В Деяниях Собора в Халкидоне, сохранивших ход и последовательность его заседаний, имеется важное свидетельство того, что свт. Лев разделял учение свт. Кирилла. 41 После прочтения двух важных посланий святителя Александрийского епископы собора единодушно заявили: «Все так веруем! Папа Лев так верует! Анафема тому, кто разделяет, и тому, кто сливает! Эта вера архиепископа Льва; Лев так верует; Лев и Анатолий так веруют; все так веруем; как Кирилл, так веруем. Вечная память Кириллу ». 42 И после прочтения Томоса свт. Льва епископы, как об этом свидетельствуют церковные историки и Mansi восклицали, что «устами Льва вещает сам апостол Петр», «анафема тому, кто не так верует; это через Льва изрек Петр; этому учили Апостолы...Лев и Кирилл учат согласно; это вера истинная; православные так думают; это вера отеческая». 43 То, что свт. Лев мыслил о Боговоплощении, как и свт. Кирилл Александрийский , доказывается им же самим в письме к епископу Юлиану Косскому. Но не только это. Как доказывает профессор И. Романидис, на соборе все епископы были сторонниками учения свт. Кирилла и поэтому в течение пяти дней тщательно сверяли текст Томоса свт. Льва Великого с Третьим посланием свт. Кирилла к Несторию и 12-ю анафематизмами. 44 И именно это и дало право всем епископам утверждать о верности, православности и точности Томоса свт. Льва Великого . Церковная память также хранит повествование о написании свт. Львом этого послания к свт. Флавиану против ереси Евтихия. Свт. Софроний патриарх Иерусалимский в своем знаменитом «Луге духовном» помещает достойный самого пристального внимания рассказ о том, как свт. Лев после написания текста послания положил его на гроб апостола Петра. В течение сорока дней Римский святитель постился и молитвенно просил Апостола исправить все вкравшиеся в текст неточности. После чего ему явился сам апостол Петр и возвестил о том, что им исправлены все ошибки его собственной рукой. 45 Церковный историк Евагрий Схоластик Томос свт. Льва характеризует такими словами: «Ибо это послание согласно с исповеданием великого Петра, и есть как бы столп против людей зломыслящих». 46

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Свт. Григорий Богослов. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Творения. Изд. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 173. 894 Свт. Ипполит Римский. Увещание к эллинам//ΒΕΠΕΣ. Т. 6, 227–228. 895 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. 46, 88. 896 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филип, беседа 3, 3//PG. 62, 203. 897 Афинагор. Прошение о христианах. Гл. 31//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 445. 898 П. Ν. Τρεμπελα. Υπμνημα εις τ κατ Λουκν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 648. 899 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа на Евангелие от Иоанна, 19, 30//PG. 74, 669. 900 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 870 С. 901 П. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα εις το κατ Λουκαν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 646–647. 902 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 32//ΒΕΠΕΣ. 35, 108–109. 903 М. Κριτοπουλου. μολογα…//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικα και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 548. 904 Ориген. О молитве. Кн. XI, 2//ΒΕΠΕΣ 10, 250 (15–20). 905 Поскольку слово «свидетель» (по–гречески — μρτυρας) традиционно переводится как «мученик», Η. Василиадис вынужден сделать свое пояснение. 906 Ориген. Указ. соч. С. 249–250. 907 Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 122–123. 908 Ι. Ν. Καρμρη. " Ορθδοξος κκλησιολογα. Αθναι, 1973. Σ. 797. 909 Ерма. Пастырь. Видение 1–е//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198. 910 [Мученичество свт. Игнатия Антиохийского]//ΒΕΠΕΣ. 2, 341 (11–20). 911 Ориген. Похвала мученичеству. Гл. 38//ΒΕΠΕΣ. 9, 59 (18–21). 912 В славянском месяцеслове — Потомия (пам. 7 авг.). 913 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. VI. Гл. 5. Ст. 3–7. М., 1993. С. 204. 914 Свт. Василий Великий. Послание 360. К Юлиану Отступнику//PG. 32. 1100 В. 915 Он же. Слово на свв. 40 мучеников. 8//PG. 31. 521С–524 А. С. 916 Свт. Григорий Нисский. На вмч. Феодора//PG. 46, 746 Д–748 С. 917 Свт. Григорий Богослов. Послание 223, Фекле//PG. 37, 368А. 918 Он же. Слово 24, в похвалу св. сщмч. Киприана//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 357. 919

