218 Кондак праздника. 219 Стих. на лит. 2 февраля. 220 См. выше. 221 См. выше в подстрочн. примеч. 222 Чет. Мин. 25 марта. 223 Там же. 224 Во свидетельство постоянного упражнения Пресвятой Девы в чтении Писания и Богомыслии на иконах Благовещения изображается пред нею разгнутая книга. 225 25 марта стихир, на Господи воззвах. 226 О Елисавете и о родстве ее с Богоматерью см. ниже, часть 2, в отделении о праведных, 5 сентября. 227 В Чет. Мин. слово св. Златоуста на Благовещение. 228 Sermon 17, 18, de Sanctis. 229 De locig hebraicis — de Nazareth. De actis Apostolorum. 230 Lib. 4, de Trinitate, cap. 5. 231 Ответ 47 князю Антиоху. 232 В слове на день Благовещения. 233 Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. 234 В слове на Благовещение. 235 См. Церковный Устав, 25 марта. 236 В слове на Благовещение Пресвятой Богородицы. 237 Ответы на некоторые вопросы. 238 См. в месяцеслове 1849 и 1852 г. изд. от Академии наук Еврейский календарь. 239 69 прав. Св. Апостолов Constit. Apostol. Lib. 5, cap. 12, 14. Lib. 7, cap. 24. 240 19 прав. Гангрск. Собора. 241 Церковный Устав, гл. 32, 33, 35—36. 242 Церковная служба в вечер среды перв. седмицы св. Четыредесятницы. 243 В утро понедельника перв. седмицы св. Четыредесятницы. 244 Указанные места Писания см. выше. 245 Василий Великий. Слово об устроении человека. 246 Св. Григорий Нисский. Слово при вступлении в св. Четыредесятницу. 247 Sermo 25. 248 Прав, испов. перв. ч. вопр. и отв. 93. 249 В книге о посте. 250 Кн. 2, гл. 17. 251 В изложении веры Кафолической и Апостольской Церкви (λγος περ πςεως χαθολιχς χα αποςολιχς χχλεςας), 22. Беллярмин замечает, что этот обычай на Западе продолжался до 12 века, de bon. oper., кн. 2, гл. 2. 252 Трипеснец понедельн. сырн. недели. 253 Lib. 5, cap. 1. 254 В изложении Кафолической веры, 22. 255 Освященный. 256 Ответы на некоторые вопросы. 257 Constit. Apostol. lib. 5 cap. 22. 258 В Посл, к Филиппийцам. 259 1 прав, в книге Прав. 260 В слове перед Четыредесятницей. 261 40 слово на св. Крещение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

26 Ср.: CT. XVI, 9, 1 (Oct. 21). 27 CT. XVI, 5, 65 (мая 30, 428). 28 Посл. 4, l, PL54. Col. 611 A (tr. E. Hunt. New York, 1957. P. 23—24); сходные взгляды высказывались на Востоке Севиром Антиохийским. См. Поел. 1, 35. 29 СТ. XVI, 2, 4 (July 3, 321. Tr. cit. P. 441). 30 St. John Chrysostom. Horn, in Mat. 66 (PG. 58, 630). 31 Schwartz E., ed. Acta conciliorum oecumenicorum. Berlin, 1927 (далее: AGO). Vol. IV. P. 224—225. 32 CJ. I, 2, 24 (530, император Юстиниан). 33 СТ. I, 27, 1 (June 23, 318. Tr. cit. P. 31). 34 CT. XVI, 2, 41 (Dec. 11,411). 35 Ср.: Jones. P. 758. 36 CT. XVI, 10, 12 (Nov. 8, 392. Tr. cit. P. 743). 37 CJ. I, 11, 10(529). 38 CT.VII, 8, 2 (мая 66 368. Tr. cit. P. 165). 39 CT. XVI, 8, 2 (Nov. 29, 330. Tr. cit. P. 467). 40 CT. XVI, 8, 21 (Aug. 6, 420. Tr. cit. P. 469); 10, 24 (June 8, 423. Tr. cit. P. 476). 41 CT. XVI, 8, 1 (Aug. 6, 420. Tr. cit. P. 470). 42 CT. XVI 8, 21 (Aug. 6, 420. Tr. cit. P. 470). 43 CT. Const. Sirmond. 6 (July 9, 425. Tr. cit. P. 480). 44 Jones. Op. cit. P. 949—950. 45 CT. XVI, 5, 5 (Aug. 3, 379. Tr. cit. P. 450); 5, 6 (Jan. 10, 381. Tr. cit. P. 451). 46 CT. XVI, 5, 15 (March 10, 388. Tr. cit. P. 453). 47 CT. XVI, 5, 46 (Jan. 15, 409. Tr. cit. P. 458). 48 CT. XVI, 5, 25 (March 13, 395. Tr. cit. P. 454); 26 (March 30, 395. Tr. cit. P. 455). 49 CT. XVI, 6, 6 (March 21, 413. Tr. cit. P. 465); 10, 24 (June 8, 423. Tr. cit. P. 476). 50 CT. XVI, 5, 9 (March 31, 382. Tr. cit. P. 452). 51 CT. XVI, 5, 66 (Aug 8., 435. Tr. cit. P. 463). 52 CT. XVI, 2, 31 (Jan. 15, 409. Tr. cit. P. 445). 53 Ср.: Jones. Op. cit. P. 801—802, 921—924. 54 CT. XVI, 2, 6 (June 1, 329. Tr. cit. P. 441). 55 CT. XVI, 5, 11 (Feb. 26, 342. Tr. cit. P. 442). 56 CT. XII, 1, 121 (June 17, 390. Tr. cit. P. 359—360). 57 CT. XII, 1,63 (Dec. 11, 399. Tr. cit. P. 351). 58 CT. IX, 40, 16 (July 27, 398. Tr. cit. P. 257). 59 Главными источниками для этого эпизода являются пять речей языческого ритора Ливания и двадцать одна гомилия «О статуях» св. Иоанна Златоуста, бывшего тогда пресвитером в Антиохии. См.: Migne J.P., ed. Patrolpgiae graecae cursus completus (далее: PG). Paris, 1844—66). Ср. подробное описание: Downey G. A History of Antioch in Syria. Princeton, 1961. P. 426—433.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

