Блажен, кто внимательно испытывал самого себя, замечал в себе многочисленные, едва приметные недостатки, ограждал себя от греха, чтобы умилосердился к нему Бог на нелицеприятном Своем суде (прп. Ефрем Сирин , 33, 476). Источник. Смотри, чтобы из-за видимости не ускользнула у тебя действительность (свт. Григорий Богослов , 16, 210). Источник. Если же ежедневно будем грешить и ранить нашу душу, никогда не вникая в это, то подобно тому как получающие непрерывные раны, а потом нерадеющие о них приобретают себе лихорадки и навлекают невыносимую смерть; так, конечно, и мы вследствие этого непрерывного бесчувствия навлекаем на себя неминуемое наказание... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 708). Источник. ...Будем ежедневно исследовать силу ее (души), и не перестанем испытывать самих себя; будем требовать у себя отчета и в том, что в нас входит, и в том, что выходит, – что мы сказали полезного и какое произнесли слово праздное, а также что полезного ввели в душу через слух и что внесли в нее могущее повредить ей (свт. Иоанн Златоуст , 47, 29). ...Будем бдительны и не станем безрассудно следовать обычаю других, но каждый день будем испытывать свою жизнь и смотреть, в чем мы согрешили и что сделали доброго, и таким образом исправлять свои согрешения, дабы нам стяжать и вышнюю милость, и быть угодными Богу... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 225). Не будем оставлять без внимания даже грехов, почитаемых малыми; но каждый день будем требовать от самих себя отчета и в словах, и во взглядах и подвергать себя наказанию, дабы избавиться наказания в будущем веке (свт. Иоанн Златоуст , 47, 650). ...Не прежде засыпай ты, человек, пока не размыслишь о грехах, совершенных тобою в продолжение дня; тогда, без сомнения, в следующий день ты будешь не так скор на подобные предприятия (свт. Иоанн Златоуст , 48, 25). Имей книгу в своей совести и записывай в ней ежедневные грехи. Например, так: когда ты ложишься в свою постель и тебя никто больше не развлекает, то прежде чем предаться сну, возьми эту книгу и подумай о своих грехах, рассуждая сам с собой: не согрешил ли я сегодня словом ли, или делом? (свт. Иоанн Златоуст , 48, 656).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Без обмана делай дело свое, брат, ибо так прилично верным, и обретешь благодать в трудах своих (прп. Ефрем Сирин , 30, 209–210). Источник. Если хочешь, чтоб ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога (прп. Ефрем Сирин , 30, 503). Источник. Если увидишь обман, не тотчас обличай (прп. Ефрем Сирин , 31, 631). Источник. Нетверд голос у обманщика, смутна речь его; непрестанно меняется цвет лица у того, кто строит козни и расставляет сети (прп. Ефрем Сирин , 34, 275). Источник. ложь свою слагает с истиною, чтоб обман его оставался прикровенным (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда и виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие (прп. Ефрем Сирин , 34, 306–307). Если вознамерится пленить тебя неправдою, великий оплот тебе – правда (прп. Ефрем Сирин , 34, 354). ...И лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали о Царстве Небесном... (прп. Макарий Египетский , 67, 264). Источник. ...Ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет... (свт. Григорий Нисский , 18, 266). Источник. Праздник Божий – истинное ведение, кто же внимает лжи и заблуждению, тот умрет дурною смертью (авва Евагрий, 89, 610). Ложь – гнусное бесчестие человека; избежим обвинения, вызываемого ложью; не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, боясь не встретить к себе более веры даже и тогда, когда говоришь истину; тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтоб ему верили, даже и в том случае, если бы когда он сказал правду... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 925). Обман благовременный и учиненный с добрым намерением такую приносит пользу, что многие, не воспользовавшись этим средством, часто терпели наказание (свт. Иоанн Златоуст , 46, 29). Источник. ...Когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить Божественному Писанию, устранись от него, как от безумного... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Когда Вышняя Десница являет свое промышление, тогда все делается легким и сносным, и люди жестокие оказываются кротчайшими (свт. Иоанн Златоуст , 47, 670). Источник. ...