоанном Экзархом Болгарским. В Московской синодальной библиотеке, встречаются списки Шестоднева XV века, что дает право заключать, что эти списки были в руках русских людей уже с древних времен. Касательно перевода Шестоднева нужно прибавить, что его нельзя назвать в полном смысле переводом с подлинника. Вот что говорит об этом предмете Калайдович: «Экзарх Болгарский, положив в основание труд Василия Великого и поль зуясь руководством других писателей, составил собственное рассуждение по сему предмету, которое сохранилось в древнем списке под следующим заглавием: «Шестоденье, списано Иоаном, презвитером экзархом, от святого Василия, Иоана (Златоуста) и Сеурияна (Севериана, епископа Гевальского) и Аристотеля Философа и инех» 42 . Но во всяком случае дух произведений Василия Великого не мог не сохраниться и в такой переделке Шестоднева, какую дозволил себе Иоанн, экзарх Болгарский. Мы заметили выше, что творения Василия Великого пользовались особенным сочувствием Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Родом из Тырнова, однако воспитывался в сербском [монастыре] на Афоне 138 . Занимался по большей части переводом и переписыванием книг. Его покровителем был цареградский патриарх Филофей, который, познакомившись с ним на Святой Горе, взял его к себе, а затем отправил на митрополию в Киев. Немалые скорби и беды ждали его на кафедре, однако всё претерпел он благодушно и своим плодотворным трудом принес большую пользу Русской Церкви. В митрополичьем сане пребыл он около 30 лет. Перед смертью написал прощальное послание, прочитанное у его могилы. Упокоился 16 сентября 1406 года. Его чудотворные мощи почивают в [кремлевском] Успенском соборе. 4. Св. мученица Людмила . Бабушка святого Вячеслава (Вацлава), короля Чешского. Вышла замуж за чешского князя Боривоя. Изрядно ревновала по Христовой вере и многих язычников приобрела для Церкви. Ее сноха ненавидела ее и послала бояр [букв.: людей. – Ред.], которые удавили старицу Людмилу. [Святой] Вячеслав похоронил тело святой Людмилы в церкви Святого Георгия в Праге. У ее мощей совершились многие чудеса. Пострадала она в Течине в 927 году. Святой [же] Вячеслав, великий ревнитель православной веры, был убит своим братом Болеславом. Рассуждение Нередко постигают нас бедствия, и мы тщетно спрашиваем – за что? Лишь Христова Церковь может объяснить причину любой напасти. Все невзгоды Церковь главным образом подразделяет на две группы: первые – те, которые постигают грешника за прежние нераскаянные грехи; вторые – те, которые ополчаются на праведника и служат, по словам святого Златоуста, «причиной стяжания венцов, как это было с Лазарем и Иовом». Царица Евдокия тайно соглашалась с Евтихиевой ересью, слушаясь при этом советов подлого евнуха Хрисафия. Но внезапно постигла ее беда. Как-то раз ее супруг, царь Феодосий [Младший], принес ей яблоко необычайной величины. Царица отправила это яблоко больному сенатору Павлину, а тот – из любви к царю – послал то же самое яблоко Феодосию. Это заронило в царе подозрение, что царица состоит в недопустимых отношениях с сенатором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1661 Георгий, второй сын в. к. Василия Иоанновича, родившийся 30 октября 1533 года. – П. С. Р. Л. т. VIII, 280. 1662 Слово издается по рукописи Новгород. Софийской биб., ныне библиотеки С-ПБ. Духовной Акад. 1296, л. 195–204. 1663 Памятник издается по рукописи Новгород. Соф. биб. 1296, л. 211–220. Немногие мелкие отрывки из издаваемого памятника были напечатаны Забелиным по рукописному сборнику под названием Златоуст конца XVI или начала XVII в., находящемуся в Московской Оружейной Палате (Забелин. Опыты изучения русских древностей и истории, част. I, М. 1872, 185–188. Калачев, Архив историко-юридических сведений о России. 2 кн., полов. 