2786 О Псалтири – Срезневск. Древн. намята, русск. письма. С. 200 (397). О Песн. песней – библиот. Моск. истор. общ. 171. С. 61 (160, 401). 2787 Первое Толкование – в библ. Толстов. (125) (Опис. 98 (297)). Второе – в Синод. библ. (73) (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 1. 128 (254)). Свидетельство митрополита Киприана – в Акт. истор. 1. 478 (228). 2788 Толк. Апостол – в Синод, библ. (74) (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 1. 154 (254)). Списки толков. Апокал.– в Рум. муз. (201) (Опис. 11 (246)), библ. Царского (225) (Опис. 1 (404)) и у Среднее. (Древн. памятн. русск. языка. С. 200 (397)). Означенные сборники – в библ. Толстов. (114, 91) (Опис. 213 и 276 (297)). 2789 Списки помянутых Толков. на Иова и бесед Златоуста – в Синод, библ. (72) (Опис. 2. Кн. 1. 45–50 и 53 (254)). Свидетельство Киприана – в Акт. истор. 1. 478 (228). 2790 Первая рукопись – в Рум. муз. (200) (Опис. 161 (246)), вторая – в Синод. библ. (64) (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 2. 32 (254)), третья – в той же библ. (53) (247 (254)). 2791 Списки: XIII в. – в Рум. муз. (182) (Опис. 255 (246)); XIV в.– в Синод. библ. (49) (Горск. Опис. 2. Кн. 2. 193 (254)) и другой, переписанный 1387 г. в Студийской обители митрополитом Киприаном – в Моск. Духов. Акад. 152 (164)); нач. XV в.– два в Троицко-Сергиевой лавре (27, 28) (Опис. 158 (248)) и один в библ. Моск. ист. общ. (158) (Опис. 47 (401)); 1419 г., переписанный по благословению митрополита Фотия для священноинока Саввы диаконом Стефаном – в библ. Толстов. (93) (Опис. 212 (297)); 1422 г., переписанный по повелению преподобного Кирилла Белоезерск. иноком Феогностом – в Кирилло-Белоезерск. монастыре (141) (архим. Варлаам, в означ. Опис. 20–21 (241)); 1431 г.– в Рум. муз. (183) (Опис. 255 (246)); вообще XV в.– в библ. Царск. (211) (Опис. 149 (404)) и в Синод. библ. (50) (Горск. Опис. 2. Кн. 2. 205 (254)). 2792 Аввы Дорофея: XIV в. в Чудовск. библ. (37) (Горск. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2. 224 (254)), кон. XIV или нач. XV в. в Толстов. (94) (Опис. 65 (297)), 1414 г. в Сергиевой лавре (29) (Опис. 155 (248)), XV в. в библ. Царск. (217) (Опис. 27 (404)). Ефрема Сирина: кон. XIII в. (Среднее. Древн. памятн. русск. языка. С. 630 (397)), XIV в. в библ. Царск. (215) (Опис. 41 (404)), нач. XV в. в Толстов. (98) (Опис. 117 (297)). Исаака Сирина: 1381 г. в Серг. лавре (25) (Опис. 154 (248)); 1416 г., перепис. в монастыре преп. Саввы по воле игумена Варсонофия – в Толстов. (101) (Опис. 323 (297)); 1431 г., переп. в новгородском Лисицком монастыре иеромонахом Симеоном (31) (Горск. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2.176 (254)); вообще XV в. в Рум. муз. (185) (Опис. 235 (246)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

568 – житие Сильвестра папы Римского. Вот полное оглавление житий и других агиографических сказаний, заключающихся в этом сборнике т. II, л. 1 – житие св. м. Евдокии; л. 18 – мучение свв. 40 мучеников иже в Севастии, по-видимому, буквальный перевод из Метафраста; л. 23 об. – житие Алексия человека Божия; л. 53 об. – слово св. И. Златоуста на Благовещение; л. 58 – собор св. архангела Гавриила; л. 60 – житие преп. Марии Египетской, списано Софронием, патр. Иерусалимским; л. 83 об. – житие св. апос. Марка, творение С. Метафраста; л. 86 – поучение с житием св. апос. Иакова; л. 93 – житие св. Афанасия