Не сомневайся в Промысле Божием, но удивляйся Его попечению, как Он, несмотря на то, что между людьми есть и злые и добрые, всем предоставил вселенную и солнце и подает дожди (свт. Иоанн Златоуст , 48, 32). Источник. Как река, разделяясь на множество потоков, орошает страну, по которой протекает, так и промышление Божие окружает нас со всех сторон, обильно изливаясь, стремительно притекая и наполняя все. Оно не только доставляет нам безопасность и непреодолимую помощь, но и духовную радость (свт. Иоанн Златоуст , 48, 210). Источник. Если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому для спасения людей он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление (свт. Иоанн Златоуст , 48, 306–307). ...Бог печется не только о жизни, но и о смерти праведных, и не только о смерти, происходящей но естественному закону, но и о бывающей часто по особой воле Его (свт. Иоанн Златоуст , 48, 351). ...Не земля, не вода, не воздух, не солнечный луч и не что-нибудь другое произращает плоды, но все – от Него (свт. Иоанн Златоуст , 48, 449). ...Солнце есть самая светлая звезда, однако больные глазами не видят света его; так точно и Промысл Божий яснее всякого солнца, но люди с превратными мыслями и закрытым слухом имеют нужду в великом попечении, чтобы раскрылся ум их (свт. Иоанн Златоуст , 48, 526). Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, – потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, – так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там человек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют противоположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростию и промышлением (свт. Иоанн Златоуст , 48, 548–549). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Жертва Богу ...Если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него (свт. Василий Великий , 8, 337). Источник. Чем же должно снискивать благоволение Его ? Принеси Ему золото и серебро: если видишь нагого, одень. А ежели у тебя нет ничего такого, то принеси Ему иные дары, честнейшие золота и серебра, – веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие (прп. Ефрем Сирин , 31, 260). Что имеешь у себя и чем Он наделил тебя, то и принеси Ему, ибо и двух лепт вдовицыных не отверг Христос (прп. Ефрем Сирин , 31, 260). ...Для Бога ничто так не достолепно, как слово очищенное, и душа, совершенная учениями истины (свт. Григорий Богослов , 15, 32). Источник. В жертву Богу преимущественно пред всем прочим приноси душу (свт. Григорий Богослов , 16, 210). Источник. Бог не имеет ни в чем нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам, по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет это (принесение Ему жертв) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 47, 162). Бог принимает наши приношения не потому, что нуждается в них, но потому, что хочет, чтобы и чрез них выражалась наша благодарность (свт. Иоанн Златоуст , 47, 163). ...Господь ищет не приведения бессловесных и не приношения плодов земных, но только душевного расположения (свт. Иоанн Златоуст , 47, 164). Источник. Так как люди, мало-помалу предавшись беспечности, имели впоследствии изобрести себе богов и им приносить жертвы, то Бог предварительно благоволил, чтобы жертвы приносились Ему, дабы, по крайней мере, чрез это отклонить от гибельного заблуждения имевших предаться нечестию (свт. Иоанн Златоуст , 47, 272). ...Человеколюбивый Господь попустил приносить Себе жертвы, чтобы посредством их люди, тогда еще менее совершенные, могли и выразить (Богу) свою благодарность, и избегнуть заразы идолослужения (свт. Иоанн Златоуст , 47, 272–273). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Равнодушие Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит , сам того не сознавая (прп. Ефрем Сирин , 34, 321). Если мы не будем и к добродетели стремиться с любовию и охотою, и к пороку не будем питать великой ненависти, то не в состоянии будем ни избежать вреда от этого, ни достигнуть той (свт. Иоанн Златоуст , 47, 210). Ты навлекаешь на себя величайшую ответственность, если, видя заблудшего, не хочешь помочь ему... Не может оправдать нас то, что у него есть свой ум, потому что и мы, многократно преподававшие наставления другим, часто в отношении к себе оказывались несостоятельными и не могли помочь самим себе. Так же рассуждай и о другом заблуждающемся, что он скорее может получить добрый совет от тебя, нежели от себя, и не говори: какая мне до него нужда?.. Оттого и происходят все роды зла, что мы считаем чужим принадлежащее нашему собственному телу (свт. Иоанн Златоуст , 53, 451). Воспримем же все сие в чувство и пребудем в нем, усердно делая все, к