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

4 . Каково значение разделения Богом человеческого рода на полы с точки зрения свт. Григория? 5 . Каково учение свт. Григория об апокатастасисе? 6 . Охарактеризуйте творение свт. Григория «Большое огласительное слово». 3 .1.5. Свт. Иоанн Златоуст. Пастырская деятельность. Учение о богопознании, о Церкви, о Таинствах. Методы толкования Св. Писания. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Свт. Иоанн Златоуст . Слова о священстве 1 – 3. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие Евангелия истолковал свт. Иоанн Златоуст ? Какими методами он пользовался в своей экзегезе? 2 . Охарактеризуйте учение свт. Иоанна о богопознании, о Церкви и о Таинствах.. 3 .1.6. Свт. Кирилл Александрийский. Полемика с Несторием. Специфика христологии Кирилла. Учение о Таинствах. Учение об обожении. Экзегетические труды. Литература. Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII столетий. Любое издание. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Свт. Кирилл Александрийский. 12 глав против Нестория. Изъяснение 12 глав. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие произведения были написаны свт. Кириллом в его полемике с Несторием и его единомышленниками? Охарактеризуйте эти произведения. 2 . Дайте характеристику христологии свт. Кирилла. 3 . Что такое «взаимообщение свойств»? 4 . Что говорит свт. Кирилл о значении Евхаристии? 5 . Охарактеризуйте основные подходы и принципы истолкования свт. Кириллом ветхозаветных книг и Евангелия от Иоанна. 6 . Каково было учение свт. Кирилла об обожении? В чем его своеобразие? 3 .1.7. Блаж. Феодорит Кирский. Полемика со свт. Кириллом. Христология; богословская позиция во время несторианских споров и во время борьбы с монофизитством. Толкование Священного Писания. Блаж. Феодорит как церковный историк. Литература. Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII столетий Любое издание.. Блаж. Феодорит. Слово о любви//История боголюбцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Как бы то ни было, само желание митрополита Романа предъявить претензии на всю территорию Руси свидетельствует о том, что восприятие митрополии πσης τς ωσας как единой и неделимой продолжало сохраняться. Со смертью Романа в 1362 г. конфликт начал стихать, а еще позднее и сам свт. Филофей пересмотрел свое решение о поставлении Романа, о чем свидетельствуют патриарший сигиллий об упразднении Литовской митрополии и послания свт. Филофея лично свт. Алексию и князьям различных русских областей о необходимости признавать в качестве главы Русской Церкви только митрополита Κυβου κα πσης τς ωσας, то есть свт. Алексия, датируемые 1370 г. В следующем году в Константинополе рассматривалось требование польского короля Казимира III о предоставлении для Галича и других территорий, вошедших в состав Польши, своего собственного митрополита. Казимир ссылался на уже имевшийся прецедент существования Галицкой митрополии, созданной свт. Афанасием I (хотя сам же свт. Афанасий эту митрополию и упразднил: см. выше), и аргументировал свою просьбу тем, что свт. Алексий не уделяет православным епархиям в составе его государства должного пастырского внимания (хотя в действительности это сами польские власти создавали препятствия для соответствующей деятельности). Кроме того, в обращении Казимира содержалась прямая угроза обратить православное население Польши в католичество в случае непредоставления ему своего митрополита . Патриарх поддался на