2, отд. VI, 43–50). Только у Забелина эти отрывки взяты не из одного памятника, а они у него представляют из себя заимствования из разных источников. Так начальная часть издаваемого мною памятника у Забелина носит название «слова о правде». Название «слова» и внес в свое издание от Забелина; в рукописи Софийской библиотеки памятник не имеет пред собою никакого названия. Другая половина издаваемого памятника, по Забелину, представляет отрывок из слова о «кормчах и пиянстве». 1664 Слово находится в рукоп. Новгор. Соф. биб. 1296, 176–195. Слово о любви, выдержки из которого здесь приводятся, представляет из себя замечательный литературный памятник древнерусского проповедничества. Оно все посвящено учению о христианской любви, которая описывается здесь в своих высоких чертах, какие указаны для нее И. Христом и Апостолами, и которая кроме того рассматривается здесь, что важнее всего, в связи с явлениями нравственной жизни древнерусского общества, заключавшей в себе не мало черт, противных этой основной заповеди христианской морали. 1665 Памятник издаетса по рукописи Москов. Синод. бывшей Патриарш. биб. из отдела неописанных рукописей, 927, л. 184–186. Рукопись собрана и написана современником стоглавого собора, иноком волоколамского монастыря, Вассианом бывшим архимандритом Возмицким. Настоящий памятник помимо своего исторического значения, как источника для характеристики нравственного состояния русского духовенства XVI века, имеет и ту важность, что служит новым доказательством подлинности определений Стоглавого собора, на которые его автор прямо и ссылается. На основании разных наказных списков, к разряду которых может быть до некоторой степени отнесен и издаваемый памятник, вопрос о подлинности определений Стоглавого собора разрешается в положительном смысле, к чему уже и пришли многие ученые историки. Илья Беляев. Наказные списки соборного уложения 1551 года. М. 1863 года. Макарий. История Русск. Церкви, том. VI. 220–227. А. Павлов . Еще наказный список по Стоглаву. Одесса. 1873 г., 1–4. Сравн. Прав. Соб. 1862 г., ч. III, Декабрь, Прав. Соб. 1863 г., ч. I, 87. 202. Наказная грамота м. Макария. Прав. Соб. 1863 ч. I, 317–421. Добротворский, статья: Каноническая книга стоглав или не каноническая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 сентября Строгий пост. Праведной Анны пророчицы, дочери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Мученицы Шушаники, княгини Ранской (V). Преподобного Моисея Мурина (ок. 400). Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659). 14.08.2012 О христианском отношении к бездетности Понять смысл деторождения или бездетности можно, только решив другой, более важный вопрос: а зачем мы вообще живем на Земле? С христианской точки зрения ответ может быть только один: земная жизнь дана человеку для наследования Жизни Вечной, для спасения. 27.06.2012 21 сентября Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Воскресенье перед Воздвижением. Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). 24.05.2012 30 сентября Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137). Преподобномучеников Павла, Феодосия, Никодима и Серафима (1918). Преподобномученицы Ирины (1931). 22.05.2012 29 сентября Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Мученицы Севастианы (ок. 86-96). Мученицы Мелитины (ок. 138-161). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мучеников братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808). Мученицы Людмилы, кн. Чешской (927). 22.05.2012 28 сентября Седмица 14-я по Пятидесятнице. Попразднство Воздвижения Креста Господня. Вмч. Никиты (ок. 372). Обретение мощей свт. Акакия исповедника, еп. Мелитинского (III). ДАЛЕЕ 22.05.2012 27 сентября Строгий пост. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста (407). Леснинской (1683) иконы Божией Матери. ДАЛЕЕ 22.05.2012 26 сентября Строгий пост. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Мученика Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237).