чему это побуждать будет нас. Ибо кто равнодушен к этому, будьте уверены, что он уловлен страстями, дремлет в беспечности, тяжкосердствует, сластолюбствует, завидует, легкомысленничает, ленится, уткнувшись, как медведь в лапы, того только ищет, чтобы поесть и попить, рыкает, как лев, не получив удовлетворения своих злых пожеланий, прыгает, как леопард, от одного удовольствия к другому, ухитряется, как лисица, достигать искомого по своему сердцу, злится, как верблюд, в отмщении ближнему за какое-либо случайное опечаление, ржет, как конь, женонеистовствуя на тела человеческие и скотские, бесстыдствует, как волк, в продерзости на погубление души своей и братней (прп.. Феодор Студит , 92, 320). ...Для нас удобно целый день заниматься делами спасения, если только захотим: утром разумно петь оную давидскую песнь: заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя ( Пс. 5, 4 ); в третий час: Духа Твоего Святого не отьими от Мене ( Пс. 50, 13 ); в час шестой: Избави мя от нападения беса полуденного и от стрелы, летящие во дни (ср.: Пс. 90, 5–6 ); в девятый: приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя ( Пс. 85, 1 ); вечером: благослови, душе моя, Господа... и следующие за сим ( Пс. 103, 1 ). Если мы каждодневно так будем поступать, и друг друга возбуждать, и просвещать благими словесами и делами, а не расслаблять и омрачать беспечным равнодушием и пусторечием, то можем сим образом спастися, потому что от утра до вечера можем совершать одно достодолжное... (прп. Феодор Студит , 92, 344).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Насмешки Не смейся и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтоб самому не впасть в искушение (прп. Ефрем Сирин , 31, 113). Источник. Береги сам себя, а над падением другого не смейся (свт. Григорий Богослов , 10, 210). Источник. ...Какой... вред человеку от поношения и насмешек со стороны подобных ему людей, когда Создавший сердца наши и Разумеющий все дела наши прославляет и венчает его? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 218). Источник. Если Сократ, этот законодатель аттических учений, и, потерпев побои, не мстил за сие; то почему ты приходишь в смятение, потерпев... только насмешку? Если будешь поступать любомудренно, то сам ты приобретешь Сократову славу, потерпев меньшее Сократова поругание, а оскорбивший тебя, как стрелою уязвлен будет твоим великодушием или даже, может быть, переменится у него и грехолюбивое сердце, и грехолюбивый язык. И тогда воздаст тебе благодарность, как виновнику такой перемены (прп. Исидор Пелусиот , 60, 7). Источник. Не насмехайся над человеком, и во всю свою жизнь не потерпишь насмешки (прп. Нил Синайский , 72, 244). Источник. В июне 1881 года в обители преподобного Сергия оказался один приходской священник, некто о. Димитрий, со своей супругой и дочерью Марией. Он поведал наместнику Лавры архимандриту Крониду о великой милости Божией, явленной им и их дочери преподобным Сергием. Дочь наша Мария, рассказывал он, поехала погостить к помещику нашего прихода и его дочерям. Однажды после обеда девицы вышли на балкон. В это время к балкону подошел немой мальчик попросить милостыню. Мария, по своему легкомыслию, стала шутить над ним, и он, огорченный, в слезах отошел от балкона. На другой день, утром, дочь наша, проснувшись, к ужасу своему, почувствовала себя немой, о чем, плача, письменно объяснила хозяину дома. Все были перепуганы этим несчастьем и тотчас же послали за мной. Я с нею немедленно отправился в Москву, был у многих врачей, и все они нашли, что язык у больной ничем не поврежден, и недоумевали о ее болезни. Прошло несколько месяцев. Я обратился к Богу с мольбой об исцелении своей дочери. Однажды ночью я и жена моя слышим, что дочь во сне с кем-то разговаривает: мы спешим в комнату больной и тихо подходим к кровати со свечами. В это время Мария пробудилась и говорит нам: «Папочка и мамочка! Какой я видела сейчас дивный сон. Я видела пришедшего ко мне старца неописуемой доброты. Он мне сказал: «Ты наказана немотою за то, что насмеялась над немым мальчиком, но, по предстательству к Богу преподобного Сергия Радонежского, тебе возвращается дар слова. В благодарность за это сходи со своими родителями пешком в обитель преподобного Сергия и поблагодари за милость Божию к тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Жизнь, братья, преисполнена большой трудности, и непременно должно и праведному и неправедному, и благочестивому и нечестивому страдать (свт. Иоанн Златоуст , 45, 943). С плачем бывает вступление в жизнь, со слезами начало ее, которыми природа предвозвещает будущие страдания (свт. Иоанн Златоуст , 46, 84). ...