угрозу и удовлетворил требование польского короля , уже в третий раз отделив от Русской Церкви Галицкую, Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимиро-волынскую епархии и провозгласив одного из епископов этих епархий Антония митрополитом Галицким. Это было оформлено в мае 1371 г. в форме соборного деяния , с отправкой свт. Алексию соответствующего послания . Последние годы управления Русской Церковью свт. Алексием омрачились сложными интригами против него, деятельное участие в которых принимал высокообразованный болгарин по имени Киприан, в декабре 1375 г. рукоположенный в Константинополе в сан митрополита Киевского и Литовского (при том что титул «Киевский» продолжал одновременно сохраняться и за митрополитом всея Руси свт. Алексием) и направленный в 1376 г. на Русь с правами рассмотреть обвинения против свт. Алексия, выдвинутые его врагами, и возглавить всю Русскую Церковь в случае необходимости. Предполагаемый суд, впрочем, не состоялся, и до кончины свт. Алексия в феврале 1378 г. свт. Киприан пребывал в Киеве. Последующее десятилетие, по словам митрополита Макария (Булгакова), «можно назвать самым смутным временем в истории нашей митрополии» . Завершением этого смутного времени можно считать объединение под началом свт. Киприана русских епархий — сначала без учета тех, что вошли в Галицкую митрополию , а потом и с ними . Это объединение было ознаменовано приездом свт. Киприана в 1390 г. в Киев и затем в Москву, откуда он и продолжал править Русской Церковью вплоть до своей смерти в 1406 г.

http://pravoslavie.ru/116071.html

е. много позже успения преп. Паисия. В пересказе жития преп. Исаака свт. Филарета Черниговского временем успения преподобного указан конец VII века, но, имея в виду приводимые святителем аргументы и само расположение текста о преп. Исааке в разделе от 420 до 620 годов 269 , мы считаем это простой опечаткой. Свт. Филарет признает авторство письма св. Симеону за преп. Исааком, а по времени жизни первого видно, что последний не мог почить в конце VII века. Может быть, опечаткой это считал и свт. Феофан Затворник , поскольку в своей статье о преп. Исааке в русскоязычном Добротолюбии (уже много позже публикации книг свт. Филарета), он пишет о конце VI 270 , а не VII века. В вопросе выяснения времени жизни преп. Исаака особое место занимает “Охридский пролог” свт. Николая Сербского . Под 12-м апреля тут содержатся сведения, сообщаемые свт. Григорием Двоесловом 271 , а под 28-м января – совмещение текстов анонима Ассемани и Ишоднаха 272 , т. е. свт. Николай явно различает двух разных св. Исааков. Имея в виду большую древность слов свт. Димитрия Ростовского (см. учение преп. Викентия Лиринского 273 ), а также свидетельства анонима Ассемани, успользуемое другими Отцами, и самого преп. Исаака Сирина (слова 30, 54 и 55), мы полагаем, что следует принять более раннюю датировки жизни преп. Исаака (тем более, что расхождение у свт. Феофана Затворника со свт. Димитрием Ростовским составляет всего лишь 50–60 лет, а не 100 и более как у Ишоднаха и анонима Рахмани). Сам свт. Николай хотя и называет временем успения преп. Исаак конец VII века, но в то же время признает его авторство за письмом св. Симеону 274 , по которому никак нельзя допустить такую датировку. Последняя фраза у свт. Николая: “Даже такие святые, каким был преподобный Симеон Дивногорец, просили у него совета” – практически дословно повторяет текст свт. Филарета Черниговского 275 . Видимо, свт. Николай (возможно еще через чей-то текст) воспроизвел опечатку свт. Филарета. Кроме этого, в предисловии к русскому переводу творений преп. Исаака 1911 года свщмч. Илия Четверухин отождествляет Исаака Ишоднаха и преп. Исаака Сирина 276 , однако, не отдает полный приоритет сведениям несторианина, лишь констатируя серьезные различия с анонимом Ассемани, хотя, как кажется, св. Илия и принимает датировку времени жизни преподобного VII веком 277 . По неизвестным причинам это предисловие не было надписано именем св. Илии, его авторство сообщено в кратком тексте С.