http://foma.ru/calendar/9

—177— Афанасия, напр. к епископам Египта и Ливии против Ариан и др. Сам Афанасий в ответном послании к Иовиану о вере говорит о μαθεν πα μν τν τς καθολικς κκλησας πστιν, употребляя термин в значении православности (ibid. I. 780). Ср. Дидима Алекс. к 1Пет. 1:1 : Petrus scribit eis, qui in totius orbis dispersionem morabunt (Migne XXXIX. 1755). Златоуст Hom. CV ed. Paris. V, 682 называет церковь οκουμενικν, зная древнее значение термина, как видно из толк. на Пс. СХ. π τν καθολικν π τ μερικ μετγειν λγον ib. 720. Ясно в значении „православный“ термин употреблён у Августина, как название христианина: egerunt legibus publicis, ad judices venerunt, dixerunt se catholicos, ut possent excludere haereticos. Quare te dicis catholicum, ut excludatur haereticus et nou potius es catholicus, ne sis exclusus haereticus? (Iu Psalm. LXV1I). Ещё точнее в значении „совершенный“ (=ортодоксальный, святой) и „вселенский“ термин объяснён в De Genesi ad litteram liber imperfectus § 4 Migne XXXIV. 221: constitutam ab illo (Spiritu Sancto) matrem ecclesiam, quae catholica dicitur ex eo, quia universaliter perfecta est et in nullo claudicat, et per totum orbem diffusa est. В таком же смысле говорит Юстинианов Кадекс 1, 1: De Summa Trinitate et fide catholica (православной и всеместной): cunctos, hanc legem sequentes christianorum catholicorum nomen jubemus amplecti. В Базиликах: τ τν χριστιανν καθολικν νομα κελεομεν νοσθαι ср. πστις κ., – τος ρθοδξοις πισκποις... καθολικ κκλησα πσης τς οκουμνης, – κ. θρησκεα, – γα το θεο κ. κα π. (1–5 Heimb. 1. 1–3). Cp. Katteribusch, Das Apostolische Symbol, II Bd. 917–927: приводит ещё выражение Гилария (к Псал. 64 ) „ecclesiastica religio“, где вместо первого термина автор мог поставить „catholica“. Также А. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte, и Bd 3 Aufl. 371 flg. Anmerkung 1 указывает между многими из вышеприведённых цитат также и на Иринея, Против ересей III, 12. 2 Stieren 501–502, по которому Валентиниане, по-видимому, называли православных католиками: hi (qui а Valentino sunt) ad multitudinem propter eos, qui sunt ab Ecclesia, quos communes ecclesiasticos ipsi dicunt, inferunt sermones, per quos capiunt simpliciores. Если в подлиннике стояло καθολικος κκλησιαστικος или, по другому чтению, κ. κα ., то получается возможность

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К житиям, где Святитель указывает первоисточник, а не Макарьевские Четии-Минеи, из которых ими пользуется, следует отнести: В Сентябре: 4-го – житие св. священномученика Вавилы, в Четии-Минее: «от Метафраста»; в первом месяцеслове: «I т. 592 с. по Сурию», но там только краткий отрывок о св. Вавиле и Святителево житие составлено по «иному сказанию» о святом, находящемуся в ВЧМ (сентябрь, вып. 1-й, стб. 254–262) с дополнением в конце из слова св. Иоанна Златоуста 289 . В Октябре: 1-го – св. апостола Анании, «от Метафраста» (по Сурию, т. V, с. 521), но с Метафрастовой редакцией рассказ Святителя мало согласен и больше сходства имеет с «мучением» в ВЧМ (октябрь, вып. I, стб. 26 и далее); 2-го – св. Андрея Христа ради юродивого, «списанное Никифором пресвитером церкви св. Софии в Царьграде, зде же вкратце от Пролога собранное», но в Прологе житие разбито на отдельные эпизоды и находится в отрывках в Октябре и Ноябре, поэтому источником лучше считать ВЧМ (октябрь, вып. И, стб. 80–237-й) 290 ; 11-го – воспоминание чуда, бывшего от иконы Спасителя, в Четии-Минее: «св. Афанасий великий », в первом месяцеслове Сурий, «т. VI, с. 237-я», здесь слово св. Афанасия Александрийского , Святитель пользовался славянским его переводом из ВЧМ (октябрь, стб. 925–927) 291 ; 14-го – св. Параскевы Сербской, «списанное Евфимием, епископом Терновским», а житие, написанное Евфимием, имеется в ВЧМ (октябрь, стб. 1022–1042), в конце Святитель сделал добавление о новом перенесении мощей св. Параскевы из Царьграда в Яссы, которое было в 1641-м году. В Мае: 1-го – житие преп. Пафнутия Боровского, «списанное учеником его Вассианом, архиепископом Ярославским и Ростовским», находится в ВЧМ (май, л. 61), Святитель изложил источник с значительными сокращениями. В Июне: 19-го – житие преп. Паисия великого, «списанное преп. Иоанном Коловым. От великия Минеи-Четьи и от прочих харатей»; во втором месяцеслове: «в Прологу нет, а в Четиих – 19 листов, л. (по новому счету, л. 226 об.–244 об.); с житием в ВЧМ рассказ Святителя вполне согласен и «из прочих харатей» заимствованы, может быть, только те исправления, которые рукою Святителя сделаны на полях в ВЧМ и внесены в его повествование 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большую роль в становлении Православия в Болгарии сыграли ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии латинскими миссионерами. Среди них можно отметить святых Климента, Наума, Горазда и других. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса — Симеона (893–927), покровителя богословия и литературы. Очевидно, именно в Болгарии и рождается окончательный вариант славянской азбуки — кириллица. По личному указанию князя Симеона был составлен сборник «Златоструй», в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста. 8.1.2. Установление автокефалии. Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат В Х в. Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию. Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя «царем болгар и ромеев». В 919 г. Церковный собор в Преславе объявил Болгарию самостоятельной в церковном отношении (автокефальной) и возвел ее в ранг Патриархата, однако Константинополь признал эти деяния только в 927 г. при царе Петре, заключившем с Византией мирный договор. Глава Болгарской Церкви — архиепископ Доростольский Дамиан — был признан Патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно после того, как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием в 971 г. Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать. Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, после покорения части Болгарии кафедра была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу, и, наконец, в Охриду — столицу западноболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976-1014).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Церковь приняла и сохраняет молитвословия: а) канон молебный ко пр. Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии, творение Феофилакта монаха 923 ; б) молитву на студные помыслы св. Василия Великого 924 ; в) молитву св. седми отроков на немощного и неспящего 925 ; г) последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых, соединенное с помазанием елеем и с заклипательными молитвами св. Василия Великого и Иоанна Златоустог о 926 . Таинство св. елеосвящения Главное благодатное средство, которое Прав. Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания и приготовления к христианской, непостыдной и мирной кончине, есть таинство св. елеосвящения. Помазание св. елеем у Прав. христиан употребляется во многих обстоятельствах. Оно преподается и пред крещением и от лампад, теплящихся пред св. мощами и иконами, и по благословении на всенощных бдениях пред великими праздниками, и для уврачевания зол в болезней 927 . По все сии елеосвящения не суть таинство. Начало Елеосвящения положено самим Господом, по заповеди Которого ученики Его, врачуя души людей спасительным словом Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея; мазаху маслом многия недужные и нецелеваху ( Мк.6:13 ). «Помазание священное твое, человеколюбче, апостолом твоим на немотствующия рабы твоя совершати милостивно заповедавый» 928 . По воскресении своем Господь, Коему дадеся всяка власть на небеси и на земли, окончательно установил таинство Елеосвящения. По преданию оно сохранялось при Апостолах и ими заповедано Церкви: болит ли кто в вас, – говорит Ап. Иаков, – да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, к воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть: отпустятся ему ( Иак.5:14–15 ). Из сих слов Ап. Иакова видно, что Елеосвящение есть таинство, которое совершать, как и другие таинства, предоставлено епископам и пресвитерам, и которое чрез помазание елеем и молитву подает благодать, исцеляющую немощи духовные и телесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«За всякое праздное слово, – говорит (Писание), – дашь ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). Божественное и великое таинство касается не денег, а совершенного произволения и веры в Бога, потому что все мы дали обещание и все мы – должники обещания. Поэтому необходимо девственнице исполнять обет девства, каковое она и обещала; воздержному же – воздержания, а пребывающему в браке – целомудрия и любви друг к другу. Если какая женщина даст обещание сохранять свое девство или быть воздержной в состоянии вдовства, но солжет против обещания и вступит в брак, то она имеет осуждение, так как отвергла первый залог верности. Естественно также, что и пресвитер должен исполнить обязанности священства благородно и диакон – свое служение беспорочно, не похищая воровски того, что относится к обязанности диаконства, чтобы не быть осуждену, как Иуда – предатель. Итак, здесь нужда в большом тщании, чтобы как-либо кто не обманул Бога, не исполняя своего обещания в его целости, лучше же сказать – не отдавая своего залога, который именно каждый из нас обещал. Он более не наш; но мы должны размышлять таким образом, что залог мы получили от Бога и для того, чтобы, с молитвой сохранив обещание без примеси обмана, мы предстали пред страшный престол Христов, чтобы, по примеру Анании, мнение Судьи не осудило нас, как вероломных. Итак, здесь нужда в большой осторожности, чтобы не погрешить в чем-либо и не оставить чего-либо из обещания не исполненным, – постараемся же ревностно со тщанием исполнить обещание. Не будем думать, что христианство должно быть исповедуемо только по виду, и не будем этим довольствоваться, но, чрез утверждение делами пребыв последователями истины и справедливости, получим следующие за справедливостью почести от Христа, Которому слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1896. Том 2, Книга 2, Творения св. Иоанна Златоуста, считаемые сомнительными, Беседа о том, что должно избегать притворного и неистинного вида, с. 924-927. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010