Александрийского , списано С. Метафрастом; л. 102 – слово о памяти свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба и чудеса их; л. 106 – житие св. Пелагии, списано С. Метафрастом; л. 116 – перенесение мощей свят. Николая и чудеса; л. 126 – житие св. Епифания Кипрского , списанное Иоанном, учеником его и положенное в Метафрасте; л. 134 – житие св. Пахомия, списано от Павла в Лавсаице, от Метафраста житий; л. 144 об. – слово о благоверном царе Константине и матери его Елене; л. 150 – третье обретение главы св. Иоанна Предтечи; л. 151 об. – мучение Иустина философа ; л. 154 – житие Кирилла, патриарха Иерусалимского; л. 156 об. – житие св. апост. Тимофея, единого от 70-ти, списано С. Метафрастом; л. 159 об. – житие апостола Варнавы от книг С. Метафраста; л. 166 – житие преп. Онуфрия, написано от Пафнутия мниха; л. 178 – снова житие преп. Онуфрия; л. 183 – св. пророка Елисея; л. 204 об. – сопрение св. апостола Петра с Симоном волхвом; л. 213 – житие свв. Апостол. Петра и Павла (апокрифического характера); л. 224 – сказание о свв. 12 апостолах; т. III, л. 1 – «Слово являа место и время и вины, в ней же явися ризы Богородицы» (по-видимому, перевод из Метафраста); л. 7 – страсть св. м. Прокопия из С. Метафраста; л. 12 – страсть св. м. Панкратия; л. 14 – свв. преп. муч. Патермуфия и Конрия и Александра воина; л. 20 – слово о св. архистратиге Гаврииле; л. 23 об. – мучение свв. Кирика и Иулитты (перевод из Метафраста); л. 26 об – житие св. князя Владимира; л. 34 об. – мучение св. Марины (богатое апикрифическими подробностями); л. 47 – житие св. Макрины, сестры св. Василия великого ; л. 53 – житие св. прор. Илии; л. 56 – чудо св. прор. Илии в Нижнем Новгороде; л. 71 – житие св. Симеона юродивого, списанное Леонтием, еписк. Кипрским и положение у Метафраста; л. 82 – житие св. Марии Магдалины, избрано от многих писаний святых; л. 90 – житие и страдание свв. Бориса и Глеба; л. 102 – житие преп. Евпраксии; л. 117 – страсть св. великомученика Пантелеймона и дружины его, списано С. Метафрастом; л. 122 – праздник всемилостивому Спасу и пречистой Его Матери (из Пролога); л. 123 – мучение свв. мучеников Маккавея и матери их Саломии и учителя Елеазара; л. 131 об. – свв. семи отроков в Ефесе; л. 154 об. – слова на успение Богоматери. Далее в 3 томе, а равно и в 1-м, содержатся исключительно слова на разные праздники и дни святых (лл. 181–186).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Два первые — в бывшей Толстов. 83] (Опис. 68, 211 последний — в Кирилло-Белоез. монастыре (арх. Варлаам. в означ. Опис. 10 Списки Толков. на Шестодн. в Синод. библ. 81] (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 1. С. 1 и 30 О списках Толков. на пророк. см.: Востоков. Предисл. к Остром. Евангелию. II–III и Москвитян. 1843. 7 О Псалтири — Срезневск. Древн. памятн. русск. письма. С. 200 О Песн. песней — библиот. Моск. истор. общ. 171. С. 61 401]. Первое Толкование — в библ. Толстов. (Опис. 98 Второе — в Синод. библ. (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 1. 128 Свидетельство митрополита Киприана — в Акт. истор. 1. 478 Толк. Апостол — в Синод. библ. (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 1. 154 Списки толков. Апокал.— в Рум. муз. (Опис. 11 библ. Царского (Опис. 1 и у Срезнев. (Древн. памятн. русск. языка. С. 200 Означенные сборники — в библ. Толстов. 91] (Опис. 213 и 276 Списки помянутых Толков. на Иова и бесед Златоуста — в Синод. библ. (Опис. 2. Кн. 1. 45–50 и 53 Свидетельство Киприана — в Акт. истор. 1. 478 Первая рукопись — в Рум. муз. (Опис. 161 вторая — в Синод. библ. (Горск. Опис. Отд. 2. Кн. 2. 32 третья — в той же библ. (247 Списки: XIII в.— в Рум. муз. (Опис. 255 XIV в.— в Синод. библ. (Горск. Опис. 2. Кн. 2. 193 и другой, переписанный 1387 г. в Студийской обители митрополитом Киприаном — в Моск. Духов. Акад. 152 нач. XV в.