Не будет нам никакой выгоды от правого учения, когда жизнь будет растленна, как нет пользы от добродетельной жизни, при отсутствии здравой веры (свт. Иоанн Златоуст , 46, 293). Источник. ...Живя в богатстве, ожидай бедности; наслаждаясь благоденствием, жди голода; пользуясь славой, жди бесславия; наслаждаясь здоровьем, жди болезни (свт. Иоанн Златоуст , 46, 433). Источник. Настоящая жизнь есть ристалище, упражнение и борьба, печь, мастерская для добродетели. Как кожевник, получая кожи, сначала разминает их, растягивает, колотит, бьет о стены и камни, и через тысячи разных приспособлений делает их пригодными для окраски, и потом придает им хороший цвет... так действует и Бог в настоящей жизни: желая приготовить души к добродетели, Он и угнетает их, и удручает, и подвергает самым тяжелым испытаниям... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 544). Хотя и тесен этот путь, но все же он – только путь, а награды за кроткое и мужественное перенесение его постоянны, бессмертны и гораздо выше его трудностей (свт. Иоанн Златоуст , 46, 657). Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни (свт. Иоанн Златоуст , 47, 13). Источник. Будем же все делать так, чтобы нам и самим жить с доброю совестью, и коснеющих в заблуждении приводить нашею благородною жизнью к истине... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 58). ...Будем пользоваться, как должно, долготерпением Божиим и, пока есть еще время, отложив всякую леность, возлюбим добродетель и возненавидим порок (свт. Иоанн Златоуст , 47, 210). ...Должно нам... знать, что... временное удовольствие обыкновенно рождает непрестанную скорбь и нескончаемое мучение, а не обманывать самих себя и не думать, будто настоящею жизнью оканчивается наше существование (свт. Иоанн Златоуст , 47, 211).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У святителя Григория Богослова читаем: «Я признаю ту одну красоту, которую дала природа… Придай своей красоте бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями, бдениями днем и ночью. — Вот притирания, годные и незамужним и замужним! А красильные вещества побережем для стен… Если же столько заботишься о накладной красоте, то не можешь иметь здравого смысла о красоте неподдельной… О целомудрии твоего сердца я заключаю по неукрашенной красоте твоего лица» (Григорий Богослов, свт. Творения. СПб., 1911. Т. 2. С. 247, 248, 249). Святитель Василий Великий пишет: «Все то, что предпринимается не ради потребности, а для прикрасы, подлежит обвинению в суетности. Желающий, чтобы одежда и обувь, хотя и недорогие, шли к нему, с целью, чтобы это нравилось людям, явно страдает человекоугодием, а чрез то удаляется от Бога» (Краткие правила 50,49/Цит. по: Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 309). «Человек ведь не цветочек и не бабочка, внешность для него — не самое главное» (Тагор Р. Крушение. М, 1956. С. 14). 46 «Против тебя поднимает войну жена, тебя входящего встречает она как зверь, изощряет язык свой как меч,— горестное обстоятельство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя: наделал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины,— и вот рана, нанесенная тобою женщине, врачуется женщиною, и язву чужой женщины, как хирург, выжигает собственная жена. А что худая жена есть заушение грешному, об этом свидетельствует Писание. Жена злая будет дана мужу грешному, и будет дана как горькое противоядие, которое иссушает худые соки грешника» (Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1903. С. 632–633). Всякая злость мала в сравнении со злостью жены, жребий грешника да падет на нее ( Сир. 25,11 ). «Ведь бывает и так, что некоторые среди чужих напоминают ангелов, а у себя дома напоминают бесов» Франциск Сальский, св. Руководством благочестивой жизни. Брюссель, 1967. С. 74). 47 A Theological Word — Book of Bibble. London, 1980. C. 133. «Впрочем, иногда и эротическая любовь постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого, то есть когда через любовь к внешнему облику любимого — телесному и душевному — мы проникаем к тому глубинному его существу, которое этот облик «выражает», хотя всегда и несовершенно, — к его личности, а это значит: к его существу» ( 59 . С. 210).