И. Соболевского в этом же издании 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Г. И. Беневич Формирование антропологических концепций Св. Григорий Нисский (Д. С. Бирюков) Свт. Григорий Нисский – самый сложный и наиболее склонный к философии из Каппадокийских отцов, при этом он является наиболее плодовитым автором в сравнении с другими Каппадокийцами. Свт. Григорий не получил такого блестящего образования, как свв. Василий Великий и Григорий Богослов , он многое наверстывал самостоятельно и был, по его словам, «собственный воспитанник». Свт. Григорий не обладал той поэтической и риторической изысканностью, которая была характерна для свт. Григория Богослова и отчасти свт. Василия Великого ; тем более не имел он и церковноорганизаторских талантов, свойственных для свт. Василия. Но в плане насыщенности, глубины и смелости своих философских интуиций свт. Григорий является, пожалуй, наиболее выдающимся из Каппадокийских отцов. Свт. Григорий Нисский родился около 335 г. в Неокесарии Понтийской либо в Кесарии Каппадокийской, в семье благочестивых христиан свв. Василия и Эммелии. В семье было десять детей, и старшим братом свт. Григория был Василий, в будущем – знаменитый еп. Кесарийский; Григорий был третьим ребенком в семье. По всей видимости, влияние на него старшей сестры Макрины было не меньшим, чем на его брата Василия 1059 . Кроме Макрины на Григория значительное влияние оказал его брат Василий, которого он называет своим учителем 1060 . Отец старался дать детям хорошее образование, однако, в отличие от свт. Василия, свт. Григорий ради получения образования не имел возможности совершать поездок в центры тогдашней образованности 1061 , но он учился сначала в начальной школе, а затем в риторских школах родного города. Насколько можно судить из сочинений свт. Григория, он изучал не только философию и риторику, но и медицину, а также классическую литературу. В 357 г. свт. Григорий был рукоположен в чтецы; будучи чтецом, он хотел оставить эту стезю и заниматься преподаванием риторики 1062 , но затем он склонился к тому, чтобы посвятить себя служению Церкви. Примерно в это время свт. Григорий женился на благочестивой женщине по имени Феосевия 1063 . Какое-то время свт. Григорий был женатым епископом, до гех пор пока его жена не умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Свт. Григорий Богослов занимает особенное место в истории христианского богословия. Его сочинения рассматривались в Византии как образец и мерило православия, что видно хотя бы из самого факта нарицания свт. Григория «Богословом», или «вторым Богословом» (после ап. Иоанна Богослова). Слова свт. Григория сыграли очень важную роль для становления как догматической, так и литургической мысли в православной Церкви. Догматика в творениях свт. Григория не облечена в форму богословских трактатов; богословские Слова свт. Григория являют собой не систематическое, но скорее – «поэтическое» догматическое богословие, что не лишает, но наоборот, насыщает их крайне богатым богословским и философским содержанием. Свт. Григорий Назианзин (Богослов) родился ок. 325–330 гг. в имении отца, недалеко от города Назианза. В молодости отец свт. Григория свт. Григорий Назианзин Старший 853 принадлежал к секте т. н. ипсистариев, в которой немаловажную роль играли элементы иудаизма 854 , но затем под влиянием жены он обратился к ортодоксальному христианству, был крещен, а потом и рукоположен в епископы Назианза. Григорий получил очень хорошее образование. Сначала он учился в Назианзе, затем – в Кесарии Каппадокийской, где встретился впервые с будущим святителем Василием Великим . Учился Григорий также в Кесарии Палестинской и Александрии. Из Александрии он в 348 г. отправился в Афины, где в знаменитой Афинской академии изучал софистику, риторику и философию. В Афинах свт. Григорий окончательно сблизился с Василием 855 ; там же Григорий познакомился с будущим