— два в Троицко-Сергиевой лавре 28] (Опис. 158 и один в библ. Моск. ист. общ. (Опис. 47 1419 г., переписанный по благословению митрополита Фотия для священноинока Саввы диаконом Стефаном — в библ. Толстов. (Опис. 212 1422 г., переписанный по повелению преподобного Кирилла Белоезерск. иноком Феогностом — в Кирилло-Белоезерск. монастыре (архим. Варлаам, в означ. Опис. 20–21 1431 г.— в Рум. муз. (Опис. 255 вообще XV в.— в библ. Царск. (Опис. 149 и в Синод. библ. (Горск. Опис. 2. Кн. 2. 205 Аввы Дорофея: XIV в. в Чудовск. библ. (Горск. Опис. Синод. библ. 2. Кн. 2. 224 кон. XIV или нач. XV в. в Толстов. (Опис. 65 1414 г. в Сергиевой лавре (Опис. 155 XV в. в библ. Царск. (Опис. 27 Ефрема Сирина: кон. XIII в. (Срезнев. Древн. памятн. русск. языка. С. 630 XIV в. в библ. Царск. (Опис. 41 нач. XV в. в Толстов. (Опис. 117 Исаака Сирина: 1381 г. в Серг. лавре (Опис. 154 1416 г., перепис. в монастыре преп. Саввы по воле игумена Варсонофия — в Толстов. (Опис. 323 1431 г., переп. в новгородском Лисицком монастыре иеромонахом Симеоном (Горск. Опис. Синод. библ. 2. Кн. 2. 176 вообще XV в. в Рум. муз. (Опис. 235

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

С. 224). 486 Григорий Палама. Против Акиндина 5, 17, 13—21 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ. Σελ. 337); 5,26, 3—27 (Ibid. Σελ. 370). 487 См.: Василий (Кривошеи»), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949—1022). Париж, 1980. С. 197—218; Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. С. 378—391. 488 Ин. 1:18. 489 Ср.: Климент Александрийский. Строматы 5, 1; Григорий Нисский. Похвальное слово Стефану 1 (PG 46, 717 В); Василий Великий. Беседа на Псалом 48, 8 (PG 29, 449 С). 490 Ис. 40:31. 491 Григорий Палама. Триады II, 3, 31 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 565—566=Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 218—219). 492 Суд. 13:13—18. 493 Григорий Палама. Триады II, 3, 4 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 413=Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 62—63). 494 2 Кор. 12:2. 495 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 1, 54 (PG 90, 1104 А); Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1200В). 496 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1241 АС). 497 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 1 (PG 3, 997 А) и др. 498 ГригорийПалама. Триады II, 3, 36—37 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα,κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 570—571=ГригорийПалама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 62—63). 499 Иак. 1:17. 500 Григорий Богослов. Слово 40, 6, 18—19 (SC 358, 208). 501 Иоанн Златоуст. Письмо 1–е к Феодору (PG 47, 292). 502 Источник цитаты неизвестен. 503 Аналогически — в смысле сравнения, по аналогии, в переносном смысле (от греч. αναλογα — аналогия, сравнение); анагогически — в возводящем смысле (от αναγωγ — возведение, поднятие). 504 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1165 С). 505 Духовно возводящем. 506 Григорий Палаома. Триады II, 3, 20—23 του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 557—558=Григорий Палама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

490 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 3. Т. 1. С. 259. 491 «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»: 492 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 405. С. 487. 493 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 333. 494 «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий»: 495 Быт.19:14—23 (см. выше прим. 700 к Песни 2). 496 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 404. С. 486—487. 497 Ксанфопулы, 73; 98/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 491, 456. 498 Исаак Сирин. Беседа 30, 3, 13. 499 Ксанфопулы, 93/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 486. 