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Ефрема и «Лавсаик» 970 , да Синаксарь или Пролог, чтения же минейные не предполагаются. Отсюда имеется ряд замечаний подобных следующим: чте златоу. оставша жить стго семеона нд два (5 сентября) 971 ... чте едино златоу два оставшас стго ёвдоксни (7 сентября) 972 … чте в златоу и стго автонома мчнье еди (12 сентября) 973 ... стислови казму едину… и чтее кни сго ефр… и начинае велик ка… и чтеьт житие сты и прпбны мрни на два чте (четверг пятой седмицы поста) 974 . В неделю сыропустную (все списки) и недели первую и третью поста 328 и 380 чтение круга триодного указывают рядом со чтениями из Шестоднева, что согласуется с правилом Евергетидского Типикона, по которому в утрени недель чтения из чередной книги в том или другом числе непременно удерживаются; но о действии того же правила в продолжение целого года (как в Евергетидском) древние списки Иерусалимского Устава сами по себе не имеют указаний; приложенные же (в разном числе) к ним «Марковы главы», 975 вошедшие потом в самый текст Устава позднейших списков, не знают этого правила, а наоборот, при совпадении праздников с неделями, неизменно удерживают лишь на благословении хлебов чтение недельное – в «посланиях», а на утрене чтение указывается только праздника или святого 976 . Вопрос о сочетании чтений круга триодного с минейным в отношении памятей святых рядовых не выясняется. Служба этим святым (ε μ που τχει γου μεγλου μνμη) 977 , если памяти их падают на праздничные дни триодного круга – недели приготовительные, субботы сыропустную и мясопустную, субботы и недели Четыредесятницы, четверг пятой седмицы Четыредесятницы, недели Пятидесятницы, среду Преполовения (равно как и в среду отдания Преполовения), Вознесение (равно и отдание Вознесения), понедельник св. Духа, субботы пред и после праздника Пятидесятницы – отправляются или на ближайших повечериях, или (если падают на дни от субботы Лазаревой до недели Фоминой) на повечериях Четыредесятницы от понедельника второй седмицы, но об отмене или перенесении чтений минейных ничего не говорится, конечно, потому, что и самых чтений этих на месяцы великопостного периода (февраль–март) Уставом почти не назначается (всего около 5 чтений) 978 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Свт. Епифаний публично предложил свт. Иоанну осудить Оригена. В результате отношения между свт. Иоанном и свт. Епифанием испортились, причем последний начал открыто обвинять свт. Иоанна в оригенизме. Затем свт. Епифаний прибыл в Вифлеем, где стремился заручиться поддержкой блж. Иеронима, однако последний, боясь вступить в конфликт со своим архиепископом, стал призывать свт. Епифания к примирению со свт. Иоанном. Свт. Епифаний отверг это предложение и покинул Вифлеем. Вскоре он вернулся на о-в Кипр. Весной 394 г. конфликт еще более обострился. Свт. Епифаний составил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, в к-ром опять просил осудить Оригена, настаивая на том, что последний в писаниях порочил супружеские отношения, и обвиняя его в энкратизме. Просьба была вновь отвергнута свт. Иоанном. В результате свт. Епифаний начал кампанию против свт. Иоанна, открыто проповедуя, что тот поддерживает еретическое учение Оригена. Свт. Епифаний убедил блж. Иеронима разорвать церковное общение со свт. Иоанном и рукоположил брата блж. Иеронима, Павлиниана, во диакона, а затем - во пресвитера. Несмотря на то что Павлиниан был рукоположен для Вифлеемского мон-ря, к-рый входил в юрисдикцию архиепископа Иерусалимского, само таинство свт. Епифаний совершил в своем мон-ре в Бесандуке, не подчинявшемся свт. Иоанну. Свт. Епифаний отправил последнему письмо, в к-ром указал на это обстоятельство и повторно призвал свт. Иоанна осудить Оригена. Однако свт. Иоанн не только не ответил на послание, но и обратился за помощью к Феофилу I , архиеп. Александрийскому. Свт. Епифаний вновь направил палестинским епископам и монахам послание, в к-ром содержался призыв к разрыву евхаристического общения со свт. Иоанном. В том же послании свт. Епифаний назвал Руфина Аквилейского еретиком. После того как послание было переведено на лат. язык блж. Иеронимом, Руфин прервал общение не только с ним, но и со свт. Епифанием Кипрским. Примерно в то же время было предпринято неск. попыток примирения враждующих сторон. Так, в 394 г. архиеп. Феофил направил с этой целью в Палестину прп. Исидора Странноприимца , который вскоре привез в Александрию исповедание веры, составленное блж. Иеронимом Стридонским (впрочем, впосл. блж. Иероним называл прп. Исидора оригенистом).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010