императором Юлианом Отступником 856 . Григорий проучился в Афинах около восьми лет. В Академии Григорию предложили остаться в качестве преподавателя риторики; поддавшись на уговоры Василия, он сначала остался в Афинах, но затем вернулся в родные места. Возвратившись из Афин, Григорий принял крещение. В 361 г. отец свт. Григория Богослова – свт. Григорий Старший, в то время епископ Назианзский, подписал омиусианскую формулу. Это привело к отделению назианзских монахов, ревнителей чистоты веры. В декабре 361 г. свт. Григорий Старший, нуждаясь в помощнике и встав перед фактом назианзской схизмы, рукоположил своего сына в священники. Свт. Григорий Богослов , тяжело переживая факт своего рукоположения, не послушавшись отца, удалился к своему другу свт. Василию в Понтийскую пустыню. Вернувшись оттуда спустя несколько месяцев, на Пасху 362 г., свт. Григорий произнес свое знаменитое Слово 2 857 – итог его размышлений о смысле священства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Как бы то ни было, само желание митрополита Романа предъявить претензии на всю территорию Руси свидетельствует о том, что восприятие митрополии πσης τς ωσας как единой и неделимой продолжало сохраняться. Со смертью Романа в 1362 г. конфликт начал стихать, а еще позднее и сам свт. Филофей пересмотрел свое решение о поставлении Романа, о чем свидетельствуют патриарший сигиллий об упразднении Литовской митрополии и послания свт. Филофея лично свт. Алексию и князьям различных русских областей о необходимости признавать в качестве главы Русской Церкви только митрополита Κυβου κα πσης τς ωσας, то есть свт. Алексия, датируемые 1370 В следующем году в Константинополе рассматривалось требование польского короля Казимира III о предоставлении для Галича и других территорий, вошедших в состав Польши, своего собственного митрополита. Казимир ссылался на уже имевшийся прецедент существования Галицкой митрополии, созданной свт. Афанасием I (хотя сам же свт. Афанасий эту митрополию и упразднил: см. выше), и аргументировал свою просьбу тем, что свт. Алексий не уделяет православным епархиям в составе его государства должного пастырского внимания (хотя в действительности это сами польские власти создавали препятствия для соответствующей деятельности). Кроме того, в обращении Казимира содержалась прямая угроза обратить православное население Польши в католичество в случае непредоставления ему своего Патриарх поддался на угрозу и удовлетворил требование польского уже в третий раз отделив от Русской Церкви Галицкую, Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимиро-волынскую епархии и провозгласив одного из епископов этих епархий Антония митрополитом Галицким. Это было оформлено в мае 1371 г. в форме соборного с отправкой свт. Алексию соответствующего Последние годы управления Русской Церковью свт. Алексием омрачились сложными интригами против него, деятельное участие в которых принимал высокообразованный болгарин по имени Киприан, в декабре 1375 г. рукоположенный в Константинополе в сан митрополита Киевского и Литовского (при том что титул «Киевский» продолжал одновременно сохраняться и за митрополитом всея Руси свт. Алексием) и направленный в 1376 г. на Русь с правами рассмотреть обвинения против свт. Алексия, выдвинутые его врагами, и возглавить всю Русскую Церковь в случае необходимости. Предполагаемый суд, впрочем, не состоялся, и до кончины свт. Алексия в феврале 1378 г. свт. Киприан пребывал в Киеве. Последующее десятилетие, по словам митрополита Макария (Булгакова), «можно назвать самым смутным временем в истории нашей Завершением этого смутного времени можно считать объединение под началом свт. Киприана русских епархий — сначала без учета тех, что вошли в Галицкую а потом и с Это объединение было ознаменовано приездом свт. Киприана в 1390 г. в Киев и затем в Москву, откуда он и продолжал править Русской Церковью вплоть до своей смерти в 1406 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010