500 Григории Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 224, 228; Он же. О безмолвии, 5/Там же. С. 236; Ксанфопулы. 94/Там же. С. 487. 501 Нил Синаит. Разные главы. С. 367. 502 Петр Дамаскин, II, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 200. 503 «Безчинна суть вся бесовская» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 168). 504 Евагрий. От трезвенных глав, 5/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 523. 505 О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 584; Петр Дамаскин, I/Там же. С. 95, 108 — со ссылкой на святого Максима; Ксанфопулы, 15/Там же. Т. 1. С. 375; Григорий Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Там же. С. 224, 228. 506 Макарий Египетский, 62, 1; 1, 10, 2; Исаак Сирин. Слово 14. С. 59. Ср.: «Если же для милостыни пожелаешь больше заняться делом, то знай, что молитва в чине своем выше милостыни, а если ради телесных потребностей, то, если ты не ненасытен, к удовлетворению нужд твоих достаточно с тебя и того, чем наделяет тебя Бог» (Исаак Сирин. Слово 30. С. 138—139; ср.: Антоний Великий, 88/Добротолюбие славянское. Т. 1, 28). Если же монах не может, трудясь, отвлечься от излишних попечений, то лучше ему передать попечение о себе тем, кто на это уполномочен, как сделал это, например, авва Филимон, «попечение о себе предавше строителю Лавры» (О Авве Филимоне/Там же. Т. 2. С. 581), а лучше всего — возложить его на Господа (Петр Дамаскин, II, 5/Там же. С. 189).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   Простите, матери, стоит моя работа — здесь, помолитесь за меня — там...) Зде чтем в четверток пятыя седмицы Житие преподобныя, вторую статию.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 3. Т. 1. С. 259.     «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»:    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 405. С. 487.    Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 333.     «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий»:    Быт.19:14—23 (см. выше прим. 700 к Песни 2).    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 404. С. 486—487.    Ксанфопулы, 73; 98/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 491, 456.    Исаак Сирин. Беседа 30, 3, 13.    Ксанфопулы, 93/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 486.    Григории Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 224, 228; Он же. О безмолвии, 5/Там же. С. 236; Ксанфопулы. 94/Там же. С. 487.    Нил Синаит. Разные главы. С. 367.    Петр Дамаскин, II, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 200.    «Безчинна суть вся бесовская» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 168).    Евагрий. От трезвенных глав, 5/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 523.    О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 584; Петр Дамаскин, I/Там же. С. 95, 108 — со ссылкой на святого Максима; Ксанфопулы, 15/Там же. Т. 1. С. 375; Григорий Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Там же. С. 224, 228.    Макарий Египетский, 62, 1; 1, 10, 2; Исаак Сирин, Слово 14. С. 59. Ср.: «Если же для милостыни пожелаешь больше заняться делом, то знай, что молитва в чине своем выше милостыни, а если ради телесных потребностей, то, если ты не ненасытен, к удовлетворению нужд твоих достаточно с тебя и того, чем наделяет тебя Бог» (Исаак Сирин. Слово 30. С. 138—139; ср.: Антоний Великий, 88/Добротолюбие славянское. Т. 1, 28). Если же монах не может, трудясь, отвлечься от излишних попечений, то лучше ему передать попечение о себе тем, кто на это уполномочен, как сделал это, например, авва Филимон, «попечение о себе предавше строителю Лавры» (О Авве Филимоне/Там же. Т. 2. С. 581), а лучше всего — возложить его на Господа (Петр Дамаскин, II, 5/Там же. С. 189).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1331.  Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14. 23). 1332. Гал. 2. 20. 1333. 2 Кор. 13. 5. 1334. 1 Кор. 3. 16–17. 1335.  Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6. 19–20). 1336. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 1337.  …переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2. 3, 5). 1338. Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 1339. Sanct. Chryssi, pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. С. 820. 1340.  …вы храм Бога Живого (2 Кор. 6. 16). 1341. S. Chr. Tom I, pag. 915, contra iudeoi sermo VI. Св. Иоанн Златоуст. Творения, Τ I. С. 718. 1342. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3. 11). 1343. Еф. 2, 21. 1344. Еф. 2. 22. 1345. S. Chrysost. Tom XI, pag. 14. Св. Иоанн Златоуст Творения. Т. 11. С. 50. 1346. Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отьятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога. 1347. Слово 68. 1348. Слово 8. 1349. Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия. 1350. Память Божия или Поучение состоят в непрестанной молитве. См. о сем во 2-й части Аскетических опытов. 1351. Слово 89. 1352. Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть. 1353. Рим. 8. 26. 1354. Слово 21. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями, и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 6; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу. Аскетические опыты, ч. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Из всего эпистолярного наследия прп. Феодора наиболее употребительны следующие цитаты: ( 2Тим.2:3 ) – «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» – 23 раза 218 ; ( Мф.5:10 ) – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» – 20 раз 219 ; и по 17 раз: ( Евр.11:38 ) – «...те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» 220 и ( 1Тим.3:15 ) – «…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» 221 . Первые три фразы отражают горячее стремление преподобного к царству Солнца Правды, путем исполнения Слова Божия («правды»), через отречение от мира («скитания») и страдания, подражанием и служением (в соработничестве – «воин Христов») Христу. Это указывает на то, что в отстаивании своих убеждений преподобный исходил из Евангельского призыва к совершенной Любви ( Мф.19:21 ; Ин.17:23 ). Четвертая фраза 222 служит указанием на пристальное внимание преподобного к евхаристическому собранию, как источнику опытного познания Истины. Исходя из вышеприведенных примеров, можно заключить о глубоком сопереживании Божественного Откровения святым игуменом. При этом прп. Феодор очевидно строго придерживается рамок святоотеческой традиции. Из святых отцов более часто прп. Феодор цитирует: Василия Великого – 123 ссылок 223 . Григория Богослова – 40 ссылок 224 . Деонисия Ареопагита – 34 ссылок 225 . Иоанна Златоуста – 14 ссылок 226 . Частое упоминание именно этих отцов указывает на необходимость укоренить свою богословскую позицию в той части святоотеческого Предания, которое было более авторитетно и которое более оспаривалось (иконоборцы из тех же отцов предлагали аналогичные цитаты и свои комментарии к ним) 227 . Когда речь шла об интерпретации высказываний святых отцов, прп. Феодор предлагал всегда учитывать исторический и богословский контекст. Например, разбирая спорное место из творений Златоуста, Студийский игумен пишет: «Изречение Златоуста...надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это; ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лице, и на образ речи: время (χρνον), потому что не одно и то же заповедано и древним и находящимся под благодатию; лице (πρσωπον), потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи (τρπον), потому что не одно и то же – говорить догматически (δογματικς διαλγεσθαι) и предлагать простейшую речь (πλοκτερον τν λγον)» 228 , – из этих слов видно, что святоотеческое наследие не было для прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010